Статья 57 фз 79

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2013, N 5

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ, НАЛАГАЕМЫЕ НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА

Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих. На основе анализа практики применения дисциплинарной ответственности гражданских служащих выявляются проблемы, связанные с действующей системой дисциплинарных взысканий, и вносятся предложения о необходимости упорядочения и строгой регламентации дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих нормами закона.

Нормативное закрепление дисциплинарных взысканий

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 06.12.2011) ответственность федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации как элемент их правового статуса устанавливается соответствующим видовым федеральным законом о государственной службе. Следовательно, перечень дисциплинарных взысканий в отношении государственных гражданских служащих должен устанавливаться Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30.12.2012, далее — Закон N 79-ФЗ), в ч. 1 ст. 57 которого закреплены следующие виды дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, пп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.

При сравнении норм Закона N 79-ФЗ и норм Трудового кодекса РФ становится очевидным, что предусмотренные ими перечни дисциплинарных взысканий практически совпадают. Правда, для гражданских служащих предусмотрены такие специфические взыскания, как предупреждение о неполном должностном соответствии и освобождение от замещаемой должности гражданской службы.

Характер дисциплинарных взысканий

Анализ видов дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих, позволяет утверждать, что большинство из них носит моральный характер (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии), другие (освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение по основаниям, предусмотренным Законом N 79-ФЗ) — санкции, задерживающие должностной рост, выгодное перемещение по службе или лишающие возможности продолжать службу в данном органе.

Полагаем, что, руководствуясь принципом целесообразности дисциплинарной ответственности — одним из принципов юридической ответственности, моральными взысканиями не всегда можно добиться желаемой цели. Поэтому в отношении гражданских служащих должны шире применяться меры, связанные с временным ограничением или лишением преимуществ, обусловленных пребыванием на гражданской службе или приобретенных за годы гражданской службы.

Такими взысканиями могут быть: сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы. А. А. Гришковец предлагает ввести в качестве взыскания «вычет из времени службы», введение взыскания в виде «лишения на определенный срок права пользования ведомственным медицинским учреждением» [1]. Возможны и другие виды дисциплинарных взысканий, однако подобные взыскания должны носить материальный, а не моральный или служебный характер.

Так, по опыту демократических государств, большинство из закрепленных в законодательстве взысканий воздействует не только на сознание виновного, но и затрагивает имущественные или служебные интересы государственного служащего. К примеру, в законодательстве Германии установлено семь наказаний: выговор; денежный штраф; уменьшение оклада; перевод на другую должность того же профессионального направления, но с меньшим должностным окладом; увольнение со службы; сокращение пенсионного обеспечения; отказ в выплате пенсионного обеспечения. Аналогичные подходы существовали в законодательстве о государственной службе Российской империи. В частности, Устав о службе по определению от Правительства, входивший в Свод уставов о службе гражданской 1832 г., предусматривал возможность применения к чиновнику таких дисциплинарных взысканий, как вычет из жалования, перемещение с высшей должности на низшую, арест, вычет из времени службы (не мог быть более 1 года) и ряд других. Будет целесообразным законодательно закрепить деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание.

Перечень дисциплинарных взысканий — исчерпывающий

Перечень дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным гражданским служащим, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ не вправе устанавливать иные виды взысканий для гражданских служащих.

Однако в практике российской государственной службы известны случаи применения в неявной форме таких видов дисциплинарных взысканий, которые нормативно не закреплены. Например, Распоряжением Правительства РФ от 19.04.1997 N 537-р за неисполнение поручения отдельным государственным служащим было «поставлено на вид». Очевидно, что подобная формулировка содержит негативную оценку деятельности государственных служащих и фактически констатирует их неудовлетворительную работу, поэтому вполне может расцениваться как дисциплинарное взыскание. Однако такой вид дисциплинарного взыскания в законодательстве отсутствует.

Освобождение от замещаемой должности

Закон N 79-ФЗ (п. 4 ч. 1 ст. 57) предусматривает ранее неизвестное дисциплинарное взыскание — освобождение от замещаемой должности. Следует отметить, что освобождение от замещаемой должности по смыслу данной нормы не тождественно увольнению с гражданской службы. С другой стороны, как справедливо отмечают Э. Г. Липатов и С. Е. Чаннов, освобождение от замещаемой должности не может предполагать перевод гражданского служащего на другую должность, поскольку перевод на другую должность не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка [2]. По всей видимости, здесь следует руководствоваться указанием ч. 10 ст. 58 Закона N 79-ФЗ, согласно которой при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Увольнение с гражданской службы

Особым дисциплинарным взысканием является увольнение с гражданской службы, которое в отличие от остальных мер дисциплинарной ответственности может применяться только в случаях, прямо установленных законом (ст. 37 Закона N 79-ФЗ):

— неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2 ч. 1 ст. 37);

— однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей (п. 3 ч. 1 ст. 37):

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

— принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 37);

— однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 37).

В то же время в п. 7.4.5 Приказа Минрегиона России от 26.05.2006 N 59 «Об утверждении Служебного распорядка Министерства регионального развития Российской Федерации» указан такой вид взыскания, как увольнение с гражданской службы, при этом основания увольнения не установлены, что прямо противоречит п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ. Аналогичная норма закреплена в п. 27.5 Приказа Росавтодора от 15.05.2006 N 20 «Об утверждении Служебного распорядка Федерального дорожного агентства» (ред. от 17.07.2007). Полагаем, что в подобного рода случаях применение дисциплинарного взыскания без указания оснований увольнения следует признать не соответствующим федеральному законодательству.

Применение дисциплинарных взысканий

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ). Вместе с тем необходимо учитывать, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, правонарушения (соответствующее действие или бездействие) продолжаются, то гражданский служащий может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе к нему может быть применено увольнение. Такое разъяснение дал Пленум Верховного Суда РФ по поводу применения аналогичной нормы ст. 193 ТК РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ред. от 28.09.2010).

Право выбора конкретного дисциплинарного взыскания принадлежит представителю нанимателя, причем он не связан необходимостью применять взыскания лишь в той последовательности, в какой они указаны в Законе N 79-ФЗ. Он может, руководствуясь принципами дисциплинарной ответственности государственных служащих, выбрать наиболее приемлемый вариант дисциплинарного взыскания. Несмотря на то что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий устанавливается ст. 58 Закона N 79-ФЗ, привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности продолжает регулироваться и нормами трудового законодательства, что «явно не согласуется с реально складывающимся административно-правовым статусом государственных служащих, который постепенно утверждается в России» [3, с. 23].

Проблема административного усмотрения

В отличие от других видов юридической ответственности, где санкция за совершенное правонарушение неотвратима, по поводу дисциплинарной ответственности вопрос о неотвратимости наказания — в ведении представителя нанимателя. Об этом свидетельствует формулировка ч. 2 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, что дисциплинарное взыскание «может быть применено». На усмотрение руководителя закон относит и решение вопроса — какую избрать меру ответственности из пяти, которые закреплены в ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ, поскольку в дисциплинарном законодательстве нет перечня дисциплинарных проступков и мер ответственности за их совершение.

Согласимся с мнением В. М. Манохина, что сфера усмотрения у руководителя государственного органа слишком пространна [4], в связи с чем полагаем, следует законодательно сузить возможность руководителя решать вопрос о дисциплинарной ответственности лишь на свое усмотрение. Во-первых, необходимо заменить формулировку Закона «может. » на «влечет», что уже возведет в принцип неотвратимость дисциплинарной ответственности, законодательно закрепив, что руководитель, не возбуждающий такое производство, сам должен нести за это дисциплинарную ответственность, во-вторых, следует развивать законодательство о дисциплинарной ответственности с целью создания и пополнения перечня дисциплинарных проступков и конкретных санкций за определенные проступки. Это важно для того, чтобы заведомо, то есть до привлечения к дисциплинарной ответственности, были известны меры за конкретные проступки.

Отдельные ученые в области трудового права отмечают, что порой представители нанимателя, другие должностные лица делают неправильный вывод о том, что каждое нарушение трудовой дисциплины непременно должно повлечь за собой дисциплинарное взыскание. При этом Ю. Н. Полетаев считает, что принцип неотвратимости ответственности не должен сводиться только к дисциплинарным взысканиям. Возможно применение к нарушителю служебной дисциплины и неформальных социально-психологических санкций (устные замечания, разъяснения, внушение и т. п.) [3].

К сожалению, формулировка ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ позволяет трактовать ее таким образом, что дисциплинарные взыскания могут применяться лишь к отдельным недобросовестным гражданским служащим, а представитель нанимателя вправе вообще отказаться от привлечения нарушителя к ответственности.

. внести изменения в законодательство

В Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внести следующие дополнения и изменения:

1. Дополнить ч. 1 ст. 57, включив в перечень дисциплинарных взысканий следующие меры: «сокращение должностного оклада, частичное сокращение размера или лишение доплаты к пенсии с учетом стажа государственной службы».

2. Дополнить ст. 57 положением, устанавливающим деление дисциплинарных взысканий на основные и дополнительные, предусмотрев, что «за один дисциплинарный проступок может быть назначено основное или основное и дополнительное взыскание».

3. Часть 2 ст. 57 изложить в следующей редакции: «Каждый дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя, не возбуждающий дисциплинарное производство, несет за это дисциплинарную ответственность».

Полагаем, что метод убеждения не всегда оказывается действенным, более того, большинство дисциплинарных взысканий носит моральный характер. Поэтому, руководствуясь необходимостью учитывать принцип неотвратимости дисциплинарной ответственности гражданских служащих, считаем необходимым законодательно закрепить положение о том, что за совершение государственным служащим дисциплинарного проступка представитель нанимателя обязан применить в отношении него дисциплинарное взыскание.

По общим правилам при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться степень тяжести совершенного дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение гражданского служащего (ч. 3 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). На наш взгляд, представляется целесообразным нормативное законодательное урегулирование перечня обстоятельств, смягчающих дисциплинарную ответственность гражданского служащего, и исчерпывающего перечня обстоятельств, ее отягчающих.

Кроме того, если вследствие дисциплинарного проступка был причинен материальный ущерб, то помимо дисциплинарного взыскания на причинителя вреда может быть возложена обязанность возместить (частично или полностью) этот ущерб (материальная ответственность). Если в совершенном дисциплинарном проступке присутствуют признаки преступления или административного нарушения (например, хищение, растрата и т. п.), то дисциплинарная ответственность может сочетаться с уголовной или административной.

В период предупреждения о расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона N 79-ФЗ) последний может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, поскольку его служебные отношения прекращаются лишь по истечении срока предупреждения.

Временное отстранение от замещаемой должности

Не является дисциплинарным взысканием временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, которое согласно ч. 7 ст. 59 Закона N 79-ФЗ производится представителем нанимателя на время проведения служебной проверки. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности является обеспечительной мерой и применяется в предупредительных целях. Представитель нанимателя использует ее, когда существует опасность продолжения противоправной деятельности гражданским служащим с использованием должностного положения или когда он может воспрепятствовать установлению по дисциплинарному делу объективной истины (например, уничтожит или изменит содержание тех или иных документов, окажет психическое воздействие на подчиненных по службе с целью дачи последними благоприятных для него объяснений и т. д.). Проведение служебной проверки и временное отстранение на этот период гражданского служащего от должности не влекут за собой правовых последствий, если будет установлена правомерность действий (бездействия) гражданского служащего.

Совершенствование дисциплинарной ответственности

Привлечение к дисциплинарной ответственности существенно затрагивает права государственных гражданских служащих и влечет наступление для них неблагоприятных правовых последствий, поэтому оно нуждается в дальнейшем упорядочении и строгой регламентации нормами закона. К сожалению, идея подготовки и принятия Кодекса государственной службы Российской Федерации отодвинута на второй план, в связи с чем первоочередной задачей, на наш взгляд, является принятие Федерального закона «О дисциплинарной ответственности государственных служащих Российской Федерации», а в перспективе — Дисциплинарного кодекса Российской Федерации, который регулировал бы отношения в сфере дисциплинарного принуждения, ответственности и производства.

1. Гришковец А. А. Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право. 2001. N 12. С. 52.

2. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. Э. Г. Липатова, С. Е. Чаннова. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

3. Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 23.

4. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 166.

5. Старилов Ю. Н. К вопросу о публично-правовом характере института государственной службы // Правоведение. 1997. N 1. С. 16.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 27.07.2004 — «Российская газета», N 162, 31.07.2004;
  • «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004;
  • «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст.3215)

Статья 57 Дисциплинарные взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарная ответственность госслужащих

За что может быть привлечен государственный гражданский служащий к дисциплинарной ответственности? Каков порядок привлечения к дисциплинарной ответственности?

В первую очередь необходимо отметить, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего (далее также — гражданский служащий) регулируются федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон о гражданской службе).

Статьей 57 указанного закона предусмотрена дисциплинарная ответственность гражданского служащего за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. Понятие служебные обязанности неразрывно связано с должностными обязанностями, определенными служебным контрактом и должностным регламентом гражданского служащего.

Всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы.

Порядок применения к гражданским служащим дисциплинарных взысканий установлен ст. 58 Закона о гражданской службе. В первую очередь законодатель оговорил, что дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. В этот срок не включается период временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также время проведения служебной проверки. Не может быть применено дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка, назначаемая представителем нанимателя, полномочия которого в органах внутренних дел Российской Федерации определены приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335 «О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». Право применения (снятия) дисциплинарных взысканий, назначения служебных проверок, контроля своевременности и правильности их проведения в отношении гражданских служащих территориального органа МВД России, а также гражданских служащих подчиненных территориальных органов МВД России предоставлено начальнику территориального органа на региональном уровне.

Важно отметить, что служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении, и Законом о гражданской службе не предусмотрено продление срока проведения служебной проверки.

Частью первой статьи 58 Закона о гражданской службе на представителя нанимателя возложена обязанность до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, подписанного руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа, а также в случае их участия другими участниками служебной проверки.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Всю сферу деятельности людей можно условно разделить на:

  • производящие материальные блага;
  • оказание услуг;
  • занятия культурой и спортом;
  • помощь государству обеспечить конституционный строй, обеспечить правопорядок, защищающие социальные и имущественные права граждан.

Государственные служащие – должностные лица, исполняющие служебные обязанности, направленные на управление, охрану и поддержание правопорядка.

Выделяют государственных служащих федерального уровня и гражданских, получающих соответственно денежное вознаграждение из федерального или регионального бюджета.

Даже из определения понятно, что это люди, стоящие на службе государства.

Трудовым кодексом регулируются основные нормы правоотношений между работодателем и наемными работниками.

За ненадлежащим образом исполненное трудовое задание или нарушение дисциплины, работник, согласно ст. 192 ТК РФ, может быть привлечен к дисциплинарному взысканию, в зависимости от степени тяжести проступка, последствий для предприятия и остальных работников, на усмотрение работодателя в виде:

  • объявления замечания;
  • вынесения выговора;
  • при неоднократных или особо грубых нарушениях вплоть до увольнения с указаниями причины расторжения трудового договора в трудовой книжке, что может повлиять на дальнейшее трудоустройство и судьбу провинившегося сотрудника.

При этом в пятой части ст. 189 ТК РФ дается оговорка, что для отдельных категорий работников применяются нормы, установленными другими федеральными законами.

Часть 3 ст. 192 ТК, перечисляющая возможные виды взысканий, в то же время говорит о возможности применения других видов наказания, предусмотренные уставами, положениями о дисциплине и федеральными законами.

Выбирая один из методов дисциплинарного взыскания, руководитель должен учесть тяжесть совершенного действия и обстоятельства, при которых человек поступил именно таких образом.

Государственных служащих законодатель относит именно к отдельной категории работников, на которых распространяется действие Федерального закона № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”, одобренного Советом Федерации «15» июля 2004 года и вступившим в действие с «27» июля 2004 года (далее по тексту ФЗ № 79).

В главе 12 ФЗ № 79 рассмотрены вопросы:

  • о требованиях служебной дисциплины конкретно от лиц, являющихся служащими государству;
  • какие возможно применить дисциплинарные взыскания;
  • порядок, в каком может быть наложено дисциплинарное взыскание и его снятие.

Остановимся подробнее на теме как возможно привлечь к дисциплинарной ответственности госслужащих, и отличием от взысканий, допустимых для работников общей производственной сферы.

Основания, дающие повод наложить дисциплинарное взыскание

Согласно нормам трудового законодательства:

  • неисполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей, обусловленных трудовым договором;
  • нарушение режима рабочего графика организации;
  • совершение аморального поступка;
  • опоздания, прогулы;
  • нахождение на работе в состоянии алкогольного (наркотического, токсического опьянения);
  • другие причины, позволяющие работодателю уволить работника, оговоренные в ст. 81 ТК РФ, могут быть основанием для дисциплинарного наказания в мягкой форме – в виде замечания, и считающимся более строгим видом дисциплинарного взыскания – объявлением выговора.

Обратившись к ст. 56 ФЗ № 79, дающей определение о служебной дисциплине лица, находящегося на гражданской службе, можно сделать вывод, что нарушение этих требований повлечет дисциплинарное взыскание.

Для лиц, являющихся государственными служащими обязательное требование – соблюдение распорядка государственного органа, в котором они служат.

По аналогии с работниками всех производственных сфер за нарушение служебного распорядка, регламентирующего время работы и отдыха, утвержденного представителем нанимателя с учетом выборного профсоюзного органа данной государственной организации, государственного служащего можно привлечь к дисциплинарному наказанию.

Статьей 57 ФЗ № 79 на законодательном уровне утверждены взыскания, какие наниматель имеет право применить к служащему в случае, когда тот уклоняется от исполнения, либо исполняет возложенные на него служебные обязанности недобросовестно.

Согласно части пятой ст. 57 ФЗ № 79, одной из мер дисциплинарного взыскания, применяемого к лицу, являющемуся государственным служащим может быть увольнение по основаниям:

  • установления неоднократного уклонения от исполнения служебных обязанностей, без имеющихся уважительных причин и уже привлекавшегося ранее к дисциплинарным наказаниям;
  • грубого нарушения дисциплины, выраженного отсутствием в организации, где он несет службу более четырех часов, приравнивающегося к прогулу или появление в государственном органе в состоянии опьянения (алкогольного, под воздействием наркотиков или токсических веществ);
  • разглашение сведений, ставших ему известными по роду службы и представляющих государственную, охраняемую федеральным законом тайну, другую служебную информацию;
  • хищение государственного или чужого имущества, аналогично в случае преднамеренного его уничтожения или порчи, на основание вступившего в законную силу приговора суда, после проведенных следственных мероприятий, установивших и доказавших вину конкретного лица или постановления органа, имеющего полномочия рассматривать административные правонарушения, после проведения соответствующего служебного расследования;
  • нарушения требований охраны профессиональной деятельности, повлекшее неотвратимые последствия для организации (аварию, несчастный случай, катастрофу) и поставившее под угрозу жизнь и здоровье других людей;
  • в случае принятие государственным служащим, занимающем руководящую должность решений, вследствие которых был нанесен имущественный вред государственному органу в целом, либо имущество было использовано не по назначению (в корыстных целях личной наживы);
  • нарушение государственным служащим категории «руководитель» законодательства РФ или своих непосредственных обязанностей, в соответствии с занимаемой должностью, повлекшего причинение вреда государственному органу.

Как видим, основания, для наложения дисциплинарного наказания государственному служащему аналогичны тем, что приведены в Трудовом кодексе РФ.

В ФЗ № 79 они конкретизированы для лиц, несущих именно государственную службу.

В какие сроки, возможно, привлечь к дисциплинарному наказанию

В ст. 58 ФЗ № 79, с последними изменениями, вступившими в законную силу с «01» января 2017 года, приводится порядок действий, которому необходимо следовать при наложении и для снятия дисциплинарного взыскания.

Нужно отметить, что эти правила также мало чем отличаются от установленных норм в трудовом законодательстве.

1. Для возможности применить дисциплинарное взыскание должно быть затребовано письменное объяснение от государственного служащего о причинах, побудивших его нарушить служебную дисциплину, установленную в государственном органе, либо сложившейся ситуации, являющейся основанием для дисциплинарного наказания.

На предоставление оправдательных документов и написание пояснений дается два дня.

Отказ от дачи объяснения не является препятствием для того, чтобы наниматель мог наложить взыскание, однако должным образом в таком случае нужно составить акт за подписью нескольких человек (служащих в этом же государственном органе).

2. По факту дисциплинарного нарушения обязательно должна быть проведена служебная проверка, в результате которой необходимо:

  • установить факт совершения дисциплинарного нарушения со стороны служащего;
  • найти или опровергнуть доказательства вины конкретного человека;
  • проанализировать причины, способствующие дисциплинарному правонарушению;
  • сделать объективную оценку вреда, нанесенного организации, коллегам или другим людям в результате проступка государственного служащего;
  • поскольку служебное расследование должно быть проведено по решению представительного органа нанимателя (в случае подозрения на нарушение служебной дисциплины или невыполнением обязанностей государственного служащего) или заявления письменного самого госслужащего, во втором случае важно проверить обстоятельства, послужившие причиной такого заявления.

Служебное расследование не может длиться бесконечно долго, поскольку на основание сделанных резолюций, с учетом тяжести дисциплинарного проступка, обстоятельств, побудивших человека его совершить, степени вины, характеристики его прошлого опыта работы, взыскание может быть наложено не позже чем через месяц после того, как стал известен факт нарушения.

3. Привлекают к дисциплинарной ответственности сразу после завершения служебного расследования дисциплинарного проступка, но, если человек находится в очередном ежегодном (по уходу за детьми и другом) отпуске, или на лечении, то есть по уважительным причинам отсутствует на службе, необходимо дождаться его выхода.

4. Должно быть учтено, что если с момента дисциплинарного нарушения прошло более полугода, нельзя привлечь к ответственности и возложить на государственного служащего дисциплинарное взыскание.

Исключения составляют лишь финансовые нарушения, выявленные в ходе проводимой проверки аудиторскими организациями или деятельности государственного органа в целом, дающие право привлечь к ответственности, если не прошло двух лет с момента нарушения.

В случаях возбуждения уголовных дел и проводимых расследований следственными органами, эти сроки не включаются в период времени, ограниченный для возможности наложить дисциплинарное наказание.

5. Применение дисциплинарного взыскания оформляется актом, копия которого должна быть выдана на руки заинтересованному лицу (в отношении кого наложено взыскание) не позже пяти дней со дня его составления.

6. В случае несогласия с мотивировкой привлечения к дисциплинарной ответственности или мерами, примененными к нему, государственный служащий имеет право обжаловать данное решение в комиссию, созданную в государственном органе для решения служебных споров или непосредственно в суд.

7. Срок действия взыскания согласно восьмой части ст. 57 ФЗ № 79 – один год со дня его применения.

В случае, когда нет новых нарушений за этот промежуток времени, считается, что дисциплинарных взысканий у служащего нет.

8. По своей инициативе, либо письменным ходатайствам непосредственного руководителя, профсоюзного органа, заявления самого государственного служащего, наниматель, учитывая дальнейшее после взыскания поведение и отношение к работе государственного служащего, может досрочно снять действующее взыскание, издав соответствующее распоряжение.

Виды дисциплинарных взысканий, применяемые к государственным служащим

Человека, находящегося на службе государства за дисциплинарные нарушения можно привлечь к ответственности и наложить дисциплинарные взыскания, так же как и простого работника:

  • сделав замечание;
  • объявив выговор;
  • уволить с гражданской службы при неоднократных дисциплинарных нарушениях, или оговоренных основаниях в ст. 37 ФЗ № 79, дающих право нанимателю при однократном грубом нарушении служебных обязанностей или норм служебного поведения.

Кроме вышеуказанных видов, государственному служащему можно вынести предупреждение о неполном должностном соответствии, что чревато его продвижению по служебной лестнице.

Принцип применения мер дисциплинарного взыскания

В каждом конкретном случае, в зависимости от тяжести дисциплинарного проступка, данных объяснений, последствий нарушений, допущенных государственным служащим, нанимателем принимается решение о применении от самой безобидной из мер дисциплинарного взыскания – замечания, до увольнения.

Понятно, что за опоздание на 10 – 15 минут один раз, человека не уволят, могут обойтись замечанием или объявить выговор.

В случае же появления в нетрезвом виде в государственном органе, служащего можно уволить и за однократный проступок.

Предупреждение о неполном должностном соответствии выносится обычно при нарушениях, связанных с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих (Шадрина Т.В.)

Дата размещения статьи: 29.09.2016

Случаи нарушения трудовой дисциплины нередко встречаются не только в коммерческих организациях. Государственные гражданские и муниципальные служащие также довольно часто пренебрегают правилами внутреннего трудового распорядка и своими служебными обязанностями. Сегодня поговорим о дисциплинарной ответственности данной категории работников. Прочитав статью, вы узнаете, какие виды дисциплинарного воздействия применимы к государственным гражданским служащим, за какие нарушения трудовой дисциплины возможно расторжение служебного контракта, какова процедура привлечения к дисциплинарной ответственности и какие последствия могут быть для представителя нанимателя при неправильном применении норм законодательства в данной области.

Служебная дисциплина на государственной гражданской службе

Основным нормативным актом, регламентирующим служебные отношения, является Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 79-ФЗ установлены основные обязанности гражданского служащего, среди которых:
— исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
— исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
— соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций;
— соблюдение служебного распорядка государственного органа;
— поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
— неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, в том числе сведений, касающихся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающих их честь и достоинство;
— бережное отношение к государственному имуществу, в том числе к имуществу, предоставленному для исполнения должностных обязанностей;
— соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, ненарушение запретов, которые установлены Законом N 79-ФЗ.
Более того, в ст. 18 Закона N 79-ФЗ одним из первых требований к служебному поведению гражданского служащего названо добросовестное исполнение должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне.
Должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы достаточно подробно прописываются в должностном регламенте. Именно на основании этого локального документа осуществляется профессиональная деятельность гражданского служащего (ст. 47 Закона N 79-ФЗ).
Кроме того, служебным регламентом устанавливается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с другими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями.

Обратите внимание! В силу ст. 56 Закона N 79-ФЗ под служебной дисциплиной на гражданской службе понимается обязательное соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и служебным контрактом.

Отметим, что представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины. Так, гражданскому служащему должны быть обеспечены:
— возможность прохождения гражданской службы и замещения определенной должности такой службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ);
— надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
— необходимые информация и материалы — локальные нормативные акты, касающиеся служебной деятельности (ст. 14 Закона N 79-ФЗ);
— безопасность, охрана и гигиена труда (ст. 212 ТК РФ);
— своевременная и в полном объеме оплата труда (ст. ст. 14, 52 Закона N 79-ФЗ).

Примечание. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей по причинам, не зависящим от гражданского служащего (например, из-за отсутствия необходимых условий, недостаточной квалификации служащего, в связи с его болезнью).

Гражданский служащий также должен соблюдать служебный распорядок государственного органа, который утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Отметим, что Закон N 79-ФЗ не содержит порядка учета мнения представительного органа. Однако в силу ст. 73 указанного Закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом N 79-ФЗ. Поскольку в отсутствие специального правила, предусмотренного законодательством о государственной гражданской службе, подлежат применению общие правила трудового законодательства, рекомендуем для учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии служебного распорядка руководствоваться ст. 372 ТК РФ.
Итак, перечислим обстоятельства, позволяющие квалифицировать проступок гражданского служащего как дисциплинарный:
— невыполнение действий, установленных должностным регламентом, совершение действий, не предусмотренных им, или нарушение локальных нормативных актов;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей;
— противоправное поведение гражданского служащего, связанное с исполнением им должностных обязанностей;
— признание совершенного действия (бездействия) виновным.
Ответственность за дисциплинарный проступок может последовать только в том случае, если все вышеназванные обстоятельства есть в наличии.

Виды дисциплинарных взысканий для государственных служащих

На основании ст. 192 ТК РФ за совершение работником дисциплинарного проступка работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения по соответствующим основаниям.
Однако федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. В частности, к таким категориям относятся государственные служащие.
В силу ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе применить к нему следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы (ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ):
— за неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (п. 2);
— за прогул (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) (пп. «а» п. 3);
— за появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 3);
— за разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей (пп. «в» п. 3);
— за совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях (пп. «г» п. 3);
— за принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (п. 5);
— за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «Руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ (п. 6).

Примечание. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Отметим, что при принятии к гражданскому служащему мер дисциплинарного взыскания в виде освобождения от замещаемой должности он не увольняется со службы, а включается в резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ Закон N 79-ФЗ был дополнен ст. 59.1, которой введена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом N 79-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». За это гражданскому служащему можно объявить замечание, выговор или предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ст. 59.2 Закона N 79-ФЗ предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, или не представил сведений о своих доходах, имуществе. Порядок применения наказания по ст. ст. 59.1 и 59.2 установлен ст. 59.3 Закона N 79-ФЗ.
———————————
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности определен ст. 58 Закона N 79-ФЗ.
Прежде всего, при обнаружении нарушения трудовой дисциплины или несоблюдения служебных обязанностей необходимо зафиксировать данный факт. Сделать это можно путем составления акта или докладной записки. Приведем пример.

Руководителю Приволжского межрегионального
территориального управления Росстандарта
Олегову Р.Х.
от начальника отдела (инспекции)
в Нижегородской области Петровой Л.Д.

Довожу до Вашего сведения, что главный специалист правового отдела Занозина А.И. сегодня (27 марта 2012 г.) не явилась на заседание административной комиссии, что привело к переносу рассмотрения дел о принятии мер административного воздействия к нарушителям законодательства в сфере государственного метрологического надзора, которые явились на рассмотрение дел к 11.00 в здание ПМТУ Росстандарта по адресу: г. Н. Новгород, ул. Республиканская, д. 1, каб. 405.
Прошу принять к Занозиной А.И. меры дисциплинарного воздействия.

Начальник отдела (инспекции) в Нижегородской области Петрова Л.Д. Петрова

После получения «звоночка» о выявленном нарушении издается акт руководителя государственного органа (приказ, распоряжение и т.п.) о проведении служебной проверки, в котором указываются дата начала проверки, срок ее проведения, состав комиссии по проведению проверки, факты, послужившие основанием для ее проведения, и задача комиссии.
При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены (ст. 59 Закона N 79-ФЗ):
— факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
— вина гражданского служащего;
— причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
— характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
— обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

К сведению. Служебная проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением о его освобождении от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты такой проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения, в котором указываются установленные факты, обстоятельства и предложение о применении или неприменении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания.

Обратите внимание! Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Отметим, что гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.
Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:
— давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;
— обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему такую проверку;
— ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Кроме проведения служебной проверки, ст. 58 Закона N 79-ФЗ обязывает представителя нанимателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае его отказа составляется соответствующий акт (см. пример акта ниже). Чтобы не возникло трудового спора, рекомендуем затребовать объяснение в письменной форме, например в виде распоряжения представителя нанимателя. Текст такого распоряжения может быть следующим.

.
1. Представить письменные объяснения в отдел кадров в течение двух рабочих дней.
2. Приложить к объяснениям документы, подтверждающие уважительные причины опоздания на работу, при наличии таковых.
.

Примечание. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения к нему дисциплинарного взыскания.

Иногда кадровики спрашивают, когда нужно требовать объяснение (после выявления факта нарушения или в период проведения служебной проверки). Полагаем, что представитель нанимателя обязан затребовать от государственного служащего объяснение в письменной форме после выявления факта нарушения дисциплины.
Приведем пример акта.

Приволжское межрегиональное территориальное управление
Федерального агентства по техническому регулированию
и метрологии
(ПМТУ Росстандарта)

АКТ
об отказе предоставить объяснения

г. Нижний Новгород 30 марта 2012 г.

Мною, главным специалистом правового отдела Шатиной О.Н., в присутствии заместителя руководителя Орловой В.В. и начальника отдела бюджетного учета — главного бухгалтера Журовой Е.Д. составлен настоящий акт о том, что 30.03.2012 главный специалист правового отдела Занозина А.И. отказалась давать объяснения о причинах отсутствия на административной комиссии в 11.00 27.03.2012.
Причину, по которой отказалась давать объяснения, не сообщила.

Содержание акта подтверждаем личными подписями:
Орлова
Заместитель руководителя —— /Орлова В.В./
Шатина
Главный специалист —— /Шатина О.Н./
Начальник отдела бюджетного учета — Журова
главный бухгалтер —— /Журова Е.Д./

От ознакомления с актом Занозина А.И. отказалась.

Орлова
Заместитель руководителя —— /Орлова В.В./
Шатина
Главный специалист —— /Шатина О.Н./
Начальник отдела бюджетного учета — Журова
главный бухгалтер —— /Журова Е.Д./

Акт об отказе в даче объяснения может быть составлен и комиссией, которая проводит служебную проверку, и приобщен к материалам проверки.
После получения объяснений государственного служащего и заключения по результатам проведения служебной проверки представителю нанимателя необходимо определить меру дисциплинарного наказания. При ее выборе стоит учитывать тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых был совершен проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

В соответствии с п. 4 ст. 58 Закона N 79-ФЗ дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Этот срок может быть продлен:
— на периоды временной нетрудоспособности;
— на время пребывания в отпуске;
— на период проведения служебной проверки;
— на другие периоды отсутствия на гражданской службе по уважительным причинам (командировки, использование отгулов, повышение квалификации и т.п.).

Обратите внимание! Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев с момента совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда непосредственному руководителю гражданского служащего стало известно о совершенном проступке.
В случае увольнения гражданского служащего за длительный прогул (пп. «а» п. 3 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ) днем обнаружения проступка является первый день выхода на службу, а не первый день отсутствия на службе.
Дисциплинарные взыскания налагает представитель нанимателя — руководитель государственного органа. Для этого издается приказ или распоряжение, в котором указывается, за совершение какого дисциплинарного проступка наказан гражданский служащий и какое дисциплинарное взыскание на него наложено.
Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п. 6 ст. 58 Закона N 79-ФЗ). Если гражданский служащий отказался от подписи, необходимо составить акт, в котором нужно зафиксировать такой отказ.

К сведению. Если на момент издания распорядительного акта о применении дисциплинарного наказания государственный служащий отсутствует на службе (например, болеет или находится в командировке), копия документа вручается ему в первый день выхода на службу.

Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. По окончании указанного периода взыскание снимается автоматически, издавать специальные распорядительные акты не нужно.
Однако дисциплинарное взыскание может быть снято и досрочно. Так, представитель нанимателя может сделать это на основании письменного заявления гражданского служащего, по ходатайству его непосредственного руководителя или по своей инициативе. Чаще всего досрочное снятие взыскания возможно, если служащий изменил свое отношение к службе и исполнению обязанностей, возложенных на него должностным регламентом. Досрочное снятие взыскания должно быть оформлено актом.

Дисциплина в правоохранительных органах и на военной службе

На основании Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ дисциплинарным проступком служащего органов внутренних дел (далее — ОВД) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении законодательства РФ, дисциплинарного устава ОВД, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, либо в несоблюдении запретов, ограничений, связанных со службой в ОВД, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ст. 49).
———————————
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 50 вышеназванного Закона установлен перечень видов дисциплинарных взысканий. Он расширен относительно государственных гражданских служащих. Это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в ОВД, увольнение со службы.
На курсантов вузов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
— назначение вне очереди в наряд;
— лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
— отчисление из образовательного учреждения.
Срок применения взыскания на сотрудников ОВД сокращен до двух недель. Сотрудник ОВД также обязан представить объяснение, в отношении нарушившего дисциплину проводится служебная проверка.
О наложении дисциплинарного взыскания издается приказ. Если это замечание или выговор, возможно объявление взыскания публично в устной форме.
Еще более суровые требования к служебной дисциплине предъявляются в отношении военнослужащих. Основными нормативными актами, регламентирующими военную службу, являются:
— Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
— Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495.
На основании данных нормативных актов к военнослужащим могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания:
— выговор и строгий выговор;
— лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
— лишение нагрудного знака отличника;
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— снижение в воинской должности;
— снижение в воинском звании на одну ступень;
— снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
— досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
— отчисление из военного образовательного учреждения;
— отчисление с военных сборов;
— дисциплинарный арест.