Статьи 1431 коап

Статьи 1431 коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14.3.1 КоАП РФ. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции..

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.3.1 КоАП РФ. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

1. Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей.

3. Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

5. Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Статьи 1431 коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 14.31 КоАП РФ. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 14.31 КоАП РФ. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

1. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение , но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

1. Для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 — 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

3. При назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

4. За совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

5. Лицо, которому выдано предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с настоящей статьей, статьями 14.32 и 14.33 настоящего Кодекса, если такое предписание исполнено.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 14.31 КоАП РФ:

Рассматривая дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.31 — 14.33 КоАП РФ , или об обжаловании постановления антимонопольного органа о привлечении лица к административной ответственности, установленной этими статьями (а равно дела об оспаривании предписания антимонопольного органа о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, или дела по заявлению антимонопольного органа с требованием о взыскании в федеральный бюджет такого дохода), арбитражные суды должны учитывать, что к административной ответственности может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства (предписание может быть выдано, а требование — заявлено любому участнику группы лиц, получившему доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства).

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9 , 14.31, 14.31.1 — 14.33 КоАП РФ , является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Далее (подробнее) см. пп. 10-10.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»)

Когда назначается минимальный предел санкции по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ в размере 100000?

Как следует из санкции части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, размер административного штрафа подлежит исчислению исходя из суммы выручки правонарушителя («оборотный» штраф). При этом минимально установленная санкцией сумма штрафа в размере 100 000 рублей может быть назначена только в том случае, когда определенная расчетным методом сумма штрафа окажется меньше указанного размера (подробнее см. п. 18 Обзора судебной практики )

Подробнее о применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

§ 8. Административные правонарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

Рассматриваемая гл. 11 КоАП является самой лапидарной.
По смыслу гл. 11 КоАП под жилищно-коммунальным хозяйством понимается совокупность недвижимых объектов, предназначенных для проживания людей, но не для осуществления полномочий в сфере публично-правовой деятельности, и средств технической инфраструктуры, обеспечивающих потребности муниципального жилищного фонда.
Таким образом, гл. 11 КоАП не применяется в сфере использования ведомственного жилищного фонда, в этом случае в отличие от большинства других составов правонарушений КоАП защищает негосударственные интересы (в основном имущественные) муниципальных (коммунальных) образований.
Правила пользования жилыми помещениями (ст. 142, 1431, 144 КоАП) устанавливаются федеральными законами и подзаконными актами, актами госорганов субъектов Федерации и муниципальных органов, однако введение административных взысканий и процедуры их наложения допускается только федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, ст. 24 КоАП).
Одной из особенностей правового регулирования административных проступков, рассматриваемых только гл. 11 КоАП, является доминирующее значение специальных федеральных законов, но не КоАП. Административным правонарушениям, определенным федеральными законами, о которых речь пойдет ниже, соответствуют не только отличные от КоАП административные санкции, но и особый порядок их наложения, иные особенности административно-процессуальных действий, например, про-

изводства по делу об административных правонарушениях, порядка обжалования действий должностных лиц и др.
При квалификации административных проступков, предусмотренных гл. 11 КоАП, следует учитывать следующие особенности.
1. Наличие признаков объективной стороны состава проступков, предусмотренных ст. 142 «Нарушение правил пользования жилыми помещениями», 143′ «Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства», ст. 144 «Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов», а также ст. 145 «Повреждение или самовольная вырубка зеленых насаждений в городах», определяется не только КоАП, но и федеральными законами, в частности Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»1 (ст. 39). Данным Законом предусмотрен особый критерий наложения административного штрафа, отсутствующий в КоАП: для юридических лиц штраф исчисляется в размере до 2% месячных фондов оплаты труда, однако для физических лиц -субъектов предпринимательской деятельности размер штрафа устанавливается в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда (в размере от 50 до 100 МРОТ).
Таким образом, если объективная сторона административных правонарушений, предусмотренных ст. 142, 143 , 1441 и 145 КоАП, выражается в нарушении правил пожарной безопасности, т.е. в нарушении правового режима защищенности личности и имущества от пожаров, сумма штрафов для физических лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисляется в размерах, предусмотренных ст. 39 ФЗ «О пожарной безопасности».
2. При квалификации правонарушения ст. 143 КоАП «Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство» штрафные санкции, предусмотренные КоАП, не применяются: размер административного штрафа, налагаемого на юридических и физических лиц, определяется ст. 24 ФЗ от 17 ноября 1995 г.

«Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»2.
Под специальными разрешениями, необходимыми для строительства объектов недвижимости (ст. 143 КоАП), понимаются лицензии. Штрафные санкции за безлицензионную деятельность в этой сфере определяются п. 2 — 4 вышеупомянутого Федерального закона от 17 ноября 1995 г. и налагаются на физических (в том числе должностных) и юридических
‘СЗРФ. 1994. №35. Ст. Я649. 2 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 4473.

лиц. Лицензированию подлежит как коммерческая, так и некоммерческая архитектурная деятельность.
3. В случае совершения правонарушений, предусмотренных ст. 1431 КоАП, санкции на физических лиц налагаются в соответствии с КоАП, однако административный штраф для юридических лиц, а также порядок его наложения определяются Законом РФ от 17 декабря 1992 г. «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства»1.
4. Подзаконные акты, регламентирующие административную и административно-процессуальную деятельность в сфере строительства, в том числе Положение о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 июля 1993 г.2, применяются лишь в части, не противоречащей Закону о лицензировании.
Субъективная сторона административных проступков, регулируемых гл. 11 КоАП, предусматривает наличие вины в форме косвенного умысла, поскольку все шесть составов административных проступков предполагают государственное санкционирование деятельности в сферах жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Гражданин должен быть ознакомлен с содержанием соответствующих нормативных актов, подлежащих обязательному опубликованию, а значит, правонарушитель сознает противоправный характер своего действия или бездействия, предвидит его общественно опасные последствия и сознательно допускает их наступление.
Методы государственного санкционирования, упомянутые в гл. 11, КоАП, различны. Среди них явно преобладают «правила», устанавливаемые законами и подзаконными актами, причем некоторые позиции сформулированы недостаточно четко: например, в ст. 143 КоАП упомянут термин «разрешение», а не «лицензия».
Таким образом, при квалификации объективной стороны административного проступка следует учитывать, что все рассматриваемые правонарушения посягают на порядок государственной разрешительной системы.
При корреляции административных проступков и преступлений в рассматриваемой группе правонарушений, как и в других случаях, применяется критерий общественной опасности правонарушения. Например, несоблюдение правил разрешительной системы, предусмотренных ст. 142, 143′ и 145 КоАП в тех случаях, когда это привело к причинению
1 ВСНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 58.
2 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации (далее -САПП РФ). 1993. № 32. Ст. 3014.

физического ущерба гражданам или нанесло значительный вред имущественным интересам физических или юридических лиц, может квалифицироваться как преступление, предусмотренное ст. 167 УК «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества». При установлении правовых критериев причинения значительного вреда следует руководствоваться дефиницией крупного размера имущественного ущерба -единым определением для всех составов преступлений, посягающих на собственность (гл. 21 УК). Под крупным имущественным ущербом понимается стоимость имущества, в 500 раз превышающая МРОТ, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

Основания для оспаривания штрафа по ч 1. ст. 14.31 КоАП РФ

Статьи по теме

Компанию могу оштрафовать не только за препятствие конкуренции, но и за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с нарушением конкуренции. Рассмотрим основания для оспаривания такого штрафа.

Правила части 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают ответственность для лица, которое одновременно:

  • занимает доминирующее положение на товарном рынке, но при этом не является субъектом естественной монополии;
  • злоупотребляет своим доминирующим положением;
  • своими действиями ущемляет (или может ущемить) интересы других лиц;
  • не нарушает конкуренцию (если есть нарушение конкуренции, то ответственность наступает по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ).

Возврат незаконно полученного дохода

Лицо не подлежит ответственности, если исполнит предписание антимонопольного органа и перечислит в федеральный бюджет доход, который получило:

  • от монополистической деятельности или
  • от недобросовестной конкуренции.

Такое правило содержит примечание № 5 к статье 14.31 КоАП.

Отсутствует событие правонарушения

Независимо от доказательств, которые представил административный орган, суд не привлечет лицо к ответственности, если установит, что событие правонарушения объективно отсутствовало.

Административный орган не может доказать нарушение закона

Обязанность доказывать обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к ответственности, лежит на административном органе, который принял оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).

Доказательства по делу о правонарушении – любые фактические данные, на основании которых суд устанавливает обстоятельства дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ). Если у административного органа таких доказательств нет, то суд отменит постановление.

Так, правонарушение не считается доказанным, если административный орган не обосновал, что лицо злоупотребляет доминирующим положением.

Неверная квалификация правонарушения

Если суд установит, что постановление содержит неправильную квалификацию нарушения, то в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ признает его незаконным и отменит.

Такие разъяснения содержит пункт 9 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Суд может самостоятельно переквалифицировать правонарушение и в рамках статьи 14.31 КоАП РФ. Так, по одному из дел Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд переквалифицировал деяния с части 1 на часть 2 статьи 14.31 КоАП РФ, снизив при этом штраф с 300 тыс. до 100 тыс. руб. (постановление от 19 января 2015 г. по делу № А13-13840/2013).

Ненадлежащий субъект правонарушения

Субъект правонарушения – это один из элементов состава правонарушения наряду с его объектом, объективной и субъективной стороной. Если наличие какого-либо из элементов не установлено, то нет и правонарушения. Поэтому если лицо не являлось субъектом правонарушения, то его нельзя привлечь к ответственности.

Например, ресурсоснабжающая организация не будет субъектом ответственности, если жители многоквартирного дома получают от нее ресурс, но домом управляет управляющая организация (п. 3 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).

Признак субъекта по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ – доминирующее положение на рынке. Если антимонопольный орган не докажет, что лицо занимает такое положение, то суд отменит его постановление.

Истечение срока привлечения к ответственности

За злоупотребление доминирующим положением, не связанное с нарушением конкуренции, срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Его следует считать со дня, когда вступило в силу решение комиссии антимонопольного органа, которое устанавливает факт нарушения антимонопольного законодательства (ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ).

Пропуск срока давности – одно из обстоятельств, которое исключает производство по делу о правонарушении (п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Ошибки в протоколе о правонарушении

Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения – основные средства доказывания по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Если административный орган нарушил установленную процедуру его составления, то протокол не может быть доказательством. Несоблюдение процессуального порядка получения доказательства делает его недопустимым (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Есть безусловные и не безусловные основания для отмены постановления в связи с нарушениями при составлении протокола о правонарушении. Среди безусловных оснований можно выделить ситуацию, когда административный орган не известил лицо, привлекаемое к ответственности, о времени и месте составления протокола.

Так, по одному из дел суд отказал в привлечении общества к ответственности, поскольку протокол был составлен без участия его законного представителя. При этом у антимонопольного органа отсутствовали доказательства надлежащего извещения общества (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 марта 2013 г. по делу № А27-12475/2012).

Возможны и иные ситуации, когда административный орган нарушает существенные и иные правила составления протокола о правонарушении.

Малозначительность

Основанием для освобождения от ответственности может служить ссылка на малозначительность правонарушения. Такую возможность предоставляет статья 2.9 КоАП РФ. Иначе говоря, даже при наличии состава правонарушения у организации есть возможность освободиться от ответственности в силу малозначительности правонарушения.

Признак малозначительности – отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления № 10).

При этом не свидетельствуют о малозначительности правонарушения такие обстоятельства, как например:

  • личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица,
  • добровольное устранение последствий правонарушения,
  • возмещение причиненного ущерба.

Они только учитываются при назначении наказания (п. 18 постановления № 10). Также суд учитывает смягчающие обстоятельства, такие как раскаяние, совершение правонарушения впервые.

Читайте в рекомендации Системы Юрист

Читайте также

Обзоры последних изменений

Главные изменения в законодательстве в 2018 году
Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2018 году.

Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании
И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2018 от 04.07.2018

Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции
С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились. Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.

Изменения в КоАП РФ в 2018 году
Все поправки в одной таблице.

§ 3. Административная ответственность за нарушения земельного законодательства

Общие положения. Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 125 ЗК РСФСР, Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г.

* САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4935.

Административное взыскание — мера ответственности за административное правонарушение (проступок), применяется с целью оказать воспитательное воздействие на нарушителя и других лиц и тем самым предупредить совершение новых проступков, а также преступлений.

Понятие административного правонарушения содержится в ст. 10 КоАП. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде штрафа. Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством РФ на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

При наложении штрафа должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение и обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность. Административное взыскание может быть наложено не позднеее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения. Привлечение виновного к административной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности возместить причиненный ущерб.

Порядок перерасчета размеров штрафов, установленных ст. 125 ЗК, определен в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»*. Кроме того, действует Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях»**.

* САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4935.

** ВВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

Виды земельных правонарушений — административных проступков. В ст. 125 ЗК содержатся составы правонарушений, влекущих применение мер административной ответственности к юридическим лицам и гражданам, виновным в совершении земельных правонарушений. Составы земельных правонарушений — административных проступков предусмотрены также в КоАП. Нормы административного и земельного законодательства дублируют друг друга, однако есть и различия. КоАП ограничивает круг лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности должностными лицами и гражданами. Земельный кодекс допускает возможность привлечения к административной ответственности также и юридических лиц. Есть и иные отличия.

Статья 125 ЗК предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельных участков. Суть данного правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает чужой земельный участок и использует его, не имея на то законных оснований.

Определение понятия «самовольное занятие земель», а также иных составов административных правонарушений содержится в приказе Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. № 160 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России». Самовольное занятие земель — пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

За самовольное занятие земельного участка штраф может быть наложен на юридическое лицо в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже ста минимальных размеров оплаты труда. На гражданина штраф может быть наложен в размере до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, но не ниже пяти минимальных размеров оплаты труда.

Статья 61 КоАП предусматривает ответственность за незаконное использование земель лесного фонда. Речь идет об использовании участков земель лесного фонда для раскорчевки, возведения.построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков. Это правонарушение влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и должностных лиц — до ста рублей.

Кроме самовольного занятия земель административная ответственность применяется, когда нарушаются установленные правила застройки земельного участка, т.е. в случаях самовольного строительства (ст. 125 ЗК). Статья 143 КоАП устанавливает административную ответственность за строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольную постройку). Специальная норма ст. 1431 КоАП рассматривает нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства как административное правонарушение.

Земельный кодекс предусматривает административную ответственность за захламление земель. Захламление земель представляет собой накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в не предусмотренных для этих целей местах. Размер штрафа за этот административный проступок составляет: на юридических лиц — от шести до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на граждан — от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда.

В качестве административного проступка ЗК рассматривает загрязнение земель. Загрязнение земель представляет собой ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода). За загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, заражение бактериально-паразитическими и карантинными вредными организмами на юридических лиц может быть наложен шраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, на граждан — от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы ЗК также устанавливает административную отвественность. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы — частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требуется введение специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Размер штрафа, налагаемого за это правонарушение на юридических лиц, составляет от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, на граждан — от четырех до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 51 КоАП установлена ответственность за правонарушение, которое имеет аналогичный характер — порчу сельскохозяйственных и других земель. Порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными и иными отходами и сточными водами влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной третьей минимального размера оплаты труда до одного минимального размера оплаты труда.

К этому же виду нарушений земельного законодательства относятся случаи, предусмотренные ст. 603 КоАП (уничтожение и (или) повреждение мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений на землях сельскохозяйственного назначения); ст. 67 КоАП (повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда); ст. 73 КоАП (уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда).

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, являются административным проступком согласно ЗК. Сущность данного правонарушения состоит в невыполнении обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Такие обязанности могут выражаться в необходимости проведения мер по восстановлению земель, их рекультивации, агролесоме-лиорации и т.п. За это правонарушение может быть наложен штраф в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда на юридических лиц и на граждан — от трех до семи минимальных размеров оплаты труда. За этот же административный проступок ст. 52 КоАП предусмотрена ответственность должностных лиц в виде штрафа в размере от одной десятой до одной второй минимального размера оплаты труда.

За проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, юридические лица подвергаются штрафу в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, граждане — от шести до двадцати минимальных размеров оплаты труда согласно ст. 125 ЗК.

Под проектированием, размещением, строительством и вводом в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, понимаются внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, разработка карьеров, создание очистных сооружений, хвостохранилищ и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил и приводящих к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, что приводит к необходимости установления ограничений по использованию земель.

Штрафы установлены ЗК также за искажение сведений о состоянии и использовании земель; за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда; за уничтожение межевых знаков. За последнее правонарушение административная ответственность установлена также в ст. 54 КоАП.

Кроме того, ст. 50 КоАП предусматривает административную ответственность за бесхозяйственное использование земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены. Статья 53 КоАП признает административными проступками самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства; ст. 99 — непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками; ст. 132 — нарушение правил по охране полосы отвода автомобильных дорог.

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» установлено, что граждане, должностные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, за следующие правонарушения:

нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель;

нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое невнесение платежей за землю;

уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Порядок наложения штрафов за указанные административные проступки определен в постановлении Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» (в ред. от 12 марта 1996 г.)*.

* САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 78; СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1345.

Меры административной ответственности за нарушения установленного порядка использования земель предусмотрены также ст. 66 Градостроительного кодекса.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения:

предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки;

строительство объектов недвижимости без разрешений на строительство (самовольная постройка);

нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон;

нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости;

размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений.

Правом налагать штрафы за указанные нарушения земельного законодательства обладают органы Федеральной службы земельного кадастра России, Минприроды России, Госстроя России, органы санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ и некоторые другие.