Соотношение система права и система законодательства таблица

3. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического

единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоорди-нированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Отраслевая обособленность венчает систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решениях о системе законодательства, строении нормативно-правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразия их соотношения друг с другом.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие

Алексеев С.С. Структура советского права. М„ 1975. С. 61.

отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.). /

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Имеются так называемые комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства,, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское законодательство.

Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1) акты высших органов государственной власти; 2) акты высших органов государственного управления. Вертикальная же структура права – это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат горизонтальные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства – важная теоретическая и практическая задача. Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

§5. Соотношения системы права, системы законодательства и системы юридических наук

В итоге система права не полностью совпадает с системой законодательства, то есть с системой нормативных актов определенного государства. Нормы отраслей права — это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права.

Главное различие между системой права и системой законодательства заключается в следующем. Каждая отрасль права имеет единый предмет и метод регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как у отрасли права. Он может включать в себя весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В настоящее время система отраслей законодательства выглядит следующим образом. В ней имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семей- ное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями «материнских» отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития рассматриваются как отдельные отрасли законодательства.

В то же время в системе отраслей законодательства имеются так называемые комплексные отрасли, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Например, законодательство об образовании, науке, культуре, здравоохранении.

Несовпадение (или неполное совпадение) системы права и системы законодательства имеет важные практические последствия. Так, при подготовке новых крупных законодательных актов, систематизированных сборников законодательства нормативные материалы (с целью удобства пользования ими) располагаются обычно применительно к существующей системе законодательства.

Система права оказывает существенное влияние на систему юридических наук и учебных дисциплин. Каждой отрасли права соответствует своя отраслевая наука, исследующая соответствующую отрасль права. Кроме того, каждой отрасли права соответствует одноименная учебная дисциплина, то есть предмет преподавания знаний об этой отрасли права в юридических и некоторых других учебных заведениях.

Например, трудовое право как совокупность норм, регулирующих труд рабочих и служащих, образует одну из отраслей права. Имеется и отрасль юридической науки, называемая трудовым правом. Она исследует различные нормы, регулирующие труд работников, многочисленные проблемы, возникающие в процессе этого регулирования (например, пути и способы дальнейшего совершенствования законодательства в сфере трудовых отношений). Кроме того, есть еще учебная дисциплина, тоже называемая трудовым правом. Это один из предметов, с помощью которого студенты юридических и некоторых других учебных заведений получают необходимые знания о трудовом праве как одной из этраслей права и законодательства Российской Федерации. Внутренняя система отраслей юридической науки и учебных дисциплин строится с учетом внутренней системы соответствующей отрасли права. Так, многим подотраслям, институтам, существующим внутри отрасли права, в одноименной отрасли юридической науки и в учебной дисциплине соответствуют разделы или другие структурные подразделения, изучающие эти подотрасли и институты. Однако полного тождества между системой отрасли права и системой одноименной юридической науки, а также системой учебной дисциплины нет. Например, в учебных дисциплинах дается материал не только о структурных подразделениях изучаемой отрасли права, но и об истории ее развития, предмете, методе регулирования и т.д.

Система законодательства оказывает влияние на систему отраслей юридической науки и учебных дисциплин. Ученые и преподаватели не ограничиваются изучением только данной отрасли права, но изучают и связанные с ней некоторые другие нормы, то есть одноименную отрасль законодательства. Например, наука уголовного права (а также уголовное право как учебная дисциплина) изучает не только уголовное наказание, но и медицинские меры, которые применяются в отношении душевнобольных, алкоголиков, наркоманов в случае совершения ими общественно опасных деяний, что относится к административному праву.

Некоторые отрасли юридической науки и учебные дисциплины имеют своим объектом не отрасль права, а отдельную комплексную отрасль законодательства. Так, уголовное исполнительское право является не отраслью права, а объектом научного изучения и преподавания.

Таким образом, система права, система законодательства, система юридической науки и система учебных дисциплин имеют между собой много общего, но совпадают не полностью. Однако система права и система законодательства оказывают все же решающее влияние на систему юридической науки и учебных дисциплин.

Соотношение системы права и системы законодательства

Система законодательства – это совокупность НПА, являющихся формой внешнего выражения правовых норм. Править

Понятия «система законодательства» и «система источников права» не тождественны.

Понятие «система источников права» значительно шире, т.к. система источников права включает не только НПА, но и другие источники права в государстве.

Понятия «система права» и «система законодательства» также не тождественны, т.к. система права характеризует внутреннее строение права,а система законодательства – это форма внешнего выражения права.

Соотношение системы права и системы законодательства

5. Имеет как горизонтальное (отрасли законодательства), так и вертикальное строение:

— подзаконные правовые акты.

Виды отраслей законодательства Править

1) отраслевое (состоит из НПА, содержащих нормы одной отрасли права, например, уголовное законодательство состоит из уголовного кодекса, которое содержит все нормы уголовного права;

2) внутриотраслевое (состоит из НПА, содержащих часть норм отрасли, например, лесное законодательство как внутриотраслевой элемент земельного законодательства);

3) комплексное (межотраслевое законодательство, например, законодательство о государственной службе которое состоит из НПА, содержащих нормы административного и трудового права).

Соотношение системы права и системы законодательства

Системы права и законодательства принадлежат к очень важной сфере человеческой деятельности — правовой.

Законодательство (и его система) — это совокупность всех федеральных законов, подзаконных, нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти, а также международных договоров, ратифицированных Россией. С его помощью придается определенность и некая субъективность общественному праву.

Система права (СП) — это совокупность упорядоченных и взаимосвязанных элементов, правовых норм, которые возникают в обществе на основе взаимоотношений людей и характеризуют уровень развития права в стране. Это внутреннее строение с его делением на отрасли и подотрасли.

Система права

Система неразрывно связана с правовым сознанием, уровнем правовой грамотности населения. И чем более упорядочена и прозрачна структура законодательного права (включая государственную идеологию), тем лучше система влияет на сознание людей, увеличивая, в свою очередь, уровень их доверия к власти и законодательной системе.

На видео — всё про СП:

Вопрос их соотношения относится к вечно актуальным, поскольку эти системы взаимообогащаемые. (СП) задает направления развития, тенденции и цели системы законодательства, привнося в него общечеловеческие ценности. Со своей стороны, изменения в законодательстве влияют и на развитие общей (СП). Таблицу отраслей права и их характеристику вы можете найти в нашей статье.

Например, разрешение на уровне федеральных законов женитьбы в более молодом возрасте со временем может привести и к изменению общественного мнения и права в этом вопросе. Пока что этот вопрос решается на региональном уровне. В некоторых регионах Российской Федерации брачный возраст снижен до 14 лет, что, кстати, соответствует неписаным нормам права и традициям на этих территориях.

На что делится система отрасли трудового права, подробно указано в данной статье.

Что собой представляет предмет метод и система гражданского процессуального права, подробно указано в данной статье.

Что собой представляет система и принципы финансового права, можно узнать здесь: http://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/finansovoe/principy-finansovogo-prava.html

Несколько норм могут быть включены в одну статью или один закон (например, статья 1 Закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), также одна норма может упоминать в нескольких законах и нормативно-правовых актах российского законодательства (например, право человека на защиту своих прав в суде).

Общие и отличительные признаки (СП) и законодательства

Что общего между этими понятиями в ТГП? Они соотносятся как содержание (СП) и форма (система законодательства). Это парная категория, которая входит в более широкую и масштабную правовую систему. (СП) связана с таким понятием, как толкование норм права.

Кстати… Используя системный подход, можно рассматривать (СП) и систему законодательства как многогранные и сложные явления, взаимосвязи между которыми обеспечивают их целостность и служат достижению общих целей.

Системы законодательства и права имеют схожие черты:

  • направлены на защиту прав и интересов граждан, обеспечение безопасности людей, правопорядка;
  • основаны на принципах законности;
  • имеют сложную и разветвленную структуру;
  • выражают правовые нормы страны в определенный исторический период, могут изменяться со временем.

Между этими понятиями (и явлениями) также есть много отличий.

Основные признаки (СП):

  • Первичный характер, объективность (складывалась с древнейших времён на основе человеческих отношений)
  • Горизонтальное (отраслевое) строение.
  • Охватывает всё содержание права.
  • Стабильность.
  • Невидимость (отражает внутренне строение).
  • Включает совокупность правовых норм и морали.
  • Вне законодательства, не зависит от него.

Основные признаки системы законодательства:

  • Вторичный характер, субъективность (складывается на основе (СП) целенаправленными действиями).
  • И вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, и горизонтальное (отраслевое).
  • Охватывает ограниченное содержание права, при этом имеет множество нормативно-правовых актов.
  • Динамика, подвижность, постоянный процесс.
  • Видимость (отражает внешнее строение права).
  • Включает совокупность законов и нормативно-правовых актов.
  • Не может существовать без объективной (СП).

Соотношение системы муниципального права и системы законодательства

Понятие «муниципальное право» относительно новое. Оно синонимично понятию «местное право» и используется по отношению к элементам, связанным с местным самоуправлением.

Отождествление норм муниципального права с системой законодательства (федерального, регионального) будет ошибкой. Основная особенность этого явления — решение определенных местных вопросов населением и органами местной власти (как, например, упомянутое выше снижение брачного возраста).

Муниципальное право является чертой местного самоуправления, что закреплено Конституцией Российской Федерации. Оно охватывает сферы частного и публичного права, регулирует общественные отношения, правопорядок, решает споры и конфликты и конфликты на местном уровне, имеет собственные подзаконные и нормативно-правовые акты для достижения этих целей. Решения, запреты и разрешения местных органов власти могут отличаться по содержанию от общей системы законодательства, но они не могут ограничивать права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проблемы соотношения (СП) и системы законодательства

(СП) делится на отрасли согласно деятельности человека (например, сельскохозяйственную, юридическую, финансовую и другие отрасли). Система законодательства обычно складывается на основе отраслевого деления. Но бывают случаи, когда отрасль права есть, а соответствующего законодательства нет (например, финансовое право).

Тогда законодательные нормы, регулирующие эту отрасль, рассеяны по разным законам и кодексам, что может создавать трудности при рассмотрении, например, споров по этим вопросам в судах.

И наоборот, иногда законодательная отрасль существует без параллельной правовой отрасли (например, есть Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «О полиции», отрасль банковской деятельности, приватизации, а соответствующих отраслей в объективном праве нет).

Идеально, когда эти параметры в обеих системах совпадают. При таком соотношении (СП) и системы законодательства регулирование правоотношений в обществе будет наиболее эффективным.

Тенденцией в развитии российского права является интеграция принципов и норм международного права и международных договоров в российское законодательство, например в сфере экономических, уголовных преступлений, информационных технологий.

А формирование новых отраслей права в соответствии с появлением новых явлений, информационных технологий, новых отраслей деятельности позволит более эффективно решать проблемы и конфликты общества.

Возможно вам так же будет интересно узнать всё про понятие и система принципов избирательного права.

В чём заключается система источников конституционного права РФ, подробно рассказано в данной статье.

Так же будет интересно, что такое предмет метод и система земельного права. Вся информация указана в данной статье.

Итак, (СП) — это совокупность правовых норм, возникающих в обществе и регулирующих правопорядок и отношения между людьми. Система законодательства — это совокупность всех законов и подзаконных актов, издаваемых органами власти. Эти понятия соотносятся как содержание и форма, взаимодополняют и взаимовлияют друг на друга. Вместе они входят в правовую систему, служат общим целям и имеют как общие, так и отличительные черты.

Эти понятие не следует путать, а выделение их различий помогает систематизировать и структурировать законодательство, чтобы его система становилась всё более логичной и прозрачной.

Соотношение система права и система законодательства таблица

Система права — это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.

Элементами системы права являются:

— норма права, первичный элемент системы права. Это исходящее от государства обязательное правило поведения властного характера.

-отрасль права, совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. (уг. право, гр.право)

-подотрасль права, регулируют отдельные общественные отношения (в гр.праве — авторское право, жилищное; в земельном — горное, водное)

-институт права, небольшая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (иститут брака, семьи)

Институты делятся по отраслям права на: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько групп институтов.

-субинститут,более мелкое самостоятельное образование входящие в состав института права ( институт поставки в гр. праве включает в себя институт штрафа)

Система законодательства — это совокупность различных по своей юр. силе нормативных актов в которых получат внешнее выражение содержания права, его нормы, институты.

Структура системы законодательства:

-нормативный акт (закон, указ, постановление)

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и

Различие системы права и системы законодательства:

1. система права складывается исторически, по мере развития законодательства. СП результат действия значительного числа факторов, из которых решающим является экономический, ее нельзя понимать как рациональное образование. СЗ результат рациональной деятельности осуществляемой по плану.

2. первичным элементом СП является правовая норма, а в СЗ первичный элемент -нормативно-правовой акт.

3. встречаются случаи когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право). Также встречаются отрасли законодательства без отрасли права (таможенное законодательство во главе с таможенным кодексом.)

4. Система Права первична по отношению к Системе Законодательства, является основой для построения последней.

5. СЗ по объему шире СП, так как включает не только нормативные предписания, но и содержащиеся в соответствующих нормативных актах преамбулы, оперативные поручения.

6. поскольку в основе деления системы права лежат предмет и метод правового регулирования, то нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли законодательства могут регулировать и достаточно разнородные отношения (хозяйственное законодательство)

7. СП имеет горизонтальное (отраслевое) строение она в стране одна, СЗ имеет вертикальное (федеративное, иерархическое) строение, т.е. каждый субъект федерации может иметь свое законодательство, не противоречащее общефедеральному.

Система объективного (позитивного) права — это внутренне строение права, деление его на отрасли, подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Система права состоит из норм права, а система законодательства включает нормативно-правовые акты. Некоторые учёные считают, что законодательство должно включать в себя не любые нормативно-правовые акты (широкое понимание законодательства), а только законы (узкое понимание законодательства). Система права складывается исторически; её деление на отрасли и институты объективно обусловлено распределением норм права по предмету и методу правового регулирования. Напротив, выделение тех или иных отраслей в системе законодательства обусловлено волей законодателя. Поэтому если внутреннее подразделение системы права на отрасли устойчиво, то внутреннее подразделение системы законодательства весьма подвижно.

В процессе систематизации, формирования, модернизации нормативно-правовых актов законодатель должен учитывать строение системы права. Практика свидетельствует о высокой эффективности отраслевых нормативных актов (например, кодексов). Таким образом, система права служит основой для построения системы законодательства. Однако система законодательства может оказывать обратное воздействие на систему права. Например, устранение несогласованностей между правовыми актами повышает системность права. Аналогичные последствия имеет и восполнение пробелов в законодательстве.

Множество учёных задавались вопросом: «Можно ли построить систему права?». Но, 1) системность права складывается объективно; 2) в обычных условиях задача построения системы права не возникает, так как она уже существует. Таким образом, формирование отраслей права, системы права в целом происходит независимо от чьих-либо намерений. Не система права строится на основе систематизации нормативно-правовых актов, а, наоборот, систематизация проводится с учётом правовой системы, закономерностей её строения и функционирования.

47. Соотношение системы права и системы законодательства

Система права и система законодательства выступают как два основополагающих момента права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Содержание находит свое выражение в форме, которая выступает способом существования и выражения содержания.

Система права — это внутренняя структура права, состоящая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений.

Система законодательства — это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений и основана на принципах субординации и скоординированное™ ее структурных компонентов.

Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны между собой, не существуют друг без друга.

Так, система права служит основой систематизации нормативных актов и требует, чтобы источники права классифицировались по отраслевому критерию. Потому отраслевая структура действующего законодательства в целом соответствует отраслевой структуре права (например, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство).

Но, так как законодательство непосредственно связано с социальной практикой, оно более эффективно, чем система права, реагирует на изменения в жизни общества. В результате правотворческий процесс выходит за рамки отраслей системы права, а значит, структура законодательства кроме отраслей законодательства, совпадающих с отраслями системы права, включает отрасли, которые не совпадают с определенными отраслями права и имеют комплексный характер (например: законодательство об охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяй- стве; нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы с преступностью, проблемы информатизации и пр.).

Следует отметить, что некоторые отрасли права еще не имеют в системе законодательства строго определенной отрасли законодательства. Речь идет, в частности, об аграрном праве. Нормы аграрного права находятся и в Конституции РФ, провозгласившей право частной собственности на землю, и в актах, регулирующих государственную поддержку фермеров (бюджетно-финансовое законодательство), и в типовыхдоговорах на аренду земельных участков (гражданское законодательство) и т. п.

Система права и система законодательства обладают относительной самостоятельностью, что обусловлено существующими между ними различиями.

Во-первых, первичным элементом системы права является норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичный элемент системы законодательства — статья норматив- но-правового акта, которая может и не содержать все три структурных элемента правовой нормы.

Во-вторых, система права является содержанием, а система законодательства — формой права.

В-третьих, система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений.

В-четвертых, система права имеет первичный характер, а система законодательства — производный. Это значит, что система права выступает объективной основой для различных форм правоустановительной деятельности и систематизации результатов этой деятельности, а также базой для упорядочения законодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенций издающего их органа (вертикальное строение). Так, в РФ в соответствии с ее национально-государственным устройством ведется федеральное и законодательство субъектов Федерации.

В то же время на каждом из указанных уровней выделяют два субординационных среза законодательства: акты высших органов законодательной власти и акты высших органов государственного управления.

В-шестых, система права и система законодательства различаются по объему содержащегося в них материала. Так, законодательство включает в свое содержание кроме формулировок норм положения, которые нельзя отнести к праву. Это различные программные положения, указания на цели издания актов, преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.

Однако законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности. Дело в том, что помимо законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативныхдо- говорах, и в юридических прецедентах.

В-седьмых, система права отличается большой структурной стабильностью. В ней не может быть комплексных структурных образований, так как каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений. В системе законодательства встречаются различные комплексные структуры. Это объясняется тем, что у нормативно-правового акта нет единого предмета и метода правового регулирования, отсюда возникает потребность урегулировать одним или несколькими нормативно-правовы- ми актами не один вид общественных отношений, а целую совокупность разнородных отношений, действующих в определенной сфере: транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.

В-восьмых, система права формируется для всестороннего регулирования общественных отношений. Система законодательства складывается для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.