Ст 222 гк рф с изменениями на 2018 год

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 26 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 27, ст. 3213; 2015, N 29, ст. 4384; 2016, N 27, ст. 4287) следующие изменения:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.»;

абзац второй признать утратившим силу;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее — установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.»;

в) абзац третий пункта 3 изложить в следующей редакции:

«если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;»;

г) дополнить пунктами 3 1 и 3 2 следующего содержания:

«3 1 . Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).

3 2 . Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.

Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.

Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.»;

д) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:

1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;

2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.»;

2) пункт 2 статьи 238 дополнить предложением следующего содержания: «В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.»;

3) абзац второй пункта 2 статьи 263 изложить в следующей редакции:

«Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.»;

4) статью 285 изложить в следующей редакции:

«Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства Российской Федерации

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в пункте 2 статьи 222 настоящего Кодекса, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.».

Статью 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302; 2016, N 14, ст. 1906) изложить в следующей редакции:

1. Положения пункта 4 статьи 222 Кодекса не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие «имущество религиозного назначения» используется в значении, указанном в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Религиозные организации вправе использовать указанные в настоящем пункте самовольные постройки в случае соответствия таких построек требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В случае, если такие самовольные постройки не отвечают указанным требованиям, их использование религиозными организациями допускается до 2030 года.

2. Положения абзаца шестого пункта 4 статьи 222 Кодекса применяются также в отношении жилых домов и жилых строений, созданных до 1 января 2019 года соответственно на дачных и садовых земельных участках.

3. Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий:

1) права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года;

2) параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом;

3) эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.

4. Положения пункта 3 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав на объекты индивидуального жилищного строительства, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, жилые дома и жилые строения, созданные соответственно на дачных и садовых земельных участках, после 1 сентября 2018 года.

5. Орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения здания, сооружения или другого строения на межселенной территории) не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, в соответствии со статьей 222 Кодекса:

1) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации;

2) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 года.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, может быть принято только судом.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Блиц-комментарий к новой редакции ст. 222 ГК РФ (Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ)

Складывается традиция. Каждые три года летом законодатель меняет нормы о самовольных постройках (в предыдущий раз – Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ).

По всей видимости, учтен скандальный опыт применения предыдущей редакции ст. 222 ГК РФ («ночи длинных ковшей»). В первую очередь можно отметить:

1. появление альтернативной санкции за самовольное строительство – приведение объекта в соответствии с требованиями;

2. установлены минимальные и максимальные сроки сноса самовольной постройки и приведения её соответствие с требованиями (п. 4 ст. 222 ГК РФ для административного порядка, но он может быть ориентиром и для судов);

3. прямо предусмотрено, что органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта, право собственности на который:

  • зарегистрировано в ЕГРН или
  • признано судом в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ либо
  • в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или
  • в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

4. города федерального значения не указаны в качестве субъектов, правомочных принимать решение о сносе самовольной постройки. Отдельно заметим, что и в прежней редакции они не упоминаются как такие субъекты, что не помешало известным событиям.

Комментарий к изменениям п. 1 ст. 222 ГК РФ

Само определение самовольной постройки, хотя и изменилось, но содержательно осталось прежним и вряд ли привет к изменению понимания самовольной постройки. В тоже время важным изменением является то, что нарушения-основания самовольности должны действовать на дату выявления самовольности. Это несколько усложняет бремя доказывания истца.

Интереснее абзац второй п. 1 ст. 222 ГК РФ в новой редакции, в которой закреплена защита добросовестного застройщика, к чему автор данного также приложил руку[1].

Сама эта защита была упомянута ещё в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 143. В нем было разъяснено, что признание незаконным разрешения на строительство само по себе не влечет квалификацию постройки как самовольной, если поведение застройщика является добросовестным, поскольку возникла видимость того, что разрешение на строительство было получено.

Однако этот пример был не вполне удачным, поскольку добросовестность застройщика автомойки не помогла. Её снос ВАС РФ признал законным, ибо автомойка мешала нормальной работе аэропорта. Эта позиция ВАС РФ неохотно использовалась судами, но были и положительные примеры, в частности, если разрешение на строительство было выдано неуполномоченным органом[2] (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018 № Ф07-5407/2018 по делу № А13-17270/2017).

Теперь эта конструкция получила свое место в Гражданском кодексе РФ, и вопрос состоит в границах её использования. Вероятнее всего, область применения этого послабления будет небольшой, так как ограничения использования земельного участка для строительства в большинстве своем содержатся в нормативном регулировании (федеральное законодательство, подзаконные акты, генеральные планы и правила землепользования и застройки). Перечисленные акты публикуются в официальных изданиях и собственник объекта, если не знал, то должен был знать (у него была такая возможность) об этих ограничениях, так эта информация находится в публичном доступе.

Поэтому можно предположить, что абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ будет применяться в исключительных случаях и, по сути, в этой части положение вещей мало изменится.

Комментарий к изменениям п. 2 ст. 222 ГК РФ

Главная новелла – появление альтернативной санкции за возведение самовольной постройки – приведение в соответствии с параметрами, что вероятнее всего означает принудительную реконструкцию объекта. Это заимствование из ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, в частности из п. 8 и п. 4 ст. 85 ЗК РФ. Полагаю, что данное нововведение полезно, поскольку позволяет в отличие от сноса сохранить объект и ввести его в дальнейшем в хозяйственный оборот.

Комментарий к п. 3.1 ст. 222 ГК РФ

В этом пункте описаны субъекты, которые вправе принимать решение о сносе самовольной постройки. Эта норма понятна и ясна, кроме одного вопроса – вправе ли города федерального значения, которые, как известно субъекты РФ, а не местное самоуправление принимать решение о сносе самовольной постройки?

Сейчас, к примеру, в Москве, решение о сносе самовольной постройки принимается Правительством Москвы путем принятия правового акта, предусматривающего включение самовольной постройки в перечень[3]. Исходя из текста п. 3.1 ст. 222 ГК РФ можно заключить, что Правительство г. Москвы лишено такого полномочия. Перечень лиц, правомочных принимать решение о сносе самовольной постройки закрытый:

  • Суд
  • Муниципальное поселение
  • Городской округ
  • Муниципальный район (для межселенной территории)

Город федерального значения ни к одному из них не относится.

Вопрос можно поставить даже более глобально – а возможен ли вообще административный снос самовольных построек в городах федерального значения? В силу п. 1 ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в городах федерального значения местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях (внутригородское муниципальное образование). В п. 3.1 ст. 222 ГК РФ их нет и, следовательно, органы местного самоуправления городов федерального значения также не могут принимать такого рода решения.

Таким образом, можно предположить, что «ночь длинных ковшей» в Москве выведена из правового поля. Предположение, конечно смелое и весьма вероятно не подтвердится на практике.

Комментарий к п. 3.2 ст. 222 ГК РФ

Этот пункт допускает, среди прочего право арендатора публичного земельного участка, предоставленного для строительства, признать за собой право собственности на самовольную постройку при условии приведения этой постройки в соответствии с установленными требованиями. Эту норму можно только приветствовать. Впрочем, суды уже давно признают за арендаторами земельного участка (даже в более широком смысле) возможность признания права собственности на самовольную постройку[4].

Комментарий к изменениям п. 4 ст. 222 ГК РФ

Новеллы этого пункта вновь заставляют вспомнить о московском опыте и знаменитой фразе о «липовых бумажках».

В п. 4 ст. 222 ГК РФ теперь прямо предусмотрено, что органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта, право собственности на который:

  • зарегистрировано в ЕГРН или
  • признано судом в соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ либо
  • в отношении, которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или
  • в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Текст нормы (фраза «в любом случае») не дает оснований искать в этой норме исключения, поэтому можно сказать, что «бумажкам» придана дополнительная законная сила и вероятность повтора «ночи длинных ковшей» в прежних масштабах сведена к минимуму (см. подробнее какие были «бумажки» во время этих событий).

Отдельно нужно отметить введение минимальных и максимальных сроков сноса самовольных построек (от трех месяцев до года) или приведения их в соответствии с параметрами, что также препятствует впезапным сносам.

[1] Петрищев В.С. Защита добросовестного застройщика в ситуации самовольного строительства: практика Президиума ВАС РФ и поиск надлежащего правового средства // Закон. 2013. № 2. С. 166 — 171.

[2] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018 N Ф07-5407/2018 по делу № А13-17270/2017.

[3] п. 4 Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, утв. Постановление Правительства Москвы от 08.12.2015 № 829-ПП.

[4] «Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2016 по делу № 305-ЭС16-8051, А40-30372/2013, Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 № 1748-О.

«Закон о самострое»: с 1 июля 2018 года у россиян не будут отнимать земельные участки

Проект закона, предполагающий жесткие меры в отношении самовольных построек на дачных участках (вплоть до их сноса), а также многотысячные штрафы для владельцев самостроя, должен был вступить в силу 1 июля 2018 года, однако был принят Госдумой только 26 июля и подписан президентом РФ 4 августа. Опасаясь последствий закона, дачники с ужасом ждали лета в полной уверенности, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки и сносить незарегистрированные дачи. На данный момент эти опасения беспочвенны. Смысл закона, как это обычно бывает, многие истолковали неправильно.

Расскажем, что из себя представляет так называемый закон о самострое и какие санкции для владельцев земельных участков с самостроем он предполагает .

«Закон о самострое» с 1 июля 2018 года — последние новости

Законопроект № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)» был внесен в Государственную думу РФ 1 ноября 2017 года. В этот же день законопроект был направлен на нулевое чтение в Комитет по государственному строительству и законодательству. Принятие законопроекта в первом чтении состоялось 23 мая 2018 года, в третьем чтении — 26 июля. Документ одобрен Совфедом 28 июля и президентом РФ — 4 августа. Данные о документе содержатся в системе обеспечения законодательной деятельности http://sozd.parliament.gov.ru/bill/301924-7

В соответствии с положениями законопроекта предполагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, в частности, уточнить понятие «самовольная постройка».

«Самовольная постройка – это сооружение или другое строение, возведенное, созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенное, созданное без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки».

«Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если данные здание, сооружение, строение возведены, созданы на основании необходимых для этого согласований и (или) разрешений и в соответствии с ними и (или) собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка»

По мнению законодателей, пользоваться и распоряжаться самостроем нельзя (ни продавать, ни дарить, ни эксплуатировать) – его необходимо снести или привести в соответствие с требованиями закона. Естественно, все издержки ложатся на плечи владельца незаконной постройки или участка, на котором она возведена. Владелец должен узаконить постройку или снести ее. Законопроект определяет сроки, когда это необходимо сделать.

Срок сноса самостроя:

  • от 3-х до 12 месяцев в зависимости от специфики объекта.
  • от 6-и месяцев до 3-х лет в зависимости от специфики.

После приведения постройки в соответствие с требованиями закона можно будет оформить на нее право собственности.

Оговаривается, что орган местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольных построек без решения суда:

  • если отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, «в отношении зданий, сооружений, других строений, созданных на таком земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации»;
  • «в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении зданий, сооружений, других строений, созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 года № 73-Ф3».

Штраф за самострой

23 мая был принят еще один законопроект № 301854-7 ( на 31 июля 2018 года принят только в первом чтении ), устанавливающий административную ответственность за эксплуатацию самостроя и за неисполнение решения суда в отношении самовольной постройки – если владелец не снес вовремя ее или не реконструировал как того требует Градостроительный кодекс РФ. Штрафы в нем действительно внушительные.

За эксплуатацию самовольной постройки:

  • на граждан – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП — от 20 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За неисполнение решения суда или органа местного самоуправления о реконструкции или сносе самостроя:

  • на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов;
  • на ИП — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

Разъяснения Минстроя РФ

Опасения дачников за свои земли и постройки оказались настолько серьезными, что Минстрою пришлось давать специальное разъяснение на счет законопроекта и объяснять, что с 1 июля 2018 года у россиян не начнут отнимать земельные участки и сносить дома.

«Появившаяся в ряде СМИ информация о сносе домов без ограничений не соответствует действительности», — подчеркивается в сообщении ведомства.

«Возможность принятия решений о сносе самовольных построек во внесудебном порядке сужается до случаев очевидных недопустимых нарушений при строительстве: отсутствия разрешений на строительство или правоустанавливающих документов на землю. При этом можно избежать сноса, если привести объект в соответствие с градостроительными требованиями. Кроме того, законом предусматривается возмещение убытков правообладателям земельных участков и недвижимости, которые расположены в зонах с особыми условиями использования до вступления в силу этого закона. На сегодняшний день в России 23 такие зоны: зоны охраны объектов культурного наследия, охранные зоны объектов электроэнергетики, железных дорог, объектов трубопровода, линий сооружения связи, приаэродромные территории, придорожные полосы и т.д», – разъяснили в Минстрое.

Вопросы юристам

Разъяснения Минстроя были даны еще до внесения законопроекта в Госдуму. Однако юристам продолжают поступать вопросы от граждан на счет возможного сноса дач и изъятия земельных участков. Вот некоторые из них.

«Подскажите, я не успел оформить дом по дачной амнистии до 1 июля 2018 года. У меня нет ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод в эксплуатацию. Будут сносить постройки на садовых участках с 1 июля 2018 года?» – спрашивает Кирилл из Московской области.

«Прочитал в интернете, что с 1 июля 2018 года у россиян начнут отнимать земельные участки, если они попадают в особые зоны с газопроводами и прочими коммуникациями. У меня газ идет по границе участка, как и у всех соседей. В Правлении ничего объяснить не могут. Коснется нас новый закон или нет?» – спрашивает Владимир из Санкт-Петербурга.

«Будут ли сносить дачи по закону о самостроях 2018 года, если не реконструировать под все требования. Денег на реконструкцию и снос у меня нет», – пишет Игорь из Краснодара.

Отвечаем сразу всем.

  1. Механизм выявления и сноса самовольных построек существует и сегодня. В соответствии со ст. 222 ГК РФ «самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи».
  2. Новый закон сокращает количество случаев, когда решение о сносе самовольной постройки может быть принято местными властями без решения суда. Если приобретатель земельного участка с постройкой не мог знать, что она является незаконной, то финансовые потери в связи с ее сносом или реконструкцией он не понесет.
  3. «Дачная амнистия» действует до 2020 года. Если дом не оформлен, то время сделать это в упрощенном порядке еще есть.
  4. Изъятие земельных участков с самостроем данными законопроектами не предусмотрено. Но вполне возможно, что такая норма появится в законодательстве по аналогии со ст 293 ГК РФ, в соответствии с которой возможно выселение из жилого помещения собственника, который использует его не по назначению либо разрушает его, при этом не исполняя решение органа местного самоуправления по устранению нарушений.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Статья 222. Самовольная постройка

СТ 222 ГК РФ

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.

В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Комментарий к Ст. 222 Гражданского кодекса РФ

1. Комментируемая статья, закрепляя правовой режим самовольной постройки и предоставляя возможность при определенных обстоятельствах ввести такую постройку в гражданский оборот, одновременно регулирует различные по своей правовой природе правоотношения, как административные (связанные с совершением публичного деликта — строительства с нарушением норм земельного законодательства, регулирующих предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных и строительных норм и правил, регулирующих проектирование и строительство и т.п.), так и частноправовые.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи самовольная постройка — здание, сооружение или другое строение, характеризующиеся следующими признаками (альтернативно):

1) возведенные, созданные на земельном участке:

а) не предоставленном в установленном порядке (см. ст. ст. 15, 22 — 24, 25, гл. V.1 и др. ЗК РФ);

б) или разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта (см. ст. 7 ЗК РФ; ст. 37 ГрК РФ; Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 «Об утверждении Классификатора видов разрешенного использования земельных участков»);

2) возведенные, созданные:

а) без получения на это необходимых разрешений (см. ст. 51 и др. ГрК РФ, ст. ст. 2, 3 и др. ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»);

б) или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (см. п. п. 8, 9 ст. 1, ст. ст. 30, 39 и др. ГрК РФ; ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521; Приказ Росстандарта от 30.03.2015 N 365; СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820) и др.).

Таким образом, в п. 1 комментируемой статьи закреплены признаки, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой.

Так, рассматривая дело об обязании осуществить снос самовольной постройки — здания магазина, исследовав представленный в дело договор аренды земельного участка, а также дополнительное соглашение к нему о продлении договора, с позиций буквального толкования содержащихся в них слов и выражений, суды выявили, что волеизъявление сторон при заключении договора было направлено на предоставление земельного участка для эксплуатации временного объекта (без наделения правом на осуществление строительства и с обязанностью арендатора по вывозу объекта после прекращения договора аренды). При этом доказательств предоставления предпринимателю земельного участка в целях строительства капитального объекта в установленном законом порядке в материалах дела не имеется.

Судом отмечено, что постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 — 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка). По правилам ст. 222 ГК РФ недвижимый объект, созданный без согласия собственника земли, может быть квалифицирован в качестве самовольной постройки. Порядок предоставления земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в период возведения спорного объекта был урегулирован положениями ст. ст. 30, 31 ЗК РФ.

Оценив представленные в дело доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии возведенного предпринимателем строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено. При таких обстоятельствах суды сделали соответствующий вышеназванным нормам гражданского, земельного и градостроительного законодательства вывод о том, что на спорный объект недвижимости распространяется правовой режим самовольной постройки, которая подлежит сносу по правилам п. 2 ст. 222 ГК РФ (см. подробнее Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.07.2016 N Ф03-3314/2016 по делу N А24-4934/2015).

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, следовательно, оно не вправе распоряжаться такое постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Пленум ВС РФ на этот счет отметил, что по смыслу ст. ст. 128, 129, 222 ГК РФ самовольное строение в гражданский оборот не введено и не может в нем участвовать: с ним нельзя совершать какие-либо гражданско-правовые сделки, право на него не может быть установлено и зарегистрировано (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016)).

По общему правилу, предусмотренному абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет (см. письмо ФССП России от 31.03.2014 N 8 «Методические рекомендации по исполнению судебных решений о сносе самовольно возведенных строений»). Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при определенных обстоятельствах признать право собственности на самовольную постройку (см. п. п. 3 и 4 комментируемой статьи).

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом (в предусмотренных законом случаях также в ином установленном законом порядке) за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

— если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

— если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

— если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

При практическом применении комментируемых норм следует учитывать разъяснения, данные Пленумами ВС РФ и ВАС РФ в Постановлении от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в том числе:

1) собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки;

2) с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом (см., например, Апелляционное определение Орловского областного суда от 13.05.2015 по делу N 33-1149, Определение Ленинградского областного суда от 26.02.2015 N 33-1126/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.09.2015 N Ф08-6652/2015 по делу N А01-2332/2013 и др.);

3) по смыслу абз. 2 п. 2 комментируемой статьи ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка;

4) в случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной. Например, в случае отчуждения самовольной постройки — ее приобретатель; при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал — юридическое лицо, получившее такое имущество; в случае смерти физического лица либо реорганизации юридического лица — лицо, получивший имущество во владение;

5) если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку;

6) отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию;

7) если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (см. также Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2016 N Ф04-2933/2016 по делу N А81-5242/2015).

4. Органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен:

а) в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации);

б) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки. Срок для сноса устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.

Для случаев, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, п. 4 комментируемой статьи предусматривает следующий порядок действий:

1) орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:

— обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

— обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

— обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;

2) снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом сносе такой постройки.

Обратим внимание на то, что в соответствии со ст. 22 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» положения п. 4 комментируемой статьи не распространяются на самовольные постройки, относящиеся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенные для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующие с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс. Понятие «имущество религиозного назначения» используется в значении, указанном в п. 1 ст. 2 ФЗ от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

5. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 03.07.2007 N 595-О-П «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности абзаца второго пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (см. п. п. 22 — 31);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (см. п. 11);

— Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» (см. п. 1);

— Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (см. п. 64);

— Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом ВС РФ 19.03.2014);

— Обзор практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 04.12.2013);

— Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 06.07.2016) (см. п. 2 из раздела I «Разрешение споров, связанных с использованием земельных участков для жилой застройки»);

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации»;

— Определение ВС РФ от 12.07.2016 N 22-КГ16-5 (о признании права собственности на нежилое здание);

— Определение ВС РФ от 28.06.2016 по делу N 305-ЭС15-6246, А41-17069/2014 (об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании самовольными постройками, обязании снести объекты недвижимости);

— Определение ВС РФ от 21.06.2016 N 47-КГ16-4 (о сносе самовольного строения);

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.07.2016 N Ф01-1370/2016, Ф01-1371/2016 по делу N А79-835/2015 (об обязании осуществить снос самовольной постройки и освободить самовольно занятый земельный участок);

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.07.2016 N Ф04-2742/2016 по делу N А46-11386/2015 (об обязании снести самовольную постройку);

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.07.2016 N Ф04-2752/2016 по делу N А03-16936/2015 (о признании права собственности на самовольную постройку — не завершенное строительством одноэтажное здание);

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.08.2016 N Ф05-10751/2016 по делу N А40-72060/14 (о признании строений самовольными постройками, обязании снести самовольные постройки, признании зарегистрированного права собственности на нежилое здание с пристройкой отсутствующим);

— Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2016 N Ф06-9773/2016 по делу N А55-5610/2015 (о признании права собственности на реконструированные объекты недвижимости);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.08.2016 N Ф08-5180/2016 по делу N А32-41373/2013 (о признании самовольными постройками гаражных боксов, обязании осуществить снос самовольно возведенных гаражных боксов, демонтаж фундамента, освободить и привести в пригодное для использования состояние самовольно занимаемый земельный участок);

— Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2016 N Ф09-7522/16 по делу N А07-667/2015 (о признании самовольной постройкой пристроя к зданию, обязании снести строение);

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.08.2016 N Ф10-2737/2016 по делу N А35-8246/2014 (о признании права собственности на нежилое здание).