Подзаконные нормативные правовые акты как источники земельного права

Подзаконные акты

В России наиболее массовым источником земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В их число входят и имеют наивысшую после Конституции и законов РФ силу указы Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления и иных органов муниципальных образований.

Указы Президента РФ

Нормативные правовые акты – указы Президента РФ являются главными подзаконными актами и не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции). Основным видом подзаконных актов они признаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ст. 90 Конституции) и, являясь гарантом прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Давая присягу, Президент РФ клянется «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, верно служить народу». Эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по их поводу нередко выражается озабоченность граждан и возникают земельные споры.

В XXI в. роль Президента РФ как главы государства в регулировании земельных отношений повысилась, что связано не столько с изданием соответствующих указов как источников земельного права, сколько с активизацией и реализацией земельной политики, выстраиванием вертикали власти, инициированием, координацией и поддержкой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечением верховенства Конституции и законов РФ.

Акты Правительства РФ

Следующую ступень источников земельного права в иерархии подзаконных актов составляют постановления Правительства РФ, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции).

Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и относящиеся к регулированию и реализации принципов земельных отношений, а именно:

– разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения (в бюджете предусматриваются доходы от использования земли, земельный налог, а также расходы на восстановление земель);

– управление федеральной собственностью (в том числе федеральной собственностью на земельные участки, реализация прав собственника);

– осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан (в том числе обеспечение земельного правопорядка, земельных прав физических и юридических лиц);

– охрана собственности (всех форм собственности на земельные участки) и общественного порядка (включающего установленный законом порядок владения, распоряжения и пользования землей).

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права.

Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009)

В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»

Оглавление

  • 1. Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования
  • 2. Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и учебная дисциплина
  • 3. История земельного права
  • 4. Принципы земельного законодательства. Разграничение норм земельного, гражданского и иных отраслей права
  • 5. Земельная реформа и ее правовое обеспечение
  • 6. Понятия и виды земельных правоотношений
  • 7. Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • 8. Источники земельного права: понятие и общая характеристика
  • 9. Конституционные основы земельного права
  • 10. Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права
  • 11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
  • 12. Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ
  • 13. Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права
  • 14. Формы права земельной собственности и ее субъекты

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

11. Подзаконные нормативные акты как источники земельного права

1) указы Президента РФ. Это главный подзаконный правовой акт. Подзаконность означает, что согласно от. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Главными они считаются потому, что Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, является гарантом прав и свобод человека и гражданина в России. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Давая присягу, Президент РФ клянется уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, верно служить народу (эти положения присяги имеют непосредственное отношение к земельному праву, так как земельные права являются конституционными, основными, по поводу которых нередко высказывается озабоченность граждан);

2) постановления Правительства РФ. Оно осуществляет исполнительную власть в РФ. Акты Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными для исполнения на территории РФ.

Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права.

Правительство РФ активно принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка;

3) ведомственные акты – это приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» относятся:

а) Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, координирует деятельность в этой сфере, иных органов исполнительной власти. Министерство РФ возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр;

б) Государственный комитет РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но каждое из них обладает координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов как источников земельного права;

4) нормативные акты организаций – т. е. это акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Земельное право. Шпаргалка (А. И. Титаренко, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Подзаконные акты как источники избирательного права

К источникам российского избирательного права относятся также подзаконные нормативные правовые акты.

Отдельные отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов в Российской Федерации, регулируются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, избирательных комиссий.

Нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ, иных федеральных государственных органов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам. Нормативные акты избирательных комиссий субъектов РФ и нормативные акты по вопросам, связанным с выборами других государственных органов субъектов РФ, не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, конституциям (уставам), законам субъектов РФ о выборах, нормативным актам Центральной избирательной комиссии РФ.

Отдельное место в системе избирательного законодательства занимают указы Президента РФ, объявленного в соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства. Характер указов, принимаемых Президентом РФ по вопросам, входящим в сферу избирательного права, разнообразен. В частности, можно выделить указы ненормативного характера, принимаемые главой государства в связи с осуществлением им своих конституционных полномочий. Так, например, в соответствии со ст. 84 Конституции РФ он назначает выборы Гос- ударственной Думы. Кроме того, Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а значит, в том числе и избирательных прав. Так, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан Президентом РФ были приняты Указы: от 30 мая 1997 г. № 535 «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры Российской Федерации» и от 28 февраля 1995 г. № 228 «О федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации»[18].

Среди подзаконных актов, регулирующих складывающиеся в избирательной сфере отношения, основное значение имеют акты избирательных комиссий. По своему правовому статусу избирательные комиссии не должны заниматься правотворческой деятельностью, однако, они имеют право принимать акты нормативно-правового характера на основании и во исполнение соответствующих законов. Это могут быть инструкции, постановления, положения и иные решения, целью которых является обеспечение единообразного применения законодательства о выборах. Так, Центральная избирательная комиссия РФ в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения ФЗ «Об основных гарантиях. » и давать заключения о соответствии законов субъектов РФ этому Закону.

Особенность нормативных правовых актов избирательных комиссий заключается в том, что их положения обязательны, как правило, для нижестоящих избирательных комиссий.

Следует подчеркнуть, что принятие нормативных актов избирательными комиссиями направлено на обеспечение единообразного применения уже существующего законодательства, а не на создание новых избирательных процедур.

Еще одним видом источников избирательного права подзаконного характера являются нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Эти акты должны приниматься в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Ими регулируется порядок подготовки и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления. Установление содержания ряда избирательных процедур при проведении муниципальных выборов актами органов местного самоуправления основано на положении ст. 131 Конституции РФ, в силу которого население соответствующих территорий имеет право самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Основным нормативным правовым актом муниципального образования является устав, закрепляющий структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, а также определяющий срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц.

Завершая характеристику источников избирательного права, необходимо отметить, что стабильность законодательства, в том числе и избирательного, способствует его успешной реализации, однако, изменение действующих законов неизбежно и просто необходимо. Изменение, а тем самым и совершенствование избирательного законодательства связано со спецификой реализации норм избирательного права. Этот процесс предполагает приведение материальных и процессуальных норм в соответствие с изменениями социально- политических условий жизни общества, а также устранение противоречий и пробелов в законодательстве, его систематизацию и кодификацию как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Сложность совершенствования избирательного законодательства проявляется в обеспечении свободы реализации избирательных прав граждан, с одной стороны, и необходимости детальной регламентации избирательных процедур, с другой.

Земельное Право

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

нормативные акты организаций;

акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ:

«О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993г. № 2287;

«О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей» от 7 декабря 1993г. 2118;

«О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;

«О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г. 198;

«О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. 337;

«О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» от7 июня 1996 г. 819;

«О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» от 16 мая 1997 г. 485.

Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления:

«Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра»» от 3 августа 1996 г. 932;

«О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрения ми и химическими средствами защиты растений в 1997 г.» от 14 февраля 1997 г. 166;

«Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса РФ в 1997 г.» от 26 февраля 1997 г. 224;

«О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319.

К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Федеральная служба лесного хозяйства и др.).

Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ» от 4 апреля 1997 г. (Бюллетень нормативных актов. 1997. 12);

Инструкция о ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом РФ 8 мая 1997 г.;

Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ» от 16 января 1997 г.

Подзаконные нормативные правовые акты как источники земельного права

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повтор­ном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от об­щего числа депутатов Государственной Думы (п. 5 ст. 105 Консти­туции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат при­нятые Государственной Думой федеральные законы по наиболее важ­ным вопросам (ст. 106 Конституции РФ).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Кон­ституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.

Однако следует отметить, что некоторые федеральные законы в области земельных отношений не имеют рыночного механизма их регулирования.

5. Указы Президента РФ. Президент РФ является главой госу­дарства. Он в соответствии с Конституцией РФ может издавать ука­зы и распоряжения.

Следует отметить, что нормативные указы Президента РФ относят­ся к федеральному уровню.

Анализ нормативных актов Президента РФ дает основание утверж­дать, что они изданы по самым разнообразным проблемам правового регулирования земельных отношений в период проведения земельной реформы в России, начиная с Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (утратил силу).

ЗК 1991 г. устарел, и ни у кого не вызывало сомнений, что многие его положения вступили в противоречие с Конституцией РФ, но нор­мы, которых был лишен ЗК РФ и которые содержались в указах Президента РФ обеспечивали тем не менее рациональное использование земель, их охрану, ограничение (в разумных пределах) права частной собственности на землю. Одним словом, они представляли собой ре­альное воплощение принципа общественно-Целесообразного характе­ра регулирования земельных отношений.

Был создан правовой вакуум в сфере земельных отношений, резуль­таты которого не замедлили сказаться. Как часто бывает в нашей стране, бездумно сметается весь накопленный опыт (в том числе и поло­жительный), однако альтернативы уничтоженному зачастую не нахо­дится.

Новый ЗК РФ был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. и опубликован 30 октября 2001 г. 1 Он состоит из 18 глав и 103 статей. Работа над новым ЗК РФ продолжалась около десяти лет. За это время было подготовлено несколько вариантов, а принят был-, на наш взгляд, не лучший вариант. Доказательством этой точки зре­ния служит очередная редакция ЗК РФ от 7 июля 2003 г. 2

6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.

Источниками земельного права являются также подзаконные нор­мативно-правовые акты исполнительных органов государствен­ной власти, изданные в пределах их компетенции и во исполнение законов и указов Президента РФ.

Специфика этого уровня заключается в том, что:

  • подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах своей компетенции государственными органами, выполняющими испол­нительно-распорядительные функции;
  • данные акты не должны противоречить федеральным законам, нормативным указам Президента РФ, которые в свою очередь не долж­ны противоречить конституционным законам.

С учетом образовавшегося вакуума в регулировании земельных отношений особо возросли роль и значение подзаконных норматив­но-правовых актов, так как то, что должно было быть урегулировано законами, в значительной мере регулируется указами Президента РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией РФ исполнительную, власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое из­дает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение;

Правительство РФ осуществляет полномочия, которые возложены на него КонституциейчРФ, федеральными законами и нормативными указами Президента РФ 1 .

Все это и обусловило то обстоятельство, что постановления Пра­вительства РФ касаются самых разнообразных сторон правового ре­гулирования земельных отношений и потому занимают самое важное место среди подзаконных нормативных правовых актов. Это постанов­ление Правительства РФ от 05.02.1993 № 100 «О государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993—1995 годы» 2 , постановление Правительства РФ от 05.08.1992 № 555 «Об ут­верждении Положения о порядке консервации деградированных сель­скохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промыш­ленными отходами и радиоактивными веществами» 3 , распоряжение Правительства РФ от 10.08,1992 № 1453-р «Об отмене администра­цией Московской области решений районных, городских, поселковых и сельских администраций об изъятии земель государственного лес­ного фонда и передаче лесов на территории лесопаркового пояса г. Москвы другим пользователям», постановление Правительства РФ от 28.01.1993 № 77 «Об утверждении Положения о порядке возмеще­ния убытков собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (в ред. от 15.05.1999) 4 ; постановление Правительства РФ от 19.11.2002 № 833 «О государственном земельном контроле» и утвержденное им Поло­жение 5 ; постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного монито­ринга земель» 6 .

7. Акты министерств и иных государственных органов феде­ральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты государственных комитетов, министерств и служб РФ — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Одна­ко в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постанов­ления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также если этот ведомственный акт был утвержден постанов­лением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.

В качестве примера можно привести Рекомендации по реорганиза­ции колхозов и совхозов, утвержденные Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 г. 1

Для упорядочения ведомственного правотворчества Министерство юстиции РФ осуществляет государственную регистрацию всех этих актов на предмет их полного соответствия действующему законода­тельству.

8. Нормативно-правовые акты субъектов РФ. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, роль источников земель­ного права выполняют конституции республик, а также нормативные постановления по вопросам использования и охраны отдельных при­родных ресурсов, нормативные указы президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные постановления и распоряжения правительств республик. Поэтому в некоторых из них приняты зе­мельные кодексы (Карелия, Коми и др.), а в некоторых они находятся в стадии разработки.

В субъектах РФ общее управление использованием и охраной зе­мель осуществляют соответствующие органы государственной влас­ти субъектов, полномочия которых определены Федеральным законом от 06.10.1999 № 194-ФЗ «Об общих принципах организации законо­дательных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 07.05.2002) 2 . С учетом нового Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Россий­ской Федерации» 3 и ЗК РФ определена компетенция поселковой, сель­ской, районной и городской администраций.

В других субъектах РФ (в областях, автономных областях и окру­гах) источниками земельного права, помимо законодательных актов выступают уставы субъектов РФ и издаваемые органами исполнитель­ной власти нормативно-правовые акты, а также решения представитель­ных органов субъектов, постановления и распоряжения глав админи­страций. Так, в Нижегородской области утверждена Программа при­ватизации земель сельскохозяйственных предприятий, которая предусматривает раздел земли и имущества среди владельцев земельной доли. Ряд решений по разным вопросам использования и охраны земель был принят и в других субъектах РФ.

Согласно ст. 72 и 76 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. По предметам ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Но Конституция РФ не содержит положения, которое бы разрешало нару­шать эту очередность.

В соответствии с п. «в» ст. 71 Конституции РФ вопросы создания единого рынка земли отнесены исключительно к ведению Российской Федерации. Следовательно, саратовский закон «О земле» и аналогич­ные акты других субъектов РФ, в которых разрешена купля-продажа земельных участков, это конституционное положение игнорируют.

Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти и аналогичных органов субъектов РФ осуществляется в соответ­ствии с Указом Президента РФ от 12.03.1996 № 370 «Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральны­ми органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 25.11.1996) 1 .

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов нахо­дятся вопросы разграничения государственной собственности на зем­лю и другие природные ресурсы, а также природноресурсовое законо­дательство, законодательство об охране окружающей среды и др.

В соответствии со ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ облада­ют всей полнотой государственной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (в ред. от 30.01.2001 ) 2 было создано семь феде­ральных округов.

В каждом федеральном округе создано Управление Генеральной прокуратуры, в задачу которого входит приведение законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.

9. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправле­ния. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое яв­ляется самостоятельным в пределах своих полномочий. Органы само­управления не входят в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного самоуправления, владе­ния, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, иных поселениях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населени­ем самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ).

Например, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» 1 глава местной администрации в пре­делах своей, компетенции издает постановления и распоряжения, а ру­ководители органов и структурных подразделений местной админист­рации издают приказы, которые, имея общенормативное значение, являются источниками земельного права: о порядке использования земель общего назначения в населенных пунктах; о порядке исполь­зования земель городской, сельской застройки и т.п.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить конституционным, законодательным, подзакон­ным нормативно-правовым актам, указам Президента РФ и норматив­но-правовым актам субъектов РФ.

Обеспечение соблюдения существующей иерархии нормативно-правовых актов возлагается на суды и прокуратуру. Рассмотрим по­рядок устранения коллизий, возникающих в системе источников зе­мельного права.

Компетенция Конституционного Суда РФ определена Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» (в ред. от 15.12.2001) 2 , принятым Федеральным Собранием РФ и подписанным Президентом РФ 21 июля 1994 г. В этом Законе определено, кто обладает правом на обращение в Консти­туционный Суд РФ (ст. 3, 84, 88, 96, 101, 105, 107).

Конституционность нормативно-правового акта проверяется Кон­ституционным Судом РФ с позиций:

  • содержания правовых норм в данном нормативно-правовом акте. Например, если права граждан и организаций в земельно-правовом акте ущемлены по сравнению с конституционным, то такой земель­но-правовой акт может быть признан не соответствующим Консти­туции РФ;
  • формы нормативно-правового акта. Так, если вместо постанов­ления как формы принятия нормативно-правового акта, установленного законом, был издан приказ, т.е. форма, не предусмотренная законом, то такой акт может быть признан неконституционным;
  • порядка принятия нормативного акта и введения его в дей­ствие. Например, нельзя считать конституционным такой норматив­но-правовой акт, который не был опубликован и доведен до испол­нителей;
  • установленной Конституцией РФ компетенции и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Например, если Государственная Дума Федерального Собрания РФ примет земельно-правовой акт без одобрения Совета Федерации, то в данном случае будет явное нарушение разграничения компетенции между этими органами;
  • разграничения предметов ведения и полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, федеральным или иными договорами о разграничении предметов ве­дения и полномочий. Например, признается неконституционным нор­мативно-правовой акт, который принимается органами государственной власти субъектов РФ, в то время как его принятие отнесено только к федеральным органам государственной власти.

Конституционный Суд РФ по итогам рассмотрения дела о провер­ке конституционности нормативно-правового акта принимает постанов­ление о признании этого акта соответствующим или не соответству­ющим Конституции РФ полностью или частично в зависимости от об­стоятельств дела (ст. 86, 98 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

С момента вступления в силу постановления о признании норма­тивного акта или отдельной его части неконституционными, норматив­ный акт или его часть не могут быть официально опубликованы, об­народованы или введены в действие, а будучи введенными в действие, считаются недействительными.

В Прокуратуру РФ вправе обратиться любой гражданин или организация с заявлением о принесении протеста прокурора на нормативный акт, принятый с нарушением закона: в случае несоблю­дения компетенции органа, принимавшего данный акт; нарушения процедуры принятия акта; противоречия подзаконного акта законо­дательству и т.п.

Прокуратура не вправе приносить протесты на неконституцион­ность нормативных актов по тем делам, которые относятся к компе­тенции Конституционного Суда РФ.

Устранение противоречий и коллизий в нормативно-правовых ак­тах осуществляет и арбитражный суд в процессе рассмотрения конк­ретных дел. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федера­ции», последний, установив в процессе разрешения дела несоответствие нормативного акта другим законам РФ, принимает решение на осно­вании законодательных актов.

10. В результате правоприменительной практики издаются руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и ре­шения Высшего Арбитражного Суда РФ. Данные виды норматив­ных актов специфичны тем, что они имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В пра­вовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Однако любой субъект правоотношений, чей спор или чье дело рассматривается в судах судебной или арбитражной системы, неизбеж­но попадает под действие указанных актов. Так, утвержденная госу­дарственным арбитражем методика исчисления убытков, полученных в результате нарушения договорных обязательств, применяется арбит­ражными судами и при рассмотрении дел о причинении вреда земель­ным угодьям вследствие незаконного решения органов управления.

Руководящие постановления пленумов Верховного Суда РФ и ре­шения Высшего Арбитражного Суда РФ:

  • устраняют пробел правовых норм в сфере земельного законо­дательства, применяя при разрешении конкретных дел аналогию зако­на или аналогию права; затем, на основании обобщения данных дел, выносятся обобщающие, «выстраданные» судебной практикой новые нормативные правила;
  • в дальнейшем становятся базой для совершенствования действу­ющего земельного законодательства, поскольку судебные системы в лице своих верховных органов обладают по Конституции РФ правом законодательной инициативы, опыт (прецедент) судебной и арбитраж­ной практики становится основой вновь принятых нормативно-право­вых актов.

11. Вспомогательные нормативно-правовые акты. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменитель­ной деятельности играют стандарты. Так, ГОСТ 17.5,1.01—78 «Охра­на природы. Рекультивация земель» регламентирует основные поло­жения, определенные ЗК РФ для землепользователей в качестве обязанности по восстановлению нарушенных земель.

Эти стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практи­ке. Так, раскрытие п. 17 ГОСТ 26640—85 «Земли. Термины и опреде­ления» понятия рационального использования земель позволяет пра­вильно применять положение ЗК РФ об обязанностях рационального использования земель собственниками, землевладельцами, арендатора­ми и землепользователями.

Таким образом, система источников земельного права РФ различа­ет несколько уровней: международно-правовые договоры; Конституция РФ и федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента РФ; акты Правительства РФ; акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти; нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Данная система наделена механизмом устранения противоречий, возникающих в ней, через Конституционный Суд РФ, органы прокура­туры РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, кото­рые своими решениями признают незаконными и недействительными нормативно-правовые акты, принятые с нарушением правил иерархи­ческой системы.

Система нормативно-правовых актов, являющихся источниками права, представляет по существу систему законодательства и посто­янно совершенствуется в связи с реализацией земельной и других реформ. О том, какими путями осуществляется это совершенствова­ние, будет рассказано в следующем разделе настоящей главы.

Подзаконные нормативные акты как источники земельного права

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ КАК ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Одним из основных источников земельного права, как и остальных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В них входят:
1 ) указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
2 ) ведомственные акты;
3 ) нормативные акты организаций; акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Так, на развитие земельных отношений оказали значительное влияние следующие Указы Президента РФ: -О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России. от 27 октября 1993 г. 1767 и от 24 декабря 1993 г. № 2287 «0 налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей». от 7 декабря 1993 г. 2118 «О государственном земельном кадастре и регист- рации документов о правах на недвижимость». от 11 декабря 1993 г. 2130 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности». от 14 февраля 1996 г. 198 «О реализации конституционных прав граждан на землю». от 7 марта 1996 г. 337 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств. от7 июня1996 г.819 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами». от 16 мая 1997 г. 485. Правительство РФ, во исполнение своих полномочий, также активно участвует в формировании земельного законодательства. Им, в частности, в последние годы были приняты следующие постановления: «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра». от 3 августа 1996 г. 932; 2).0 мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 Г. от 14 февраля 1997 г.166; «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса рф в 1997 Г». от 26 февраля 1997 г. 224; 4). 0 порядке определения нормативной цены земли· от 15 марта 1997 г. 1319. К ведомственным актам принято относить приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Федеральная служба лесного хозяйства и др.). Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ. от 4 апреля f997 г. (Бюллетень нормативных актов . 1997. 12); Инструкция о ввозе на территорию РФ и вывозе с территории РФ семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственным таможенным комитетом рф 8 мая 1997 г.; Приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. «0 порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ». от 16 января 1997 г.