Права человека как принципы взаимоотношений личности и государства

Взаимоотношения государства и личности в теориях и концепциях

Главная > Реферат >Государство и право

Содержание

Введение. 2 1. Взаимоотношения государства и личности в теориях и концепциях………………………………………………………………………..3 1.1 Взаимосвязь взаимоотношений государства и личности, правовой статус человека в государстве……………………………………………………. …..3

2. Основные конституционные принципы взаимоотношения личности и государства ,как основа Конституционного строя………………………..….8

3. Конституционные права и свободы человека в Р.Ф. Сравнение Конституции РФ и зарубежных стран………………………………….……..12

4. Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека в Р. Ф. ……………………………………………..……………………. 18

Отношение государства к правам человека и гражданина служит главным показателем демократичности государства в современном мире. Проблема взаимоотношений между государством и человеком — одна из важнейших проблем правового государства.

Неограниченная свобода людей в обществе может привести к хаосу, произволу, поэтому в демократических государствах границы свободы личности определяются легитимными законами. В юридическом смысле она представляет собой закрепленную нормативную возможность совершать действия, поступки, по своему усмотрению, не нарушая свободы других.

Юридическое ограничение свободы поступков людей в обществе — объективная необходимость. Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем они определяются в интересах самих же людей, с тем, чтобы человек не пострадал от свободы другого человека. В проблеме государство и личность очень важно уяснить их взаимную ответственность. Если личность отвечает за свои поступки, то важнейшая, верховная функция государства-охрана жизни, безопасности, имущества людей, их свободы — Государство для человека, а не наоборот. Противоречия между государством и его гражданами должны разрешаться беспристрастными судебными органами на основе легитимного закона.

Таким образом, на основании вышесказанного я считаю данную тему реферата актуальной.

Целью данной работы является рассмотрение конституционных основ взаимоотношения государства и личности в РФ

Задачами работы является как рассмотрение взаимоотношений человека, общества и государства в теориях и концепциях, так и их практическую реализацию в Конституционном праве РФ.

1. Взаимоотношения государства и личности в теориях и концепциях


1.1. Взаимосвязь взаимоотношений государства и личности, правовой статус человека в государстве

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Фундаментальные основы взаимоотношения личности и государства определяются в основном на конституционном уровне.

Реализация конституционных принципов становления гражданского общества, формирования демократического правового социального государства, представляет собой сложный противоречивый процесс совершенствования всей системы экономических, социальных, политических, правовых отношений на всех уровнях их проявления — федеральном, региональном, муниципальном, что, в свою очередь, сопровождается различными формами реализации в этих отношениях отнюдь не всегда совпадающих корпоративных, групповых, индивидуальных интересов.

Это предопределяет в качестве одной из ключевых проблем достижения баланса интересов личности и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в том числе как в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, так и при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.

На современном этапе развития российской государственности вопрос о взаимоотношениях личности и государства является наиболее актуальным в силу осуществляемого процесса создания правового государства, развитого гражданского общества, обеспечения реального исполнения Конституции и федерального законодательства, в первую очередь.

Существуют различные взгляды на права человека и роль государства по отношению к ним, часто противоположные. Например, одни считают, что государство обеспечивает и гарантирует индивидуальные права человека, другие считают, что их нужно защищать от государства. “Подавляющее большинство прав, которые у граждан существуют и записаны в Конституции, могут быть поставлены под сомнение только одним политическим субъектом — государством. То есть права и свободы на самом деле надо защищать не в последнюю очередь, а иногда и в первую очередь именно от государства. Каким образом? Единственная возможность — именно разделение властей”.

Кроме конституционного закрепления принципа приоритета прав человека в демократическом государстве должны быть реально гарантирована реализация всех прав и свобод человека. Принцип разделения властей является одной из таких гарантий. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти означает правовой способ приобретения власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам понимается не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

Приоритет права — основа правового государства. Принцип приоритета права – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права, отрицание произвола власти и бесправие подвластных. Приоритет права означает:

рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

Принцип правовой защищенности человека и гражданина лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованьями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

особые тип правового регулирования и форма правоотношений;

стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т.д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку презюмируется, что государство и гражданин — равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

Принцип единства права и закона означает, что любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

Права человека как принципы взаимоотношений личности и государства

В демократическом государстве гражданин является и объектом властных воздействий, и субъектом их выработки и осуществления. Граждане могут непосредственно, без учреждения социальных объединений, участвовать в политических отношениях. Выборы, референдумы, сходы и собрания, суд присяжных, обсуждение законопроектов, митинги, пикеты, уличные шествия, демонстрации и другие формы непосредственной демократии позволяют гражданам прямо и непосредственно, от своего имени, а не через социальное объединение реализовать неотъемлемое право на участие в политической жизни общества.

Социальный статус включает всю совокупность признаков, характеризующих индивида как личность, как участника общественных отношений.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение индивида в обществе.

Если социальный статус представить как целое, то правовой статус — это часть социального статуса, регулируемая нормами права.

По степени детализации правовой статус можно разделить на общий все индивиды, специальный отдельные категории граждан, например военные, государственные служащие, осужденные к уголовному наказанию и т.д., и индивидуальный правовой статус конкретного человека.

Общий правовой статус не зависит от конкретных индивидуальных особенностей человека. Равенство правового статуса всех индивидов, запрет дискриминации — это основополагающий принцип права в демократическом государстве.

Правовой статус личности опирается на правосубъектность — неотъемлемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя:

Правоспособность — способность иметь права и нести обязанности;

Дееспособность — способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять свои права и обязанности;

Деликтоспособность — способность нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Правоспособность возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности составляют не сами права и обязанности как таковые, а признаваемая законом возможность их иметь. Дееспособность — более динамичная правовая категория, она возникает позднее правоспособности и развивается в течение всей жизни человека. Появление и последующий рост дееспособности связан с физическим и интеллектуальным взрослением человека. Уже дети дошкольного возраста могут реализовать право на жалобу, право свободно выражать свое мнение. С шести лет человек может реализовать право на образование. Полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия.

Если гражданин не обладает дееспособностью, то есть не вправе по возрасту или состоянию здоровья самостоятельно вступать в правоотношения (ребенок, слабоумный), от его имени в правоотношениях участвуют родители, опекуны, попечители, трастовые управляющие.

Рассмотрим принципы и содержание правового статуса личности.

Принцип формально-юридического равенства . Право есть равная мера для фактически неравных субъектов. Государство устанавливает и обеспечивает единый правопорядок, обеспечивает всеобщее равенство перед законом и судом. Какая-либо дискриминация, то есть ограничение правового статуса индивида по расовым, национальным, половым, социальным, религиозным и иным подобным критериям, не допускается. Таким образом, формально-юридически, с точки зрения права все индивиды рассматриваются обезличенно как равноправные субъекты, которые, конкурируя с себе подобными, созидают собственное благополучие. Какие-либо индивидуальные особенности здесь не учитываются. Справедливая конкуренция предполагает одинаковые условия для всех и каждого. Статья 19 Конституции России устанавливает: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Принцип социальной солидарности . Справедливость требует, чтобы все индивиды обладали равным правовым статусом, без учета их индивидуальных особенностей.

В то же время абсолютное юридическое равенство может обернуться тяжелыми социальными последствиями для малозащищенных категорий граждан. Равные условия хороши для сравнительно одинаковых субъектов. Инвалидам, пенсионерам, детям, безработным или лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, отсутствие дополнительных правовых гарантий и привилегий изначально не позволяет конкурировать наравне со всеми. Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их правовой статус должен содержать льготы, привилегии, преимущества, различные формы социальной поддержки. Последнее является неизбежным отклонением от формально-юридического равенства, но отклонением обоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма.

Правовой статус индивида в значительной степени определяется его гражданством. Не случайно вторая глава Конституции России называется «Права и свободы человека и гражданина». Таким образом, правовой статус индивида раздваивается. Если права человека принадлежат каждому лицу, включая иностранцев и апатридов — лиц без гражданства, то права гражданина — только гражданам определенного государства. Некоторые люди не имеют какого-либо гражданства и обладают только правами человека, но не правами гражданина.

Содержание правового статуса составляют права, свободы и обязанности индивида.

Право — это предоставленная законом возможность действовать или отказаться от действия по собственному усмотрению, без угрозы государственного принуждения. Индивид сам решает, использовать ему право или нет. В свою очередь, обязанность есть закрепленная законом необходимость действовать, обеспеченная различного рода санкциями. Если право определяется формулой «можно делать», то обязанность — «нужно делать». Право представляет собой возможное поведение, в то время как обязанность — должное поведение. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются меры государственного принуждения.

Александров А. «Лицо правового государства» //Диалог. 1995. NN 11,12.

Витрук Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития. // Право и власть. М., 1990.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учеб.пособ. изд. группа ИНФРА. М-НОРМА. М. 2003

Игитова И.В. Механизм реализации Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» // Государство и право,1997, N1, с. 76-82.

Конституция РФ и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека (круглый стол),//Государство и право 1994г.- N10- с. 3-31.

Левинюков А.С., Свобода совести (анализ, практика, выводы>. //Государство и право, — 1995 N1, с.24-38.

Попков В.Д. Право и государство в гражданском обществе // Вестник МГУ. Серия 11, 1994. N3.

5.5. Принципы взаимоотношений государства и личности

1. Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации.

2. Права и свободы человека является неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому права и свободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет. Эту группу прав государство обеспечивает за всеми людьми без исключения, находящимися на территории государства (ч. 2 ст. 17).

3. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18). Это означает, что Конституция, как закон государства обладает возможностью прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде.

4. Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19). Здесь имеется в виду, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

Конституционные принципы взаимоотношений государства и личности

Под такими принципами принято понимать закрепленные в Конституции РФ основные начала, в соответствии с которыми определяется положение человека в системе общественных отношений, осуществляется регулирование его правового статуса. К числу данных принципов относятся:

• признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и ч. 1 ст. 17);

• принцип неотъемлемости прав и свобод человека (ч. 2 ст. 17);

• юридическое равенство (ст. 19);

• принцип непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина (ст. 18);

• принцип предоставления всех прав и свобод в полном объеме только гражданам Российской Федерации (ст. 6);

• равенство прав и равенство обязанностей (ст. 6).

Конституционные права, свободы и обязанности личности

К числу субъектов правоотношений относятся в первую очередь люди, но можно встретить такие понятия, как «гражданин», «личность». Для разъяснения сути и разграничения этих понятий постараемся определить каждое из них и их взаимосвязь друг с другом.

Понятие «личность» зачастую употребляется в отношении человека, который обладает определенным уровнем психического развития, достиг определенного возраста и способен в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных правоотношений.

Под личностью в сфере государства и права понимается человек, занимающий в обществе определенное самостоятельное положение и обладающий набором возможностей для участия в общественной жизни [1] . Следовательно, не каждый человек является личностью и это понятие гораздо уже понятия «человек».

Гражданин – это лицо, которое состоит в особом юридически значимом состоянии длящейся правовой связи с государством.

Можно разграничить конституционные права и права человека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание неодинаково. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо оттого, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку этих прав лишены лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. К таким правам, которые принадлежат в России только гражданам, относятся в первую очередь политические права, например, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ), участвовать в управлении делами государства, в том числе выборах органов государственной власти, референдумах, права на равный допуск к государственной службе и участие в отправлении правосудия (ст. 32). Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в Российской Федерации не имеют. Некоторые экономические и социальные права, исходя из общенародных интересов, также предоставляются в России исключительно гражданам. Например, право иметь имущество в собственности (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ) относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю принадлежит только гражданам и их объединениям (ч. 1 ст. 36). Каждый имеет право на жилище (в том смысле, что не может быть произвольно его лишен), как указано в ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, но только гражданам, нуждающимся в жилище (в том числе малоимущим и иным указанным в законе), оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

В силу особенностей некоторых гарантий государство в состоянии обеспечить защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).

Некоторая ограниченность в правах по сравнению с гражданами России не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не несут никаких конституционных обязанностей, находясь на территории нашей страны. Например, иностранные граждане и лица без гражданства должны наравне с гражданами России соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги и осуществлять другие обязанности (кроме воинской).

Для того чтобы понять, где в Конституции РФ речь идет о правах и обязанностях гражданина, а где – о конституционном статусе человека, стоит принять во внимание, что там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется». Такой оборот подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории данного государства, независимо от того, является ли он его гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

Основные нрава и свободы не только признаются государством, но и защищаются им. Значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства демократическим и правовым. В каком бы государстве ни находился человек – он находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого является, а также государства, в котором он находится.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

3. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в конституциях. Отличие конституционных прав и свобод от отраслевых заключается в неотделимости данных прав от личности. Человек не может отказаться или передать другому лицу такие права. Они принадлежат ему даже в том случае, если он не признает их или не желает ими пользоваться.

Эта особенность конституционных прав именуется неотъемлемостью. Данные свойства приписываются конституционным правам ввиду того, что доктрина многих европейских государств (теперь к ним присоединилась и российская) признает естественный характер указанных прав. Это значит, что они «рождаются» вместе с человеком. Человек рождается свободным, а эта свобода в демократическом государстве проявляется через основные права. Именно их и закрепляет государство в конституции. Причем факт закрепления таких прав не означает, что ими уже исчерпана свобода человека. Со временем государством могут быть признаны новые права, которые обеспечат иные грани человеческой свободы. Исходя из содержания упомянутых международных документов о правах человека и общих подходов, проявляющихся в научных доктринах европейских государств, принято подразделять права и свободы на пять групп:

1) личные (в сфере личной безопасности и частной жизни);

2) политические (в области государственной и общественно-политической жизни);

5) культурные (в сфере культуры).

Самостоятельную группу составляют права и свободы, специально направленные на защиту всех других принадлежащих личности прав и свобод. Данная группа именуется «защитные права личности» и рассматривается в качестве составной части гарантий прав и свобод.

Эта классификация помогает подробно разобраться и уяснить особенности прав и свобод каждой категории. В Конституции РФ такое разделение на группы прямо не установлено, так как данная (равно как и любая иная) классификация в достаточной мере условна. Ведь отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны.

Теперь подробнее рассмотрим отдельные права из упомянутых групп.

Личные права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.

Личные права и свободы включают: право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ); право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22); право на достоинство личности (ст. 21); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст. 23); право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); неприкосновенность жилища (ст. 25); право на определение национальной принадлежности, свободный выбор языка общения, обучения и творчества (ст. 26) [2] ; право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27); свободу совести и вероисповедания (ст. 28).

Право на жизнь – самое важное неотчуждаемое, абсолютное право человека, высшая ценность общества. Все остальные права и свободы производны от права на жизнь, являющегося необходимым условием других прав и свобод.

В статье 20 Конституции РФ говорится: «Каждый имеет право на жизнь».

Конституционные положения о праве на жизнь соответствуют ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая устанавливает, что право на жизнь представляет собой «неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». В ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод подчеркивается связь права на жизнь и запрета произвольного ее лишения.

Во многих государствах Европы смертная казнь отменена (см., например, ст. 102 Основного закона ФРГ). В Конституции РФ присутствует положение о том, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей» (ч. 2 ст. 20).

Право на защиту достоинства также одно из личных прав человека. Каждый человек представляет собой высшую ценность. Согласно ст. 21 Конституции РФ охранять и уважать достоинство личности – прямая обязанность государства. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, а также душевнобольного. В частности, оскорбление таких лиц, ими не осознанное, – тоже правонарушение. Запрещая унижать достоинство и честь всех лиц, подвергаемых освидетельствованию, привлекаемых к участию в следственном эксперименте, закон исходит из того, что они – личности.

К личным правам также относят право на личную неприкосновенность.

Право на свободу и личную неприкосновенное принадлежит каждому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, лицу с двойным гражданством. В ч. 1 ст. 22 Конституции РФ установлено: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность».

Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях родителями, усыновителями, опекунами и попечителями в интересах надлежащего воспитания несовершеннолетних или охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов душевнобольных. Но злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, оставление подопечных без надзора и помощи влекут соответственно лишение родительских прав или отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

В соответствии с международными документами понятия личной неприкосновенности и свободы трактуются достаточно широко, охватывая сферу как биологической, так и социальной жизни.

  • [1] См.: Арбузкин А. М. Обществознание. – С. 24.
  • [2] Данное право может быть также отнесено и к группе духовно-культурных прав, равно как и свобода совести.

5.5. Принципы взаимоотношений государства и личности

1.Приоритет норм международного права в области прав и свобод граждан над национальным законодательством является основополагающим принципом взаимоотношений государства и личности в Российской Федерации.

2.Права и свободы человека является неотчуждаемыми, так как принадлежат каждому в силу рождения. Именно поэтому права исвободы человека являются объектом защиты государства, независимо от того, обладает человек качеством гражданства или нет. Эту группу прав государство обеспечивает за всеми людьми без исключения, находящимися на территории государства (ч. 2ст. 17).

3.Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (ст. 18).Это означает, что Конституция, как закон государства обладает возможностью прямого действия на всей территории и нарушение ее норм напрямую может быть обжаловано в суде.

4.Все граждане и иные лица, находящиеся на территории государства, равны перед законом и судом (ч. 1ст. 19).Здесь имеется в виду, что права и свободы человека и гражданина не могут зависеть от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения крелигии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2ст. 19).

5.6. Личные права и свободы

В системе основных прав важное место отводится личным правам граждан (права человека), которые направлены на обеспечение важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и pеализуются им самостоятельно. Эту группу прав и свобод часто

называют еще «субъективными» правами и свободами, подчеркивая тем самым, что реализованы они могут быть только самим человеком. К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

1.Самое важное право —право на жизнь (ст. 20).Длительное время это право не получало правового закрепления в отечественном законодательстве. Реализация этого права тесно связана с правом на здоровье, здоровый образ жизни, нормальные условия жизни и т.п. Гарантия реализации этого права состоит в наложении на государство ряда обязанностей, которые можно подразделить на две группы:

общие, касающиеся всех граждан РФ, и индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека.

К числу общих обязанностей относятся: отказ от войны как средства разрешения международных конфликтов и участия в ней; охрана окружающей среды; провозглашение смертной казни исключительной мерой наказания (ч. 2ст. 20);установление особого порядка применения оружия; доступность и квалифицированность медицинской помощи и др.

Индивидуальные обязанности касаются признания ряда конкретных действий, посягающих на жизнь и здоровье человека, преступными и закрепления их в качестве таковых в действующем законодательстве, например, в Уголовном кодексе РФ.

2.Право на достоинство личности (ст. 21)предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

3.Право на свободу и личную неприкосновенность. В данном случае речь идет о субъективной свободе, т.е. возможности конкретного человека совершать действия по своему усмотрению, не подвергаясь при этом незаконному ограничению в своих правах со стороны государственных, органов и физических лиц. Поэтому и здесь речь идет о сочетании индивидуальной свободы и личной неприкосновенности как содержании этой свободы. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48часов (ч. 2ст. 22).

4.Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23).Под частной жизнью закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральной ущерб. Конституция так же, как в рассмотренном выше случае, содержит норму о том, что ограничение этого права допускается в соответствии с законом только на основании судебного решения.

5.Право на информацию (ч. 2ст. 24)предполагает, что каждому гражданину обеспечивается возможность ознакомления с документами

и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

6.Право на неприкосновенность жилища (ст. 25).К жилищу относится любое помещение, занимаемое гражданином на законном основании в качестве постоянного или временного места его пребывания. Это может быть и квартира, и дом, и дача, комната в общежитии, гостиничный номер, купе, каюта и т.п. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом.

7.Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Определение национальной принадлежности —это волевой, сознательный акт, совершаемый лицом, достигшим дееспособного возраста, т.е. 16лет, поскольку именно в этом возрасте граждане РФ получают паспорта и могут определять свою национальную принадлежность, хотя ее определение тоже право, а не обязанность. Об этом же говорит и ч. 1ст. 26Конституции РФ, где содержится норма о том, что никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности.

8.Право на пользование родным языком (ч. 2ст. 26)предполагает свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Декларация о языках народов России, принятая 25октября1991года, закрепила понятие «языковой суверенитет народа и личности», который не зависит от имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Принципы пользования языком, закрепленные в Декларации, состоят в следующем: право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества; право каждого человека на свободный выбор языка общения; равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов России; равная социальная, экономическая и юридическая защита государством всех языков народов России.

9.Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Это сложное по составу право, которое состоит из нескольких самостоятельных прав: права на свободу передвижения; права на выбор места жительства; права свободно выезжать за пределы страны и свободно в нее возвращаться.

10.Право на свободу совести (ст. 28).Каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать ни какой; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

7. Принципы взаимоотношений государства и человека, гражданина в Российской Федерации

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении досто

инстпа, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права иметь его (ст. 6 Конституции).

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 сг. 13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ст. 14 Конституции). Это означает, чго никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.