Реализация права собственности на земельный участок

Основные формы реализации права собственности на землю. Частная собственность на землю 1662

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю. Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида: право частной собственности физических и право частной собственности юридических лиц. Основные характеристики содержания права собственности одинаковы для любой формы собственности и определены в статье 209 ГК РФ.

В соответствии с 15 статьей Конституции РФ, которая посвящена частной собственности на землю, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Итак, собственнику принадлежат права владения (то есть юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью), пользования (то есть юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления) и распоряжения своим имуществом. Таким образом, субъективное право собственности представляет за собой закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство третьих лиц в сферу его хозяйственного господства [8, с.52]. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

По общим правилам, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (то есть обязан нести расходы, связанные с содержанием имущества, в частности, своевременно вносить платежи за землю), а также риск случайной гибели или случайного повреждения этого имущества (ст.210 — 211 ГК РФ). Исключения из указанных правил могут быть предусмотрены законом или договором.

Частная собственность наряду с другими формами собственности в Российской Федерации равным образом признается и защищается.

В частной собственности находятся:

— земельные участки граждан, оформленные в установленном порядке, на которых расположены индивидуальные жилые дома;

— земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства;

— участки для ведения личного подсобного хозяйства за пределами поселений, выделенные за счёт земельных долей;

— земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения физических лиц в общей долевой собственности;

— земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств;

— земельные участки, приобретённые в собственность под приватизированными предприятиями.

В соответствии с действующим законодательством все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, все граждане, имеющие фактически в пользовании земельные участки, должны иметь соответствующие правоустанавливающие документы, а если нет таковых — оформить их.

Это сегодня актуально, так как много лиц изъявляют желание приобрести земельные участки в собственность в лесных и водоохраняемых зонах, в лечебно-оздоровительных местностях, из земель сельскохозяйственного назначения и иных особо охраняемых природных территорий.

Права собственности на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.

При таких обстоятельствах на основании статей 222, 304, 305 Гражданского кодекса РФ и статьи 60 Земельного кодекса РФ арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца об устранении нарушений его права собственности и восстановления права путем сноса самовольно возведенного строения. Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у него права собственности на спорный земельный участок были отклонены, поскольку они не подтверждены материалами регистрации права собственности [6]».

Российское земельное законодательство расширило круг субъектов права частной собственности (граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, различные организации — международные, отечественные, иностранные, общественные организации, совместные предприятия), однако право частной собственности иностранных физических и юридических лиц существенно ограничено, например, тем, что они не могут быть собственниками земельных долей.

На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей, например, своевременность оплаты земельного налога, своевременно предоставлять. Они должны в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации своевременно платить земельный налог, эффективно использовать землю руководствуясь ее целевым назначением, а также представлять в государственные органы сведения о состоянии и использовании земель (ст.53 ЗК РФ).

Право частной собственности возникает в результате совершения различных сделок (например, купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки), оно удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции и возникает с момента такой регистрации.

Общая собственность существует в двух видах: в виде долевой собственности и в виде совместной. В первом случае каждому сособственнику определяется и фиксируется в соответствии с персональным регистрационным документом (свидетельством о регистрации права собственности) его доля. Во втором случае доля каждого не определяется (ст.244 ЗК РФ).

Введение права частной собственности на землю, во-первых, выступило основой фермеризации российского сельского хозяйства, во-вторых, породило так называемую «паявизацию», то есть бесплатную раздачу сельскохозяйственными предприятиями земельных имущественных паев, в-третьих, стало стимулом быстрого развития личного подсобного хозяйства.

Частная собственность затрудняет переход земли из рук в руки, в определенной мере тормозит приспособление землепользования к условиям рынка, закрепляет землю в руках тех, кто ее неэффективно использует.

Нельзя не учитывать и того, что при частной собственности и купле-продаже земли возникнут спекуляция землей, отмывание «грязных денег», а при высокой инфляции в России — инфляционный спрос на земельные участки.

Можно было бы и дальше продолжать аргументацию противников введения частной собственности на землю в аграрном секторе, но даже эти аргументы достаточно убедительно показывают возможность сохранения государственной собственности на сельскохозяйственные земли и в новой капиталистической экономической системе.

Исходя из этого, основными задачами реформы в сельском хозяйстве были названы приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов.

Земельная реформа в РФ исходила из принципа социальной справедливости (известный лозунг «Все поделить!»), а не экономической эффективности: земля была разделена между работниками сельскохозяйственных предприятий на условные земельные паи, значительное количество паев получили пенсионеры и работники сельской социальной сферы, хотя было вполне очевидно, что работать на земле две последние группы вряд ли смогут, что и произошло на деле.

Практика в наши дни показывает, что частная собственность на землю нуждается в государственной поддержке и в какой-то мере опеке, что связано в первую очередь с экологическими последствиями неправильной эксплуатации земли. Отечественный и зарубежный опыт регулирования частной собственности, безусловно, учитывается в земельном законодательстве.

Право собственности на землю

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права

Содержание и формы права собственности на землю

Право собственности является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством. При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации. Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль — земельное право — не должна.

В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. с. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.

Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

Для вступления во владение земельным участком существуют некоторые особенности. Так, совершенно не обязательно лицу появиться на земельном участке, чтобы считать себя владельцем но праву. Чаще достаточно получения на руки правоустанавливающих документов, подтверждающих его право на землю: передаточного акта по договору купли-продажи земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю.

Правомочие пользования

Пользование дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Порядок пользования земельным участком определен большим количеством нормативных актов, устанавливающих требования, разрешения и запреты, вне зависимости от того, использует землю собственник или лицо, обладающее иным правом на землю.

Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по се использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42).

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения (в их числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные); земли особо охраняемых территорий (в их числе земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Так, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Изменить установленный порядок пользования землями можно, только изменив категорию земель. Полномочия и порядок установления и изменения категорий земель определены в ст. 8 ЗК РФ.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие распоряжения

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная собственность на землю

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Государственная собственность на землю

Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная собственность на землю

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

1.Право собственности на земельный участок

По законодательству Российской Федерации правом собственности на

землю обладают как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства, иностранцы, а также юридические лица. Это право гарантировано положением, закрепленным

в новой Конституции Российской Федерации (ст. 36):

граждане и их объединения вправе иметь в частной собс-

твенности землю. После приня

тия нового ЗК войдет в действие гл. 17 ГК, регулирующая

земельные отношения, после чего будут решены многие

гражданско-правовые аспекты этого ряда отношений. На

основании ГК право собственности распространяется на

земельный участок как на недвижимое имущество1. Но зем-

ля является ценным природным объектом, она же составля-

ет территорию государства, поэтому в регулирование пра-

ва собственности на землю как недвижимое имущество вме-

шиваются природоохранные, государственные и другие ин-

тересы. Поэтому реализация собственниками своих прав на

земельные участки, с одной стороны, это сфера гражданс-

ко-правовых отношений, с другой стороны, благодаря осо-

бенному положению земли среди других объектов, можно

говорить о специфике правового режима земли как недви-

жимости. Так мы и обратимся к праву собственности на

землю: сначала разберемся в общих положениях права

собственности на землю, затем перейдем к особенностям.

ГК гласит, что собственнику принадлежат права владения,

пользования и распоряжения своим имуществом — это не

отдельные права, а неотъемлемые составляющие права

собственности. Именно эти составляющие права собствен-

ности имеет в виду Конституция Российской Федерации в

ч. 2 ст. 36: «Владение, пользование и распоряжение зем-

лей и другими природными ресурсами осуществляются их

собственниками свободно, если это не наносит ущерба ок-

ружающей среде и не нарушает прав и законных интересов

других лиц». Итак, владение, пользование, распоряжение

составляют правомочия права собственности. Правомочие

владения дает возможность обладать землей на основании

закона: числить ее на балансе, определять земельный

участок как часть своего хозяйства, просто иметь его в

наличии. С правомочием владения тесно связано другое

правомочие — пользование. Пользование дает возможность

извлекать из земли ее полезные свойства. Собственник,

осуществляя правомочие пользования земельным участком,

по ныне действующему ЗК вправе: самостоятельно хозяйс-

твовать на земле, использовать в установленном порядке

для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке обще-

распространенные полезные ископаемые, торф, лесные

угодья, водные объекты, пресные подземные воды; возво-

дить жилье, культурно-бытовые и иные строения и соору-

жения с соблюдением требований законодательства; распо-

ряжаться собственностью на посевы и посадки сельскохо-

зяйственных культур, полученную продукцию и доходы от

ее реализации; проводить оросительные, осушительные,

культуртехнические работы. Собственно, в правомочии

пользования сейчас наиболее наглядно проявляются осо-

бенности земельного участка как недвижимого имущества.

Дело в том, что собственник

но может использовать землю так, как посчитает нужным,

но в рамках целевого назначения земельного участка, на-

ходящегося в его владении. То есть, получая землю в ре-

зультате приватизации или покупая ее, необходимо выяс-

нить целевое назначение земли, чтобы цели покупки

участка не противоречили тому, что можно, а что нельзя

делать на этом участке. Например, если вы хотите пост-

роить гостиницу или дом отдыха и присмотрели для этого

участок земли недалеко от дороги или у реки, землю вам

могут предоставить или продать, но при этом скажут, что

строить на ней нельзя, потому что это земли сельскохо-

зяйственного назначения. Правда, на основании Указа

Президента Российской Федерации «О регулировании зе-

мельных отношений и развитии аграрной реформы в Рос-

сии»1 есть возможность изменить целевое назначение

сельскохозяйственных угодий при продаже земельного

участка. Но это может быть только по решению органа ис-

полнительной власти субъекта Российской Федерации —

республики, области, края. Правомочие пользования зе-

мельным участком имеет еще много важных моментов, о ко-

торых будет сказано ниже. Правомочие распоряжения про-

является в том, что собственник по своему усмотрению

может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в

аренду, заложить земельный участок — короче, на основа-

нии и в порядке, предусмотренном законом, определить

его судьбу. После известного, закрепленного прежней ре-

дакцией Конституции Российской Федерации десятилетнего

запрета продавать земельные участки, находящиеся в

собственности граждан, и принятия новой Конституции

Указом Президента Российской Федерации «О регулировании

земельных отношений и развитии аграрной реформы в Рос-

сии»2 собственники земли получили право продавать, пе-

редавать по наследству, дарить, сдавать в залог, арен-

ду, обменивать, а также передавать земельный участок в

качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных

обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с

иностранными инвестициями. Кроме того, собственники зе-

мельных участков могут образовать совместную или общую

долевую собственность путем добровольного объединения

принадлежащих им земельных участков, земельных паев.

Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной

собственностью регулируется теперь и ч. I и II ГК. С

принятием нового ЗК вступит в действие и гл. 17 ч. I

ГК, которая будет регулировать основные вопросы земель-

ных отношений, в том числе и распоряжение земельными

участками. О том, что вкладывет в правомочие распоряже-

ния земельным участком законодательство России, более

конкретно пойдет разговор в разделе, специально посвя-

щенном обороту земли. Как уже говорилось, граждане и

юридические лица могут обладать правами на землю инди-

видуально и совместно. В последнем

1. САПП. 1993. ь 44.С. 419.

случае возникает право общей собственности на землю.

Правом общей собственности на земельный участок наделе-

ны члены крестьянских хозяйств, супруги, если они при-

обрели этот участок во время брака; это право может

возникнуть и в других случаях. Как понимает право общей

собственности законодательство и какие разновидности

этого права бывают? Статья 244 ГК устанавливает следую-

щее понятие права общей собственности: имущество, нахо-

дящееся в собственности двух или нескольких лиц, при-

надлежит им на праве общей собственности. Имущество мо-

жет находиться в общей собственности с определением до-

ли каждого из собственников в праве собственности (до-

левая собственность) или без определения таких долей

(совместная собственность). В равной мере это относится

и к общей земельной собственности. Владение, пользова-

ние и распоряжение земельным участком, находящимся в

общей собственности, осуществляется по соглашению всех

участников права собственности1. Основные положения

права общей собственности на землю регулируются ГК. Зе-

мельное законодательство последнего времени уделило

много внимания регулированию права общей долевой собс-

твенности на землю. Способы приобретения права собс-

твенности различны. Своеобразие приобретения права

собственности на землю заключается в том, что земельный

участок можно получить двумя основными способами. Один

— путем приватизации, когда гражданин: а) получает зем-

лю от государства — из земель запаса, фонда перераспре-

деления и других предусмотренных законом источников

(прежде всего это возможно в случае, когда граждане со-

бираются на полученной земле заниматься сельскохозяйс-

твенным производством); б) выходит из коллективного хо-

зяйства (колхоза и др.) со своей земельной долей. Дру-

гой — гражданско-правовой, когда граждане, юридические

лица покупают, получают в дар или в наследство, обмени-

вают земельный участок — в общем, приобретают право на

землю способами, предусмотренными гражданским законода-

тельством. Между двумя способами есть существенная раз-

ница. Приватизационные способы предусматривают получе-

ние земли в административном порядке, т. е. через орга-

ны исполнительной государственной власти, которые либо

предоставляют эту землю, либо закрепляют за новым собс-

твенником выделенную долю. Гражданско-правовой порядок

предусматривает возможность возникновения права собс-

твенности при переходе земельного участка от одного или

нескольких прежних собственников к другому одному или

нескольким собственникам путем совершения сделки (куп-

ли-продажи, мены и т.п.) или на основании, установлен-

ном гражданским или земельным законодательством, — по-

лучение земли в наследство по закону или по завещанию,

возврат земельной доли при ликвидации юридического ли-

ца. Но есть между этими способами и общее: несмотря

1.ГК. Ст. 246, 247, 253.

на разницу в приобретении прав

на земельный участок, все новые собственники получают

документы, удостоверяющие их право, а переход права

другому лицу регистрируется в государственном органе.

Гражданско-правовые способы приобретения права собс-

твенности на земельный участок мы рассмотрим в разделе,

посвященном земельному обороту. Здесь же уделим внима-

ние приобретению земли приватизационными методами, а

именно из земель запаса и фонда перераспределения1. При

первых шагах формирования земельных источников для це-

лей земельной реформы была сделана попытка как можно

меньше затрагивать земельные угодья прежних хозяйствен-

ных структур. Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23

ноября 1990 г . объявил, что земельная реформа имеет

целью перераспределение земли в интересах создания ус-

ловий для равноправного развития различных форм хозяйс-

твования на земле. Это означало, что государство со-

действовало развитию всех форм сельскохозяйственного

производства: колхозов, совхозов, крестьянских хо-

зяйств, их кооперативов и ассоциаций. Появились фонды

перераспределения земель, были разработаны процедуры

получения земли из земель запаса и выхода работников

совхозов и членов колхозов из этих коллективных хозяйс-

тв со своей долей. По смыслу законодательства в фонды

перераспределения входили земли запаса данного района

(их часть, определенная соответствующими местными орга-

нами власти), а также неэффективно используемые земли

сельскохозяйственных предприятий и колхозов, при этом,

находясь в фонде перераспределения, земли колхозов и

совхозов до предоставления новым собственникам могли

использоваться прежними пользователями. Каким должен

быть размер земельного фонда, должны были решать мест-

ные органы власти в зависимости от наличия в районе

подходящих земельных ресурсов. Что же касается качества

земель, то приходится признать, что фонды, формируемые

по составленным для них принципам, не-избежно оказыва-

лись, мягко говоря, далеко не лучшими по району. Граж-

дане, желающие получить землю из фонда перераспределе-

ния, земель запаса, земель лесов, подают заявление с

необходимыми обоснованиями в районную (городскую) адми-

нистрацию по месту расположения участка. Местная адми-

нистрация направляет указанное заявление в земельную

комиссию для подготовки материалов по отводу земель,

которые затем направляются обратно в администрацию. С

момента подачи заявления и до принятия решения адми-

нистрацией должно пройти не более двух месяцев Заявле-

ние должно содержать в себе указание на цель использо-

вания земельного участка, предполагаемые размеры и его

местоположение количество трудоспособных членов семьи.

1 О выходе из сельскохозяйственного предприятия и выде-

ле из него земельной доли подробно рассказывается в

разделе, посвященом правам на землю сельскохозяйствен-

Документом, удостоверяющим право собственности на зе-

мельный участок, по Указу Президента Российской Федера-

ции «О регулировании земельных отношений и развитии аг-

рарной реформы в России» является Свидетельство на пра-

во собственности на землю. В соответствии с тем же Ука-

зом государственные акты и свидетельства о предоставле-

нии земельных участков, выданные ранее вступления в

действие Указа, являются документами постоянного дейс-

твия и имеют равную законную силу со Свидетельством.

Порядок выдачи документов, удостоверяющих право собс-

твенности на землю, в настоящее время закреплен Инс-

трукцией о порядке выдачи (замены) государственных ак-

тов на право собственности на землю, пожизненного нас-

ледуемого владения, бессрочного (постоянного) пользова-

ния землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе

и земельным ресурсам при Правительстве Российской Феде-

рации 9 марта 1992 г .1, а также Порядком выдачи и ре-

гистрации Свидетельства о праве собственности на землю

и Порядком выдачи и регистрации договоров аренды земли

сельскохозяйственного назначения, договоров временного

пользования землей сельскохозяйственного назначения,

утвержденными Комитетом по земельной реформе и земель-

ным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 20

мая 1992 г .2 В этих документах подробно описан порядок

действий по составлению и выдаче соответствующих доку-

ментов. Важное место занимают землеустроительные работы

по установлению границ предоставляемых участков земли.

Это особенно важно, во-первых, из-за того, что во мно-

гих районах учет земель пребывает в весьма запущенном

состоянии и многие земельные угодья до сих пор не отра-

жены на планах землеустроительных комиссий; во-вторых,

границы владений, принадлежащих на праве собственности,

требуют более пристального контроля, поскольку земля

здесь становится предметом гражданско-правовых сделок и

получает рыночную стоимость. В соответствии с упомяну-

той Инструкцией государственный акт составляется в двух

экземплярах, первый выдается собственнику земли, земле-

пользователю, второй передается на хранение районному

(городскому) Комитету по земельной реформе и земельным

ресурсам или сельской, поселковой, городской админист-

рации. Заполнению государственного акта предшествует

составление чертежей границ землепользований в порядке,

установленном Инструкцией. Лицо, которому выдается го-

сударственный акт, расписывается в его получении в Кни-

ге записей государственных актов на право собственности

на землю, пожизненного владения, бессрочного (постоян-

ного) пользования. Книга записей государственных актов

установ1 Землепользование и охрана земель //Российское

законодательство об охране окружающей среды и природо-

пользовании. Т. 2. Ч. 3. М ., 1994. С. 79. 2 Там же. С.

89, 93. ленного образца ведется районным (городским)

Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам, а

в населенных пунктах — сельской, поселковой, городской

администрацией. ‘ В качестве гарантии прав заявителей

законодательство предусматривает следующие случаи, ког-

да виновные (должностные лица) привлекаются к админист-

ративной ответственности за нарушения сроков и сокрытие

информации о наличии земельного фонда, а в случае отка-

за в предоставлении земельного участка это решение мо-

жет быть обжаловано в суд. Следует отметить, что этими

случаями вряд ли исчерпывается нарушение прав граждан,

подающих заявление о предоставлении земельного участка.

Как, например, быть, если земля выделена, но не та, о

которой говорилось в заявлении, или земельный участок

не соответствует размерам, или заявитель был введен в

заблуждение относительно качества земли (это совсем не

одно и то же, что сокрытие сведений только о наличии

фонда). На наш взгляд, эти и сходные с ними случаи, а

не только отказ в предоставлении участка, должны стать

предметом судебного разбирательства. Право собственнос-

ти граждан и юридических лиц на землю прекращается нес-

колькими способами. Основные способы предусмотрены

гражданским законодательством. Собственник, как мы уже

говорили, вправе распорядиться своим участком земли, и

при этом в некоторых вариантах осуществления правомочия

распоряжения его право собственности прекращается — это

происходит в результате продажи, дарения земельного

участка. При совершении сделки обмена у собственника

прекращается право собственности на один земельный

участок и возникает на другой, который он получает вза-

мен. Право собственности прекращается со смертью граж-

данина или ликвидацией юридического лица. Собственник

может отказаться от права собственности на земельный

участок, но отказ от права собственности не влечет

прекращения прав и обязанностей собственника в отноше-

нии земельного участка до приобретения на него права

собственности другим лицом (например, до тех пор, пока

участок земли не выкупит администрация района)1. Зе-

мельный участок может быть изъят путем выкупа для муни-

ципальных и общественных нужд. Кроме того, право на зе-

мельный участок может быть прекращено в связи с обраще-

нием на него взысканий по обязательствам собственника:

в том случае, если земельный участок являлся предметом

залога по обязательству или в случае объявления собс-

твенника банкротом. В этом случае право собственности

на землю прекращается у собственника с момента возник-

новения права собственности у лица к которому переходит

этот земельный участок2.

1. ГК. Ст. 236. 2 ГК. Ст. 237.

осуществление Передачи и оформление земельных участков в собственность, владение, пользование физическим и юридическим лицам. В этих законах впервые было закреплено право частной собственности на землю.

Право собственности на землю является главенствующим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

1. Право собственности на землю — это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей в пределах, установленных законом. 2. Право собственности на земельный участок означает.

Так, если не заключен договор на куплю-продажу земельного участка, то как бы ни были стороны единодушны в совершении этой сделки (даже и при фактическом совершении сделки), она не порождает у продавца права собственности на продаваемый участок.

Право собственности и другие вещные права на землю. Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю. … Статья 266. Владение и пользование земельным участком на праве.

Право собственности на землю. Содержание права собственности заключается в правомочиях владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком. Владение земельным участком представляет собой обладание им как своим, например.

Право собственности на землю – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей. Продажа земельных участковправо собственника продать земельный участок без изменения его целевого назначения по договорной (рыночной.

5.6. Основания и правовые последствия прекращения вещных прав на землю. … Прекращение прав собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и их аренды по указанным выше основаниям производится в.

Долями в общей собственности на землю, принадлежащими конкретным собственникам, являются земельные доли. … Пожизненное наследуемое владение дает право использовать земельный участок для получения от него каких-либо полезностей.

Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. … Он установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г . и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том.