Ст 15 п 5 коап рф

Оглавление:

Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (действующая редакция)

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 15.5 КоАП РФ

1. Согласно ст. 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

2. Пунктом 1 ст. 229 НК предусмотрено представление налоговой декларации следующими налогоплательщиками налога на доходы физических лиц:

— физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующем законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

— частными нотариусами и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

— физическими лицами — исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

— физическими лицами — исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ, — исходя из сумм таких доходов;

— физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, — исходя из сумм таких доходов;

— физическими лицами, получающими выигрыш, выплачиваемый организаторами тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), — исходя из сумм таких выигрышей.

Налоговая декларация представляется указанными налогоплательщиками не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со ст. 216 НК налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 229 НК лица, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

Статус налогоплательщиков налога на доходы физических лиц определен ст. 207 НК.

3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 198 УК). Согласно примечанию к ст. 198 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

4. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 199 УК).

Согласно примечанию к ст. 199 УК крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

5. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Доходы — это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Расходы — это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.

Преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

6. О корреляции мер юридической ответственности, установленных комментируемой статьей и НК, см. п. 7 комментария к ст. 15.3. Статус должностных лиц применительно к комментируемой статье определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (см. подп. А п. 5 комментария к ст. 14.25).

Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

Новая редакция Ст. 15.5 КоАП РФ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 15.5 КоАП РФ

Статья 80 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая декларация — письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты сбора.

Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.

Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.

При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ вышеназванный порядок предоставления налоговой декларации будет действовать до 1 января 2008 г.
———————————
См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1).

Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде утверждены МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/[email protected]

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При разрешении дел указанной категории необходимо учитывать, что в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП к составу должностных лиц коммерческих организаций относятся не только их руководители, но и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. При выяснении субъективной стороны правонарушения следует изучать должностные инструкции работников, т.к. далеко не всегда руководитель предприятия является субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 и 15.6 КоАП.

Наиболее часто встречающейся ошибкой, влияющей на вынесение законного и обоснованного решения, является определение момента совершения правонарушения и срока давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков — со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся.

Таким образом, нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП) и непредставление ее в установленный срок не являются длящимися правонарушениями. Срок для привлечения к административной ответственности по таким правонарушениям начинает течь со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, а не со дня, следующего за днем фактического представления налоговой декларации или иных сведений. Подобная позиция нашла свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором указано, что правонарушения, предусмотренные ст. 15.5, 15.6 КоАП, не являются длящимися, срок в размере одного года должен исчисляться со дня, следующего за днем совершения правонарушения. Зачастую при вынесении решения судом данные положения не всегда принимаются во внимание.

Указанная позиция нашла также отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 г. — первое полугодие 2004 г., приведенного в письме Управления МНС России по г. Москве от 12 октября 2004 г. N 11-15/65542. Там, в частности, сказано: «. Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении) не подтверждает факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса, а именно: отсутствует опись вложения».

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, утверждены Приказом МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 .
———————————
См.: Приказ МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 «О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций» (с изм. от 22 июня 2004 г.) // Учет. Налоги. Право. Официальные документы. 2003. 29 января; 2004. 7 июля.

Министерство финансов Российской Федерации не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
———————————
См.: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 2006. N 45. Ст. 4635.

Другой комментарий к Ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом нарушения является порядок контроля за правильностью исчисления налогов и перечислением их в соответствующий бюджет, установленный Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.

В соответствии со ст.80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.

Под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

2. Объективная сторона данного состава правонарушения характеризуется бездействием и выражается в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Квалифицирующим признаком является несоблюдение срока подачи декларации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

3. Субъектами правонарушения являются должностные лица.

Анализ субъективной стороны свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого правонарушения в форме умысла или неосторожности. По юридической конструкции данное правонарушение является формальным составом, поэтому интеллектуальный и волевой моменты, указывающие на отношение нарушителя к наступившим последствиям бездействия, не определяются.

4. Размер санкции зависит от срока, в течение которого непредставлялась налоговая декларация, а также от обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)

СТ 15.5 КоАП РФ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 15.5 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения по комментируемой статье 15.5 КоАП России является порядок уплаты налогов на основании налоговой декларации.

Налогоплательщик обязан представлять в установленные сроки в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет налоговую декларацию как письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью о вложении или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Форма и порядок заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций определяются ФНС России.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах сроки. Обязанность представления налоговой декларации и конкретные сроки ее представления определяются отдельно по каждому налогу.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Не подлежат представлению налоговые декларации, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты налога в связи с применением специальных налоговых режимов.

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

2. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение установленных сроков представления декларации.

3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика при отсутствии в штате главного бухгалтера (бухгалтера).

При наличии в штате главного бухгалтера (бухгалтера) к ответственности по комментируемой статье 15.5 КоАП РФ привлекается, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер), если обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций не возложена на иных работников, которые наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в организации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуются руководителем экономического субъекта. Индивидуальный предприниматель, а также руководитель субъекта среднего и малого предпринимательства могут возложить ведение бухгалтерского учета на себя.

Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 названного Закона.

Руководитель кредитной организации обязан возложить функции по ведению бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

4. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и по неосторожности.

5. Дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей 15.5, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1 КоАП России).

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП России).

7. Обзор судебной практики по данному составу позволяет сделать вывод, что формальные административные правонарушения, совершенные повторно, не являются основаниями для аннулирования лицензии при последующем надлежащем исполнении добровольно не исполненной обязанности (см. Постановление ВАС РФ от 12.05.2009 N 15211/08).

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТАТЬЕ 7.21 КОАП РФ «НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ» (по состоянию на 10.12.2010)

Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.21 КоАП РФ.

Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.21 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.

Основными нормативными актами, устанавливающими правила пользования жилыми помещениями, являются: Жилищный кодекс (ЖК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениям» (Правила), постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 «Об утверждении Типового договора социального найма» (Типовой договор).

Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Субъекты нарушений — граждане.

Согласно п. 5 Правил право пользования жилым помещением имеют:

— наниматель жилого помещения и члены его семьи — по договору социального найма жилого помещения;

— наниматель и граждане, постоянно проживающие с нанимателем, — по договору найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов коммерческого использования;

— наниматель и члены его семьи — по договору найма специализированного жилого помещения;

— собственник жилого помещения и члены его семьи;

— член жилищного или жилищно-строительного кооператива и члены его семьи.

Жилищным кодексом (ЖК РФ) закрепляются обязанности граждан по соблюдению правил пользования жилыми помещениями. При этом такие обязанности, включая требование обеспечивать сохранность жилья, использовать его по прямому назначению, предъявляются как к собственникам жилых помещений, так и к нанимателям.

В соответствии со ст. 30, 31 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Кодексом. При этом собственник обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Члены семьи собственника также обязаны использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Согласно ст. 67, 69 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать его по назначению и в пределах, которые установлены Кодексом, обеспечивать сохранность и поддерживать надлежащее состояние жилого помещения. Члены семьи нанимателя имеют равные с нанимателем права и обязанности и несут солидарную с ним ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

ЖК РФ предусматривает возможность выселения нанимателя и членов его семьи без предоставления жилого помещения, а также меры по расторжению и прекращению договора социального найма жилого помещения. Это допускается и в случаях, когда наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение. Наймодатель обязан предупредить нарушителей о необходимости устранить нарушения. Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить разумный срок для устранения этих нарушений. В случае если нарушения не будут устранены, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ч. 4 ст. 79, ч. 4 ст. 83, ч. 1 ст. 91).

Согласно ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан и должно использоваться по назначению.

Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

Правилами пользования жилыми помещениями предусматривается ряд обязанностей нанимателя жилья по договору социального найма, в том числе не допускать в жилом помещении работ или других действий, приводящих к его порче; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещений общего пользования, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, в других помещениях общего пользования; обеспечивать сохранность санитарно-технического и иного оборудования; немедленно принимать возможные меры к устранению неисправностей жилого помещения или оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию; производить текущий ремонт жилого помещения. Правилами запрещается переустройство или перепланировка жилого помещения в нарушение установленного порядка.

Правилами также определены обязанности собственников жилья в многоквартирном доме. Так, собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения, нести расходы по его содержанию, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в общей собственности путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей плату по текущему и капитальному ремонту общего имущества, вносить плату за коммунальные услуги, выполнять иные законные требования.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения ведутся на основе требований гл. 4 ЖК РФ. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка же влечет за собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменения в технический паспорт.

Переустройство или перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Собственник данного помещения или уполномоченное лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения жилого помещения заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266, правоустанавливающие документы на жилое помещение; надлежаще оформленный проект переустройства или перепланировки; технический паспорт; согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, если жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления соответствующих документов в данный орган. О принятии такого решения заявителю выдается документ, форма и содержание которого устанавливаются Правительством РФ и который является основанием проведения переустройства или перепланировки жилого помещения.

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка, проведенные:

— без получения документа, подтверждающего принятие (органом, осуществляющим согласование) решения о согласовании переустройства (перепланировки);

— с нарушением порядка переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

После принятия решения о согласовании заявитель не вправе отступить от согласованного проекта, в противном случае налицо самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения.

Статья 29 ЖК РФ предусматривает последствия самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения вплоть до принятия решения о приведении жилого помещения в прежнее состояние либо о продаже в установленном порядке жилого помещения с публичных торгов (в отношении собственника), а в отношении нанимателя — о расторжении договора социального найма.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в сроки, установленные органом, осуществляющим согласование, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, принимает решение:

1) в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном ч. 3 ст. 29 ЖК РФ порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке. При этом важно подчеркнуть, что ст. 235 ГК РФ, устанавливающая закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества, не предусматривает возможности принудительного изъятия жилого помещения в случае его самовольного переустройства.

Имея в виду повышенную общественную вредность таких нарушений, как самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах, с учетом того, что они затрагивают покой и безопасность жильцов соседних квартир, могут ухудшать условия нормального проживания многих других граждан, статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность:

«Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей».

Согласно ст. 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматриваются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместителями.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ.

Заведующий правовым отделом

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: брус клееный фото по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Статья 4. 5 КоАП РФ. Давность привлечения

Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности:

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30), по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Статья 12.15 ч. 4 КоАП РФ — давность привлечения к административной ответственности составляет три месяца ? Имеют ли право (судьи и т.д.) исключать из срока давности какие-то периоды, например, период времени пересылки почтой материалов дела для судебного разбирательства по месту жительства на основании ходатайства?

Заранее спасибо, Игорь.

Ответы юристов (6)

Статья 12.15.ч4 -давность привлечения к административной ответственности: — три месяца? Имеют ли право (судьи и т.д.) исключать из срока «Давности» какие то периоды? Например период времени пересылки почтой материалов дела для судебного разберательства по месту жительства — по ходатайству ?

Если Вы заявляли ходатайство о рассмотрении дела по месту Вашего жительства, то да, течение срока давности приостанавливается, в противном случае соответственно не приостанавливается:

5.В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Есть вопрос к юристу?

В соответствии с ч. 1, ст. 4.6 КоАП РФ правонарушение предусмотренное ст. 12.15 предполагает: Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев)

Что касается приостановления, то ч. 5 гласит этой статьи гласит:

5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Например период времени пересылки почтой материалов дела для судебного разберательства по месту жительства — по ходатайству ?

Да, если Ваше ходатайство удовлетворено, то дело пересылается для рассмотрения по Вашему месту жительства, а срок приостанавливается. Это законно, см. ст. 4.5 КоАП РФ, пункт 5

Уточнение клиента

Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении:

1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

Вопрос: Если протокол направлен судье после истечения больше трёх суток ?

Как можно мотивировать это в суде в пользу лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ?

05 Ноября 2014, 16:04

Здравствуйте Игорь. Давность привлечения к административной ответственности по части 4 ст. 12.15 КоАП РФ — два месяца. Если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаёт его на рассмотрение судье — три месяца (часть 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 5 ст. 4.5 КоАП РФ В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вопрос: Если протокол направлен судье после истечения больше трёх суток? Как можно мотивировать это в суде в пользу лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ?

В соответствии со статьей 1.6. КоАП РФ (Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушениииначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Вместе с тем согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 г. Москва О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

опрос: Если протокол направлен судье после истечения больше трёх суток? Как можно мотивировать это в суде в пользу лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ?

Практически никак, ранее суд обращал внимание на такие процессуальные нарушения, сейчас уже нет. Вот здесь, обзор практики ВС РФ, подробно

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.