Правовые и политические нормы общее и особенное

Соотношение Права И Политики

Соотношение права и политики

В любом обществе всегда встает вопрос, что первостепенно: право или политика. Право должно писаться под политику, проводимую государством, или все же политика должна быть основа на законе?

Дело в том, что право тесно связано с государством и большинство правоведов считают, что эти явления не могут существовать друг без друга, ибо одно порождает другое. Государство — это, скорее политическое явление, нежели правовое, так как партия, придя к власти, становится правящей. Она формирует государственный аппарат и начинает реализовывать свою программу, представляющую вариант развития общества в целом.

Таким образом, право, государство, политика тесно связаны между собой. Главное в их связи — общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования. Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах — взаимоподдержки, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется, прежде всего, единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм — отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.

Итак, отношения собственности являются основой правовых и политических отношений.

Проследив историю развития взаимоотношений права и политики, можно увидеть, что в государствах, где власть выходит за пределы права, доминирует государственное насилие. Так было и при рабовладельческом строе, и во времена феодализма, вплоть до буржуазно-демократических революций.

Доминирование политических норм над правовыми порождает насилие и создает почву для тоталитарных режимов. Тоталитаризм неизбежно возникает там, где политика, политические нормы не имеют правовой опоры, где права человека не выступают в качестве средства контроля над ее осуществлением.

Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признается или нет в обществе господство правовых начал, принципов и норм.

Доминирование права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры.

Исторический опыт показывает, что приоритет правовых норм существует только в условиях демократических режимов, когда право основано на универсальном принципе формального равенства.

Конечно же, в общественной жизни сталкиваются различные политические позиции и нормы, выражающие противостояние тех или иных социальных групп и движений, остро конкурирующих между собой. Существенный отпечаток на политические нормы накладывают личные амбиции лидеров, включенные в политическое противоборство.

Тем не менее, конкуренция политических норм и принципов — нормальное, естественное состояние политического процесса в демократическом обществе. Только тоталитаризм делает политическую жизнь одномерной, выдвигая систему непреложных, незыблемых , не полежащих критике принципов и норм. В условиях демократии разнообразие политических норм может ограничиваться только правом

Таким образом, в политических нормах и в отличие от првовых неизменно присутствует конкуренция программ и идей. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интеревов и целей различных социальных групп. Такая сила находится вне политических норм. Это право.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе.

Приоритет права над политикой, государством — это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры.

Общее и особенное в праве и иных социальных нормах

Являясь важнейшим элементом нормативного регулирования общественных отношений, право занимает особое место в системе соц-х норм. Во-первых, это нормы всегда формально определенные, т.е. изложенные в письменном тексте нормативно-правового документа. Во-вторых, это единственные из соц-х норм, которые устанавливаютсяб санкционируются и обеспечиваются Г, силой гос воздействия. В-третьих, нарушение норм права часто влечет за собой ограничение свободы индивида, изоляцию от общества. Для представителей юридич науки важно знать основные признаки правовых нормб отграничивающих их от иных социальных норм.

Право и корпоративные нормы Корпоративные нормы – это правила поведения регулирующие общ-ые отношения внутри различных общ-ых орг-ий между их членами. Общее в праве и корпоративных нормах выражается в наличии у них определенных общих черт: право и корпоративные нормы — это правила поведения; они обладают общим характером; это регулятор общ-ых отношений; это продукты сознательной волевой деятельности людей; обладают формальной определенностью (текст нормы закрепляется в соответствующем документе); корпоративные нормы также как и правовые, принимаются по определённой процедуре; систематизированы. Особенное: 1 н права принимаются Г и обеспечиваются его принудительной силой, а корпорат н. принимаются ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации; 2 н права имеют приоритетное значение по отношению к корпорат н; корп н. направлены на обеспечение внутриорганизационных отношений, возникающих в рамках той или иной организации, они регулируют отношения между субъектами этой организации; корп н. — это нормы локального действия; корп н. фиксируются в уставах или иных аналогичных документах; корп н. подлежат проверке в виде регистрации со стороны Г- соответствие законодательству; корп н. обеспечиваются самой организацией, их нарушения могут влечь за собой организационные наказания — исключение из организации, общественное порицание и т.д. Взаимодействие:право граждан на создание организаций закреплено в законе, таким образом, проявляется поддержка правом корпоративных норм; юридические нормы могут полностью вытеснять корпоративные нормы (в тоталитарном Г); наоборот, корпоративные нормы могут выходить за пределы своего регулирования (при неразвитом правовом регулировании).

Право и политические нормы. Политические нормы более удалены от экономического базиса, чем нормы права, поэтому они менее стабильны. Политические нормы обладают классовой направленностью. Единый субъект, устанавливающий нормы права — Г, у политических же норм такого единого субъекта нет. Сначала политические нормы доминировали над правовыми, теперь наоборот. Политические нормы фиксируются в праве, и из их числа удаляются те, которые имеют классовую направленность.

Право и религиозные нормы Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения. Общее: 1 Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. 2 Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.). 3 Универсальность – нормы распространяются на все общественные отношения. 4 Общность права и религии — нормы направлены на урегулирование отношений между людьми. Особенное: 1 Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых. 2 Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на «высший авторитет» (Бога).

Право и обычаи. Общее: в том, что право и обычаи представляют собой определенную совокупность нормб направленных на урегулировапние общ-х отношений (»человек – человек») и содержат правила поведения людей в той или иной ситуации. Особенное: в сферу регулирования права входит значительно большая часть общ-х отношений, чем в сферу регулирования норм обычаев.

Право и мораль. Вопрос 11.

11 Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие

Мораль (нравственость) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.Взаимодействие права и морали в обществе – сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество. Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль — это правила поведения, право и мораль – обладают общим характером, право и мораль – это регулятор общ-ых отношений, право и мораль – это продукты сознательной волевой деятельности людей В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление – морально-правовое воздействие. Право и мораль имеют общие черты:

— право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

— право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

— право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия: 1Если право возникает вместе с Г, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества. 2 Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением. 3 В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. 4 Содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. 5 Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства. 6 Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством. 7 Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным. 8 Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с Г, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

12 Противоречия между правом и моралью и пути их устранения и преодоления ?Несмотря на тесное взаимодействие между правом и моралью могут возникать противоречия.
13 Роль права в развитии и укреплении нравственных основ общества &

Точная реализация прав норм означает одновременно воплощение в общ-ю жизнь требований морали Требования общ-й нравственности всемерно учитываются нормотворческими гос органами при создании пр. норм. Моральные установления оказывают благотворное воздействие на точную и полную реализ пр норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение пр норм вызывает естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества. обязанность соблюдать н.п. есть моральный долг всех граждан прав Г. Таким образом, П активно содействует утверждению прогрессивно моральных представлений в обществе. ?Вопрос 14 ?

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 117 ; Нарушение авторских прав

11.4 Общее и особенное в социальных нормах

Общее и особенное в социальных нормах

Всем социальным нормам присущи общие черты:

1) они выполняют регулятивную функцию, т. е. упорядочивают общественные отношения, регулируют отношения между людьми;

2) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;

3) характеризуются многократностью действия, т. е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях, и не персонифицированы, т. е. обращены к неопределенному кругу лиц;

4) служат основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов;

5) основаны на свободе воли индивида, т. е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной социальной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать правомерный вариант поведения;

6) имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения и преследуют одну и ту же цель — упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал;

7) соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Отсюда их трансляционные способности, т. е. передача культуры и опыта от предшествующих поколений будущим.

Различия между социальными нормами наиболее наглядно прослеживаются на примере сопоставления норм права и норм морали. Они различаются:

1) способом формирования. Нормы права создаются государством, им же отменяются, изменяются, дополняются, поскольку правотворчество — прерогатива государства, а нормы морали — всем обществом в процессе общения людей, их жизнедеятельности. Для осуществления норм морали не требуется признания их государством, достаточно признания их обществом;

2) формами закрепления. Нормы права закрепляются в специальных актах государства (законах, указах, декретах и др.) и систематизируются, а нормы морали содержатся в религиозных, литературных памятниках, в летописях, иногда существуют в устной форме;

3) методами обеспечения. Нормы права обеспечиваются государственным принуждением или угрозой его применения, а нормы морали — общественным мнением, которое при этом может быть более эффективным, чем санкции нормы, например административный штраф и бойкот, объявленный коллективом одному из своих членов;

4) оценочными критериями поведения и поступков. Правовые нормы оценивают их с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, а нормы морали — нравственными критериями: плохо — хорошо, честно — бесчестно, справедливо — несправедливо и др.;

5) характером ответственности за нарушение. Нарушение норм права влечет юридическую ответственность, при этом порядок привлечения к юридической ответственности строго регламентирован действующим законодательством, например порядок наложения штрафа, дисциплинарного воздействия, привлечение к уголовной ответственности и др. При нарушении норм морали применяются, как правило, общественное осуждение либо меры общественного воздействия. Здесь нет установленной процедуры применения к нарушителю мер общественного воздействия;

6) уровнем требований к поведению: у морали он выше, чем у норм права. Мораль осуждает всякое антиобщественное поведение, любой поступок может быть оценен с точки зрения требований морали. Право же представляет собой лишь минимум нравственности, так как оно не может требовать высокой нравственности от всех действий людей;

7) пространством действия: у морали оно шире, чем у права, поскольку право регулирует лишь наиболее важные сферы общественных отношений, например отношения власти, собственности, управления, правосудия и т. д. Личные взаимоотношения людей, как правило, не регулируются правом, здесь — поле действия морали, этики, обычаев, традиций. Иначе говоря, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все регулируемое моралью регулируется правом.

Вместе с тем следует отметить, что между правом и моралью существует единство. Это объясняется тем, что в системе социальных норм они обладают универсальным характером и распространяются на все общество.

Право и мораль тесно взаимодействуют в сферах:

правотворчества. Новая или проектируемая норма права должна учитывать нравственные устои общества. Например, введение многоженства в православной стране обречено на неудачу;

реализации права. Сотрудничество права и морали имеет место при:

а) определении личных качеств правонарушителя, в том числе преступника, что влияет на избираемую судом меру наказания; при решении вопроса о лишении родительских прав учитываются личные качества родителей; при решении судом вопроса, при ком из родителей оставить детей в случае их развода и спора по этому поводу бывших супругов, и т. д.;

б) юридической квалификации действий субъекта, например при квалификации деяний в качестве хулиганства, клеветы, унижения достоинства и т. д.;

в) толковании норм права, в частности оценочных терминов: «цинизм», «особая жестокость», «недобросовестное отношение к служебным обязанностям» и др.

Но между правом и моралью иногда наблюдаются противоречия. Например, право более консервативно, мораль более подвижна, динамична и активно реагирует на происходящие в жизни изменения. Поэтому у общества может быть разное правовое и моральное состояние.

Случаются и прямые столкновения права и морали. Например, некоторые молодые матери оставляют своих детей в родильном доме, так называемые отказницы. Закон это не запрещает, но мораль осуждает.

Возможны и отдельные безнравственные нормы права. Например, в советское время в Уголовном кодексе РСФСР существовала норма об ответственности близких родственников за недоносительство о преступлениях своих родных. Сейчас эта норма отменена, более того, в ст. 51 Конституции РФ закреплено: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Итак, возможны ситуации, когда закон разрешает, а мораль запрещает, и наоборот. Здесь важно, чтобы противопоставление права и морали не создавало условий для произвола должностных лиц и отдельных граждан.

Соотношение норм права и морали.

Право и мораль всегда выступа­ют в тесном взаимодействии, характер которого определяется кон­кретно-историческими условиями и социально-классовой структу­рой общества. Такое взаимодействие обусловлено тем, что право и

мораль являются социальными регуляторами единых сфер общест­венных отношений.

По вопросу о соотношении права и морали, их взаимодействии в научной литературе изложены различные концепции, взгляды, мне­ния и т. д. [18]

Соотношение норм права и морали необходимо начать с рассмот­рения аспектов возможного совпадения права и морали, а также при­чин, которые заставляют на современном этапе развития общества отвергать идею полного тождества между этими двумя явлениями.

Как справедливо отмечает Д. Ллойд, отношение права к морали иногда описывается в виде двух окружностей, частично наложенных друг на друга (рис. 4.1), причем именно общая часть внутри обеих ок­ружностей и составляет сферу полного совпадения права и морали, являясь их единым фундаментом, а внешние части окружностей представляют собой четко разграниченные области, в которых без­раздельно царствует каждая из этих категорий. Но такая картина тем не менее обманчива, так как предполагает, что, поскольку имеется сфера совпадения обеих понятий, существует и некое тождество меж­ду ними. А это не всегда так [19] .

Этой же точки зрения придерживается О. Э. Лейст. При обоснова­нии своей позиции по этому вопросу он отмечает: о совпадении части права и морали (пересекающиеся окружности) трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много того, к чему мораль безразлична. Почти все отрасли права содержат нормы, кото­рые не оцениваются моралью [20] .

Мораль, как и право (в цивилизованном обществе), не вторгается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юриди­ческих оценок почти все области моральных отношений. Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право через кате­горию правосознание. Следовательно, моральные нормы не тождест­венны правовым ни по содержанию, ни по логической структуре. Главное отличие их состоит в критериях оценки действий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: «правомерно», «неправомерно», «имеет юридическое значение», «юридического зна­чения не имеет», «влечет юридические последствия», «не влечет юри­дические последствия» и т. и. Иные критерии оценок свойственны моральным нормам: «хорошо», «плохо», «добро», «зло».

Таким образом, различие права и морали проявляется в том, что: нормы права устанавливаются государством, а нормы морали фор­

мируются в сознании людей;

нормы права регулируют отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому мож­но дать моральную оценку;

нормы права представляют собой более или менее точно детализи­рованные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;

нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали «живут» в сознании людей;

право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;

право представляет собой систему норм, мораль же таковой не яв­ляется.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулиро­вания современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

Технике-юридические нормы, их особенности. Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром — приро­дой, техникой. Они не имеют социального содержания, но их соблю­дение важно для функционирования и гармоничного развития обще­ства.

Интересна позиция В. Н. Протасова по этому вопросу. Он считает, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весь­ма специфической) социальных норм, так как главным объектом ре­гулирования всех социальных норм является поведение людей. На тот же объект направлены технические нормы. Они имеют социальное значение, возрастающее с развитием технической сферы, искусствен­ной среды обитания человека [21] .

Наиболее значимые технические нормы обеспечиваются санкцией государства, закрепляются в нормативных правовых актах, приобре­тают название «технико-юридические нормы». За их нарушение уста­навливается юридическая ответственность. Примером технико-юри­дических норм могут служить правила дорожного движения, правила ведения строительных работ, различные стандарты и т. д.

Вопросы для контроля (самоконтроля)

1. Социальное регулирование, его виды.

2. Нормативное и индивидуальное регулирование.

3. Понятие социальной нормы.

4. Множественность и разнообразие социальных норм.

5. Общее и особенное в социальных нормах.

6. Право и мораль.

7. Моральные основы права.

8. Правовые и моральные регуляторы: их единство и специфика.

9. Формы и средства воздействия права на моральное состояние общества.

10. Право и политические регуляторы.

11. Специфика политических норм, их отличие от норм права.

12. Сочетание средств правового и политического регулирования.

13. Право и религия.

14. Исторические связи религии и права.

15. Специфические свойства и особенности религиозной регуля­ции поведения.

16. Регулятивный потенциал религии.

17. Понятие этикета.

18. Право и этикет.

19. Правовое значение соблюдения и нарушения норм этикета.

20. Технические нормы.

21. Значение технического регулирования в современном общест­ве, его взаимодействие с правовым регулированием.

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятие социального регулирования. Регулирование норматив­ное и индивидуальное.

2. Понятие социальной нормы. Виды социальных норм.

3. Соотношение права и морали.

4. Право и технические нормы.

Темы письменных работ, рефератов и докладов

1. Понятие социального нормативного регулирования.

2. Соотношение права и морали.

3. Соотношение права и религиозных норм.

4. Соотношение права и обычаев.

5. Соотношение права и норм этикета.

6. Соотношение права и корпоративных норм.

7. Соотношение права и политических норм.

8. Особенности социального нормативного регулирования в сфе­ре экономики, финансов, в менеджменте, бизнесе, информатике, политике и т. д. (Тема привязывается к будущей специальности обу­чающегося.)

Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазаре­ва. 5-е изд. М.: Норма, 2013. @Znanium.

Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. М. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. М., 2012. @Znanium.

Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Мату зо­ва, А. В. Малько. 3-є изд. М.: Норма, 2013. @Znanium.

Теория государства и права: учебник / под ред. А. Г. Хабибулина, В. В. Лазарева. 3-є изд. М., 2011. @Znanium.

Жоль К. К. Философия и социология права: учеб, пособие для ву­зов. 2-е изд. М., 2012. @Znanium.

Кочеткова Л. Н. Социальное государство: русский взгляд // Соци­ально-гуманитарные знания. 2010. № 3. @Znanium.

Мальцев Г. В. Социальные основания права. М.: Норма, 2013. @Znanium.

Морозова Л. А. Право в системе регулирования общественных от­ношений // Теория государства и права. М., 2010.

Назмутдинов Б. В. Понятие технической нормы // Политико-пра­вовые воззрения евразийцев в российском государствоведении XX в. М.,2012.

Протасов В. Н., Протасова Н. В. Право в системе нормативного регулирования поведения // Лекции по общей теории права и теории государства. М., 2010.

Интеллектуальная карта 04-01

Интеллектуальная карта 04-02

Создаются в результате сознательно­волевой деятельности

§ 2. Правовые и политические нормы

Поэтому оно гибко и подвижно, меняется под воздействием конкретной ситуации, выдвижения на передний план тех или иных приоритетов, интересов, потребностей. Однако при всем динамизме и подвижности правовых и политических норм остается неизменным их тесное взаимодействие и взаимовлияние. Это объясняется прежде всего единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм, — отношений собственности. Эти отношения обусловливают и содержание права, и содержание политики. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, в отношении к собственности наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.

Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы: «В самом зародыше юридических отношений право уже является выражением свободы, и это отношение становится все яснее с дальнейшим движением: ступени развития свободы суть вместе и движение права»1. Известно, что правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внут-Ри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его ча-сти, т. е. в условиях расслоения общества на классы, формиро-вания частной собственности. Различные социальные позиции классов по отношению к средствам производства определяют Характер отношений собственности, раскрывающих степень бальной свободы индивидов, вытекающей из их связи с собранностью.

Формирование отношений собственности неотделимо от Тановления политических отношений, образования государ-Твенности. Эти отношения требуют создания политической

власти в лице специальных органов и институтов, которые придали бы официальный, всеобщий, «цивилизованный» характер интересам и воле экономически господствующего класса посредством законодательного их закрепления.

Отношения собственности являются основой правовых ц политических отношений, ибо тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы становятся в результате законотворческой деятельности государства юридическими, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти.

Право и политика нормативно структурированы. Нормативная природа права не подвергается сомнению. Однако и вся политическая сфера нормирована, хотя эта нормативность выступает не столь формально определенно, как в праве. Политические нормы не всегда фиксируются в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических мыслителей и лидеров, их представлениях о характере и структурах государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений между классами и социальными группами по поводу власти. Политические нормы включены в массовое общественное сознание, социально-психологические настроения общества.

В области политического сознания вырабатываются те общие принципы, ценностные ориентиры, нормы, которые выступают в качестве необходимого условия осуществления политического процесса, политических связей и отношений, институализации политической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы являются прежде всего осознанием и выражением классового, сословного, группового интереса, отношения к политической реальности.

Интересы группируют вокруг себя все системы ценностно-нормативной ориентации — политические, эстетический религиозные. Но политическая ценностно-нормативная система наиболее концентрированно выражает эти интересы, по скольку она непосредственно регулирует отношения, связанные с политической властью.

По мере своего развития политические нормы становЯТ ся наиболее активным выразителем интересов и потребности1

классов и группировок. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы воздействия на общественные отношения — право, нравственность, искусство. В процессе исторического развития по мере культурного прогресса общества, расширения сферы демократии и свободы меняется степень влияния различных видов социальных норм, происходит высвобождение их из-под пресса политических установлений.

Констатируя единый источник происхождения политических и правовых норм, следует отметить различия в способах их последующего учреждения. «Нормоустанавливающий субъект» юридических норм — государство, система его органов, которые облекают социальные нормы в формально определенные юридические предписания. «Нормоустанавливающие субъекты» политических норм различны. Так, в восточных деспотиях политические нормы формулировались жрецами; в античных полисах появились выдающиеся мыслители-политики и философы, которые выдвигали свои системы норм и принципов об отношениях к государству и политической власти; в феодальном обществе, где политическое сознание было неотделимо от религии, активную роль в создании политических норм играла церковь. Наряду с этим в политическую жизнь включались корпорации, ордены, союзы, формулируя свои притязания на участие в государственной власти.

В период буржуазных революций возникают политические партии, становящиеся как бы посредниками между индивидом и государством. Они создают свои программы, в которых намечаются пути к усилению влияния на государственную зласть либо к обретению этой власти.

Соотношение между правовыми и политическими нормами меняется в период буржуазно-демократических революций, задвинувших идеи формального равенства, справедливости, Фав человека, правового государства. Принцип приоритета Г1Рава над государством, ограничения всевластия государства Правами человека — величайшая общечеловеческая ценность. 3 новой ситуации правовые нормы приобретают первенство Леред политическими, сдерживая и обуздывая органически присущие политической власти стремления утверждаться вне-Равовыми мерами. Примат права над политикой — это нор-:&льная ситуация, которая должна быть характерной для всех чЧвилизованных государств.

Первенство политических норм перед правовыми порождает насилие и создает почву тоталитарным режимам. Тотали-

204 Раздел IV. Право и права человека в нормативной системе общества

таризм неизбежно возникает там, где политика, политичен кие нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением.

Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признает или не признает он господство в обществе правовых начал, принципов и норм.

Приоритет права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры. «Существование нормы права, возвышающейся над правителями и управляемыми и обязательной для них, — писал Л. Дюги, — есть необходимый постулат. Подобно тому как вся геометрия покоится на эвклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом постулате нормы права. Право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы, и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву»1.

В политических нормах в отличие от правовых неизменно присутствует конкуренция идей и программ. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интересов и целей различных политических групп. Такая сила находится вне политических норм — это право, правовые принципы, правовые нормы.

Правовые и политические нормы

Данные виды социального регулирования деятельности, поведения людей очень тесно связаны между собой, поскольку они опосредуют отношения собственности и государственной власти, являющиеся эпицентром государственно-правовой структуры общества. Взаимодействие этих норм приобретает весьма разнообразные формы: взаимоподдержки, противоборства, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением классовых сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества.

Поэтому оно гибко и подвижно, меняется под воздействием конкретной ситуации, выдвижения на передний план тех или иных приоритетов, интересов, потребностей. Однако при всем динамизме и подвижности правовых и политических норм остается неизменным их тесное взаимодействие и взаимовлияние. Это объясняется прежде всего единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм, — отношений собственности. Эти отношения обусловливают и содержание права, и содержание политики. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, в отношении к собственности наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов.

Норма права выражает объективно обусловленную меру и форму свободы: «В самом зародыше юридических отношений право уже является выражением свободы, и это отношение становится все яснее с дальнейшим движением: ступени развития свободы суть вместе и движение права»1. Известно, что правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внут-Ри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его ча-сти, т. е. в условиях расслоения общества на классы, формиро-вания частной собственности. Различные социальные позиции классов по отношению к средствам производства определяют Характер отношений собственности, раскрывающих степень бальной свободы индивидов, вытекающей из их связи с собранностью.

Формирование отношений собственности неотделимо от Тановления политических отношений, образования государ-Твенности. Эти отношения требуют создания политической

ичерин Б. Собственность и государство. М., 1882. С. 88.

202 Раздел IV. Право и права человека в нормативной системе общества

власти в лице специальных органов и институтов, которые придали бы официальный, всеобщий, «цивилизованный» характер интересам и воле экономически господствующего класса посредством законодательного их закрепления.

Отношения собственности являются основой правовых ц политических отношений, ибо тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы становятся в результате законотворческой деятельности государства юридическими, а политические нормы, как бы абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти.

Право и политика нормативно структурированы. Нормативная природа права не подвергается сомнению. Однако и вся политическая сфера нормирована, хотя эта нормативность выступает не столь формально определенно, как в праве. Политические нормы не всегда фиксируются в официальных документах. Они могут содержаться в политических взглядах, идеях политических мыслителей и лидеров, их представлениях о характере и структурах государственной власти, формах и методах ее деятельности, регулировании отношений между классами и социальными группами по поводу власти. Политические нормы включены в массовое общественное сознание, социально-психологические настроения общества.

В области политического сознания вырабатываются те общие принципы, ценностные ориентиры, нормы, которые выступают в качестве необходимого условия осуществления политического процесса, политических связей и отношений, институализации политической системы. Эти принципы, ориентиры, нормы являются прежде всего осознанием и выражением классового, сословного, группового интереса, отношения к политической реальности.

Интересы группируют вокруг себя все системы ценностно-нормативной ориентации — политические, эстетический религиозные. Но политическая ценностно-нормативная система наиболее концентрированно выражает эти интересы, по скольку она непосредственно регулирует отношения, связанные с политической властью. Эти отношения определяют характер взаимодействия классов, социальных групп, индивидов во всех иных сферах жизнедеятельности людей в классовом обществе.

По мере своего развития политические нормы становЯТ ся наиболее активным выразителем интересов и потребности1

1. Право в системе социального регулирования 203

классов и группировок. Это определяет их доминирующую роль в социальной регуляции поведения людей, их стремление подчинить себе все иные формы воздействия на общественные отношения — право, нравственность, искусство. В процессе исторического развития по мере культурного прогресса общества, расширения сферы демократии и свободы меняется степень влияния различных видов социальных норм, происходит высвобождение их из-под пресса политических установлений.

Констатируя единый источник происхождения политических и правовых норм, следует отметить различия в способах их последующего учреждения. «Нормоустанавливающий субъект» юридических норм — государство, система его органов, которые облекают социальные нормы в формально определенные юридические предписания. «Нормоустанавливающие субъекты» политических норм различны. Так, в восточных деспотиях политические нормы формулировались жрецами; в античных полисах появились выдающиеся мыслители-политики и философы, которые выдвигали свои системы норм и принципов об отношениях к государству и политической власти; в феодальном обществе, где политическое сознание было неотделимо от религии, активную роль в создании политических норм играла церковь. Наряду с этим в политическую жизнь включались корпорации, ордены, союзы, формулируя свои притязания на участие в государственной власти.

В период буржуазных революций возникают политические партии, становящиеся как бы посредниками между индивидом и государством. Они создают свои программы, в которых намечаются пути к усилению влияния на государственную зласть либо к обретению этой власти.

Соотношение между правовыми и политическими нормами меняется в период буржуазно-демократических революций, задвинувших идеи формального равенства, справедливости, Фав человека, правового государства. Принцип приоритета Г1Рава над государством, ограничения всевластия государства Правами человека — величайшая общечеловеческая ценность. 3 новой ситуации правовые нормы приобретают первенство Леред политическими, сдерживая и обуздывая органически присущие политической власти стремления утверждаться вне-Равовыми мерами. Примат права над политикой — это нор-:&льная ситуация, которая должна быть характерной для всех чЧвилизованных государств.

Первенство политических норм перед правовыми порождает насилие и создает почву тоталитарным режимам. Тотали-

204 Раздел IV. Право и права человека в нормативной системе общества

таризм неизбежно возникает там, где политика, политичен кие нормы не имеют правовой опоры, где право не является ограничителем политической власти, где права человека не выступают в качестве средства контроля за ее осуществлением.

Поэтому проблема соотношения правовых и политических норм — это не абстрактный анализ общего и особенного в этих социальных регуляторах, а вопрос о характере политического режима, сущность которого определяется тем, признает или не признает он господство в обществе правовых начал, принципов и норм.

Приоритет права над политикой, политической властью — непреложный принцип современной культуры. «Существование нормы права, возвышающейся над правителями и управляемыми и обязательной для них, — писал Л. Дюги, — есть необходимый постулат. Подобно тому как вся геометрия покоится на эвклидовом постулате, точно так же и вся жизнь современных народов покоится на этом постулате нормы права. Право не есть политика силы, как учил Иеринг, оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы, и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву»1.

В политических нормах в отличие от правовых неизменно присутствует конкуренция идей и программ. Среди политических норм нет нормы, обладающей силой высшего авторитета, способной сдерживать противоборство интересов и целей различных политических групп. Такая сила находится вне политических норм — это право, правовые принципы, правовые нормы.