Права и свободы в средние века

Права и свободы в средние века

Права человека в античное время и средние века

Предыстория прав человека берет свое начало в далекой первобытности. Понятно, что любое суждение о характере взаимоотношений людей в первобытные времена может занимать лишь место гипотезы, так как сложно с уверенностью судить об общественных отношениях или духовной жизни людей дописьменной эпохи. Бытует представление о первобытном мире как о мире людей, которым были чужды войны и социальное неравенство. Согласно таким представлениям о древнейших коллективах основную роль играли отношения сотрудничества, а развитые отношения собственности отсутствовали. Между тем, полного социального равенства не было и не могло быть, так как любые формы организации и самоорганизации человеческих сообществ (в данном случае первобытных племен) предполагают иерархическую основу, даже если она и не связана с идеей собственности. Логично предположить существование половозрастного неравенства – люди разных полов и разного возраста в племени выполняли различные функции и соответственно играли разные социальные роли. Также не было межродового и межобщинного равенства – разные коллективы имели разный половозрастной состав; где-то было больше здоровых людей, а где-то меньше. Накладывали отпечаток особенности среды обитания и т. д. Итак, уже в догосударственную эпоху существовало некоторое общественное неравенство.

Впервые элементы прав человека появляются в древнегреческих полисах в условиях равных политических прав граждан. Вслед за греками свой вклад в развитие и реализацию идей прав и свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, выдвинули и обосновали идеи естественного права.

Именно в античной Элладе, с ее приверженностью к логическому анализу, впервые был поставлен вопрос о происхождении общественных ценностей, в том числе, таких как свобода и право.

Разными философскими школами это противоречие разрешалось по-разному. Одни (последователи Платона) требовали полного подчинения личности интересам общества. Другие (киники), наоборот, отрицали всякую ценность общественной жизни в сравнении с жизнью свободного человеческого духа. Третьи пытались примирить оба начала, старались вывести их из общей основы добродетели, или справедливости, или общего блага.

Спорили и о том, как соотносятся между собой права, провозглашаемые как нравственный императив, и права, обеспеченные законом (позитивные, с точки зрения современных юристов). Эти споры неизбежно приводили к вопросу об источнике и природе права, независимо от того, является ли оно лишь выражением воли законодателя или же носит высший и безусловный характер. Последней точки зрения придерживались Аристотель и стоики, противопоставлявшие законам и обычаям различных полисов единый и естественный закон, не зависящий от человеческих желаний.

Можно сказать, что выраженный политический аспект концепции свободы в античном мире резко контрастирует с современными взглядами, делающими упор на свободу личности от политического контроля и вмешательства. Ограничимся только одним примером, процитируем М.Б. Смоленского: «Права и свободы, — отмечает он, — отражают фундаментальные аспекты свободы личности, выражают гуманистические основы жизни общества, защищают пространство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вмешательства из вне».

В рабовладельческом обществе существовало два основных класса, непримиримо противостоящих друг другу: рабовладельцы и рабы. Правопорядок этой общественно экономической формации охранял лишь рабовладельцев, их частную собственность и государство, но отнюдь не рабов. По законам того времени раб воспринимался как вещь, как лошадь, глиняный кувшин и прочие бытовые предметы. К римскому писателю Марку Теренцию Варрону (I в. до н. э.) восходит известное определение раба как говорящего инструмента. «Орудия труда, — констатирует он, — подразделяются на три вида: орудия, наделенные даром речи, полу немые и немые; к наделенным даром речи относятся рабы, к полу немым — волы, к немым же — повозки».

Софист Антифонт (около 400г. до н.э.) рассуждал иначе. Он обосновывал положение о равенстве всех людей по природе, ссылаясь на то, что у всех людей – эллинов и варваров, благородных и простых — одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из человеческих законов, а не из природы. «По природе,- говорит Антифонт,- мы все во всех отношениях равны, притом одинаково и варвары, и эллины. Уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы».

В рабовладельческом обществе, если рабовладелец, господин, уродовал, пытал, калечил, продавал или убивал своих рабов, то это было его личным делом. Подобно тому, как он мог разбить свой бокал для вина, точно так же он мог убить и своего раба.

Однако страшные кары ожидали тех рабов, которые угрожали своему господину или его имуществу, причиняли ему ущерб. В качестве наказания законы предусматривали обезглавливание, сожжение, утопление, удушение и распятие на кресте. Людей бросали диким зверям или же отдавали в гладиаторы, которые должны были сражаться друг с другом до смертного конца — подобные наказания пользовались в Римской империи особой популярностью.

Несмотря на жесточайшие наказания, во всех рабовладельческих обществах происходили восстания угнетенных. Так, например, сохранившиеся письменные памятники Древнего Египта сообщают о восстании крестьян и рабов в 1750г. до н.э. Восстания рабов и прочего эксплуатируемого люда имели место и в Древней Греции. Одно из первых крупных восстаний произошло в 494г. до н.э. в городе Аргосе. Рабы захватили город и покончили с правлением рабовладельцев. Лишь после продолжительной борьбы власть имущим Аргоса удалось подавить восстание рабов.

Так что не без основания писал греческий философ Платон: «Рабы это собственность, доставляющая много неприятностей, ибо они никогда не станут друзьями своих господ. Процесс формирования института прав человека прошел длительный и трудный путь. И путь этот никогда не проходил в сугубо правовом пространстве».

Правила поведения первобытного общества (мононормы) носили синкретичный характер. Они представляли собой устойчивые привычки, основанные на целесообразности и стихийно складывавшихся представлениях о полезном и вредном. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей являлось поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

Правовые нормы, как известно, возникают на последнем этапе распада первобытнообщинного строя, однако в этих условиях права человека не присутствуют, так как это разновременные феномены. Позволим себе предположить, что в ранних государствах правовые нормы были основаны на насилии, принуждении носителей верховной власти по отношению к большинству общества. В этих условиях уровень свободы был ничтожен и распространялся на правящий класс.

Столь же мало прав у угнетенных было и в период феодализма. Крепостной или зависимый крестьянин в отличие от раба уже не являлся неограниченной собственностью господина. Однако коль скоро он подчиняется судопроизводству своего или других феодалов, то они могли сплошь и рядом произвольно определять вид и размер наказания. К тому же господствовавшие тогда нормы уголовного права защищали интересы феодальной знати.

Убийство, а также увечье и прочие ущербы, причинявшиеся крестьянам в ходе постоянных господских распрей, не считались основанием для возбуждения иска о компенсации за ущерб. Крестьянам даже не разрешалось возводить ограду вокруг полей для защиты от диких зверей, так как господская дичь могла покалечиться при перепрыгивании через нее. Однако никого не интересовали увечья, которые получал крестьянин во время работы на своего господина. Вместе с тем, кража на сумму свыше 3 шиллингов, которую совершал разорившийся и умирающий с голоду крестьянин, каралась зачастую смертью, для мужчин — через повешение, а для женщин — через утопление.

В период средневековья свобода была крайне ограничена, поскольку феодальное общество – общество всеобщей зависимости. Система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол, культ силы систематическое насилие.

Права и свободы в средние века

В раннем. Средневековье города были немногочисленными и играли роль укрепленных административных центров (крепостей-бург), церковных резиденций. В. Х1-ХП веках возникают предпосылки для возникновения фео одальних городов как центров ремесла и торговли. Население средневекового города насчитывало до 5 тыс человек и состояло из ремесленников, торговцев, слуг, трактирщиков, цирюльников, феодалов и королевской а дминистрации, интеллигенции (нотариусов, врачей, преподавателей). Города располагались на землях феодалов и были их коллективными вассалами, поэтому в руках феодалов сосредоточивалась вся власть частей а горожан находилась в личной зависимости от сеньорьйора.

В X-XIII веках в. Западной. Европе развивается коммунальный движение — города начинают борьбу за освобождение от феодальных повинностей, за торговые привилегии и городское самоуправление, через что мисс ста приобретают свои права или после длительного вооруженной борьбы, или выкупив их у феодала. Большинство городов становятся городами-коммунами. Они освобождались от феодальных повинностей, имели органы самоуправления я, но платили феодалу денежную ренту. Такие города могли выступать коллективными сеньорами отношении крестьян окраине. Некоторые города получили статус городов-республик (города. Северной. Италии:. Венеция,. Генуя,. Фло ренция,. Болонья,»имперские города»в. Германии:. Любек. Нюрнберг,. Франкфурт-на-Майне). Города-республики были независимыми и часто создавали торгово-политические союзы, например. Ганзейский союз, который в бьеднав более 100 городов. Северной. ЕвропПівнічної Європи.

Городской состояние бюргерство обладал рядом привилегий: личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, право участия в выборах органов городского управления. Но бюргерство розпадал лося на социальные слои:

1) патрициат — наследственная замкнутая группа городской аристократии (мастера, купцы);

2) средние слои — ремесленники, торговцы (лоточники, разносчики), домовладельцы;

3) плебейские слои — наемные работники, беднота

В XII веке статус полноправного горожанина-бюргера перестает распространяться на плебейские низы. Они отлучаются от городского самоуправления. В XIV веке бюргерами стали называться только состоятельные п слои городовта.

Характерной особенностью города была его корпоративная организация. Лица определенной профессии объединялись в особые союзы — цехи, гильдии, братства

Принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Цех устанавливал монополию на определенный вил ремесла, то есть контролировал производство и продажу продукции, защищал от конкуренции, нормував число подмастерьев и учеников, регламентировал трудовые отношения. Возглавлял цех мастер — владелец средств производства. Для занятия места мастера требовались свидетельство об обучении, отличная характеристик а большой вклад в кассу цеха, выполнение выдающейся работы. К. цеха входили ремесленники — подмастерья и ученики. Последние обучались мастерству от двух до 12 лет, их труд не оплачивался процессе замыкания я цеха превратил мастеров на узкую, наследственную группу. Это привело к борьбе между мастерами и подмастерьями. Для защиты своих прав подмастерья стали создавать собственные союзы взаимопомощи

братства. Цех ова система не получила распространения в. Северной. Европе и на юге. Франции. Здесь существовало свободное ремесло, но производство и защита от конкуренции регламентировались органов городского самоуправленияврядування.

Вроде ремесленных цехов создавались купеческие гильдии — объединения купцов по профессиональным интересам. Они обеспечивали членам гильдии торговую монополию или торговые привилегии, правовой защ в, взаимопомощи. Гильдии были религиозными и военными организациями. Постепенно стали создаваться семейные купеческие компании — торговые дома. С развитием международных связей возникают купеческие филиалы в других городах соответствии появляются должности консулов, которые защищали интересы города и горожан по его границамежами.

Органы городского самоуправления создавались на принципах представительного, срочного правления. В разных городах существовали свои традиции в сфере городского управления. В континентальной. Европе городское самов управления осуществлялось коллегиальными органами — советом или магистратом. В свою очередь они выбирали бургомистра, коллегию (шефеней, скабинив) и других должностных лиц. Магистрат имел право определять налоги, собирать войско, заключать союзы, чеканить деньги, определять систему мер и весов, устанавливать торговые правила, регистрировать договоры и т.п.. Сначала члены магистрата избирались на определенный стро к (один год), затем власть становилась пожизненной. В. Англии коллегиальных органов не существовало, городская община непосредственно выбирала должностных лиц (управляющих, сборщиков налогов, полицейских, судейуддів).

Города существовали в условиях правового автономии. Сначала городское право фиксировалось городскими уставами и хартиями, в которых закреплялись права и свободы городов. Затем нормы городского права развивались в форме пр рецедентив — решений, которые принимались городским советом в отдельных случаях. Они записывались в городской книги и применялись по аналогии. Позже появились законы, уставы, постановления, указы. Они объяв увалися на торговой площади и обнародовались. Со временем происходит систематизация городского права. Крупнейшими системами городского права стали. Любекское право (Ганзейский союз) и. Магдебургское право (Немое ччина,. Чехия,. Австрия). Например,. Магдебургское право было систематизировано в пяти книгах (первая — органы управления, вторая — судебная организация, третья — жалобы, четвертая — семейное право, пятая — одному оридни нормы и решениярішення).

В содержании городского права выделяются нормы, регулирующие организацию городской жизни и управления городом, и нормы, которые регулировали статус горожанина

Городское право распространялось только на горожан. Поселение в городе было свободным, но статус полноправного горожанина предусматривал ценз оседлости (три месяца). После этого срока новый жилец пользовался по окровительством городского права, а феодально-ленные отношения горожанина прекращались. Всем горожанам гарантировалось равное правосудие. Жителей города нельзя было судить за городом (за исключением жалобы кор оль), арестовывать без судебного рассмотрениеляду.

Городское избирательное право было сословным: городские низы не имели избирательного права пассивным избирательным правом пользовались только

Хотя городское право было частью феодального права, оно подготовило появление будущего буржуазного права и способствовало созданию единых правовых традиций. Западной. Европы. В черте городов развивалось торгово не и международное право. Торговая революция XI XII веков привела к появлению новых правовых институтов: института обратных бумаг института кредитных гарантий; института юридических лиц; института банкрутування: векселяля.

Городской суд не был специализированным органом, не отделялся от администрации и даже мог выполнять функции городского совета (регистрация договоренностей, управление городской собственностью). Судьи избирались из числ а правомочных, авторитетных горожан. Судья разбирал дела единолично, его решения были окончательнымми.

Незначительные дела решались на уровне гильдейские и цехового самоуправления

Городское право самоуправления в. Европе стало результатом борьбы городов против феодального сеньориальной права и часто достигалось за выкуп. Сначала оно сложилось в XIII веке в городе. Магдебургзи, соглашений дом распространилось на города. Восточной. Германии, а затем в. Восточную. Пруссию результате германской экспансии оно было воспринято. Силезии,. Чехией,. Венгрией,. Польшей и. Литвой. С XVI века городское право проник ло в Украину (Киев,. Чернигов,. Полтава). В целом магдебургское право вроде средневекового права самоуправления французских городов-коммун. В основу пункты положено привилегии, дарованные в 1 188 году. Магдебурга его архиепископом, а также прецеденты суда шефеней. Магдебурга, нормы. Саксонского зерцала. По. Магдебургское право города получали самоуправления, освобождались от феодальных дол нность (за исключением обозной), получали судебный и налоговый иммунитеты (независимость), право собственности на городские земли. Магдебургское право предоставляло жителям городов, преимущественно городском торгово-рем исничому патрициата, право и порядок избрания органов управления — магистратов, бургомистров, городских советов. Оно устанавливало порядок налогообложения, регламентирующего деятельность купеческих объединений, содержали в нормы цехового права, регулировало организацию рынков и определяло порядок отправления правосудияавосуддя.

Вместе с тем магдебургское право по своему содержанию оставалось правом феодальным, поскольку включало элементы социального неравенства, ограничивало права подмастерьев, учеников, городского плебса. В литовских и бил лоруських городах оно приводило привилегированность немецкого населения, а в. Беларуси и Украине — польского; лиц православного вероисповедания лишало права свободного проживания, участия в органа х городского самоуправления. Например, во. Львове Украинский (они называли себя русинами) разрешалось селиться только на»русинской»улицы, им запрещалось записываться в цеха, содержать корчму, под ч ас захоронения разрешалось сопровождать умершего только через ворота, предназначенные для вывоза мусоразення сміття.

В городах с магдебургским правом длительное время высшей апелляционной инстанцией был суд города. Магдебурга (для. Пруссии такой инстанцией с 1215 года было город. Хелмно — отсюда. Хелминське право) в городах. Польши щи, в том числе белорусских и украинских, согласно распоряжению короля. Казимира III следовало обращаться в суд города. Кракова. Магдебургское право отражалось в сборниках, которые заключались судья мы, комментаторамми.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

§ 3. Права человека в средние века

Средневековые воззрения на права человека, в целом на государство и право, неразрывно связаны с христианством. Поэтому уместно кратко обратиться к истории христианских политико-правовых воззрений.

Само христианство выросло из учений небольшой секты в Иудее (Ближний Восток).

Кризис античной религии не привел к победе светского образа мышления. Общественное сознание, социальная психология, воспринявшие идеи христианства, оказались, как и само это учение, единственным всеохватывающим средством идеологического противодействия против господствующей в то время системы угнетения. Сначала христианство выражало интересы социальных низов Римской империи — рабов и разорившихся свободных граждан. Затем и состоятельные круги римского общества приобщаются к христианству, которое подчеркнуто ориентировано на все человеческое.

В более позднем христианстве обнаруживается деформация ранних идей противостояния государственной власти. Христианство постепенно превращалось в политически беспринципную религию и политическую идеологию. Об идеальном политическом общении было практически забыто и представители христианства начинают тесно сотрудничать с властями, помогая им и одновременно завоевывая ставший впоследствии огромный авторитет и самою власть. Она превратилась в Церковь — могущественную организацию-государство.

Первые юридические школы Европейского средневековья появляются в Италии (Рим, Павия, Равенне) в X-XI вв. Юридические концепции того времени, равно и представления о правах человека основываются на идее правовой справедливости (aeguitas). На практике такое направление в политико-правовой мысли выражалось во все более укреплявшимся воззрении на однозначное превосходство естественноправовых начал над государственным началом (позитивным правом), в целом над государством.

Наибольший вклад в христианскую модель политико-правового мышления, в том числе модель прав человека, внес знаменитый Фома Аквинский (1225-1274), носивший и другое имя, церковное, — Аквинат (по названию города в Италии, в котором он родился). На учение Аквината о государстве и праве сильнейшее влияние оказывали взгляды великого Аристотеля на этику, политику, политическую природу человека, естественное право и право волеустановленное (т.е. государственное право), правовом равенстве людей.

Аквинат утверждал, в частности, что всякое государство имеет своей главной и конечной целью обеспечение общего блага для всех и каждого из его членов, обеспечение наилучших условий для разумной и достойной жизни граждан. Различая «политическую монархию», основанную на признании таких государственных целей соблюдении принятых в государстве законов, Фома противопоставлял эту монархию «тирании», под которой им понималось правление единоличного правителя в своих собственных интересах и в условиях беззакония. Отсюда делался вывод о праве народа и тем самым отдельного человека на свержение тиранического правления.

Исключительно интересны и важны для развития теории прав человека взгляды Фомы Аквинского на естественный закон. Именно этот закон, полагает мыслитель, предписывает людям стремится к самосохранению и продолжению своего рода, стремление искать Истину и истинного Бога, стремление уважать достоинство каждого человека. Эти взгляды внесли огромный вклад как в целом в новозаветное христианское учение, так и в концепцию неотчуждаемых естественных прав человека.

Немалый, хотя и достаточно противоречивый в становление современной теории прав человека внесли и такие представители европейского средневековья, как Мартин Лютер и Жан Кальвин.

Мартин Лютер (1483-1546) — один из первых провозвестников новой исторической эпохи под названием Реформация и Возрождение.

Для Лютера нет различия между сословиями в рамках христианства (священники, дескать, одно, князья, ремесленники, и др.

Лютеровские политико-правовые воззрения носили довольно противоречивый характер. Лютер выступал одновременно и как реформатор, и как консерватор.

Идеи Лютера относительно усиления светской власти, ее автономии от власти папы, несомненно, содействовали утверждению регионально княжеского абсолютизма. Его мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом — все это способствовало насаждению культа Государства: суеверная вера в государство становилась надолго характерной чертой господствовавшего в то время в Германии политико-правового сознания. Тем более, что внутренняя религиозность, за которую ратовал Лютер, не требовала, не предполагала сколько-нибудь крутых перемен в общественно-политическом строе того времени; не требовалось, в частности, упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, посягать на абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т.п.

В целом учение Мартина Лютера, как можно видеть, содействовало консервации антифеодальных потенций Реформации, поскольку во взглядах мыслителя все более (особенно к концу его жизни) нарастали элементы социальной ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма. Кроме того, Лютер, и вот в этом его еще одна ограниченность, преодоление которой потребовала у будущих поколений немалых усилий, полагал, что неравенство людей естественно: одни люди могут и должны править, другие — подчиняться. Поэтому идея прав человека, естественное право в учении Лютера не нашли должного отражения, хотя отдельные элементы, как можно было видеть, имеются. Законы Лютер оценивал с консерватистских позиций, а не с позиций будущего.

Швейцарский богослов Кальвин Жан (1509-1564) — один из виднейших идеологов и деятелей эпохи Реформации. Основной труд Кальвина — «Наставление в христианской вере».

Кальвин отдает явное предпочтение аристократической организации государственного правления. Необходимость и разумность такого правления, по его мнению, подтверждается всем ходом истории. Но вот что интересно: по Кальвину, аристократия дает, дарит возможность людям право сообща выбирать пасторов, без помех избирать правителей и должностных лиц и т.д. Тем самым Кальвин фактически признает право человека на политический выбор, но право это предоставляется аристократической верхушкой общества. Другими словами, Кальвин, признавая существование и необходимость существования аристократии, в действительности все же более склоняется к республиканскому правлению, считая, что оно является оптимальным для государства.

Отличительная черта кальвинистского учения о государстве и кальвинизма вообще – жестокая, религиозная нетерпимость ко всякого рода иным воззрениям и установкам, что нашло свое практическое воплощение в свирепой политической деятельности Кальвина в 1541-1564 гг. Тем самым можно говорить о резком расхождении идеологии Кальвина как мыслителя и его практической деятельности как политического и военного деятеля.

Права и свободы в средние века

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по праву человека. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по праву человека — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности

Проблемы прав личности в эпоху Древнего мира и Средневековья

Права человека – это определенные нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Древний мир (7 в. до н.э. – 5 в. н.э.). Древний мир делился на 2 мира: Восток и Запад.
Но права человека начинают формироваться на Западе => античный мир.
1. Личность не воспринималась как самодостаточная ценность. Она рассматривалась через интересы полиса. Если ты гражданин полиса, то у тебя есть весь комплекс прав, если не гражданин – то нет прав (Аристотель). Но позже Эпикур поставил крест на этике Ари-стотеля. Он считал, что человек – это человек, это естество природы.
2. Права человека носят нравственно-этический характер. Доминируют не юридические категории, а нравственно-этические. Права отличались рационализмом, а не божественным началом.
Греческая мысль прошла в развитии несколько пластов:
1) Софисты (концепция равенства людей по природе, но все же отмечали, что неравенст-во происходит из человеческих законов, а не из природы: правами обладают только граждане полиса).
2) Классический вариант (Платон, Аристотель).
Платон впервые ставит вопрос об уничтожении частной собственности, но не во всем со-циуме. Он отмечал, что в полисе есть пекари, кузнецы, ткачи, которые вносят определен-ный вклад в существование общества, т.е. каждый человек вносит свою частичку в общее дело полиса, т.е. тогда может только существовать отдельный человек. В его проекте идеального государства отсутствует частная собственность и деление людей на свободных и рабов. Платон признает равноправие женщин и мужчин. Платон предлагал лишить част-ной собственности управленцев и воинов. У ремесленников сохраняется частная собственность, т.к. их не допускают к управлению полисом.
3) Пласт, связанный с упадком греческо – политической мысли (Эпикур).
Эпикур: гражданин – это когда ты – человек. Человек – естество природы. Стоит у исто-ков договорной концепции происхождения государства. Люди должны договариваться о возникновении государства. Согласно Эпикуру, свобода человека – это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.
4) Стоики (Стоицизм): выдвинули идею космополитизма, человека – гражданина мира.
Стоики утверждали, что все люди – граждане единого мирового государства и что чело-век — гражданин вселенной. Из позиций стоиков следует, что рабство не имеет оправдания, т.к. оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей. Согласно Сенеке, Вселенная – естественное государство со своим естественным правом, признание которых – дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Исходя из естественного права как общеобязательного и равного для всего мировго закона, Сенека наиболее последовательно отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей.
Поясняя деление права на публичное и частное, отмечали, что публичное право отно-сится к положению римского государства, а частное относится к пользе отдельных лиц. Частное право включало в свою очередь в себя следующие 3 части: естественное право, право народов, цивильное право.
К естественному праву относились все значимые с точки зрения предписания природы (также относили брак, воспитание детей).
Право народов римские юристы понимали как такое право, которым пользуются народы человечества. При этом естественное право является общим для всех животных, а право народов – лишь для людей.
Средние века
Выделяют классическое средневековье (Европа, с 5 в. до 14 в.)
Если в античности церковь стояла у ног государства, то в эпоху Средневековья церковь подминает под себя государство. Теологическое государство — права человека были связа-ны с религиозным мировоззрением. Происходит откат от рационализма в сфере прав человека, усиливается теологическая концепция.
В Средневековье зарождается христианство, становится доминирующим. Библия стано-вится основой взаимоотношений между людьми в обществе.
Христианство выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди рав-ны как дети Божии. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве со всеобщей свобо-дой.
Появилось золотое правило справедливого поведения каждого человека. То, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними. Это золотое правило имеет в виду общую и равную для всех людей норму поведения.
Появилась специальная наука – схоластика, которая доказывала приоритет церкви. Представителем ее был Фома Аквинский. Согласно Ф.А., существует:
вечный закон – это мудрость бога, которая вершит все мироздание. Этот закон человеку не доступен.
божественный закон – это отдельные элементы вечного закона, которые представляют собой божественное откровение.
естественный закон – это отдельные элементы божественного закона, на основе кото-рых строится реальная жизнь.
позитивный закон – это закон, созданный монархом.
Ф.А. связывает земное с неземным.
Существенное значение имело учение Фомы Аквинского о естественном законе, который предписывает всем людям стремиться к самосохранению и продолжению рода, искать ис-тину и истинного Бога, уважать достоинство каждого человека.
Заслуга Ф.А. состояла в том, что он попытался придать научный характер того, что все на земле от бога.

Похожие вопросы

  • Правачеловека — . личностивэпохуДревнегомираиСредневековья
    Правачеловека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности. ПроблемыправличностивэпохуДревнегомираиСредневековья.
  • ПравачеловекаЭпоха Реформации и Возрождения и ее значение.
    ПроблемыправличностивэпохуДревнегомираиСредневековья. Правачеловека – это определенные нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности. Загрузка.
  • Шпаргалки по правучеловека
    ПроблемыправличностивэпохуДревнегомираиСредневековья. Правачеловека – это определенные нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности. подробнее ».
  • Шпаргалки по правучеловека
    ПроблемыправличностивэпохуДревнегомираиСредневековья. Правачеловека – это определенные нормативно-структурированные свойства и особенности бытия личности. подробнее ».
  • Философия — Философский анализ личности | Если возникла проблема
    Внешний облик ч-ка, его внутр. жизнь были относительно безразличны для античнойэпохи (Сократ и
    2) Существуют 2 точки зрения оценки личностивСредневековье: а) личность обесценена т.к. в
    Восточный ч-к считает себя частью мира, границы личности очень условны.
  • История психологии — Развитие психологии вэпоху возрождения.
    Наиболее значительные психологические исследования в позд¬нем Средневековье связаны с именами Ф.Акви.
    Если возникла проблема.
    Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от.
  • Специальная (коррекционная) педагогика — Становление.
    В древних обществах повседневная борьба за выживание обусловила прецедент
    4. Отношение к инвалидам вэпохусредневековья: — «иные» люди, недееспособные
    Принятие ряда международных правовых документов, особенно Всеобщей декларации правчеловека.
  • Культурология — Церковь и образование вэпохуСредневековья
    Если возникла проблема.
    Церковь и образование вэпохуСредневековья. Средневековая культура отличалась ярко выраженным церковно-религиозным характером.
  • Концепции современного естествознания (КСЕ) — 13. Место и роль науки.
    Если возникла проблема.
    Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человекамир вовсе не
    Вэпохусредневековья наука попала в зависимость от теологии, и ее развитие существенно замедлилось.
  • Туризм — Туризм эпохиСредневековья. Значение крестовых походов.
    ВэпохуСредневековья покровителями странствующих и путешествующих становятся волхвы: Бальтазар, Мельхиор и Каспар, совершившие в свое время небывалое, поистине священное странствие, пришедшие на поклонение явившемуся в мир Младенцу Иисусу.

найдено похожих страниц:10

Государственное право Средних веков

Падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи и низложение вождем германских наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августа дало простор развитию феодально- общественных отношений.

В этот период начинает быстро складываться феодальная общественно-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V–XVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется государственным правом Средних веков.

Отличительными чертами этого периода являлись:

1) преобладание обычных норм над договорными;

2) значительное влияние церкви на процесс формирования норм государственного права.

Саксонское зерцало [1] – сборник, представляющий собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репкова. Репков с определенных политических позиций высказывает возражения против человеческой несвободы, в частности рабской и крепостной зависимости. Довольно необычным вариантом защиты справедливости в подобных взаимоотношениях стало признание права на сопротивление несправедливости и правонарушениям вплоть до вооруженной борьбы против нарушающих свой долг монарха, должностного лица, господина. Саксонское зерцало состоит из двух крупных разделов – Земского права (Ландрехт) и Ленного права (Ленрехт). Ландрехт содержит подробное положение о сословном делении. Ленрехт излагает особенности ленных (феодально-зависимых отношений) – порядок получения, держания и утраты ленов, обсуждает виды ленов, в том числе городских, и особенности ленного быта и нравов. Разделялось понятие церковных и светских властей. Судебная власть сочеталась с ленным владением. В то же время не было суда, равного для всех. Суды подразделялись на церковные, ленные, земские, городские и королевские.

Саксонское зерцало – один из хорошо известных сборников на протяжении всей средневековой истории Германии.

Значительную роль в закреплении новых отношений между государством, церковью и подчиненными сыграло принятие Великой Хартии вольностей 1215 г., впервые закрепившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, а также создание английского общего права и английского парламента в XIII в.

Великая хартия вольностей [2] прежде всего подтверждала существовавшие ранее привилегии и свободы церкви и духовенства, в частности свободу церковных выборов. Центральное место в ней занимают статьи, ограждавшие привилегии баронов. Баронские лены объявлялись свободно наследуемыми владениями. Интересы баронов ограждала в первую очередь ставшая впоследствии знаменитой ст. 39 Великой хартии вольностей. В ней мы читаем: «Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору его пэров и по закону страны» [3] . Суд пэров был старинной привилегией баронов, и эта привилегия теперь узаконивалась. Для остальных свободных людей существовал суд разъездных королевских судей с процедурой расследования с участием присяжных свидетелей и обвинителей.

Бароны, со своей стороны, должны были гарантировать подобным образом права своих вассалов-рыцарей: не брать с них никаких взносов и не требовать никаких других служб, кроме традиционно установленных (ст. 60).

В Хартии не были обойдены и интересы горожан. За ними закреплялись все старинные вольности и свободные обычаи. На Лондон распространялись привилегии, полученные королевскими вассалами в отношении налогов и разных других принудительных сборов в пользу короля (ст. 12). Большое прогрессивное значение имели постановления хартии, которые устраняли феодальные ограничения для развития торговли. Отменялось право принудительной покупки хлеба и других продуктов для надобностей короля (ст. 28). Устанавливалось единообразие мер и весов по всему королевству (ст. 35). Хартия предоставляла право свободной торговли иностранным купцам (ст. 41), что шло вразрез с интересами английских городов и было выгодно только феодалам, стремившимся приобрести чужеземные товары по более низким ценам.

В конституционной эволюции Англии Великая хартия вольностей, несомненно, сыграла значительную роль [4] .

Следующим шагом в периодизации становления и развития конституционного права зарубежных стран является этап уже конституционного (государственного) права, связанный с зарождением капиталистического уклада жизни.

  • [1] См.: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.: Норма, 2004. С. 641.
  • [2] См.: Памятники истории Англии XI–XIII вв. М., 1936 (русский перевод Д. М. Петрушевского).
  • [3] В XVII в. на основе этой статьи был издан Habeas Corpus Act, гарантировавший неприкосновенность личности английских граждан.
  • [4] Уже начиная с кануна английской буржуазной революции 1640–1649 гг. многие ученые рассматривают хартию вольностей как важный конституционный акт Английского государства, ограничивающий произвол монархической власти. Статьи, закрепляющие вольности королевских вассалов, трактуются как установление гражданских демократических свобод. В Англии, где до сих пор нет единой конституции государства, Великая хартия вольностей формально считается одним из основных конституционных актов страны.