Тк рф статья охрана труда

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

СТ 212 ТК РФ.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на
работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • создание и функционирование системы управления охраной труда;
  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
  • в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
  • недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса РФ

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а также для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах исходя из специфики производства.

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» правовой инструмент специальной оценки условий труда призван заменить аттестацию рабочих мест.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки устанавливаются четыре класса условий труда (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). Вредные условия подразделены еще на четыре подкласса. Предусмотрена возможность снижения класса (подкласса) условий труда в случае применения работниками эффективных средств индивидуальной защиты, а также в отношении рабочих мест, соответствующих отраслевым особенностям.

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Результаты специальной оценки условий труда могут быть использованы работодателем во всех процедурах, связанных с охраной труда:

при предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

при разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

при обеспечении работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

при контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;

при организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

при оценке уровня профессиональных рисков;

при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя, который обязан ее проводить не реже чем один раз в пять лет совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Проведение специальной оценки условий труда осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и работников.

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета комиссии. Оценочные материалы передаются в федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда, формирование которой поручено Министерству труда и социальной защиты РФ. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение пяти лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. По ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников при заключении трудового договора является обязанностью работодателя (см. ст. 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК РФ, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 5, 8, 372 и др. ТК РФ). Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. В случае изменения условий труда, предусмотренных трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК РФ, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Статья 212 ТК РФ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Новая редакция Ст. 212 ТК РФ

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

создание и функционирование системы управления охраной труда;

применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;

недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Комментарий к Статье 212 ТК РФ

Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлены в комментируемой статье. Перечень этот исчерпывающий. Итак, работодатель обязан:

— обеспечить безопасные условия труда сотрудников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также использовать в производстве безопасные инструменты, сырье и материалы;

— применять сертифицированные средства индивидуальной и коллективной защиты работников.

Средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны быть сертифицированы. Их сертификация осуществляется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 34 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации средств индивидуальной защиты». То есть при покупке средств защиты работодатель должен проверить наличие знака соответствия и ознакомиться с сопроводительной документацией, подтверждающих, что данная продукция сертифицирована. Согласно пункту 6 Правил приобретение и выдача работникам средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия, не допускается;

— обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

— установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— покупать за свой счет и выдавать сертифицированную спецодежду сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Работодатель может взять средства спецзащиты и во временное пользование;

— обучать безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— не допускать к работе лиц, которые не прошли в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29;

— организовать контроль над состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

— проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

— в предусмотренных законом случаях проводить обязательные, предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности), а также внеочередные медицинские осмотры. А также обязательные психиатрические освидетельствования работников, в том числе по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. На время осмотров и освидетельствований с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (ст. 185 Трудового кодекса РФ). Кроме того, не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

— информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Поэтому при заключении трудового договора новый сотрудник должен быть под расписку ознакомлен с Правилами и нормами выдачи средств индивидуальной защиты, с положениями коллективного договора или соглашения, касающимися их использования, а также с локальным нормативным актом;

— предоставлять чиновникам Роструда и других ведомств, осуществляющих контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, беспрепятственный допуск в целях проведения проверок условий и охраны труда;

— принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;

— обеспечивать санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

— беспрепятственно допускать должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов ФСС России, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки;

— обязательно застраховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— ознакомить работников с требованиями охраны труда. Если эта обязанность им соблюдена (у работодателя должны быть подтверждающие это документы), но в результате нарушения данных требований работником наступили тяжкие последствия либо возникла реальная угроза их наступления, то работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с этим работником по пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ;

— разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Другой комментарий к Ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статьи 22 и 212 ТК РФ содержат свод основных обязанностей работодателя в области охраны труда. Дополнение и конкретизация данных обязанностей производятся как ТК РФ (ст. ст. 213, 221, 222 и др.), так и иными законами и правовыми актами. Эти обязанности являются основой для разработки коллективных договоров и соглашений, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов.

2. Обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда одновременно соответствуют права работников и государственных органов, связанные с требованиями их исполнения. Невыполнение работодателем своих обязанностей может служить основанием, во-первых, для отказа работника от работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней), а во-вторых, для привлечения виновных лиц к ответственности.

3. В соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников, определив потребности в санитарно-бытовых помещениях и устройствах, исходя из специфики производства.

Соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда должно определяться Инструкцией по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий, «Предельно-допустимыми концентрациями вредных веществ в воде водоемов санитарно-бытового водопользования» и «Допустимыми уровнями вибрации инструментов и производственного оборудования» (Охрана труда. М., 2002. С. 94 — 116).

Работодатель не может допускать применение новых материалов, сырья, не прошедших специальной экспертизы их влияния на организм и здоровье работника (сертификаты безопасности) (см. ст. 215 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Аттестация рабочих мест, проведение которой возложено на работодателя, представляет собой систему анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя. Она включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, сертификация производственных объектов, а также подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 (БМТ РФ. 1997. N 5).

Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются общая аттестационная комиссия, а при необходимости — аналогичные комиссии в структурных подразделениях. В состав аттестационных комиссий рекомендуется включать специалистов служб охраны и оплаты труда, главных специалистов, руководителей подразделений, медицинских работников, комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Фактическое состояние условий труда на рабочем месте оценивается по:

1) степени вредности и опасности;

2) степени травмобезопасности;

3) обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

Если фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы по этой триаде критериев, то условия труда на данном рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При отнесении условий труда к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным и вносятся предложения по приведению его в соответствие с правовыми актами по охране труда. При отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Информация о результатах аттестации рабочих мест должна доводиться до сведения работников.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда РФ.

5. Работодатель обязан разработать и утвердить с учетом мнения представительного органа работников правила и инструкции по охране труда. Ознакомление с ними работников является обязанностью работодателя при заключении трудового договора (см. ст. 68 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила и инструкции по охране труда, являясь локальными нормативными актами, должны приниматься с учетом правил, предъявляемых ТК, к их разработке и утверждению (см. ст. ст. 8, 372 ТК РФ и др.).

В силу ст. 5 ТК РФ правила и инструкции не могут противоречить ТК РФ и иным правовым актам. Они разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда. Правила и инструкции по охране труда должны соответствовать наименованиям профессий и перечням видов работ, имеющихся у работодателя.

В соответствии с межотраслевыми и отраслевыми инструкциями по охране труда локальные правила и инструкции содержат следующие разделы:

— общие требования безопасности, включающие условия допуска работников к самостоятельной работе; перечень опасных и вредных производственных факторов; перечень специальной одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты; правила по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, оказанию первой (доврачебной) помощи, личной гигиены;

— требования безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работы;

— требования безопасности в аварийных ситуациях.

Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе этих актов и утверждаются в порядке, установленном данными органами.

Пересмотр правил и инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Досрочный их пересмотр предусмотрен:

а) при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

б) при изменении условий труда работников;

в) при внедрении новой техники и технологии;

г) по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

д) по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров.

В случае изменения условий труда, предусмотренных письменным трудовым договором (ст. 57 ТК РФ), а также правилами и инструкциями по охране труда, пересмотр последних возможен при соблюдении норм ст. 74 ТК, т.е. прежде всего при соблюдении письменного уведомления работника об этом не позднее чем за два месяца.

Раздел X. Охрана труда (ст.ст. 209 — 231)

Раздел X. Охрана труда

См. схему «Охрана труда»

См. комментарии к разделу X

  • Глава 33. Общие положения (ст.ст. 209 — 210)
    • Статья 209. Основные понятия
    • Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  • Глава 34. Требования охраны труда (ст.ст.211 — 215)
    • Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
    • Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
    • Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников
    • Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
    • Статья 215. Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Глава 35. Организация охраны труда (ст.ст. 216 — 218)
    • Статья 216. Государственное управление охраной труда
    • Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
    • Статья 217. Служба охраны труда в организации
    • Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
  • Глава 36. Обеспечение прав работников на охрану труда (ст.ст. 219 — 231)
    • Статья 219. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда
    • Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
    • Статья 221. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    • Статья 222. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
    • Статья 223. Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников
    • Статья 224. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников
    • Статья 225. Обучение в области охраны труда
    • Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
    • Статья 227. Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету
    • Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае
    • Статья 228.1. Порядок извещения о несчастных случаях
    • Статья 229. Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев
    • Статья 229.1. Сроки расследования несчастных случаев
    • Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
    • Статья 229.3. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда
    • Статья 230. Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев
    • Статья 230.1. Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве
    • Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 210 Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Комментарий к статье 210 ТК РФ:

Основополагающее значение для правового обеспечения в области охраны труда в настоящее время имеет ст. 210 ТК, закрепляющая основные направления государственной политики в области охраны труда, которые носят комплексный характер и предполагают:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников — данное направление реализуется посредством провозглашения в различных нормативных правовых актах в качестве высшей ценности жизни и здоровья человека и установления юридической ответственности за нарушение этого законного принципа;

— принятие и реализацию федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда (см. гл. 34 — 36 и коммент. к их статьям);

— государственное управление охраной труда, его содержание подробно освещается в ст. 216 ТК;

— организацию и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификацию работ по охране труда у работодателей;

— государственный контроль (надзор) за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Данное направление реализуется посредством обязанности работодателя содействовать общественному контролю за соблюдением прав и интересов работника в области охраны труда (см. ст. 212 и 218 ТК и коммент. к ним);

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. ст. ст. 227 — 231 ТК и коммент. к ним), а также ряд специализированных нормативных правовых актов, к числу которых относится Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.;

— защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в таких случаях определяются указанным выше Федеральным законом;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда (см. ст. 219 ТК и коммент. к ней);

— координацию деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— изучение, обобщение и распространение передового опыта (отечественного и зарубежного) в вопросах охраны труда, международное сотрудничество в этой сфере;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. В ст. 226 ТК закреплено, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления, а также за счет работодателя;

— подготовку и повышение квалификации специалистов по охране труда (см. ст. 225 ТК и коммент. к ней).

Федеральным законом N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в статьи, посвященные охране труда, и в частности в ст. 210 ТК, внесены изменения, уточняющие: системы организации государственного контроля (надзора) и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на его осуществление; определение предмета и основания для проведения плановых и внеплановых проверок и др.

Целью таких изменений является оптимизация контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляемых в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей. Кроме того, уточнены виды и уровни государственного надзора, его содержание и порядок осуществления, а также предприняты попытки по устранению избыточных форм мероприятий по контролю и полномочий органов государственного надзора, предусмотрен порядок организации и проведения проверок при осуществлении государственного надзора.

Реализация направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх