Присяжные заседатели требования

Разъясняем законодательство

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям и порядок формирования их списков

Конституцией РФ (ч.2 ст.47) закреплено право обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей, осуществляется в соответствии с требованиями главы 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» регламентируется порядок составления списков присяжных заседателей, требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их материальное обеспечение, гарантии безопасности и другие вопросы.

В соответствии со ст. 2 указанного закона граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет, имеющие непогашенную или неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные списки.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заcедателя по месту его основной работы за такой период.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ
«О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

31 марта 2005 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

20 августа 2004 года

Определяются категории судов, в которых возможно рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей. Утверждаются требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

Устанавливаются порядок и принципы формирования списков присяжных заседателей, включая ограничения для включения в эти списки отдельных категорий граждан, обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании списков присяжных заседателей, сроки привлечения присяжных заседателей для исполнения соответствующих обязанностей, возможность досрочного прекращения или приостановления полномочий присяжных заседателей, материальное обеспечение деятельности присяжных заседателей, а также гарантии их независимости.

Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с данным Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения этих дел.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 25 августа 2004 г. N 155-156, в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. N 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. N 34 ст. 3528

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 марта 2005 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Суд присяжных и требования, предъявляемые к присяжным заседателям

Суд присяжных в России появился в 1864 году, после судебной реформы Александра II и просуществовал до 1917 года. Спустя почти восемьдесят лет, в 1993 году, суд присяжных снова вошел в правовую практику России.

Сегодня такие суды действуют почти во всех регионах страны и рассматривают наиболее сложные, неоднозначные уголовные дела, вызывающие наибольший общественный резонанс.

В г. Севастополе коллегии присяжных заседателей из восьми человек начнут свою работу с 1 января 2018 года в Севастопольском городском суде, а с 1 июня 2018 — коллегии из шести человек во всех районных судах города.

Присяжным может стать любой человек, зарегистрированный по месту жительства или пребывания в г. Севастополе, включенный Правительством города в списки кандидатов, однако Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным Законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» установлены определенные требования.

Так, присяжными не могут быть лица:

1) не достигшие возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

6) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

7) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Участие граждан, включённых в списки кандидатов в присяжные, в судебном процессе — это их гражданский долг. Поэтому человек, который не хочет участвовать в осуществлении правосудия, должен иметь веские причины для отказа.

Согласно ч. 7 ст. 326 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) от исполнения обязанностей присяжного судом могут быть освобождены лица старше 65 лет; имеющие ребенка в возрасте до 3 лет; лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам; иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

требования, предъявляемые законом к кандидатам в присяжные заседатели

Согласно ч. 1 ст. 80 действующего Закона «О судоустройстве РСФСР» присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

В списки присяжных заседателей не включаются лица:

1) не внесенные на предшествующих составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

2) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

3) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

4) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности (ч. 2 ст. 80 Закона «О судоустройстве РСФСР»).

В соответствии с ч. 4 ст. 80 названного Закона из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:

1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;

2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;

3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;

4) престарелые, которые достигли возраста 70 лет;

5) руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти;

7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;

Председателем суда или председательствующим судьей освобождаются от исполнения обязанностей присяжных заседателей:

а) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;

б) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, — при необеспеченности в суде синхронного перевода;

в) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами, — при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании (ч.

г) лица, указанные в ч. 4 ст. 80 названного Закона, — по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу.

Кроме того, могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению:

1) лица старше 60 лет;

2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.);

5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам (ч. 7 ст. 80 Закона).

К числу этих «других причин» можно отнести то, что кандидат в присяжные заседатели по рассматриваемому делу является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем, экспертом и иные, предусмотренные в ст. 61 и 63 УПК РФ обстоятельства, дающие основание считать, что кандидат прямо или косвенно заинтересован в этом деле и потому подлежит мотивированному отводу.

Для выяснения соответствия кандидатов в присяжные заседатели предъявляемым к ним законом требованиям в процессе формирования коллегии присяжных заседателей им задаются специальные вопросы.

Прокуратура Московской области

К компетенции присяжных заседателей относится разрешение вопросов о фактической стороне преступления, в котором обвиняется подсудимый (место, время, характер и способ действий, наступившие последствия, лицо, совершившее деяние, мотивы и цели его действий, умысел на совершение деяния или неосторожность и др.). При этом одним из главных вопросов, на который присяжные должны дать ответ в совещательной комнате, — это вопрос о виновности лица, находящегося на скамье подсудимых.

Под присяжным заседателем понимается лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные заседатели, установлены Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». К таким требованиям, в частности, относятся следующие:

— наличие гражданства РФ;

— возраст от 25 до 64 лет включительно;

— наличие полной дееспособности;

— отсутствие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).

Кроме того, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

— состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

— подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений по уголовным делам;

— не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведется производство по данному уголовному делу;

— имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по слуху или по зрению и т.д.);

— исполняющие профессиональную деятельность в момент рассмотрения уголовного дела, которая препятствует участию в качестве присяжных заседателей, например: военнослужащий, судья, прокурор, следователь, дознаватель, адвокат, нотариус, судебный пристав, частный детектив, священнослужитель, сотрудники органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления;

— уволенные с военной службы по контракту из органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, органов внутренних дел, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо увольнение с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, судебного пристава, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет.

Все вышеперечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя должны тщательно проверяться судом и сторонами.

Сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включенными впоследствии в состав коллегии, информации, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора.

Права и обязанности граждан на участие в отправлении правосудия

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации предоставлено право участвовать в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32). Данное право предполагает непосредственное участие граждан в судопроизводстве в качестве профессионального судьи, присяжного или арбитражного заседателя. Таким образом, судебная власть реализуется не только судьями, но и гражданами.

Статус присяжного заседателя определен Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Данный закон предоставляет гражданам право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей, что вместе с тем является их гражданским долгом.

Ответ на вопрос, кто и как может стать присяжным заседателем, содержится в статье 3 названного закона.

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются каждые четыре года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местной администрацией) отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

При этом следует отметить, что существуют определенные ограничения для кандидатов в присяжные заседатели.

Присяжными заседателями, равно как и кандидатами в присяжные заседатели, не могут быть:

— лица, не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет.

Данное требование предусматривает необходимость наличия у присяжного заседателя определенного жизненного опыта, уровня знаний и зрелости и соотносится с установленными статьей 119 Конституции РФ требованиями к минимальному возрасту, по достижении которого граждане РФ могут быть судьями — 25 лет;

— лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость;

— лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

— лица, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками, рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах.

Многие граждане, получившие уведомления о включении их в списки кандидатов в присяжные заседатели, задают вопрос: «Кто такой присяжный заседатель?».

В соответствии с пунктом 30 статьи 5 УПК РФ присяжный заседатель — это лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

Суд присяжных действует в составе судьи и присяжных заседателей.

Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, могут быть исключены из указанных списков в случае подачи ими письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению ими обязанностей присяжного заседателя, если они являются:

— лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

— лицом, достигшим возраста 65 лет;

— лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

— судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

После окончания процедуры отбора кандидатов в присяжные заседатели сформированные списки передаются в суд.

Непосредственным моментом привлечения граждан к участию в рассмотрении судом уголовного дела с участием присяжных заседателей является принятие присяжными заседателями присяги, благодаря чему и появилось соответствующее наименование – присяжные.

Способность коллегии присяжных заседателей вынести справедливый и правильный вердикт во многом зависит от ее состава. Присяжные должны осознавать свой гражданский долг, быть объективными, честно и беспристрастно исполнять свои обязанности.

Формирование коллегии присяжных заседателей – сложный процесс, включающий в себя как организационные (составление списков кандидатов в присяжные заседатели, приглашение их в судебное заседание), так и процессуальные моменты (выявление председательствующим судьей у приглашенных кандидатов в присяжные заседатели возможности быть объективными и непредвзятыми при рассмотрении конкретного дела, заявление кандидатами самоотводов, использование сторонами права на мотивированный и безмотивный отвод кандидатов в присяжные заседатели).

Одним из неотъемлемых свойств права на судебную защиту и необходимым условием справедливого судебного разбирательства является право на объективный суд, предполагающее отсутствие предубеждения и пристрастности судей.

Рассмотрение уголовных дел судом с участием присяжных заседателей имеет свою специфику, обусловленную, прежде всего, природой такого суда и особенностями производства в нем: присяжные заседатели не обязаны мотивировать свое решение, в том числе по основному вопросу уголовного дела — о доказанности или недоказанности виновности подсудимого в совершении преступления; принимая решение, присяжные заседатели, не будучи профессиональными судьями, основываются преимущественно на своем жизненном опыте и сформировавшихся в обществе, членами которого они являются, представлениях о справедливости.

Существенное значение приобретают личностные характеристики присяжных заседателей, их незаинтересованность в исходе дела, объективность.

Исходя из этого, предусмотрены правовые средства для обеспечения беспристрастности суда. К числу таких средств относятся уголовно-процессуальный институт отвода присяжных заседателей.

В соответствии с частью 3 статьи 328 УПК РФ при формировании коллегии присяжных заседателей кандидатам в присяжные заседатели разъясняется их обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы, а также представлять необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками судопроизводства.

После этого кандидаты в присяжные заседатели опрашиваются о наличии обстоятельств, препятствующих их участию в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовного дела.

Эти обстоятельства перечислены выше. Кроме того, к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Указанные положения закона носят обязательный характер и являются безусловным основанием к отводу кандидата в присяжные заседатели. В противном случае нельзя признать законным состав коллегии присяжных заседателей, если в него войдут лица, которые не могут являться присяжными.

В соответствии с частью 7 статьи 326 УПК РФ от исполнения обязанностей присяжных заседателей могут быть освобождены:

— лица старше 60 лет;

— женщины, имеющие ребенка в возрасте до трех лет;

— лица, которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;

— лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам;

— иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.

Наличие перечисленных оснований не является обязательным для отстранения кандидата в присяжные заседатели от участия в рассмотрении. Указанные лица могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей только по их личному заявлению.

Часто в ходе формирования коллегии кандидаты в присяжные заседатели просят освободить их от участия в связи с занятостью по работе. В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им обязанностей, если эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Более того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность работодателя за воспрепятствование явке в суд в качестве присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Законодателем гарантированы определенные правовые положения для реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей.

Так, присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия в соответствии частью 1 статьи 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

В то же время неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя может быть квалифицирована как неисполнение законного распоряжения судьи. В этом случае нарушитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от 500 до 1000 руб. или административному аресту на срок до 15 суток.

Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» определены периодичность и продолжительность призыва граждан к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации — один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела.

Институт присяжных заседателей призван способствовать формированию объективного и беспристрастного мнения по вопросу виновности подсудимого и как следствие — вынесению законного и обоснованного вердикта.