Ст 260 гражданского кодекса рф

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Комментарий к статье 260 Гражданского Кодекса РФ

По общему правилу собственник земельного участка вправе свободно осуществлять в отношении данного участка правомочия владения, пользования и распоряжения в соответствии с требованиями относительно оборотоспособности, установленными в отношении участков соответствующей категории.

Вопросы оборотоспособности земель, в том числе изъятия их из оборота и ограничения в обороте, регулируются Земельным кодексом РФ.

Так, в соответствии со статьей 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими объектами федеральной собственности:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не запрещенные к обороту;
6) участки в границах закрытых административно-территориальных образований (если оборот их не запрещен полностью);
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Отнесение земель к той или иной категории имеет важное значение при регулировании вопросов их оборотоспособности.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в РФ, исходя из их целевого назначения, подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.

В общем виде порядок отнесения земель к категориям, перевода их из одной категории в другую установлен статьей 8 ЗК РФ.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Комментарий к Ст. 260 ГК РФ

1. «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю», — провозглашает Конституция РФ (ч. 1 ст. 36). Как известно, Основной Закон был принят на референдуме 12 декабря 1993 г. Однако вышеуказанное право долгое время не находило своего адекватного развития в виде соответствующих федеральных законов. Более того, при принятии Государственной Думой в 1994 г. части первой Гражданского кодекса РФ было найдено компромиссное решение об отсрочке вступления в силу главы «Право собственности и иные вещные права на землю». Напомним, что в первоначальной редакции ст. 13 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывалось на то, что гл. 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Безусловно, такая отсрочка была шагом назад на пути кодификации гражданского законодательства, защиты прав граждан и юридических лиц и упорядочения экономических отношений в стране. Однако это был вынужденный компромисс.

В этой ситуации федеральное регулирование отношений по владению и распоряжению землями, использованию и охране земель во многом осуществлялось указами Президента РФ. До введения в действие гл. 17 ГК РФ было издано более 20 указов («О реализации конституционных прав граждан на землю» , «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» , «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» и др.), разнородных по своему содержанию и создающих сложности для обеспечения реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на землю. Были также приняты некоторые Федеральные законы, лишь в малой степени заполняющие правовой вакуум в данной сфере («О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства» , «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» , «О государственном земельном кадастре» и др.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 11. Ст. 1026; 1999. N 5. Ст. 651.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 20. Ст. 2240; 1999. N 45. Ст. 5418.

Собрание законодательства РФ. 1993. N 44. Ст. 4191; 1999. N 5. Ст. 651; 1993. N 52. Ст. 5085.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее — Ведомости СНД и ВС РФ). 1993. N 1. Ст. 26.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 29. Ст. 3399.

Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 149.

21 марта 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» , которым гл. 17 вводилась в действие.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 17. Ст. 1644.

2. В комментируемой статье перечислены правомочия собственника по распоряжению земельным участком, перечень которых не является исчерпывающим. Собственник может также заключить договор мены, ренты, безвозмездного пользования в отношении земельного участка, внести в уставный капитал юридического лица, завещать и т.д.

Земля — достаточно специфический и по происхождению, безусловно, ценный объект. Поэтому общая норма: «Лица, имеющие в собственности имущество (в том числе и землю), вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом» в комментируемой статье дополняется важным ограничением: «…поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте».

Таким образом, комментируемая статья корреспондирует с п. 3 ст. 209 ГК РФ, предусматривающим, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Как отмечается в п. 2 ст. 129 ГК РФ, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе, а виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. При этом содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, а также другими федеральными законами.

В соответствии с этим п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками;

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Виды земельных участков, ограниченных в гражданском обороте, определены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий (кроме тех земель, которые изъяты из гражданского оборота);

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не являющиеся изъятыми из гражданского оборота;

6) не изъятые из гражданского оборота в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. Так, например, на территории природных парков, государственных природных заказников допускается наличие земельных участков, находящихся в частной собственности (ст. ст. 18, 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

3. В п. 1 комментируемой статьи кроме прочего говорится о правомочии распоряжения земельными участками. При этом в правоприменительной практике возникают вопросы относительно возможности распоряжения частью земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения. Как разъясняется в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 г. , п. 4 ст. 35 ЗК РФ запрещает отчуждение земельного участка, на котором находится здание, без одновременного отчуждения самого здания, т.е. земельный участок под домом можно продать только вместе с домом. Что же касается другой части земельного участка, не занятой зданиями, строениями, сооружениями или вообще свободной от застройки части земельного участка, принадлежащего гражданину на праве собственности, то на продажу таких участков ограничения, установленные п. 4 ст. 35 ЗК РФ, не распространяются.

———————————
Бюллетень ВС РФ. 2004. N 3.

Кроме того, иной подход противоречил бы требованиям п. 1 ст. 260 ГК РФ о том, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничения оборотоспособности земельных участков предусмотрены ст. 27 ЗК РФ. В соответствии с п. 2 этой статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, если земельный участок находится в частной собственности гражданина, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому по смыслу ст. 260 ГК РФ он либо его часть могут быть объектом купли-продажи.

4. Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены не только Земельным кодексом РФ, но и другими федеральными законами. Согласно ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Положения ЗК РФ, предусматривающие возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, были предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. Мурманской областной Думой оспаривалась конституционность целого ряда положений ЗК РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, как умаляющих (ограничивающих) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создающих возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, что может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность как отдельных положений Земельного кодекса РФ, так и Гражданского кодекса РФ в целом и отметил, что поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК), их предоставление иностранцам не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 62.

В то же время Конституционный Суд РФ обратил внимание законодателя на обязанность обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей, закрепленных, в частности, в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. Следует исходить из вытекающего из ст. ст. 9 и 36 Конституции РФ приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции РФ).

Также Конституционный Суд РФ обратил внимание на ограничения, существующие для иностранных граждан, — изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, ст. 15 ЗК РФ для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно п. 5 ст. 28 данного Кодекса земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно, в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев получают право безвозмездного наследования.

Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержатся также в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Законе РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах», закрепляющих правила о порядке пользования участками континентального шельфа и недрами. Кроме того, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определены территории, организации и объекты, посещение которых ограничено для иностранцев .

———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной думы» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 18. Ст. 1833.

5. Каждый из возможных способов распоряжения земельным участком имеет определенную законом специфику в зависимости от вида земельного участка, субъектного состава правоотношения и других критериев. Так, например, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает особенности отчуждения земельных участков при приватизации. Отчуждению в соответствии с п. 8 ст. 28 названного Закона не подлежат земельные участки в составе земель:

— лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

— общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

— не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Статья 22 ЗК РФ устанавливает особенности аренды земельных участков, согласно ее п. 1 иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Не могут быть предоставлены их собственниками в аренду земельные участки, изъятые из гражданского оборота в Российской Федерации.

В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

6. В п. 2 комментируемой статьи говорится о целевом назначении земель, которые в соответствии со ст. 7 ЗК РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

Основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Так, например, согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель определяется гл. XIV ЗК РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статья 260 ГК РФ. Общие положения о праве собственности на землю (действующая редакция)

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Сноска исключена. — Федеральный закон от 16.04.2001 N 45-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 260 ГК РФ

1. Одним из объектов гражданского права согласно ст. 130 ГК РФ является земельный участок, который отнесен к недвижимым вещам. Легальное определение земельного участка дано в ст. 11.1 ЗК РФ: земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Необходимо отметить, что в соответствии с ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 ст. 11.1 ЗК РФ утрачивает силу, а понятие «земельный участок» будет содержаться в п. 3 ст. 6 ЗК РФ. «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки».

Следовательно, земельный участок как объект гражданского права должен иметь четко определенные границы, привязанные к местности, и обязательно должен быть поставлен на кадастровый учет. Определение границ земельного участка на местности осуществляется в процессе землеустройства, то есть проведения мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. Проведение землеустроительных мероприятий регламентировано ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве».

ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регламентированы процедуры по описанию и индивидуализации земельного участка путем внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных данным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Ведется он на бумажном и электронном носителях.

После внесения информации о земельном участке в кадастр ему присваивается кадастровый номер, который является средством индивидуализации земельного участка в дальнейшем.

Как любой объект гражданского права земельный участок является оборотоспособным, то есть может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом. Собственник земельного участка имеет право продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться иным образом. Таким образом, собственник земельного участка обладает всей триадой правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком.

Статья 36 Конституции РФ закрепила право граждан и юридических лиц иметь в собственности землю. Причем владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Земля может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности. Причем все формы собственности защищаются и признаются равным образом.

Собственник земельного участка имеет право распоряжаться им, при условии, что данный земельный участок не исключен из оборота и не ограничен в нем.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок. Так, например, согласно ст. 6 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота.

Необходимо отметить, что в п. 5 ст. 27 ЗК РФ содержится исчерпывающий перечень земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, которые ограничиваются в обороте. К ним, например, относятся: земли в пределах особо охраняемых природных территорий; земли из состава земель лесного фонда; земли, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; земли, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и т.д.

Быть собственником земельного участка могут быть любые субъекты, за исключением иностранцев и лиц без гражданства и лица без гражданства, которые не могут быть собственниками некоторых земельных участков в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».

2. Законодатель устанавливает ограничение и в использовании земель целевого назначения путем установления запрета использования такого рода земель не по назначению. В п. 2 ст. 260 ГК РФ прямо называются в качестве земель целевого использования земли сельскохозяйственного назначения, остальные — как земли иного целевого назначения.

Итак, земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения подразделяются на отдельные категории. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую определены ст. 8 ЗК РФ. Так, земельное законодательство (ст. 7 ЗК РФ) выделяет следующие категории земель по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Каждый из перечисленных видов может использоваться в соответствии с его назначением и видом разрешенного использования. Виды разрешенного использования перечислены в ст. 37 ГрК РФ.

Что касается видов категорий земель, то, согласно ст. 8 ЗК РФ, они указываются в государственном земельном кадастре, в регистрационной (поземельной) книге, в постановлениях о предоставлении земельного участка, в договорах и иных документах, подтверждающих право на землю.

В случае нарушения собственником либо пользователем обязанности по целевому использованию земель законодательством предусмотрен штраф в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей для граждан; для должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, который налагается в административном порядке (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), а также лишены прав на земельный участок (ст. ст. 285 — 287 ГК РФ).

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»;

— ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве»;

— ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

— ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

4. Судебная практика:

— Постановление КС РФ от 23.04.2004 N 8-П;

— Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом ВС РФ 19.03.2014;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 15285/11 по делу N А50-24422/2010;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.04.2012 по делу N А20-2874/2010;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2012 по делу N А55-3802/2011;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2009 по делу N А55-5225/2008;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 24.02.2009 по делу N А55-5225/2008.

Комментарий к статье 260 Гражданского кодекса РФ

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

Комментарий к Ст. 260 ГК РФ:

1. Гражданское законодательство рассматривает землю как один из объектов гражданских прав. Термин «земля» употребляется в Кодексе не в буквальном смысле, т.е. не как природный объект (ресурс), не имеющий территориальной обособленности, а в значении «земельный участок», который в соответствии со ст. 130 ГК является вещью.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Установление границ земельного участка на местности производится в процессе землеустройства в соответствии с Законом о землеустройстве, описание и индивидуализация земельного участка — в порядке ведения государственного кадастра недвижимости в соответствии с Законом о кадастре недвижимости. Порядок установления на местности границ и порядок описания местоположения границ земельного участка определяется Правительством РФ. Индивидуализация земельного участка осуществляется путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о его уникальных характеристиках (кадастровый номер, описание местоположения границ и другие сведения согласно ст. 7 Закона о кадастре недвижимости).

Являясь объектом гражданских прав, земельный участок обладает признаком оборотоспособности (ст. 129 ГК РФ). Глава 17 ГК устанавливает возможность возникновения разных видов вещных прав на землю: право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

2. Согласно п. 1 ст. 260 земельные участки могут находиться в собственности. Их собственники обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Исключения составляют земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте. В соответствии со ст. 27 ЗК земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок. К таким землям относятся участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и другими объектами, перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК. Земельные участки, ограниченные в обороте, по общему правилу также не предоставляются в частную собственность, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Ограниченные в обороте участки названы в п. 5 ст. 27 ЗК. Все иные земельные участки относятся к объектам, не ограниченным в обороте.

Обладать правом собственности на земельный участок могут все субъекты гражданского права. Исключение составляют иностранцы и лица без гражданства, которые не могут быть собственниками некоторых земельных участков, в частности участков в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 17. Ст. 594).

3. Использование земельных участков ограничено: а) целевым назначением; б) разрешенными способами; в) запретом нанесения вреда окружающей среде; г) необходимостью соблюдения регламентов, правил и нормативов (градостроительных, экологических, санитарно-гигиенических и т.п.).

Если земельный участок отнесен законом к землям определенного назначения, его использование для других целей не допускается или ограничивается. Статья 7 ЗК выделяет несколько видов земель по целевому назначению: земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т.д. Каждый такой вид может использоваться в соответствии с установленным для него целевым назначением и видом разрешенного использования. Так, согласно ст. 37 Градостроительного кодекса видами разрешенного использования земельных участков являются основные, условно разрешенные и вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных.

Ст 260 гражданского кодекса рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)

1. В комментируемой статье подчеркивается, что земельный участок является одним из видов объектов гражданских прав и подчиняется нормам ГК, регулирующим право собственности на такой объект. В то же время предусматривается возможность специального регулирования для земель сельскохозяйственного назначения.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает ряд специальных правил, относящихся к обороту земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В частности, иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 вышеназванного Закона).

Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено право субъектов РФ устанавливать минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Это право является существенным средством, ограничивающим оборот этих земель, поскольку согласно Закону не допускается совершение сделок (кроме некоторых случаев выдела) с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют установленным размерам.

При продаже земельного участка субъект РФ или муниципальное образование, если это предусмотрено законом субъекта РФ, имеет преимущественное право покупки земельного участка (ст. 8 Закона). Такое же право возникает и при продаже доли в праве общей собственности на земельный участок, если иные участники общей собственности отказались от приобретения доли.

Copyright © 2005 — 2015