Судебная власть болгарии

Особенности судебной власти

Болгария / Особенности судебной власти

Согласно ст. 119 конституции, судопроизводство в Болгарии осуществляется Верховным кассационным судом, Верховным административным судом, апелляционными, окружными, военными и районными судами.

Суды осуществляют контроль за законностью актов и действий административных органов (ст. 120). Новым звеном в судебной системе стал Конституционный суд, который даёт обязательное толкование конституции, выносит определение о соответствии ей актов, принимаемых парламентом, международных договоров, решает споры относительно компетенции парламента, президента и правительства.

Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и Главный прокурор назначаются и освобождаются от должности президентом Республики по предложению Высшего судебного совета сроком на семь лет без права повторного избрания. Президент не может отказать в назначении или освобождении, если предложение было направлено повторно.

Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами. Верховный административный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов в административном судопроизводстве. Он выносит решения по спорам о законности актов Совета министров и министров, а также других актов, указанных в законе.

Высший судебный совет состоит из 25 членов. Председатель Верховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда и Главный прокурор являются его членами по праву. Одиннадцать членов Высшего судебного совета избираются Народным собранием и одиннадцать — органами судебной власти. Срок мандата выбранных членов Высшего судебного совета составляет пять лет.

← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →

Судебная власть болгарии

Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Официальный язык в Болгарии – болгарский. Традиционная религия в Болгарии – Православие.

Конституция Республики Болгарии – верховный закон Республики Болгарии, который учреждает её государственный строй. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей. Согласно ст. 5 ал. 3 Конституции Республики Болгарии, законы и иные нормативные, и административные акты в Болгарии не обладают «обратной силой» – никто не может быть осужден за какие-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по действующим законам.

Конституционный суд создан в соответствии с Конституцией Болгарии (1991 г.). Только Конституционный суд может давать толкования Конституции и произноситься о констуционосообразности данного закона или решения Президента и Исполнительной власти. Кроме того КС является единственным органом, решающий споры по компетентности, возникшие между Народным собранием, Президентом и Советом министров. И наконец, в связи с членством Болгарии в ЕС, КС уполномочен давать толкования противоречит ли сключенный Болгарией международный договор Конституции, а также даёт толкования о соответствии законодательства Болгарии с общепризнанными нормами Международного права и международными договорами, по которым Болгария является страной.

Внутренняя политика Болгарии ведётся болгарским правительством, сообразно конституции и законам страны.

Болгария является парламентской республикой и президент страны не имеет особого влияния на внутреннюю политику. Местное самоуправление в Болгарии тоже не обладает полномочиями, чтобы проводить на местах внутреннюю политику, существенно отличающуюся от общей внутренней политики правительства.

Основные вопросы внутренней политики Болгарии находятся на уровне административного регулирования экономики со стороны правительства и степень прераспределения доходов через государственный бюджет. Ежегодные дебаты по этим вопросам, в и вне болгарском парламенте, наиболее ясно показывают приоритеты политических партиях, и определяет отношение болгарского общества к них.

Актуальные вопросы внутренней политики Болгарии являются:

— борьба с коррупцией и организованной преступностью

— усвоение средств из европейских фондов

— защита прав потребителей, особенно от монополиях

— здравоохранение, социальная и трудовая политика

— наука, образование,культура и искусство

— окружающая среда и экологическая безопасность

Народное собрание Болгарии — верховный орган государственной власти в Республике Болгарии, который выражает волю болгарского народа и представляет его суверенитет, управляет законодательной властью. Состоит из 240 депутатов, выбранных на общем и равном основании на тайном голосовании на срок 4 года. В случае войны, военного или другого чрезвычайного положения, мандат Народного собрания продлевается до конца этих обстоятельств.

Великое народное собрание Болгарии – представительный орган государственной власти Республики Болгарии, который созывается для решения особо важных государственных и общественных дел. Такими являются: обсуждение и утверждение новой конституции; изменения в территории страны; изменения государственного строя и другие. Великое народное собрание состоит из 400 депутатов, 200 из которых выбирается из мажоритарного, а 200 из пропорционального принципа. Великое народное собрание распускается сразу после решения вопросов, для которых оно было созвано.

Президент Болгарии – глава государства и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Болгарии. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгарию в международных отношениях. Президент избирается на всеобщем, равном и тайном голосовании, на срок до 5 лет. Его функции и полномочия определяются четвёртой главой болгарской конституции. Конституционная сообразность указов и иных актов президента определяется Конституционным судом Республики Болгарии.

Президент Болгарии (Росен Плевнелиев, 22 января 2012 / Премьер-министр Бойко Борисов) имеет право налагать вето на решения Народного собрания и они считаются действительными только после его подписи. Однако, президент имеет право отклонять любое решение парламента не более, чем три раза. Если народное собрание принимает одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Исполнительную власть возглавляет Совет министров, который осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Болгарии, в соответствии с Конституцией Республики Болгарии и её законами. Совет министров руководит выполнением государственного бюджета, организует уход за государственными благами, заключает, утверждает и денонсирует международные договоренности, в случаях, определённых законами. Совет министров отменяет незаконосообразные и неправильные акты ресорных министров.

Судебная власть защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государство. Судебная власть независима от остальных структур власти. При осуществлении своих функций судьи, прокуроры, судебные заседатели и следователи подчиняются только закону. Судебная власть располагает собственным бюджетом.

Суды Болгарии бывают районные, окружные, административные, военные, апелляционные, Верховный кассационный суд и Верховный административный суд.

Гражданские и небольшие уголовные дела в Болгарии рассматриваются в следующем порядке:

Районный суд (первая инстанция) → Окружной суд (вторая инстанция) → Верховный кассационный суд (окончательное решение)

Большие уголовные и некоторые гражданские дела рассматриваются так:

Окружной суд → Апелляционный суд → Верховный кассационный суд

Административные дела рассматриваются в следующем порядке:

Административный суд → Верховной административный суд

Служебные дела военных и полицейских чинов рассматриваются так:

Военный суд → Военно-апелляционный суд → Верховный кассационный суд

Местное самоуправление и местная администрация

Территория Болгарии делится на 264 общины, которые административно объединяются в 28 областей.

Общины являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане общины выбирают кмет(сельский староста) прямым, равным и тайным голосованием, на срок от 4 лет. Этими выборами определяется и состав «Общинного совета» — местный парламент, в который входят представители всех политических партий, пропорционально результатам выбора. Обычно большинством обладает партия или коалиция, из которых происходит кмет, так как выборы кмета и Общинного совета произходят одновременно. Члены общинных советов называются «общинными представителями».

Общинные представители получают гонорар после каждого заседания совета, но эти гонорары почти никогда не являются их основным доходом. В небольших общинах представителями становятся люди из местной интеллигенции — юристы, врачи, творцы, предприниматели. Чем крупнее община, тем больше представителей крупного бизнеса и профессиональных политиков входят в состав общинного совета.

Местная администрация

Территория Болгарии делится на 28 областей, в каждую из которых административно входит десяток общин.

Области являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется центральное государственное управление. Областями руководят «Областные управители», которых назначает Совет министров.

У каждой региональной службы – полиции, здравоохранения, экологического надзора и т.д. – есть собственная субординация, вплоть до министра соответных дел. Но все региональные руководители государственных служб должны своевременно информировать областного управителя для своей деятельности. Областные управители организуют взаимодействие и оперативно руководят согласованием действий разных центральных государственных служб на местном уровне.

Смоленск 2.0

Судебная система Болгарии

Добавил v.v. 1386 дней назад в категорию Бизнес и экономика

Судебная система Болгарии включает ряд образований, таких, как Верховный административный суд (наблюдает за применением законов в административном значении), всевозможные окружные, районный и военные суды, Кассационный суд (следит за точным осуществлением законов всеми другими судами), а также апелляционный суд и специальные суды (как правило, речь идет здесь об арбитражных спорах в судах различных ведомств). На верхней ступени в решении финансовых дел находится Счетная палата. В ее функции входит надзор за исполнением государственного бюджета. Палаты выбирается согласно 91 ст. Конституции.

90-е годы связаны не только с постепенной активизацией продажи болгарской коммерческой недвижимости, но также и с учреждением Конституционного суда (1991). Этот суд находится вне ветвей власти, коих в Болгарии три. В конституционный суд входят 12 судей, находящихся в должности по результатам избрания на 9 лет. Выборы осуществляются Народным собранием (треть от всех 12 судей), собранием кассационного и административного судов (еще одна треть), остальные судьи назначаются президентом страны.

В обязанности работающих в Конституционном Суде входит: в ведомстве суда — давать объяснения Конституции, принимать решения в спорах касательно законности выборов, обвинений Народного собрания против главы государства и вице-президента, принимать самое важное участие в тяжбах между политическими партиями и др.

Прокуратура, как один из институтов судебной власти, контролирует исполнением законов по привлечению к ответственности виновных, курирует осуществление уголовных мер, выступает как государственный обвинитель и др.

В целом, судебная система страны похожа на аналогичные явления в других европейских государствах, однако стоит изучить ее в совершенстве, как и все, что касается законодательства, если вы, например, интересуетесь в Болгарии продажей коммерческой недвижимости, или устройством промышленности.

Судебная система и органы контроля

В 1990-е годы в Болгарии, как и ряде других восточноевропейских стран, важное место в системе источников права стали занимать решения Конституционного суда (относящегося к контрольной, а не судебной власти), учрежденный в 1991 г. Конституционный суд осуществляет наряду с парламентом законодательную власть. Его статус регулирует глава 8 Конституции и Закон о Конституционном суде 1991 г. В решении от 16 декабря 1993 г. КС указал, что он не является судебным органом и стоит вне трех ветвей власти.

Конституционный суд состоит из 12 судей, избираемых на 9 лет.
1/3 которых избирается Народным собранием, 1/3 назначается Президентом и 1/3 избирается на общем собрании судей Верховного кассационного и Верховного административного судов. Мандат судей КС длится 9 лет. Состав Суда обновляется каждые 3 года всеми формирующими его инстанциями.

Конституция определяет полномочия Конституционного Суда, согласно которой он:
1) дает обязательные толкования Конституции;
2) выносит решения по искам об установлении неконституционности законов и других актов Народного собрания, а также актов Президента;
3) решает споры о компетенции между Народным собранием, Президентом и Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными органами;
4) выносит решения о соответствии Конституции заключенных Республикой Болгария международных договоров (до их ратификации), как и о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, одной из сторон которых является Болгария;
5) выносит решения по спорам о конституционности политических партий и союзов;
6) выносит решения по спорам о законности выборов Президента и Вице-президента;
7) выносит решения по обвинениям, выдвинутым Народным собранием против Президента и Вице-президента;
8) выносит решения по спорам о законности выборов народных представителей.

Решения Конституционный суд принимает большинством голосов всех судей.

Судебная практика признается источником права (близким по значению к судебному прецеденту) только на уровне решений Пленума Верховного суда. Сборники этих решений издаются ежегодно и имеются в каждом суде.

Судебная власть в Болгарии является независимой ветвью власти, призванной защищать права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства.

В Законе о судебной системе (1994 год) обозначены в Конституции Республики Болгария (суд, прокуратура, органы следствия). В систему судебных органов входят: Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, апелляционные, окружные, военные и районные суды. Законом могут создаваться и специальные суды, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (например, Внешнеторговый арбитражный суд Торгово-промышленной палаты Болгарии, Государственный арбитражный суд).

Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами; Верховный административный суд — надзор за точным и единообразным применением законов в административном правоприменении.

Высший судебный совет играет важную роль в решении кадровых вопросов в судебной системе Болгарии. Срок мандата выборных членов Высшего судебного совета — 5 лет.

Прокуратура соответствует структуре судебных органов. Главный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство деятельностью всех прокуроров. Согласно Конституции (ст. 127) прокуратура следит за соблюдением законности, а именно: 1) привлекает к ответственности лиц, которые совершили преступления, и поддерживает обвинение по уголовным делам общего характера; 2) осуществляет надзор за исполнением уголовно-правовых и других принудительных мер; 3) предпринимает действия по отмене не соответствующих закону актов; 4) в предусмотренных законом случаях участвует в гражданских и административных делах. В целом прокуроры в Болгарии продолжают выполнять ту роль, которую они играли до 1989 г.

Деятельность адвокатуры Республики определяются Законом об адвокатуре 1991 г. (ред. 1996 г.). На неё возложена помощь гражданам в решении судебных вопросов согласно Конституции Болгарии.

Высшим органом финансового ‘контроля в Болгарии является Счетная палата, избираемая Народным собранием. В соответствии с Конституцией (ст. 91) Счетная палата контролирует выполнение бюджета.

Государственный строй Болгарии

Государственный строй Болгарии определяется Конституцией Республики Болгарии как парламентская республика. Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Официальный язык в Болгарии — болгарский. [1] Традиционная религия в Болгарии — Православие. [2]

Содержание

Конституция

Конституция Республики Болгарии — верховный закон Республики Болгарии, который учреждает её государственный строй. Ни один закон, указ президента или любой другой нормативный или административный акт не может противоречить ей. Согласно ст. 5 ал. 3 Конституции Республики Болгарии законы и иные нормативные, и административные акты в Болгарии не обладают «обратную силу» — никто не может быть осужден за какие-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по действующим законам.

Конституционный суд

Конституционный суд (КС) создан в соответствии с Конституцией Болгарии (1991 г.). Единственно Конституционный суд может давать толкования Конституции и произноситься о констуционосообразности данного закона или решения Президента и Исполнительной власти. Кроме того он является единственным органом, решающий споры по компетентности, возникшие между Народным собранием, Президентом и Советом министров. И наконец, в связи с членством Болгарии в ЕС, КС уполномочен давать толкования противоречит ли сключенный Болгарией международный договор Конституции, а также даёт толкования о соответствии законодательства Болгарии с общепризнанными нормами Международного права и международными договорами, по которым Болгария является страной. Следует отметить, что толкование даётся до ратификации данного договора.

Выборный кодекс

Выборный кодекс Болгарии определяет правила, по которым выбираются все выборные органы государственной власти в стране. [3]

Законодательная власть

Законодательная власть в Болгарии осуществляется Народным собранием. Оно состоит из 240 депутатов, которые выбираются на всеобщем, равном и тайном голосовании, на срок до 4-х лет. В случае войны, военного или другого чрезвычайного положения, мандат Народного собрания продлевается до конца этих обстоятельств.

Президент — глава государства и верховный главнокомандующий Вооружёнными силами Болгарии. Он олицетворяет единство нации и представляет Республику Болгарию в международных отношениях. Президент выбирается всеобщим и тайным голосованием на срок до пяти лет.

Президент Болгарии имеет право вето на решения Народного собрания, которые вступают в силу и считаются действительными только после его подписи. Однако президент имеет право отклонять любое решение парламента не более трёх раз. Если Народное собрание примет одно и то же решение в четвёртый раз подряд, оно считается действительным, несмотря на мнение президента.

Исполнительная власть

Совет министров осуществляет руководство внутренней и внешней политикой Республики Болгарии, в соответствии с Конституцией Республики Болгарии и её законами. Совет министров руководит выполнением государственного бюджета, организует уход за государственными благами, заключает, утверждает и денонсирует международные договоренности, в случаях, определённых законами. Совет министров отменяет незаконосообразные и неправильные акты ресорных министров.

Судебная власть

Судебная власть защищает права и законные интересы граждан, юридических лиц и государство. Судебная власть независима от остальных структур власти. При осуществлении своих функций судьи, прокуроры, судебные заседатели и следователи подчиняются только закону. Судебная власть располагает собственным бюджетом.

Суды Болгарии бывают районные, окружные, административные, военные, апелляционные, Верховный кассационный суд и Верховный административный суд.

Гражданские и небольшие уголовные дела в Болгарии рассматриваются в следующем порядке:

Районный суд (первая инстанция) → Окружной суд (вторая инстанция) → Верховный кассационный суд (окончательное решение)

Большие уголовные и некоторые гражданские дела рассматриваются так:

Окружной судАпелляционный судВерховный кассационный суд

Административные дела рассматриваются в следующем порядке:

Административный судВерховной административный суд

Служебные дела военных и полицейских чинов рассматриваются так:

Военный судВоенно-апелляционный судВерховный кассационный суд

Местное самоуправление и местная администрация

Местное самоуправление

Территория Болгарии делится на 264 общины, которые административно объединяются в 28 областей.

Общины являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется местное самоуправление. Граждане общины выбирают кмет прямым, равным и тайным голосованием, на срок от 4 лет. Этими выборами определяется и состав «Общинного совета» (болг. Общински съвет ) — местный парламент, в который входят представители всех политических партий, пропорционально результатам выбора. Обычно большинством обладает партия или коалиция, из которых происходит кмет, так как выборы кмета и Общинного совета произходят одновременно. Члены общинных советов называются «общинными представителями» (болг. общински представители ).

Общинные представители получают гонорар после каждого заседания совета, но эти гонорары почти никогда не являются их основным доходом. В небольших общинах представителями становятся люди из местной интеллигенции — юристы, врачи, творцы, предприниматели. Чем крупнее община, тем больше представителей крупного бизнеса и профессиональных политиков входят в состав общинного совета.

Местная администрация

Территория Болгарии делится на 28 областей, в каждую из которых административно входит десяток общин.

Области являются основными административно-территориальными единицами, в которых осуществляется центральное государственное управление. Областями руководят «Областные управители», которых назначает Совет министров.

У каждой региональной службы — полиции, здравоохранения, экологического надзора и т. д. — есть собственная субординация вплоть до министра соответных дел. Но все региональные руководители государственных служб должны своевременно информировать областного управителя для своей деятельности. Областные управители организуют взаимодействие и оперативно руководят согласованием действий разных центральных государственных служб на местном уровне.

Вероисповедание в Болгарии свободно. Религиозные общности и учреждения отделены от государства, и не могут быть использованы в политических целях. Традиционная религия в Республике Болгария — восточно-православное вероисповедание. [2]

По результатам официальной переписи населения Болгарии в 2011 году, 78,2 % из населения страны определили себя религиозными. [4]

На болгарские суды и прокуратуру надеяться не стоит. — Осторожно! Болгария! Как купить недвижимость в Болгарии?

Некоторые покупатели из стран бывшего СССР полагают, что Болгария, как член Евросоюза, сможет в полной мере обеспечить защиту их прав, как покупателей и собственников недвижимости. И, мол, чуть что в суд.

Болгария действительно пытается стать полноценной европейской страной. Но, на практике, далеко не всё так гладко, как хочется.

Во-первых , правоохранительная система Болгарии — это её слабое место. О чём неоднократно заявляет Еврокомиссия и постоянно выдаёт рекомендации Болгарии, как исправить ситуацию.

Во-вторых , судиться в Болгарии достаточно дорого. По всем финансовым искам судебная госпошлина не менее 4% от суммы иска. Например, если придётся судиться по договору, в котором имущество оценено, скажем, в 50 тыс. евро, то госпошлина составит не менее 2 тыс. евро.

Кроме того, услуги адвоката обойдутся в 5 — 10% от цены иска и 50%, как правило, придётся заплатить в авансовом порядке, незавимио от исхода дела.

В-третьих , в Болгарии несколько иной порядок подачи иска. Сначала истец обязан послать ответчику НОТАРИАЛЬНО заверенную претензию. А только после того, как никакой положительной реакции на претензию не последует, обращаться в суд. Нотариально претензию может заверить только болгарский нотариус, отсюда вы понимаете, какие могут возникнуть трудности для тех, кто не живёт в Болгарии.

Сами болгарские суды по сравнению, скажем, с российскими более независимы и справедливы. Поэтому правое дело выиграть достаточно нетрудно. Однако судебный процесс, как и в России, может длиться очень долго, иногда годами.

Огромные трудности могут возникнуть на стадии исполнения решения суда. Зачастую, к тому моменту фирмы-ответчики избавляются от проблемного имущества и вешают его на тех, с кого взятки гладки. И может получиться так: суд вы выиграете, а получить ничего не сможете.

По нашей статистике на несколько удачно исполненных решений судов десяки проблемных.

В-четвёртых , от обращения в болгарскую прокуратуру и полицию по фактам мошенничества, как правило, особого толку ждать не следует. Исключение составляют дела по массовым обманам, которые «раскручены» прессой и вызывают публичный интерес. В остальных случаях добиться результата бывает невозможно из-за ловко составленных предварительных договоров продавцами-мошенниками и их типовыми уловками. Эффект в большинстве случаев такой: дело не уголовное, а гражданское — поэтому идите разбираться в гражданский суд.

Напоследок , СОВЕТ: проверяйте продавца и имущество до того, как вы начнёте совершать сделку купли-продажи. Это убережёт вас от многих неприятностей!

В разделе сайта «Полезно знать» содержатся очень ценные сведения для потенциальных собственников недвижимости в Болгарии. Лучше внимательно изучите эту информацию, чтобы не было мучительно больно за бездарно потраченные деньги.