Содержание музыкального произведения для детей

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПЕРТУАРА ДЛЯ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ 2105

Говоря о развитии музыкального восприятия, невозможно обой­ти вопрос о том, какую музыку предлагать детям для слушания.

О. П. Радынова в связи с этим отмечает, что поскольку развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, то необходимо рассматривать качество репертуара в целом. Кроме того, музыкальный реперту­ар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования, способствует решению задач музыкаль­ного воспитания (прежде всего формированию основ музыкальной культуры детей, так как накопленные музыкальные впечатления, «интонационный словарь» будут служить основой для формирования музыкального вкуса и музыкальных предпочтений ребенка). Поэто­му оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с дошкольниками, является важнейшим вопросом методики, а отбор репертуара имеет первостепенное значение.

Подобный подход к подбору репертуара для слушания музыки связан также с тем, что в единстве с музыкально-эстетическими решаются и задачи всестороннего развития ребенка. В частно­сти:

■ совершенствуется его нравственный облик;

■ развиваются умственные, познавательные процессы;

■ осуществляется эмоциональное развитие;

■ развитие исполнительских умений и творчества в художествен­ных видах детской деятельности (речевой, игровой, изобрази­тельной и т.д.).

Традиционно в качестве основных требований к музыкаль­ному репертуару, используемому в работе с детьми, выдвигают два основополагающих: художественности и доступности.

Качество музыкальных произведений должно отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впе­чатления от музыки очень важны для формирования музыкально-эстетического сознания как основы музыкальной культуры и — шире — духовной культуры человека в целом. Требованию художе­ственности отвечает прежде всего тот крут произведений, который человечество отобрало и донесло до нашего времени — классические музыкальные произведения и народная музыка.

Критериями художественности могут выступать произведе­ния, обладающие:

■ яркостью, эмоциональностью, способные вызвать в человеке эмоциональный отклик и глубокие душевные переживания;

■ гармонией музыкального образа и средств его выразительности, отражающие достаточно полно и глубоко богатый духовный мир человека.

Требование доступности рассматривается в двух аспек­тах:

■ доступность содержания репертуара — соответствие эмоцио­нального содержания музыки эмоциональному и жизненному опыту ребенка;

■ доступность для исполнения детьми, т.е. соответствие их воз­растным возможностям.

Исследования О. П. Радыновой показывают, что для восприятия детям уже начиная с раннего возраста доступны образы, выражаю­щие спокойствие, радость, нежность, легкую грусть.

Можно использовать в ходе организации педагогического про­цесса, как в повседневной жизни, так и на различных занятиях следующие музыкальные произведения (А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская). Это как классическая, так и ставшая уже класси­ческой детская музыка 1970 — 1980-х годов, а также хорошая эстрад­ная музыка и современные музыкальные произведения, написан­ные специально для детей. Эти произведения воспитатель может применять в повседневной жизни детского сада, в организации режимных моментов, самостоятельной и игровой деятельности детей. Только будучи активным проводником музыки в жизнь детей, воспитатель будет способствовать всестороннему развитию лич­ности средствами музыки, вместе с тем помогать педагогу-музыканту осуществлять процесс музыкального воспитания. Это будет нетрудно в современных условиях, когда широко доступно использование аудиоаппаратуры, компакт-дисков с необходимыми произведениями.

Для обогащения и актуализации эмоционального опыта дошколь­ника, «проживания» собственных эмоциональных переживаний, а также для понимания психологических особенностей ребенка, его эмоционального состояния воспитателю можно использовать сле­дующие произведения.

Воспитатель всегда должен помнить — чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Традиционно считается, что по сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как она основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ре­бенок всегда связывает звучание с конкретными образами, что об­легчает ему понимание музыкального произведения.

Кроме того, отмечается, что в работе с дошкольниками с точки зрения доступности достаточно эффективно использовать про­граммную музыку, т. е. инструментальную, в которой композитор либо указывает название произведения (подразумевает наличие некоторой обобщенной программы), либо пишет музыку на опреде­ленный сюжет, литературный текст, что также способствует более осознанному восприятию музыкального произведения.

Вместе с тем говорится о том, что доступность содержания не должна пониматься как использование только лишь программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Необходимо ориентироваться прежде всего на возможности восприятия ребенком эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить.

При этом особо отмечается, что требование доступности репер­туара не должно вступать в противоречие с требованием его худо­жественности.

Г. А. Праслова выделяет еще ряд требований к репертуару. Это — его воспитательная направленность и педагогическая целесо­образность, обусловленные его способностью вызывать у детей положительные эмоции, поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности.

А. Г. Гогоберидзе и В.А.Деркунская, опираясь на концепцию ре­бенка как субъекта детской музыкальной деятельности, конкрети­зируют требования к репертуару рядом принципов:

■ учет музыкальных интересов, детской субкультуры;

■ учет деятельностной природы ребенка;

■ учет эмоционального и жизненного опыта;

■ учет индивидуальных особенностей восприятия музыки;

■ разнообразие задач, решаемых в процессе восприятия музы­ки — обогащение эмоционального опыта ребенка, процесс его социализации;

■ развитие психических процессов; расширение музыкального кругозора, музыкальной образованности.

Значение музыки в воспитании ребенка-дошкольника

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности — это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.

Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения — по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий — низкий, громкий — тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «:внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка — если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник». [7;50]

Понимая проблему развития музыкально восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. Это будет способствовать главной задаче музыкального воспитания -развитию эмоциональной отзывчивости, привитию интереса и любви к музыке.

И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает музыкальные способности детей, а различные виды музыкальной деятельности способствуют развитию способностей ребенка.

Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога — стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие — нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально — сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.

Список литературы

  1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» — М.: Просвещение, 1983.-224 стр.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.; Просвещение, 1981г.
  3. Метлов Н.А. Музыка — детям- М.; Просвещение, 1985г.
  4. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н.А. — М, 1982г.
  5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального воспитания. — М.: 1972г.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997
  7. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. — М. : Педагогика, 1979.
  8. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. — М.; 1986г
  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., Л., 1977г.
  10. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания — М., 1989г.

Слушание и восприятие музыки — основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ — основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое использование педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от его подготовленности к восприятию.

Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них. Одновременно это и процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Адекватные мысли и чувства, понимание идеи произведения возникают у слушателя благодаря активизации его музыкального мышления, которое зависит от уровня общего и музыкального развития.

Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в старших группах детского сада используются чаще. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные забавные персонажи. В качестве примера можно привести «Клоунов» Д. Кабалевского, «Шарманку» Д. Шостаковича, «Мотылек» С. Майкапара, «Лошадку» Н. Потоловского и др.

Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, общественным явлениям, общенародным праздникам, развития эстетического восприятия, способности к эстетической оценке, эмоционального отношения.

Первое ознакомление с музыкой предусматривает целостное восприятие, осмысление ее общего настроения. Поэтому важно выразительно исполнить произведение в целом, дать краткую характеристику содержания, отметить наиболее яркие его особенности. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствует развитию интересов и вкусов детей, формированию их музыкальных потребностей.

При повторном прослушивании внимание детей (особенно старшего возраста) привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным средствам музыкальной выразительности. На каждом занятии ставятся новые задания, активизирующие детское восприятие. Показателем развития музыкального восприятия может служить отношение ребенка к той или иной музыке. Педагог отмечает любимые детьми произведения, желание их слушать. Музыковеды утверждают, что слушание музыки, направленное на восприятие ее характера, образов, требует напряженной работы сердца, ума и особого творчества.

На необходимость развития разных сторон восприятия музыки неоднократно обращали внимание музыковеды-практики, непосредственно работавшие с детьми. Так, Б.Л. Яворский отмечал, что в основе восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». Важным условием развития умения мыслить, по его убеждению, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведений. Поэтому он рекомендовал стимулировать у детей творческий подход к освоению музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности.

Б.В. Асафьев резко выступал против трактовки восприятия как «созерцательного акта». В связи с этим он сформулировал главную задачу педагога: «Уметь возбуждать и дисциплинировать внимание, направляя его на то, что служит одним из основных импульсов музыкального движения: на диалектически развивающийся ход его в сложных формах и на более простые контрастные сопоставления и периодические чередования в формах несложных. воспитать дремлющий инстинкт формы». В этом плане Б.В. Асафьев предлагал ряд теперь уже общепризнанных педагогических приемов: ознакомление путем «живого» исполнения (а не теоретического анализа) с понятиями «о тождестве и контрасте, о повторяемости или возвращаемости подобного». Через них — «внедрение в сознание» основных музыкальных форм. При этом он рекомендовал использовать терминологию, доступную и понятную ребенку.

Современный музыковед М.П. Тараканов также считает, что в первую очередь важно привить детям элементарные навыки восприятия музыкальных структур, так как для слушателя, лишенного чувства восприятия формы, не ощущающего ее в данном сочинении, музыка «не оканчивается, а прекращается», анализ музыкальных произведений углубляет их эмоциональное восприятие. Вместе с тем Б.М. Теплов писал, что одна из труднейших педагогических задач при развитии восприятия музыки заключается в сохранении эмоционального отношения при все возрастающей сознательности.

Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Дошкольный и младший школьный возрасты чрезвычайно важны для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием эмоциональной отзывчивости и на жизненные впечатления, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

H.JI. Гродзенская считала, что пение определенных тем музыкального произведения способствует развитию интереса к музыке и расширяет возможности ее восприятия; обогащает «интонационный словарь» детей, который со временем поможет им определить творческих почерк (стиль) композиторов. Кроме того, предварительное освоение темы произведения позволяет свободно и с увлечением следить, за развитием музыкального образа. Еще Б.В. Асафьев неоднократно говорил, что узнавание слушателем знакомого в новом, ранее неизвестном произведении всегда доставляет ему особое удовольствие.

Музыкальное восприятие становится более глубоким и осознанным, закрепляется, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, ребята маршируют на месте под знакомый им марш или прохлопывают ритм танцевальной музыки. Можно включить прием, с помощью которого дети получают наглядно-зрительные представления о музыкальном жанре: каждому ребенку дать три карточки с изображением марширующей, танцующей и укачивающей куклу девочки. Рисунки соответствуют трем исполняемым произведениям: маршу, танцу, колыбельной. Дети должны узнать их и поднять нужную карточку.

Для закрепления образов восприятия можно использовать дидактические игры, задачи которых связаны с различением и воспроизведением средств музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение проходит в игровых увлекательных ситуациях. Например, в игре «Эхо» или «Догадайся, кто поет» ребята на слух определяют тембр голоса поющего: «Коля, ты сейчас в лесу, / Слышишь, я тебя зову? / Быстро, Коля, отвечай, / Кто позвал тебя, узнай. / Ау!» или «Эту песенку свою / Я тебе, дружок, спою. / Ты глаза не открывай, / Кто я — ну-ка, угадай!» и т.д.

Продолжая работу по формированию у детей культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребенка, эстетическое восприятие, предлагает высказываться, дать эстетическую оценку произведению искусства (музыкального, изобразительного, словесного, поэтического, народной, классической и авторской музыки).

Освоение, запоминание каждого музыкального произведения требует повторного исполнения и слушания в течение многих занятий.

На ранних этапах развития ребенка необходимо ввести его в мир музыки, помочь ему в понимании ее содержания, в овладении ее языком в доступных пределах. Решение этой задачи лежит «на перекрестке» нескольких линий организации музыкальных занятий с детьми и связано с необходимостью:

1) специального подбора музыкального репертуара и метода работы с ним;

2) использования на занятиях по слушанию музыки других i видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

3) использования на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного, художественной литературы.

Для слушания предлагается высокохудожественный и доступный детям по содержанию музыкальный репертуар. Он включает фольклор, классическую и современную музыку с ее достаточно сложным языком. Дети с самого начала знакомятся с народной и авторской музыкой разных эпох. Предпочтение отдается пьесам небольшим, программным, ярким интонационно, с преобладанием изобразительных моментов, но в то же время детям предлагаются и достаточно сложные произведения. Задачи, которые ставятся в связи с ними, облегчаются: эмоциональный отклик на прекрасную музыку, двигательная импровизация под нее (сотворчество с педагогом).

Дети младшего возраста могут:

— воспринимать общий характер, настроение музыкального произведения, его элементарную жанровую характеристику;

— ярко, эмоционально откликаться на них.

Старшие дети могут услышать смену частей, тембровые, динамические и элементарные ритмические особенности.

Это задачи, которые ставятся перед детьми и соответствуют их возможностям в «зоне ближайшего развития». Воспроизведение

музыки в пантомимических движениях всего тела и в оркестре является способом ее активного анализа и поднимает музыкальное восприятие на новую ступень.

Слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

— слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

— слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;

— слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Педагог разными средствами стремится вызвать у детей радость от общения с музыкой. У каждого ребенка особый внутренний мир и свои интересы. Младшие дошкольники с радостью слушают веселую, жизнерадостную музыку. Их привлекают пьесы, выражающие их детский мир, отличающиеся конкретностью, яркостью образов, живым поэтическим содержанием, гибкостью ритмов, простотой и ясностью языка и формы. Это марши, колыбельные, плясовые.

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Детей знакомят с именами русских композиторов — Глинки, Чайковского и др. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них.

В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:

— целостное восприятие, осознание общего характера произведения (при первом ознакомлении, прослушивании);

— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении (при повторном прослушивании);

— осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие (при завершении работы над произведением, в конце ряда занятий).

Надо дать детям возможность неоднократно прослушать любое музыкальное произведение. Целесообразно продумать такую методику работы, при которой каждая новая встреча с песней или пьесой доставляет ребенку радость, он должен узнать что-либо новое, ранее еще не отмечавшееся в этом произведении.

Первое ознакомление с произведением — это целостное восприятие музыки, осознание общего ее характера. Поэтому важно выразительно исполнить произведение, дать ему краткую характеристику и, быть может, отметить некоторые особенности. Во время повторного прослушивания внимание детей привлекается не только к художественному воплощению общего замысла, но и к отдельным деталям.

1. Восприятие музыки

1. Восприятие музыки

Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки. В процессе восприятия музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека.

В начальной школе учитель учит детей:

– внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку;

– проникаться их эмоциональным содержанием;

– делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности, структура, исполнение);

– узнавать по звучанию пройденные музыкальные произведения, помнить их названия и имена композиторов.

Термин «музыкальное восприятие» в музыкальной педагогике имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как естественное условие различных видов музыкальной деятельности детей на уроке – хорового пения, игры на музыкальном инструменте, музыкально-ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие и собственное творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга. В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. Слышать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.

Педагогической науке известны три основных типа слушательской реакции: а) полное непонимание, когда восприятие музыки ощущается как звуковой хаос, лишенный организующего начала; б) обобщенное, малодифференцированное восприятие музыки без глубокого проникновения во внутреннюю структуру произведения с непосредственной эмоциональной реакцией; в) истинное понимание музыки с осознанием связей, составляющих ее элементов, ее внутренней структуры.

Конечный результат – восприятие музыкального образа как явления осмысленного. Поэтому просто слушание музыки мало что дает, нужно этому учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у младших школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны музыкального искусства на духовную – суггестивно-эмоциональную.

Для того чтобы слушание становилось слышанием, нужен музыкальный анализ, разбор прослушанного, беседа с учащимися по поводу услышанного, т. е. художественно-педагогический анализ. Дети должны получить верные сведения о музыкальном жанре, структуре произведения, об элементах музыкальной речи, жизни и творчестве композитора. Уже в младших классах обращается внимание на то, что колыбельная песня будет спокойной, ласковой, мелодия ее негромкая и плавная, а пляска будет веселой, мелодия быстрая и громкая. В начальной школе дети узнают доступные 2– и 3-частные формы, о приемах развития музыки: повторность, контраст, вариационность.

Слушание музыки в начальной школе дается в живом исполнении педагога или в грамзаписи. При этом исполнение учителя на пределе его технических возможностей вредно, также как и плохая аппаратура (ТСО) с шипением и хрипением. Особенно эффективно сочетание грамзаписи с живым исполнением учителя. Так, например, музыкальную интерпретацию учителя на фортепиано можно сравнить с оркестровой или хоровой аудиозаписью.

Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагога и детей, ценностны радость, удивление, восхищение музыкой; интересная форма подачи детям музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений.

Пробуждая в детях внутреннее сопереживание, методика организации слушания музыки должна быть направлена на тактичную поддержку эстетических впечатлений ребенка.

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки.

1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя (направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).

2. Живое исполнение учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).

3. Анализ-разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими уже известными). Трудность этого этапа в том, чтобы сохранить эмоциональное отношение при возрастающей сознательности слушателя.

4. Повторное прослушивание произведения, чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения повторно осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкального опыта.

5. Восприятие музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми пьесами (сравнение музыкальных образов).

В организации слушания музыки детьми исследователи музыкальной педагогики выделяют ряд методических приемов, способствующих активизации процесса музыкального восприятия:

– вокализация доступных мелодий инструментальных произведений;

– ритмопластика (промаршировать, пластически выразить музыку движением кистей или корпуса);

– сравнение или контрастное сопоставление музыки;

– графическое изображение мелодии;

– составление музыкальной коллекции;

– использование содружества различных видов искусства;

– оркестровка слушаемой музыки игрой на детских инструментах;

– использование определенного цвета для передачи настроения музыки.

Также следует выделить приемы активизации внимания учащихся для музыкального восприятия, аналогичные ряду общепедагогических приемов:

– прием новизны (учитель заинтриговывает учеников сообщением новой информации);

– прием персонификации (учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию);

– прием соучастия (учитель моделирует определенную ситуацию «Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»);

– прием игры голосом (выразительная речь учителя).

По проблеме истолкования музыки существуют различные точки зрения. В основе их действуют две крайности: академическая (в музыкальных кругах считается, что музыка должна быть «чисто музыкой» и, что никаких истолкований, программных трактовок, внемузыкальных ассоциаций не должно быть) и вульгарная (чаще в общеобразовательных учреждениях считается, что вся музыка программна, некоторые учителя не могут «преподносить музыку без этикеток», как говорил Б. Асафьев, – придумывают листики, журчание ручейка и т. д.). Д. Кабалевский не возражал против разумного окружения музыкальных произведений общехудожественными, историко-социальными и бытовыми темами для бесед: «Истолкования представляют собой не что иное, как глубокое и точное вникание в жизненное содержание музыки», – говорил он (Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989). И это, на наш взгляд, наиболее правильная точка зрения рассматриваемой проблемы истолкования музыки.

Характеристика деятельности слушание музыки в дошкольном детстве

Главная > Контрольная работа >Педагогика

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сокольский педагогический колледж»

по методике музыкального развития

Тема: «Характеристика деятельности: слушание музыки в дошкольном детстве»

Специальность 050704 «Дошкольное образование»

студентка 5 курса, группы Б

Вязникова Надежда Михайловна

1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности. 3

2. Методы обучения слушанию музыки. 8

Список литературы. 12

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Приобщение к музыке одно из самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферами человеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку, особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходит в результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследования показывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозированно слушать музыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными и активными в общении.

1. Слушание как вид детской музыкальной деятельности

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие. Слушание музыки — самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности.

Слушание складывается из следующих действий:

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх. Как художественное слово или картина, музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельных улучшает качество пения: дети начинают петь более протяжно. Спокойной музыкой можно создать у них соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Слушать такую музыку особенно важно легковозбудимым детям с неустойчивой нервной системой. Опыт показывает, что в группах санаторного типа иногда целесообразно заканчивать музыкальное занятие не маршем, а слушанием спокойной музыки. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.

Художественное восприятие детей дошкольного возраста в общих чертах сходно с развитым художественным восприятием взрослого человека.

Процесс музыкального восприятия детей и взрослых характеризуют следующие параметры (Н.А. Терентьева):

— эмоциональность (интенсивность и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);

— нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);

— целостность-дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем конкретному видению их составляющих);

— глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).

В дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Музыкальное восприятие дошкольника обладает существенными характеристиками, свойственными только этому возрасту.

Высокая эмоциональность восприятия музыкальных произведений. Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. У ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых. Внешние проявления детей тесно связаны с их внутренними переживаниями. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, это значит, что он способен глубоко ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию.

Таким образом, высокая эмоциональность является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания детей углубляются, усложняются, обогащаются. На этой основе происходит зарождение оценки, появляются первые суждения о музыкальном произведении. Ребенок делает попытки определить, сочинение какого композитора он слушает, проявляет интерес к повторному прослушиванию музыки, стремится узнать что-то новое о создателях музыки, музыкальных жанрах, средствах выразительности.

Но такой процесс развития художественного восприятия детей возможен только в том случае, если развитию художественного восприятия уделяется достаточно внимания со стороны родителей и педагогов.

Творческий характер восприятия музыкальных произведений. Музыкальное восприятие — это активный творческий процесс, т. е. активное целостное и целенаправленное творческое переживание художественных образов, их эстетической ценности, и создание своего собственного субъективного образа.

Творческая деятельность детей помогает понять, прочувствовать музыку. Различные движения под музыку, ритмические подражания характерным движениям персонажа способствуют более глубокому восприятию и запоминанию музыкальных произведений, осознанию их характера. Дети учатся слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Творческая деятельность способствует дальнейшему развитию художественного восприятия, но и само восприятие музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной художественной деятельности могут служить средствами его развития.

Особый характер слушательских реакций на музыкальное произведение. Помимо высокой эмоциональности и творчества музыкальное восприятие дошкольников характеризует некая связь с внешними опорами. Это выражается в специфическом действии, вернее содействии: когда ребенок становится на позицию героя произведения, только так он может понять заложенный в произведении смысл.

Восприятие музыки детьми, в отличие от взрослого, может показаться ограниченным, так как приходится иметь дело с неразвитостью детского мышления, памяти, речи, ограниченностью словарного запаса. Как правило, результаты музыкального восприятия исследуются по словесным описаниям детей. Но высказывания детей лишь относительно отражают то, что они переживают. По мнению Н.А. Ветлугиной, судить о полноте и глубине восприятия детьми музыки можно на основании наблюдений за их непосредственными двигательными реакциями в процессе так называемых свободных плясок, игр-упражнений, где движения выбирают сами дети.

Эмоциональные реакции не всегда могут быть объяснимы ребенком как в силу сравнительно небольшого словарного запаса, так и в силу неосознанности настроения, вызванного музыкальным произведением.

Постепенно у детей накапливается слуховой опыт, развивается эстетическое отношение к музыке, познавательная активность, зарождается оценка, и, как следствие, восприятие музыки становится все более глубоким и осознанным.

2. Методы обучения слушанию музыки

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Большое значение имеет вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.

Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.

Одно из произведений является основным, и на нем сосредотачивается больше внимание при анализе, а другие служат для сравнения, и благодаря этому позволяют углубиться в решение поставленной проблемы.

Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, заставляет активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю «ткань» музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.

Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Чаще всего дети получают задание узнать, какое произведение исполнено и кто его автор.

Иногда предлагается проанализировать какое-нибудь произведение (здесь можно дать направляющие вопросы). Анализирую характер услышанной музыки, можно пользоваться таблицами, на которые помещаются контрастные по своему значению слова, среди которых дети должны найти самое подходящее. Таблицу целесообразнее использовать на начальном этапе работы. Так же после прослушивания можно дать детям творческое задание — передать услышанное на бумаге, то есть нарисовать рисунок подходящий к данному музыкальному произведению.

Центральным моментом восприятия музыки остаётся эмоциональный отклик на неё, переживание её содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

— специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

— использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

— использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

В методике слушания ведущее место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом, эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызывает инсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представить динамику музыкального образа.

Слушание (восприятие) музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

— слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

— слушание в процессе разучивания песен, хороводов, танцев, пьес для детского оркестра;

— слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

В содержание обучения слушанию музыки входит не только ознакомление с музыкальными произведениями. Необходимо научить ребенка слушать музыку, эмоционально отзываться на нее, дать ему простейшие сведения о ней. К числу их принадлежат понятия о разнообразном характере музыки, о некоторых названиях (марш, пляска, колыбельная), об отдельных средствах выразительности. Неоднократно слушая произведения, дети постепенно запоминают их, у них развивается вкус, определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые среди них.

В процессе слушания произведения следует учить детей не только понимать содержание музыки, но и выделять отдельные ее выразительные средства. Вычленение в восприятии музыки некоторых из этих средств (темпа, динамики, регистра) возможно уже на ранних этапах. Поэтому необходима определенная последовательность в формировании восприятия. При этом выделяются такие этапы:

— целостное восприятие, осознание общего характера произведения

— дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении;

— осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и повторное целостное восприятие.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение», 1984.

Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.

Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. / Ред. О.П.Радынова – М.: Просвещение, Владос, 1994.

Радынова О. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкального руководителя. — М., 1990.