Ст 122 нк срок давности

1.2. Истечение сроков давности привлечения к налоговой ответственности за правонарушения, допущенные до 2011 года

Общее правило.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года. То есть за пределами трехлетнего срока налоговый орган не вправе выносить решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) штрафов.

Иными словами, по общему правилу указанный срок начинает исчисляться со дня совершения налогового правонарушения.

Таким образом, если до 1 января 2014 г. налоговый орган не принял решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, совершенное до 1 января 2011 г., то лицо не подлежит ответственности за совершение данного правонарушения в связи с истечением трехлетнего срока давности.

Вместе с тем фактическое взыскание штрафа за правонарушения, допущенные до 1 января 2011 г., в 2014 г. может иметь место при своевременном вынесении налоговым органом решения о привлечении лица к налоговой ответственности, то есть если решение налогового органа вынесено до 1 января 2014 г.

Специальное правило.

Особое правило начала течения сроков исковой давности установлено в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 “Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и ст. 122 “Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)” НК РФ. В отношении составов этих налоговых правонарушений срок давности привлечения к ответственности за совершение указанных правонарушений начинает исчисляться со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода (абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ).

В п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Из буквального толкования абз. 3 п. 1 ст. 113 НК РФ следует, что за неуплату, например, налога на добавленную стоимость (ст. 122 НК РФ) за III квартал 2010 г. налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности только до 1 октября 2013 г., т.е. в течение трех лет, начиная со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что в 2011 г. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.09.2011 N 4134/11 сформулировал правовую позицию относительно срока привлечения налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Суд указал, что ст. 113 НК РФ не связывает момент окончания течения срока давности привлечения к налоговой ответственности с датой выявления правонарушения и составления акта проверки. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года. В отношении правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности привлечения к ответственности за их совершение производится со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение. В данном случае общество не уплатило НДС за июнь 2006 г. до срока уплаты – 20.07.2006, следовательно, началом течения срока давности привлечения к налоговой ответственности является 01.08.2006. Поскольку решение о привлечении к ответственности вынесено 30.07.2009, а срок привлечения общества к ответственности истекал 01.08.2009, у инспекции имелись законные основания для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Иными словами, суд истолковал п. 1 ст. 113 НК РФ следующим образом: налоговым периодом, в течение которого совершено правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, является период, в котором должен быть уплачен налог (то есть период, следующий за периодом, за который начислен налог). Следовательно, налогоплательщик может быть привлечен к данной ответственности в течение трех лет со дня окончания налогового периода, следующего за периодом, за который должен быть уплачен налог.

Такой подход закреплен в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”: срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

Из позиции ВАС РФ следует, что за неуплату, например, налога на добавленную стоимость (ст. 122 НК РФ) за III квартал 2010 г. налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности до 1 января 2014 г., т.е. в течение трех лет, начиная со следующего дня после окончания налогового периода, в котором допущена неуплата налога.

При этом в отношении правонарушения, предусмотренного ст. 120 НК РФ, на наш взгляд, налоговым периодом, в котором допущено правонарушение, является непосредственно период, в котором допущены нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, а не период, в котором должен быть уплачен налог.

Исключение.

Необходимо обратить внимание на то, что налоговым законодательством предусмотрено одно исключение из правила о трехлетнем сроке давности привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Так, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) активно противодействует выездной налоговой проверке, создавая тем самым непреодолимые препятствия для ее проведения и определения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается (абз. 1 п. 1.1 ст. 113 НК РФ).

Однако налоговое законодательство РФ не раскрывает содержание понятий “активное противодействие” и “непреодолимые препятствия” для решения вопроса о приостановлении срока давности.

Представляется возможным предположить, что поскольку абз. 2 п. 1.1 ст. 113 НК РФ содержит отсылочные положения к норме п. 3 ст. 91 НК РФ, которая определяет порядок документального оформления факта активного противодействия проведению выездной проверки, то и противодействие проведению проверки может выражаться исключительно в форме воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений).

Факт противодействия налогоплательщика проведению налоговой проверки должен быть зафиксирован в соответствующем акте о воспрепятствовании доступу.

1.2. Истечение сроков давности привлечения к налоговой ответственности за правонарушения, допущенные до 2011 года

Сроки давности привлечения к налоговой ответственности

22 Февраля 2018

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах представляет собой совокупность различных видов юридической ответственности, которую может понести лицо в связи с совершением правонарушения.

Статья 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) указывает, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

Согласно НК РФ нельзя привлечь налогоплательщика к ответственности, если на момент вынесения соответствующего решения со дня совершения налогового правонарушения истекли три года или тот же срок прошел с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.

В связи с этим на практике возникают споры о порядке исчисления срока давности при привлечении к ответственности за неуплату или неполную уплату налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ. В основном налогоплательщики отсчитывают срок давности с момента окончания налогового периода, за который не уплачен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора вследствие уменьшения налоговой базы, а также другого неправильного исчисления налога (сбора), иных неправомерных действий (бездействия), в случае если это действие не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ за совершение налогового правонарушения невозможно привлечение к ответственности налогоплательщика, если прошло три года и более с момента его совершения или со следующего дня после окончания налогового периода, в котором оно (правонарушение) было совершено и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности. Исчисление указанного срока (срока давности) со дня совершения налогового правонарушения не применяется в отношении налоговых правонарушений, указанных в ст. ст. 120 и 122 НК РФ.

В отношении налоговых правонарушений, указанных в ст. ст. 120 и 122 НК РФ, срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, в соответствии с положениями НК РФ невозможно привлечь лицо к ответственности за налоговые правонарушения, если к моменту вынесения решения (о привлечении) прошло три года и более или указанный срок истек с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.

Подготовлено Скопинской межрайонной прокуратурой

Статья 113 НК РФ. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Новая редакция Ст. 113 НК РФ

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Комментарий к Статье 113 НК РФ

В п. 1 комментируемой статьи дается определение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.

Срок давности привлечения к ответственности следует отличать от срока давности взыскания налоговых санкций. Последний представляет собой срок, до истечения которого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления об этом акта).

Срок давности привлечения к ответственности — это срок, по истечении которого лицо (совершившее налоговое правонарушение) не может быть привлечено к ответственности.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если истекли три года:

— или со дня совершения данного правонарушения. Этот день определяется в зависимости от вида налогового правонарушения. Так, если нарушен срок представления данных об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то днем совершения указанного правонарушения является день, следующий после истечения последнего дня 10-дневного срока, предусмотренного в п. 2 ст. 23 НК РФ;

— или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это налоговое правонарушение. При этом следует иметь в виду, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (например, квартал) применительно к отдельным видам налогов (НДС, акцизы и т.д.), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

Долгое время в правоприменительной практики не было однозначного понимания, какое событие прекращает течение срока давности.

Так, в п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 указано, что при применении судами срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте ст. 113 НК РФ моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Налоговым кодексом РФ порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

В то же время в п. 4.2 мотивировочной части и п. 1 резолютивной части Постановления КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П указано, что течение срока давности привлечения к налоговой ответственности прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения.

С 2007 г. в Кодексе четко закреплена норма, подтверждающая позицию, высказанную в п. 36 Постановления Пленума ВАС РФ N 5. А именно: трехлетний срок давности, по истечении которого лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, рассчитывается со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, до момента вынесения решения о привлечении к ответственности:

а) трехлетний срок исчисляется в календарных годах;

б) отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после совершения налогового правонарушения или окончания соответствующего налогового периода) дня;

в) исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении следующих правонарушений:

— нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

— уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

— нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

— нарушения срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119 НК РФ);

— невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

— незаконного воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ);

— несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

— непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126 НК РФ);

— неправомерного несообщения сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);

— нарушений, допускаемых свидетелем по налоговому правонарушению (ст. 128 НК РФ);

— отказа эксперта, переводчика, специалиста от участия в налоговой проверке, дачи заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

г) со следующего после окончания налогового периода дня исчисляется срок давности по следующим налоговым правонарушениям:

— грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

— неуплате или неполной уплате сумм налога (ст. 122 НК РФ).

С другой стороны, в комментируемой статье не имеются в виду следующие виды нарушения законодательства о налогах:

— нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

— нарушение срока исполнения банком поручения о перечислении налогов (ст. 133 НК РФ);

— неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ);

— неисполнение банком решения о взыскании налога (ст. 135 НК РФ);

— нарушение, связанное с порядком исчисления и уплаты сборов (ст. 8 НК РФ).

С 2007 г. в ст. 113 НК РФ введен п. 1.1. В нем оговорено, что течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Заметем, что положения, установленные в п. 1.1 ст. 113 НК РФ (в ред. Закона N 137-ФЗ), закрепляют на законодательном уровне выводы, сделанные в п. 5.2 уже упоминавшегося Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П. Напомним: в указанном пункте Постановления содержатся следующие выводы:

«. принципы справедливости и юридического равенства и неразрывно связанный с ними в качестве одного из их аспектов принцип пропорциональности (пропорционального равенства), обусловливая обеспечение одинакового объема юридических гарантий всем налогоплательщикам, применительно к действию нормы о сроках давности по кругу лиц предполагают необходимость дифференцированного подхода к тем налогоплательщикам, которые, противодействуя налоговому контролю и налоговой проверке, использовали бы положение о сроках давности вопреки его предназначению, в ущерб правам других налогоплательщиков и правомерным публичным интересам.

Если же в случае противодействия налогоплательщика осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки налоговые санкции не могли бы быть наложены по одной лишь причине истечения трехлетнего срока давности, при том что в действующей системе правового регулирования не допускается возможность их прерывания или приостановления, возникала бы — вопреки принципам юридической ответственности, имеющим общее регулирующее воздействие и обусловливающим действительный смысл и предназначение нормы о сроке давности привлечения к налоговой ответственности, — возможность злоупотребления закрепленным статьей 113 НК РФ правом не быть привлеченным к налоговой ответственности по истечении срока давности. Налогоплательщик, не представивший необходимые документы в срок и противодействовавший проведению налоговой проверки, что привело к пропуску сроков давности и, следовательно, сделало невозможным применение к нему налоговых санкций (в частности, при совершении им деяний, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 НК РФ), получил бы неправомерное преимущество перед тем налогоплательщиком, который совершил такие же деяния, однако не препятствовал проведению налоговой проверки и был с соблюдением срока давности привлечен к налоговой ответственности.

Тем самым в противоречие со статьями 6 (часть 2), 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации были бы грубо нарушены принципы равенства всех перед законом и судом и несения гражданами Российской Федерации равных обязанностей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и вытекающие из них принципы налогообложения, такие как юридическое равенство налогоплательщиков, всеобщность и соразмерность налогообложения, равное налоговое бремя, — применительно к реализации мер юридической ответственности за невыполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, выразившееся в совершении деяний, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в качестве налоговых правонарушений; это привело бы также к деформации других принципов налоговой ответственности, таких как справедливость, соразмерность и неотвратимость, что в правовом государстве недопустимо. Кроме того, был бы нарушен конституционный принцип, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3 Конституции Российской Федерации), что в конечном счете означало бы нарушение относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации положения, согласно которому в правовой системе Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие.

В связи с этим оспариваемые положения статьи 113 НК РФ не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют. Применяя их при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, исходя из принципов самостоятельности судебной власти и справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (статьи 10 и 120 Конституции Российской Федерации), вправе, не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности, учесть иные обстоятельства, в частности по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

Как следует из статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и конкретизирующих ее положений пункта 6 статьи 108 НК РФ, части 1 статьи 65 АПК РФ и части 1 статьи 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию возлагается на налоговый орган; в условиях состязательности процесса он должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд же в соответствии со статьей 71 АПК РФ и статьей 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Таким образом, положения статьи 113 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации».

Хотел бы также обратить внимание, что положения п. 1.1 ст. 113 НК РФ распространяются только противодействие проведению выездной налоговой проверки.

Другой комментарий к Ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 113 Кодекса устанавливает срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В свою очередь, в ст. 115 Кодекса установлена давность взыскания налоговых санкций (см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Если со дня совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года, то согласно комментируемой статье лицо не может быть привлечено к ответственности за его совершение.

Правила исчисления срока давности в комментируемой статье установлены следующим образом:

исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса;

исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса.

Установление особого порядка исчисления срока давности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 Кодекса, предопределено тем, что указанные статьи Кодекса предусматривают налоговую ответственность за деяния, связанные с нарушением исчисления налога, налоговой базы, т.е. за деяния, оценить которые можно только в целом за налоговый период (см. комментарии к ст. 120 и 122 Кодекса).

Пленум ВАС России в п. 36 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснил, что при применении срока давности судам надлежит исходить из того, что в контексте ст. 113 Кодекса моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в установленном Кодексом порядке и сроки решения о привлечении лица к налоговой ответственности.

Следует отметить, что трехгодичному сроку давности соответствует положение ст. 87 Кодекса о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (см. комментарий к ст. 87 Кодекса).

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен иной, нежели срок давности привлечения к налоговой ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П , положения ст. 113 Кодекса не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют; применяя их при рассмотрении дел о налоговом правонарушении, суд, исходя из принципов самостоятельности судебной власти и справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (ст. 10 и 120 Конституции РФ), вправе, не ограничиваясь одной лишь констатацией пропуска срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности, учесть иные обстоятельства, в частности по ходатайству налогового органа проверить, имели ли место неправомерные действия со стороны налогоплательщика, препятствующие нормальному ходу контрольных мероприятий и направленные на их затягивание по времени.

Как указал КС России, положения ст. 113 Кодекса по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

В соответствии с указанным Постановлением КС России положения ст. 113 Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ. КС России указал, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не могут служить основанием для прерывания течения срока давности и означают, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за эти правонарушения, а в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта — с момента вынесения соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

2. Пункт 2 ст. 113 Кодекса предусматривал прерывание течения срока давности в случае совершения лицом нового налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Однако в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 2 из комментируемой статьи исключен.

Считаем срок давности правильно

Согласно НК РФ нельзя привлечь налогоплательщика к ответственности, если на момент вынесения соответствующего решения со дня совершения налогового правонарушения истекли три года или тот же срок прошел с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение. В связи с этим на практике возникают споры о порядке исчисления срока давности при привлечении к ответственности за неуплату или неполную уплату налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ. В основном налогоплательщики отсчитывают срок давности с момента окончания налогового периода, за который не уплачен налог. ФНС России разместила информацию от 24.10.2016, в которой разъяснила, как считать сроки правильно.

Разные позиции

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора вследствие уменьшения налоговой базы, а также другого неправильного исчисления налога (сбора), иных неправомерных действий (бездействия), в случае если это действие не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Согласно п. 1 ст. 113 НК РФ за совершение налогового правонарушения невозможно привлечение к ответственности налогоплательщика, если прошло три года и более с момента его совершения или со следующего дня после окончания налогового периода, в котором оно (правонарушение) было совершено и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности.

Исчисление указанного срока (срока давности) со дня совершения налогового правонарушения не применяется в отношении налоговых правонарушений, указанных в ст. 120 и 122 НК РФ.

В отношении налоговых правонарушений, указанных в ст. 120 и 122 НК РФ, срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Таким образом, в соответствии с положениями НК РФ невозможно привлечь лицо к ответственности за налоговые правонарушения, если к моменту вынесения решения (о привлечении) прошло три года и более или указанный срок истек с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.

Существуют различные точки зрения по вопросу определения срока давности в случае привлечения к ответственности согласно ст. 122 НК РФ вследствие полной или частичной неуплаты налога.

Согласно одной из них срок давности привлечения к ответственности начинает отсчитываться со следующего дня с момента завершения налогового периода, за который налог не был уплачен (уплачен не в полном объеме).

Подобные выводы содержатся в постановлениях ФАС СЗО от 20.07.2009 по делу № А56-26530/2008, ФАС СЗО от 24.02.2011 по делу № А56-24867/2010, ФАС МО от 31.08.2009 № КА-А40/8492-09 по делу № А40-60681/08, ФАС МО 26.12.2008 № КА-А41/12362-08 по делу № А41-4808/08, ФАС СКО от 28.12.2009 по делу № А53-8340/2009.

В Постановлении ФАС ЗСО от 23.01.2008 № Ф04-308/2008(795-А70-15) № А70-2427/21-2006 указано, что суд не принял доводы налоговой инспекции, согласно которым срок привлечения к ответственности не может исчисляться с момента завершения того налогового периода, за который начислен налог, так как обязанность уплачивать налог и возможность применять ответственность за неуплату возникают не раньше установленного срока. Суд не согласился с данной позицией и указал, что срок давности начинает отсчитываться на следующий день с момента завершения налогового периода, за который налог не был уплачен (уплачен не в полном объеме).

Согласно следующей позиции, существующей в судебной практике, срок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения начинает течь со следующего дня после окончания срока уплаты налога.

Так, в Постановлении ФАС СКО от 31.07.2008 № Ф08-4328/2008 по делу № А32-13675/2007-14/325 суд указал, что срок, в который можно привлечь к ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 122 НК РФ, начинает отсчитываться со следующего дня после окончания срока уплаты налога. К таким же выводам пришел суд в Постановлении ФАС ЦО от 09.09.2008 по делу № А09-7320/2007-21.

Самый распространенный вариант

Наиболее распространенной согласно существующей судебной практике является позиция, в соответствии с которой возможный срок привлечения к ответственности начинает отсчитываться на следующий день после завершения налогового периода, в котором должна произойти уплата налога.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 п. 1 ст. 113 НК РФ устанавливает, что срок привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, отсчитывается со следующего дня после завершения налогового периода, в котором было совершено указанное правонарушение.

В процессе применения указанной статьи судам необходимо учитывать, что правонарушениями, ответственность за которые определена ст. 122 НК РФ, являются неуплата (или уплата не в полном объеме) налога в результате уменьшения налоговой базы, другого некорректного расчета налога или иные неправомерные действия (бездействие).

Срок, в течение которого возможно привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений, установленный ст. 113 НК РФ, определяется со следующего дня после завершения налогового периода, в котором имела место неуплата или неполная уплата налога. Это объясняется тем, что определение налоговой базы и соответственно размера самого налога происходит после окончания налогового периода, по результатам которого уплачивается налог.

К таким же выводам пришел суд в постановлениях ФАС ЗСО от 21.11.2013 по делу № А27-22324/2012, в Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11 по делу № А33-20240/2009.

В Постановлении ФАС МО от 03.09.2013 по делу № А41-28182/12 суд указал, что срок, в течение которого можно привлечь к ответственности, начинает течь на следующий день после завершения налогового периода, в котором было совершено правонарушение. При привлечении к ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ таким периодом считается промежуток времени, в течение которого должна быть исполнена обязанность по уплате налога. В обоснование своих выводов суд сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 № 4134/11 по делу № А33-20240/2009.

Аналогичное заключение сделал суд в постановлениях ФАС ДО от 13.06.2013 № Ф03-1425/2013 по делу № А59-1778/2012, ФАС ДО от 08.05.2013 № Ф03-1101/2013 по делу № А04-5713/2012, ФАС ЗСО от 30.07.2013 по делу № А03-9886/2012, ФАС ЗСО от 26.03.2013 по делу № А27-13193/2012, ФАС ПО от 22.04.2013 по делу № А55-20302/2012, ФАС УО от 06.08.2013 № Ф09-6724/13 по делу № А50-16295/2012.

Последняя позиция совпадает с официальной точкой зрения ФНС России, которая на своем официальном сайте www.nalog.ru разъяснила порядок исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности (информация размещена 24.10.2016). По мнению ведомства, в соответствии с законом исчисление и оплата налога происходят после завершения налогового периода, за который налог был начислен, следовательно, правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога возникает после окончания налогового периода, в котором налог должен был быть уплачен.

В настоящий момент, как указано на сайте, наиболее распространенной является ситуация, когда налогоплательщики начинают исчислять срок давности после завершения налогового периода, за который налог не был уплачен (или был уплачен не в полном объеме).

В качестве обоснования своей позиции ФНС России приводит конкретный пример, когда лицо не уплатило исчисленный налог на прибыль организаций за 2012 год, следовательно, возможность уплатить указанный налог была у налогоплательщика до 28 марта 2013 года. Так как налоговое правонарушение случилось в 2013 году, срок, в течение которого можно привлечь к ответственности, начинает отсчитываться с 1 января 2014 года.

По мнению ведомства, указанная позиция соответствует выводам, изложенным в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Сроки давности при привлечении к ответственности


Сроки давности при привлечении к ответственности

М.Д. Иванов,
юрист ИНФОРМЦЕНТРА XXI ВЕКА

Налоговый орган (или таможенный орган) имеет право привлекать к ответственности лицо, обвиняемое в совершении налогового правонарушения, только в пределах сроков привлечения к ответственности (сроков давности), установленных законодательством.

В отраслевом законодательстве установлены разные сроки давности, применяемые в зависимости от вида правонарушения, которое совершено в кон-кретной ситуации. Так, для налогового правонарушения срок привлечения к ответственности установлен в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), и налоговый орган не может исчислять срок привлечения к налоговой ответственности, например согласно УК РФ. И наоборот, нельзя руководствоваться нормами НК РФ (устанавливающими срок давности), привлекая виновное лицо к административной или уголовной ответственности.

Некоторые отрасли права, в которых применяются сходные методы и способы привлечения к ответственности, по существу, дублируют друг друга, то есть устанавливают одинаковые сроки привлечения к ответственности. К таким отраслям относятся административное и таможенное законодательства (эти отрасли применяют административно-правовой метод привлечения к ответственности*1).
_____
*1 Административно-правовой метод привлечения к ответственности представляет собой способы применения мер наказания (предупреждение, штраф и т. д.), к которым прибегают в своей деятельности должностные лица органов государственного управления (таможенники, частично налоговые инспектора, налоговые полицейские, милиционеры и т. д.).

Следует различать сроки давности привлечения к ответственности и сроки давности взыскания санкций (такое разделение установлено в НК РФ). В других отраслях права (административном, таможенном, уголовном) в силу их специфики эти сроки объединены в срок (давности) наложения взыскания (КоАП РСФСР и ТК РФ) и срок (давности) освобождения от уголовной ответственности (УК РФ).

1. Давность привлечения к налоговой ответственности и давность взыскания налоговых санкций в соответствии с НК РФ

В НК РФ срок давности разделен на два срока: давность привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ) и давность взыскания налоговых санк-ций (ст. 115 НК РФ). Оба указанных срока давности неразрывно связаны между собой (см. табл. 1).

Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Давность взыскания налоговой санкции

По всем составам налоговых правонарушений, кроме ст. 120 и 122 НК РФ, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности) (п. 1 ст. 113 НК РФ). Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения*1 и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
_____
*1 В случае отказа в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела

Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения установлена в три года со дня совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (п. 1 ст. 113 НК РФ).

В части 2 п. 36 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” указано, что судам при применении срока давности, указанного в ст. 113 НК РФ, надлежит исходить из того, что в контексте указанной статьи моментом привлечения лица к налоговой ответственности является дата вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) в соответствии с установленными НК РФ порядком и сроками решения о привлечении лица к налоговой ответственности. Решение руководителя налогового органа (его заместителя) о привлечении лица к налоговой ответственности может быть вынесено не позднее двух месяцев и двадцати восьми дней после окончания налоговой проверки (с учетом ст. 89 НК РФ, п. 1, 5, 6 ст. 100 НК РФ и п. 2 ст. 101 НК РФ).

В соответствии с частью 2 п. 1 ст. 113 НК РФ исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

Пример 1. Срок, в течение которого можно привлечь к ответственности за несвоевременную подачу декларации по НДС

Организация должна была подать налоговую декларацию по НДС за январь 2001 года до 20 февраля 2001 года, однако исполнила эту обязанность только 5 марта 2001 года.

Указанная организация может быть признана виновной в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. Начало срока, в течение которого можно привлечь организацию к налоговой ответственности, — 21 февраля 2001 года, а конец срока — 21 февраля 2004 года. Иными словами, эту организацию нельзя будет привлечь к налоговой ответственности начиная с 22 февраля 2004 года.

Срок давности необходимо исчислять со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода в соответствии с частью 3 п. 1 ст. 113 НК РФ в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 (“Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения” и “Неуплата или неполная уплата сумм налога” соответственно) НК РФ.

Пример 2. Исчисление срока давности при занижении налоговой базы

По результатам выездной налоговой проверки организации Б налоговый инспектор установил, что организация занизила налоговую базу, не доплатив из-за этого часть суммы налога на прибыль предприятий и организаций за 2000 год.

Исчисление срока давности привлечения указанной организации должно начинаться с 1 января 2001 года.

2. Давность взыскания налоговых санкций

В НК РФ установлен срок давности взыскания налоговыми органами (в судебном порядке) налоговых санкций, равный шести месяцам, и его исчисление начинается со дня обнаружения налоговым органом правонарушения и составления соответствующего акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). В течение этого срока налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции. Под соответствующим актом в НК РФ понимается акт, упомянутый в п. 1 ст. 100 НК РФ, то есть акт налоговой проверки. Именно с момента составления этого акта начинается течение указанного шестимесячного срока давности.

Если предполагается привлечение лица к налоговой ответственности по составам правонарушений, прописанным в ст. 118, 119, 124, 125, 126, 128, 129 НК РФ, по которым не предусмотрено составление акта выездной налоговой проверки, началом шестимесячного срока следует считать непосредственно момент обнаружения налоговым органом конкретного правонарушения. При этом сам факт обнаружения налогового правонарушения должен быть за-протоколирован должностным лицом налогового органа в порядке, установленном ст. 99 НК РФ. В противном случае налоговый орган не сможет доказать, что имело место налоговое правонарушение.

В соответствии с п. 2 ст. 115 НК РФ при отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Иными словами, если налоговый орган выявил обстоятельства, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, то он в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ обязан передать (направить) материалы, свидетельствующие о совершении налогоплательщиком преступления, органам налоговой полиции. Если органом налоговой полиции было вынесено постановление об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела, то срок давности взыскания налоговой санкции (шесть месяцев) в этом случае исчисляется не с момента направления указанных материалов в орган налоговой полиции, а с момента отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Описанный в п. 2 ст. 115 НК РФ порядок исчисления срока давности применим к налогоплатель-щику — физическому лицу, но не к налогоплательщику-организации. В соответствии с п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Поэтому срок взыскания налоговой санкции (то есть срок подачи искового заявления) с организации-налогоплательщика не может прерваться на время рассмотрения в налоговой полиции материалов проверки, свидетельствующих о возможности возбуждения уголовного дела против должностного лица этой организации. Параллельно с направлением материалов, свидетельствующих о совершении преступления, налоговый орган с учетом срока взыскания санкции должен вынести решение о взыскании с организации-налогоплательщика налоговой санкции.

3. Как действует механизм привлечения к налоговой ответственности в части применения сроков давности?

Налоговые санкции к лицу, обвиняемому в совершении налогового правонарушения, должны применяться с учетом сроков давности, а также момента привлечения лица к налоговой ответственности, который, как уже было отмечено, равнозначен дате вынесения решения руководителем налогового органа (его заместителем) о таком привлечении. Иными словами, с момента вынесения решения о привлечении лица к налоговой ответственности считается, что такое лицо привлечено к налоговой ответственности. С момента вынесения решения о привлечении лица к налоговой ответственности начинается процесс по взысканию с него налоговой санкции, который реализуется только в судебном порядке и с учетом сроков давности (п. 7 ст. 114 НК РФ).

Итак, для оценки возможности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности необходимо выяснить, правильно ли соблюдены и применены:

— срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения — не позднее трех лет со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в котором было совершено это правонарушение (ст. 113 НК РФ);

— срок давности взыскания налоговых санкций — не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта выездной налоговой проверки (ст. 115 НК РФ);

— момент привлечения лица к налоговой ответственности (дата вынесения решения руководителя о привлечении лица к налоговой ответственности) — не позднее двух месяцев и двадцати восьми дней с момента окончания выездной налоговой проверки (с учетом ст. 89 НК РФ, п. 1, 5, 6 ст. 100 НК РФ и п. 2 ст. 101 НК РФ).

При правомерном привлечении к налоговой ответственности должны быть соблюдены все три указанных срока, в рамках которых могут быть различные вариации, отличающиеся друг от друга только конкретными календарными датами и условием о начале течения срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения [либо со дня его совершения (в отношении всех правонарушений), либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено налоговое правонарушение (в отношении правонарушений, предусмотренных в ст. 120 и 122 НК РФ)].

Пример 3. Начало течения срока давности

Организация совершила налоговое правонарушение (не по ст. 120 и ст. 122 НК РФ) 20 июня 1998 года.

С этого момента начал течь срок давности ее привлечения к налоговой ответственности, равный трем годам (ст. 113 НК РФ) (см. рис. 1).

Налоговый орган, проводящий в период с 20 июня по 20 июля 1999 года налоговую проверку, на основании исследуемых материалов пришел к выводу во время этой проверки, что организацией 20 июня 1998 года совершено налоговое правонарушение. Акт выездной налоговой проверки был составлен и оформлен надлежащим образом 29 июля 1999 года — именно начиная с этой даты налоговый орган имеет право в течение шести месяцев обратиться в суд (арбитражный или суд общей юрисдикции) с исковым заявлением о взыскании с организации налоговой санкции (давность взыскания налоговой санкции).

Однако внутри двух указанных сроков давности, непосредственно после окончания выездной налоговой проверки, начинает течь срок (два месяца и двадцать восемь дней), в пределах которого налоговый орган должен принять в установленном порядке*1 решение о привлечении лица к налоговой ответственности. Момент принятия указанного решения считается датой привлечения лица к налоговой ответственности, срок давности для которой установлен в три года.
_____
*1 Приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 утверждена инструкция № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», в которой определен порядок принятия налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) к налоговой ответственности.

Если налоговым органом будет нарушен срок (два месяца и двадцать восемь дней), в пределах которого он должен будет принять решение о привлечении лица к налоговой ответственности, то даже если срок давности привлечения лица к налоговой ответственности не истек, такое решение можно оспорить в суде, так как в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов порядка производства по делу о налоговом правонарушении влечет отмену такого решения.

Все описанные условия (по срокам), при которых привлечение к налоговой ответственности будет считаться правомерным, должны быть соблюдены налоговым органом в комплексе, иначе привлечение к налоговой ответственности будет считаться неправомерным и его можно будет обжаловать (оспорить) (см. рис. 2).