Система органов региональной власти

Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. Государственное и региональное управление

Система региональных органов власти

Применение того или иного типа организации органов управления регионом зависит от множества факторов: численности населения региона, его правового статуса, исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности решаемых вопросов, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

В общем виде по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы регионального управления могут быть разделены на исполнительные и представительные.

Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Субъекты Федерации не могут формировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов региональной власти

Государственное и региональное управление

Система региональных органов власти

Применение того или иного типа организации органов управ­ления регионом зависит от множества факторов: численности на­селения региона, его правового статуса, исторических, националь­ных, культурных традиций, от размеров и географических осо­бенностей территории, от объема и сложности решаемых вопросов, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

В общем виде по выполняемым функциям (представление ин­тересов населения и их воплощение в жизнь) органы регионально­го управления могут быть разделены на исполнительные и пред­ставительные.

Система органов государственной власти республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов устанавливается субъектами Российской Феде­рации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Субъекты Федерации не могут формировать систему государ­ственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основопо­лагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Рос­сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные ор­ганы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему ис­полнительной власти в Российской Федерации.

Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полно­мочия, устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с ос­новами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Фе­дерации регулируются Конституцией Российской Федерации, фе­деральными законами, а также конституцией, уставом субъекта Федерации, законами и иными региональными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации дея­тельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими прин­ципами:

— государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

— распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

— верховенство Конституции Российской Федерации и феде­ральных законов на всей территории Российской Федерации;

— единство системы государственной власти;

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансирован­ности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

— разграничение предметов ведения и полномочий между ор­ганами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им пол­номочий;

— самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, об­разуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта Рос­сийской Федерации. Уставом (конституцией) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта Российской Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные ор­ганы. Положения об указанных территориальных органах утвер­ждаются соответствующими федеральными органами исполни­тельной власти.

Органы государственной власти субъектов Федерации несут ответственность за нарушение федерального законодательства, а также обеспечивают соответствие федеральному законодательству принимаемых или принятых ими конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов и осуществляемой ими дея­тельности.

В случае принятия регионами нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федераль­ным конституционным законам и федеральным законам и по­влекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной цело­стности Российской Федерации, национальной безопасности Рос­сийской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации несут ответствен­ность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Система органов регионального управления

В соответствии с основами конституционного строя система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно. Правовой основой образования и деятельности органов государственной власти субъектов федерации являются Конституция РФ, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов федерации.

Конституция РФ определяет основные базовые принципы, на которых должна строится их деятельность:

— самостоятельность и независимость органов власти субъектов Российской Федерации, которые вне предметов федерального и совместного ведения обладают всей полнотой государственной власти;

-государственная целостность и единство органов государственной власти;

— защита прав граждан на всей территории Российской Федерации;

-разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов федерации.

Государственную власть в субъекте Российской Федерации осуществляют образуемые в нем законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, а также федеральные органы исполнительной власти и суды, образованные и действующие на его территории. Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, систему органов государственной власти в субъекте Российской Федерации составляют законодательный (представительный) орган власти, высший орган исполнительной власти, а также иные органы государственной власти, образованные и действующие на территории субъекта федерации в соответствии с российским законодательством.

Существенно отличаются системы органов государственной власти в президентских и парламентских республиках, в других субъектах Российской Федерации.

Закон предусматривает две схемы организации власти в субъектах Российской Федерации. Согласно первой субъект федерации может иметь институт “высшего должностного лица” (президента или главы администрации), согласно второй такого института может не быть. В результате на региональном уровне складывается несколько моделей организации государственной власти по выбору субъектов федерации.

Законодательные представительные органы власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими органами государственной власти. Структура их, официальное название и численность депутатов определяются самими субъектами с учетом местных, национальных и иных исторических особенностей.

Виды региональных, представительных законодательных органов власти имеют своеобразные отличия. Среди них можно выделить институты с разными правовыми статусами:

• краевые законодательные собрания;

• городские думы (Москва, Санкт-Петербург);

• представительные органы власти автономных округов и области.

Только республиканские парламенты имеют право принимать конституции соответствующих республик и носят название “парламент”; другие региональные представительные органы власти имеют право принимать устав области, края или города.

В президентских республиках, которых большинство, полномочия представительных законодательных органов власти весьма ограничены, практически лишены контрольных функций над правительством, за исключением принятия бюджета; высшее должностное лицо, подписывает законы принятые представительным законодательным органом, самостоятельно формирует исполнительные органы власти.

В полупрезидентских республиках законодательный представительный орган участвует в формировании правительства и обладает частично контрольными полномочиями по отношению к нему; имеется должность главы правительства, председателя, т.е. повторяется общефедеральная схема, однако высшее должностное лицо не имеет права роспуска своих парламентов.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Принципы организации региональной власти в России и Европе


Принципы организации региональной власти в России и Европе

Деятельность любого государства реализуется через си­стему государственных органов, осуществляющих государ­ственную власть, задачи и функции государства.

«Орган государства — это составная часть механизма го­сударства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически вза­имодействующая с другими частями государственного меха­низма, образующими единое целое».

Таким образом, система региональных органов власти, ее структура, полномочия и финансовая обеспеченность данных полномочий является одним из элементов правового статуса региона, наряду с наличием собственной территории, предме­тов ведения и полномочий (исключительная и/или совместная с государством компетенция), представительством в парла­менте государства и конституционных процедур разрешения споров между государством и регионом.

Для наиболее наглядного сравнения системы региональ­ных органов власти в Европе, рассмотрим сначала принципы организации региональной власти в Российской Федерации.

Система региональной власти в России формируется в со­ответствии с двумя основными принципами:

  1. Принцип региональной самостоятельности.
  2. Принцип общефедеральных стандартов.

Согласно ст. 77 Конституции Российской Федерации: «си­стема органов государственной власти республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами консти­туционного строя Российской Федерации и общими принци­пами организации представительных и исполнительных ор­ганов государственной власти, установленными федеральным законом».

Федеральный закон от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет следующие принципы деятельности органов государственной власти субъектов:

— государственная и территориальная целостность Рос­сийской Федерации;

— распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

— верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федера­ции;

— единство системы государственной власти;

— разделение государственной власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сба­лансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного ор­гана государственной власти либо должностного лица;

— разграничение предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Феде­рации;

— самостоятельное осуществление органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

— самостоятельное осуществление своих полномочий ор­ганами местного самоуправления.

«Федеральный закон исходит из указанной выше консти­туционной нормы, предполагая, что система органов госу­дарственной власти устанавливается самими регионами. В то же время закон определяет, что образование, формирование, деятельность и полномочия органов региональной государ­ственной власти регулируются как федеральным, так и реги­ональным законодательствами. Однако многие параметры ре­гиональной государственной власти определены в нем весьма четко и не допускают региональных вариаций.

Сформировавшаяся в России система региональной вла­сти, общая для всех субъектов федерации и включает следую­щие органы власти»(ст. 2 ФЗ №184):

— законодательный (представительный) орган государ­ственной власти субъекта Российской Федерации;

— высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

— иные органы государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

«Судебная власть представляет собой отдельную, особым образом организованную систему. В российских условиях нельзя рассматривать региональную судебную власть как раз­новидность региональной власти в связи с наличием единой системы федеральных судов разного территориального уров­ня, включая региональные и районные суды. Исключение со­ставляют конституционные (уставные) суды, создаваемые в отдельных регионах по собственной инициативе и никак не подчиненные Конституционному суду Российской Федера­ции, и, с оговорками, мировые судьи, представляющие собой суд низшей инстанции».

Для сравнения систем органов власти в регионах Евро­пы были выбраны страны, наиболее различающиеся друг от друга по государственному и территориальному устройству и по форме правления. Федеративные государства — Федератив­ная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация, Ко­ролевство Бельгия. Унитарные государства — Королевство Ис­пания, Итальянская Республика и Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

ФРГ — построена по территориальному принципу, в ее состав входят 16 земель, имеющих одинаковый правовой ста­тус. Согласно Основному закону страны, конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального государ­ства и федерация гарантирует соответствие конституционно­го строя земель Конституции Германии (ст. 28). Земли имеют свои конституции, не нуждающиеся в утверждении федера­цией, собственные парламенты, правительства, законодатель­ство, бюджет.

Швейцария — договорная федерация, состоящая из 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). Кантоны, согласно Конституции страны (ст. 3) и их конституциям, суверенны, поскольку их суверенитет не ограничен федеральной консти­туцией. «Вместе с тем в швейцарской федерации обеспечива­ется единство и целостность союзного государства. Кантоны не обладают правом выхода из федерации». Кантоны вправе самостоятельно создавать свои органы власти, иметь свою по­лицию, свой бюджет и собственные источники доходов.

Особенности федеративного устройства Бельгии заклю­чаются в параллельном функционировании двух видов субъ­ектов федерации — регионов и сообществ.

Бельгия — федерация, образованная по национально-тер­риториальному принципу, включающая этнические образова­ния — сообщества и территориальные образования — регионы. «Регионы страны — Валлония, Фландрия и столица Брюссель. В Валлонии распространен французский язык, во Фландрии — нидерландский, Брюссель является двуязычным. Властные структуры регионов отвечают за социально-экономическую сферу (вопросы экономического развития, занятость, энерге­тика, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, туризм). Лингвистические сообщества: фламандское (или нидерланд­скоязычное) включает Фландрию и Брюссель, французское — Валлонию и Брюссель; немецкоязычное — провинцию Льеж в Валлонии. В зоне ответственности языковых сообществ — куль­тура, наука, образование».

Если в федеративных государствах наличие двухуров­невой правовой системы, разграничения компетенции и полномочий между федерацией и ее субъектами, наличие региональных органов власти являются принципами их го­сударственного устройства, то в унитарных государствах — это является показателем его децентрализации и результатом ре­гионализации.

Так, Королевство Испания состоит из 17 автономных об­ластей, которые имеют свои парламенты и правительства, и пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики. В нескольких ав­тономных сообществах (Каталония, Страна Басков, Галисия) узаконено использование местных языков. Автономии раз­личаются по основаниям возникновения на национальные и исторические области. Национальные автономии образуются на основе признака национальности и служат целям обеспе­чения национального самоопределения: Андалузия, Галисия, Каталония и Страна Басков. А остальные 13 автономий обра­зованы на основании исторически сложившихся территори­альных структур.

Итальянская Республика поделена на 20 областей, 5 из которых — Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто-Адидже, Валле-д’Аоста и Фриули-Венеция-Джулия — имеют статус по­литических автономий. Их представительные органы (советы) могут принимать законы по более широкому кругу вопросов, чем в иных областях. В Италии есть также 2 автономные про­винции Тренто и Больцано, входящие в состав области Трентино-Альто-Адидже (в Южном Тироле). Примечательно, что перечень областей закреплен непосредственно в Конституции Италии (ст. 131), что, как правило, присуще федеративным го­сударствам.

Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех исторических провинций: Ан­глия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Три из них (кроме Англии) обладают значительной степенью автономии.

Особенностью Великобритании является то, что ее кон­ституция «представляет собой совокупность фундаменталь­ных правовых положений, получивших закрепление в ряде статутов, в судебных прецедентах и правовых традициях». Поэтому правовое положение провинций, их полномочия и система органов власти регулируются отдельными законодательными актами для каждого из них: Акт о Шотландии 1998 г., Акт об управлении Уэльсом 2006 г., Акт о Северной Ирлан­дии 2000 г и другие. Следует также отметить, что и сама право­вая система Великобритании состоит из английского права, права Северной Ирландии и права Шотландии.

«Организация региональной власти обычно тесно связана с организацией общенациональной власти, является ее проек­цией, повторяя на более низком управленческом уровне те же самые организационные формы. Особенно это характерно для федеративных государств». В большинстве рассматриваемых нами странах регионы имеют свою конституцию, свое законо­дательство, свой представительный орган власти — парламент и свое правительство.

Представительный орган в регионах чаще всего однопа­латный (в Германии — Ландтаги, в Швейцарии — земельный со­вет, или совет кантона, в Бельгии — Совет, в Испании — Ассам­блея, в Италии — областной совет, в Шотландии — Парламент, в Уэльсе — Национальное Собрание, в Северной Ирландии — Североирландское Собрание). Исключением является земля Бавария в Германии, парламент которой является двухпалат­ным.

В большинстве государств законодательные органы реги­онов формируются путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании (ФРГ, Швейцария, Бельгия, Италия). В Испании члены парламента избираются всеобщим голо­сованием на основе пропорционального представительства объединяющихся провинций. В Шотландии, Уэльсе — часть членов парламента избирается населением, часть является членами общеанглийского парламента, избранные от данной провинции.

Срок полномочий региональных парламентов составляет чаще всего четыре года (ФРГ, Швейцария, Испания, Велико­британия), реже — пять лет (Бельгия, Италия).

Во всех регионах Европы исполнительная власть осу­ществляется правительством, которое состоит из председате­ля правительства и министров. Наименования региональных правительств и их глав различны. В землях ФРГ — Кабинет или Сенат, в кантонах Швейцарии — Государственный или Прави­тельственный Совет, в Бельгии — Комиссии, в Италии — Джунта и т.д.

Порядок формирования правительства также не одноро­ден. В регионах Германии, Бельгии, Испании он формируется парламентом региона, а в провинциях Великобритании — из состава членов регионального парламента. В кантонах Швей­царии и само правительство, и Президент кантона, который возглавляет правительство, избираются населением. Глава правительства также избирается в областях Италии, а в землях Германии и областях Испании — избираются региональным парламентом.

Глава правительства часто является высшим должност­ным лицом региона, руководит работой правительства, под­писывает региональные законы и издает регламентарные акты.

Правительство осуществляет решения парламента, пред­ставляет на его рассмотрение проекты региональных планов, бюджетов, программ развития, курирует их осуществление, управляет областным имуществом.

Судебная власть в регионах рассматриваемых стран, как правило, представлена Высшим (Конституционным) судом региона (в Германии, Швейцарии, Испании, Северной Ирлан­дии). Собственной судебной системой обладают Шотландия и кантоны Швейцарии, правда после введения единого обще­национального кодекса гражданского, торгового и уголовного права в 1942 г., большая часть местных особенностей швей­царского правосудия была ликвидирована. В ряде государств территориальная организация судов представлена единой су­дебной системой во всем государстве и даже не совпадает с его административным делением (Бельгия и Италия).

Следует отметить, что на формирование региональных органов власти и объем их полномочий большое влияние оказывают также и исторически сложившиеся традиции. Из­учение становления регионов в том или ином государстве, по­казывает, что их образование часто имеет исторические кор­ни и является следствием естественного стремления народов сохранить свою самобытность, язык, культуру, а также сохра­нить суверенитет и независимость. Государство же, стремясь обеспечить территориальную целостность, единство правово­го и экономического пространства и равноправие в стране соз­дает наряду с исторически сложившимися регионами, другие субъекты по территориальному принципу, также наделяя их региональными полномочиями и органами власти.

К тому же, как показывает опыт разграничения полно­мочий во многих государствах, решение местных задач на местном, региональном уровне является более эффективным способом реализации общегосударственных задач. Этот факт также подтверждается тем, что многие нормативные акты Европейского Союза и конституции некоторых государств (Польши, Германии, Италии) закрепляют принцип субсиди­арности в качестве основополагающего принципа разграниче­ния полномочий между уровнями власти.

Региональные органы государственной власти РФ

Центральный Федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный Федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

Санкт-Петербург

Ненецкий автономный округ

Южный Федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Республика Крым

Город федерального значения Севастополь

Северо-Кавказский Федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино — Балкарская Республика

Карачаево — Черкесская Республика

Республика Северная Осетия-Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский Федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский Федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

Челябинская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Ямало — Ненецкий автономный округ

Сибирский Федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Агинский Бурятский округ (в составе Забайкальского края)

Усть-Ордынский Бурятский округ (в составе Иркутской области)

Дальневосточный Федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Система региональных органов власти

Применение того или иного типа организации органов управ­ления регионом зависит от множества факторов: численности на­селения региона, его правового статуса, исторических, националь­ных, культурных традиций, от размеров и географических осо­бенностей территории, от объема и сложности решаемых вопросов, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.

В общем виде по выполняемым функциям (представление ин­тересов населения и их воплощение в жизнь) органы регионально­го управления могут быть разделены на исполнительные и пред­ставительные.

Система органов государственной власти республик, краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Субъекты Федерации не могут формировать систему государ­ственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основопо­лагающих принципов конституционного строя был нарушен. В противном случае возможно опротестование в Конституционном Суде РФ.

В пределах ведения РФ и её полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные ор­ганы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему ис­полнительной власти в РФ.

Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полно­мочия, устанавливаются ими самостоятельно в соответствии с ос­новами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Образование, формирование и деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Фе­дерации регулируются Конституцией РФ, фе­деральными законами, а также конституцией, уставом субъекта Федерации, законами и иными региональными нормативными правовыми актами.

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, об­разуемые в соответствии с уставом (конституцией) субъекта РФ. Уставом (конституцией) субъекта Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Федерации.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно