Статья 11 налоговый кодекс

Налоговый кодекс РФ (налогообложение физических лиц)

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 — 15 части первой НК РФ, ссылки в пункте 1 статьи 11 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства РФ о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;
абзац утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

абзацы седьмой — восьмой утратили силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка РФ;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ;

источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка — сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе соответственно по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. При отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ по просьбе этого физического лица для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по месту пребывания физического лица. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ;

место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством РФ;

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

3. Понятия «налогоплательщик«, «объект налогообложения«, «налоговая база«, «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ, используются понятия, определенные Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им, — настоящим Кодексом.

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк РФ и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Ст 11 НК РФ: институты, понятия и термины

Как указывает статья 11 НК РФ, институты, понятия и термины семейного, гражданского и прочих отраслей законодательства, которые используются при разъяснении вопросов, связанных с исполнением субъектами их обязанностей плательщиков и агентов, применяются в том значении, в котором они трактуются в них. Данное правило считается общим. Оно определено в п. 1 ст. 11 НК РФ. Для отдельных категорий могут устанавливаться иные положения. Рассмотрим далее подробно некоторые категории, которые разъясняет норма.

Основные определения

В п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что при разъяснении вопросов, касающихся исполнения субъектами обязанности плательщиков и агентов, используются такие категории:

  1. Организации. Ими выступают юрлица, созданные по действующему законодательству РФ, а также иностранные компании и прочие корпоративные объединения, наделенные гражданской правоспособностью и образованные в соответствии с нормативными актами зарубежных государств. К организациям также относят международные структуры, их представительства и филиалы.
  2. Физические лица. Ими являются граждане РФ, иностранцы и субъекты, не имеющие гражданства.
  3. Индивидуальные предприниматели. Ими выступают физлица, прошедшие в установленном порядке госрегистрацию и осуществляющие экономическую деятельность без образования юрлица. К ИП также относят глав фермерских (крестьянских) хозяйств.

Также в п. 2 ст. 11 НК РФ указано, что физлица, которые осуществляют предпринимательство без образования юрлица и не имеют соответствующей регистрации, нарушают предписания законодательства. Такие субъекты не могут ссылаться на то, что они не являются ИП.

Ст. 11 НК РФ: институты, понятия и термины, связанные с иностранными субъектами

Зарубежной структурой без образования юрлица признается организационная форма, которая создана по законодательству соответствующего государства. В качестве нее может выступать партнерство, фонд, товарищество, трест и иной тип осуществления доверительного управления или коллективных инвестиций. Эти структуры функционируют в интересах участников, пайщиков и других лиц или прочих бенефициаров. Статья 11 НК РФ (пункт 2) также дает определение иностранным финансовым посредникам. Ими выступают зарубежные фондовые биржи и депозитарно-клиринговые организации, внесенные в список, утверждаемый ЦБ при согласовании с Минфином.

Финансовая сфера

Ст. 11 НК РФ (действующая редакция) дает следующие определения:

  1. Банк – коммерческая и иная кредитная организация, работающая в соответствии с лицензией ЦБ.
  2. Источник выплаты дохода – физлицо либо организация, от которых поступает вознаграждение в денежной или иной форме.
  3. Недоимка – сумма сбора/налога, не отчисленная в установленный законодательством срок.

Постановка на учет

Законодательство предписывает всем субъектам, осуществляющим экономическую деятельность, регистрироваться в контрольном органе. В ст. 11 НК РФ дается определение свидетельства о постановке на учет. В качестве него выступает документ, которым подтверждается внесение соответствующих сведений в базу данных ФНС. Постановка на учет осуществляется по месту расположения российской компании, международной организации, по адресу ведения деятельности иностранной фирмой на территории РФ через представительство или филиал, а также по месту проживания физлица. Кроме свидетельства, закон предусматривает выдачу уведомления. Оно также подтверждает факт постановки субъекта на учет по определенным основаниям, за исключением тех, по которым выдается свидетельство.

В случае отсутствия у гражданина места проживания на территории РФ, оно может определяться по адресу его пребывания. Им, соответственно, признается адрес, где он временно находится: наименование региона, района, населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры (при наличии). При этом по месту пребывания он должен быть зарегистрирован в установленном порядке.

Обособленное подразделение

Статья 11 НК РФ (последняя редакция) определяет, что в качестве него выступает представительство или филиал, территориально отделенные от основной компании, по месту расположения которых созданы рабочие места стационарного типа. Признание подразделения обособленным осуществляется вне зависимости от того, присутствуют ли сведения о его формировании в учредительной и другой организационно-распорядительной документации или нет, а также от полномочий, которыми оно наделено. Место работы будет считаться стационарным, если оно создано на период больше месяца.

Коэффициент-дефлятор

В соответствии со ст. 11 НК РФ он устанавливается ежегодно на следующий календарный период. Коэффициент-дефлятор рассчитывается умножением показателя предыдущего года на величину изменения потребительских цен на услуги, продукцию, работы. Он устанавливается, если другое не предусмотрено законодательством, федеральным исполнительным органом, который осуществляет нормативное регулирование в области анализа и прогнозирования социального и экономического развития. При расчете используются данные статистической отчетности. Коэффициенты должны публиковаться в официальном издании не позже 20 ноября того года, в котором они устанавливаются.

Дополнительно

Статья 11 НК РФ устанавливает, что такие категории, как плательщик, объект обложения, база, отчетный период и прочие специфические категории отраслевого законодательства используются в значениях, разъясняемых соответствующими нормами. В рамках отношений, которые возникают в связи со взиманием сборов и пошлин при перемещении объектов через границу, применяются определения, установленные в законодательстве Таможенного союза и отраслевых нормативных актах РФ, а в неурегулированной ими части – НК.

Комментарии

В соответствии с общим правилом, которое устанавливает статья 11, Налоговый кодекс Российской Федерации использует определения иных законодательных актов с той трактовкой, в какой они в этих документах приводятся. Например, в ст. 38 содержатся разъяснения таких категорий, как услуги, продукция, работы. При этом определение рекламы в кодексе отсутствует. В этой связи при его применении необходимо опираться на соответствующий ФЗ № 38. Аналогичным образом обстоит дело с обособленными подразделениями, определение которым дает статья 11. Налоговый кодекс при этом не разъясняет, что такое представительство или филиал. В этом случае следует обратиться к ГК. В ст. 55 указано, что представительство осуществляет защиту интересов основного предприятия. Филиал реализует все его функции либо определенную их часть. В них в числе прочего входит и представительство. Законодатель обращает внимание субъектов, что сведения об обособленных подразделениях необходимо включать в учредительную документацию. Вместе с тем по ст. 11 НК РФ дочернее предприятие будет считаться таковым, даже если о его создании не будет указано в локальных актах компании.

Рабочие места

Во избежание неоднозначной трактовки данного положения в нормах устанавливаются определенные признаки обособленного подразделения. В качестве одного из них ст. 11 НК РФ указывает наличие рабочего места стационарного типа. Оно должно быть оборудовано надлежащим образом для обеспечения возможности осуществлять соответствующую деятельность. Форма, в которой организованы работы, период пребывания конкретного сотрудника на участке выполнения им профессиональных обязанностей для постановки обособленного подразделения на учет юридического значения иметь не будут. Это положение подтверждается судебной практикой. Стационарным признается место работы, созданное на период более месяца. Если предприятие осуществляет деятельность на участках, расположенных по адресу, отличающемуся от адреса организации, вне зависимости от того, находятся ли они в арендованном помещении либо на объекте, являющемся собственностью компании, данная работа приводит к образованию обособленного подразделения. Такое разъяснение дано в письме Минфина.

Трудовой договор

К созданию обособленного подразделения, определение которому дает статья 11 НК РФ, приводит заключение контракта с надомным работником. В соответствии со ст. 57 ТК в качестве обязательных условий, включаемых в трудовой договор, выступают:

  1. Место осуществления деятельности. В случае когда сотрудник нанимается для исполнения обязанностей в представительстве или филиале, находящемся на другой территории, им является адрес обособленного подразделения.
  2. Дата начала осуществления деятельности.
  3. Режим работы.
  4. Трудовая функция.
  5. Условия, которыми определяется характер работы в необходимых случаях.
  6. Порядок оплаты труда.

Надомные работники

В качестве них в соответствии со ст. 310 ТК выступают субъекты, которые заключили контракт на выполнение работы на дому с использованием материалов, механизмов и инструментов, предоставляемых нанимателем либо приобретаемых гражданином самостоятельно за свой счет. По п. 1 ст. 17 ЖК, жилплощадь предназначается для проживания. Однако законодательство допускает ее использование для ведения предпринимательской или профессиональной деятельности лицами, зарегистрированными в ней в установленном порядке. При этом их работа не должна ущемлять интересы иных субъектов, соседей в частности. Кроме того, жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным, пожарным и прочим требованиям.

Особенности постановки на учет

Территориальное отделение ФНС по месту расположения предприятия или по адресу осуществления им деятельности принимает решение в соответствии с представленными документами, на основании которых фирма работает вне территории ее нахождения, в том числе контракта, заключенного с работником, о постановке его на учет. Такая ситуация имеет место в случае возникновения у плательщика затруднений с определением места своей регистрации. Указанное положение определяется в п. 9 ст. 83 НК.

Между тем Минфин выражал мнение о том, что если предприятие не создает место для работы стационарного типа с целью исполнения профессиональных обязанностей сотрудником, то необходимости вставать на учет в отделении ФНС по адресу осуществления деятельности у данной компании не возникает. Данный вывод следует также из ТК и Конституции. Так, по Трудовому кодексу рабочим считается место, куда гражданину необходимо прибыть или где он должен находиться для выполнения своих обязанностей. При этом по ТК оно косвенно либо прямо находится под контролем нанимателя. Конституция, в свою очередь, гарантирует неприкосновенность жилища, а также невмешательство в частную жизнь. Таким образом, в силу ст. 24 и 25 Конституции РФ, гарантирующих неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь, жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может ни прямо, ни косвенно находиться под контролем работодателя. К аналогичным выводам приходили и суды.

Изменения в норме

В соответствии с ФЗ № 94 ст. 11 была дополнена абзацем о коэффициентах-дефляторах. Они устанавливаются, если другое не определено законодательством, исполнительным федеральным органом, осуществляющим нормативное регулирование, по данным статистической отчетности. При этом показатели должны публиковаться в официальном издании – «Российской газете». Коэффициенты устанавливаются на предстоящий год. Так, например, на 2015 г. по приказу Минэкономразвития были определены следующие показатели для применения положений:

  1. Гл. 23 (НДФЛ) – 1,307.
  2. Гл. 26.2 (УСН) – 1,147.
  3. Гл. 26.3 (ЕНВД) – 1,798.
  4. Гл. 26.5 (патентная система налогообложения) – 1,147.
  5. Гл. 31 (имущественный налог физлиц) – 1,147.

Необходимо также упомянуть о новых определениях, введенных в норму. В частности, разъяснены такие понятия:

  1. Иностранная структура без создания юрлица. Ею признается организационная форма, образованная по нормам законодательства соответствующего государства и имеющая право осуществлять деятельность для извлечения прибыли в интересах пайщиков, участников, доверителей и прочих субъектов или других бенефициаров.
  2. Иностранный финансовый посредник. Им может выступать зарубежная фондовая биржа, депозитарно-клиринговая компания. При этом они должны быть включены в перечень, который согласовывается с Минфином и утверждается ЦБ.
  3. Публичные компании. Ими являются отечественные и иностранные предприятия, которые выступают в качестве эмитентов ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и допущенных в обращение либо на одной или нескольких биржах РФ, функционирующих в соответствии с лицензией, либо на площадках, внесенных в перечень зарубежных финансовых посредников.

Указанные дополнения были введены ФЗ № 376 в ч. 1 и ч. 2 НК РФ в части обложения доходов контролируемых иностранных организаций и компаний.

Статья 11 НК РФ. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

Новая редакция Ст. 11 НК РФ

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации);

физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

лица (лицо) — организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники — иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании — российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее — седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

абзац одиннадцатый (ранее — восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета;

лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

источник выплаты доходов налогоплательщику — организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе — документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство — производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

абзац двадцать первый (ранее — восемнадцатый) утратил силу;

место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, — территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор — коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы.

3. Понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговый период» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, — настоящим Кодексом.

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Комментарий к Статье 11 НК РФ

В ст. 11 НК РФ введен ряд новых понятий и терминов, используемых в целях применения НК РФ (Федеральным законом N 137-ФЗ). Кроме этого, ряд понятий и терминов исключен из данной статьи.

Поправками в абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств приравнены к индивидуальным предпринимателям, а нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, к индивидуальным предпринимателям более не приравниваются.

Введены понятия счетов в смысле, заложенном в бюджетном законодательстве, а именно:

Лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

Счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Введение двух вышеизложенных терминов имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Дело в том, что в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) налогоплательщики обязаны в десятидневный срок письменно сообщить в налоговый орган об открытии или закрытии счетов.

Пунктом 1 ст. 118 НК РФ установлено, что нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Неурегулированность статуса счетов, открытых в Федеральном казначействе, с точки зрения законодательства о налогах и сборах иногда приводила к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами относительно необходимости извещать налоговый орган об открытии таких счетов. Дело в том, что счета, открытые в Федеральном казначействе, не подпадают под понятие «счет», изложенное в ст. 11 НК РФ. Например, такая ситуация была рассмотрена ФАС Центрального округа в Постановлении от 27 апреля 2005 г. N А54-24/2005-С3.

Налоговый орган привлек к ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ федеральное государственное учреждение за несообщение сведений об открытии и закрытии счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), который осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

При этом из материалов дела видно, что лесхоз «XXX» является территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством (Министерства природных ресурсов РФ), является юридическим лицом — федеральным государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах Федерального казначейства и в банках, финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджета области местных бюджетов, иных источников.

Инструкцией о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов (в ред. Приказа Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н), предусмотрено, что счет органа Федерального казначейства — это лицевой счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете N 40503 «Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» с отличительным признаком «1» в 14 разряде номера лицевого счета в учреждении Банка России или кредитной организации по месту открытия ему счета по учету средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 118 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке.

Таким образом, лесхоз «XXX» не обязан сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счетов в территориальном органе Федерального казначейства.

(Постановление ФАС Центрального округа от 27 апреля 2005 г. N А54-24/2005-С3.)

Введением в ст. 11 НК РФ понятий лицевых счетов и счетов, открытых в органах Федерального казначейства, снимает подобные проблемы. Теперь, с точки зрения законодательства о налогах и сборах, следует разделять:

— расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, о которых нужно уведомлять налоговый орган;

— лицевые счета и счетов, открытые в органах Федерального казначейства, о которых также нужно уведомлять налоговый орган .
———————————
См. также поправки, внесенные в п. 2 ст. 23 НК РФ.

В ст. 11 НК РФ также введена норма, в соответствии с которой при отсутствии у физического лица места жительства на территории России по просьбе этого физического лица для целей НК РФ место жительства может определяться по месту пребывания физического лица. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ.

В ст. 11 НК РФ закреплено понятие учетной политики для целей налогообложения. Так, учетной политикой для целей налогообложения признается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В ст. 11 НК РФ введен п. 5, в соответствии с которым правила, предусмотренные частью первой НК РФ в отношении банков, распространяются на Центральный банк.

Отметим также, что из ст. 11 НК РФ исключены понятия: «физические лица — налоговые резиденты РФ», «бюджеты (бюджет)», «внебюджетные фонды».

Другой комментарий к Ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9, из этого следует, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства, суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

В отношении конституционно-правового смысла нормы п. 1 комментируемой статьи КС России в Определении от 15 февраля 2005 г. N 56-О указал следующее:

в Определении от 8 июня 2004 г. N 228-О КС России указал, что содержащееся в п. 1 ст. 11 Кодекса требование направлено на достижение конституционно значимой цели — обеспечение определенности при применении налогового законодательства, распространяется и на те случаи, когда используемые в отраслевом законодательстве институты, понятия и термины содержательно не определены в законах о налогах и сборах, принятых до введения в действие Кодекса и сохраняющих свою силу, и само по себе не может рассматриваться как неконституционное;

исходя из приведенной правовой позиции КС России в Определении от 18 января 2005 г. N 24-О пришел к выводу, что взаимосвязанные положения п. 1 ст. 11 Кодекса и ч. 2 ст. 32.1 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», закрепляющие общие правила применения в Налоговом кодексе Российской Федерации институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства, которые направлены на обеспечение определенности в применении налогового законодательства в период проведения налоговой реформы и имеют значение в деле заявителя лишь в нормативном единстве с подп. «а» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (утратил силу с 1 января 2002 г.), сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права;

при этом, как указал КС России, институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в Кодексе в том значении, в каком они используются в этих отраслях, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно самим налоговым законодательством; приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдается, таким образом, налоговому законодательству, и только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путем истолкования положений налогового законодательства в их системной связи допускается использование норм иных отраслей законодательства с учетом того, что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ).

2. В пункте 2 ст. 11 Кодекса даны определения понятий в том значении, в каком они используются для целей Кодекса.

В отношении положения п. 2 комментируемой статьи об отнесении для целей Кодекса к индивидуальным предпринимателям частных нотариусов КС России в Определение от 6 июня 2002 г. N 116-О указал следующее:

анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 Кодекса свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 части первой ГК). Это согласуется с Основами законодательства РФ о нотариате, в соответствии со ст. 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;

данное в Кодексе определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения — как норма прямого действия — абз. 4 п. 2 ст. 11 Кодекса не имеет и не может нарушать прав и свобод заявительницы.

Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 8 июля 2003 г. N 2235/03 указал, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 Кодекса, независимо от вида деятельности, осуществляемой данным подразделением (до налоговых органов Постановление доведено письмом МНС России от 29 декабря 2003 г. N ШС-6-14/1377 ).

Справочные правовые системы.

По мнению МНС России, выраженному в письме от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912 , одно рабочее место для целей Кодекса признается обособленным подразделением. Как указало МНС России, в определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

3. В пункте 3 ст. 11 Кодекса понятия «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налоговая база» и «налоговый период» отнесены к специфическим понятиям законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи эти и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях части второй Кодекса.

В части первой Кодекса даны общие определения указанных понятий:

налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19);

объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38);

налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53);

под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1 ст. 55).

4. В соответствии с п. 4 ст. 11 Кодекса в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им, — Кодексом.

Определения основных понятий, используемых в Таможенном кодексе РФ, даны в п. 1 его ст. 11. Согласно п. 2 ст. 11 Таможенного кодекса РФ все иные понятия, нежели указанные в п. 1 этой статьи, употребляются в настоящем Таможенном кодексе РФ в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.