Статья 5 несовершеннолетние дети

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

С изменениями и дополнениями от:

13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 13 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 мая, 7 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 4 июня, 14 октября, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 23 ноября 2015 г., 26 февраля, 26 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Закон определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также основания проведения такой работы. Устанавливает полномочия, обязанности и основные направления деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости и органов внутренних дел. Определены принципы производства по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Установлены гарантии соблюдения прав несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 1999 г. N 121, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 109-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 62-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 297-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 октября 2009 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2004 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 2001 г. N 1-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.95 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 25.11.2013)
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 29.12.95 — «Российская газета», N 17, 27.01.96;
  • «Собрание законодательства РФ», 1996, N 1, ст. 16)

Статья 80 Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

3. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Статья 5 несовершеннолетние дети

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
_______________ 2008 года


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Государственная политика Санкт-Петербурга в интересах детей

Государственная политика Санкт-Петербурга в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга и основана на следующих принципах:

1) законодательное обеспечение прав детей;

2) государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

3) ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей;

4) оказание государственной поддержки детским и молодежным общественным объединениям, общественным организациям и иным организациям, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.


Законодательство о защите прав детей

Законодательство Санкт-Петербурга о защите прав детей основывается на Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава Санкт-Петербурга, настоящего Закона Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, устанавливающих условия и порядок защиты прав детей.


Сфера применения настоящего Закона Санкт-Петербурга

Действие настоящего Закона Санкт-Петербурга распространяется на всех детей, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге.


Субъекты, осуществляющие защиту прав и законных интересов детей

1. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется его законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями), органами опеки и попечительства либо представителями по договору.

2. Функции защиты прав и интересов детей выполняют в пределах своей компетенции Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, суды, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, другие органы, организации и службы, на которые законом возложены обязанности по защите прав несовершеннолетних, а также организации и объединения, в уставах или положениях которых предусмотрены функции по защите прав и законных интересов детей.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно о фактах нарушения прав и законных интересов детей, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

3. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга, ребенок может сам осуществлять защиту своих прав и законных интересов.


Защита прав и законных интересов детей комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите их прав

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.


Защита прав и законных интересов детей органами опеки
и попечительства

1. Защиту прав и законных интересов детей осуществляют органы опеки и попечительства, деятельность которых регулируется федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

2. Органы опеки и попечительства обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействуют с органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают информационную, консультационную, психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и законных интересов детей.


ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Право детей на дошкольное воспитание

1. Для воспитания детей дошкольного возраста в помощь семье в Санкт-Петербурге действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

2. Отношения между дошкольными образовательными учреждениями и родителями (лицами, их заменяющими) регулируются договором. Договор не может ухудшать положение сторон по сравнению с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.


Право детей на получение образования

1. Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает государственные гарантии прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, а также предоставление начального профессионального и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Санкт-Петербурга.

2. Права обучающихся, воспитанников образовательных учреждений определяются уставами образовательных учреждений.

3. Правительство Санкт-Петербурга разрабатывает и реализует целевые программы Санкт-Петербурга о поддержке и развитии профессионального технического образования в Санкт-Петербурге.


Условия отчисления детей из государственных
или муниципальных образовательных учреждений

1. Отчисление детей из государственных или муниципальных образовательных учреждений до получения основного общего образования или начального профессионального образования, помимо соблюдения общего порядка отчисления, может быть произведено только с разрешения соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) и органами опеки и попечительства в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетнего или продолжение освоения им образовательной программы по иной форме обучения и (или) в ином образовательном учреждении.


Порядок перевода обучающихся из образовательных учреждений

Перевод обучающихся из одного образовательного учреждения в другое либо изменение формы обучения до получения ими основного общего образования допускается только в исключительных случаях с согласия родителей (законных представителей) с учетом мнения и интересов ребенка, а в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — с согласия органов опеки и попечительства.


Информация об образовательных учреждениях, органах
и должностных лицах, осуществляющих контроль и надзор
за соблюдением и обеспечением прав и законных интересов детей

В общеобразовательных учреждениях и иных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс и процесс воспитания, в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка, а также наименование, место нахождения и перечень должностных лиц (с указанием способов связи с ними), органов государственной власти и органов местного самоуправления с Санкт-Петербурге, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и обеспечением прав и законных интересов детей.


Гарантии получения среднего (полного) общего и начального
профессионального образования

1. Получение среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования гарантируется системой государственных и муниципальных образовательных учреждений в пределах государственных образовательных стандартов, реализующих их в объемах, соответствующих образовательным потребностям населения Санкт-Петербурга.

2. Не допускается отказ несовершеннолетним, получившим основное общее образование, в получении образования следующей ступени в том же образовательном учреждении.


Право детей на дополнительное образование

1. Ребенок имеет право на свободный выбор дополнительных образовательных услуг в соответствии со своими интересами, склонностями и способностями. Дополнительное образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, родительской платы, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников, не запрещенных законодательством.

2. Для детей, проявивших выдающиеся способности, органы государственной власти Санкт-Петербурга создают условия для углубленного изучения предметов, организуют и проводят конкурсы, олимпиады, выставки, учреждают ежегодные премии, стипендии.


Дополнительные стипендии

Правительство Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, юридические и физические лица вправе устанавливать и выплачивать дополнительные стипендии для определенной категории обучающихся на условиях и в порядке, установленных действующим законодательством.


Профессиональная ориентация и профессиональная
подготовка детей, достигших возраста 14 лет

1. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. Правительство Санкт-Петербурга в начале каждого учебного года утверждает перечень мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке детей, достигших возраста 14 лет.


Право детей на труд (участие в общественно полезной деятельности)

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге осуществляют мероприятия, гарантирующие ребенку реализацию права на профессиональную подготовку, трудоустройство и вознаграждение за труд.

2. Дети, достигшие возраста 14 лет, вправе с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства в свободное от учебы время участвовать в общественно полезном труде, доступном им по состоянию здоровья и развитию, не наносящем вреда физическому, нравственному и психическому состоянию ребенка, а также имеют право на получение профессии.

3. Для трудоустройства детей, ищущих работу, осуществляется квотирование рабочих мест. Размер квоты рабочих мест для трудоустройства детей и порядок ее установления определяются Правительством Санкт-Петербурга.

4. Организациям, создающим рабочие места для работников в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе для временного трудоустройства на время летнего отдыха, законами Санкт-Петербурга и актами органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге могут предоставляться налоговые льготы.


Обязанность органа службы занятости населения по Санкт-Петербургу

Орган службы занятости населения по Санкт-Петербургу и его территориальные подразделения ежеквартально информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Санкт-Петербурга и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга об имеющихся рабочих местах, пригодных для трудоустройства несовершеннолетних.


Расторжение трудового договора с несовершеннолетним

Во всех случаях подачи несовершеннолетним работником заявления с просьбой об увольнении по собственному желанию работодатель обязан в трехдневный срок в письменной форме сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района Санкт-Петербурга по месту нахождения работодателя.


Право детей на отдых, оздоровление и досуг

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых, оздоровление и досуг, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на организацию отдыха, оздоровления и досуга. Правительство Санкт-Петербурга ежегодно утверждает программу мероприятий по обеспечению прав детей на отдых, оздоровление и досуг.

2. Каждый ребенок имеет право на отдых в детских оздоровительных лагерях, пансионатах, санаториях и учреждениях семейного отдыха родителей с детьми.

3. В приоритетном порядке обеспечивается отдых, оздоровление, досуг детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей из приемных, многодетных, неполных семей; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии; детей граждан, признанных в установленном порядке безработными; детей — жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на учете в органах внутренних дел; а также детей других категорий в соответствии с действующим законодательством.

4. Порядок организации круглогодичного, в том числе летнего отдыха и оздоровления, определяется Правительством Санкт-Петербурга.

5. Льготы на оплату путевок и стоимости проезда к месту отдыха и обратно предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

6. Имущество Санкт-Петербурга или внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, предназначенное для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в указанных целях и в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, законодательством Санкт-Петербурга, муниципальными правовыми актами.


Доступность посещения учреждений культуры

1. Государственные и муниципальные учреждения культуры, физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге при проведении платных мероприятий могут устанавливать льготы для детей из малообеспеченных семей. Порядок установления льгот указанными государственными учреждениями определяется Правительством Санкт-Петербурга, а муниципальными учреждениями — соответствующим органом местного самоуправления.

2. Не допускается использование не по назначению зданий, сооружений, оборудования и земельных участков учреждений культуры, молодежных и детских центров, подростковых клубов, оздоровительных лагерей, туристических баз и других учреждений, ведущих работу с детьми и молодежью, а также необоснованное изъятие закрепленного за ними или арендуемого ими имущества, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


Защита детей от информации, пропаганды и агитации,
наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге принимают меры по защите детей от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

2. В целях обеспечения здоровья, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей, не достигших 16 лет, настоящим Законом Санкт-Петербурга устанавливаются следующие нормативы распространения печатной продукции (периодических печатных изданий, фотоизделий), аудио-, кино- и видеопродукции, компьютерных программ и иной продукции, не рекомендуемой детям для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи:

1) распространение печатной продукции, аудио- и видеопродукции, настольных, компьютерных игр допускается в специально отведенных местах, определенных в установленном порядке, при наличии следующих выходных данных: штрихового кода, наименования и адреса предприятия-изготовителя, тиража, цены либо отметки «Свободная цена»;

2) публичная демонстрация аудиовизуальных произведений допускается только при наличии прокатного удостоверения, выданного в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, и в обязательном порядке с указанием возрастной классификации аудиовизуальных произведений;

3) распространение настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игровых сооружений для детей допускается только при наличии заключения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной), проводимой в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей, охраны общественного порядка настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает основные правила поведения в общественных местах:

1) детям в возрасте до 16 лет пребывание в кафе, на дискотеках и открытых танцевальных площадках разрешается до 23 часов;

2) дети в возрасте до 16 лет допускаются на просмотр кино-, видеофильмов, которые рекомендованы для данной возрастной категории;

3) детям в возрасте до 16 лет без сопровождения совершеннолетних лиц запрещается нахождение на улицах после 24 часов.


Право детей на участие в детских и молодежных
общественных объединениях (организациях)

1. Членами и участниками детских общественных объединений (организаций) могут быть граждане, достигшие возраста 8 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений (организаций) могут быть граждане, достигшие возраста 14 лет.

2. Участие детей в детских и молодежных общественных объединениях (организациях) является добровольным и определяется уставами этих объединений (организаций). Деятельность детских и молодежных общественных объединений (организаций) не должна противоречить федеральному законодательству и законодательству Санкт-Петербурга.

3. В соответствии с принципами государственной политики Санкт-Петербурга в интересах детей администрации образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся общественных объединений (организаций), за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.


Право детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение, вакцинацию детей, направление по показаниям на обследование и лечение в учреждения здравоохранения, осуществление контроля за бесплатной выдачей лекарств, приобретаемых по бесплатным и льготным рецептам, в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, программой оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.


Защита права детей на жилище

1. Защита права детей на жилище осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

2. В случае предоставления семье жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищных фондов по договору социального найма учитываются интересы несовершеннолетних детей.

3. Защита права детей на жилище при совершении сделок по отчуждению жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, осуществляется органами опеки и попечительства.


Защита права детей на неприкосновенность частной жизни

Дети имеют право на неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, а также защиту чести, достоинства и деловой репутации.


Гарантии прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге осуществляют защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

3. Детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге предоставляют педагогическую, психологическую, медицинскую, юридическую помощь. При оказании помощи ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь необходимо учитывать особенности социального положения ребенка, его возраст. Правительство Санкт-Петербурга утверждает комплекс мер социальной помощи ребенку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.

4. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге проводят мероприятия по социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и совершивших правонарушение или преступление. Программа мероприятий по социальной адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и уполномоченные органы для осуществления указанных мероприятий утверждаются постановлением Правительства Санкт-Петербурга.


Социальная реклама в области защиты прав и законных
интересов детей

Проекты по производству и размещению социальной рекламы в области защиты прав и законных интересов детей регулируются в соответствии с законом Санкт-Петербурга о грантах Санкт-Петербурга на производство и размещение социальной рекламы.


РАЗГРАНИЧЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


Компетенция Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

В компетенцию Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в области защиты прав и законных интересов детей входит:

1) принятие законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в области защиты прав и законных интересов детей;

2) утверждение целевых программ Санкт-Петербурга в области защиты прав и законных интересов детей в Санкт-Петербурге;

3) установление налоговых и иных льгот, стимулирующих развитие организаций различных форм собственности, осуществляющих деятельность в области защиты прав и законных интересов детей;

4) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.


Компетенция Правительства Санкт-Петербурга

В компетенцию Правительства Санкт-Петербурга в области защиты прав и законных интересов детей входит:

1) реализация в Санкт-Петербурге государственной политики в интересах детей, в том числе в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского отдыха;

2) реализация федеральных целевых программ в области защиты прав и законных интересов детей;

3) разработка и реализация целевых программ Санкт-Петербурга в области защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства;

4) принятие нормативных правовых актов в целях содействия реализации и защиты прав и законных интересов ребенка;

5) утверждение методик работы специалистов в области реализации и защиты прав и законных интересов ребенка;

6) участие в формировании социальной инфраструктуры для детей, развитие сети специальных учреждений, служб специального обслуживания семьи и детей (центров помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями);

7) обеспечение развития благотворительной деятельности в целях защиты прав и законных интересов детей;

8) содействие в подготовке радио-, теле- и видеопрограмм и печатных изданий для детей;

9) подготовка ежегодного доклада о положении детей и защите их прав, других информационно-аналитических материалов в области защиты прав и законных интересов детей;

10) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Ответственность за нарушение настоящего Закона Санкт-Петербурга

Юридические лица, должностные лица и граждане за нарушение настоящего Закона Санкт-Петербурга несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.


Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга

Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Санкт-Петербург
_________________ 2008 года
N ___

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка


ПОПРАВКИ
к проекту закона Санкт-Петербурга «О гарантиях прав детей
в Санкт-Петербурге»
(третье чтение)

1. В пункте 1 статьи 4 проекта закона слова «либо представителями по договору» исключить.

Комитет по законодательству

2. Пункты 1 и 2 статьи 8 проекта закона изложить в следующей редакции:

«1. Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает государственные гарантии прав детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях (организациях) посредством выделения средств бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с нормативами финансирования»;

«2. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений определяются уставами данных образовательных учреждений и иными предусмотренными этими уставами локальными актами».

Комитет по законодательству

3. Статью 9 проекта закона изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Условия исключения детей из образовательных учреждений

1. Исключение детей из образовательных учреждений до получения основного общего образования или начального профессионального образования, помимо соблюдения общего порядка исключения, может быть произведено только с разрешения соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом опеки и попечительства и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении».

Комитет по законодательству

4. Статью 10 проекта закона изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Условия перевода детей из образовательных учреждений

Перевод детей из одного образовательного учреждения в другое либо изменение формы обучения до получения ими основного общего образования допускается только в исключительных случаях с учетом мнения и интересов ребенка и с согласия родителей (законных представителей), а в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — с согласия органов опеки и попечительства».

Комитет по законодательству

«1. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений. Образовательное учреждение обязано предоставлять для ознакомления детей и родителей (лиц, их заменяющих) свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения, лицензию на право ведения образовательной деятельности, основные образовательные программы, реализуемые этим образовательным учреждением, и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.

2. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием их места нахождения, способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка».

Комитет по законодательству

6. В пункте 1 статьи 13 проекта закона слова «Дополнительное образование финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, родительской платы» заменить словами «Дополнительное образование в санкт-петербургских государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств, полученных от предоставления дополнительных образовательных услуг».

Комитет по законодательству

«В соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации и профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет».

Комитет по законодательству

«В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей законом Санкт-Петербурга устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет».

Комитет по законодательству

«В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей:

1) запрещается нахождение детей в возрасте до 16 лет без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) с 23 до 6 часов в помещении юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в сфере развлечений (досуга);

2) родители (лица, их заменяющие) обязаны следить за тем, чтобы дети в возрасте до 16 лет не оставались без присмотра на улице с 23 до 6 часов;

3) органы государственной власти Санкт-Петербурга разрабатывают, утверждают и реализуют целевые программы Санкт-Петербурга по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, в том числе пожарной безопасности».

Комитет по законодательству

«В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрации образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций».

Комитет по законодательству

«В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, вакцинацию, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей, Уполномоченные органы осуществляют контроль за бесплатной выдачей лекарств, приобретаемых по бесплатным и льготным рецептам».

Комитет по законодательству

Комитет по законодательству

13. Пункт 2 статьи 29 проекта закона дополнить словами «, а также целевых программ Санкт-Петербурга по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, в том числе пожарной безопасности».

Комитет по законодательству

14. Пункт 3 статьи 30 проекта закона дополнить словами «, а также целевых программ Санкт-Петербурга по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, в том числе пожарной безопасности».

Комитет по законодательству

15. В статье 31 проекта закона после слов «должностные лица» дополнить словами «, индивидуальные предприниматели».