Сплошной досмотр

Сплошной досмотр в аэропортах приведет к росту цен на авиабилеты?

Принимая решение о допуске авиакомпаний к международным чартерным перевозкам летом 2011 года, Росавиация теперь будет руководствоваться новым главным критерием — пропускной способностью российских аэропортов с учетом сплошного досмотра на входе в здания аэровокзалов. Распоряжение об этом на днях подписал глава российского Минтранса Игорь Левитин.

Как известно, летом, в разгар отпусков, число чартерных рейсов на популярные зарубежные курорты значительно возрастает — по оценкам, в два, а то и более раза. Напомним также: в связи с терактом в «Домодедово» теперь предполагается осуществлять сплошной досмотр всех тех, кто входит в здание аэровокзала, и их вещей.

Возникает законный вопрос: сколько же времени пассажирам придется торчать в очередях на всевозможные досмотры в разгар отпусков, если сейчас, не в самый сезон, им уже рекомендуют прибывать в аэропорт за три-четыре часа до отлета?

Задался, судя по распоряжению «О мерах по обеспечению безопасности и регулярности воздушных перевозок в сезон расписания лета 2011», этим вопросом и Минтранс. Теперь при составлении летнего расписания Росавиации предписано учитывать возможности аэропорта — пропускную способность имеющихся там технических средств досмотра, количество занятого досмотром персонала.

При этом число регулярных рейсов в любом случае сокращаться не будет. А вот число дополнительных чартерных рейсов, которые назначаются именно в пик сезона, — уж как получится.

Чем это может грозить пассажирам, особо вычислять не надо. Как утверждается в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР), вывешенном на сайте этой организации, пусть косвенно, но нововведение скажется на ценах. Многие заявки на дешевые чартеры не уложатся в «пропускную способность аэропортов», и летать по массовым направлениям будут по большей степени регулярные рейсы, билеты на которые традиционно обходятся дороже.

А если еще и возникнет дефицит мест для желающих улететь в популярные места отдыха, наверняка подорожают и оставшиеся «в живых» чартеры, что в свою очередь приведет к росту цен на турпутевки.

Эксперты уже высказали и другое мнение. Количество чартеров, возможно, останется прежним, но часть их перенесут на самое неудобное для пассажиров ночное время, когда регулярные рейсы практически не летают. Это сделает пассажиропоток более равномерным в течение суток и таким образом позволит интенсивнее использовать необходимую для досмотра технику.

Вот только для «пассажиропотока» что один вариант, что другой — из серии хрен редьки не слаще. Платить ли больше за возможность улететь на отдых или ради этого проводить ночь, зачастую с детьми, в аэропорту — так или иначе расплачиваться за заботу о нашей безопасности нам же, прямо или косвенно, и придется.

Контактный досмотр в аэропортах США и России

В американских аэропортах стали действовать более жесткие правила досмотра авиапассажиров.

Как сообщает Администрация транспортной безопасности США (TSA), в целях усиления мер безопасности контакт с офицерами безопасности станет более тесным.

В частности, чтобы исключить пронос взрывчатки и других запрещенных предметов на борт, они смогут тщательнее ощупывать одежду и «скрытые» участки тела людей при досмотре.

Многие пассажиры уже высказали свое негодование по поводу ужесточения мер, так как, по их мнению, работа американских аэропортов и без того была отвратительной: из-за неприветливых сотрудников службы безопасности и длинных очередей. Кроме того, личный досмотр был тщательным и прежде.

«Инвазивный метод»

Ужесточение правил досмотра в TSA объяснили тем, что начинается высокий сезон, поэтому туристический поток увеличивается. Сейчас каждый день скрининг в воздушных гаванях США проходят около 2 миллионов путешественников, а в наиболее активный период их число возрастает на 20-30%. Чтобы немного «разгрузить» сканеры и избежать длинных очередей, собираются досматривать больше людей «вручную». Это означает, что будут тщательнее проверять отдельные участки тела, не ограничиваясь стандартным «поглаживанием». Особенно это касается женщин.

Американские СМИ сообщают, что нововведения уже опробовали в мелких аэропортах страны, и теперь их будут постепенно запускать во всех воздушных гаванях США. К примеру, на прошлой неделе Денверский Международный аэропорт дал указания сотрудникам тщательнее проверять пассажиров на наличие запрещенных предметов. В то время как прежние правила досмотра разрешали проводить проверку пятью различными способами, в том числе с помощью металлоискателя.

Теперь будет использоваться единая стандартизированная процедура, предполагающая «тесный телесный контакт» с пассажиром. Пресса страны окрестила механизм как «инвазивный метод» или «легализованная ощупь». По словам одного из часто летающих пассажиров, многие привыкшие к путешествиям люди воспримут это спокойно, но других это может привести в недоумение и смутить.

Прежде всего, такой досмотр грозит людям, которые откажутся от проверки сканером, отображающим тело в полный рост, или не смогут её пройти по каким-то другим причинам. Тогда сотрудник службы безопасности того же пола пригласит пассажира на личный досмотр. Можно потребовать, чтобы проверку проводили в частном порядке, и на ней присутствовал свидетель.

По словам представителей TSA, иногда пассажиры отказываются от полного сканирования по медицинским показаниям (кардиостимуляторы, беременность и прочее) или мотивируют это неприкосновенностью частной жизни. В 2014 году один из бывших работников TSA признался, что сканеры успешно находили всё, кроме ловко спрятанного оружия и взрывчатых веществ.

Он рассказал, что на дисплее отображались обрюзгшие фигуры полных людей, различные импланты и протезы, пирсинг во всевозможных частях тела, не говоря уже об увеличенной женской груди и размерах гениталий. Нередко X-Ray сканирование застигало пассажиров врасплох, и они были запечатлены на мониторе в нелепом виде: с открытым ртом, в смешных позах и так далее.

Контактный досмотр в России

В аэропортах России пассажиры проходят сквозь «звенящие» рамки или их сканируют во весь рост. Если в первом случае сработал сигнал тревоги, либо если у человека объёмная одежда, сотрудники службы безопасности могут провести дополнительный контактный досмотр. По словам путешественников, так часто досматривают людей в толстовках с большим капюшоном и широкими рукавами.

Также могут проводить контактный досмотр пассажиров, у которых есть импланты или другие механизмы, необходимые для жизнедеятельности. Сотрудники аэропорта «Домодедово» рассказали, что сплошной досмотр в воздушной гавани проводят на входных группах и при входе в контролируемые зоны.

Согласно Приказу Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», если есть необходимость, к примеру, пассажиру имплантировали аппараты для стимуляции работы сердца, его досматривают контактным способом.

Сплошной досмотр

В Минтрансе разработали поправки к Воздушному кодексу, по которым сплошной досмотр пассажиров и багажа на входе в аэровокзал станет обязательным и не будет зависеть от объявленного властями уровня террористической угрозы. Об этом пишет «Газета.Ru», которая ознакомилась с документом.

Представитель Минтранса подтвердил РБК, что министерство подготовило поправки в Воздушный кодекс. По его словам, законопроектом предлагается ввести обязательный досмотр на входе в аэропорт. «Сейчас обязательный досмотр уже есть, однако это нигде не прописано на уровне законодательства. Законопроект призван устранить этот пробел. Правила досмотра никак не меняются», — пояснил собеседник РБК.

В настоящее время досмотр на входе проводится на основании введенного в 2011 году повышенного уровня безопасности, отмечает «Газета.Ru». Если поправки в законодательство будут приняты, то аэропорты продолжат проверку всех посетителей аэровокзала и после отмены.

«В целях обеспечения безопасности посетителей и персонала аэропорта, предупреждения противоправных действий, могущих повлечь за собой материальный ущерб либо создать угрозу наступления таких последствий, обязательному досмотру на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта подлежат все входящие в аэровокзальный комплекс лица и находящиеся при них вещи», — цитирует издание текст документа.

В настоящее время в России существуют три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры, которые были утверждены постановлением правительства от 10 декабря 2008 года. Первый уровень предусматривает защиту от потенциальных угроз, второй — от непосредственных угроз, третий уровень безопасности связан с опасностью прямой угрозы вмешательства в работу транспортного комплекса. ​

22 марта в связи с терактами в Брюсселе, когда две бомбы взорвались в здании аэропорта, Росавиация направила во все аэропорты России директиву об усилении мер авиационной безопасности. По словам представителя ведомства, в стерильной зоне аэропортов проводится сплошной досмотр пассажиров, их личных вещей и багажа с применением специальных технических средств, в том числе газоанализаторов. Также организован максимально тщательный досмотр грузов и почты, прибывающих в грузовые терминалы.

Рамки навсегда

Аэропорты России обяжут проводить тотальный досмотр пассажиров

Как стало известно «Газете.Ru», российские чиновники решили обязать все аэропорты страны проводить сплошной досмотр пассажиров и их вещей на входе в терминал, независимо от уровня террористической угрозы. Сейчас досмотр на входе проводится на основании введенного в 2011 году повышенного уровня безопасности. Однако в случае его снижения аэропорты продолжат проверку всех посетителей аэровокзала.

Минтранс России подготовил поправки к Воздушному кодексу, которые обяжут российские аэропорты проводить сплошной досмотр пассажиров и багажа на входе в аэровокзал, говорится в документе (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

«В целях обеспечения безопасности посетителей и персонала аэропорта, предупреждения противоправных действий, могущих повлечь за собой материальный ущерб либо создать угрозу наступления таких последствий, обязательному досмотру на входах в аэровокзальный комплекс аэропорта подлежат все входящие в аэровокзальный комплекс лица и находящиеся при них вещи», — говорится в документе. В Минтрансе подтвердили, что такие поправки готовятся, подчеркнув, что «при отказе лица от досмотра на входе доступ ему в аэровокзальный комплекс не разрешается».

Аэропорты Египта в апреле в третий раз проверят на безопасность

В России существует три уровня безопасности, которые были утверждены правительством в 2008 году. Так, первый уровень подразумевает защищенность транспортного комплекса от потенциальных угроз, второй — от непосредственных угроз. И третий, самый высокий, — это совокупность факторов, которые создают реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства. При этом в России не бывает нулевого уровня безопасности. Правительство в 2008 году постановило, что первый уровень действует постоянно, если не объявлен второй или третий уровень безопасности.

Сейчас досмотр людей на входе в московские аэропорты проводится на основании второго уровня безопасности транспортной инфраструктуры, который был объявлен Минтрансом в январе 2011 года, спустя несколько дней после теракта в московском аэропорту Домодедово.

Этим же документом было рекомендовано проведение тотального досмотра на входах в терминалы всех аэропортов России. При этом порядок проведения досмотра Минтранс регламентировал только в 2014 году.

Для сравнения: во многих странах Европы отсутствует досмотр на входе в аэропорт. Однако охрану объекта осуществляет полицейский орган. По данным Airpol Network (проект по работе полицейской охраны в аэропортах различных стран), полицейская охрана аэропортов осуществляется как минимум в 18 странах Европы.

Ространснадзор усилил проверки иностранных лоукостеров в аэропортах России

Например, в Испании для обеспечения безопасности в аэропортах привлекается гражданская гвардия Испании, а во Франции — авиатранспортная жандармерия. Такие же органы выделены, например, в Австралии, Ирландии и Великобритании. Стоит отдельно отметить охрану аэропорта Бен-Гурион в Израиле. В этом аэропорту все объекты находятся в огороженной и охраняемой зоне, то есть свободного доступа в аэропорт фактически нет.
Однако после теракта в аэропорту Брюсселя, который произошел 22 марта текущего года, европейское отделение Международной ассоциации аэропортов (ACI Europe), в которую входят около 500 аэропортов из 45 стран Европы, сообщило, что страны Евросоюза рассматривают введение тотального досмотра пассажира и багажа на входе в аэропорт. При этом ассоциация подчеркивала, что ужесточение требований к досмотру по факту создает новые уязвимости для системы безопасности аэропортов, так как сбор пассажиров и гостей аэровокзала на входе «лишь двигает цель (террористов. — «Газета.Ru»), а не защищает ее».

«Законодательно необходимость проведения сплошного досмотра на входах в аэровокзалы не была закреплена ни после терактов в 2004 году, ни после трагических событий 2011 года. Принятие такого документа — запоздалая, но необходимая реакция на сложившуюся за предыдущие годы практику», — считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Он подчеркивает, что позиция экспертов по вопросу сплошного досмотра на входах в аэровокзалы однозначна: мишенью для террористов может стать любое скопление людей, в том числе и очередь около рамки.

«Взрыв на железнодорожном вокзале в Волгограде подтвердил, что рамки сами по себе не панацея. Поэтому аэропортам придется создавать избыточную и дорогостоящую инфраструктуру, обеспечивающую запас по пропускной способности даже в пиковых ситуациях. С другой стороны, законодательное закрепление и подробная регламентация процедур входного контроля позволят операторам аэропорта точно рассчитывать дополнительные расходы на его обеспечение и обосновывать перед Федеральной антимонопольной службой необходимость повышения сборов за авиационную безопасность», — поясняет Олег Пантелеев.

Сплошной досмотр

Гендиректор Международного совета аэропортов в Европе (Airports Council International Europe) Оливье Янковек 28 апреля отправил письмо премьер-министру России Дмитрию Медведеву, в котором призывает российские власти отменить досмотр на входах в аэропорты (копия есть у «Ведомостей», Янковек подтвердил, что писал такое письмо).

На заседании комитета по безопасности ACI Europe в Мадриде 14-15 апреля обсуждался вопрос безопасности в зонах общего доступа аэропортов и были обобщены итоги теракта в аэропорту Брюсселя (22 марта смертник взорвал две бомбы, погибли 17 человек) и случавшихся ранее схожих терактов, в том числе в «Домодедово» в 2011 г. (погибли 37 человек), говорится в письме. Сплошной досмотр на входах в терминалы непродуктивен с точки зрения противодействия терактам: очереди (которые в пиковые периоды могут быть большими) представляют идеальную мишень для злоумышленников, пишет Янковек. Даже в аэропорту Тель-Авива «Бен-Гурион», который повсеместно приводится как образец безопасности, нет досмотра на входах в терминалы, напоминает он: вместо этого израильские власти используют комплексный подход, включающий сбор разведданных, распознавание номеров машин, камеры видеонаблюдения, минно-розыскных собак, анализ поведения и патрулирование территории.

После атаки на аэропорт Брюсселя 22 марта Еврокомиссия не стала рекомендовать ввести досмотр на входы в терминалы на уровне законодательства Евросоюза как раз потому, что такая мера создаст уязвимые места, пишет Янковек.

«В России обязательный сплошной досмотр на входах в терминалы введен в 2011 г. после теракта в «Домодедово», сейчас эта тема возникла в связи с аэропортом Брюсселя: подобное письмо мы отправили бельгийским властям, так как в Бельгии тоже осуществляется систематический досмотр на входах и это вредит безопасности», — объяснил Янковек.

«Во многих странах Европы отсутствует досмотр на входе в аэропорт, однако охрану объекта осуществляет полицейский орган, гражданская гвардия (Испания), авиатранспортная жандармерия (Франция). При этом после теракта в аэропорту Брюсселя 22 марта текущего года, страны Евросоюза рассматривают введение тотального досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, на входе в аэропорт. Однако ACI Europe подчеркивает, что ужесточение требований к досмотру может создать новую уязвимость для системы безопасности аэропорта (скопление людей при входе в аэровокзалы)», — рассказала представитель «Внуково».

В письме Медведеву он также призывает, чтобы безопасность в зонах общего доступа обеспечивали и несли за нее ответственность силовые структуры, а не операторы аэропортов. «Зоны общего доступа, в отличие от контролируемых зон аэропорта, — это публичные пространства, они не должны подпадать под требования авиационной безопасности, а должны регулироваться общими требованиями правопорядка, который обеспечивают уполномоченные компетентные органы», — пишет Янковек. Этой политике следуют в Европе, Россия составляет примечательное исключение, что аномально и говорит об отказе РФ выполнять обязанности государства, резюмирует он.

В ACI Europe входят свыше 500 аэропортов в 45 странах, это единственное объединение аэропортов европейского масштаба. Пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова от комментариев отказалась, посоветовав обратиться к курирующему авиатранспорт вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Представитель Дворковича сказала, что письма ACI Europe не видела.

«У нас нет никаких способов обязать какое-либо правительство соответствовать международным стандартам безопасности. Россия — суверенное государство и сама решает, что происходит в ее аэропортах. Наше письмо — это рекомендация», — говорит Янковек.

Рекомендация не возлагать ответственность за безопасность в зонах общего доступа на операторов не связана с уголовным преследованием владельца и сотрудников «Домодедово», хотя это связанные темы, добавляет Янковек: «Мы не вмешиваемся в уголовное дело, просто формулируем свою позицию по безопасности, основанную на лучших мировых практиках».

Владелец «Домодедово» Дмитрий Каменщик и три сотрудника аэропорта (действующий и двое бывших) обвиняются по ст. 238 УК («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц»). По версии следствия, они в 2010 г. ввели новую технологию досмотра, которая повысила уязвимость аэропорта и позволила смертнику проникнуть в терминал. Все обвиняемые вину не признают. Генпрокуратура считает уголовное дело незаконным и требовала от СК РФ его прекратить, но расследование продолжается.

Минтранс в 2011 г. своим приказом четко регламентировал среднее время, необходимое для обслуживания пассажиров в аэровокзале, и пропускную способность одного пункта досмотра, это позволяет избегать очередей на входе в терминалы в пиковые нагрузки за счет увеличения сотрудников службы авиационной безопасности и количества необходимого досмотрового оборудования, говорит представитель «Внуково».

Позиция российского законодательства однозначна, и «Внуково» полностью ее поддерживает: 100% досмотр необходим, добавила представитель аэропорта. Во «Внуково», по ее словам, достаточно действующих входных групп, чтобы избежать очередей, при значительном росте пассажиропотока их количество может быть увеличено.

Представители «Домодедово» и «Аэропортов регионов» (включает четыре действующих аэропорта) вопросы безопасности комментировать отказались.

Сплошной досмотр в аэропортах приведет к росту цен на авиабилеты?

2 февраля 2011 17:15 7

Принимая решение о допуске авиакомпаний к международным чартерным перевозкам летом 2011 года, Росавиация теперь будет руководствоваться новым главным критерием — пропускной способностью российских аэропортов с учетом сплошного досмотра на входе в здания аэровокзалов. Распоряжение об этом на днях подписал глава российского Минтранса Игорь Левитин .

Как известно, летом, в разгар отпусков, число чартерных рейсов на популярные зарубежные курорты значительно возрастает — по оценкам, в два, а то и более раза. Напомним также: в связи с терактом в « Домодедово » теперь предполагается осуществлять сплошной досмотр всех тех, кто входит в здание аэровокзала, и их вещей.

Возникает законный вопрос: сколько же времени пассажирам придется торчать в очередях на всевозможные досмотры в разгар отпусков, если сейчас, не в самый сезон, им уже рекомендуют прибывать в аэропорт за три-четыре часа до отлета?

Задался, судя по распоряжению «О мерах по обеспечению безопасности и регулярности воздушных перевозок в сезон расписания лета 2011», этим вопросом и Минтранс. Теперь при составлении летнего расписания Росавиации предписано учитывать возможности аэропорта — пропускную способность имеющихся там технических средств досмотра, количество занятого досмотром персонала.

При этом число регулярных рейсов в любом случае сокращаться не будет. А вот число дополнительных чартерных рейсов, которые назначаются именно в пик сезона, — уж как получится.

Чем это может грозить пассажирам, особо вычислять не надо. Как утверждается в сообщении Ассоциации туроператоров России (АТОР), вывешенном на сайте этой организации, пусть косвенно, но нововведение скажется на ценах. Многие заявки на дешевые чартеры не уложатся в «пропускную способность аэропортов», и летать по массовым направлениям будут по большей степени регулярные рейсы, билеты на которые традиционно обходятся дороже.

А если еще и возникнет дефицит мест для желающих улететь в популярные места отдыха, наверняка подорожают и оставшиеся «в живых» чартеры, что в свою очередь приведет к росту цен на турпутевки.

Эксперты уже высказали и другое мнение. Количество чартеров, возможно, останется прежним, но часть их перенесут на самое неудобное для пассажиров ночное время, когда регулярные рейсы практически не летают. Это сделает пассажиропоток более равномерным в течение суток и таким образом позволит интенсивнее использовать необходимую для досмотра технику.

Вот только для «пассажиропотока» что один вариант, что другой — из серии хрен редьки не слаще. Платить ли больше за возможность улететь на отдых или ради этого проводить ночь, зачастую с детьми, в аэропорту — так или иначе расплачиваться за заботу о нашей безопасности нам же, прямо или косвенно, и придется.