Статья 286 часть 1 украина

Уголовный кодекс Украины
Статья 286. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее средней тяжести телесное повреждение, —

наказывается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжелое телесное повреждение, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет.

Примечание. Под транспортными средствами в настоящей статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

Статья 286. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, причинившее потерпевшему средней тяжести телесное повреждение, наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом

минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех

лет, с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкое телесное повреждение, наказывается лишением свободы на срок от трех до

восьми лет с лишением права управлять транспортными

средствами на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей

статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, наказывается лишением свободы на срок от семи до

двенадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет.

Примечание. Под транспортными средствами в настоящей статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

1. Объектом преступления является безопасность дорожного движения, здоровье и жизнь граждан.

Деяние признается преступным только, при управлении

транспортными средствами. Под транспортными средствами понимаются все виды автомобилей, тракторов и иных

самоходных машин, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства. Правила дорожного движения определяют механическое

транспортное средство как транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме велосипедов с подвесным двигателем и мопедов с рабочим объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Этим термином

охватываются также и трамваи, троллейбусы, трактора, мотоколяски и другие самоходные машины и механизмы.

Под другими самоходными машинами понимаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран,

автопогрузчик и др.).

2. Объективная сторона преступления предполагает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации

транспорта, наступления вредных последствий, причинную

связь между нарушениями и наступившими вредными последствиями.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться в превышении скорости, управлении машиной в

состоянии опьянения, нарушении правил проезда перекре591

стков, неправильном обгоне, проезде на запрещенный знак,

неправильном маневрировании и т.п.

Нарушение правил эксплуатации — это эксплуатация

технически неисправных транспортных средств, нарушение правил перевозки пассажиров, превышение тоннажа

и габаритов перевозимых грузов и т.п.

Для привлечения лица к ответственности следует установить, что им нарушены правила, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности движения. Нарушение иных правил предосторожности, например, при производстве ремонта автомобилей, тракторов, электротранспорта и иных самоходных машин, не влечет ответственности

по ст. 286. Подобные нарушения направлены не на безопасность движения транспорта, а на другие объекты: жизнь,

здоровье человека, безопасные условия труда и т.п.

Уголовная ответственность по ст. 286 дифференцируется в зависимости от тяжести вредных последствий.

Ответственность по части 1 ст. 286 наступает за действия, повлекшие средней тяжести телесные повреждения

(см. комментарий к ст. 122).

транспорта, повлекшее смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения.

О понятии -тяжкие телесные повреждения- — см. комментарии к ст. 123.

Часть 3 ст. 286 предусматривает ответственность за действия, предусмотренные в ч.1 ст. 286, повлекшие гибель

двух и более лиц.

Для наличия рассматриваемого состава преступления

необходимо установить, что наступившие вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Отсутствие такой связи исключает ответственность нарушителя по ст. 286.

Действия виновного, повлекшие одновременно последствия, предусмотренные разными частями ст. 286, требуют квалификации по той части, которая предусматривает

наиболее тяжкие наступившие последствия.

Если каждое из нарушений имело самостоятельный характер и не было связано между собой субъективной стороной, а также местом или временем совершения, то они

требуют в каждом конкретном случае квалификации по

Нарушение потерпевшим (водителем, пешеходом, пассажиром, или другим участником дорожного движения)

Правил дорожного движения или его иное неправомерное

поведение не является основанием для освобождения водителя от уголовной ответственности при наличии в его

действиях состава преступления. Такие обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие ответственность.

Состав преступления, предусмотренного ст. 286, по своей конструкции является материальным, но он не содержит стадии приготовления или покушения. Преступление признается оконченным с момента наступления последствий, предусмотренных законом.

Не имеют значения обстоятельства, связанные с отсутствием у лица права на управление транспортным средством или лишением такого права в административном

или судебном порядке, является ли оно работником транспорта или нет. Не имеет также значения, является ли такое лицо собственником или арендатором транспортного

средства, управляет им по доверенности или самовольно

За нарушение правил безопасности движения во время

практической езды на учебной автомашине с двойным

управлением ответственность несет инструктор, а не обучаемое лицо, если он не предпринял своевременные меры

к предотвращению общественно опасных последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, которая находит свое выражение в характере отношения виновного к последствиям. Само же действие или бездействие при нарушении

правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут быть как умышленными, так и совершенными по неосторожности.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее к моменту

совершения преступления 16 лет.

Водитель, который после совершения данного преступления умышленно оставил потерпевшего в опасном для

жизни положении, несет ответственность по совокупности

преступлений (соответствующей части ст. 286 и ст. 135),

Если в действиях водителя отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 286, но жизнь потерпевшего

была поставлена под угрозу вследствие дорожно-транспортного происшествия, совершенного водителем, то заведомое

новное лицо предвидит возможность их наступления, но

легкомысленно рассчитывает на их предотвращение или

не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо с 16 лет.

Статья 286 часть 1 украина

Уголовный кодекс предусматривает несколько составов преступлений в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. В связи с дорожно-транспортными происшествиями чаще всего речь идет о нарушении правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами (ст. 286 УК Украины).

В первом полугодии 2016 г. в Одесской области ежемесячно регистрировалось в среднем около 90 уголовных производств по ст. 286 УК. Так, по состоянию на июнь 2016 г. в Одесской области расследовалось в общей сложности 527 таких дел. О подозрении по этим делам за 6 мес. 2016 г. было объявлено только в 34 случаях. А с обвинительным актом в суд за этот период было направлено лишь 23 дела. В значительно большем числе случаев (182) производства были закрыты за отсутствием состава преступления. Судьба 497 других дел еще не была решена, прежде всего, в связи с длительностью экспертиз, проводимых по такой категории дел.


За 2015 г. отношение дел, переданных в суд с обвинительным актом, к делам, закрытым за отсутствием состава преступления, было примерно таким же – 124 к 569. Причем, в 2015 и 2016 гг. количество направленных в суд ходатайств об освобождении от уголовной ответственности не превышало 1% от общего количества дел.

Ответственность по ст. 286 УК Украины наступает только в том случае, если потерпевшему причинены телесные повреждения средней тяжести, тяжкие телесные повреждения либо смерть. Поэтому по такой категории дел всегда назначается судебно-медицинская экспертиза для определения степени тяжести телесных повреждений или причин смерти.

Если потерпевшему причинены телесные повреждения средней тяжести, то действия водителя квалифицируются по ст. 286 ч. 1 УК. Это преступление небольшой тяжести, за которое предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ, ареста или ограничения (но не лишения) свободы. Также суд может принять решение о лишении права управления транспортным средством на срок до 3-х лет. Если же потерпевшему причинены тяжкие телесные повреждения или смерть, то действия водителя квалифицируются по ст. 286 ч. 2 УК. Это тяжкое преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 8 лет, также с возможностью лишения права управления транспортным средством. Состав преступления, предусмотренный ст. 286 ч. 3 УК, касается случая гибели нескольких людей.

Классификация составов преступлений, содержащихся в ст. 286 УК, влияет, среди прочего, на возможность освобождения лица от уголовной ответственности (в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим и т.п.), а также на применение амнистии.

Ключевым моментом в расследовании этого вида преступлений является установление причинной связи между нарушениями водителями правил дорожного движения и наступившими последствиями. Дело в том, что нарушить правила могут одновременно все участники ДТП. Рассмотрим пример, когда при перекрестном столкновении один из водителей въехал на перекресток на запрещающий сигнал светофора, а другой водитель проезжал перекресток с превышением скорости и совершил столкновение с автомобилем перового водителя. Разумеется, первый водитель не имел права выезжать на перекресток в рассматриваемом случае. Вместе с тем, второй водитель обязан был выполнить требование п. 12.3 ПДД, а именно, – в случае возникновения опасности для движения принять меры для уменьшения скорости движения вплоть до остановки транспортного средства. Но превышение вторым водителем скорости помешало ему своевременно выполнить это требование. Эксперту будет поставлен вопрос, имел ли второй водитель техническую возможность избежать ДТП. Если эксперт придет к выводу, что второй водитель имел такую возможность, но, тем не менее, совершил столкновение, то тем самым будет установлена причинная связь между нарушением вторым водителем п. 12.3 ПДД и столкновением. При решении вопроса о гражданско-правовой ответственности второго водителя суд, конечно же, учтет совместную (обоюдную) вину обоих водителей. Однако, для привлечения второго водителя к уголовной ответственности решающее значение будет иметь та самая причинная связь между его действиями, совершенными вопреки ПДД, и такими последствиями столкновения, как причиненные первому водителю телесные повреждения.

Пример дела о ДТП, в котором как раз и ставился вопрос о нарушении ПДД обоими водителями, представлен в этом материале. В нем один из участников ДТП излагает обстоятельства этого дела. Автор констатирует: «Я не обратился к адвокату, специализирующемся по ДТП. Меня подвела уверенность, а вернее – самоуверенность, в своей невиновности, а также наивная вера в честное правосудие».

Автоправо. Автопомощь. Автодружба

Nav view search

Комментарии к статье 286 УК Украины

Одним из распространенных вопросов является ответственность за ДТП с пострадавшими или погибшими. В связи с этим публикую комментарии к ст. 286 Уголовного Кодекса Украины

Статья 286. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами.

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, причинившее потерпевшему средней тяжести телесное повреждение, —

наказывается штрафом до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трёх лет, с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трёх лет или без такового.

2. Те же деяния, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжкое телесное повреждение,-

наказываются лишением свободы на срок от трёх до восьми лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трёх или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц,-

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трёх лет с лишение права управлять транспортными средствами на срок до трёх лет.

Примечание. Под транспортными средствами в настоящей статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, тракторы и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие транспортные средства.

1. Объектом преступления является безопасность дорожного движения, здоровье и жизнь граждан.

Деяние признаётся преступным только при нарушение правил управления и эксплуатации транспортными средствами. Под транспортными средствами понимаются все виды автомобилей, тракторов и иных самоходных машин, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства. Правила дорожного движения определяют механическое транспортное средство как транспортное средство, приводимое в движение двигателем, кроме велосипедов с подвесным двигателем и мопедов с рабочим объёмом двигателя мене 50 кубических сантиметров. Этим термином охватываются также и трамваи, троллейбусы, тракторы, мотоколяски и другие самоходные машины и механизмы.

Под другими самоходными машинами понимаются любые дорожные строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины ( экскаватор, грейдер, автокран, автопогрузики и др.)

2. Объективная сторона преступления предполагает нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, наступления вредных последствий, причинную связь между нарушениями и наступившими вредными последствиями.

Для наличия комментируемого состава преступления необходимо установить, что наступившие вредные последствия в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Отсутствие такой связи исключает ответственность нарушителя по ст. 286 УК.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться в превышении скорости, управлении машиной в состоянии опьянения, нарушения правил проезда перекрестков, неправильном обгоне, проезде на запрещенный знак, неправильном маневрировании и т.п.

Нарушение правил эксплуатации – это эксплуатация технически неисправных средств, нарушение правил перевозки пассажиров, превышение тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т. п.

Для привлечения лица к ответственности следует установить, что им нарушены правила дорожного движения (Правила дорожного движения. Утверждены Кабинетом Министров Украины от 31.12.93 г.), нарушения иных правил предосторожности, например, при производстве ремонта автомобилей, тракторов электротранспорта и иных самоходных машин, не влечет ответственности по ст.286 УК. Подобные нарушения направлены не на безопасность движения транспорта, а на другие объекты: жизнь, здоровье человека, безопасные условия труда и т. п.

Ответственность по части 1ст. 286 УК наступает за действия, повлёкшие средней тяжести телесные повреждения (см. комментарий к ст. 122 УК).

Часть 2 ст. 286 УК предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлёкшее смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения.

О понятии «тяжкие телесные повреждения» см. комментарий к ст. 121 УК.

Часть 3 ст. 286 предусматривает ответственность за действия, предусмотренные в .1 ст. 286УК, повлёкшие гибель двух или более лиц.

Действия виновного, повлёкшие одновременно последствия, предусмотренные разными частями ст. 286УК, требуют квалификации по той части, которая предусматривает наиболее тяжкие поступившие последствия.

Если каждое из нарушений имело самостоятельный характер, и не было связано между собой субъективной стороной, а также местом или временем совершения, то они требуют в каждом конкретном случае квалификации по совокупности преступлений.

Нарушение потерпевшим (водителем, пешеходом, пассажиром или другим участником дорожного движения) Правил дорожного движения или его иное неправомерное поведение не является основанием для освобождения водителя от уголовной ответственности при наличии в его действиях состава преступления. Такие обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие ответственность.

Данное преступление признаётся оконченным с момента наступления последствий, указанных в диспозиции.

Не имеют значения обстоятельства, связанные с отсутствием у лица права на управление транспортным средством или лишением такого права в административном или судебном порядке, является ли оно работником транспорта или нет. Не имеет также значения, является ли такое лицо собственником ли арендатором транспортного средства, управляет им по доверенности или самовольно угнало его.

За нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не обучаемое лицо, если он не предпринял своевременные меры к предотвращению общественно опасных последствий.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины, которая находит своё выражение в характере отношения виновного к последствиям. Само же действие или бездействие при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут быть умышленными, так и совершенными по неосторожности

4. Субъект преступления – лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет.

Водитель, который после совершения данного преступления умышленно оставил потерпевшего в опасности для жизни положении, несет ответственность по совокупности преступлений (соответствующей части ст.286 УК и ст.135 УК).

Если в действиях водителя отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 286 УК, но жизнь потерпевшего была поставлена под угрозу вследствие дорожно-транспортного происшествия, совершенного водителем, то заведомое оставление потерпевшего без помощи при иных необходимых признаках влечет ответственность по ст.135УК.

Если будет установлено, что виновный создал общественно опасный характер своих действий или бездействий, предвидел их общественно опасные последствия и желал их наступления или сознательно допускал их наступление, то его действия следует квалифицировать по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступление против жизни и здоровья граждан (например, ст.123 УК) или против авторитета органов государственной власти (например, ст.345 УК).

Статья 286 часть 1 украина

Статья 286.
Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицами, которые управляют транспортными средствами

1. Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, что повлекло нанесение потерпевшему телесных повреждений средней тяжести, —

карается штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или арестом сроком до шести месяцев, или ограничением воли сроком до трех лет, с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет или без такового.

2. Те же действия, если они повлекли смерть потерпевшего или причинили тяжелое телесное повреждение, —

караются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет или без такового.

3. Действия, предусмотренные частью первой этой статьи, если они повлекли гибель нескольких лиц, —

караются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права управления транспортными средствами сроком до трех лет.

П р и м е ч а н и е. Под транспортными средствами в этой статье и статьях 287, 289 и 290 следует понимать все виды автомобилей, трактора и другие самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.

Обвиняют по статье 286 часть 1

Здравствуйте, муж попал в аварию и его обвиняют по статье 286 часть 1, два пострадавших у одного сотрясение у другого перелом ключицы, Страховая выплатила им 70%. От нас они просят 20 тыс за моральный ущерб и лечение, так же что б выкупили машину, в противном случае будут подавать в верховный суд и по их словам они отсудят около 70 тыс морального ущерба. Что делать лучше в этой ситуации? Сколько вообще морального платят в таких случаях?

Комментарии автора вопроса

Ответы юристов

размер морального вреда в Украинском законодательстве не установлен.. Как говарят проси много получишь по внутреннему убеждению суда.. Практика свидетельствует где — то 3000-5000 тыс морального, и то нужно доказывать . «в противном случае будут подавать в верховный суд и по их словам они отсудят около 70 тыс морального ущерба.» — это лишь слова мысли итд .. они ничтожны!!

Свою точку зрения я уже выкладывал чуть ранее. Остается лишь добавить, что Вам нужно срочно нанять адвоката и разрешить все вопросы, связанные с криминальным производством в отношении вашего мужа по ст. 286 УК Украины.

Если будет такая необходимость, мои контакты указаны внизу. Буду рад помочь.

А в судах по разному бывает как в одну так и в другую сторону может быть

Вопрос еще в другом можете ли Вы взять и заплатить такую суму

Ведь пока суд да дело там и рак свиснит

Суд до апелиции хотяби год

Потом исполнительное производство — по нему можно рассрочить выполнение обязательств — вобщем это не единоразовый платеж

Так что решать Вам

если страховая им выплатила 70 процкнтов — то они имеют право требовать полной компенсации материального ущерба , в которые включаются ремонт автомобиля и все лечение плюс реабилитация и моральный ущерб — уточните ха что было заплаченоо страховой компанией и с этого исходите — если вы не оплатите они подадут на вас в суд и взыщут деньги через суд и моральный ущерб тоже

Важко зрозуміти вашу позицію.

До чого тут Верховний Суд України ?

Наскільки я розумію, то відносно вашого чоловіка порушено кримінальне провадження, і наразі триває досудове розслідування. Тобто, матеріали кримінального провадження в суд ще не передавались.

Щодо вимог потерпілих про виплату їм 20000 гривень та викупу авто, то можна лише констатувати, — ну й апетит у потерпілих !

Поясню чому саме я так висловився.

Санкція частини 1 ст. 286 Кримінального кодексу України передбачає покарання у виді штрафу від двохсот (3400 грн.) до п’ятисот (8500 грн.) неоподатковуваних міеімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до двох років, або арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до трьох років, з позбавленням права керувати транспортними засобами на строк до трьох років або без такого.

Отже, максимальна сума штрафу, якщо такий вид покарання буде визначений судом, становить 8500 гривень. Потерпілі ж вимагають 20000 гривень. Чи не абсурд ?

Крім того, чим підкріплені їхні вимоги в частині суми 20000 грн. ? Я дуже сумніваюсь, що вони витратили на лікування саме ці кошти, та це при тому, що всі їхні витрати, повязані з лікуванням скоріше за все були відшкодовані страховою компанією. То які саме фінансові витрати понесли потерпілі ?

Щодо розгляду справи судом, то хотів би сказати, що звичайно, в даних умовах (дистанційної консультації) важко й неможливо говорити про те, яку міру покарання застосує суд. Адже для цього адвокату необхідно бути 100% ознайомленим з матеріалами даного правопорушення. Важливо знати обтяжуючі та пом’якшуючи обставини, які матимуть значення під час розгляду кримінального провадження.

Радив би Вам найняти адвоката, який вивчить та проаналізує матеріали кримінального провадження, візьме участь у досудовому розслідуванні усіх обставин цього правопорушення та надасть Вам кваліфіковану правову допомогу у вирішенні цього питання.