Ответственность юр лиц за коррупционные правонарушения

Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений осуществляются от имени или в интересах юридического лица, то меры ответственности могут быть применены к юридическому лицу.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

От имени или в интересах юридического лица могут действовать как лица, уполномоченные совершать такие действия на основании закона, иного правового акта, устава, договора или доверенности, занимающие должность в органах управления или контроля юридического лица, так и иные лица по указанию, с ведома либо одобрения вышеуказанных лиц, действующие в интересах юридического лица.

Ответственность юридических лиц за незаконное вознаграждение установлена статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Так ответственность наступает за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Наказание усиливается, если вышеуказанные действия совершены в крупном или особо крупном размере.

Полномочия по возбуждению дел об административных правонарушениях указанной категории возложены на прокурора.

Информация подготовлена старшим помощником прокурора Гагаринского района города Севастополя Кислицей А.О.

Прокуратура Московской области

Нормами российского законодательства о противодействии коррупции предусмотрена ответственность за коррупционные нарушения не только для физических, но и для юридических лиц.

Эти нормы были приняты в целях реализации положений ст. 26 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г.Нью-Йорке 31.10.2003 на сессии Генеральной Ассамблеи ООН), предусматривающей, что каждое Государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в преступлениях, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией. При условии соблюдения правовых принципов Государства-участника ответственность юридических лиц может быть уголовной, гражданско-правовой или административной.

В Российской Федерации уголовная ответственность предусмотрена только для физических лиц, поэтому для юридических лиц статьями 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за коррупционные правонарушения.

Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Размер штрафа составляет трехкратную сумму денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» возложена обязанность на организации принимать меры по предупреждению коррупции, за неисполнение которой должностные лица этих организаций могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и
использования поддельных документов.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 25.12.2008 — «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
  • «Российская газета», N 266, 30.12.2008
  • «Парламентская газета», N 90, 31.12.2008)

Статья 14 Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Ответственность юр лиц за коррупционные правонарушения

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Административная ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения: вопросы и ответы

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Отдел по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции подготовил ответы на вопросы посетителей сайта прокуратуры Республики Коми.

Вопрос: В каких случаях наступает административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) и возможно ли назначение наказания ниже низшего предела санкции, установленной за данное административное правонарушение?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 273-ФЗ).

Административная ответственность по статье 19.28 КоАП РФ наступает при совершении законными представителями юридических лиц преступлений, предусмотренных статьями 204 (коммерческий подкуп), 291 (дача взятки), 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ, в том числе покушения на совершение указанных преступлений, вне зависимости от привлечения к уголовной ответственности взяткодателей (посредников во взяточничестве) либо их освобождения от уголовного преследования в случае активного способствования раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольного сообщения правоохранительным органам о совершенном преступлении.

Санкция статья 19.28 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности назначения административного наказания ниже низшего предела санкции, установленной за конкретное административное правонарушение, в том числе предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ.

Однако в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.

Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела и положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд при решении вопроса о размере административного наказания в виде штрафа, в том числе по статье 19.28 КоАП РФ, вправе его назначить в размере ниже низшего предела.

Вопрос: Государственный служащий ранее замещал должность гражданской службы. После увольнения с государственной гражданской службы он трудоустроен в государственное бюджетное учреждение на условиях трудового договора. Должно ли в данном случае быть направлено соответствующее уведомление о заключении трудового договора с бывшим гражданским служащим? Подлежит ли бюджетное учреждение административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в случае несвоевременного направления уведомления о приеме на работу бывшего государственного служащего?

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные требования, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, и предусматривают право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Порядок применения статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ разъяснен в разделе IV Письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.07.2013 № 18-2/10/2-4038 «Разъяснения по применению Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции» (вместе с «Разъяснениями по применению Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции») (далее – Письмо).

В соответствии с пунктом 2 раздела IV Письма у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Бюджетные учреждения не являются государственными (муниципальными) органами. Соответственно при заключении ими трудового или гражданско-правового договора с бывшим государственным служащим на бюджетные учреждения в полном объеме распространяются обязанности, предусмотренные статьей 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в том числе направление представителю нанимателя бывшего государственного служащего в установленный десятидневный срок письменного уведомления.

В случае нарушения требований статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ при трудоустройстве бывшего государственного служащего, бюджетное учреждение подлежит административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.

«Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения»

«Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения»

Действующим законодательством помимо ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения, введена также ответственность для юридических лиц.

Статья 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона, в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На настоящий момент действуют положения статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена ответственность юридического лица за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Квалифицирующими признаками данного правонарушения, влияющими на размер наказания, будут выступать совершение противоправных действий в крупном размере (если сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей), и в особо крупном размере (когда сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают двадцать миллионов рублей).

Максимальный размер наказания, за данный вид правонарушения предусмотрен в виде штрафа, размер которого определяется кратно от суммы вознаграждения, но не менее одного миллиона рублей.

Санкция рассматриваемой статьи предусматривает обязательную конфискацию денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимость услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

С.А. Ступникова помощник Нагатинского межрайонного прокурора

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений

Привлечение к административной ответственности за коррупционные правонарушения предусматривает Федеральный закон № 273 ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Согласно ст. 14 закона в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, и привлечение ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность за коррупционное правонарушение предусматривает ст.19.28 КоАП РФ, в соответствии с которой:

незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением,

— влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Части 2 и 3 данной статьи предусматривают ответственность за совершение подобных действий в крупном и особо крупном размерах, превышающих один и 20 миллионов рублей и влекут более тяжкое наказание в виде штрафа до стократной суммы предложенной от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей.