Система и полномочия арбитражных судов в рф

Арбитражные суды в Российской Федерации: система, полномочия

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует четырехуровневая система арбитражных судов:

  1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции.
  2. 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов.
  3. 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.
  4. Высший Арбитражный Суд РФ, являющийся судом первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

Все арбитражные суды образуют единую систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом в системе арбитражных судов по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, и высшей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам первой, апелляционной и кассационной инстанций, поскольку осуществляет в установленной АПК форме надзор за их деятельностью. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ дает арбитражным судам разъяснения по вопросам судебной практики и единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа. Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Так, Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, то есть без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно статье 128 Конституции РФ все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, а судьи других арбитражных судов — Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Арбитражный суд. Судебная практика: Видео

Арбитражный суд Калужской области

И Н Ф О Р М А Ц И Я о результатах проведения конкурса на включение в кадровый резерв Арбитражного суда Калужской области

Объявление об открытии конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

Коллектив Арбитражного суда Калужской области поздравляет Ипатова Алексея Николаевича с назначением в Арбитражный суд Центрального округа.

Система арбитражных судов Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе президиума арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов округов определены в Главе III.1 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в Главе IV Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Система арбитражных судов Центрального федерального округа

Система и полномочия арбитражных судов в рф

Какова система и полномочия арбитражных судов в РФ?

В соответствии с:

— главой 7 Конституции РФ,
— Федеральными Конституционным Законом(ФКЗ)РФ «О судебной системе РФ»от 31.12.1996 № 1-ФКЗ,
— и ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ»от 28.04.1995 № 1-ФКЗ,

система арбитражных судов в Российской Федерации состоит из четырех уровней:

1 уровень — арбитражные суды субъектов РФ (первая инстанция). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81 ;

2 уровень — арбитражные апелляционные суды (апелляционная инстанция).
20 судов – по 2 суда на 1 судебный округ, по номерам;

3 уровень — федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция).
10 судов – 1 суд на 1 судебный округ – название округа;

4 уровень — Высший Арбитражный Суд РФ (надзорная инстанция).

Арбитражные суды подразделяются на указанные судебные инстанции в соответствии с выполняемыми ими функциями (полномочиями) — принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих судебных актов (решений).

Соответственно, в арбитражном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Полномочия арбитражных судов различного уровня:

1 уровень — арбитражные суды субъектов РФ (первая инстанция). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81 ;

— рассматривают дела в качестве суда 1 инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд.

Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум.

В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел,

а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

К полномочиям Арбитражного суда субъекта РФ статьей 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» отнесено:

1) рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ (разделы 2, 3, 4 и 5 АПК РФ);

2) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов (глава 37 АПК РФ);

3) обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучение и обобщение судебной практики;

5) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализ судебной статистики.

1) Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

-утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

— рассматривает другие вопросы организации работы суда;

— рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывается председателем этого суда по мере необходимости.

2) В арбитражном суде субъекта Российской Федерации могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.

Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

— рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции ВАС РФ,

— изучают и обобщают судебную практику,

— разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов,

— анализируют судебную статистику,

— а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

3) В арбитражном суде субъекта Российской Федерации образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда.

Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации сроком на три года.
Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ,

а также организует деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации (распределяет обязанности между заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум и председательствует на нем, осуществляет иные полномочия, установленные ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Председатель арбитражного суда субъекта Российской Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ,
возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного суда.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

2 уровень — арбитражные апелляционные суды (апелляционная инстанция).
В Российской Федерации образовано 20 арбитражных апелляционных судов (по два суда на судебный округ).

К полномочиям арбитражного апелляционного суда, статьей 33.3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» отнесено:

— проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело (глава 34 АПК РФ);

— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов (глава 37 АПК РФ)

— обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

— изучение и обобщение судебной практики;

— подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализ судебной статистики.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

-президиума арбитражного апелляционного суда;

-судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

-судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел,
а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

1) Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Президиум ААС:

— утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

— рассматривает другие вопросы организации работы суда;

— рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум ААС созывается председателем этого суда по мере необходимости.

2) В ААС могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.

Судебные коллегии ААС, в соответствии со ст. 33.7 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»:

1) проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело,

а также: 2) изучают и обобщают судебную практику,

3) разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов,

4) анализируют судебную статистику,

5) а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

3) В ААС образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий — из числа судей этого суда.

Судебные составы формируются председателем арбитражного апелляционного суда.

Председатель арбитражного апелляционного суда является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, а также организует деятельность арбитражного апелляционного суда, (распределяет обязанности между заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум и председательствует на нем, осуществляет иные полномочия, установленные ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

Заместители председателя арбитражного апелляционного суда являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, возглавляют судебные коллегии, постоянные судебные присутствия вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда, организуют деятельность структурных подразделений аппарата арбитражного апелляционного суда.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума ВАС РФ в составе арбитражных апелляционных судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда является обособленным подразделением соответствующего арбитражного апелляционного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

3 уровень — федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция).
В Российской Федерации всего 10 федеральных арбитражных судов округов.

К полномочиям ФАС округа статьей 26 ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ» отнесено:

1)проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами (глава 35 АПК РФ);
а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции;
2)пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов (глава 37 АПК РФ);

3) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
4) изучение и обобщение судебной практики;
5) подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
6) анализ судебной статистики;
7) рассмотрение в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Каждый ФАС округа действует в составе:
— президиума ФАС округа,
— и двух судебных коллегий:

1)судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
2)судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

По решению Пленума ВАС РФ в составе в составе ФАС округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

1) Президиум ФАС округа действует в составе председателя федерального арбитражного суда округа, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Президиум ФАС округа:

— утверждает по представлению председателя ФАС округа членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;

— рассматривает другие вопросы организации работы суда;

— рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум ФАС округа созывается председателем этого суда по мере необходимости.

2) В ФАС округа создаются судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда.

Судебные коллегии возглавляют председатели — заместители председателя суда.

Судебные коллегии ФАС округа:

проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами,

изучают и обобщают судебную практику,

— разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов,

— анализируют судебную статистику,

— а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

3) В судебных коллегиях ФАС округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию.

Судебные составы формируются председателем федерального арбитражного суда округа.

Председатель ФАС округа является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, а также осуществляет полномочия по организации деятельности федерального арбитражного суда округа.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ.

Заместители председателя федерального арбитражного суда округа в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда.

4 уровень — Высший Арбитражный Суд РФ (надзорная инстанция).

Высший Арбитражный Суд РФ,
в соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации, ст. 10 ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ» № 1-ФКЗ:
— является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам.
— осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, ему поднадзорны все арбитражные суды (ВАС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам первой инстанции).
дает разъяснения по вопросам судебной практики – в постановлениях Пленума, Информационных письмах (ссылки на постановления Пленума ВАС РФ могут указываться в решениях арбитражного суда).

К полномочиям ВАС РФ, статьей 10 ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ» отнесено:

1) рассмотрение в первой инстанции отдельных категорий дел:

а) дел об оспаривании нормативных правовых актов
— Президента РФ,
— Правительства РФ,
— федеральных органов исполнительной власти,
нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

б) дел о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов:
-Президента РФ,
-Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ,
-Правительства РФ,
не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

в) экономических споров:
— между Российской Федерацией и субъектами РФ,
— между субъектами РФ;

2) рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ(глава 36 АПК РФ).

В соответствии со статьей 292 АПК РФ,» вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в РФ, могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам главы 36 Высшим Арбитражным Судом РФ:
-по заявлениям лиц, участвующих в деле,
— и иных указанных в статье 42 АПК РФ лиц (не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт),
— а по делам, указанным в статье 52 АПК РФ, по представлению прокурора».

«Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Заявление(заинтересованных лиц) или представление(прокурора) о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта».

3) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;

4) обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;
обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов; регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дача разъяснений по вопросам судебной практики ;

6) разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решение вопросов образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

10) осуществление других полномочий , предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ», и другими федеральными конституционными законами.

Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит также право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в РФ и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в РФ.

ВАС РФ действует в составе:
— Пленума ВАС РФ,
— Президиума ВАС РФ
— и двух судебных коллегий:
1)по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
2)по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

К полномочиям Пленума ВАС РФ статьей 13 ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ» отнесено:
— рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и разъяснения по вопросам судебной практики;
— решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой;
— решение вопросов об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
— решение внутренних вопросов организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
По вопросам своего ведения Пленум ВАС РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Постановление Пленума ВАС РФ подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

2) Президиум ВАС РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости.
Президиум ВАС РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.

К полномочиям Президиума ВАС РФ статьей 13 ФКЗ «Об арбитражный судах в РФ» отнесено:
рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации (глава 36 АПК РФ);
рассмотрение отдельных вопросов судебной практики и информирование о результатах рассмотрения арбитражных судов РФ.

3) Судебные коллегии в ВАС РФ создаются из числа судей ВАС РФ, которые утверждаются Пленумом ВАС РФ по представлению Председателя ВАС РФ.
К полномочиям судебных коллегии ВАС РФ отнесено:
рассмотрение дел в первой инстанции,
— изучение и обобщение судебной практики
,
— разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов,
— анализируют судебную статистику
, ,
-а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В судебных коллегиях ВАС РФ образовываются судебные составы, из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

4) Судебные составы формируются Председателем ВАС РФ.
Председатель ВАС РФ является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, а также осуществляет полномочия по организации деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
Заместители Председателя ВАС РФ являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные АПК РФ, а также осуществляют организационные полномочия.

§ 2. Система и полномочия арбитражных судов

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

Раздел II Судебная система Российской Федерации

— федеральные арбитражные суды округов;

— арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Эта группа арбитражных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Федерации.

Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.

В связи с этим ст. 8 Закона об арбитражных судах и ч. 2 ст. 13 Закона о судебной системе устанавливают, что Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом (ч. 5 и 7 ст. 13 Закона о судебной системе).

Назначение на должность и прекращение полномочий судьи происходит с согласия соответствующей квалификационной коллегии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов Российской Федерации в качестве основного и первого звена системы включены: арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 25 Закона о судебной системе). В качестве второго звена системы в нее входят федеральные арбитражные суды округов (ст. 24). Последним (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 23).

В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта Федерации имеет следующие полномочия:

— рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда;

— рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции;

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

— пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реализуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами (ст. 40, 41 Закона об арбитражных судах).

Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Российской Федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда они утверждаются его президиумом. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда (ст. 40 Закона об арбитражных судах). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет — из числа судей этого суда. Судебные составы формирует председатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав председатель, утвержденный президиумом этого арбитражного суда.

Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если рассмотрение дела в коллегиальном составе не предусмотрено АПК. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

1) дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием о коллегиальном рассмотрении (ст. 17 АПК 2002 г.).

В апелляционном порядке в кассации и надзоре все арбитражные дела рассматриваются коллегиально при нечетном числе судей, если иное не установлено АПК.

Суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК 2002 г., а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Раньше арбитражные заседатели участвовали в процессе всего в 14 арбитражных судах. Сейчас статус арбитражного заседателя закреплен в Законе РФ «О судебной системе в РФ» и в ст. 19 нового АПК.

Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять ходатайство о рассмотрении дела с участием заседателей.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 7. Федеральные арбитражные суды

Каждая сторона вправе выбрать кандидатуру арбитражных заседателей для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и предложить ее суду.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

Помимо рассмотрения дела по существу или в апелляционном порядке арбитражные суды субъектов Федерации имеют и другие функции.

Арбитражный суд субъекта Федерации может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализирует судебную статистику.

На территории нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд.

В ст. 24 Закона об арбитражных судах дан открытый перечень десяти конкретных окружных федеральных арбитражных судов. Каждый из них проверяет законность решений, принятых судами определенных субъектов Федерации, в кассационном порядке.

Статья 26 того же Закона перечисляет полномочия федерального арбитражного суда округа. К ним относятся: проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях; пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов. В полномочия указанных арбитражных судов входят также: возможность обращения в Конституционный Суд; изучение и обобщение арбитражной судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов; анализ данных статистики.

Непосредственно судебную деятельность и остальные функции в окружном арбитражном суде осуществляют коллегии, порядок образования которых такой же, как и в арбитражных судах субъектов Федерации. Председатель суда в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях арбитражного суда округа могут быть образованы судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формирует председатель федерального арбитражного суда округа, а возглавляет- председатель, утверждаемый президиумом федерального арбитражного суда округа.

Полномочия председателя и заместителей председателя федерального арбитражного суда округа регламентированы в ст. 32, 33 Закона об арбитражных судах.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. К его компетенции как суда первой инстанции отнесены лишь три категории дел: I) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в случаях несоответствия их закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; 3) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также споры между субъектами Федерации (ст. 10 Закона об арбитражных судах).

Кроме того, Высший Арбитражный Суд России рассматривает дела в порядке надзора по заявлениям участвующих (ст. 41 АПК) и иных заинтересованных лиц (ст. 42), а в указанных в законе случаях (ст. 52 АПК РФ) -по представлению прокурора на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, принятых им и вступивших в законную силу (гл. 36, 37 АПК РФ).

Как и остальные звенья системы арбитражных судов, Высший Арбитражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с просьбами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, примененных или подлежащих применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции. Он изучает и обобщает судебную практику и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, ведет статистику. Как центр системы, Высший Арбитражный Суд, кроме того: обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции страны законов, иных нормативных актов и договоров; Дает разъяснения по вопросам судебной практики; имеет право законодательной инициативы по вопросам его ведения; организует статистический учет в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной Деятельности арбитражных судов; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом об арбитражных судах и другими федеральными законами.

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

Глава 7 Федеральные арбитражные суды

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, его заместители и судьи.

При осуществлении своих полномочий Высший Арбитражный Суд действует в составе своих структурных образований: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью системы арбитражных судов; анализирует материалы изучения арбитражной судебной практики; дает при необходимости разъяснения по вопросам судебной практики; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой; по представлению Председателя суда утверждает членов судебных коллегий и решает другие вопросы организационного характера. Результаты работы Пленума отражаются в его актах-постановлениях, обязательных для арбитражных судов Российской Федерации (п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики, о чем информирует арбитражные суды.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Президиум этого суда собирается по мере необходимости. Кворумом для Пленума является наличие не менее двух третей его состава; для Президиума — присутствие большинства его членов. Голосование и в Пленуме, и в Президиуме открытое, постановления принимаются простым большинством голосов от числа присутствовавших.

Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В его заседаниях могут принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, председатели Конституционного и Верховного Судов России, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции страны, председатели арбитражных судов. По приглашению председателя в заседаниях Пленума могут принимать участие и другие должностные лица и граждане.

Статьи 18-19 Закона об арбитражных судах регламентируют порядок формирования судебных коллегий и судебных составов Высшего Арбитражного Суда, ст. 20 — полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда, предоставляя ему право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации.

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время система арбитражных судов четко организована и ее существование играет серьезную роль в обеспечении перехода к рыночной экономике.