Понятие финансовой ответственности финансовые правонарушения и их виды

Оглавление:

Понятие финансовой ответственности финансовые правонарушения и их виды

16. Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.

Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.

3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:

– полное возмещение вреда.

Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.

Бухгалтерская пресса и публикации 2008

Бухгалтерские статьи и публикации 2007

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации из бухгалтерских изданий 2006

Вопросы бухгалтеров — ответы специалистов по финансам 2006

Публикации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы бухгалтеров — Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Финансовое правонарушение: понятие и виды («Налоги и налогообложение», 2006, N 5)

«Налоги и налогообложение», 2006, N 5

ФИНАНСОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Финансовое правонарушение — новая разновидность правонарушений, которая сравнительно недавно была закреплена в действующем законодательстве. В связи с развитием законодательства в юридической литературе стали отмечать наличие банковских , бюджетных , налоговых и валютных правонарушений. Понятие финансового правонарушения — родовое, а налоговое, бюджетное, валютное, банковское правонарушения — видовые понятия. Объединить эти правонарушения в один род позволяет их отраслевая принадлежность, так как они предусмотрены нормами финансового права, а их разграничение возможно на основе объектов посягательства, которые существуют в рамках общего родового объекта. Братко А.Г. Банковское право России. — М., 2003. С. 59

При этом позиция А.Г. Братко заключается в том, что в банковском праве существует понятие «нарушение», а не «правонарушение».

Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства // Журнал российского права. 2003. N 3. С. 25.

Староверова О.В., Толокнева Н.А. Государственное принуждение в налоговом праве // Закон и право. — 2003. N 6. С. 57.

См.: Степанян М.Г. Правовое регулирование валютной ответственности // Банковское право. 2001. N 2. С. 47;

Ефремова Е.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений: Понятие, признаки, функции // Правоведение. 2002. N 2 С. 59;

Сапожников Н. Ответственность в валютных правоотношениях // Законность. 2001. N 9. С. 35 — 40.

Финансовые правонарушения занимают самостоятельное место в системе конституционных, уголовных, административных, дисциплинарных и иных деликтов, так как обладают только им присущими особенностями объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон, а также мерами ответственности за их совершение.

Понятие финансового правонарушения основывается на общем понятии правонарушения, которое разработано теорией государства и права. Таким образом, признаками финансового правонарушения выступают:

1) общественная опасность;

2) финансовая противоправность;

3) волевое деяние (действие или бездействие);

4) предусмотренность за его совершение финансовой ответственности;

Таким образом, финансовое правонарушение можно определить как общественно опасное, виновное, противоправное (в нарушение финансового законодательства) деяние, посягающее на финансовые отношения, за совершение которого предусмотрены меры финансовой ответственности.

Финансовое правонарушение — это родовое понятие, в рамках которого, в зависимости от разновидности объектов посягательства, выделяются разновидности финансовых правонарушений. Они предусмотрены финансовым законодательством, в том числе Налоговым кодексом, Бюджетным кодексом, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и рядом других нормативно-правовых актов.

Понятие «финансовое правонарушение» иногда употребляется и в более широком значении. В этом случае в основу классификации кладется не признак отраслевой принадлежности, а объект правонарушения — финансовые отношения. На основе такой классификации выделяют:

а) преступления, посягающие на финансовые отношения (ст. ст. 192 — 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);

б) административные правонарушения, посягающие на финансовые отношения (ст. ст. 15.1 — 15.26 КоАП РФ);

в) налоговые, бюджетные, валютные и банковские правонарушения.

Таким образом, понятие «финансовое правонарушение» может употребляться в узком и широком значении.

Далее выделим и сопоставим признаки отдельных разновидностей финансовых правонарушений, выделяемых по признаку отраслевой принадлежности.

Налоговое правонарушение. В ст. 106 НК РФ определено: «Налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность».

Таким образом, первый признак налогового правонарушения — налоговая противоправность, т.е. совершение деяния в нарушение законодательства о налогах и сборах.

Другой признак налогового правонарушения — налоговая наказуемость. Из понятия налогового правонарушения следует, что налоговая наказуемость устанавливается исключительно в Налоговом кодексе РФ. Такой вывод вытекает из пп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, в котором вопрос ответственности за совершение налоговых правонарушений отнесен к сфере исключительного ведения Налогового кодекса. Таким образом, признак налоговой противоправности и налоговой наказуемости — два взаимодополняющих признака. Во-первых, обязанности уплачивать налоги и сборы могут быть предусмотрены как в Налоговом кодексе, так и в иных нормативно-правовых актах. Во-вторых, ответственность за нарушение этих обязанностей может быть предусмотрена только в Налоговом кодексе РФ.

С признаком противоправности тесно связан и признак деяния, так как противоправным признается именно деяние, а не мысли, чувства или эмоции. Само деяние должно быть волевым и осознанным и может быть выражено в форме действия или бездействия. Некоторые налоговые правонарушения могут совершаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Например, грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) совершается как в форме действия, так и в форме бездействия. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) совершается только в форме бездействия.

Следующий признак налогового правонарушения — признак виновности. Нормами ст. 110 НК РФ предусмотрены две формы вины (умысел и неосторожность): «Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать».

В связи с законодательным определением налогового правонарушения как виновно совершенного деяния выглядят бессмысленными все попытки некоторых ученых обосновать налоговую ответственность без вины. Следует напомнить, что об общеправовом значении вины говорится и в Постановлении Конституционного Суда РФ N 1-П от 25 января 2001 г.: «Наличие вины — общий и общепризнанный принцип юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно». Налоговый кодекс не содержит каких-либо оговорок и исключений о возможности совершения налоговых правонарушений без вины.

В то же время существенным недостатком Налогового кодекса РФ следует признать отсутствие в нем указаний на то, какие налоговые правонарушения совершаются умышленно, а какие — по неосторожности. Это зачастую приводит к правоприменительному субъективизму в процессе квалификации деяния.

Следующий признак налогового правонарушения — общественная опасность. В законодательном определении налогового правонарушения признак общественной опасности не указан, однако это не означает реального отсутствия общественной опасности налоговых правонарушений. Любое государство не может нормально функционировать без полного и своевременного сбора налогов, поступление которых в казну обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина, внутреннюю и внешнюю безопасность и т.д. Общим объектом налоговых правонарушений будет выступать совокупность общественных отношений, обеспечивающих своевременное и полное взимание налогов и сборов, налоговый контроль и процессуальные налоговые отношения, которым и причиняется вред. Соответственно, можно определить три группы родовых объектов налоговых правонарушений. Во-первых, это отношения, обеспечивающие своевременное и полное взимание налогов и сборов. Во-вторых, отношения, обеспечивающие налоговый контроль. В-третьих, налогово-процессуальные отношения.

Соответственно, на отношения, обеспечивающие своевременное и полное взимание налогов, посягают такие налоговые правонарушения, как:

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ);

— неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ).

Правонарушения, предусмотренные ст. ст. 128 (ответственность свидетеля), 129 (отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода), 125 (несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест), посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового расследования.

Правонарушения, предусмотренные ст. ст. 116 (нарушение срока постановки на учет в налоговом органе), 117 (уклонение от постановки на учет в налоговом органе), 118 (нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке), 119 (непредставление налоговой декларации), 126 (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), посягают на отношения, обеспечивающие налоговый контроль, но при этом эти отношения очень тесно связаны с отношениями по своевременному и полному взиманию налогов.

Отдельную главу российского Налогового кодекса составляют правонарушения, заключающиеся в невыполнении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (гл. 18 НК РФ). Анализ комплекса ст. ст. 132 — 136 НК РФ показывает, что указанные правонарушения в основном посягают на отношения, обеспечивающие осуществление налогового контроля, но эти правонарушения только косвенно связаны с взиманием налогов и сборов. Исключение составляет ст. 135 НК РФ, устанавливающая ответственность за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора.

Бюджетное правонарушение. Понятие нарушения бюджетного законодательства РФ содержит ст. 281 Бюджетного кодекса РФ: «неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения».

Общественная опасность бюджетного правонарушения состоит в причинении вреда (или угрозе причинения вреда) отношениям, возникающим в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Исходя из анализа конкретных бюджетных правонарушений, указанные отношения можно конкретизировать. Например, это могут быть отношения по целевому использованию бюджетных средств, своевременному и полному перечислению бюджетных средств, своевременному представлению отчетов об исполнении бюджета и т.п.

В ст. 283 БК РФ указаны следующие виды бюджетных правонарушений:

— неисполнение закона (решения) о бюджете;

— нецелевое использование бюджетных средств;

— неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

— несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

— несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и др.

Анализ конкретных бюджетных правонарушений показывает, что они могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия.

Субъектами бюджетных правонарушений могут быть только юридические лица, являющиеся участниками бюджетного процесса.

Меры финансовой ответственности за бюджетные правонарушения (признак наказуемости бюджетного правонарушения) представлены в ст. 282 БК РФ. К бюджетным правонарушителям могут быть применены следующие меры:

— предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

— изъятие бюджетных средств;

Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, т.к. статья содержит отсылочную норму, позволяющую применять и иные меры ответственности, предусмотренные БК РФ и федеральными законами.

В Бюджетном кодексе не содержится упоминания о признаке вины. Отсутствие указания на данный признак не означает возможность существования ответственности без вины в бюджетных отношениях. Без вины нет правонарушения, упречного поведения и не должно быть ни юридической ответственности, ни наказания.

Существует и альтернативная позиция, представителем которой, к примеру, является А.Г. Братко. По его мнению, «санкции — одно из главных различий между банковским правом и другими отраслями права. В отличие от административного или уголовного права санкции банковского права применяются к кредитной организации не за правонарушение, а за нарушение» . В банковском праве признак виновности как основания ответственности не имеет значения . Братко А.Г. Банковское право. — М., 2003. С. 61.

Для решения этого вопроса еще раз обратимся к Постановлению Конституционного Суда РФ N 1-П от 25 января 2001 г. В нем, как мы уже говорили, во-первых, подчеркивается общеправовое значение вины, а во-вторых, отмечается, что всякое исключение из этого правила должно быть специально оговорено в законе. В банковском, валютном, бюджетном законодательстве о признаке виновности просто умалчивается, но специальные положения о том, что ответственность может применяться без вины субъекта, отсутствуют. Правоприменительная практика в банковских, валютных, бюджетных правоотношениях часто не принимает во внимание признак виновности субъекта, но задача науки заключается не в описании правоприменительной практики, а в выявлении ее недостатков. Поэтому мы считаем, что любой вид финансового правонарушения должен включать в себя признак виновности.

Следующей разновидностью финансовых правонарушений являются валютные правонарушения. Правовую характеристику этих нарушений содержит Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и ряд других нормативно-правовых актов.

Общественная опасность валютных правонарушений заключается в причинении вреда отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями.

Основными валютными правонарушениями, как следует из Федерального закона «О валютном регулировании контроле», являются: приобретение и продажа валютных ценностей помимо уполномоченного банка, нарушение правил об обязательной продаже части валютной выручки в уполномоченном банке, нарушение правил открытия и ведения валютных счетов и т.п.

Наказуемость валютных правонарушений закреплена не только Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», но и иными нормативно-правовыми актами, принятыми Министерством финансов Российской Федерации.

В качестве санкций за валютные правонарушения законодатель называет не только штрафы, но и приостановление действия лицензии; взыскание в доход государства всего необоснованно приобретенного по сделке с валютными ценностями; отзыв лицензии.

В валютном законодательстве не упоминается о признаке вины валютного правонарушения, но, как указывалось выше, виновность выступает общепризнанным принципом юридической ответственности, а специальных оговорок, исключающих этот принцип, валютное законодательство не содержит.

Таким образом, валютное правонарушение — это общественно опасное, противоправное и виновное деяние, посягающее на валютные отношения, за совершение которых установлена финансовая ответственность.

Банковские правонарушения. Еще одной разновидностью финансовых правонарушений являются правонарушения, посягающие на публичные банковские отношения. Основными нормативно-правовыми актами, определяющими эту разновидность финансовых правонарушений, являются: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Инструкция ЦБ РФ «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

По мнению некоторых ученых, в банковском праве существует понятие «нарушение», а не «правонарушение» (А.Г. Братко). С такой позицией нельзя согласиться по нескольким основаниям. Во-первых, выделение банковского права как самостоятельной отрасли права весьма спорно. Во-вторых, понятие «нарушение» может существовать одновременно с понятием «правонарушение», но будет отличаться от правонарушения одним или двумя признаками. У «нарушения» (в отличие от правонарушения) может отсутствовать признак общественной опасности или признак виновности. Нарушение не должно влечь применения мер юридической ответственности.

Банковская противоправность определяется в ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» как нарушение кредитной организацией федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.

Общественная опасность этих правонарушений состоит в причинении вреда (или угрозе его причинения) публичным банковским отношениям, складывающимся между Банком России и иными кредитными организациями. Это могут быть отношения банковского надзора, отношения обеспечения стабильности денежной системы, отношения, обеспечивающие защиту вкладов в коммерческих банках и т.д.

Противоправное деяние может проявляться в виде непредставления ЦБ РФ информации, невыполнения нормативов ЦБ РФ (например, норматива текущей ликвидности), искажения отчетности, нарушения условий формирования резервного фонда и уставного капитала и т.д.

Наказуемость банковских правонарушений определена в ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, к кредитной организации могут быть применены следующие меры финансовой ответственности: наложен штраф; отозвана лицензия на осуществление отдельных банковских операций; введен запрет на открытие филиалов и др.

В нормативно-правовых актах, устанавливающих банковские правонарушения, отсутствует указание на наличие вины, что является недостатком банковского законодательства.

Субъектами банковских правонарушений выступают исключительно кредитные организации.

Таким образом, банковское правонарушение — это общественно опасное, противоправное и виновное деяние, посягающее на публичные банковские отношения, за совершение которых установлена финансовая ответственность.

Вопрос №20.Финансовое правонарушение: понятие, состав, виды

Финансовое правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное деяние, в форме действия или бездействия, дееспособного субъекта финансового права, влекущее ответственность, установленную финансовым законодательством.

Данное определение содержит следующую совокупность наиболее важных юридических признаков финансового правонарушения:

1) финансовое правонарушение – это общественно вредное (опасное) деяние. Финансовое правонарушение это прежде всего деяние людей. Как правонарушение не могут характеризоваться мысли, убеждения, намерения человека, если они не проявились в действительности. Правонарушение всегда наносит вред существующим в обществе материальным ценностям, это деяние, посягающее на правопорядок, интересы общества и его членов в сфере финансов и финансовой деятельности государства.

Финансовое правонарушение – это противоправное деяние.

Финансовое правонарушение представляет собой деяние, нарушающее нормы финансового законодательства. Противоправность является юридической формой (выражением) материальной характеристики общественного свойства финансового правонарушения. Правонарушением, содержащим признаки финансового правонарушения, считается только деяние, предусмотренное финансовым законодательством. Противоправное деяние в финансовой сфере может совершаться в форме действия (например, уклонение от уплаты налогов, воспрепятствование проведению налогового контроля; отказ предоставить Счетной палате РФ необходимые сведения и т. д.) или бездействия (например, неперечисление из-за границы валютной выручки; несообщение банком в налоговые органы об открытии счетов, непредставление в налоговые органы отчетности, неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога, неперечисление банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов, неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и т. д.);

2) финансовое правонарушение – это виновное деяние.

Финансовое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Виновность означает предусмотренное финансовым законодательством психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям. Оно осуществляется под воздействием сознания и воли человека, это деяние, совершенное дееспособным субъектом.

Прямое указание на виновность в качестве обязательного признака налогового правонарушения содержит НК РФ. Тот или иной вид формы вины зафиксирован в нормах НК РФ, определяющих составы правонарушений. Большинство составов налоговых правонарушений, установленных НК РФ, предполагает наличие неосторожной формы вины. БК РФ при характеристике бюджетного правонарушения не называет виновность, однако наличие и необходимость для финансово-контрольных органов ее установления прослеживается в составах конкретных бюджетных правонарушений. Многие финансовые правонарушения совершаются в форме прямого умысла, однако скрытый характер финансовых правонарушений не позволяет правоохранительным органам доказать прямой умысел;

3) финансовое правонарушение – это наказуемое деяние.

Совершение финансового правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде финансовых санкций. Наказуемость является формальным признаком финансового правонарушения, поскольку финансовым правонарушением признается совершенное противоправное деяние субъектов финансового права, ответственность за которое предусмотрена финансовым законодательством. Сущность наказуемости как формального признака финансового правонарушения заключается в угрозе применения финансовых санкций к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены охранительными нормами финансового законодательства (гл.16 и 18 НК РФ, гл. 28 БК РФ и др.). Установление ответственности за финансовые правонарушения только федеральным финансовым законодательством является императивной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к финансовой ответственности.

Понятие финансовой ответственности финансовые правонарушения и их виды

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Финансовое правонарушение — это виновно совершенное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность.

Финансовое правонарушение, как и любое другое, характеризуется основополагающими признаками, а именно: противоправность, антиобщественность, виновность, наказуемость.

Противоправность как признак финансового правонарушения означает, что действия или бездействие лица тогда становится финансовым правонарушением, когда нарушаются нормы финансового права. В ряде случаев финансовое правонарушение является одновременно и административным.

Соответственно, противоправность в данном случае состоит в нарушении нормы финансового права, которая одновременно является и нормой административного права.

Виновность как признак финансового правонарушения означает, что деяние, составляющее правонарушение, совершено умышленно или по неосторожности. На виновность как признак финансового правонарушения прямо указано в ст. 106 НК РФ, определяющей, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние, а в ст. 110 НК РФ устанавливается, что «виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности».

Финансовое правонарушение является антиобщественным, ибо его совершение причиняет вред государству, обществу, а в конечном итоге, — каждому конкретному гражданину.

Наказуемость как признак финансового правонарушения означает, что деяние является правонарушением только в том случае, если за него законодательством предусмотрена финансовая ответственность.
Для привлечения лица к финансово-правовой ответственности необходимо, чтобы имел место состав финансового правонарушения. Состав финансового правонарушения — это установленная в праве совокупность признаков, при наличии которых деяние является финансовым правонарушением. К элементам состава правонарушения относятся: 1) объект правонарушения; б) субъект правонарушения; в) объективная сторона правонарушения; г) субъективная сторона правонарушения.

Объект финансового правонарушения — это те отношения, на которые направлено противоправное и общественно вредное поведение субъекта правонарушения. Справедливо говорить об общем, видовом и непосредственном объекте финансового правонарушения. Общий объект финансового правонарушения — установленный государством и муниципальными образованиями порядок образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств, охраняемый мерами финансово-правовой ответственности. В качестве видового объекта финансового правонарушения выступает относительно обособленная группа правил в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, за нарушение которых предусмотрена относительно специфическая система мер финансово-правовой ответственности. Непосредственным объектом финансового правоотношения являются те конкретные отношения, правила, которые охраняются нормами финансового права и обеспечиваются финансовой ответственностью.

Субъектами финансового правонарушения являются индивидуальные и коллективные. К индивидуальным относятся физические лица, выступающие в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов, а также физические лица, обязанные соблюдать условия работы с денежной наличностью. К коллективным субъектам относятся организации, выступающие в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых агентов, а также получателей бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основах и призванные соблюдать условия работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций.

Объективная сторона финансового правонарушения заключается в действиях или бездействии, запрещенных финансовым правом.

Субъективная сторона финансового правонарушения выражается в психическом отношении субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям, что проявляется в форме умысла или неосторожности. Вина как обязательный признак налогового правонарушения предусмотрена в ст. 110 НК РФ. «Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия)». «Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия), либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать». «Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения».

Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности. Финансово-правовые санкции имеют исключительно имущественный (денежный характер). (пени и штрафы). Денежные средства, изъятые у правонарушителя в качестве санкций, зачисляются в бюджет или государственный внебюджетный фонд. Санкции, применяемые за финансовые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер.

Все финансово-правовые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. Правовосстановительной санкцией является пеня(денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.).

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в гл. 16 Налогового кодекса РФ. При наличии смягчающих обстоятельств размер такого штрафа уменьшается не меньше чем в два раза, а при наличии отягчающих — увеличивается на 100%.

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

Учитывая, что финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной, целесообразно финансовый штраф отличать и от штрафа как меры гражданско-правовой ответственности. Так, финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. Кроме того, финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф может устанавливаться соглашением сторон.

ГЛАВА 9. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Выполнение предписаний финансового законодательства, включая полное и своевременное исполнение финансовых обязательств, подкрепляется мерами государственного принуждения.

Государственное принуждение в сфере финансов выражается в том, что государство предусматривает комплекс мер воздействия на лиц, не исполняющих предписаний финансового законодательства, и обеспечивающих это исполнение помимо воли и желания таких лиц. Речь в первую очередь идет об исполнении финансовых обязательств перед государством.

Финансовое право предусматривает достаточно широкий круг мер государственного принуждения. В их числе можно назвать следующие: принудительное взимание органами налоговой службы суммы недоимки, обращение взыскания на имущество налогоплательщика, принудительная корректировка размера налога, приостановление расходных операций по банковским счетам, принудительное изъятие документов, изъятие бюджетных средств, принудительное списание с должника суммы бюджетного кредита, привлечение к юридической ответственности за совершение финансово-правовых нарушений.

Характеризуя государственное принуждение в сфере финансов в целом можно выделить следующие его специфические признаки: 1)

принуждение является реакцией государства на противоправное поведение лица, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний финансового законодательства; 2)

в основе применения мер государственного принуждения лежит виновное и противоправное деяние субъекта или участника финансового правоотношения. При этом в одних случаях это деяние формирует состав финансового правонарушения (тогда принуждение может выступать мерой юридической ответственности), а в других — нет (и тогда принуждения, не являясь мерой юридической ответственности, выступает в качестве самостоятельной меры); 3)

принуждение является способом обеспечения надлежащего исполнения субъектами финансового отношения предписаний, предусмотренных нормами финансового права (чаще всего речь идет об исполнении финансового обязательства перед государством — например, уплате налога); 4)

как правовой институт государственное принуждение в сфере финансов, особенно в той части, когда это принуждение выступает мерой юридической ответственности (санкцией) за совершенное правонарушение в области финансов, является комплексным институтом и состоит из норм финансового, административного и уголовного права. Соответственно этому различаются меры государственного принуждения финансово-правового, административно-правового и уголовно-правового характера. Выбор меры принуждения зависит от свойств правонарушения в области финансов. Однако объединяющим для всех этих мер, предусмотренных различными отраслями права, является то, что они выступают в качестве реакции государства на противоправное деяние в сфере финансов и должны обеспечить соблюдение правопорядка в этой сфере; 5)

законодательство допускает довольно широкое внесудебное применение йер государственного принуждения в сфере финансов. Такой порядок установлен, в’ частности, при взимании недоимки, пени и штрафов, в том числе не только посредством обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика, но и на иное его имущество. При этом правом применения данных мер в одностороннем порядке пользуются сами финансовые органы государства, являющиеся стороной финансового правоотношения, что довольно нетипично для юридических конструкций; 6)

в ряде случаев (что особенно характерно для мер государственного принуждения, носящих финансово-правовой характер) предусмотрен упрощенный процессуальный порядок применения этих мер. Это позволяет финансовым органам оперативно реагировать на факты финансовых правонарушений; 7)

несмотря на довольно широкое использование мер государственного принуждения во внесудебном порядке и упрощенный порядок их применения, существует механизм обеспечения законности и защиты прав юридических лиц и граждан, выступающих в качестве субъектов финансовых правоотношений.

Одним из средств обеспечения надлежащего исполнения предписаний финансово-правовых норм является установление юридической ответственности за нарушение этих норм.

Следует иметь виду, что любая юридическая ответственность содержит в себе государственное принуждение, но не всякое государственное принуждение в сфере финансов можно признать мерой юридической ответственности.

Так, принудительное взимание налога, в том числе недоимки, содержит в себе меру государственного принуждения, однако это взимание не выступает в качестве меры юридической ответственности (санкции) за совершенное финансовое правонарушение. Санкцией в данном случае выступят начисление пени и штрафа.

Меры государственного принуждения, не являющиеся мерами юридической ответственности, могут самостоятельно применяться при совершении правонарушений в области финансов одновременно с мерами юридической ответственности. Так, при уклонении от уплаты налога, что формирует собой финансовое правонарушение, может быть произведено принудительное взимание недоимки (мера государственного принуждения) с одновременным взыскавшем установленных штрафов и пени (меры юридической ответственности).

Любая юридическая ответственность характеризуется тремя признаками:

а) государственным принуждением; б) отрицательной оценкой деяния, рассматриваемого в качестве правонарушения, и поведения субъекта, его совершившего; в) наличием неблагоприятных для правонарушителя последствий, что составляет сущность его наказания.

При привлечении правонарушителя к юридической ответственности государство преследует, как правило, три цели.

Первая — обеспечение соблюдения финансового законодательства. Финансово-правовые нормы для того и принимаются, чтобы быть исполненными.

Вторая — защита своих финансовых интересов. Особенно наглядно эта цель юридической ответственности просматривается в составах, связанных с неисполнением финансового обязательства перед государством (например, неуплата налога). Наказывая неисправного налогоплательщика, государство одновременно побуждает его выполнять свое налоговое обязательство надлежащим образом.

Третьей целью юридической ответственности в правонарушений в области финансов является наказание правонарушителя, что выступает средством его воспитания и предупреждения повторных правонарушений.

В зависимости от вида правонарушения в области финансов выделяются следующие виды юридической ответственности: а) уголовно-правовая; б) административно-правовая; в) финансово-правовая.

Привлечение виновного к юридической ответственности осуществляется в судебном и внесудебном порядке на основе одностороннего акта соответствующего финансового органа государства. Способ привлечения к ответственности во многом зависит от того, какая оценка дается правонарушению (является оно уголовным преступлением, административным проступком или «чистым» финансовым правонарушением), к какому виду ответственности привлекается правонарушитель (уголовно-правовой, административно-правовой или финансово-правовой), Какой орган привлекает к ответственности.

Нарушения финансово-правовых норм приобретает характер правонарушений, которые обобщенно можно было бы назвать «правонарушения в области финансов». В зависимости от характера правонарушения в области финансов государство может установить за его совершение различные виды юридической ответственности: уголовно-правовую, административно-правовую и финансово-правовую. Отсюда финансовые правонарушения могут иметь вид: 1) уголовного преступления; 2) административного проступка; 3) финансового правонарушения (правонарушения, за которое предусмотрена финансово-правовая ответственность).

Таким образом понятие «правонарушение в области финансов» является родовым по отношению к различным видам правонарушений, имеющих свою отраслевую принадлежность. Объединяет эти виды правонарушений то, что во всех случаях речь идет о нарушении норм финансового права, т. е. их объектом выступает финансовая система государства.

Соответственно виду правонарушения в области финансов выбирается вид юридической ответственности за его совершение.

Мерами финансово-правовой ответственности выступают пеня и штраф.

Мерами административно-правовой ответственности выступает административный штраф.

Мерами уголовно-правовой ответственности выступают штраф, исправительные работы, лишение свободы (в том числе с конфискацией имущества).

Решение вопроса о выборе^ вида юридической ответственности за совершение правонарушения в области финансов (а соответственно, и отраслевой классификации самого правонарушения) представляет на практике определенную трудность, чему в немалой степени способствует несовершенство самого законодательства, устанавливающего ответственность за эти правонарушения. Составы такого рода правонарушений, предусмотренные уголовным, административным и финансовым законодательством, сформулированы недостаточно конкретно и без взаимной межотраслевой корреспонденции. В результате они «Наползают» друг друга, что затрудняет их разграничение.

В принципе же деление правонарушений в области финансов на уголовно-правовое, административно-правовое и финансово-правовое (а соответственно, и выбор віща юридической ответственности: уголовно-правовой, административно-правовой или финансово-правовой) определяется двумя главными факторами: —

а) степенью общественной опасности содеянного (уголовное преступление йо степени своей общественной опасности выше, нежели административное правонарушение);

б) субъектом ответственности (субъектом уголовного преступления и административного правонарушения всегда вступает физическое лицо, а субъектом финансово-правовой ответственности — обязанный субъект финансового правоотношения, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо.

Для каждого конкретного правонарушения существуют еще и дополнительные (в большинстве случаев, более конкретные) признаки, позволяющие правильно классифицировать то или иное финансовое правонарушение и отграничить один его вид от другого.

Практически же при разграничении видов правонарушений в области финансов руководствуются тем, в каком правовом акте оно зафиксировано. Если оно зафиксировано в уголовном кодексе, то это означает, что данное правонарушение является уголовным преступлением, если — в кодексе об административных правонарушениях, это означает, что оно является административно-правовым правонарушением, если в каком либо нормативном акте финансово-правового характера, то это означает, что правонарушение является «чисто» финансово-правовым.

К числу уголовных составов относятся составы, предусмотренные статьей 221 уголовного кодекса Республики Казахстан «Уклонение граждан от уплаты налога» и статьей 222 «Уклонение от уплаты налогов с организаций»,

В целом же законодательство предусматривает довольно обширный перечень правонарушений в области финансов, постоянно, кстати, видоизменяя его, вводя новые составы, отменяя старые и видоизменяя их, в том числе путем перевода составов из разряда административных правонарушений в финансово-правовые и наоборот. И необходимо признать, что в части установления юридической ответственности за совершение правонарушений в области финансов законодательство, как и сама политика государства, весьма неустойчивы.

В сфере налогообложения правонарушениями обычно признаются следующие составы: несвоевременное предоставление налоговой отчетности; неуплата или неполная уплата сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет; занижение сумм текущих и авансовых налоговых платежей; невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов; отсутствие учета доходов, расходов и объектов, подлежащих налогообложению; неисполнение банками обязанностей, вытекающих из налоговых отношений, включая неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налоговой задолженности, и др.

В сфере бюджета правонарушениями обычно признаются следующие деяния: нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетам; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; несоблюдение обязательности зачисления доходов ? бюджетов; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов, и др.

В области валютного регулирования к числу правонарушений относят: совершение валютных операций, нарушающих нормы валютного законодательства; проведение валютных операций без соответствующего отражения их результатов в бухгалтерском учете; ведение бухгалтерского учета валютных операций с нарушением порядка и установленных форм учета и отчетности.

Правонарушение в области финансов — это виновное деяние, нарушающее нормы финансового права, за которое установлена юридическая ответственность.

Финансовое правонарушение представляет собой один из видов правонарушений в области финансов.

Финансовое правонарушение — виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы финансового права, за которое установлена финансово-правовая ответственность58.

Финансовое правонарушение подобно другим видам правонарушений имеет 9ВОИ признаки и состав.

Первым признаком финансового правонарушения является противоправность.

Противоправность в данном случае выражается в том, что нарушается то или иное предписание норм финансового права.

Вторым признаком финансового правонарушения выступает виновность, что отражает психическое отношение правонарушителя к своему деянию, которое может быть совершено умышленно или неосторожно.

Попутно отметим, что вопрос о вине не возникает для таких видов правонарушений в области финансов, которые представляют собой уголовное преступление или административный проступок. Однако в отношении таких правонарушений, за которые установлена финансово-правовая ответственность, существует мнение, что признак виновности для них вовсе необязателен. Во всяком случае многие практические работники из органов налоговой службы убеждены, чтЪ одного факта, например, неуплаты налога достаточно для привлечения налогоплательщика к ответственности.

С этим согласиться нельзя. «Невиновных» правонарушений вообще существовать не может. Не может быть невиновных и финансовых правонарушений (любого их вида). Отсутствие в деяниях лица, не выполнившего финансовую обязанность, признака вина свидетельствует об отсутствии самого правонарушения и исключает юридическую ответственность та кого лица. При этом вина организации в совершении финансового правонарушения (в случае, если субъектом ответственности выступает юридическое лицо) определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения.

Третьим признаком финансового правонарушения является вред, причиненный данным деянием.

Финансовые правонарушения нарушают интересы, обуславливающие финансовое право и охраняемые им. При этом в силу специфики самого финансового права, призванного обслуживать финансовую деятельность государства, в зоне правовой зашиты находятся в первую очередь интересы самого государства. Так, основная часть налоговых правонарушений своим острием направлены против налогоплательщика (например, установлена ответственность налогоплательщика за уклонение от уплаты налога, но нет как таковой ответственности налоговых органов за необоснованное его взимание).

Следует отметить, что финансовые правонарушения обычно подразделяют на материальные и формальные.

Такой подход является ошибочным. Как правильно, по нашему мнению, пишет Н. С. Малеин: «Вред-непременный признак каждого правонарушения. Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда несет социальный вред. Собственно различие материальных и формальных правонарушений имеет условный характер. Они могут различаться не по признаку наличия или отсутствия вреда (который всегда есть), а лишь с точки зрения его конкретизации»59.

Таким образом, отличие между материальными и формальными финансовыми правонарушениями заключается вовсе не в том, что первые причинил’и вред, а вторые — нет. И те, и другие обладают признаком вреда, который является свойством любого правонарушения. Если оно «безвредно» — значит нет и самого правонарушения.

Различие между этими двумя видами финансовых правонарушений заключается в характере вреда. Материальные финансовые правонарушения причиняют государству вполне реальный имущественный вред (например, в виде недополученных налогов). Формальные финансовые правонарушения причиняют вред в виде дезорганизации правопорядка, установленного в сфере государственных финансов.

Четвертым признаком финансового правонарушения выступает наличие причинной связи между противоправным деянием и наступившими в результате его совершения вредными последствиями.

Наконец, пятым признаком финансового правонарушения выступает наличие юридической ответственности за его совершение (иначе говоря, наказуемость деяния, составляющего содержание правонарушения).

Сразу же отметим, что не всякое неисполнение предписаний финансового законодательства формирует собой состав финансового правонарушения. Финансовым правонарушением будет считаться лишь такое неисполнение предписаний финансового законодательства, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Исполнение предписаний, не подкрепленных мерами юридической ответственности, Государство обеспечивает другими методами (посредством, например, косвенного государственного принуждения, судебной защитой интересов потерпевшего субъекта и др.).

С другой стороны, юридическая ответственность — это реакция на правонарушение. Правонарушение выступает основанием ответственности; без правонарушения нет ответственности.

Каждое финансовое правонарушение имеет свой состав или элементы. Состав финансового правонарушения — это совокупность предусмотренных нормами права элементов, при наличии которых деяние признается финансово-правовым правонарушением, являющимся основанием для применения к виновному мер юридической ответственности.

Элементами финансового правонарушения являются: 1) субъект правонарушения; 2) объект правонарушения; 3) субъективная сторона правонарушения; 4) объективная сторона правонарушения.

Субъект финансового правонарушения — лицо, его совершившее и подлежащее в силу этого юридической ответственности. Субъектами финансового правонарушения могут как граждане, так и юридические лица.

Объектом финансового правонарушения (т. е. то, на что оно посягает) является финансовая система государства.

Субъективная сторона финансового правоотношения — это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям и выражается в виновности правонарушителя.

Вина может умышленной и неосторожной. Соответственно этому фи- ! нансовое правонарушение может быть совершенно умышленно или по неосторожности.

Объективная сторона финансового правонарушения — признаки, характеризующие внешний акт противоправного деяния. Оно может быть совершенно в форме действия (например, искажение данных налогового учета с цёлью избежания уплаты налога) или бездействия (например, неподача налоговой декларации).

Ответственность за финансовые правонарушения носит финансово-правовой характер. Данная ответственность представляет собой особый вид юридической ответственности, отличный от таких видов, как уголовноправовая и административно-правовая60.

В свете сказанного финансово-правовая, ответственность характеризуется следующими признаками: 1)

она установлена непосредственно финансовым законодательством, т. е. меры этой ответственности выступают в качестве элемента финансово-пра- вовыхнорм; 2)

данная ответственность выступает мерой наказания лица за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей в качестве субъекта (участника) финансового правоотношения. Причем к ответственности привлекается именно субъект финансового правоотношения (независимо от того, кто им является: физическое или юридическое лицо), а не, скажем, должностное лицо юридического лица либо иной его работник; 3)

привлечение лица к финансово-правовой ответственности осуществляется во внесудебном порядке соответствующим финансовым органом государства.

В теоретическом плане данная ответственность отличается от административной следующими признаками. Во-первых, принято считать, что субъектом административной ответственности не может быть юридическое лицо, им является физическое лицо. Здесь же субъектом ответственности может выступать и юридическое лицо (например, организация-налогоплательщик). Во-вторых, составы административных финансовых правонарушений сформулированы в Кодексе об административных правонарушениях, а состав «чисто» финансовых правонарушений-в актах финанеового законодательства. Привлечение, в-третьих, правонарушителя к административной ответственности производится по правилам производства по делам об административных правонарушениях, установленных КоАП; привлечение же к финансово-правовой ответственности регулируется нормами финансового законодательства.

Впрочем, эти различия носят, следует признать, теоретический характер, поскольку в практике правового регулирования ответственности за совершение финансового правонарушения государство может предусмотреть административную ответственность (со включением ее непосредственно в Кодекс об административных правонарушениях) не только физических, но и юридических лиц. В этой ситуации качественное отличие административных и финансовых правонарушений начинает исчезать.

Мерами финансово-правовой ответственности выступают, как уже отмечалось, пеня и штраф, рассчитанные, как правило, в процентах от суммы невыполненного финансового обязательства (например, от суммы неуплаченного налога).

Отдельного разговора заслуживает порядок производства по делам о финансовых правонарушениях.

Рассмотрим этот порядок на примере производства по делам о взыскании налоговой задолженности.

Сама налоговая задолженность включает в себя сумму неуплаченного налога (недоимки), а также суммы пени и штрафа.

Взыскание налоговой задолженности, включая пени и штраф, производится в бесспорном порядке на основе одностороннего решения соответствующего финансового органа.

При этом погашение налоговой задолженности производится в следующей последовательности: сначала взыскиваются начисленные пени, затем штраф и лишь в последнюю очередь — сумма недоимки. Поэтому если у налогоплательщика не хватает денег д ля полного погашения налоговой задолженности, то он может оказаться в состоянии вечного должника перед государством: даже при уплате пени и штрафа, основная сумма долга — недоимка будет порождать новые пени и штрафы.

Погашение налоговой задолженности производится за счет денежных средств, находящихся на банковском счете налогоплательщика. Списание Средств со счета в пользу бюджета производится на основании платежного поручения налогового органа, которое банк обязан исполнить в обязательном порядке и в первую очередь.

Если денежных средств, находящихся на банковском счету налогоплательщика, недостаточно для погашения налоговой задолженности, то погашение следует за счет денежных средств дебитора (должника) этого налогоплательщика.

Если и этих денег не хватило, то погашение идет за счет имущества налогоплательщика, которое перед этим по решению налогового органа проходит стадию «ограничения в распоряжении».

Налоговые органы имеют право без согласия налогоплательщика — юридического лица и индивидуального предпринимателя обратить взыс кание на ограниченное в распоряжении имущество налогоплательщика в пределах суммы налоговой задолженности.

Реализация ограниченного в распоряжении имущества осуществляется на специализированном аукционе.

Таким образом налоговые органы по существу обладают правом конфискации имущества (в виде денег и материальных ценностей) налогоплательщика в счет погашения недоимки, пени и штрафа.

Именно это вызывает сомнения в законности столь широких полномочий налоговых органов.

Однако прежде всего выясним, что представляет собой в данной пра1- вовой конструкции пеня.

Дело в том, что ранее пеня традиционно рассматривалась в качестве налоговой санкции, т. е. вида наказания за противоправные действия налогоплательщика, выразившиеся в ненадлежащем исполнении налогового обязательства. Сейчас же имеется тенденция считать пени как способ обеспечения исполнения налогового обязательства. Однако это вовсе не раскрывает правовой природы пени. Штрафные санкции также рассматриваются в качестве меры обеспечения исполнения обязательства. Например, в соответствии с Граждански кодексом неустойка, разновидностями которой выступает как штраф, так и пени, выступает и способом исполнения обязательства, и мерой имущественной ответственности за его неисполнение (статьи 293 и 351 ГК). То есть будучи налоговой санкцией, пени в то же время выступает в качестве меры обеспечения обязанности по уплате налога. Таким образом выступление пени;В качестве меры обеспечения исполнения налогового обязательства вовсе не лишает ее функции налоговой санкции. В итоге возникает конструкция, когда за некоторые виды налоговых правонарушений будет существовать двойная юридическая ответственность: и в виде пени, и в виде штрафа.

Существует также мнение, что пеня, опять-таки не являясь санкцией, выступает способом возмещения убытка государства, возникшего в результате неуплаты налога. Если проводить аналогию с гражданским правом, то пеня выступает в качестве способа некоего возмещения той упущенной выгоды, которая возникает у государства вследствие непоступления денежных сумм, которыми оно обладало бы при своевременной и полной уплате налога.

Такое понимание финансово-правовой пенй выгодно для финансовых органов, поскольку дает основание для ее бесспорного взыскания самим финансовым органом вместе с недоимкой.

Нисколько не возражая против права государства на возмещение убытков, возникших вследствие неуплаты, несвоевременной уплаты или неполной уплаты налога или выполнения других финансовых обязательств, отметим, что такое понимание пени отличается от традиционного, согласно которому она выступает способом наказания лица, некачественно выполнившего или вообще не выполнившего свое обязательство.

Таким образом пеня, выполняя роль и способа обеспечения исполнения обязательства, и способа возмещения убытка в форме упущенной выгоды, при всех обстоятельствах является санкцией, т. е. выполняет роль той юридической ответственности, к которой привлекается правонарушитель.

Кроме того, в каком бы качестве мы не рассматривали пени, вызывает возражение ее взимание в бесспорном порядке на основе одностороннего акта финансового органа.

Взыскание пени, как и самой недоимки, означает принудительное лишение субъекта его собственности. Между тем согласно статьи 26 Конституции Республики Казахстан «никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда». Поэтому в случае спора по поводу наличия самой недоимки, в соответствии с указанной статьей Конституции взыскание пени, начисленной за несвоевременную уплату налога, должно производится в судебном порядке.

Попутно отметим, что ранее налоговое законодательство предусматривало взыскание недоимки и пени в бесспорном и одностороннем порядке лишь с юридических лиц, в отношении физических лиц был установлен судебный порядок. ТеперьЬке нет никакой разницы — все производится в бесспорном порядке.

Принудительное взыскание штрафов за нарушение налогового законодательства, что выступает формой привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, также осуществляют непосредственно налоговые органы (т. е. во внесудебном порядке). По существу это означает наделение налоговых органов функциями судебного органа, что противоречит статье 3 Конституции. Для сравнения отметим, что в большинстве стран налоговые штрафы взимаются в судебном порядке, что выступает как определенное достижение в области обеспечения конституционной законности в сфере налогообложения.

Второй вопрос, который возникает в связи с принудительным взиманием налоговой задолженности, связан с очередностью исполнения банком требования налогового органа при наличии нескольких требований к банковскому счету налогоплательщика и при недостаточности на нем денежных средств для удовлетворения всех предъявленных требований.

Предусмотрено, что требования налоговых органов должны исполняться в первоочередном порядке. Таким образом фискальные интересы государства поставлены выше интересов всех других лиц, в том числе требований по выплате заработной платы. Однако, к примеру, устанавливая очередность требований кредиторов при ликвидации юридического лица, Гражданский кодекс установил для таких поручений четвертую очередь (ст. 51).

Но дело даже не в этом. Вопрос стоит о конкуренции двух видов прав: права граждан на вознаграждение за труд, предусмотренного статьей 24 Конституции, и права государства на взимание налога, заметим, Конституцией прямо даже не предусмотренного. При конкуренции данных прав приоритет должен принадлежать правам граждан, поскольку согласно статьи 1 Конституции Республики Казахстан человек, его жизнь, права и свобода являются высшей ценностью. Это соответствует и общепризнанным принципам и нормам международного права, В частности, Конвенция Международной Организации Труда об охране заработной платы признает трудящихся привилегированными кредиторами в отношении их заработной платы.

Как институт общей части финансового права правовое регулирование финансово-правовая ответственности представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих виды финансово-правовых нарушений и юридической ответственности за их совершение.

Контрольные вопросы 1.

Государственное принуждение в сфере финансов и его характерные черты. 2.

Понятие правонарушения в области финансов. 3.

Виды правонарушений в области финансов, 4.

Понятие финансового правонарушения. 5.

Признаки финансового правонарушения. 6.

Состав финансового правонарушения. 7.

Понятие финансово-правовой ответственности и ее признаки. 8.

Меры финансово-правовой ответственности. 9.

Производство по делам о финансовых правонарушениях. 10.

Правовое регулирование финансово-правовой ответственности как институт общей части финансового права.