Урок административные правонарушения

Конспект урока по обществознанию. 9-й класс

Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений.

Ожидаемые учебные результаты

После занятия учащиеся смогут:

  • знания
  • называть виды правонарушений и законы (акты), описывающие их;
  • называть отличительные признаки преступления;
  • называть возраст частичной и полной уголовной ответственности
  • умения и навыки
  • соотносить конкретный казус с видом правонарушений;
  • работать в группе, выступать публично
  • отношения, ценности, внутренние установки
  • выразить свое отношение к необходимости законов, знанию законов и их соблюдению

Основные понятия: правонарушения, виды правонарушений, преступления, проступок

Основная деятельность на занятии: работа в малых ролевых группах с казусами и с Памяткой, презентация выводов группы.

Ресурсы к занятию

Столы поставлены так, чтобы создать две рабочих группы.
2 таблички на столы: «преступление», «проступок»
Памятка (Приложение 1)

План занятия

1. Мотивация

Казус «Драка Сидорова». Вопрос: какое наказание может получить Сидоров?

2. Объяснение темы, учебных результатов и хода занятия

3. Введение в новый материал

Рассказ учителя: краткое изложение видов правонарушений, признаков, видов юридической ответственности

4. Интерактивная часть

а) разъяснение задания
б) выполнения задания учащимися
в) презентация работы групп

5. Подведение итогов занятия, домашнее задание.

1. Мотивация

– Давайте рассмотрим такой случай или, как говорят юристы, казус.
Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла.
– Как вы думаете, что может грозить Сидорову за это? (Ответы детей)
Если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести поступок Сидорова? Ведь именно от этого зависит и наказание.

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

Тема нашего занятия как раз и называется «Правовая ответственность». После этого занятия мы сможем… (перечислить ожидаемые учебные результаты).
В ходе нашего занятия мы выступим в роли законодателей и попытаемся определить, к каким видам правонарушений стоит отнести конкретные казусы. В качестве справочной информации мы будем пользоваться Памяткой. А в конце занятия мы снова вернемся к случаю с Сидоровым и попытаемся уже более грамотно ответить на вопрос о возможном наказании, грозящем Сидорову.

3. Введение в новый материал

Прежде чем выступить в роли законодателей, нам необходимо сначала узнать, что такое правонарушение, какие виды правонарушений выделяют ученые и практики.
Давайте обратимся к нашему учебнику и памятке.
Правонарушение – нарушение норм права, противоправное поведение граждан, учреждения, организации, предприятия.

1. Опасное для общества поведение
2. Нанесение кому-либо вреда
3. Нарушение норм закона

Виды правонарушений: преступление и проступок

Преступление – общественно-опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.
Правонарушитель – достигшие 16 лет, а по ряду преступлений с 14 лет
Проступок – правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности (пьянки, дебоши, мелкие хищения)
Наказание – предупреждение, штраф, исправительные работы

За совершение правонарушений наступает правовая или юридическая ответственность.

Самый суровый вид ответственности – уголовный (лишение свободы, конфискация имущества). Административная ответственность наступает за проступок.

4. Интерактивная часть

4.1. Разъяснения задания

Каждый из вас получает один из казусов. Ваша задача: определить к какому виду правонарушения (преступление или проступок) это относится. В классе стоят два стола с табличками «преступление» и «проступок».

Получив казус и приняв решение, каждый должен подойти к соответствующей табличке. Таким образом, у нас сформируется 2 группы законодателей.

Задания

  1. Кража денег из банка (преступление)
  2. Повреждение дерева (проступок)
  3. Клевета на человека (проступок)
  4. Убийство человека (преступление)
  5. Азартные игры (проступок)
  6. Ограбление прохожего (преступление)
  7. Нарушение техники безопасности (проступок)
  8. Террорист попытался угнать самолет (преступление)
  9. Рабочий совершил прогул (проступок)
  10. Девушка похитила чужого ребенка (преступление)
  11. Дебош в общественном месте (проступок)
  12. Ложное сообщение об акте терроризма (преступление)
  13. Распитие спиртных напитков в общественном месте (проступок)
  14. Переход дороги на красный свет светофора (проступок)

Группы у нас сформировались. Теперь приступим к выполнению заданий.

4.2. Выполнение заданий.

Каждая группа получает ряд казусов. Необходимо определить к какому виду правонарушений относится каждый казус, какое наказание последует.

1. Работягина опоздала на работу

(Если для опоздания не было уважительных причин, Работягина нарушила трудовую дисциплину, поэтому это дисциплинарное правонарушение. Наказание – замечание, выговор, увольнение с работы)

2. Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

(Это уголовное правонарушение. В соответствии со ст. 166 УК его поведение квалифицируется как «неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения». Наказание с 14 лет)

3. Сидоров нагрубил учителю во время урока.

(Это дисциплинарное правонарушение, т.к. грубость в адрес учителя нарушила дисциплину в классе. Если его грубость выглядит как ругательство (громко и неприлично) – административная ответственность за мелкое хулиганство или уголовная ответственность за хулиганство. Если ему 14 лет, но не исполнилось 16, то он подлежит уголовной ответственности только за хулиганство с отягчающими обстоятельствами).

4. Вандалова нарисовала на стене библиотеки огромную картину неприличного содержания.

(Это можно отнести к административному правонарушению, т.к. не имеет большой общественной опасности (рисунок нанесен лекгосмываемыми красками). А возможно, Вандалова подлежит уголовной ответственности, если ее художества будут квалифицированы как вандализм, ответственность с 14 лет)

5. Пьянов в нетрезвом состоянии приставал к прохожим, просил деньги на выпивку и ругался нецензурной бранью.

(Действия Пьянова – хулиганство, мелкое хулиганство, т.е. административное правонарушение. Если под приставанием скрывается угроза насилия, то такое хулиганство превращается в уголовное правонарушение)

6. Жаднов не вернул долг в срок.

(Это гражданско-правовое нарушение, связанное с товарно-денежными отношениями и не имеет такой большей общественной опасности)

7. Бегунова перебежала через дорогу на красный свет светофора, что создало аварийную обстановку.

(Административное правонарушение – если никто не пострадал или пострадал легко. Но если последствия серьезные – уголовное правонарушение с 16 лет)

8. Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал чужой катер.

(Хотя действия Нырялкина и похожи на преступление (угон катера), но они не являются преступлением (ст.39 УК РФ). Нырялкин угнал катер, чтобы спасти человека)

9. Козодоева не уследила за своей козой, которая проникла в соседний огород и съела всю капусту.

(Гражданско-правовое правонарушение – уничтожение собственности соседей в виде капусты. Возмещение ущерба)

10. Сержантов самовольно ушел из воинской части в городской магазин.

(Дисциплинарное правонарушение. Если поход в магазин длился более 2-х дней, то он подлежит уголовной ответственности)

11. Лихачев, катаясь на велосипеде, не справился с управлением и врезался в бабушку. Бабушка упала и сломала руку.

(Возможно Лихачева привлекут к уголовной или административной ответственности, т.к. нарушение им правил управления велосипедом повлекло, хотя и по неосторожности, причинение вреда здоровью человека. Если ему не исполнилось 16 лет, то он ответственности не подлежит. Возможен вариант только гражданско-правовой ответственности)

4.3. Презентация работы групп и вопросы.

Каждая группа выступает с результатами работы. В ходе выступления спрашиваем другие группы:

– Согласны ли другие группы с таким решением? Объясните, почему они приняли такое решение.

После выступления спросить:

– Что было самым сложным в выполнении задания? Почему?
– Какие вопросы у вас возникли?

5. Подведение итогов занятия

  • Что мы делали на уроке?
  • Что нового узнали сегодня?
  • Кто из вас может дать определение преступления? Правонарушения?
  • С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  • Почему необходим закон? Так ли необходимо знать закон? Почему?
  • Вспомните казус с Сидоровым. Как сейчас вы бы ответили на вопрос о возможном наказании Сидорова?

(В данном случае можно найти признаки всех видов правонарушений: дисциплинарного – нарушение правил поведения в школе; гражданско-правового – возмещение ущерба школе за разбитое окно и однокласснику за лечение; административного – драка может быть признана мелким хулиганством, т.к. был нарушен общественный порядок в общественном месте; уголовного – причинение телесных повреждений однокласснику. Все зависит от обстоятельств дела и от того, кто и как будет заинтересован в наказании Сидорова)

Домашнее задание – параграф 30 в. 1, 2, 4

Литература:

  1. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько.– Волгоград: Учитель, 2005.
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». 8-9 кл. В 2 ч. Ч. 2. Пособие для учителя / под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.

Урок № 25. Административные правоотношения.

Презентация «Административные правоотношения» ориентирована на 9 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знаний, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 25. Административные правоотношения.»

Обществознание, 9 класс

1. Изучить особенности административного права и возникающих в его рамках правоотношений, правонарушений и наказаний. 2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса. 3. Продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции.

— основы административных правоотношений; виды административных наказаний.

— анализировать правоспособность и дееспособность участников административных правонарушений.;

— находить в СМИ информацию по заданной теме;

— приводить примеры правовых отношений

Учащиеся должны понимать важность права собственности

  • административное право;
  • административные правоотношения;
  • субъекты и объекты административного права;
  • черты административных правоотношений;
  • административные правонарушения;
  • виды административных наказаний; предупреждение, штраф, возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация

Изучение нового материала

  • Административное право.
  • Понятие и черты административного правоотношения.
  • Административное правонарушение.
  • Виды административных наказаний.

ВСПОМНИТЕ В чём особенности правоотношения как вида социальных отношений? ПОДУМАЙТЕ Можно ли административные правоотношения свести к отношениям власти и подчинения?

1. Административное право

отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Виды административных отношений:

  • Внутриаппаратные отношения (руководитель – подчиненный)
  • Отношения между правительством и министерствами
  • Взаимодействия исполнительных органов с общественными организациями
  • Взаимодействия исполнительных органов с гражданами

1. Административное право

Источники административного права

  • Конституция РФ.
  • Законы РФ (например, «О милиции»)
  • Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, акты министерств и ведомств).
  • Международные акты.
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

1. Административное право

Нормы административного права

  • Предписывающие (обязывающие) – требуют от участников (субъектов) административного права совершать определённые действия /инструкции/. Обязательны для всех.
  • Запрета (Запрещающие определенные действия под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия /например, дисциплинарной или административной ответственности/).
  • Дозволения – права, которыми граждане пользуются по своему усмотрению (на имя, получение среднего и общего образования, на трудоустройство, на разные виды помощи /медицинской, юридической, технической/, право на защиту).

Регулируют деятельность таких субъектов , как:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • должностные лица;
  • отдельные граждане

1. Административное право

Элементы административных правонарушений

  • Административно-правовое отношение имеет внутреннюю структуру:субъекты(участники отношений),объекты(то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.
  • Субъекты– участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. В административном правоотношении субъектами являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

2. Понятие и черты административного правоотношения

Черты административного правоотношения

Складываются в сфере деятельности исполнительной власти, регулируются нормами административного права

Одна из сторон — субъект административной власти

Одна из сторон наделена государственно-властными полномочиями

Одна из сторон управляет, распоряжается, действует от имени государства, другая подчиняется (т.е. административные отношения невозможны между двумя рядовыми гражданами)

Возникновение административного правоотношения

Согласно предусмотренной норме административного права в связи с конкретным событием

вышестоящий начальник, милиция (полиция)

Прямое обращение в суд с целью решения вопросов увольнения, обжалования действий должностных лиц, ущемляющих законные права и интересы граждан.

2. Понятие и черты административного правоотношения

Основные особенности административно-правовых отношений

  • Они складываются в сфере государственного управления;
  • Возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;
  • Одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;
  • Построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;
  • Одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);
  • Разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;
  • Разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;
  • Мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

3. Административное правонарушение

  • всегда виновное (осознанное) определённое деяние (действие/бездействие), имеющее антиобщественный и противоправный характер, нарушающее нормы административного права.
  • проступок. Является правонарушением, отличается от преступления меньшей степенью вреда для общества.

Административное правонарушение посягает на:

  • общественный порядок;
  • собственность;
  • права и свободы граждан (против личности);
  • установленный порядок управления;
  • охраны окружающей среды и памятников культуры.

3. Административное правонарушение

Определяющими для правонарушения являются следующие признаки:

  • Волевой и осознанный характер поведения в формедействие или бездействие;
  • Антиобщественность– посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах;
  • Противоправность– запрещенность деяния нормой административного права.
  • Виновность– деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя.
  • Наказуемость– деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права.

3. Административное правонарушение

Виды административных правонарушений

  • Нарушение ПДД.
  • Мелкое хищение.
  • Мелкое хулиганство (брань, оскорбительное отношение к людям).
  • Распитие спиртных напитков в общественных местах; появление в пьяном виде; доведение несовершеннолетних до состояния опьянения.
  • Приобретение и хранение наркотиков в небольших размерах.
  • Незаконная порубка деревьев, самовольный сбор даров природы в запрещённых местах, засорение лесов, нарушение правил рыбной ловли, охоты, пожарной безопасности

4. Виды административных наказаний

  • Предупреждение (в письменной форме).
  • Административный штраф (исходя из МРОТ).
  • Возмездное изъятие предмета (орудия совершения) административного правонарушения.
  • Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения .
  • Лишение специального права (водительское, право охоты…), предоставленного физическому лицу.
  • Исправительные работы .
  • Административный арест на 15 суток (кроме лиц, имеющих детей до 12 лет, беременных, инвалидов 1 и 2 гр., лиц до 18 лет).
  • Административное выдворение за пределы РФ (иностранцев, лиц без гражданства).
  • Дисквалификация

  • Какую сферу общественных отношений регулирует административное право?
  • Кто может быть субъектом административных правоотношений?
  • В чём состоят важнейшие черты административных правоотношений?
  • Какие отношения называют административными правоотношениями?
  • Что такое административное правонарушение?
  • Каковы основные признаки административного правонарушения?
  • Какие виды административных взысканий вам известны?

Решение ситуационных задач

Задача №1. Гражданин Сидоров обратился в суд на неправомерные действия администрации частного предприятия, которая не производила на его лицевой пенсионный счёт отчисления. В суде он получил разъяснения о том, что сначала следует обратиться в вышестоящий орган исполнительной власти, а затем (в случае отказа) решать вопрос в суде. Правомерны ли данные Сидорову разъяснения?

Задача №2. Гражданин Иванов посчитал, что муниципальный орган по его месту жительства незаконно вынес решение о наложении на него штрафа. Суд отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на то, что по месту жительства данная жалоба не была рассмотрена.Верно ли разъяснили Иванову его права в суде?

Задача №3. Гражданин Петров подал иск в суд на противоправные действия сотрудника милиции, применившего незаконное задержание. Судья посоветовал Петрову первоначально обратиться к начальнику ОВД (Отдела Внутренних Дел), только затем в суд. Дайте оценку действиям судьи.

Задача №4. Владелец частного магазина Сидоровский за нарушение правил торговли санитарных норм был одновременно оштрафован административной комиссией муниципального органа исполнительной власти и главным санитарным врачом. Сидоровский обратился в суд на необъективность штрафа, так как никто из покупателей не пострадал, жалоб на качество товаров не предъявлял, а взыскание слишком сурово. На чьей стороне будет суд? Почему?

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

План-конспект урока по праву (11 класс) на тему:
Административные правонарушения

Разработка урока «Административные правонарушения» для 11 класса

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Административные правонарушения и административная ответственность».

Учитель МБОУ « Сакская средняя школа №4»

Цель урока: сформировать понятия «административная ответственность», «административные правонарушения»

— сообщение новых знаний в области административного права;

— формирование понятий и представлений о правонарушениях несовершеннолетних

— продолжать развивать умение конспектировать рассказ учителя;

— продолжать развивать умение работать с нормативно-правовыми актами (КоАП);

— формулировать, на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы;

— продолжать развивать умение решения практических задач;

— воспитание правовой культуры личности;

— воспитание самостоятельности суждений и взглядов;

— воспитание коммуникативной культуры учащихся путем совместной работы в группах;

Межпредметные связи: литература « Преступление и наказание», история.
Тип урока: комбинированный урок.

1. Понятие «Административного правонарушения».

2. Виды административных правонарушений.

3. Понятие «административная ответственность»

4. Виды административных наказаний.

I. Организационный этап
II. Проверки домашнего задания
На дом было задано ответить на вопросы после параграфа письменно. У троих собираю, с остальными обсуждаем вопросы, разбираем возникшие проблемы.
III. Всесторонней проверки знаний
V. Усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

И так что же такое административное правонарушение?

Административное правонарушение- это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушения или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность .
Эти действия возможны в различных сферах, поэтому выделяют следующие виды административных правонарушений:
1. Посягающие на права граждан: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, вмешательство в работу избирательной комиссии. Например, есть такое нарушение в проведении выборов местного самоуправления когда в период агитации ходят по домам представители той или иной партии и предлагают за ваш голос денежные средства, в этом случае нарушается ваше право свободного выбора и порядок проведения предвыборной компании влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
2. Посягающие на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие население и общественную нравственность. Примеры, сокрытие источника заражения ВИЧ- инфекции влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, незаконное занятие частной медицинской практикой, либо народной медициной (целительство) влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей., вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, пропаганда наркотических, психотропных влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.
3. В области охраны собственности : самовольное занятие земельного участка, нарушение правил содержания или ремонта жилых помещений, мелкое хищение чужого имущества влечет наложение административного штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного имущества, но не менее ста рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток, путем кражи, мошенничества.
4. В области охраны окружающей среды и природопользования: нарушение правил охраны водных объектов, атмосферного воздуха, в области охраны лесов, правил пожарной безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, правил охраны рыбных запасов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
5. В промышленности, строительстве и энергетики: повреждение электросетей, тепловых сетей, топливопроводов, совершенным по неосторожности.
6. На транспорте: действия, угрожающие безопасности на железнодорожном транспорте, на воздушном, водном транспорте. Например, управление транспортным средством в алкогольном опьянении.
8. Посягающие на общественный порядок и общественную безопасность:

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу , сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях — влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет . С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасн ости, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Административная ответственность — применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания.

Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

(п. 9 введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Основные и дополнительные административные наказания
1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ)
2. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

VI. Проверки понимания учащимися нового материала

Что такое административное правонарушение, административная ответственность, с какого возраста наступает административная ответственность и т.д.

VII. Закрепление нового материала
Задача № 3.

В ходе рейда было выявлено, что продавец торговой фирмы АРС обслуживает клиентов без контрольно-кассового аппарата. К тому же на ряде товаров не было ценников. В ходе проверки выяснилось, что фирма АРС кассовые аппараты в налоговой инспекции не зарегистрировала. Продавец пояснила, что она не знает о том, что закон обязывает все торговые точки работать с помощью контрольно-кассового аппарата.

Примите решение по фабуле задачи.

Начальником ОВД на гражданина С. наложен административный штраф за нарушение правил охоты. В виде дополнительного наказания у него было конфисковано охотничье оружие. С. обратился в суд с жалобой на неправомерную конфискацию оружия, сославшись на то, что он охотник-профессионал, и для него охота — единственный источник средств к существованию.

Дайте юридический анализ этой ситуации.

VIII. Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, подведение итогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В борьбе с правонарушениями в среде несовершеннолетних основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности исп.

Административное правонарушение и административная ответственность. 11 класс.

Цель занятия: ознакомить с последними изменениями, внесенными в 2007 году.Задачи:Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.Формировать представления школьников о безопасности дорожного д.

Виды наказаний для несовершеннолетних в СПб.

от 11.06.2010 №1-2-оз.

Знакомство обучающихся с извлечениями из Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающихся ПДД.

Урок 15 Административные правоотношения.pptx

Тема: Право.
Тема урока: Административные
правонарушения.
Обществознание 9 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
г. Вилючинск

План:
1. Административное право.
2. Понятие и
черты административного
правоотношения.
3. Административное правонарушение.

1.Административное право.
регулирующая
Административное право – отрасль
права,
отношения,
возникающие в процессе исполнительно­
распорядительной
деятельности
государственных органов, т.е. в сфере
государственного управления.

Индивидуальные
Субъекты адми­
нистративного
права
Коллективные
Граждане
Государственные
организации
Негосударственные
организации
Органы испол­
нительной
власти
Государственные
предприятия,
учреждения
Общие
объединения
Коммерческие
организации,
предприятия,
учреждения
Органы
местного
самоуправления,
муниципальные
предприятия,
учреждения,
организации

?
Задание: проанализируйте схему,
дополните пропуски примерами.

Объекты административ­
ного права
Все сферы
жизни общества
Экономи­
ческая
Политичес­
кая
Социаль­
ная
Культурна
я

2. Понятие и черты
административного
правоотношения.
Задание: проанализируйте
текст учебника с. 167­169,
дополните 2 столбец таблицы
«Черты
административного
правоотношения».

Черты административного правоотношения
Характеристики
Черты
административного
правоотношения
ха­
Избирательный
рактер
Одна из сторон – су­
бъект административ­
ной власти
Власть ­ подчинение
Возникновение адми­
нистративного право­
отношения
Внесудебное рассмот­
рение

Черты административного правоотношения
Характеристики
Черты административного
правоотношения
Избирательный характер Касается
Одна из сторон – субъект
административной власти
Власть ­ подчинение
сферы
деятельности исполнительно
власти
Субъект наделен государст­
венно­властными полномочи­
ями
«Властная сторона» управля­
ет, распоряжается, действует
от имени государства, другая
обязана подчиняться

Возникновение
нистративного
отношения
Внесудебное
рение
адми­
право­
рассмот­
Событие предусмотрено нор­
мами административного пра­
ва
В административном порядке,
незначительные правонаруше­
ния

3. Административное
правонарушение
Административное правонарушение ­
действие
противоправное,
(бездействие)
или
юридического
которое
административная
установлена
ответственность.
виновное
физического
лица,
за

Признаки административного правонарушения
 волевой и осознанный характер поведения в форме
действие или бездействие
 антиобщественность – посягает на интересы
общества и государства, зафиксированных в правовых
нормах
 противоправность – запрещенность деяния нормой
административного права
 виновность – деяние совершено лицом умышленно
или по неосторожности, т.е. имеет место вина
правонарушителя
 наказуемость – деяние признается административ­
ным правонарушением, если за его совершение
предусмотрена
нормами
административного права
ответственности

Виды административных правонарушений
в
сфере
охраны
выделяют
управления
С учетом различных сторон общественной жизни и
виды
государственного
административных правонарушений:
 в экономической сфере:
­ в области охраны собственности
­ в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг
­ в промышленности, строительстве и энергетике
­ в области связи и информации
­ на транспорте
­ в сельском хозяйстве
­ ветеринарии и мелиорации земель
­ в предпринимательской деятельности
­ таможенные правонарушения
­
природопользова­ния
окружающей
среды
и

 социальной сфере:
­ посягающие на права граждан
­ посягающие на здоровье населения
­ в области обеспечения санитарно­эпидемиологического
благополучие населения
-общественную нравственность
 в административно­политической сфере:
— посягающие на институты государственной власти
— против порядка управления
— связанные с защитой государственной границы
— нарушения режима пребывания иностранных граждан
и лиц без гражданства
— посягающие на общественный порядок и общественную
безопасность
— нарушения воинского учета
— в области дорожного движения

Административная ответственность – это
возлагаемая в установленном законом порядке
обязанность лица претерпеть определенные
лишения
имущественного
организационного характера за совершение
административного правонарушения.
личного,

и
поведению
Административная ответственность, представляя
собой разновидность юридической ответственности,
является
которое препятствует
противоправному
стимулирует
общественно полезные действия людей в сфере
государственного управления.

Лишение правонарушителя определенных благ
является объективным свойством ответственности.
Негативные последствия могут быть:
•Личного характера (предупреждение, лишение права
занимать определенную должность, прекращение
действия лицензии и др.);
•Имущественного характера (штраф, принудительное
лечение, взыскание неуплаченных налогов и др.).

Задание: выполнить
«В
1­3 рубрики

задания
классе и дома».

Домашнее задание:
§ 19, задания 1­3 рубрики
«В классе и дома».