Социальные причины правонарушения

Социальные причины правонарушений

Социальные причины правонарушений. Причинами правонарушений могут быть: Экономическое состояние общества в целом материальное положение каждого конкретного человека социальные явления (безработица, низкая заработная плата, рост цен) пренебрежение нормами общественной морали и нравственности специфические условия индивидуальной жизни, воспитания в семье и окружающей среде некоторые средства массовой информации, воспевающие культ насилия, алкоголизм, наркоманию.

Слайд 8 из презентации «Правонарушения» к урокам права на тему «Правонарушение»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке права, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Правонарушения.ppt» можно в zip-архиве размером 246 КБ.

Правонарушение

«Правонарушение» — Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 4.1.Мероприятия. 1.1.Ликвидация пробелов в знаниях. 2.Развитие досуговой работы с детьми. 1.2.Внутришкольный контроль по предупреждению и преодолению неуспеваемости в обучении. На 2008-2013 уч.Год. Задачи программы: 5.Работа с родительской и ученической общественностью.

«Отряд профилактики правонарушений» — Воспитание активистов – личностей осуществляется только в коллективе через выполнение какого-либо дела. Пояснительная записка. Нравственно-правовая деятельность. Отряд «Мы» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Спортивно-оздоровительная деятельность. «Утверждаю» директор гимназии №11 ___________т.Р.Халикова.

«Административное правонарушение» — Административные наказания (ст. 3.2 КоАП). 1 год с момента вступления постановления в законную силу. Субъекты, применяющие административную ответственность (ст. 22.1 КоАП). Субъекты административной ответственности. Цель административного наказания. Меры обеспечения производства (глава 27 КоАП). Обстоятельства, исключающие производство (ст. 24.5 КоАП).

«Человек преступление и наказание» — Человек, прежде всего сам хозяин своей судьбы, своей жизни. Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Преступление — опасные виды правонарушений. Отсрочка исполнения наказания. Условное осуждение лишение свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовой колонии. Карточка №4 Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазинах.

«Правоотношение и правонарушение» — Что такое правонарушение? Признаки правонарушения. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Противоправность – деяние которое нарушает закон, нормы действующего права. Виды правонарушения Преступление – самый опасный вид правонарушения. Что такое правоотношение? Только нормы права могут стать основой возникновения правоотношений.

«Правонарушения» — План урока: Виды : административно-правовая гражданско-правовая уголовно-правовая дисциплинарная. “Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Структура правомерного поведения. Причинами правонарушений могут быть: Социальные причины правонарушений. Тема: Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.

Всего в теме «Правонарушение» 7 презентаций

Причины правонарушений. Борьба с правонарушениями

Правонарушения – явления для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать их причины – обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений.

Над причинами правонарушений и путями их устранения философы и юристы задумывались давно, однако и в настоящее время эта проблема далека от своего разрешения. Попробуем тем не менее обозначить самые общие подходы к данному вопросу.

Правонарушения чрезвычайно разнообразны как по видам, так и по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д. Вместе с тем они имеют общие признаки, что дает возможность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, изучать причины их совершения и бороться с ними. Однако существует только одна наука, изучающая наиболее общественно опасный вид правонарушений – преступления: криминология. Что же касается анализа всей совокупности правонарушений в обществе, то нет не только специальной науки (хотя есть отдельные работы), но и термина, обозначающего эту совокупность, подобного понятию «преступность», обозначающего совокупность совершающихся в данном обществе преступлений. Предлагаются термины «деликтность», «правонарушаемость», «совокупность правонарушений», но ни один из них в литературе пока не утвердился. Поэтому следует иметь в виду, что, когда мы говорим о причинах правонарушений и о способах борьбы с ними, мы пользуемся преимущественно данными криминологии.

Что же собой представляет эта наука, изучающая преступность как явление? Криминология возникла сравнительно недавно, в конце XIX в. Начальный этап развития криминологии связывается с опубликованием в 1876 г. работы Ч. Ломброзо «Преступный человек». В ней утверждалось, что существуют прирожденные преступники, поведение которых обусловлено биологически. Они обладают специфическими внешними признаками, так называемыми стигматами: асимметрия черепа и лица, скошенный и низкий лоб, массивная нижняя челюсть, оттопыренные уши, косоглазие и др. Если у человека не менее пяти таких признаков, то он относится к преступному типу, является потенциальным преступником. Впрочем, такой примитивный подход был достаточно быстро преодолен. В частности, русские дореволюционные ученые-криминалисты по поводу теории Ч. Ломброзо даже составили каламбур: «Измерить, взвесить и повесить».

В настоящее время в криминологии существует огромное количество школ, различным образом объясняющих причины преступности. Однако нет единой, признаваемой большинством ученых точки зрения на многие ключевые вопросы (в том числе на начальный, каковым является предмет криминологии). В этой науке не выработан единый методологический подход к исследованиям, и даже в рамках одного подхода существует множество различных теорий. Условно все криминологические учения о причинах преступного поведения можно разделить на две большие группы. Это социологические и биосоциальные теории причин преступности.

Социологические теории причин преступности объясняют преступное поведение как результат действия различных социальных, т.е. находящихся в обществе, факторов. Так, сторонники теории «дифференциальной ассоциации» (или многообразия связей) утверждают, что преступление – процесс и результат «обучения» личности в микрогруппах в семье, на улице, в трудовом коллективе и т.д., если в контактах с учетом их частоты и длительности преобладают антиобщественные взгляды или виды поведения.

Биосоциальные теории причин преступности в качестве факторов, порождающих преступное поведение, указывают прежде всего на особенности психики человека. Последователи известного психоаналитика 3. Фрейда говорят о том, что человек с рождения биологически обречен на борьбу антисоциальных глубинных инстинктов (агрессивных, половых, страха) с моральными установками личности. Лица, не сумевшие удержать подсознательные антисоциальные стремления, и совершают преступления. Теория наследственности объясняет существование преступности заложенной в хромосомах программой предрасположения к антисоциальному поведению, передаваемой по наследству. Сторонники теории конституционального предрасположения утверждают, что антисоциальное поведение человека обусловлено физиологической конституцией человека, так как есть связь между физиологическими особенностями и психологическими чертами личности. Это современный вариант антропологической школы в криминологии, основателем которой был Ч. Ломброзо.

Криминология существовала и получила определенное развитие и в бывшем СССР. Здесь, напротив, был единый методологический подход к общественным явлениям, основанный на марксизме-ленинизме. Поскольку криминология – общественная наука, то и она подверглась деформациям, связанным с гипертрофированным, догматическим пониманием и использованием взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина.

Были сделаны следующие основные выводы. Преступность существовала не всегда. При первобытнообщинном строе ее не было, она появилась с возникновением частной собственности, разделением общества на классы, образованием таких социальных институтов, как государство и право. Преступность – исторически преходящее явление. Это неотъемлемая часть социальной действительности в эксплуататорских общественно-экономических формациях (рабовладельческой, феодальной и буржуазной). Экономически господствующий класс, развращенный частной собственностью, экономической и политической властью, не считается ни с какими запретами и совершает преступления. Отдельные представители эксплуатируемого класса вследствие своей нищеты для улучшения материального положения также вынуждены вести себя неправомерно. Одно из самых тяжких преступлений в обществе, расколотом на классы, – борьба эксплуатируемых масс за политическую влас ть, сопротивление угнетению.

Для того чтобы ликвидировать преступность как явление, необходимо устранить разделение общества на классы. Это положение обычно подтверждали цитатами из работ классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что решение проблемы преступности зависит от пролетарской революции. Уничтожив эксплуататорские классы и порождаемые ими социальные антагонизмы, революция подрубит самый корень преступности (см. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 131; Т. 2. С. 538; цит. по: Криминология: учебник. М., 1988). «. Мы знаем, что коренная социальная причина эксцессов, состоящих в нарушении правил общежития, есть эксплуатация масс, нужда и нищета их. С устранением этой главной причины эксцессы неизбежно начнут отмирать» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 91).

Советские криминологи говорили о том, что в социалистическом обществе уничтожена социальная база преступлений, что преступления чужды природе социалистического строя и постепенно должны отмереть. Их временное сохранение обусловлено определенными факторами как объективного (трудности строительства нового общества), так и субъективного (существование в сознании части граждан антиобщественных установок, нравственных изъянов) характера. Выделялись и условия, способствующие сохранению и действию этих причин в социалистическом обществе: упущения в воспитательной работе, недостатки в хозяйственно-организаторской деятельности, несовершенство законодательства, недостатки в работе правоохранительных органов, влияние идеологического воздействия капиталистического мира и т.д. Однако в социалистическом обществе все противоречия носят неантагонистический характер и постепенно преодолеваются с укреплением материальной базы общества, повышением уровня жизни и культуры общества, совершенствованием правового регулирования и деятельности правоохранительных органов.

Таким образом, понятна сложность и дискуссионность вопроса о причинах правонарушений. Актуальность и важность его обусловлена тем, что знание факторов, вызывающих противоправное поведение, определяет и средства их устранения. В самом общем плане можно указать на основное концептуальное понимание причин правонарушений, сложившееся в отечественной юридической науке, но не только в последние годы. Человек – существо биосоциальное, т.е. одновременно и биологическое, и общественное, поэтому правонарушение вызывается факторами как биологического, так и социального характера. Считается, что решающее значение при этом имеют социальные факторы. «Многолетние – отечественные и зарубежные – исследования убедительно показали, что правонарушение, т.е. нарушение нормы права вменяемым человеком, способным нести ответственность за свои действия, в принципе имеет ту же общую социальную природу, что и любой иной человеческий поступок. Социальное начало в любом сознательном поведении превалирует, глубоко переплетаясь с биологическими элементами функционирования человеческого организма» (Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права: учебник. М., 1995. С. 173).

Один из вариантов осмысления в теоретической юридической науке проблемы причин правонарушений содержится в издании: Общая теория права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 450–455. В нем говорится о том, что следует разграничивать причину, условия и поводы правонарушения. Причина правонарушений – это негативное явление, их вызывающее. Условия правонарушений – это отрицательные обстоятельства, формирующие причину, влияющие на нее. Поводы – это отрицательные обстоятельства ситуативного характера, являющиеся толчком, стимулом для действия причины (обида, ревность, благоприятная ситуация, невнимательность либо вызывающее поведение потерпевшего и т.д.). Поводы провоцируют совершение правонарушения. Причина правонарушений – это стремление лица удовлетворить или проявить противоправным способом свои интересы, стремления, эмоции. Эта причина сопутствует всем правонарушениям в любое время, в любом обществе. Она существует объективно, так как объективны противоречия общественного развития. Условия правонарушений, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, крайне разнообразны, зависят от конкретной социальной действительности того или иного общества. Можно говорить о следующих возможных условиях правонарушений: низкий уровень материальной жизни населения, кризис морали, низкий уровень правовой культуры граждан, различные виды отклоняющегося поведения (речь идет прежде всего об алкоголизме и наркомании), несовершенство законодательства, недостаточно эффективная работа правоохранительных органов и др. Таким образом, причины и условия правонарушений – это система негативных социальных явлений, детерминирующих правонарушаемость как свое следствие.

Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления – предупреждение совершения правоиарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специальноюридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями.

На VII Конгрессе ООН но предупреждению преступности и обращению с правонарушителями стратегии (меры) борьбы с преступностью были разделены на косвенные и прямые. К косвенным были отнесены те меры, которые направлены в целом на улучшение образа жизни населения, решение социальных и экономических проблем. Это обеспечение занятости, необходимых жилищных условий, питания, образования, пенсионного обеспечения, создание условий для полезного проведения свободного времени, особенно молодежью, сокращение безработицы. Сюда же относится создание социальных программ, направленных на обеспечение финансовой и иной помощи лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, в том числе бывшим правонарушителям, освобожденным из мест заключения.

К прямым стратегиям (или к специальным мерам борьбы с преступностью) VII Конгресс ООН отнес следующие: а) уменьшение практических возможностей для совершения преступлений (т.е. устранение технических и организационных условий, способствующих деятельности преступников: охрана помещения, улучшение уличного освещения, патрулирование полицейских, использование охранной сигнализации и т.п.); б) воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, в том числе учащимися (информация о мерах по предупреждению преступности и о работе правоохранительных органов, правовое воспитание; пропагандистские мероприятия с использованием средств массовой информации); в) вмешательство в кризисные ситуации (от простого совета по телефону до предоставления жилья, устройства на работу, решения острых или затянувшихся конфликтов); г) привлечение общественности к борьбе с преступностью (создание общественных и смешанных государственно-общественных органов для профилактической работы; воспитание в чужих семьях детей из неблагополучных семей; создание общественных органов для разрешения споров (типа советов старейшин или товарищеских судов); привлечение к профилактической деятельности женских и молодежных организаций); д) оказание помощи жертвам преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка) (см.: Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1989. С. 255-256).

Социальная природа и причины правонарушений

Социальная природа правонарушений

Любое правонарушение возникает при взаимодействии объективных и субъективных причин и условий, которые очень тесно переплетены между собой, при этом в разных социально-экономических формациях. В различных исторических условиях сочетание данных факторов не одинаково.

Объективными причинами правонарушений являются социальные, экономические, психологические процессы, свойственные данному обществу.

Примером объективной причины в нашей стране, может служить так называемый «переходный период» — смена политическо-экономической ситуации. Именно здесь социальная природа правонарушений проявляется особенно ярко.

Можно выделить целый комплекс объективных условий, формирующих объективную причину правонарушений в нашей стране. Приведем лишь несколько конкретных примеров:

1. Низкий материальный уровень жизни населения — резкий, небывалый спад производства в последние 5 лет следствием которого явилась массовая безработица, гиперинфляция, социальное расслоение общества — все это значительно снизило уровень жизни и привело к увеличению таких преступлений как кражи, разбои, грабежи.

2. Кризис морали. Противоречивость понимания новых моральных норм проявляется в эгоизме, равнодушии, социальной апатии, жестокости значительной части населения. Низкий престиж государственных структур и должностных лиц, которые своим недобросовестным поведением дискредитировали принципы демократии, отсутствие должного воспитания духовных и нравственных ценностей у молодого поколения — все это является условиями увеличения всех видов правонарушений.

3. Алкоголизм и наркомания — быстро прогрессирующие явления в нашей стране. Нравственная и интеллектуальная деградация населения, исчезновение генофонда — вот лишь некоторые страшные последствия данных явлений, не говоря о том, что на приобретение наркотиков и алкоголя требуются немалые суммы денег, которые достаются лицами, их употребляющими, путем совершения различных видов преступлений. Надо отметить и резкое увеличение числа совершения правонарушений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, (по статистическим данным 38,2% всех преступлений, совершенных в 1998 г. в Нижегородской области).

Решение данной проблемы требует комплексного подхода.

Субъективные причины правонарушений — это определенные элементы социальной психологии, проявляющиеся в искаженных потребностях. целях, интересах, мотивах, нравственных ценностях и правосознании лиц, совершающих правонарушение. Субъективные условия — это демографические и социально- психологические особенности населения (черты характера, темперамент, возраст, пол и т. д.) .

Социальная природа правонарушений также проявляется:

1) в результатах — в том вреде, который они наносят интересам общества — это физический /материальный/ ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, или ущерб здоровью, жизни отдельных граждан.

2) в содержании отдельных правонарушений конкретных людей, их сознательных волевых поступков.

Непосредственная причина индивидуального правонарушения зависит от особенности личности правонарушителя и конкретной ситуации, в которой он находится. Но любое поведение человека, в том числе и противоправное, является формой его взаимодействия со средой. Первый этап такого взаимодействия — неблагоприятное нравственное формирование личности (источники — сама личность с динамикой саморазвития. семья. школа, коллектив. общество в целом). Следующими этапами являются формирование у человека конкретного решения на совершение правонарушения и само совершение противоправного поступка.

Правонарушения и преступность – это явления социальные, обусловленные множественными социальными факторами. Их именуют причинами и рассматривают на уровне индивидуальном, групповом, для определённого вида правонарушений, общесоциальном. Причины правонарушений и преступности поэтому нужно искать в природе данного общества и государства, в более или менее отдалённых от конкретных проявлений факторах.

Причины противоправных тенденций имеют более близкий характер, обусловливаются как факторами социально-экономического, социально-политического порядка, так и другими противоречиями жизни. В частности, они дают о себе знать в государственно-правовой действительности. Переходная государственность, крупные ошибки в выстраивании государственной политики, недоверие к государственным структурам и коррумпированным чиновникам и другие накладывают отпечаток на варианты социально-значимого поведения с отрицательной стороны. В равной мере это обусловливается нестабильностью законодательства, низким качеством правоохранительной системы. Причины криминогенности и правонарушений, конечно, нужно искать в семье, школе, воспитательной работе среди детей, подростков, молодёжи, в работе с населением.

Социальная природа и причины правонарушений в современном обществе

Правонарушение является неизбежным следствием социального развития, связанного с ним прогресса или регресса производства и обусловленного этим розлагодження социального статуса индивида. Противоречия между потребностями и социальными средствами их удовлетворения наряду с розлагодженистю социального статуса индивида (образовательного, культурного) обусловливают посягательство на существующий общественный порядок.

Причины правонарушений — Это социальные явления и биологические особенности личности, приводящие к противоправному поведению.

Все криминологические теории преступности можно разделить на два направления в зависимости от того, как они определяют приоритетное причину правонарушений: социологические теории видят ее в условиях жизни общества, а биопсихологических теории — в личности и природе человека. Безусловно, объективное и субъективное диалектически взаимодействуют: внешнее воздействие той или иной мере предопределяет поведение людей, их психику, материализуясь в результатах деятельности, создает объективный фон для субъективных реакций.

Итак, общими причинами правонарушений являются:

1) причины — процесс разрушения старого хозяйственного организма значительно опережает становление экономики как саморегулируемой системы производственных связей и материальных возможностей производства на основе экономической свободы. Как следствие граждане теряют привычные условия трудовой деятельности, они не имеют возможности или способности быстро адаптироваться к новым экономическим реалиям; возникают неудовлетворенность, апатия, неуверенность в завтрашнем дне, агрессивность и т.п.;

2) социальные — социальная напряженность как результат ослабления социальной ответственности и неуравновешенности социальной политики: несвоевременная оплата труда, повышение платы за коммунальные услуги, низкий уровень социального обеспечения. Не решая этих проблем, государство так или иначе провоцирует нестабильность поведения людей;

3) политические — утверждение идеологического и политического плюрализма, трудности и сложности в формировании политической системы общества обнаруживают неподготовленность (даже неспособность) демократических общественных сил к быстрым исторических преобразований. Это приводит к политической нестабильности общества и как следствие — к нестабильности поведения граждан;

4) идеологические — падение прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начало формирования новой системы: правосознание гражданина оказывается неподготовленной к снятию уголовной ответственности за значительное количество деяний, считавшихся преступными, и к одновременному вступлению в действие принципа «разрешено все, что не запрещено законом»; свободу выбора граждане воспринимают как вседозволенность и грань между правомерным и неправомерным поведением стирается;

5) юридические причины:

а) в правотворчестве — отсутствие последовательности, логичности в законах и подзаконных актах, принимаемых их противоречивость подрывают веру в их качество, становятся основанием для существования правового нигилизма;

6) в правоохранительной деятельности — нераскрытие преступлений, коррумпированность правоохранительных органов вызывают условия для того, чтобы обойти закон, порождают нестабильность поведения людей;

в) факторы субъективного характера — низкий уровень правовой культуры и индивидуального правосознания; существования правового нигилизма на бытовом уровне и т.д..

Только устранение указанных причин правонарушений (а это, конечно, длительный процесс) может создать такие условия, при которых правомерное поведение подавляющего большинства населения стала бы нормой жизни.

Причины правонарушений в обществе

Правонарушение — социально нежелательное явление, поэтому много усилий общество и государство тратит на борьбу с ними. Необходимо знать причины этого явления. Если причины конкретного правонарушения занимаются отраслевые науки (криминология — конец 19 века), то теория государства и права изучает это явление как социальное явление, присущее обществу, то есть причины правонарушения на уровне всего общества в целом.

Причины правонарушений представляют собой совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами предстают в виде условий, раскрывают существование правонарушения как социального явления, наличие его составных частей, а на индивидуальном уровне — совершение конкретных правонарушений. Следовательно, понятие причины правонарушения неразрывно связано с философской категорией причин, условий, детерминант, а также имеет различные уровни: причины всех правонарушений, отдельных их структурных подразделений, единичных правонарушений.

Обычно утверждают, что причины носят социальный характер. Однако некоторые видят причины в биологической природе человека – Ломбразо. Ной в монографии говорил, что при изучении нужно усматривать биологических факторы. Эти факторы нельзя не учитывать при формировании структуры правонарушения. Другое дело какое место они занимают, не следует ограничиваться только преобладанием социального фактора.

Анализ причин правонарушений раскрывает существо этого социального негативного явления, объясняет его происхождение, показывает от чего зависит существование правонарушений, что способствует их сохранению или оживлению, а что препятствует этому, предупреждает. Только на основе подобных знаний возможно обеспечить эффективную работу по пресечению правонарушений.

Проблема причин правонарушений решается в настоящее время в соответствии с философской теорией причинности, которая выражается применительно к нашему вопросу в следующем:

1) В объективном характере, то есть причина порождает следствие в реальной действительности, а не в сознании, мыслях людей.

2) Причинная связь предполагает взаимодействие явлений, находящихся в такой связи. Взаимодействие причины и следствия может носить различный характер — механический, физический, психологический, но так как правонарушение является виновным поведением людей, то действительные причины носят социально-психологический характер. То есть воздействие соответствующих объектов, явлений, процессов на сознание людей.

3) Любое явление, так или иначе, прямо или косвенно связано со всеми другими явлениями, то есть признается всеобщая связь и взаимообусловленность явлений.

4) Всеобщая связь явлений не означает, что все связи равноценны и равнозначны. Следует выделять существенные и несущественные связи, прямые и обратные.

5) Причинную связь необходимо отличать от иных видов связи (время, пространство), то есть из всех совокупность явлений и процессов выделить такие, которые так или иначе связаны с правонарушением. Непременно вызывает и порождает правонарушение как свое следствие. Такие связи принято называть генетическими

Для правильного понимания причинной связи очень важно учитывать, что она носит многоступенчатый характер. У каждой причины есть своя причина, следствием которой она является, и у каждого следствия есть следствие, для которого оно будет причиной. Более того, одна причина может породить несколько следствий и наоборот.

Уголовная статистика фиксирует зависимость между числом преступлений и временем года, днем недели, временем суток. Это закономерность не носит генетического характера, сами по себе указанные обстоятельства не порождают правонарушения, но имеют существенное значение для предупреждения и пресечения правонарушений.

6) Причина существует лишь при наличии определенных условий, так как только взаимодействие причин и условий порождают следствие. Разграничить условия и причины часто очень трудно. При этом условием явления в отличие от его причин называется комплекс явлений, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное условие (то есть следствие), но сопутствуя причинам в пространстве и во времени, влияя на них, обеспечивает опрееленное их развитие, необходимое для возникновения следствия.

Таким образом, причина рождает следствие, в то время как условие этому способствует обеспеченная возможность действия причин. Однако влиять на правонарушение, предупреждая их, можно воздействуя не только на причины, но и на условия. Во многих случаях при воздействии на условия происходит блокирование воздействие причин.

Такое разграничение больше применимо в отношении индивидуального правонарушения, где можно достаточно точно определить, что послужило появлению соответствующего поступка индивида, а что лишь обусловило его совершение.

На более высоком уровне (общества, социальной группы) разграничить довольно трудно, так как многоступенчатая взаимосвязь: в одном случае — как причина, а в другом — как условие. То есть всякая причина в определенном отношении является условием и наоборот. Это все охватывается понятием детерминизма — связь, закономерность совокупности причин и условий. Обычно правонарушения порождаются комплексом причин и условий. Иногда эту совокупность в литературе называют полной причиной, как совокупность всех обстоятельств, при которых неизбежно наступает следствие.

Всякое явление, в том числе правонарушение имеет не только ряд причин, но и ряд условий, способствующих наступлению данного явления. При этом одни условия имеют сопутствующий характер, то есть не оказывают непосредственного воздействия на совершение правонарушения. Например, ночное время при совершении преступления. Другие условия более существенные – неограниченность досуга, слабая воспитательная работа.

Особое значение приобретает необходимые условия, без которых причина не может породить следствие. Например, надлежащая охрана имущества при хищении недостаток охраны.

Причины правонарушения необходимо рассматривать по уровням

1. На уровне общества выделяются наиболее общие причины, условия, с которыми связано существование правонарушение общества как явления.

Биологическое и социальное направление. Причина — это какое-то противоречие, которое должно носить объективный характер. Это область экономических отношений. Несоответствие между уровнем общественных потребностей и уровнем развития производительных сил (несоответствие между потребностями человека и возможностью общества). Последствия этого несоответствия ведут к постоянному характеру правонарушений (правонарушение — постоянный спутник человеческого общества, общественного развития). С правонарушениями можно бороться только в плане сокращения числа правонарушений и предупреждения на уровне социальных групп — человек формируется в социальной среде (семья, детский сад, школа и т.д.).

2. На уровне малых социальных групп фиксируются причины и условия, характерные для коллективов людей, в котором формируется личность правонарушителя или указанная социальная группа является социальной средой, где возникает конфликт, лежащий в основе правонарушения.

3. На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях отдельного правонарушения, совершенного конкретным лицом. Много индивидуального, субъективного (связи, знакомства, стечение обстоятельств).

Обычно непосредственной причиной противоправного поведения является антисоциальные взгляды и побуждения индивида.

Важным в практическом отношении является классификация причин и условий по содержанию.

Криминогенные детерминанты подразделяются на действующие в:

При этом все детерминанты проявляют себя через психологию, сознание людей, так как все побудительные силы, вызывающие действие человека неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждение и его волю.

Поэтому в конечном слете правонарушения всегда с социально-психологическими детерминантами, которые формулируют поддерживают, восстанавливают или усиливают антисоциальные взгляды, стремления, побуждения.

Социально-психологическое явление часто поддерживается субъективными детерминантами правонарушения. Все что находится вне индивида и влияет психологию – объективными детерминантами.

Причины и условия правонарушений могут различаться по направленности, механизму действия. Один из них детерминант – неблагоприятное, недостаточное нравственное формирование личности (недостатки воспитанная, неблагоприятное окружение).

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями, способствующими иногда провоцирующими проявление антисоциальных связей (злоупотребление алкоголем).

Если первая группа связана с причинами, то вторая с условиями совершения преступления.

В свою очередь условия классифицируются на:

· формирующие – связанные с противоречиями в обществе (на уровне групп, индивидуальное сознание;

· другие – способствуют проявлению правонарушений. Здесь выделяются пробелы и ошибки в системе профилактики правонарушений.

Социальная сущность причин и условий определяется во взаимосвязи с основными законами развития общества в части его противоречия.

Причины обладают постоянным характером. Нет государств (обществ) без преступности. Это связано с закономерностью развития, с общественными противоречиями. Но противоречия – это и источник развития.

Основные противоречия на уровне общества – между уровнем развития производительных сил и потребностями общества. Если наши потребности будут полностью удовлетворены, то не будет стимула развития. Вывод: преступность – постоянный и неизбежный спутник.

Стоит ли с этим мириться? Это можно минимизировать с помощью различных программ, снизить до размеров не опасных для общества.

Таким образом, когда говорим о причинах:

· носят социальный характер;

· отличаются от условий;

· в совокупности можно выдать правонарушение;

· причины и условия нужно различать на отдельных уровнях и показывать взаимосвязь.

В юридической литературе идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, т.к. личность формируется и действует в определенной социальной среде, и ее поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня.

Формирование всякого (и правомерного, и противоправного) поступка проходит в несколько стадий (потребности – интерес как осознанная потребность – борьба мотивов при выборе вариантов поведения – определение цели и средств ее достижения – оценка реальной ситуации – принятие решения – действия по реализации принятого решения). Деформация желаемого для общества поведения возможна на каждой из этих стадий. Так, на стадии формирования интереса искаженно могут восприниматься потребности, вызывающие, например, преступления против собственности. В то же время нормальные потребности и интересы могут вступать в противоречие с имеющимися возможностями их удовлетворения, что негативно сказывается на выборе средств достижения поставленной цели. Иногда искаженно воспринимается конкретная жизненная ситуация, нарушается сложившаяся система ценностных ориентиров. Само государство принятием непродуманных законов может провоцировать некоторые виды правонарушений.

Таким образом, основная причина правонарушений человека связана с противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида.

Комаров считает, что на общесоциальном уровне при анализе причин правонарушений следует использовать различные подходы:

1. философский (на этом уровне формируется общая концепция причин и условий, порождающих социальные отклонения. Расхождение между нормой права и поведением правонарушителя объясняется несовпадением, различием интересов и целей, закрепленных в норме права, с одной стороны, и преследуемых целей – с другой. В свою очередь несовпадение интересов обусловлено объективными различиями в социальном положении классов, групп, индивидов, существующими в обществе противоречиями).

2. социологический подход (предполагает изучение социальных отклонений на более конкретном уровне. Важным является изучение образа жизни различных социальных, профессиональных, возрастных групп населения. Социологические и криминологические исследования показывают, что деформации в образе жизни человека могут отрицательно повлиять на его поведение: оказаться источником конфликтов и др.)

3. психологический подход (при всей важности объективных социально-экономических условий значимым для формирования нормативных установок являются психофизиологические и биологические особенности правонарушителя).

Социальные причины правонарушения

Социальные причины правонарушений

На уровне общества

Социальная природа правонарушений определяется, во-первых, их историческим происхождением. Известно, что они как массовое явление появились лишь в определенных социальных условиях — с возникновением классов, государства и права («Правонарушение, как и право, возникает лишь тогда, когда родовой строй превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей»). [13, с. 456]

Правовые нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть «кирпичик» социальной действительности; не может быть преступника вне общества. В этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и преступное.

В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах — в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или жизни.

Для того чтобы изучить причины правонарушений на уровне общества, необходимо определить социальную природу причин правонарушений. Она, на мой взгляд, заключается главным образом в противоречиях законов развития общества.

Поэтому необходимо рассмотреть существующие в обществе противоречия. Основные из них на уровне общества проявляются в экономической, политической, социальной сферах.

В области экономических отношений основное несоответствие проявляется между уровнем общественных потребностей и уровнем развития производительных сил (несоответствие между потребностями человека и возможностью общества). Последствия этого несоответствия ведут к постоянному характеру правонарушений.

Экономическое неравенство между людьми обусловлено определенным уровнем развития производительных сил в стране, что ставит одну группу людей по сравнению с другой в худшее положение. Причиной правонарушения может выступать слабая социальная направленность экономической политики, при которой огромный сырьевой и производственный потенциал в социальном плане остаются не развитыми, что порождает низкий уровень материальной жизни населения, подталкивающий людей к совершению противоправных действий.

Несбалансированность спроса и предложения вынуждает людей пользоваться услугами представителей «теневой экономики», способствуя росту их доходов, а, следовательно, уменьшению роста доходов законопослушных предпринимателей. В сфере производства и обслуживания берутся поборы и взятки за предоставление услуг, работы, в связи с чем увеличивается число получения крупных взяток должностными лицами разных уровней, что прямым образом является правонарушением.

Такие явления как инфляция и глубокий спад общественного производства существенно затрудняют решение проблемы стабилизации и развития экономики рыночной направленности.

Концентрация значительных материальных средств у сравнительно небольшой группы населения обостряет противоречия в обществе, подталкивая людей к совершению правонарушений.

Таким образом, необходимо заметить, что противоречия в экономической сфере формируют деформацию не только экономического сознания, но влияют на формирование деформаций в других сферах общественной психологии. [18, с. 55]

Проявляющиеся противоречия в политической сфере порождают деформацию политического сознания. Слабость власти, её непоследовательность, непредсказуемость и плохая организация, отчуждение её от народа приводит к деформации правосознания, поскольку основным «производителем» законов является государство.

Наиболее значимой причиной правонарушений в политической сфере выступает запрет оппозиции. Люди, пытаясь выразить своё мнение, оказывают сопротивление по отношению к определенной политике государства, тем самым выходя за рамки существующих правовых норм. Причём эти противодействия либо пресекаются государством на корню, либо приводят к прогрессивному развитию общества.

К правонарушениям в обществе нередко приводит неправильная политика государства, направленная, главным образом, на выражение интересов отдельных социальных групп. Поэтому та часть населения, чьи интересы оказались невыраженными, вынуждена прибегать к совершению противоправных действий. Всё это имеет непосредственную связь с уровнем коррумпированности в обществе. Поскольку коррупция приводит к разложению самой власти, к сбою и слому государственного механизма, а следовательно к нарушению принципа социальной справедливости. Что порождает негативное отношение граждан к любой осуществляемой государством политике и существенно ослабляет возможности его управленческого влияния на общественные процессы. Вследствие ослабления государственной власти обнаруживается нестабильность всех социальных процессов, что реально снижает возможность снижения правонарушений в обществе.

Социальной причиной правонарушений выступает низкий уровень правовой культуры общества. Это можно объяснить тем, что у людей отсутствует знание и глубокое уважение принятых в обществе правовых норм, а значит, они их не исполняют и тем более не применяют. Всё это непосредственно вытекает из недостатков в идеологической сфере, которые отражаются на социально — психологическом климате в обществе, настроении и волеизъявлении граждан. Эти недостатки во многом обусловили утрату значительной частью населения общепризнанных человеческих идеалов в сфере социального общежития; низкий уровень солидарности населения с действующим законодательством; правовой нигилизм общества.

Также к социальным причинам правонарушений следует отнести непосредственное влияние массовой культуры на сознание людей. «Криминальные картины, непрерывно идущие в виртуальном кино-, телемире, показывают то, что существует в реальной преступной действительности, и это вызывает массовый интерес. Популярность бандитских боевиков стоит на одном из первых мест. Аудитория огромна». [11, c. 268]

Таким образом, правонарушения — это социальные и правовые явления. Они социальны потому, что слагаются из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества или основной его части, а значит, социальны по своему происхождению, содержанию и судьбе. Общество немыслимо без правонарушений.

Поэтому можно сделать вывод о том, что правонарушения в обществе — это двигатель прогресса.

Правонарушения на уровне малой социальной группы

Совершение правонарушений личностью непосредственным образом зависит от влияния на неё малых социальных групп. Человек может являться одновременно членом различных малых групп и выполнять в них различные социальные роли (семье, учебном и производственном коллективе, группе по интересам в сфере досуга). Каждая из этих групп оказывает на него соответствующее воздействие.

Среди наиболее распространенных малых групп, в которых происходит неблагоприятное нравственное формирование личности, является семья, школа.

Влияние семьи на личность может носить как позитивный, так и негативный характер. Негативное влияние обусловлено тем, что семья может являться сферой негативной социализации личности (семейная десоциализация), либо источником конфликтов, лежащих в основе многих правонарушений в семейно — бытовой сфере. [7, c. 86]

Семейная десоциализация может быть связана с отрицательным влиянием семьи на личность в форме целенаправленного формирования у нее антиобщественных свойств или представления негативных стандартов поведения, либо в форме бесконтрольности со стороны семьи. Ведь если родители совершают правонарушения, ведут антиобщественный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция и др.), они напрямую передают свой негативный опыт детям.

В современном семье у родителей не хватает времени на своих детей. Большинство женщин — матерей заняты в производстве и не успевают обеспечивать контроль и лучший уход за детьми. Экономическая независимость супругов нередко приводит к расторжению браков, что тоже негативно отражается на детях. А также нынешний уклад семейных отношений не позволяет обеспечить задачу семейного воспитания — приобщить детей к общественно — полезному труду через их вовлечение в совместную с родителями деятельность по обеспечению потребностей семьи, когда дети с ранних лет становятся соучастниками повседневных семейных забот.

Отсутствие в современной семье факторов, обеспечивающих в прошлом воспитание детей семейным укладом жизни, приводит к негативному влиянию семьи на личность. [15, c. 100]

Необходимо отметить недостаток неполной семьи. Она обладает меньшими возможностями полноценного воспитания детей, связанными с большими материальными трудностями, когда родители вынуждены прибегать к дополнительным заработкам, что увеличивает дефицит их общения с детьми, затрудняет контроль поведения, дети хуже усваивают социальные роли взрослых противоположного пола.

Причиной правонарушения также может послужить отчуждение ребенка от семьи. Оно происходит при наличии субъективного фактора — отвержении ребенка родителями. Такое отвержение выражается, как открыто, в форме явного нежелания родителей воспитывать детей, грубого и циничного отношения к ним, так и в скрытой форме, когда родители желают, но не умеют воспитывать детей, демонстрируя свою педагогическую безграмотность и беспомощность.

Таким образом, снижение воспитательного потенциала семьи необходимо компенсировать системой общественного воспитания, которая даст возможность нормального межличностного общения, положительные эмоциональные контакты, поможет преодолеть отчуждение личности от общества и предупредить совершение ею правонарушений.

Школа занимает важное место в социализации личности, так как дети проводят в ней значительную часть своей жизни, и она продолжает процесс формирования личности, начатый в семье.

Анализируя школу сегодня, обнаруживается ряд недостатков, которые прямым образом влияют на формирование личности, ее поведение. Если обратиться к общеобразовательной школе, то её недостатки можно разделить на 3 группы:

1) Минусы организационного характера (несовершенство учебной программы, слабая материальная база школы, большая наполняемость классов, нехватка педагогических кадров, их неподготовленность к работе с трудными детьми и т.д.);

2) Недостатки, связанные с неправильным педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать установленные правила и норма поведения;

3) Невысокий профессиональный уровень неквалифицированных педагогов, их психологическая неподготовленность к работе с детьми. [

Большой объём учебных программ ведет к перегрузкам школьников, часто вызывая потерю интереса, рвения к учебе и конечном итоге ведет к переключению интереса на другие виды деятельности, связанные с проведением досуга. Большая численность классов не позволяет работать с каждым индивидуально и поэтому появляется много учеников с низким уровнем дисциплины и знаний. Отчуждению подростков от школы способствует отсутствие у многих классов ученических коллективов, являющихся важнейшим фактором социализации личности. Данные обстоятельства обусловлены не сложившимися между учениками в классе положительными эмоциональными связями, которые возникают в результате общения. Следовательно, отсутствие полноценного общения со сверстниками в классе отчуждает некоторых учеников от школы. Процесс отчуждения подростков от школы происходит в результате разрушительного действия конфликтов, возникающих между учениками и учителями или одноклассниками.

Неудавшаяся учебная деятельность может привести к отчуждению (усилить его) подростка от семьи, так как она в ряде случаев не представляет ему необходимых условий для учёбы (в связи с аморальным поведением родителей, отсутствием необходимых условий для учебной деятельности). А низкая успеваемость подростка может явиться причиной негативного отношения к нему со стороны родителей, принимающего нередко грубые формы (оскорбления, физические наказания).

Таким образом, рассмотренные социальные группы играют важную роль в формировании личности человека, формируя у него общественное сознание, нравственность, отношение к жизни.

Малая социальная группа может стать ареной различного рода противоречий, связанных, в том числе с противоправным поведением. Прежде всего, это противоречия внутри самой социальной группы (между членами семьи, учебной группы и т.д.). То есть это такие конфликты, которые болезненно сказываются на самосознании и поведении членов, вынуждают каждого определить свою позицию по отношению к враждующим участникам, принять ту или иную сторону. Эти конфликты могут стать источником различного рода правонарушений.

Противоречия также встречаются между несколькими малыми социальными группами (семьей и сослуживцами, школой и родителями подростка и т.д.) Такого рода конфликты могут носить не только внешний характер, выражаясь в ссорах и обостренных взаимоотношениях, но и быть скрытыми, внутренними, когда субъект является вольным или невольным участником обеих конфликтующих групп, что отрицательно сказывается не только на его самосознании, но и на поведении. Избирая какую-либо линию поведения, он неизбежно нарушает групповые нормы другой стороны; занимая двойственную позицию, он обрекает себя на обсуждение обеих сторон. Всё это служит источником правонарушений. Отметим, что групповые нормы поведения, большей частью, не фиксируются в каком-либо определенном виде, так как это просто обычные реакции на стандартные ситуации, которые общеприняты в данной группе. [9, c. 27]

Наконец, возможна еще одна разновидность противоречий и конфликтов — между малой группой и обществом. В основе таких противоречий лежит расхождение между нравственными, правовыми и иными социальными нормами и ценностями — групповыми и общественными. К примеру, семья, ведущая антиобщественный образ жизни приходит в резкое противоречие с нормами общества. Тем более в таком противоречии находится группа преступников, совместно совершающих преступления.

Таким образом, относительная самостоятельность малой социальной группы приводит к тому, что в ней могут возникнуть групповые нормы поведения и групповые ценности, не совпадающие с нормами и ценностями, принятыми обществом и санкционированными государством. Следовательно, на уровне малой социальной группы причинами правонарушений выступают конфликты и противоречия в системе группового сознания и групповой психологии.

Правонарушения на уровне личности

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления. Вместе с тем он вовсе не является «игрушкой в руках судьбы» или пассивным объектом воздействия социальных условий; человек сам в известных пределах формирует условия своей жизни, а, следовательно, и собственную личность. Формирование личности является сложным, противоречивым и в общем необратимым процессом, развивающимся «по спирали», т.е. таким процессом, который сам подготавливает условия для своего последующего развития, является в некотором роде причиной собственного самодвижения.

Раскрывая внутреннюю структуру личности правонарушителя необходимо выделить следующие элементы:

1) социально — демографическая и правовая характеристика личности (соц. положение, пол, возраст, образование, семейное положение, профессия, характер совершенного правонарушения, прежняя судимость);

2) нравственно — психологическая характеристика (социальная и антисоциальная направленность личности, система ценностных ориентаций, основные потребности и интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, основные психические и психофизиологические особенности);

3) социальное поведение (отношение в социальной группе — производственном коллективе, семье, учебном заведении, в ближайшем окружении; общественная активность, связь с антиобщественными элементами; самооценка). [7, c. 59]

Антиобщественная ориентация (направленность) личности в общем виде представляет собой — психологию индивидуализма и эгоизма.

Главное содержание такой психологии — личный интерес правонарушителей, который в различных случаях, а также в зависимости от типа личности трансформируется в антиобщественную ориентацию трех основных типов: корыстную, насильственную (агрессивную) и социально — пассивную.

Личность с корыстной ориентацией характеризуется такими чертами, как паразитизм, стремление получить от общества материальные блага, не давая ему ничего взамен (воры, грабители, спекулянты). Такие типы личности ищут себе «самооправдание» в таких тезисах, что мол, «государство не обеднеет», что «все воруют», что «цель жизни — урвать кусок». При данном типе личность ставит материальные ценности превыше всего, в следствие чего возникают конфликты с окружающими — в семье, на производстве, в быту. Это приводит к постепенной замене прежних групп на новые, более соответствующие «идеалам»; появляются новые сомнительные знакомства, появляются «дружки», склонные к «левым» заработкам, хищению, пьянству.

Основной чертой насильственной (агрессивной) ориентации личности выступает — пренебрежение к личности другого человека, стремление господствовать над окружающими. Социально — психологические черты лиц, совершающих так называемые насильственные преступления — хулиганство, телесные повреждения, убийства, изнасилования и т.п., нередко связаны с переоценкой собственной персоны, со стремлением к самоутверждению, проявлению своего «я» вопреки интересам окружающих. Такая ориентация правонарушителей напрямую свидетельствует о глубоких внутренних конфликтах их личности, низком образовательным и культурном уровне лица. Агрессивное поведение является результатом деформации личности, вызванное дефектами воспитания, неудовлетворенностью семьей и ближайшим окружением, а нередко основой такой неудовлетворенности являются собственные недостатки личности. [7, c. 61]

Социально — пассивная ориентация личности заключается в социальной и правовой пассивности субъекта, уклоняющегося от выполнения своих гражданских, семейных, общественных обязанностей (нежелание трудиться, уход от острых проблем, безделье). Сюда важно отнести безразличие к своим поступкам и их результатам, которые лежат в основе правонарушений, совершаемых по неосторожности.

Перечисленный перечень типов антиобщественной ориентации личности не является исчерпывающим. Поскольку она отличается большим своеобразием у правонарушителей — подростков, у преступников рецидивистов. Также существуют специфические черты антиобщественной ориентации женщин — правонарушительниц, представителей разных социальных групп населения.

Биологический и социальный смысл формирования личности заключается в том, чтобы человек оказался максимально приспособленным к среде, причем не в пассивном смысле зависимости от нее, а в активном — в смысле овладения закономерностями природной и социальной действительности для их использования на благо личности и всего общества. Каким бы противоречивым ни был процесс формирования личности, если он совершается в позитивном направлении, то результат его будет благоприятен: рассогласованность и противоречия между личностью и средой, неизбежные в силу относительной самостоятельности, автономности человеческого существа, постепенно уменьшаются, сходят на нет, принимают такую форму, которая не препятствует активной деятельности человека, его взаимосвязям с природой и обществом. [15, c. 56]

Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребность и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и оценки их самим субъектом (а также самооценка своей собственной личности). Субъект в полной мере не адаптирован к той окружающей, в первую очередь социальной, среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.

Если выделить основные источники нравственного формирования личности, то ими будут, во-первых, сама личность со всеми ее меняющимися свойствами; во-вторых, малые социальные группы — семья, школа, рабочий коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется; в-третьих, общество в целом, осуществляющее политическое, идеологическое, культурное, воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Политические, экономические и социальные условия жизни членов данного общества, жизненный опыт, формы поведения и их представления воспринимаются или отвергаются личностью; внутри- и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека. Вряд ли можно назвать такую сторону жизни человеческого общества, которая была бы нейтральна для формирования личности его участника.

В случае неблагоприятного формирования личности ее нравственные ценности, правовые представления, система потребностей и основных интересов входят в противоречие с соответствующими общественными интересами, представлениями и ценностями. Личность приобретает антиобщественную ориентацию. Это выражается в деформации потребностей, мотивов, нравственности и иных социальных ценностей человека. [19, с. 22]

Чем же объясняются эти негативные особенности личности правонарушителей, если учесть, что большая часть этих людей формировалась в тех же условиях, что и законопослушная часть общества?

Главная причина заключается в том, что личность формируется под воздействием не только всего общества в целом, но и тех малых социальных групп, в которых она состоит. А это формирование не всегда оказывается благоприятным.