Система правоохранительных органов рф что это такое

Система правоохранительных органов рф что это такое

Как уже было сказано, современная российская нормативная база не имеет в своем арсенале единого законодательного акта или иного документа, в котором четко были бы прописаны как определение правоохранительных органов, так и полный перечень (может быть с возможностью расширения) государственных органов и служб, относимых к правоохранительным. Существующей нормативной базы, как нам кажется, не достаточно, поэтому нужен нормативный акт, прописывающий их задачи, полномочия – т.е. представляющий цельную концепцию правоохранительных органов Российской Федерации.

В то же время, анализ массива национального законодательства Российской Федерации, где упоминается дефиниция «правоохранительные органы» позволяет нам сделать вывод о том, что вкладывает в правоохранительные органы законодатель. Так, например, в Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» [1] в п.1 Положения дается перечень правоохранительных органов: « Координация деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов…» — т.е. все перечисленные органы относятся к правоохранительным, х отя при этом оговаривается «и другие правоохранительные органы», что скорее всего позволяет расширить имеющийся список внутренними войсками.

Вышесказанное позволяет нам сделать серьезный вывод о возможности различия понятия «правоохранительные органы» в теории и на практике в нормативных актах. В теории используется широкое понятие правоохранительных органов (иногда включающих даже частные охранные предприятия), а в нормативных актах – крайне узкое. И на наш взгляд такая позиция вполне обоснована, потому что в теории, под объединение массы органов под шапкой «правоохранительные» ставит целью подробное рассмотрение и изучение всей надстройки правоохраны, созданной государством, а на практике – постановка и реализация узкого спектра конкретных задач правоохранительных органов.

Таким образом, на наш взгляд, вполне обоснованным будет использование узкого и широкого понятия правоохранительных органов, а непосредственно в учебном процессе рациональнее использовать расширенное его определение.

При этом важно, что если законодатель пойдет на формулирование легального определения правоохранительных органов, необходимо не только указать перечень органов, но и сформулировать из задачи, чтобы в дальнейшем не возникало беспочвенных споров о том, включать или не включать определенный орган в правоохранительные.

Различные источники научной и учебной литературы не сходятся в едином перечне правоохранительных органов. Для одних правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других — те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих — те, которые поддерживают порядок в общественных местах, суд и т.д. Поэтому количество правоохранительных органов в перечнях различных авторов колеблется в разительном диапазоне от 5 до 16. Фокин В.М., например, выделяет кроме специализированных правоохранительных органов (их 10 в его списке) также и неспециализированные правоохранительные органы (11 в списке). Критерием «специализированности» выступает объем правоохранительных функций, «степень принуждаемости и карательности». Поэтому автор даже не выделяет отдельным термином «правоохранительные органы» при определении их, а совмещает их определения: «правоохранительные органы и органы с правоохранительной функцией — это наделенные властными полномочиями органы государства, общественные объединения, хозяйствующие субъекты (предприятия, организации независимо от формы собственности, предприниматели без образования юридического лица), которые во исполнение конституционных, законодательных и иных правовых норм в пределах своей компетенции, в присущих им правовых формах и методах работы осуществляют специфичную правоохранительную деятельность» [2] .

Одной из причин количественного разнообразия является вопрос включения или не включения судебных органов в правоохранительные. На это в теории сложились следующие мнения. Большая часть исследователей относит судебные органы к правоохранительным – и не только авторы учебной и научной литературы по предмету правоохранительные органы, но и по конституционному праву. Отнесение судебных органов к правоохранительным органам представляется логичным хотя бы потому, что осуществляя судебную власть, суды используют такую характеристику как принудительность.

Меньшая часть исследователей [3] не относят судебные органы к правоохранительным, а разделяет рассматриваемые органы на две подсистемы: судебную и правоохранительную. Из этой модели следует, что авторы не относят судебные органы к числу правоохранительных. Такой подход соответствует смыслу п. «л» ст. 72 Конституции РФ, устанавливающей понятийный ряд: «судебные и правоохранительные органы; адвокатура, нотариат» [4] .

Третьи хотя и не относят, однако рассматривают их в рамках учебного курса. Мы будем придерживаться распространенного мнения рассмотрения судебных органов в рамках правоохранительных.

С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам по мнению Гуценко и Ковалева можно отнести:

— суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

— органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства);

— некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления. Их насчитывается более десятка; к ним относятся:

следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и налоговой полиции;

учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, налоговой полиции, капитаны кораблей, находящихся в плавании, и др.);

органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, федеральных служб безопасности, налоговой полиции, внешней разведки, государственной охраны, таможенной службы).

— адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.).

Однако в нашей работе мы будем придерживаться системы правоохранительных органов, предложенной Галустьяном, однако оговоримся, что таможенные органы и органы юстиции не являются предметом рассмотрения в данном исследовании.

Итак, к правоохранительным относятся семь государственных органов:

— органы внутренних дел;

— органы по контролю за оборотом наркотиков;

Этот перечень, по мнению автора, является исчерпывающим.

Все иные государственные и негосударственные органы, занимаются скорее не правоохраной, а правоприменением. Правоприменительные органы (содействующие правоохране) разделяются на две подгруппы: государственные и негосударственные. К первым относятся налоговые и иные финансовые органы, судебно-экспертные учреждения, нотариальные органы, органы записи актов гражданского состояния. Ко вторым – органы судейского сообщества. Третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат, частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные учреждения.

Неискушенные в правовой терминологии обыватели, а также и определенная часть членов законодательного собрания, и непосредственно работающие в данной области служащие (сотрудники) используют понятие «правоохранительные органы» вместо «органы внутренних дел» и наоборот. Более того, на практике часто отождествляются органы внутренних дел, правоохранительные органы и милиция. Конкретизация здесь необходима.

Система органов внутренних дел может пониматься как один из правоохранительных органов (система органов внутренних дел в узком смысле) или как находящаяся вне пределов системы правоохранительных органов (система органов внутренних дел в широком смысле). В систему органов внутренних дел в узком смысле слова (т.е. как элемент правоохранительных органов) включаются два элемента: милиция и внутренние войска. Поэтому обывательское представление, что «органы внутренних дел» это исключительно «милиция» — неверно. И милиция, и внутренние войска в свою очередь могут рассматриваться в качестве самостоятельных подсистем.

Подытожим: правоохранительные органы в большинстве своем (кроме судебных и органов прокуратуры) принадлежат к органам исполнительной ветви власти. Все они находятся во взаимосвязи между собой и с органами содействующими правоохране – правоприменяющими, все они входят в правоохранительную систему государства.

[1] Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации, 22 апреля 1996 г., — № 17 — Ст. 1958.

[2] Фокин В.М., ук. соч., с. 10-11.

[3] См. напр., Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. – М.: Юристъ, 2001; Судебная и правоохранительная системы / Сост. Л.О. Иванов. — М ., — 199 9 .

[4] Городецкий П. К вопросу о содержании понятия правоохранительных органов // Право и Жизнь — 2000 — № 30.

Система правоохранительных органов рф что это такое

Система правоохранительных органов

Система правоохранительных органов

Система правоохранительных органов – единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

Систему правоохранительных органов образуют:

1) органы суда (суды): а) система конституционных судов РФ – возглавляется Конституционным судом РФ и включает в себя Конституционные(уставные) суды субъектов РФ; б) систе- ма судов общей юрисдикции – состоит из системы общих судов и системы военных судов. Возглавляется Верховным судом РФ (Военной коллегией Верховного суда) и структурно состоит из судов субъектов РФ (окружных, флотских судов), районных, городских (гарнизонных) судов и мировых судей; в) система арбитражных судов – состоит из арбитражных судов субъектов, арбитражных судов федеральных округов и Высшего арбитражного суда РФ;

2) иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из: органов прокуратуры; органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; органов государственной охраны; органов государственной налоговой службы; таможенных органов; органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органов предварительного расследования; органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как: конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-разыскная функция; исполнение судебных решений; оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Правоохранительные органы
Казанцев В.В.
2007

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Система правоохранительных органов рф что это такое

Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ

1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

|1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

1.3. Система правоохранительных органов

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их сгруппируем по юридической силе.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция. Конституция – основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы. Как правило, указанными законами регламентируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как Закон о Конституционном Суде, Закон об арбитражных судах, Закон о судебной системе.

Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как Закон о прокуратуре, Закон о милиции, Закон о службе в таможенных органах и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливается структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т. п.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Система правоохранительных органов

Все правоохранительные органы, созданные и действующие в Российской Федерации, составляют единую систему. Системность представляет собой такой уровень интеграции, при котором взаимно сочетаются и усиливаются полномочия каждого из них, что приводит к повышению эффективности государственного механизма в целом.

Систему правоохранительных органов составляют следующие элементы: органы прокуратуры РФ; ОВД РФ; ФСБ России; СВР России; ФТС России; ФСКН России; органы предварительного расследования и некоторые другие.

Наряду с этим в России созданы и действуют негосударственные структуры, которые также входят в состав правоохранительных органов. К ним относятся: адвокатура; нотариат; частные детективные и охранные предприятия.

В некоторых случаях государственные органы являются правоохранительными не в полной мере, а лишь в рамках выполнения ими отдельных полномочий. Например, органы ФСБ России своим основным назначением имеют обеспечение стабильности государства. Но в определенных случаях в ходе своей деятельности они обеспечивают охрану и защиту личности, вовлеченной в соответствующие правоотношения. Органы ФТС России, осуществляя фискальную деятельность, наряду с этим занимаются правоохраной. Кроме того, в структуре таможенных органов выделяются и специализированные подразделения дознания, которые относятся к органам предварительного расследования.

Органы предварительного расследования и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, относятся к блоку силовых структур государства. Вместе с тем и их возможности приоритетно направлены на обеспечение прав, свобод и законных интересов лиц. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство (в том числе и предварительное расследование) имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. В ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплено, что данная деятельность осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Поскольку государство постоянно совершенствует свою деятельность в различных социально значимых областях, система правоохранительных органов, круг их полномочий также могут подвергаться изменениям.

Основные функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов являются производными от ряда внутренних и внешних функций государственного механизма. Поскольку правоохранительные органы являются составной частью аппарата, посредством которого реализуется государственная власть, различным органам присущи те либо иные направления деятельности, т.е. функции.

Функции правоохранительных органов представляют собой основные направления деятельности соответствующих органов, которые обусловлены их общим социальным назначением и конкретизированы в компетенции и полномочиях.

При этом общая концепция выделения функций различных правоохранительных органов обусловлена их направленностью на охрану прав и свобод личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Что касается конкретного правоохранительного органа, то вначале на государственном уровне вырабатывается его общая направленность, а затем формируются функции и конкретные полномочия, входящие в содержание правового статуса. Большинство правоохранительных органов работают по тем направлениям, которые прямо обозначены в действующем законодательстве. Поэтому чем больше эти направления совпадают с понятиями основных функций, тем более определенным является правовой статус того или иного правоохранительного органа.

Изучение действующего законодательства позволяет выделить следующие функции правоохранительных органов:

1) конституционный контроль;

2) правосудие, судебный контроль и судебный надзор;

3) прокурорский надзор;

4) выявление и предварительное расследование преступлений;

5) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;

6) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам;

7) предупреждение преступлений и иных правонарушений;

8) охрана конституционного строя и обеспечение государственной безопасности Российской Федерации;

9) обеспечение экономической безопасности;

10) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

11) охрана прав, свобод и законных интересов личности.

Во многих случаях можно проследить прямую зависимость между функцией и тем правоохранительным органом, который эту функцию реализует. Например, функцию конституционного контроля осуществляет Конституционный Суд РФ, функцию прокурорского надзора — органы прокуратуры PФ. В то же время это не характерно для всех без исключения случаев, поскольку иногда одну и ту же функцию реализуют несколько правоохранительных органов. Например, функцию обеспечения экономической безопасности — органы ФТС России, а также ОВД РФ. В других случаях, наоборот, один правоохранительный орган является носителем нескольких функций. Так, органы предварительного расследования, помимо выявления и предварительного расследования преступлений, осуществляют и функцию по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

Кроме того, выделяется и универсальная функция, которая проявляется в деятельности всех без исключения правоохранительных органов. Охрану прав, свобод и законных интересов личности осуществляет в пределах своей компетенции любой правоохранительный орган, но для адвокатуры данная функция является приоритетной.

При этом различия в выполняемых функциях не создают противоречий в деятельности правоохранительных органов, поскольку все они направлены на достижение единого назначения, которым является охрана и защита прав и законных интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Тема 1. Понятие и система правоохранительных органов рф

1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

|1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.