Служебный коллективный договор

Оглавление:

Положение о служебных командировках

Положение о служебных командировках можно оформить как самостоятельный документ, но только при условии согласия сторон коллективного договора. В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор, который заключается работниками и работодателем в лице его представителя, является основным правовым актом, комплексно регулирующим на локальном уровне (т.е. на уровне конкретной организации) круг социально-трудовых отношений. Содержание коллективного договора, как и любого договора, определяется его сторонами, которые берут на себя взаимные обязательства.

В зависимости от финансово-экономического положения работодателя, с обязательным учетом нормативных положений, которые закрепляются действующим законодательством и нормативными правовыми актами, а также отраслевыми коллективными соглашениями, которые заключают профсоюзы и представители работодателей, в коллективный договор могут включаться обязательства по следующим вопросам (ст. 41 Трудового кодекса РФ):

  • система и формы оплаты труда;
  • выплата пособий и компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции и выполнения показателей, установленных трудовым договором;
  • занятость, переобучение, повышение квалификации;
  • условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая предоставление отпусков;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • охрана труда и улучшение условий труда, в т.ч. женщин и молодежи;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • другие вопросы.

То есть список вопросов, по которым стороны коллективного договора принимают на себя взаимные обязательства, является открытым. Но гарантии работодателя при направлении работников в служебные командировки могут быть зафиксированы в коллективном договоре на основании главы 24 Трудового кодекса РФ. Основные и принципиальные обязательства работодателя установлены в ст. 167:

  • сохранение за работником места работы / должности и среднего заработка;
  • возмещение расходов, связанных с командировкой.

А ст. 168 содержит прямое указание на то, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Таким образом, Положение о служебных командировках, которое обычно представляет собой многостраничный документ, действительно, может быть исключено из состава коллективного договора (при согласии представителей работодателя и работников и при отсутствии какойлибо обязательной нормы в отраслевом коллективном соглашении) и оформлено как локальный нормативный документ организации. В самостоятельное Положение о служебных командировках проще вносить изменения и дополнения с учетом реального финансового положения организации и изменения норм возмещения командировочных расходов. Это делается на основании приказа руководителя организации при условии обязательного согласования с представителем работников, как правило, с профсоюзной организацией.

Как заключить коллективный договор: требования ТК РФ и образцы

Статьи по теме

Коллектив состоит из руководства и работников, то есть сторон, сотрудничающих между собой. Очень важно, чтобы права и интересы участников рабочих отношений при этом соблюдались – только в этом случае в организации будет порядок. Специально с этой целью стороны готовят соглашение, где прописывают все правила и особенности трудовой деятельности. Данное соглашение – это коллективный договор, нормы которого касаются как руководителя, так и всех работников предприятия, на основании Трудового кодекса РФ.

В этой статье вы узнаете:

  • Что собой представляет коллективный договор.
  • Какие условия отражаются в коллективном договоре.
  • В каком порядке происходит заключение коллективного договора.
  • Нужна ли регистрация коллективного договора.
  • На какой срок заключается коллективный договор.
  • Как вносятся изменения в коллективный договор.
  • В каких случаях прекращается действие коллективного договора.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!

Что представляет собой коллективный договор

Чтобы наниматель и работники были защищены юридически, отношения между ними должны быть регламентированы. Стороны обговаривают все нюансы трудовой деятельности и вносят их в специальный нормативно-правовой акт – коллективный договор, образец которого должен присутствовать в каждой организации. Данный документ касается взаимодействия работодателя и всех сотрудников, а не только работодателя отдельно с каждым работником, как в случае с трудовым договором. Такой формат отношений дает больше преимуществ как одной, так и другой стороне.

Обе стороны отношений вправе потребовать заключить коллективное соглашение, однако в Трудовом кодексе РФ на этот счет нет четкого правила, обязательного для выполнения. Но если один из участников трудовых отношений выступил с подобным предложением, второй непременно обязан начать переговоры.

Коллективный договор заключается по ряду причин, в частности, чтобы:

  • Усиливать мотивацию сотрудников к работе и обеспечивать их заинтересованность. Руководитель может прописывать в договоре информацию о финансовых компенсациях, дополнительных выплатах, материальных вознаграждениях и вызывающих их причинах.
  • Регулировать оплату труда. В данном случае разработка коллективного договора оправдана, если наблюдается инфляция или постоянный рост цен.
  • Устанавливать нормы трудовой деятельности в тяжелых условиях. В нормативный акт может быть внесена информация, касающаяся улучшения условий, охраны здоровья, безопасности, медицинского страхования.
  • Формировать имидж проверенного, надежного предприятия, идущего в ногу со временем. Суть коллективного договора – всегда защита работников, а потому документ не может содержать в себе какие-либо условия об ухудшении трудовой деятельности.
  • Обеспечивать стабильность и создавать на предприятии устойчивый климат. Правила, разработанные внутри компании, защищают от разного рода сбоев на производстве, таких как забастовки и т. д.
  • Снижать объем документов, так как коллективное соглашение руководитель заключает сразу со всеми работниками организации.

Коллективный договор – документ, выгодный как для работодателя, так и для всех подчиненных, поскольку в нем прописаны условия и нормы трудовой деятельности. Очень важно, что в формулировании этих условий и правил участвуют непосредственно работники. В данном нормативном акте не должно быть каких-либо постановлений и норм, ограничивающих права или снижающих гарантии сотрудников, которые указаны в Трудовом кодексе РФ.

Материалы для скачивания:

Почему коллективный договор нужен работникам и работодателю

Трудовой договор работодатель заключает с работником «один на один». Обычно в документе доминирует мнение начальства. Что касается коллективного договора, то он является более продуманным и обеспечивает сотрудникам лучшую защиту. В подготовке коллективного соглашения участвуют все работники предприятия, и каждый может внести собственную поправку. Именно поэтому в коллективном договоре, как правило, предусмотрены все незначительные, на первый взгляд, детали.

Уже разработанный коллективный договор утверждают в ходе общего собрания. Выполнять правила соглашения нужно обязательно, поскольку документ является в некотором роде уставом организации.

В коллективном договоре более детально раскрыты отдельные пункты трудового соглашения, к примеру, сумма оплаты сверхурочных, простоев, трудовой распорядок.

Разработка коллективного соглашения выгодна как для подчиненных, так и для руководителя. Для руководителя выгода заключается в следующем:

  • На основании Трудового кодекса РФ, каждое предприятие должно самостоятельно формировать систему оплаты и нормирования трудовой деятельности, устанавливать размеры окладов и тарифных ставок, сдельных расценок, стимулирующих выплат, режимы работы и отдыха, гарантии и льготы для сотрудников, работающих во вредных условиях, социальные гарантии и гарантии занятости. Все нормы, обозначенные выше, включаются в соглашение. При этом в договоре указывают не только обязательства, не требующие финансовых расходов, но и условия, способствующие разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров, обеспечению стабильности в коллективе и взаимному уважению сторон.
  • Права руководства в коллективном договоре не ограничиваются, поскольку в документе прописывают лишь те обязательства, которые оно может исполнить.
  • При разработке коллективного договора начальник получает максимально четкое представление о том, что действительно нужно подчиненным.
  • Если в компании есть коллективный договор, значит, условия работы понятны и прозрачны, и организация заботится о своих сотрудниках, соблюдении их прав и интересов. Если социальная поддержка персонала находится на высоком уровне, значит, коллектив стабилен, и каждый работник чувствует, что ответственен за итог деятельности всего предприятия.
  • Если в компании заключают коллективный договор, сотрудники становятся мотивированными. Повышается эффективность их работы, что, соответственно, приносит фирме доход. При этом благодаря коллективному договору улучшаются трудовая деятельность и производственная дисциплина, а потому конкурентоспособность организации увеличивается.

Содержание и условия коллективного договора

Работники и работодатель проводят коллективные переговоры, в ходе которых устанавливают содержание коллективного договора. В ст.41 Трудового кодекса РФ сказано о положениях, которые может в себя включать коллективный договор, а также описана его структура.

В типовом коллективном соглашении можно указать обязательства сторон по таким вопросам, как:

  • системы, формы и размеры заработной платы;
  • выплаты различных компенсаций и пособий;
  • оплата трудовой деятельности с учетом инфляции;
  • дополнительное переобучение сотрудников;
  • улучшение условий и охраны трудовой деятельности персонала, включая женщин и молодых специалистов;
  • гарантии и льготы для сотрудников, которые работают и учатся одновременно;
  • рабочее время и время отдыха, в том числе порядок предоставления отпуска;
  • частичная или полная оплата питания персонала;
  • отдых сотрудников и членов их семей;
  • контроль над должным исполнением условий коллективного соглашения, порядком внесения корректировок и дополнений в данный нормативный акт;
  • иные вопросы, подлежащие обсуждению.

Условия коллективного соглашения бывают:

  • нормативными. Касаются предоставления дополнительных льгот или установки видов и размеров оплаты трудовой деятельности. Нормативные условия не теряют своей силы, пока существует коллективный трудовой договор;
  • обязательными. Условия, касающиеся конкретных обязательств участников соглашения. При этом указываются сроки их исполнения и ответственные лица;
  • организационными. Касаются сроков действия соглашения, контроля исполнения и ответственности за несоблюдение условий договора, порядка изменения и пересмотра документа.

В коллективном соглашении с учетом финансово-экономического положения руководства могут быть прописаны льготы и преимущества для сотрудников, упомянуто об условиях их трудовой деятельности, более благоприятных в сравнении с действующими нормами Трудового кодекса РФ или другими законодательными актами.

В каком порядке происходит заключение коллективного договора

Существует особая схема, по которой заключают коллективный договор. Порядок обязательно должен быть соблюден.

Непосредственно заключение коллективного договора – процедура довольно сложная, включающая в себя множество этапов. Безусловно, если такое соглашение разрабатывают в крупной организации с большим количеством сотрудников, это вполне логично. Однако даже на маленьких предприятиях данный процесс никак нельзя упростить.

С инициативой заключить коллективный договор вправе выступить как сотрудники, так и работодатель. Если ни одна из сторон не инициирует заключение подобного соглашения, заставить предприятие разработать данный документ не может ни инспекция по труду, ни фонды, ни какие-либо другие органы.

Как показывает практика, с инициативой заключить коллективный договор чаще всего выступает персонал. При этом сотрудники преследуют одну цель, которая состоит в улучшении условий труда и повышении заработной платы. В этом и кроется суть коллективного договора для персонала различных предприятий.

Если в организации есть профсоюз, сотрудники (если именно они предложили разработать документ) ставят этот орган в известность о начале коллективных переговоров и включают его представителей в состав участников обсуждения. Представители профсоюза присоединяются к коллективному обсуждению в течение 7 дней, после того как получили предложение.

Порядок заключения коллективного договора обязывает работодателя участвовать в переговорах. В случае отказа в отношении него могут быть применены административные санкции в виде штрафа до 3 тыс. руб. Отметим, что в отношении персонала предприятия аналогичная мера наказания не выработана.

Когда вторая сторона получает от инициатора предложение создать коллективное соглашение, она в письменном виде дает на это свое согласие. В документе сторона обозначает, кто будет выступать в качестве ее представителей, а также указывает дату, место и время начала переговоров. Если этой информации в документе нет, переговоры начинаются на следующий день после получения ответа.

Представители сторон объединяются в общую комиссию, чтобы вести переговоры, разрабатывать проект и заключать коллективный договор. В ходе заседаний участники комиссии обсуждают предложения по улучшению условий деятельности и сотрудничества, рассматривают важные аспекты взаимодействия. На период участия в обсуждениях и разработки соглашения участники комиссии освобождаются от своих основных обязанностей. Средняя заработная плата при этом сохраняется.

После подготовки проекта соглашения его передают всем сотрудникам компании. Работники обязаны внимательно ознакомиться с его положениями, обсудить спорные моменты, внести свои замечания и коррективы. Все дополнения сотрудников должны быть учтены при подготовке окончательной редакции документа.

Какой срок отводится для обсуждения условий соглашения?

В соответствии с российским законодательством – не более 3 месяцев. Если прийти к единому мнению в отношении всех положений договора так и не удалось, участники все равно должны подписать соглашение. При этом спорные моменты заносятся в протокол разногласий. Из-за вопросов, по которым стороны не смогли договориться, в дальнейшем может возникнуть трудовой спор (ст.398 Трудового кодекса РФ).

Нужна ли регистрация коллективного договора

На государственную регистрацию коллективного договора отводится 7 дней с момента его заключения. Передать подписанный экземпляр соглашения органу исполнительной власти субъекта или соответствующему комитету местного самоуправления обязано доверенное лицо работодателя.

Так как характер государственной регистрации здесь уведомительный, положения коллективного договора начинают действовать с определенного дня, установленного участниками документа, но никак не с момента регистрации в государственных органах.

В ходе регистрации должны быть соблюдены определенные правила. В частности, обязательно следует проверить, не включены ли в коллективный договор условия, противоречащие Трудовому кодексу РФ. Если при проверке обнаруживают подобные условия, их признают недействительными и впоследствии не применяют, на основании ст.50 Трудового кодекса РФ. При этом о выявленных условиях сообщают участникам соглашения и Государственной инспекции по труду. В данном случае в документ корректировки не вносят, а просто в дальнейшем не используют условия, противоречащие Трудовому кодексу РФ.

Чтобы проверяющие органы не выявили в договоре нарушений, при его формировании и утверждении следует опираться на список рекомендованных для проработки вопросов, приведенный в ст.41 Трудового кодекса РФ, и следовать таким положениям, как:

  • Федеральные законы №10-ФЗ от 12.01.1996 г. «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» и №175-ФЗ от 23.11.1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;
  • конвенциям Международной организации труда (МОТ) №№ 29, 87, 98 и 111 по вопросам социального партнерства, ведения коллективных переговоров и защиты прав работников.

Следует подчеркнуть, что коллективное соглашение не ограничивает права и не ущемляет интересы нанимателя, вопреки распространенному мнению. Коллективный договор – это универсальный инструмент, позволяющий регулировать трудовые споры, сложные вопросы и взаимоотношения сторон без забастовок и иных радикальных методов. Помимо этого, коллективный договор:

  • способствует повышению мотивации сотрудников и формирует единые для всех правила и нормы;
  • делает систему управления трудовыми взаимоотношениями прочнее и стабильнее;
  • помогает уменьшить текучесть кадров, так как социально и материально поддерживает персонал.

На предприятиях, где с работниками заключены коллективные договоры, нарушения Трудового кодекса РФ встречаются гораздо реже. Кроме того, данным организациям реже выдаются предписания Государственной инспекции по труду, а вероятность судебных разбирательств в них минимальна. Кроме того, снижаются затраты на уплату штрафов и судебные издержки.

Срок заключения коллективного договора

Коллективный договор заключается на срок, не превышающий 3 лет. Соглашение вступает в силу с того дня, когда стороны подписали его, или же с момента, указанного в документе.

Участники соглашения наделены правом продления действия соглашения не более чем еще на 3 года.

Положения, прописанные в коллективном договоре, применяются в отношении всех сотрудников предприятия или ИП. Коллективный договор, заключенный в филиале, представительстве или каком-либо другом обособленном структурном подразделении компании действует в отношении всего персонала данного подразделения.

  • Коллективное соглашение продолжает действовать, если меняется название, тип муниципального или государственного учреждения, происходит реорганизация предприятия в форме преобразования, или же расторгается договор с руководством.
  • Когда меняется форма собственности компании, коллективное соглашение сохраняет свою юридическую силу на протяжении 3 месяцев с того дня, как произошел переход прав.
  • Если происходит реорганизация предприятия в виде слияния, разделения, присоединения, выделения, документ действует в течение всего срока реорганизации.
  • Если реорганизуется или меняется форма собственности компании, любой участник может направить другому предложение заключить новый коллективный договор или продлить действие уже заключенного документа на 3 года.
  • Если организация ликвидируется, соглашение сохраняет свою юридическую силу в течение всего периода ликвидации.

Как обеспечивается выполнение коллективного договора

Недостаточно просто заключить коллективное соглашение. Нужно еще и постоянно следить за тем, как выполняются его условия. На основании ст.51 Трудового кодекса РФ, контролируют выполнение договора его стороны, их доверенные лица, а также уполномоченные органы по труду. В ходе контроля представители сторон должны предоставлять друг другу необходимые для этого сведения. Для этого они по обоюдному согласию создают специальную комиссию или передают функцию контроля комиссии для ведения коллективных обсуждений.

В обязанности комиссии входит проверка исполнения норм соглашения. Проверки комиссия выполняет в соответствии с планами своей деятельности. Основанием для проверки также могут стать письменные обращения работодателя, профкома, отдельных сотрудников. Участники коллективного договора обязаны решить, с какой периодичностью будут проводиться заседания комиссии, определить, в каком порядке работники смогут узнавать о результатах проведенных проверок, и как именно будет вестись контроль. Всю эту информацию заносят в соглашение.

Формирование комиссии – не обязательное для сторон договора условие. Участники вполне могут сами контролировать, как исполняются условия соглашения, время от времени встречаясь на совместном заседании по оценке результатов проверок.

Также практикуются ежегодные (полугодовые) отчеты об исполнении коллективного договора перед сотрудниками. От каждой стороны в ходе собрания или конференции выступают их первые руководители.

На основании Трудового кодекса РФ, по обязательствам предприятий, которые полностью или частично финансируют собственники (учредители), дополнительную ответственность, на основании ст.20 Трудового кодекса РФ, несут именно эти лица. Если работодатель или его представитель нарушает или не исполняет обязательств, предусмотренных коллективным договором, на него налагается административный штраф.

Как вносятся изменения в коллективный договор

Так как для заключения коллективного соглашения нужны два участника, вносить правки в документ также разрешается лишь после согласования между ними. Порядок согласования следующий:

  1. Инициативный участник трудовых отношений, к примеру, коллектив, отправляет руководству предложение о начале переговоров, составленное в письменном виде и в произвольной форме. Предложение должно сопровождаться проектом изменений.
  2. В течение 7 дней второй участник должен ответить на данное предложение, направив инициатору письменное согласие.
  3. На следующий день после получения согласия инициатором считается, что переговоры начались, и процесс выработки изменений запущен.
  4. Затем формируется специальная комиссия, ответственная за решение всех задач в рамках данного процесса. Комиссия разрешает коллективные споры и готовит предложения, учитывая пожелания участников.
  5. Все предложения должны быть выработаны в течение 3 месяцев, после чего коллективный договор вступает в законную силу в случае его принятия и утверждения.
  6. Стороны расписываются в документе, заверяя его. Далее договор направляют в специальный орган на государственную регистрацию для дополнительных гарантий соблюдения закона РФ.

В каких случаях прекращается действие коллективного договора

Предприятие может столкнуться с различными обстоятельствами, в силу которых заключенный между сторонами коллективный договор может поменять период своего действия, окончиться раньше установленного времени или продлиться. Досрочно прекратиться соглашение может, если меняется форма собственности, если компания реорганизуется или ликвидируется.

1. Смена формы собственности.

Фирме могут потребоваться преобразования, вследствие которых полномочия перейдут к другому предприятию. Если у компании, к которой перешли полномочия, иная организационно-правовая форма собственности, фирма ее перенимает, а затем перестает существовать. Происходит переход всех ее прав и обязанностей к новому предприятию. В подобных условиях действие договора распространяется на следующие 3 месяца с момента полной передачи прав.

2. Реорганизация.

В ряде случаев компаниям требуется реорганизация. При отсутствии рентабельности это, пожалуй, единственный выход. Кроме того, к реорганизации предприятия часто прибегают в тех ситуациях, когда ставят перед собой более серьезные планы. В данных условиях руководство может заявить, что деятельность компании прекращается, и сформировать из нее одну или несколько новых фирм. Порядок и результат реорганизации не играют особой роли – как бы то ни было, коллективный договор действует в течение всего процесса.

3. Ликвидация компании.

После ликвидации предприятие прекращает существовать полностью. Прекращаются все его обязательства перед работниками и кредиторами. Компания не может передать свои дела другим лицам или фирмам как преемникам. В связи с этим коллективный договор, заключенный ранее, нельзя продлить или изменить. Действовать соглашение будет лишь в течение процедуры ликвидации. После этого все трудовые обязательства прекратятся.

Какая предусмотрена ответственность, если нарушается коллективный договор в 2017 году

Если стороны нарушают условия коллективного договора, уклоняются от участия в коллективных переговорах для заключения или изменения соглашения, их привлекают к административной ответственности:

Вид нарушения

Санкции

Законодательная норма

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей

ст.5.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей

ст.5.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей

ст.5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ

Применение дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности наступает в том случае, если участники коллективных переговоров или иные лица разглашают информацию, полученную ими в связи с проведением данного типа переговоров и составляющую тайну, которая охраняется законом (государственную, служебную, коммерческую или иную).

Разглашение сведений, которые федеральный закон относит к конфиденциальным (исключение составляют лишь случаи, когда за разглашение таких данных применяется уголовная ответственность), лицом, получившим доступ к ним в связи с выполнением своих служебных или профессиональных обязанностей, предусматривает административный штраф, сумма которого для физических лиц составляет 500-1 000 рублей, для должностных – от 4 до 5 тыс. руб.

Судебная практика, связанная с заключением коллективных договоров

Пример 1. Решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу №2-759/2012 от 13.06.2012 г.

Гражданин В. подал в суд исковое заявление к ООО «Н», чтобы взыскать выплаты по коллективному соглашению. Свою позицию В. объяснил так: в ООО «Н» он работал с 12 марта 1999 года по 7 сентября 2011 года и был уволен в связи с выходом на пенсию. В момент обращения от работодателя он не получил выплат, предусмотренных коллективным договором, несмотря на то что В. причиталась материальная помощь на оздоровление вместе с единовременным пособием.

Представитель ответчика с требованиями не согласился, мотивировав это тем, что на основании коллективного договора выплата социальных пособий осуществляется лишь в том случае, если компания располагает для этого финансовыми ресурсами в необходимом размере. В данный момент предприятие не имеет материальной возможности для исполнения требований истца.

При этом известно, что некоторым сотрудникам выплаты работодатель все же произвел. Однако подтвердить то, что такие меры были приняты в связи с особыми личными обстоятельствами этих работников, работодатель не может. Доказательств этому нет.

Что решил суд?

Материалы дела свидетельствуют о том, что гражданин В. и ответчик состояли в трудовых отношениях. Далее в связи с выходом на пенсию истец был уволен.

Суд установил, что в ООО «Н» действует коллективный договор, принятый 02.03.2010 г.

В пункте 7.1.1 соглашения было определено, что работодатель обязан оказывать сотрудникам, отработавшим в компании не менее 2 календарных лет, финансовую помощь на оздоровительные нужды к ежегодному основному оплачиваемому отпуску один раз в год.

В пункте 7.1.10 договора сказано, что работодатель обязан выплачивать единовременное пособие сотрудникам в том случае, если они непрерывно работают в компании 10 и более лет и увольняются из нее в первый раз, так как выходят на пенсию.

К моменту судебного разбирательства работодатель не выплатил истцу сумм, прописанных в обозначенных пунктах договора.

Истец представил суду справку из бухгалтерии в качестве доказательства того, что имеет право на получение выплат.

Как уже было отмечено, ответчик объяснил свою позицию не производить выплаты истцу тем, что в данный момент компания не располагает финансовыми ресурсами в достаточном объеме, чтобы выдать ему средства согласно коллективному договору.

Суд счел, что не может принять доводы ответчика по ряду оснований, и постановил следующее. С 2010 по 2012 гг. ответчик продолжал стабильно исполнять условия коллективного соглашения, а именно, производил социальные выплаты отдельным сотрудникам, что подтверждают справки из дела. То есть слова ответчика о том, что компания не располагает финансовыми средствами в достаточном объеме, сомнительны. Реальное положение дел свидетельствует, что организация вполне может произвести выплаты и гражданину В.

В ходе заседания суда представитель ответчика сообщил, что в 2010 г. всем работникам объявили о временной приостановке выплат в связи со сложным материальным положением в компании. Руководство заявило, что как только денежные средства поступят в организацию, долги перед всеми сотрудниками будут погашены. Но, несмотря на это, отдельные работники все же получали от работодателя социальные выплаты.

Ответчиком не были предоставлены доказательства суду о том, что истца уведомили о возобновлении выплат по договору и о его праве на подачу заявления о выдаче причитающихся ему сумм.

Суд постановил, что руководитель намеренно ввел работников в заблуждение о приостановке положения соглашения о выплатах, но при этом продолжал исполнять коллективный договор в выборочном порядке. В связи с этим суд счел, что ответчик явно злоупотребил своим правом, и удовлетворил исковое заявление гражданина В.

В данной ситуации работодатель сам сформировал условия, исходя из которых суд принял сторону истца. Действительно, то, что у компании нет достаточного объема средств для выплат материальной помощи и пособий сотрудникам, может стать весомым аргументом для суда. Однако тот факт, что предприятие делало выплаты другим работникам на выборочной основе, стал для суда решающим в пользу неправомерности действий ответчика.

В подобных случаях работодатели должны представлять доказательства того, что компания действительно находится в тяжелом финансовом положении, если именно это, по их словам, является причиной невыплат сотрудникам.

Пример 2. Решение Норильского городского суда Красноярского края по делу №2-2721/2011 от 27.12.2011 г.

Гражданин Калугин А. С. подал в суд иск с требованием к ОАО «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о взыскании финансовых средств и компенсации морального вреда. Калугина уволили в порядке перевода в ОАО «Богучанская ГЭС». Всего в ОАО «НТЭК» он проработал свыше 14 лет. На основании Положения о едином социальном пакете, который прилагается к коллективному соглашению на 2010-2012 гг., истец должен получить социальную выплату в виде финансовой компенсации, не перечисленную ему ответчиком. Ранее организация производила данную выплату всем сотрудникам, которые за ней обращались.

Таким образом, требование истца заключалось в получении от ответчика причитающихся ему средств.

На заседание суда истец не пришел, подав письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

С требованиями гражданина Калугина представители ответчика не согласились, объяснив свою позицию следующим образом. На выплаты по единому социальному пакету установлены лимиты, утвержденные директоратом. Выдача средств производится из чистой прибыли организации или за счет руководства. В выплате денег истцу начальство отказало, мотивировав это тем, что лимит, действующий для выплаты единого социального пакета, полностью исчерпан. В течение второго полугодия г. заявления о выдаче единого соцпакета подали сотрудников, из которых увольняющимся выдали эти средства. Деньги компания начислила работникам, наделенным приоритетным правом на получение единого соцпакета, в частности, пенсионерам с наибольшим трудовым стажем. Плюс ко всему, по результатам работы за г. ОАО «НТЭК» не получило чистой прибыли.

Суд изучил все материалы дела, ознакомился с доводами представителей ответчика и вынес следующее решение.

В соответствии с п.1.4 Положения выплаты осуществляются за счет и в пределах установленных лимитов, утвержденных в РЭК тарифе на электроэнергию и имеющейся чистой прибыли. Кроме того, п.2.6 гласит, что первоочередное право на получение финансовых выплат принадлежит инвалидам, сотрудникам, имеющим наибольший стаж работы, и персоналу, передавшему свое жилье ОАО «НТЭК» или поселковой администрации. Требование истца к ответчику заключалось в выдаче ему единого социального пакета. Данное требование удовлетворено не было.

В ОАО «НТЭК» сумма финансовых средств, выделенных на выплаты соцпакетов во II полугодии г., составила . При этом заявления о выдаче данных средств ответчику подали сотрудников, и из них средства получили. Общая сумма выплаченных средств составила . То есть деньги, отведенные на соцпакет, были выданы в полном объеме.

На основании п.1.2 Положения, социальный пакет призван решать задачи, связанные с переселением пожилых и престарелых лиц, которые живут на Крайнем Севере, на территорию других регионов. Как было сказано ранее, ответчик установил преимущественное право на получение единого соцпакета работникам с наибольшим стажем. Суду ответчик предоставил сведения о рабочем стаже сотрудников, получивших во втором полугодии г. единый соцпакет. Стаж сотрудников – от 19 до 35 лет, кроме работника В. со стажем, равным стажу истца – лет.

Суд счел доводы стороны ответчика очевидными в части того, что В. обладал преимущественным, в сравнении с истцом, правом на получение денег, на основании п.1.2 Положения. Согласно имеющимся данным, В. был старше истца. Суд также учел, что единый соцпакет В. выдали в августе г., тогда как истец подал заявление в адрес ответчика о выдаче соцпакета в .

Суд учел и то, что финансы, предусмотренные для выдачи социального пакета, к настоящему времени ответчик израсходовал, в то время как, на основании Положения, его выплата напрямую зависит от наличия финансов в организации. Руководствуясь всем вышеизложенным, суд не удовлетворил иск.

В данной ситуации ответчик также объяснил свой отказ тем, что у компании отсутствовала финансовая возможность делать выплаты в соответствии с коллективным договором. Однако суд учел этот факт, поскольку в соглашении было прописано, что выплаты напрямую зависят от наличия денег в организации. Кроме того, коллективный договор предусматривал разграничение в порядке выплат, что также позволило суду принять сторону работодателя.

В статье Трудового кодекса РФ, регламентирующей содержание коллективного договора, есть поправка, что работодатель вправе устанавливать любые дополнительные выплаты, опираясь на свое финансово-экономическое положение. Соответственно, наниматель может указать в документе порядок выдачи средств, наделить каких-либо сотрудников преимущественным правом на их получение или обозначить, в каких ситуациях средства выдаваться не будут. Если работодатель выполнит все эти действия, то может быть уверен в своей правоте. В случае разбирательств суд с большей долей вероятности примет его сторону.

Пример 3. Решение Канавинского районного суда Нижн

Коллективный договор Федерального архивного агентства на три года

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Коллективный договор (далее — Договор) является нормативным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения между Нанимателем и государственными служащими в лице их представителей на основе взаимно согласованных интересов сторон.

Настоящий Договор призван заложить наилучшую основу для сотрудничества сторон, достижения лучших результатов в работе и установления благоприятного делового и психологического климата в Федеральном архивном агентстве (далее — Росархив).

Договор рассматривается сторонами как орудие управления, способствующее активизации участия федеральных государственных служащих в принятии решений и улучшению условий труда. Трудовой процесс должен быть подготовлен и организован таким образом, чтобы полностью использовались знания государственных служащих, и чтобы каждый государственный служащий имел возможность профессионального и личного развития.

1.1. Сторонами настоящего Договора являются:

представитель нанимателя в лице Руководителя Росархива В.П. Козлова (далее — Наниматель), действующего на основании Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 290 с одной стороны,

федеральные государственные гражданские служащие (далее — государственные служащие) в лице председателя комитета профсоюзной организации Росархива Е.Т. Таненберг (далее — Профком), действующего на основании Устава профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, принятого Учредительным съездом Профсоюза 16.08.1990 (с дополнениями и изменениями), Общего положения о первичных организациях профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации, утвержденного ЦК Профсоюза 06.12.2000 — с другой стороны.

1.2. Предмет Договора

Предметом настоящего Договора являются взаимные обязательства сторон по вопросам условий труда, в том числе оплаты труда, занятости, переобучения, условий высвобождения государственных служащих, продолжительности служебного времени и времени отдыха, улучшения условий и охраны труда, и другим вопросам, определенным сторонами.

Предметом настоящего Договора являются преимущественно дополнительные по сравнению с законодательством положения об условиях исполнения должностных обязанностей и их оплаты, социально-бытовом обслуживании государственных служащих, гарантии и льготы, предоставляемые государственным служащим Нанимателем.

Действие настоящего Договора распространяется на всех государственных служащих Росархива.

Наниматель обязуется ознакомить с настоящим Договором, другими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с полномочиями, всех государственных служащих, а также всех вновь поступивших на государственную гражданскую службу.

1.3. В Договоре также конкретизируются основные положения законодательства о государственной гражданской службе, которые Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон) и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) отнесены для разрешения через коллективный договор или иные нормативные правовые акты.

1.4. В целях обеспечения устойчивой и ритмичной службы, повышения уровня жизни государственных служащих:

1.4.1. Наниматель обязуется:

соблюдать принципы государственной гражданской службы;

учитывать мнение Профкома при разработке и реализации проектов текущих и перспективных планов и программ;

организовывать повышение квалификации и учебу на базе образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации государственных служащих;

обеспечивать государственных служащих организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, с учетом возможностей обеспечивать современными системами управления и информационными технологиями;

соблюдать условия настоящего Договора, соглашений и служебных контрактов;

обеспечивать безопасность государственной гражданской службы и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

обеспечить государственным служащим оплату труда и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выплачивать в полном размере причитающееся государственным служащим денежное содержание в сроки, установленные настоящим Договором;

поощрять государственных служащих, особо отличившихся при исполнении своих должностных обязанностей и коллектив в целом;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

предоставлять в недельный срок представителям государственного служащего полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

рассматривать представления Профкома о выявленных нарушениях норм трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанному органу и их представителям;

обеспечивать бытовые нужды государственных служащих, связанные с исполнением ими должностных обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование и медицинское страхование государственных служащих в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

исполнять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, Договором, соглашениями и служебными контрактами;

обеспечить всемерное содействие деятельности Профкома, профсоюзной организации.

1.4.2. Профком обязуется:

способствовать устойчивой деятельности Нанимателя присущими профсоюзам методами;

нацеливать государственных служащих на соблюдение Служебного распорядка, полное, своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей;

добиваться повышения уровня жизни государственных служащих, улучшения условий их службы;

контролировать соблюдение Нанимателем законодательства о государственной гражданской службе, труде и об охране труда, соглашений, настоящего Договора, других локальных нормативных правовых актов, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.4.3. Государственные служащие обязуются:

соблюдать настоящий Договор;

полно, качественно и своевременно выполнять обязанности согласно служебному контракту, должностному регламенту;

исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

соблюдать при исполнении своих должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

поддерживать и повышать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

соблюдать Служебный распорядок Росархива;

не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

беречь государственное имущество, в том числе предоставленное им для исполнения должностных обязанностей;

представлять в установленном порядке предусмотренные Законом сведения о себе и о членах семьи, а также сведения о полученных доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены законодательством Российской Федерации для государственных служащих;

сообщать Нанимателю о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта;

предварительно уведомлять Нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, не влекущей конфликта интересов;

создавать и сохранять благоприятную деловую атмосферу в коллективе, уважать права и мнения друг друга.

1.5. Соотношение Договора с законодательством, Генеральным, Отраслевым соглашениями:

1.5.1. Договор заключен в соответствии с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы от 29.12.2004, Отраслевым соглашением по организациям Федерального архивного агентства на 2005 — 2007 годы.

1.5.2. Стороны настоящего Договора обязуются не включать в него правила и нормы, ухудшающие положение государственных служащих по сравнению с законодательством Российской Федерации, соглашениями.

1.5.3. Условия настоящего Договора обязательны для безусловного выполнения его сторонами.

1.6. Основные принципы заключения Коллективного договора:

Настоящий Договор разработан и заключен равноправными сторонами добровольно, на основе соблюдения норм законодательства, полномочности представителей сторон, свободы выбора, обсуждения и решения вопросов, составляющих его содержание, реальности финансового обеспечения принятых обязательств, при систематичности контроля за их исполнением.

РАЗДЕЛ 2. СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

2.1. Стороны исходят из того, что служебные отношения с государственными служащими при поступлении на службу оформляются заключением письменного служебного контракта, как на неопределенный срок, так и на срок от одного года до пяти лет.

2.2. Наниматель совместно с государственными служащими определяет условия служебного контракта. Служебный контракт или отдельные его положения могут быть изменены или дополнены только по соглашению сторон.

2.3. Условия служебного контракта не могут ухудшать положение государственных служащих по сравнению с Законом, трудовым законодательством Российской Федерации, а также Генеральным, Отраслевым соглашениями, настоящим Договором.

2.4. Наниматель и государственный служащий обязуются выполнять условия заключенного служебного контракта. В связи с этим, Наниматель не вправе требовать от государственного служащего исполнения должностных обязанностей, не обусловленных служебным контрактом и должностным регламентом. Перевод на другую работу без согласия государственного служащего допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством.

2.5. Вопросы, связанные с реорганизацией Росархива, влекущие за собой сокращением его численности и штатов, рассматриваются Нанимателем, предварительно учитывая мнение Профкома.

2.6. Расторжение служебного контракта с государственным служащим — членом профсоюза по подпункту «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 37 Закона (несоответствие гражданского служащего занимаемой должности гражданской службы: вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) производится с учетом мотивированного мнения Профкома Росархива в соответствии со статьей 373 ТК РФ.

2.7. При неизбежности сокращения должностей государственной гражданской службы Наниматель обязуется:

— предложить государственному служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы, возможности замещения иной должности государственной службы в Росархиве либо в другом государственном органе;

— направить государственного служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

2.8. О предстоящей ликвидации и реорганизации Росархива, сокращении соответствующих должностей государственной гражданской службы, существенным изменением условий служебного контракта государственные служащие предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца.

Наниматель с письменного согласия государственного служащего имеет право расторгнуть служебный контракт без предупреждения об увольнении за два месяца.

2.9. При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией или изменением структуры, ликвидацией либо сокращением должностей гражданской службы государственному служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

РАЗДЕЛ 3. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

3.1. Режим служебного времени и времени отдыха определяется Служебным распорядком Росархива (приказ Росархива от 26 октября 2005 г. № 52).

3.2. Государственным служащим устанавливается пятидневная служебная неделя, продолжительность служебного времени 40 часов в неделю с двумя выходными днями, сокращенным рабочим днем по пятницам и предпраздничным дням, за исключением государственных служащих, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность служебного времени.

3.3. Накануне праздничных нерабочих дней продолжительность службы сокращается на один час. Это правило не применяется в отношении лиц, работающих по режиму сокращенного служебного времени.

3.4. Перерывы для отдыха и питания предоставляются государственным служащим в соответствии со Служебным распорядком Росархива.

3.5. Наниматель предоставляет государственным служащим ежегодные оплачиваемый отпуска, состоящие из основного и дополнительного продолжительностью: 35 календарных дней государственным служащим, замещающим высшие и главные должности государственной

службы, и 30 календарных дней государственным служащим, замещающим должности государственной службы иных групп.

3.6. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за год государственной гражданской службы. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для государственных служащих, замещающих высшие и главные должности государственной гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для государственных служащих, замещающих должности государственной гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней.

Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, следующей продолжительностью:

Руководителю, заместителям Руководителя — 14 календарных дней;

начальникам управлений, заместителям начальников управлений — 12 календарных дней;

начальникам отделов в управлениях и их заместителям, консультантам — 10 календарных дней;

главным специалистам, ведущим специалистам — 8 календарных дней;

специалистам 1 и 2 категории — 6 календарных дней.

(Приказ Росархива от 15 июля 2005 г. № 136-лс).

Сохранить общую продолжительность отпуска по ранее заключенным трудовым договорам государственным служащим: Иваненко Т.В., Осекиной М.И., Холодковой Т.В., Новиковой Ю.Н., Дегтяревой В.В., Ижбековой Л.В. до достижения ими соответствующего стажа государственной службы.

3.7. Очередность предоставления отпусков устанавливается Нанимателем с учетом мнения Профкома ежегодно не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Наниматель обязуется довести до сведения всех государственных служащих график ежегодных отпусков.

3.8. По желанию государственного служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом продолжительность одной из них не может быть менее 14 календарных дней. По согласованию с Нанимателем государственному служащему может быть предоставлена часть отпуска иной продолжительности.

3.9. Выплата денежного содержания за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее, чем за десять календарных дней до начала отпуска, при условии подачи заявления о предоставлении отпуска гражданский служащий не позднее двадцати дней до его начала.

При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.10. Наниматель предоставляет государственным служащим по личному заявлению краткосрочный оплачиваемый отпуск продолжительностью до трех дней сверх предусмотренного настоящим Договором ежегодного отпуска в следующих случаях:

бракосочетания государственного служащего;

рождения в семье государственного служащего ребенка;

переезда в связи с изменением места жительства;

празднование юбилейных дат (50, 60) лет со дня рождения;

при праздновании серебряной свадьбы;

проводов в армию членов семьи;

смерти членов семьи (супруг, супруга, родители, дети, в том числе усыновленные) государственного служащего.

3.11. Государственным служащим, имеющим детей школьного возраста, предоставляется один оплачиваемый выходной день — первый день учебного года.

3.12. Государственным служащим для решения социальных вопросов, по их заявлению Наниматель может предоставить один дополнительный оплачиваемый выходной день в месяц.

3.13. Наниматель может освобождать беременных женщин, на основании их заявления, от службы для прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях.

3.14. Для обеспечения условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, Наниматель принимает на себя обязательства:

3.14.1. Освобождать женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет), по их просьбе от командировок;

3.14.2. Разрешать женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), по их просьбе и с учетом мнения профкома использование ежегодных отпусков в удобное для них время.

3.15. Наниматель принимает на себя обязательства устанавливать по просьбе лиц, обучающихся без отрыва от производства, индивидуальные режимы службы (продолжительность служебной недели, длительность, начало и окончание служебного дня, применение гибких (скользящих) графиков службы и др.) на службе, где ее условия допускают такую возможность.

РАЗДЕЛ 4. ОПЛАТА ТРУДА. ГАРАНТИЙНЫЕ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

4.1.1. Обеспечивает формирование фонда оплаты труда, своевременную и в полном объеме выплату государственным служащим денежного содержания в соответствии со штатным расписанием и Положением об оплате труда государственных служащих Росархива. Форма, система и размер должностных окладов за классный чин федеральных государственных служащих устанавливаются в соответствии с указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации

4.1.2. Выплачивает денежное содержание в следующие сроки: аванс — двадцатого числа ежемесячно, окончательный расчет — пятого числа ежемесячно. Выдает всем государственным служащим не позднее, чем за два дня до выдачи денежного содержания, расчетные листки по денежному содержанию. Выплату производит непосредственно в кассе Росархива.

При совпадении установленных дней выплаты денежного содержания с выходным и праздничным днем, денежное содержание выплачивается накануне этого дня.

Внеплановые авансы выдаются государственным служащим по их заявлениям в счет денежного содержания в размере не более одного месячного содержания.

4.1.3. Обязуется по письменному заявлению гражданских служащих перечислять денежное содержание на указанные ими счета в банках, в том числе с использованием пластиковых карт.

4.1.4. Премирует гражданских служащих за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства Росархива, по результатам работы за квартал, с учетом личного вклада каждого государственного служащего в осуществление основных функций Росархива, за многолетний добросовестный труд, в связи с юбилейными датами и выходом на пенсию (Положение о премировании и оказании материальной помощи государственным служащим центрального аппарата Федерального архивного агентства (приказ от 20.02.2006 № 14).

4.1.5. За безупречную и эффективную гражданскую службу объявляет благодарность с выплатой единовременного поощрения, награждает Почетной грамотой с выплатой единовременного поощрения или вручения ценного подарка.

4.1.6. Выплачивает материальную помощь гражданским служащим Росархива в соответствии с Положением о премировании и оказании материальной помощи государственным служащим центрального аппарата Федерального архивного агентства (приказ от 20.02.2006 № 14).

4.1.7. В случае если в период предупреждения государственных служащих о предстоящем их высвобождении, увеличивается размер оплаты труда государственных служащих Росархива, это увеличение касается и высвобождаемых государственных служащих.

РАЗДЕЛ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ.

5.1.1. Предоставляет государственным служащим по личному заявлению дополнительный краткосрочный отпуск без денежного содержания продолжительностью до 10 дней в следующих случаях:

бракосочетания государственного служащего;

рождения в семье государственного служащего ребенка;

переезда в связи с изменением места жительства;

смерти членов семьи (супруг, супруга, родители, дети, в том числе усыновленные) гражданского служащего.

5.1.3. Суммирует все дополнительные отпуска с основным отпуском.

5.1.4. Своевременно уплачивает единый социальный налог в размере, определенном законодательством Российской Федерации, предназначенный для перечисления во внебюджетные государственные фонды.

5.1.5. Предоставляет право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности государственной гражданской службы, а также компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием.

5.1.6. Обеспечивает защиту государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей.

5.1.7. Организует торжественные проводы увольняемых государственных служащих впервые выходящих на пенсию с вручением ценных подарков или премированием.

5.1.8. Осуществляет обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения государственной гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, в том числе на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения.

5.1.9. В случае смерти государственного служащего принимает на себя организацию похорон, частично возмещает расходы на ритуальные услуги.

5.1.10. Предоставляет возможность использовать транспортные средства по договорным ценам государственным служащим Росархива для их хозяйственно-бытовых нужд.

5.1.11. Создает необходимые условия для прохождения государственными служащими один раз в год диспансеризации.

5.1.12. Обеспечивает государственных служащих медицинским обслуживанием в ГУ «Национальный медико-хирургический центр им. Н.И. Пирогова».

5.1.13. Сохраняет право пользования медицинским учреждением неработающим пенсионерам, ушедшим на пенсию из Росархива.

5.1.14. Частично компенсирует затраты государственным служащим Росархива, имеющим детей, на приобретенные путевки в детские оздоровительные учреждения по их заявлениям.

5.1.15. Обеспечивает медицинское страхование государственного служащего и членов его семьи (страховая компания «МАКС — М»), в том числе после выхода на пенсию за выслугу лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1.16. Организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности государственной гражданской службы и денежного содержания.

РАЗДЕЛ 6 ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ

6.1.1. Систематически информирует каждого государственного служащего о нормативных требованиях к условиям службы на его рабочем месте, а также о фактическом состоянии этих условий. Информация должна включать данные о фактическом соблюдении требований к работе на персональном компьютере, режимах труда и отдыха, льготах и компенсациях, средствах индивидуальной защиты.

Указанная информация должна быть предоставлена каждому государственному служащему по его просьбе.

6.1.2. Организует работу по обеспечению государственным служащим условий и охраны труда в соответствии с законодательством по охране труда.

6.1.3. Обеспечивает не реже 1 раза в полугодие инструктирование государственных служащих правилам техники безопасности, а также вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте вновь поступивших государственных служащих.

6.1.4. Осуществляет меры по приведению условий труда в полное соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм и правил.

6.1.5. Государственным служащим, занятым на работах на персональных компьютерах, предоставляет дополнительные социально-трудовые гарантии — дополнительные перерывы для отдыха 15 минут через каждые 45 минут работы на персональном компьютере.

6.1.6. Не привлекает женщин со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению работ, связанных с использованием персональных компьютеров, и др.

6.1.7. Содействует проведению профсоюзного контроля условий и охраны труда государственных служащих, в том числе создавая совместную с Профкомом комиссию.

6.1.8. Предоставляет уполномоченному доверенному лицу Профкома по контролю за состоянием и условиями труда, уполномоченному по социальному страхованию не менее 1 часа, оплачиваемого в неделю, для выполнения возложенных на него общественных обязанностей.

Предоставляет уполномоченному доверенному лицу Профкома по контролю за состоянием и условиями труда и уполномоченному по социальному страхованию дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве двух дней, который присоединяется к основному отпуску.

6.1.9. Проводит расследование и учет несчастных случаев в Росархиве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.1.10. Возмещает вред, причиненный здоровью государственного служащего увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.1.11Обеспечивает государственным служащим возможность получения горячего питания во время осуществления служебных обязанностей.

6.1.12Предоставляет в случае болезни государственного служащего в течение календарного года три дня неоплачиваемого отпуска по личному заявлению без предъявления медицинских документов, удостоверяющих факт заболевания.

6.1.13Обеспечивает каждому государственному служащему нормальные санитарные и организационно-технические условия труда, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

6.1.14Выплачивает лицам, имеющим право на возмещение ущерба в связи со смертью кормильца (государственного служащего), единовременное пособие в размере среднемесячного содержания государственного служащего.

6.1.15Финансирует в согласованных с Профкомом объемах затраты на социально-культурную и другую работу.

6.1.16Финансирует ремонт служебных помещений, занимаемых государственными служащими.

6.1.17Выплачивает государственным служащим материальную помощь в соответствии с законодательством, как правило, при уходе в ежегодный основной отпуск.

6.1.18Оказывает материальную помощь государственным служащим при стихийном бедствии, заболевании, смерти ближайших родственников и по другим уважительным причинам в пределах фонда оплаты труда.

6.2.1. Совместно с уполномоченным по социальному страхованию обеспечивает по установленным нормам и правилам предоставление путевок на лечение гражданских служащих Росархива за счет средств (полностью или частично) филиала № 6 Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

РАЗДЕЛ 7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ.

7.1.1. При объективной необходимости сокращения численности на основе консультаций с Профкомом разрабатывает меры по снижению ее негативных последствий и обеспечивает реализацию следующих мероприятий:

Предоставляет преимущественное право на оставление на службе при сокращении численности или штата гражданскому служащему:

имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования;

большую продолжительность стажа государственной службы или работы по специальности;

более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Предоставляет возможность переобучения, повышения квалификации высвобождаемым государственным служащим.

Предоставляет в Профком заблаговременно, но не позднее, чем за 2 месяца, проект штатного расписания с учетом сокращения штатов и приказов о сокращении численности или штатов, списки сокращаемых должностей.

Государственным служащим, предупрежденным об увольнении по сокращению численности (штата), предоставляет не менее одного оплачиваемого дня в неделю для поиска работы.

7.1.3. Уволенные со службы по сокращению штатов имеют преимущественное право на возвращение в Росархив и занятие отрывшейся вакансии.

РАЗДЕЛ 8. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Взаимоотношения Нанимателя и Профкома строятся на основании законодательства Российской Федерации, соглашений, настоящего Коллективного договора.

8.2. Профсоюзная организация действует на основании Устава Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Общего положения о первичной профсоюзной организации.

8.3. Профком представляет и защищает права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзе в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уставом профсоюза, Общим положением о первичной профсоюзной организации.

8.4. Руководители всех уровней должны придерживаться стиля руководства, позволяющего профсоюзному активу участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся ситуации на рабочих местах. Одновременно государственные служащие должны выступать с предложениями о том, какие на различных участках работы Росархива могут быть сделаны изменения для достижения наилучших результатов службы.

8.5. Наниматель в целях создания условий для участия профкома в принятии решений, оказывающих влияние на социально-экономическую ситуацию в коллективе:

8.5.1. Предоставляет Профкому информацию о деятельности Росархива;

8.5.2. Гарантирует участие председателя или иного представителя Профкома в оперативных совещаниях на уровне руководства при рассмотрении вопросов, касающихся социальных гарантий государственных служащих.

8.5.3. Передает права по защите застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию Профкому.

8.5.4. Для осуществления уставной деятельности беспрепятственно предоставляет Профкому помещение для ведения профсоюзной работы.

8.5.5. Наниматель и его должностные лица обязаны оказывать содействие деятельности Профкома.

8.5.6. При необходимости предоставляет профкому во временное пользование автомобиль для подготовки различных общественных мероприятий.

8.5.7. Предоставляет профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, свободное оплачиваемое время для исполнения общественных обязанностей в согласованные с Профкомом сроки.

8.5.8. Предоставляет профсоюзному активу, не освобожденному от основной работы, и членам профсоюза свободное оплачиваемое время для краткосрочной профсоюзной учебы в согласованные с Профкомом сроки.

8.5.9. Предоставляет Профкому право проведения своих заседаний, собраний членов профсоюза в рабочее время по согласованию с Нанимателем, без нарушения нормальной деятельности Росархива.

8.5.10. Ежемесячно перечисляет на счет Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников на основании личных письменных заявлений членов профсоюза, в размере не менее 1% от заработной платы.

8.5.11. Гарантирует, что на период полномочий председателя Профкома, должность (штатная единица), занимаемая председателем Профкома, не подлежит сокращению, за исключением случая полной ликвидации Росархива, а также не может быть переведена в более низкую группу по оплате труда.

8.9. Государственные служащие, входящие в состав Профкома, его органов (комиссий), а также профгрупорги могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию по предварительному согласованию с Профкомом.

8.10. Перевод на другую работу государственных служащих Росархива, входящих в состав Профкома, а также профгруппоргов по инициативе Нанимателя может производиться с предварительного согласия Профкома.

8.11. Не освобожденный от основной работы председатель Профкома может быть уволен по инициативе Нанимателя только с предварительного согласия Московской городской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.

8.12. Представители Профкома, участвующие в коллективных переговорах, в период их проведения не могут подвергаться дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе Нанимателя.

8.13. Для проведения профсоюзной работы, осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде, правил по охране труда, за выполнением настоящего Коллективного договора, соглашений председатель, заместитель председателя Профкома вправе запрашивать у Нанимателя соответствующие документы, сведения и объяснения.

РАЗДЕЛ 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует 3 года.

9.2. При структурной перестройке, переходе на новые организационные, информационные и иные технологии, рационализации действующей структуры управления, необходимости приведения положений настоящего Договора в соответствие с вновь принятыми законодательными, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, а также в других случаях, связанных с существенными изменениями условий труда государственных служащих, в Договор вносятся соответствующие изменения и дополнения.

9.3. Стороны пришли к соглашению, что изменения и дополнения настоящего Договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию в порядке, установленном ТК РФ.

9.4. Изменения и дополнения, снижающие уровень прав и гарантий работников, могут вноситься в Договор только на основании их обсуждения в профгруппах, основных структурных подразделениях в порядке, установленном ТК РФ, и утверждаются Общим собранием гражданских служащих при представлении Нанимателем соответствующего финансово-экономического обоснования.

9.5. Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров и выполнения Договора стороны используют примирительные процедуры в соответствии с ТК РФ.

9.6. Контроль за выполнением Договора осуществляется Комиссией, проводившей коллективные переговоры по разработке и подготовке к заключению настоящего Договора.

9.7. Стороны пришли к соглашению, что их интересы, отраженные в настоящем Договоре, могут быть реализованы при условии обязательного выполнения сторонами всех условий и обязательств по коллективному договору.

9.8. Стороны регулярно, но не реже, чем раз в год, отчитываются о выполнении Договора на Общем собрании гражданских служащих Росархива.

9.9. Наниматель и уполномоченные им лица за неисполнение Договора и нарушение его условий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.10. За невыполнение обязательств, принятых Профкомом, виновные в том члены Профкома несут ответственность в соответствии с Уставом Профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Общим положением о первичной организации Профсоюза.

9.11. Подписанный сторонами настоящий Договор в семидневный срок направляется Нанимателем на уведомительную регистрацию.

9.12. В период действия Договора в случае его выполнения Профком содействует Нанимателю в урегулировании конфликтов, возникающих из-за требований, выходящих за рамки согласованных норм.

9.13. Государственные служащие предоставляют право Профкому договариваться с Нанимателем о внесении в Договор целесообразных, с точки зрения обеих сторон, изменений и дополнений.

9.14. В случае пересмотра норм законодательства Российской Федерации, в сторону снижения прав государственных служащих на период действия Договора в Росархиве, соблюдаются прежние нормы.

9.15. В случае возникновения коллективного трудового спора рассмотрение его производится сторонами в учреждении «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» (создан постановлением Правительства Москвы от 11.09.2001 № 840-ПП «О создании учреждения «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» в рамках международного проекта TACIS EDRUS 9707 «Поддержка осуществления социальной реформы и системы трудовых отношений (социальное партнерство и трудовые споры»), расположенного по адресу: 129010, г. Москва, Протопоповский пер., д. 25. Решение «Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров» стороны обязуются исполнять.