Порядок внесение изменений в конституцию рф

Порядок внесение изменений в конституцию рф

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Порядок внесение изменений в конституцию рф

8. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Поправки и пересмотр Конституции

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука

Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):

  • Президент РФ;
  • Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;
  • Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;
  • Правительство РФ;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ

Существуют постоянные и временные конституции. Подавляющее большинство из них постоянные. Некоторые конституции прямо устанавливают их постоянство, неотменяемость (Греция, Мексика и др.). Временные конституции принимаются на определенный, как правило, переходный период.

Конституция РФ — акт постоянного, долговременного действия. Ее важнейшим свойством является стабильность, обеспечиваемая особым порядком внесения в нее поправок и дополнений.

Порядок и условия внесения в Конституцию РФ поправок и ее пересмотра определяются в гл. 9 Конституции. На сегодня применительно к разным конституционным нормам предусмотрено четыре способа их изменения.

Первый способ применим к положениям гл. 1, 2 и 9; второй используется для принятия поправок к гл. 3-8; третий и четвертый определяют порядок внесения изменений в некоторые положения ст. 65 (содержится в гл. 3 Конституции РФ) и, следовательно, являются исключениями из второго способа.

Первый способ внесения поправок

Положения гл. 1, 2, 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ изменяются в наиболее затрудненном порядке.

Во-первых, внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что нормы гл. 1, 2, 9 Конституции РФ составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма названных глав находится в системной связи с другими конституционными положениями, задавая глубинное содержание последним. Поэтому даже незначительное изменение упомянутой нормы предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием конституционного текста в целом.

Во-вторых, принятие новой Конституции относится к компетенции специально созываемого для этого Конституционного Собрания, а не Федерального Собрания РФ. Однако только Федеральное Собрание может по предложениям субъектов права конституционной инициативы (перечислены в ст. 134 Конституции РФ) возбуждать вопрос о пересмотре положений гл. 1,2 и 9. Для этого требуется, чтобы внесенное предложение было поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и таким же большинством голосов депутатов Государственной Думы.

Конституционное Собрание по инициативе Федерального Собрания либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который самостоятельно принимает 2/3 голосов от общего числа его членов или выносит на всенародное голосование (референдум). Соответственно конституционный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ уточняется в федеральных конституционных законах о референдуме в Российской Федерации и о Конституционном Собрании, последний из которых еще не принят.

Второй способ внесения поправок

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ в соответствии с ее ст. 136 принимаются в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона (ст. 108), и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. При раскрытии содержания упомянутых статей законодатель в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» исходит из их толкования Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П указал, что поправки к гл. 3-8 Конституции по смыслу ее ст. 136 принимаются в форме особого правового акта — закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, имеющего особый правовой статус и отличающегося как от федерального закона, гак и от федерального конституционного закона. Тогда положение ст. 136 Конституции РФ о том, что поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает, что к закону о поправке к Конституции применима лишь процедура принятия федерального конституционного закона, а не форма последнего. Как полагает Конституционный Суд РФ, в отличие от поправок к Конституции федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции и не может изменять ее положения, а также не может стать се составной частью.

Процедура принятия закона о поправке к Конституции отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона, что нашло отражение в анализируемом законе.

Во-первых, если круг субъектов права законодательной инициативы по внесению проектов федеральных конституционных законов перечислен в ст. 104 Конституции РФ, то круг субъектов права законодательной инициативы по внесению законов о поправках к Конституции установлен в ст. 134 Конституции РФ. Об этом говорится в ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона.

Во-вторых, ст. 7 этого Закона предусматривает, что в срок не позднее пяти дней со дня принятия закона о поправке к Конституции Председатель Совета Федерации опубликовывает для всеобщего сведения уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Аналогичная публикация федеральных конституционных законов не предусмотрена.

В-третьих, принятые федеральные конституционные законы в течение 14 дней подлежат подписанию Президентом РФ и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). Естественно, что такой порядок к законам о поправках к Конституции не применим — после принятия они направляются на одобрение в органы законодательной власти субъектов Федерации, а не на подписание. Статья 136 Конституции РФ ничего не говорит о сроке, в течение которого законодательные органы субъектов Федерации обязаны рассмотреть вопрос об одобрении либо о неодобрении закона о поправке к Конституции. Этот срок установлен в ст. 9 Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Законодательный орган субъекта Федерации самостоятельно обязан рассмотреть такой закон в срок не позднее одного года со дня принятия.

Далее Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения закона о поправке в законодательных органах субъектов Федерации, устанавливает результаты этого рассмотрения в форме постановления (ст. 11 Федерального закона). Законодатель в данной статье предусматривает право Президента РФ и законодательных органов субъектов Федерации в течение семи дней со дня принятия названного постановления обжаловать его в Верховный Суд РФ. Одобренный закон в течение семи дней со дня установления Советом Федерации результатов его рассмотрения законодательными органами субъектов Федерации направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ. подписывается и опубликовывается им не позднее 14 дней со дня получения закона (ст. 12 Закона).

После вступления в силу закона о поправке к Конституции необходимо еще включить соответствующую поправку непосредственно в текст Конституции, а значит, нужно осуществить официальную публикацию текста Конституции. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона о поправке официально публикует Конституцию с внесенной в нес поправкой, а также с указанием даты вступления данной поправки в силу.

Представляется, что при опубликовании поправки должны выделяться в тексте. Стоит подумать также над введением эталонного экземпляра Конституции, который бы на каждый данный момент содержал действующий официальный ее текст. Режим работы с эталонным экземпляром и его хранения должен стать предметом специального законодательного регулирования.

Третий способ пересмотра Конституции

Часть 1 ст. 137 Конституции РФ гласит, что изменения в ст. 65 Конституции РФ, предусматривающие принятие в Российскую Федерацию нового субъекта или образование в ее составе нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статуса действующего субъекта Федерации, вносятся на основании федеральных конституционных законов. Особенности принятия таких федеральных конституционных законов (за исключением изменения конституционно-правового статуса субъектов Федерации) установлены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в се составе нового субъекта Российской Федерации». Способ внесения изменений — официальное опубликование Президентом РФ Конституции РФ в новой редакции в течение месяца со дня вступления в силу соответствующих федеральных конституционных законов.

Четвертый способ пересмотра Конституции

Все три изложенных способа изменения Конституции относятся, хотя и в разной мере, к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке на основании указов Президента РФ. Речь идет о включении в ст. 65 Конституции РФ новых наименований субъектов Федерации. Президент издаст указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований.

Приведенный вариант изменения Конституции в ней не оговорен — он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что Президент РФ на основании ст. 80 (ч. 1 и 2) Конституции РФ является главой государства и гарантом Конституции. Из этого вытекает и его обязанность обеспечить включение в конституционный текст поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. Правовым основанием такого действия является решение субъекта Федерации об изменении собственного наименования, принятое в соответствии с федеральным законодательством и законодательством данного субъекта.

Анализ норм гл. 9 Конституции РФ, как полагает Суд, показывает, что предусмотренный ч. 2 ст. 137 упрощенный порядок включения в ст. 65 нового наименования субъекта Федерации допустим только в тех случаях, когда переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм. Новое наименование субъекта Федерации не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренную Конституцией, затрагивать ее целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конституции идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этнические традиции.

Конституционный Суд РФ особо указал, что предложенное им толкование ст. 137 Конституции РФ не исключает возможности дополнительного урегулирования порядка применения ч. 2 ст. 137 федеральным законом. Названный аспект не получил развернутой законодательной детализации.

Порядок внесение изменений в конституцию рф

8. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Порядок принятия и изменения Конституции РФ и внесения конституционных поправок

Принятию Конституции или внесению в нее изменений и дополнений предшествует разработка концепции будущего акта или конституционных поправок; анализ и оценка Конституции в целом или отдельных ее норм на основе отечественного и мирового конституционного опыта; непосредственная работа над текстом законопроекта в конституционной комиссии, парламентских комитетах; согласование конституционных изменений с субъектами Федерации, научная экспертиза законопроекта. Процедура принятия и изменения Конституции отражает исторически сложившиеся традиции правотворчества.

В отличие от обычных федеральных законов, которые принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, и федеральных конституционных законов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов членов каждой из палат, Конституция Российской Федерации (гл. 9) вводит жесткую процедуру ее принятия и изменения.

Во-первых, ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменения или принятия новой Конституции. Это:

1) Президент Российской Федерации;

2) Совет Федерации;

3) Государственная Дума;

4) Правительство Российской Федерации;

5) законодательные органы субъектов Федерации;

6) группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции Российской Федерации).

Во-вторых, установлено, что положения глав 1, 2 и 9 – “Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”, “Конституционные поправки и пересмотр Конституции” – не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов каждой из палат Федерального Собрания, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на конституционный референдум. При проведении всенародного референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины зарегистрированных избирателей.

Поправки к главам 3–8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (103 голоса). Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето Президента Российской Федерации.

В то же время, как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 федеральной Конституции, процедура принятия поправок к главам 3–8 Конституции существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона. Во-первых, круг субъектов, наделенных правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации, установленный ст. 134 Конституции, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, установленным ст. 104 Конституции Российской Федерации. Во-вторых, согласно ст. 136 Конституции Российской Федерации, для вступления поправок в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации (58 субъектов).

Однако принятие поправок к Конституции по процедуре принятия конституционного закона не означает, что эти поправки принимаются в форме федерального конституционного закона. Статья 108 (ч. 1) Конституции Российской Федерации прямо указывает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Использование формы федерального конституционного закона сделало бы невозможным внесение в главы 3–8 федеральной Конституции поправок, не относящихся по своему содержанию к тому кругу вопросов, которые должны быть регламентированы федеральными конституционными законами.

Кроме того, в отличие от поправок федеральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение федеральной Конституции, не может изменять ее положения или стать ее составной частью.

Положения ст. 136 Конституции Российской Федерации реализуются только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона.

Следовательно, поправки к Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта – закона Российской Федерации о поправке (поправках) к Конституции Российской Федерации.

Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (58 субъектов). Законы о внесении конституционных поправок не подлежат “отлагательному” вето Президента Российской Федерации.

Изменения в ст. 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации включается в ст. 65 Конституции Российской Федерации в упрощенном порядке – Указом Президента Российской Федерации о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции в соответствие с решением субъекта Федерации.

Правовая охрана Конституции РФ; содержание и формы конституционного надзора и контроля

Особая правовая охрана Конституции РФ установлена законодательством в целях обеспечения неизменности и постоянства основополагающих принципов организации российского общества: верховенства Конституции как Основного Закона государства, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражданина, политического, религиозного и идеологического плюрализма, разделения властей, парламентаризма, всеобщего избирательного права, федеративного устройства и других демократических принципов.

Особенности правовой охраны Конституции РФ состоят в том, что вся система государственных органов РФ, в том числе Президент рФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, а также судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конституционным норм, безусловно, органы местного самоуправления также обеспечивают соблюдение конституционных норм в отдельных населенных пунктах РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Федеральное Собрание РФ принимает федеральные законы во исполнение Конституции РФ, заслушивает отчеты Правительства РФ об их исполнении и соблюдении конституционных норм в РФ, осуществляет иные полномочия по обеспечению соблюдения Конституции РФ всеми субъектами правоотношений.

Правительство РФ осуществляет контроль за соблюдением Конституции РФ и конституционных прав и свобод федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов.

Особое место в охране конституционных норм принадлежит Конституционному Суду РФ. Он осуществляет следующие полномочия по контролю за соблюдением Конституции РФ: 1) издает акты официального толкования конституционных положений; 2) проверяет принимаемые законы и подзаконные акты различных органов власти на соответствие их Конституции РФ; 3) в случае обнаружения несоответствия нормативных актов федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ признает этот акт не соответствующим Конституции РФ и отменяет его действие; 4) проверяет международные договоры РФ на соответствие нормам Конституции РФ и признает их соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, причем в последнем случае такие международные договоры не подлежат ратификации, а значит, не подлежат применению на территории РФ.

Иные суды РФ вправе отменять действие нормативных актов органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в случае их несоответствия положениям Конституции рФ по запросу правомочных органов. Правовой охране Конституции РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конституционно-правовых отношений, включая и дипломатические, и консульские представительства иностранных государств, представительства международных организаций, их сотрудников, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом, а также иных законно находящихся на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Порядок внесение изменений в конституцию рф

Под поправкой к Конституции Российской Федерации в настоящем Федеральном законе понимается любое изменение текста глав 3-8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации 2 .

Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации 3 , Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» 1 . Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ 2 . Согласно данной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть: Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к главам 3-8 Конституции РФ. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях главы 1 или вытекают из содержания статей глав 2 и 9, изменение таких положений глав 3-8 может потребовать соответствующих поправок в главах 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со статьей 135 Конституции РФ, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в статье 136 порядок внесения поправок в главы 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст глав 1, 2 и 9.

Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к главам 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно статье 134 3 .

Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, то есть большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию.

ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции 1 . Процесс принятия поправки выглядит следующим образом:

Поступление в Государственную Думу предложение о внесении поправок

Направление предложения в комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции. Закон считается одобренным, если «за» проголосовало не менее двух третей общего состава Думы.

Направление на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.

В случае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссии палат Федерального Собрания.

Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.

Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе 1 .

Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ч.1 ст. 137 Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации 2 .

Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта 1 .

Таким образом, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Согласно ч. 1 ст. 135 Конституции РФ положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием 2 . Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации, принятие новой Конституции Российской Федерации 3 .

Субъекты права на внесение таких предложений, перечисленные в ст. 134, могут их выдвигать, но обе палаты Федерального Собрания могут только официально поддержать такие предложения, обеспечивая продолжение их рассмотрения на следующем этапе конституционного (учредительного) процесса.

Согласно Регламенту Государственной Думы (в ред. от 10 марта 2006 г.), предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, внесенные в эту палату, должны содержать новую редакцию этих глав или их частей с обоснованием. Совет Думы направляет эти предложения в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки заключения, после чего включает их в календарь рассмотрения вопросов Думой. Предложения и заключение рассматриваются на ее заседании, по итогам которого палата принимает постановление об одобрении или отклонении этих предложений. Если они одобрены, то постановление об этом с законопроектом направляются Совету Федерации для рассмотрения 1 .

Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. (в ред. от 2 марта 2007 г.) относит такие предложения к ведению его Комитета по конституционному законодательству. Они подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в определенном порядке 2 .

Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции может быть поддержано, согласно ч. 2 ст. 135, квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы 1 .

Конституционный Суд в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П дал толкование понятиям общего числа депутатов Государственной Думы и общего числа членов Совета Федерации согласно численности каждой палаты, установленной в ч. 2 и 3 ст. 95 Конституции. Общее число депутатов Государственной Думы составляет 450 депутатов. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено для раздельного по палатам голосования и определения его результатов. Это значит, что необходимо 60 процентов голосов полного состава каждой из этих палат, то есть от 172 членов Совета Федерации и от 450 депутатов Государственной Думы, соответственно, 104 и 270 голосов 2 .

Если такое решение будет принято требуемым большинством голосов, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание, на первом этапе своей работы рассмотрев вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9, должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается с рассмотренными предложениями и, отклоняя их, подтверждает неизменность Конституции РФ, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись с определенными предложениями, разрабатывает проект новой Конституции. Таким образом, любое изменение в тексте глав 1, 2 и 9, если этот проект будет принят, может означать замену прежней Конституции новой, даже если новая Конституция будет во многом совпадать с прежней 3 .

Проект новой Конституции России должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. В соответствии со ст. 135 дальнейшая процедура может иметь три варианта.

В первом варианте Конституционное Собрание отклоняет проект и решает, продолжать ли работу над ним или подтвердить неизменность действующей Конституции.

Во втором варианте Конституционное Собрание принимает новую Конституцию большинством в две трети голосов общего числа его членов, вводит ее в действие, и этим прекращается его деятельность.

В третьем варианте, если за принятие этого проекта будет большинство Конституционного Собрания, но менее двух третей голосов, Конституционное Собрание выносит проект новой Конституции на всенародное голосование. Согласно ч. 1ст. 6 ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ», Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ 1 .

Проведение всенародного голосования о принятии или отклонении проекта может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т.п. (избирательные комиссии всех уровней). Для принятия новой Конституции нужно участие в нем более половины общего числа избирателей, при условии что если более половины из них проголосуют за нее.

Конституция ныне не содержит статей, вовсе не подлежащих изменению. Это отличает ее от конституций ряда других демократических правовых государств.

Итак, под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного проекта. Окончательное решения принимает многонациональный народ Российской Федерации путем всеобщего голосования. Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внесение поправок в Конституцию Российской Федерации и ее пересмотр регулируются в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулирование осуществляется Федеральным законом от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» и Федеральным конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». К данным нормативно-правовым актам отсылают положения Конституции Российской Федерации. Также значения имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которые разъясняют положения Конституции РФ, регулирующие порядок внесения поправок или пересмотра Конституции, вносят унификацию и единое понимание данных положений.