Пожаловаться прокурору на судью

Оглавление:

Пожаловаться прокурору на судью

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций. ».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами. ».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС. », «указать ККС. », ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в. полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение. квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. »

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу. квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей. к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

*Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» № 4 (22) 2009.

Жалоба на судью

Судьи — независимы и неподотчетны органам исполнительной и законодательной власти. Высокий статус носителей закона исключает неуважение или стороннее вмешательство в их деятельность, гарантирует неприкосновенность и правовую защиту. Но не все они достойны полученных привилегий и самой возможности судить других людей (Как подать жалобу в суд). И правонарушения их должны быть выявлены и пресечены, независимо от характера, тяжести и того, что совершены они были представителями правосудия.

Простым гражданам обжаловать действия судьи непросто, но возможно. Главное — соблюдать регламент и знать тонкости этого неординарного, с точки зрения закона, процесса.

Квалификационная коллегия

Квалификационная коллегия осуществляет полномочия на уровне субъекта РФ и состоит из:

  • судей Верховного, арбитражного и конституционного (уставного) суда субъекта, гарнизонных военных, районных судов;
  • мирового судьи;
  • представителей общественности и Президента РФ.

Каждому субъекту РФ и городу федерального значения соответствует квалификационная коллегия. Найти их адреса и официальные интернет-сервисы можно при введение соответствующего запроса в поисковую систему или на сайте Высшей квалификационной коллегии — http://vkks.ru в разделе «Выбрать ККС субъекта», расположенном над строкой меню.

Подать обращение можно:

  1. Почтой.
  2. Лично.
  3. Через систему подачи обращений.

Если этот способ заявителю не подходит, он вправе обратиться к коллегии посредством сервиса электронной подачи обращений. Для этого ему потребуется:

  1. Перейти на страницу http://mow.vkks.ru/letter_pre_form/.
  2. Принять представленные на ней правила и указать желаемый способ получения ответа (на электронный или почтовый адрес).
  3. Нажать «Далее» и в появившуюся форму ввести запрашиваемые сведения*.
  4. Отправить обращение.

Автор жалобы должен указать:

  1. Собственное ФИО, адрес и контактные данные.
  2. Рубрику («Жалоба»).
  3. Тему жалобы (например, «Неправомерное бездействие судьи арбитражного суда ФИО»).
  4. Суть и основания претензии.

Обращение можно дополнить электронными документами с расширениями .doc или .docx, но не более, чем на 3 Мб.

Высшая квалификационная коллегия

Судьи, дисциплинарные проступки которых подлежат обжалованию в Высшую квалификационную коллегию (ВККС):

  • Верховного суда РФ;
  • Суда по интеллектуальным правам;
  • Совета судей и ВККС, их председатели и заместители;
  • военных, арбитражных окружных и апелляционных судов;
  • председатели судов, за исключением районного, и их заместители.

Способы обращения в Высшую квалификационную коллегию:

  1. Прийти по адресу — г. Москва, ул. Баррикадная, д. 8, стр. 4 (пн–чт — с 9:00 до 18:00, пт — до 16:45, обед — с 12:00 до 12:45).
  2. Направить жалобу через электронный сервис — http://vkks.ru/letter_pre_form/.

Телефон для справок — +7 (495) 609-5517.

Судебному департаменту

Судебный департамент при ВС РФ ответственен за организационное обеспечение деятельности федеральных судов, направленное на осуществление полного и независимого правосудия. Ведомство не вправе напрямую накладывать дисциплинарные взыскания или призывать к административной ответственности. Но может рассмотреть претензию в рамках своих полномочий и оказать косвенное влияние на ее решение.

Жалоба в департамент может быть направлена:

  1. Почтой или лично по адресу — 107996, г. Москва, ГСП-6, ул. Гиляровского, дом 31, корпус 2.
  2. По телефону — +7 (495) 693-62-92 (по факту коррупционных действий судьи).
  3. Электронным письмом — по ссылке http://www.cdep.ru/index.php?id=60&step=1 через специальную форму.

В Конституционный суд

Конституционный суд — единственная инстанция, правомочная на применение дисциплинарного взыскания к своим судьям. Чтобы поспособствовать привлечению должностного лица Конституционного суда РФ к ответственности за виновное действие (бездействие), можно подать жалобу одним из следующих способов:

  1. Письмом по адресу — 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.
  2. При личном приеме в специализированном отделе, расположенном в Санкт-Петербурге по ул. Галерная, дом 1 (с понедельника по четверг — 10–17:00, в пятницу — 10–16:00, перерыв на обед — 12–13:00).
  3. Через электронный сервис — по адресу https://petition.ksrf.ru.*

* — требуется предварительная регистрация на официальном портале КС РФ (https://petition.ksrf.ru/register.aspx), в ходе которой заявителю предстоит заполнить онлайн форму сведениями о себе (ФИО, адрес, ИНН) и прикрепить фотографию или отсканированную копию документа, удостоверяющего личность.

Генеральному прокурору

Генпрокурор РФ уполномочен выдавать представления по рассмотрению вопроса о привлечении к административной ответственности:

  • судей Конституционного, Верховного, военного, арбитражного суда, а также суда субъекта;
  • иных судей.

Обратиться к нему можно:

  1. С веб-ресурса Генеральной прокуратуры, через интернет-приемную — https://ipriem.genproc.gov.ru/contacts/ipriem/send/.
  2. По предварительной записи в приемной Генпрокуратуры по адресу — г. Москва, Благовещенский пер., д. 10, с 9:00 до 17:00 (пн–чт) и с 9:00 до 15:45 (пт), с 13:00 до 13:45 — перерыв.
  3. Почтой России, по адресу — ГСП-3, 125993, г.Москва, ул.Большая Дмитровка, 15а.

Следственный комитет

Следственный комитет (СК) РФ реализует свои полномочия в отношении судей, предположительно виновных в уголовных преступлениях. При этом решения о возбуждении дела принимает Председатель следственного комитета РФ с разрешения:

  • Конституционного суда РФ — в адрес судей КС РФ;
  • ВККС — относительно ВС РФ или субъекта, арбитражного, военного суда;
  • Квалификационную коллегию субъекта — по правонарушениям судей иных инстанций.

Чтобы записаться на прием, нужно:

  1. Позвонить по телефонам — 8 (495) 986-79-93, 8 (495) 986-98-51, 8 (495) 986-98-84.
  2. Прийти по адресу — г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, д. 3а, с 9:00 до 18:00 — в будние или до 16:45 в пятницу.

Также Бастыркину А. И. можно написать электронное письмо:

  • через сервис «Интернет-приемная» на сайте СК — http://sledcom.ru;
  • на официальную страницу ВК — https://vk.com/alexander_bastrikin;
  • в Фейсбук — https://facebook.com/Bastrikin.Alexander/.

Как написать

Для создания обращений не предусмотрено строгой формы, но писать их нужно, соблюдая правила деловой переписки. При составлении и подаче жалобы следует руководствоваться положениями, установленными федеральным законом № 59:

  1. В обязательном порядке указывать достоверные личные и контактные данные заявителя.
  2. Избегать ошибок и опечаток, искажающих исходный смысл текста.
  3. Не допускать исправлений — при допущении ошибки заявление необходимо переписывать или перепечатывать полностью.
  4. Соблюдать логичную последовательность изложения, структурированность.
  5. При компьютерном наборе использовать латиницу и прописные буквы только по необходимости — для обозначения иностранных названий, с начала предложения, имени собственного и т. п. Письма, в которых русские слова написаны латинскими буквами, в режиме Caps Lock или, наоборот, сплошь строчными рассмотрены не будут.
  6. Излагать предмет жалобы сдержанно, без оскорблений в адрес должностных лиц, избегать субъективных допущений.
  7. Свою позицию аргументировать соответствующими положениями закона и доказательствами произошедшему (фото, видео, прошедшими экспертизу звукозаписями, показаниями свидетелей и т. п.).
  8. Исключить из текста жаргонизмы, нецензурные выражения, термины, используемые в узком кругу людей и не относящихся к общепринятым или употребляемым в сфере юрисдикции.
  9. Воздержаться от угроз и заведомо ложных доносов, караемых привлечением к уголовной ответственности.
  10. При личном визите в госорган иметь с собой документ, удостоверяющий личность.
  11. При отправлении по почте воспользоваться услугой заказного письма.
  12. При составлении электронной жалобы обращать внимание на индивидуальные требования сервисов по поводу максимального количества символов, допустимых форматов приложений и их размера.
  13. Не отсылать одному и тому же адресату обращение с рассмотренным им раньше вопросом — если ответ неудовлетворителен, его можно обжаловать в вышестоящее ведомство.

Создавая обращение, можно воспользоваться следующим структурным планом:

  • Вводный блок. Здесь содержится информация о заявителе и полное наименование инстанции-адресата.
  • Описательный блок. В него включен основной смысл жалобы — ФИО, должность, место работы судьи; дата, место, суть правонарушения; каким образом это затронуло интересы заявителя и к каким последствиям привело.
  • Просительный блок. В этой части формулируются прямые требования автора жалобы — провести внеплановую проверку, принять меры по пресечению деяния, призвать нарушителя к ответственности и т. п.
  • Блок приложений. Содержит перечень прилагаемых к жалобе документов.

Внизу письменного заявления ставится личная подпись автора и дата написания. Без этого жалоба не будет принята на рассмотрение ни одним государственным учреждением или должностным лицом.

Образец жалобы на примере заявления в квалификационную коллегию:

Юридическая практика

Те, кто на практике сталкивался с процессом обжалования судей, отмечают неудовлетворительный результат принимаемых по этому поводу мер. Происходило ли это по причине практически полной независимости и неприкосновенности судебной власти или в связи с реальным отсутствием виновности должностных лиц системы правосудия, достоверно неизвестно.

Специалисты советуют обратить внимание на одно из решающих в этом деле обстоятельств, утвержденное ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации». Суть его заключается в том, что судья даже после отставки не может быть привлечен ответственности за собственное мнение или решение, принятое в рамках осуществления правосудия. Исключение составляет лишь подтвержденный другим постановлением суда факт злоупотребления полномочиями и вынесения заведомо неправосудного акта. Но часто ли удается доказать подобное — вопрос насущный.

В свете вышесказанного рекомендуется сделать упор на обжалование не самого вершителя правосудия, а издаваемых им постановлений или решений. Законодательством предусмотрено несколько способов отменить или изменить принятый акт — от апелляции и кассации до оспаривания конституционности закона, на основании которого он был вынесен.

Законодательная база

Законодательные акты, устанавливающие регламент составления и подачи жалобы:

  1. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
  2. Кодекс судейской этики (Утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года).
  3. ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
  4. ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
  5. Постановление Пленума ВС РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 г. Москва «О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей».
  6. ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Видео: как судьи выносят приговоры невиновным

Дужурные юристы

УФМС, или управление федеральной миграционной службы, является органом исполнительной власти, ответственным за проведение…

Таксисты и их менеджеры обязаны беспрекословно подчиняться Закону о защите прав потребителей, Постановлению…

Согласно положениям Постановления ВС РФ N 2122-1, Пенсионный фонд России – это самостоятельное…

Жалоба на действия судьи

Частная жалоба на действия судьи может быть подана, если допущено нарушение законов от 26.06.1992 N 3132–1 или от 17.12.1998 N 188-ФЗ . На основании этих документов можно привлечь к дисциплинарной ответственности. В ситуации, если страж правосудия сознательно нарушил нормативно-правовые акты, регламент или положения процессуального кодекса, то его можно привлечь к уголовной ответственности на основании ст. 305 УК РФ. Документ можно направить председателю суда или в прокуратуру. Допускается подача частной претензии в квалификационную комиссию по правилам, указанным в ст. 320 ГПК РФ. Срок рассмотрения составляет десять суток.

Самостоятельно осуществить контроль за ходом рассмотрения жалобы и соответствием итогового решения законодательству сложно. Грамотный адвокат поможет доказать факт нарушения судьей требований законодательства, подготовит все документы и окажет помощь.

На портале Правовед.ru консультируют специалисты с большим опытом. Они разберутся в проблеме, подскажут как составляется жалоба на действия судьи в прокуратуру и решат вопрос в пользу клиента.

Консультации юристов по законодательству России

Выбор категории

Куда писать жалобу на судью апелляционного суда Санкт-Петербурга?

Куда и на чье имя писать жалобу на судью апелляционного суда Санкт-Петербурга? Судья не обоснованно отклонила все мои письменные ходатайства в том числе и на проведение судмедэкспертизы.

Каков срок подачи жалобы на судью районного суда в ККС с момента вынесения решения?

Есть более 10 нарушений судьи при проведении судебного процесса, например: -Нарушение сроков рассмотрения (вместо 2 мес до закону дело рассматривалось 9 мес); -Судья принял и присоединил иск от СНТ по оспариванию действий государственных органов . Показать полностью

Есть вопрос к юристу?

Каков порядок возврата АЖ в судебном заседании?

Решение суда было не в мою пользу. Я написала АЖ.в срок 30 дней со дня изготовления решения суда в готовом виде. Судья написала определение о возврате моей АЖ по мотивам пропуска срока подачи АЖ (посчитав этот срок с даты вынесения результативного . Показать полностью

Куда подать жалобу на неквалифицированные действия судьи районного суда?

В решении районного суда неправильно отражена моя позиция ( я не соглашался с позицией ответчика) ,доводы ответчика приняты судом бездоказательно как аксиома,хотя свидетель ответчика впрямую являлся заинтересованным лицом и нанес мне материальный . Показать полностью

Все продолжается) ВБ не выдают любителям сложных вопросов

Здравствуйте, еще 29.05.2017 хотел Вам скинуть копию определения с фото протоколом по обсуждаемому с Вами вопросу: pravoved.ru/question/1647943/ Так и не скинул потому что судья не дает ознакомится с делом и не дает копию определения 2 раза был . Показать полностью

Являются ли действия должностных лиц ГКУ АМПП должностным преступлением?

На основании постановления ГКУ АМПП №. от 12.10.16г. за нарушение правил парковки в отношении меня возбуждено исполнительное производство и в последствии наложен арест на денежные средства (2500 руб.). Суть дела в том, что: 1.) В материалах . Показать полностью

Жалоба на судью

Маму осудили по 159.4 на 9 лет судом аппеляционной инстаници. Женщина пенсионерка ни разу не привликалась даже к административной ответственности, вдова боего генерала, есть много подтвержденных заболеваний. Очень не приятен факт, судья из трех . Показать полностью

Как подать жалобу на действия судьи и некорректные сведения в определении суда?

11 августа 2016 года суд вынес решение по иску ИФНС. На самом судебном заседании меня не было. Решение было выслано мне по почте в ноябре. Не согласившись с решением, я тут же составил апелляционную жалобу с ходатайством о восстановлении . Показать полностью

Кто рассматривает апелляционную жалобу, поданную на судью городского суда?

Я являюсь исцом в деле против ИП Семеновой ГВ, судья в ходе процесса вела себя как заинтересованное лицо и вынесла решение в пользу предпринимателя.На судебное решение была подана апелляция в областной суд через секретариат городского суда.Через . Показать полностью

Порядок подачи надзорной жалобы на действия судей, при проигрыше судов всех инстанций

Добрый день! Я, как истец проиграл суд первой, апелляционной и кассационной инстанции (кассация отказала в рассмотрении дела в судебной коллегии Мосгорсуда) и мной подана жалоба в ВС РФ по незаконному увольнению (пропущен срок применения . Показать полностью

Жалоба председателю суда в какой срок

В какой срок в гражданском процессе после оглашения резолютивной части (решение суда не получено) можно подать жалобу на действия судьи по процессу рассмотрения иска Спасибо.

Встречный иск на судью

Судья по ошибке вынесла мне решение о взыскании долга, который на самом деле принадлежит другому лицу с таким же ФИО, судья банально не проверила паспортные данные, дело о неуплате квартплаты. Мне естественно не приходило никаких повесток и о деле я . Показать полностью

Частная жалоба на определение суда оставлена без движения

частная жалоба на определение суда оставлена без движения на срок до 15.11 включительно, суд предложил устранить отмеченные недостатки (жалоба была подана в электронном виде без подписи) Частная жалоба по почте была отправлена 12.11, если она не . Показать полностью

Отказ в восстановлении пропущенного срока на подачу кассац. Жалобы

Здравствуйте! Подскажите как поступить по создавшейся ситуации: 1. суд первой инстанции не удовлетворил административное исковое заявление истца(КАС РФ). 2. истец подал апелляционную жалобу. апелляционная инстанция отказывает в апелляц. жалобе. . Показать полностью

Какие документы прикладывать к заявлению на имя председателя Верховного Суда РФ?

Судья Верховного Суда РФ, изучив мою кассационную жалобу на решение районного отдела судебных приставов г. Астрахани и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам, определила отказать мне в передаче кассационной жалобы для . Показать полностью

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее,
чем искать решение!