Устав образовательной организации образец 2018

Оглавление:

Изменение устава образовательного учреждения

Статьи по теме

Образовательным организациям нужно привести учредительные документы в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (Законом об образовании). В каких случаях изменение устава образовательного учреждения обязательно, а когда внесение изменений в учредительные документы не является необходимым? Что включается в наименование образовательного учреждения, и в каком случае наименование придется скорректировать? Следует ли связывать устав образовательной организации с профессиональными стандартами? На эти и смежные вопросы, связанные с внесением изменений в устав образовательного учреждения и согласованием учредительных документов с требованиями законодательства, отвечает эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях».

Устав образовательной организации

В устав образовательной организации в соответствии с требованиями 273-ФЗ (статья 25 часть 2) помимо иной предусмотренной законодательством РФ информации, включать в устав образовательной организации следующие сведения:

  • тип образовательной организации;
  • информацию об учредителе (учредителях) образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • данные о структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядке их формирования и сроках полномочий.

Значительная часть информации, которая ранее содержалась в уставах образовательных учреждений, согласно новому закону об образовании может переместиться в иные локальные нормативные акты. Так, согласно, части 2 статьи 30 Закона об образовании, образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и ведения образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:

  • правила приема обучающихся;
  • режим занятий обучающихся, формы обучения;
  • периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, а также оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.

В образовательной организации могут сложиться различные механизмы взаимодействия органов управления в связи с принятием локальных нормативных актов, в зависимости от той или иной системы управления образовательным учреждением. Поэтому порядок принятия локальных актов необходимо зафиксировать в уставе образовательного учреждения. При этом в каждом учреждении может быть своя, наиболее актуальная для него модель их создания и утверждения, в том числе и в отношении разработки образца устава образовательной организации. Кроме того, для различных локальных нормативных актов могут быть предусмотрены различные модели.

Сроки изменения устава образовательной организации

Некоторые учредители образовательных организаций требовали внесения изменения в устав бюджетного учреждения давно, например, еще летом 2013 года. Некоторые же образовательные организации, пользуясь возможностью использовать для доработки уставов весь 2014 и 2015 год (ч. 5 ст. 108 Закона об образовании), до сих пор откладывают финальное решение. Для внесения изменений в устав образовательные организации ожидают дополнений подзаконной нормативной базы, а также регионального и муниципального регулирования. Отметим, однако: в 2014 году уже созданы все условия, чтобы образовательным организациям было удобнее привести устав в соответствие с законодательством, чем жить со старым (фактически, не во всем применимым) уставом учреждения.

Образовательным организациям, которые выбрали для себя стратегию минимизации содержания устава, ждать дополнительных документов не обязательно. Для большинства образовательных программ порядок организации и ведения образовательной деятельности на подзаконном уровне уже урегулирован. Образовательное учреждение вправе зафиксировать в уставе максимум подробной информации, в том числе с учетом профессиональных стандартов для преподавателей. Однако в таком случае учреждение может столкнуться с необходимостью регулярно менять устав, так как законодательство об образовании, подзаконное регулирование образовательных услуг динамично развивается.

Наименование образовательной организации

Вопросы переименования образовательных учреждений в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 года Закона об образовании разъяснены в письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 (дополнено письмом Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. № ДЛ-187/17). В частности, указанным письмом о наименовании образовательных учреждений разъяснен принцип использования понятия «образовательная организация» в Законе об образовании. Введение этого понятия связано с тем, что образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения. При этом образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 22 Закона об образовании). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (далее – Закон № 7-ФЗ).

Одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций – учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Закон об образовании не предписывает включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация». Таким образом, в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона об образовании наименование образовательной организации содержит указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Согласно ч. 6 ст. 108 Закона об образовании при переименовании образовательных учреждений их тип (ч. 2 ст. 23 Закона № 273-ФЗ) указывается с учетом их организационно-правовой формы. Дополнительно Минобрнауки России сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся указания на:

  • тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом № 7-ФЗ;
  • форму собственности («государственная», «муниципальная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;
  • особенности реализуемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ, особые образовательные потребности обучающихся);
  • дополнительные функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие).

Таким образом, переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Законом об образовании. Если тип образовательного учреждения не меняется, то переименование учреждения в рамках Закона об образовании не потребуется.

Также смотрите:
– Новые положения Закона об образовании 2014
– Субсидии образовательным учреждениям
– Налоговые льготы для бюджетных учреждений
– Льготы по налогу на прибыль: нулевая ставка
– Образовательные услуги: НДС
– Типовое положение о закупке: практическое применение

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.

Составляем устав благотворительного фонда

Что такое «благотворительный фонд»

Гражданский Кодекс РФ определяет его, как унитарную некоммерческую организацию, которая:

  • не имеет членства;
  • учреждена гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов;
  • преследует благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Главным учредительным документом является устав, который должен содержать следующие сведения:

  • о наименовании;
  • о месте его нахождения;
  • о предмете и целях деятельности;
  • об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью;
  • о порядке назначения должностных лиц и их освобождения от исполнения обязанностей;
  • о судьбе имущества в случае ликвидации.

Образец устава благотворительного фонда с одним учредителем вы сможете бесплатно скачать в конце статьи.

Благотворительная организация обладает рядом особенностей, установленных федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ. В частности, основными целями ее деятельности является достаточно узкий круг общественно полезных мероприятий, которые перечислены в ст. 2 135-ФЗ. В их числе:

  • социальная поддержка и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальной реабилитации;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам.

Имущество, переданное при учреждении, является его собственностью, учредители не имеют имущественных прав в отношении созданной ими организации, не отвечают по ее обязательствам, как и сама организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Требования к названию

Название благотворительной организации может быть любым. Требование одно — наличие слова «фонд». В названии можно указывать основную благотворительную цель. Например, «Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Можно указать в названии фамилию человека, который является лицом фонда. Например, «Валерия Гергиева». Можно дать название, покрывающее достаточно широкую часть возможных программ: «Фонд «Центр социальных программ». Или, наоборот, в названии четко определить цель деятельности: «Рейс 9268» .

При использовании в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования при государственной регистрации, необходимо вместе с учредительными документами предоставить и документы, подтверждающие право на такое использование.

Кто управляет

Для управления создаются:

  • высший коллегиальный орган, полномочия которого определены п. 1 ст. 123.19 ГК РФ;
  • единоличный исполнительный орган, а также может быть создан и коллегиальный исполнительный орган (правление);
  • попечительский совет в соответствии с п. 4 ст. 123.19 ГК РФ создается в обязательном порядке и осуществляет надзор за деятельностью самой организации и других его органов и действует на общественных началах.

Как регистрируется

Регистрация осуществляется в порядке, который установлен гл. III Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, указанных в ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях».

Документы для регистрации представляются в ФНС России не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании, при этом, совместно с заявлением о регистрации, подаются и иные документы, указанные в п. 5 ст. 13.1 Закона «О некоммерческих организациях», в частности устав, решение о создании и об утверждении устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах; сведения об учредителях в двух экземплярах и иные документы.

Образец устава благотворительного фонда 2018 года

Необходимо понимать, что чем внимательнее учредители отнесутся к разработке устава, чем полнее он будет описывать планируемую деятельность, тем легче потом будет работать и тем проще будет пройти этап государственной регистрации.

Нужен ли учредительный договор

Важно обратить внимание, что образец учредительного договора благотворительного фонда не предусмотрен. Такой документ не составляется, так как учредители не имеют имущественных прав и обязательств, а порядок наделения имуществом определяется учредителями на учредительном собрании, фиксируется в протоколе и уставе.

Устав образовательного учреждения

Тип документа: Устав

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 37,5 кб

Бланк документа

Скачать образец документа

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Образовательное учреждение является некоммерческим/коммерческим образовательным учреждением.

1.3. Полное официальное наименование Образовательного учреждения:

полное наименование: ________ «__________________»;

сокращенное наименование: _________ «__________________».

1.4. Местонахождение Образовательного учреждения ____________________.

1.5. Учредителем Образовательного учреждения является _______________, именуем__ в дальнейшем «Учредитель». Собственником имущества, закрепленного за Образовательным учреждением, является ____________.

1.6. Образовательное учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп, бланки, эмблему и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке, приобретает имущественные и неимущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.

1.7. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. Субсидиарную ответственность по обязательствам Образовательного учреждения несет собственник имущества, закрепленного за Образовательным учреждением.

1.8. Образовательное учреждение может на добровольных началах входить в союзы, ассоциации и другие объединения по территориальному и иным признакам, а также в международные организации.

1.9. Образовательное учреждение имеет право совершать как в Российской Федерации, так и за пределами государства юридические акты с учреждениями и предприятиями различных форм собственности и отдельными лицами.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Основными целями Образовательного учреждения являются:

2.2. Основными задачами Образовательного учреждения являются:

2.3. Для достижения своих уставных целей и выполнения задач Образовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными стандартами. К (платным) дополнительным услугам относятся:

2.4. Платные дополнительные услуги не могут быть оказаны взамен основной деятельности Образовательного учреждения.

2.5. При оказании платных дополнительных образовательных услуг Образовательным учреждением заключается договор в письменной форме с потребителем таких услуг.

2.6. Доход от деятельности, указанной в п. 2.3 настоящего Устава, используется Образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

3. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Обучение в Образовательном учреждении ведется на ___________ язык__.

3.2. Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в следующем порядке:

— первая ступень ____________________________________________;

— вторая ступень ____________________________________________;

— третья ступень ____________________________________________;

3.3. Задачами первой ступени образования являются: ____________________.

3.4. Задачами второй ступени образования являются: ____________________.

3.5. Задачами третьей ступени образования являются: ___________________.

3.7. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих учащихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Организация образовательного процесса в Образовательном учреждении регламентируется __________________________.

4.2. В Образовательном учреждении применяется ___________ система оценок.

4.3. В Образовательном учреждении действует следующая система промежуточной аттестации учащихся:

4.4. Промежуточная аттестация обучающихся производится в следующих формах: _________________________.

4.5. Основной формой обучения в Образовательном учреждении является ___________ система обучения.

4.5.1. С учетом потребностей и возможности обучающегося образовательные программы осваиваются в следующих формах: ___________________________.

4.5.2. Решение о применении указанных в п. 4.5.1 форм обучения принимаются ______ с согласия родителей/законных представителей обучающегося.

4.6. Количество классов в Образовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, установленных действующим законодательством РФ.

4.7. Наполняемость классов в Образовательном учреждении устанавливается в количестве ______ обучающихся.

4.8. Учебный год в Образовательном учреждении начинается «___»_____________. Продолжительность учебного года составляет: ____________.

4.9. В Образовательном учреждении устанавливается следующий режим занятий: _______________________________.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ

5.1. Основными участниками образовательного процесса в Образовательном учреждении являются:

5.1.1. Учителя/преподаватели и другие педагогические работники (в дальнейшем именуемые «Учителя»).

5.2. Учителя/преподаватели имеют право:

5.2.1. На получение работы, обусловленной трудовым соглашением с Образовательным учреждением.

5.2.2. На оплату труда в соответствии с установленными ставками.

5.2.3. На материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

5.2.4. Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию учебной работы.

5.3. Учителя/преподаватели обязаны:

5.3.1. Соблюдать требования настоящего Устава, режим Образовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, должностную инструкцию, распоряжения администрации Образовательного учреждения.

5.3.2. Своевременно и правильно вести установленную Образовательным учреждением документацию по образовательному процессу.

5.4. Обучающиеся имеют право:

5.4.1. На выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

5.4.2. На уважение и защиту своих прав, чести и достоинства, личную неприкосновенность, обращение к администрации Образовательного учреждения.

5.4.3. На получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг, предусмотренных настоящим Уставом.

5.5. Обучающиеся обязаны:

5.5.1. Выполнять настоящий Устав, решения органов управления Образовательного учреждения, распоряжения администрации Образовательного учреждения, если они не противоречат настоящему Уставу и действующему законодательству.

5.5.2. Соблюдать установленные в Образовательном учреждении правила внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарии и гигиены.

6. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

6.1. Учредитель на праве ___________ закрепляет за Образовательным учреждением в целях его уставной деятельности необходимое движимое и недвижимое имущество на основании договора и акта приема-передачи.

6.2. Образовательное учреждение ____________ закрепленным за ним на праве __________ имуществом в пределах, установленных действующим законодательством РФ, в соответствии с назначением имущества и уставными целями деятельности.

6.3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

6.4. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за Образовательным учреждением, в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.5. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет.

6.6. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную настоящим Уставом.

6.6.1. К предпринимательской деятельности Образовательного учреждения относятся:

6.6.1.1. Оказание посреднических услуг.

6.6.1.2. Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций.

6.6.2. Учредитель и/или ________ вправе приостановить предпринимательскую деятельность Образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной настоящим Уставом, до __________.

6.7. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Образовательного учреждения являются:

6.7.1. Собственные средства Образовательного учреждения.

6.7.2. Имущество, переданное Образовательному учреждению Учредителем.

6.7.3. Доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой Образовательным учреждением самостоятельно.

6.8. Образовательное учреждение устанавливает заработную плату работникам, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования.

7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

7.1. Органами и формами управления в Образовательном учреждении являются:

7.1.1. Директор Образовательного учреждения.

7.1.2. Педагогический совет Образовательного учреждения.

7.1.3. Родительский совет.

7.1.4. Общее собрание трудового коллектива.

7.1.5. Общешкольное родительское собрание.

7.2. Непосредственное управление Образовательным учреждением осуществляет Директор.

7.2.1. Назначение на должность и освобождение от должности Директора Образовательного учреждения производится Учредителем в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

7.2.2. Директор вправе/не вправе совмещать свою должность с другой руководящей должностью в Образовательном учреждении или вне ее.

7.3. Директор Образовательного учреждения:

7.3.1. Планирует и организует образовательный процесс, осуществляет контроль над его ходом и результатами, несет ответственность за качество и эффективность работы Образовательного учреждения.

7.3.2. Представляет интересы Образовательного учреждения в государственных, муниципальных и иных предприятиях, учреждениях, организациях, действует без доверенности от имени Образовательного учреждения.

7.3.3. Является распорядителем денежных средств Образовательного учреждения в пределах своей компетенции.

7.3.4. Заключает от имени Образовательного учреждения договоры, не противоречащие действующему законодательству РФ и уставным целям деятельности Образовательного учреждения.

7.3.5. В пределах своей компетенции издает инструкции, приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками Образовательного учреждения, обучающимися и их родителями (законными представителями).

7.3.6. Утверждает Правила внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения и Правила поведения для обучающихся, другие локальные акты, организует и координирует их исполнение.

7.3.7. Организует разработку, утверждение и внедрение в образовательный процесс образовательных и учебных программ, учебных планов и других учебно-методических документов.

7.3.8. Утверждает учебный план, годовой календарный график и расписание занятий.

7.3.9. Представляет отчет по итогам учебного и финансового года для последующего доклада Учредителю, общешкольному родительскому собранию, _________.

7.3.10. Составляет и утверждает штатное расписание, должностные обязанности работников.

7.3.11. Принимает на работу и увольняет педагогический, административный и обслуживающий персонал Образовательного учреждения.

7.3.12. Является председателем педагогического совета Образовательного учреждения.

7.4. Трудовой коллектив составляют все работники Образовательного учреждения. Полномочия трудового коллектива Образовательного учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива.

7.5. Общее собрание трудового коллектива Образовательного учреждения имеет право на:

7.5.1. Обсуждение и принятие коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка Образовательного учреждения.

7.5.2. Избрание кандидатур от педагогического коллектива в общественные организации и органы управления.

7.6. Общее собрание трудового коллектива проводится _______ раз в ________.

7.7. Педагогический совет Образовательного учреждения является постоянно действующим органом управления для рассмотрения основных вопросов образовательного процесса. Членами педагогического совета являются все педагогические работники Образовательного учреждения.

7.8. Педагогический совет формируется и осуществляет свою деятельность на основании положения о педагогическом совете Образовательного учреждения, утверждаемым Директором Образовательного учреждения.

7.9. Педагогический совет Образовательного учреждения:

7.9.1. Разрабатывает основные направления и программы развития Образовательного учреждения, повышения качества образовательного процесса, представляет их Директору для последующего утверждения.

7.9.2. Утверждает план работы на учебный год.

7.9.3. Обсуждает и принимает решения по любым вопросам, касающимся содержания образования.

7.9.4. Принимает решения о формах, сроках и порядке проведения промежуточной аттестации учащихся в невыпускных классах и о количестве предметов.

7.10. Общешкольное родительское собрание состоит из всех родителей (законных представителей) обучающихся в Образовательном учреждении.

7.10.1. Общешкольное родительское собрание собирается ________ раз в ____________.

7.10.2. Общешкольное родительское собрание выбирает из своего состава Родительский совет, принимает отчет Директора Образовательного учреждения по итогам учебного и финансового года.

7.11. Родительский совет Образовательного учреждения, являющийся органом самоуправления, избирается на общешкольном родительском собрании и подотчетен ему в своей деятельности.

7.11.1. Деятельность Родительского совета регламентируется настоящим Уставом и _____________ (например, Положением о Родительском совете).

7.11.2. Родительский совет заседает _______ раз в _________.

7.12. Компетенциями родительского совета являются:

7.12.1. Содействие администрации Образовательного учреждения в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, организации и проведении общешкольных мероприятий.

7.12.2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей.

7.12.3. Помощь администрации Образовательного учреждения в организации и проведении общешкольных родительских собраний.

8. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

8.1. Создание, ликвидация либо реорганизация Образовательного учреждения как юридического лица осуществляется на основании решения Учредителя в соответствии с действующим законодательством РФ.

8.2. Ликвидация или реорганизация Образовательного учреждения, осуществляются, как правило, по окончании учебного года. Учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

8.3. При ликвидации Образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с настоящим Уставом.

8.4. Образовательное учреждение считается прекратившим свою деятельность после внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.

9. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

9.1. Устав, изменение (дополнения) в Устав принимаются общим собранием трудового коллектива Образовательного учреждения после предварительного обсуждения. Устав считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей педагогического совета.

9.2. Устав, изменения и дополнения к нему регистрируются в установленном действующим законодательством порядке. Устав вступает в силу со дня его государственной регистрации.

9.3. Для обеспечения уставной деятельности Образовательное учреждение может издавать следующие виды локальных актов: положения, декларации, правила, инструкции, программы, графики, штатное расписание, расписание занятий, приказы и распоряжения Директора, решения органов управления и самоуправления Образовательного учреждения, _____________.

В уставе образовательной организации указываются виды деятельности, платные услуги?

Вопрос-ответ по теме

В целях актуализации раздела 2 «Предмет, цели и виды деятельности» устава образовательной организации как отразить в уставе услуги, которые должна оказывать образовательная организация в соответствии с направленностью реализуемых образовательных программ (ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»)?

В уставе образовательной организации указываются направления деятельности (физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, музыкальное) и занятия, консультации, тренинги (индивидуальные, групповые) в соответствии с перечнем тарифов, утвержденных постановлением администрации города?

Направленность реализуемых образовательных программ указывать нужно. Перечислять в Уставе, какие проводятся занятия, консультации и тренинги – нет.

Порядок утверждения устава и внесения в него изменений определяет учредитель. Он же может утвердить примерную форму устава.

Виды деятельности образовательной организации

Образовательная организация может заниматься одним или несколькими видами деятельности, которые соответствуют ее цели (ч. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

В первую очередь это образовательная деятельность, в то же время это может быть:

  • организация отдыха и оздоровления детей в период каникул;
  • медицинская деятельность;
  • реабилитационная деятельность;
  • коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • научная или творческая деятельность;
  • и иные виды деятельности.

В уставе должен быть указан исчерпывающий перечень видов деятельности. Это значит, что образовательная организация может заниматься только деятельностью, которая указана в уставе.

Виды деятельности в уставе образовательной организации указываются с учетом следующих особенностей:

  • в раздел включают образовательную деятельность по всем реализуемым образовательным программам;
  • государственные (муниципальные) учреждения выделяют основные виды деятельности;
  • указывают виды приносящей доход деятельности.

Виды реализуемых образовательных программ включают в перечень видов деятельности с уровнем образования и (или) направленностью (п. 3 ч. 2 ст. 25 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Иными словами, в разделе должны быть указаны:

  • основные образовательные программы;
  • дополнительные образовательные программы.

Название образовательных программ в уставе образовательной организации не указывается, поскольку в случае изменения наименования или состава образовательных программ придется менять устав.

Пример формулировки пункта устава образовательной организации

  • образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования;
  • образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования;
  • образовательная деятельность по образовательным программам основного общего образования;
  • образовательная деятельность по образовательным программам среднего общего образования;
  • образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам физкультурно-спортивной направленности.

Приносящую доход деятельность государственные (муниципальные) учреждения выделяют отдельным перечнем в обязательном порядке. Это связано как с особенностями оказания платных образовательных услуг, так и порядком финансирования учреждений. Помимо платных образовательных услуг, учреждения вправе оказывать иную приносящую доход деятельность, только если это предусмотрено уставом и соответствует целям, которые в нем заявлены (ч. 4 ст. 50 ГК РФ).

Таким образом, в перечне видов деятельности ОО направленность реализуемых образовательных программ указывать нужно. Также в отдельном перечне в обязательном порядке в уставе образовательной организации указываются виды приносящей доход деятельности.

При этом прописывать в Уставе, какие в ОО проводятся занятия, консультации и тренинги, не обязательно.

Подборка лучших материалов, для руководителей образовательных учреждений.

Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов.

Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Устав образовательной организации по новому закону.

Где можно найти типовой устав образовательной организации по новому закону об образовании?

за ранее спасибо.

Можно обсудить и некоторое вознаграждение за это.

Ответы юристов

Доброе утро Игорь Вячеславович!

Устав образовательной организации по новому закону об образовании в Российской Федерации.

действующий с 01 сентября 2013 года федеральный закон № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает (ч.5 и ч.6 ст.108) необходимость переименования образовательных учреждений с указанием их типа и организационно-правовой формы не позднее 01 января 2016 года. Это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям нового закона об образовании в Российской Федерации.

Казалось бы, ничего сложного, ведь перечень требований к учредительным документам образовательной организации новый закон об образовании в Российской Федерации (ч.2 ст.25) содержит небольшой. Так, согласно новому федеральному закону в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Однако, как становится ясно при внимательном прочтении указанной нормы федерального закона, устав образовательной организации должен содержать и другую «информацию», которая содержится в различных законодательных актах Российской Федерации. Так, например, учитывая некоммерческий статус образовательной организации (п.18 ст.2), учредителю образовательного учреждения при внесении изменений в устав следует принять во внимание требования федерального закона № 7-фз «О некоммерческих организациях» к учредительным документам некоммерческих организаций (ст.14), которая предусматривает, в частности, следующее:

«В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.»

При этом, к «иным федеральным законам» можно отнести действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации, применительно к распространенной в настоящее время в образовании организационно-правовой форме негосударственного образовательного частного учреждения (НОЧУ) устанавливающий, в частности, что:

=к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся учреждения (ч.2 ст.48);

-частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (ч.2 ст.120); частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами;

-при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ч.2 ст.120);

-оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (ч.7 ст.63);

-при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ч.2 ст.300).

Как видно из приведенных примеров, регламентация в уставе образовательного учреждения вопросов имущественных отношений не является простой, что потребует привлечения к его составлению специалистов сравнительно высокой юридической квалификации. Другим вопросом, требующим повышенного квалифицированного юридического подхода, является регламентация в уставе образовательной организации структуры и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и срока полномочий. Так, например, федеральный закон об образовании в Российской Федерации содержит сравнительно сложные и, пожалуй, юридически неудачно сформулированные нормы об управлении образовательной организации, в том числе:

  1. «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.» (ч.4 ст.26)
  2. 2.Как видим, буквальное толкование данной нормы обязывает образовательную организацию иметь такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников и педагогический (ученый) совет, оставляя на усмотрение ее учредителя (учредителей) возможность формирования иных коллегиальных органов управления.

При этом, сразу определить «в недрах норм» федерального закона об образовании в Российской Федерации компетенцию «обязательных» коллегиальных органов управления достаточно проблематично – явный минус законодателя.

3.«Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.» (ч.5 ст.26)

Как видим, буквальное толкование данной нормы применительно к коллегиальным органам управления образовательной организации позволяет этим органам выступать (представительствовать) от имени образовательной организации, что явно противоречит сложившейся юридической практике согласно ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации – тоже минус законодателя..

4.«Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.» (ч.10 ст.51

Как видим, буквальное толкование данной нормы не позволяет сделать однозначный вывод о порядке формирования единоличного органа управления (руководителя) частной образовательной организации – путем избрания или же назначения ?

Более того, общая ч.1 ст.51 вообще не предполагает возможности избрания руководителя образовательной организации – только назначение. В заключение заметим, что хотя рассмотренные вопросы содержания устава образовательной организации и свидетельствуют о сложном и противоречивом подходе к ним законодателя, но зато это – хоть какая-то юридическая регламентация. А вот какие «специальные образовательные» требования к содержанию устава организации, осуществляющей обучение (юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности – п.20 ст.2) будут предъявлять чиновники при рассмотрении вопроса ее лицензирования – пока вообще остается загадкой.