Виды хозяйственного правонарушения

Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение – виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства, личности. Признаки правонарушения:

1) Деяние (действие или бездействие);

4) вредный результат;

5) причинная связь между деянием и вредным результатом;

6) юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социиально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством в отличие от иных видов правонаруше­ний перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным за­коном, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опаснос­ти (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические пос­ледствия.

В свою очередь проступки классифицируются:

1) на гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере иму­щественных и личных неимущественных отношений, выражающие­ся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущест­венного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по догово­ру, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);

2) административные (правонарушения, посягающие на уста­новленный законом общественный порядок, на отношения в облас­ти исполнительно-распорядительной деятельности органов государ­ства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей);

3) дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций);

4) процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля в суд).

1. Понятие и система хозяйственного правонарушения

В юридической литературе в настоящее время не сформулировано понятие хозяйственного правонарушения. Это и понятно. Идет формирование нового хозяйственного механизма. Новую конструкцию понятия хозяйственного правонарушения, точнее преступления, делает Ю.В. Головлев: «. хозяйственные преступления — это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его введения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц».

Хозяйственные преступления, как впрочем, любые другие, могут быть систематизированы на основе самых различных признаков (форм вины, места совершения и т.д.). Однако при построении основной основополагающей системы различных групп преступлений следует использовать наиболее существенный и специфический для них классификационный признак. Таким является лишь объект преступления. Тем не менее, существующая на сегодняшний день система хозяйственных преступлений построено на иной основе. При ее построении используется не соответствующая достигнутому уровню развития учения об объекте преступления классификация, предложенная еще в самом начале 60-х годов. В основу построения этой системы положен не объект преступления, а существующая классификация отраслей народного хозяйства.

Группой ученых под руководством профессора Н.Ф. Кузнецовой и профессора А.В. Наумова был разработан проект уголовного кодекса Российской Федерации. Он содержит раздел III «Экономические преступления» состоящий из двух лав: глава 6 «Преступление против собственности» и глава 7 «Хозяйственные преступления».

К сожалению, в главе «Хозяйственные преступления» авторы не дали определения родового понятия хозяйственного преступления (впрочем, как и понятия экономического преступления и понятия преступления против собственности).

Виды хозяйственного правонарушения

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ)

1. Понятие и система хозяйственного правонарушения

В юридической литературе в настоящее время не сформулировано понятие хозяйственного правонарушения. Это и понятно. Идет формирование нового хозяйственного механизма. Новую конструкцию понятия хозяйственного правонарушения, точнее преступления, делает Ю.В. Головлев: «… хозяйственные преступления – это совершенные виновно общественно опасные деяния, которые причиняют ущерб или создают реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его введения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц».

Хозяйственные преступления, как впрочем, любые другие, могут быть систематизированы на основе самых различных признаков (форм вины, места совершения и т. д.). Однако при построении основной основополагающей системы различных групп преступлений следует использовать наиболее существенный и специфический для них классификационный признак. Таким является лишь объект преступления. Тем не менее, существующая на сегодняшний день система хозяйственных преступлений построено на иной основе. При ее построении используется не соответствующая достигнутому уровню развития учения об объекте преступления классификация, предложенная еще в самом начале 60-х годов. В основу построения этой системы положен не объект преступления, а существующая классификация отраслей народного хозяйства.

Группой ученых под руководством профессора Н.Ф. Кузнецовой и профессора А.В. Наумова был разработан проект уголовного кодекса Российской Федерации. Он содержит раздел III «Экономические преступления» состоящий из двух лав: глава 6 «Преступление против собственности» и глава 7 «Хозяйственные преступления».

К сожалению, в главе «Хозяйственные преступления» авторы не дали определения родового понятия хозяйственного преступления (впрочем, как и понятия экономического преступления и понятия преступления против собственности).

2. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

Новый уголовный кодекс РФ не содержит понятие «Хозяйственные преступления», вместо него введено не удачное понятие «Преступления в сфере экономической деятельности».

Новый Уголовный кодекс РФ содержит составы преступлений в сфере экономической деятельности:

Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей.

Статья171. Незаконное предпринимательство.

Статья 172. Незаконная банковская деятельность.

Статья 173. Лжепредпринимательство.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем.

Статья 176. Незаконное получение кредита.

Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.

Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции.

Статья 179. принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Статья 180. Незаконное использование товарного знака.

Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм.

Статья 182. Заведомо ложная реклама.

Статья 183. незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну.

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.

Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов.

Статья 188. Контрабанда.

Статья 1 8 9. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей.

Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве.

Статья 196. Преднамеренное банкротство.

Статья 197. Фиктивное банкротство.

Статья 198. Уклонение гражданина от уплаты налога.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов с организаций.

Статья 200. Обман потребителей.

Преступление в сфере экономической деятельности (хозяйственные преступления) логично бы было разделить на три основных группы:

а) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов государства или любого иного хозяйствующего субъекта, независимо от формы собственности;

б) преступления, причиняющие ущерб и создающие реальную возможность причинения ущерба народному хозяйству в области его ведения и организации путем непосредственного нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц;

в) преступления, которые могут причинить ущерб народному хозяйству в области его ведения и организации как путем непосредственного нарушения интересов государства или иного хозяйствующего субъекта, так и путем нарушения интересов граждан, поскольку они соприкасаются с хозяйственной деятельностью учреждений и частных лиц.

3. Административная ответственность за правонарушения в области торговли и финансов

Не подлежит сомнению, что большинство норм кодекса РСФСР об административных правонарушениях является анахронизмом. Ситуацию не исправляют внесенные 1 июля 1993 года в Кодекс изменения в главу «Административные правонарушения в области торговли и финансов», а также последующие изменения. Назрела необходимость нового Кодекса об административных правонарушениях, причем нужна новая система хозяйственных правонарушений, так как это понятие гораздо шире по своему объему родового понятия административного правонарушения в области торговли и финансов (глава 12 Кодекса). Указанный закон от 1 июля 1993 года не только не устраняет проблемы, но и усугубляет их. Так, ст. 162 (4) УК РФ «Незаконное предпринимательство» применяется в случае осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения после наложения административного взыскания за такие же правонарушения. К сожалению, законодатели не включили в Административный Кодекс норму, устанавливающую ответственность за незаконное предпринимательство.

Основание административной ответственности является совершение административного правонарушения. Составы административных проступков, санкции за их совершение, органы, имеющие право налагать административные взыскания и порядок их наложения, установлены в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Приведем основные составы административных правонарушений, за которые граждане-предприниматели несут ответственность именно как предприниматели:

Статья 146. Нарушение правил торговли.

Статья 146.3. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена.

Статья 146.4. Продажа товаров надлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Статья 146.5. Продажа товаров без документов.

Статья 146.6. Нарушение государственной дисциплины цен.

Статья 147. Нарушение правил торговли спиртными напитками.

Статья 150.3. Обман потребителей в небольшом размере.

Статья 153. Незаконные операции с иностранной валютой и платежными документами.

Статья 154. Незаконная продажа платежных документов, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту.

Статья 156. Нарушение порядка занятий кустарно-ремесленными промыслами и другой ИТД.

Статья 156.1. Уклонение от подачи декларации о доходах (за это правонарушение ответственность несут все физические лица).

Статья 157. Занятие запрещенными видами ИТД.

Статья 157.1. Непредоставление сведений антимонопольному комитету РФ.

Статья 157.2. Неисполнение предписаний Антимонопольного комитета РФ.

Следует также отметить, что конкретные составы правонарушений, влекущие за собой применение мер административной ответственности, могут быть предусмотрены и в других законодательных актах. Так, например, нарушение пп. 5-10 ст. II Закона РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции» влечет за собой административную ответственность в виде взысканий штрафа установленного размера, или Таможенным кодексом РФ от 18 июля 1993 года гл.39.

4. Финансово-правовая ответственность

Финансово-правовая ответственность за хозяйственные правонарушения, по существу, является разновидностью административно-правовой ответственности (см. ст. 156 (1) Кодекса).

Основными нормативными актами, регламентирующими применение мер финансовой ответственности к предпринимателю – налогоплательщику, являются:

Закон РСФСР от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РСФСР» (статья 13).

В соответствии со ст. 13 взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговым законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном.

Поскольку граждане-предприниматели не имеют обособленного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, по своему статусу они остаются физическими лицами. Поэтому взыскание с них указанных сумм должно осуществляться в порядке, предусмотренном для физических лиц, т. е. в судебном (п. 1 Письма Высшего арбитражного суда РФ от 31.05.94 г. № С1-7/ОП-373).

В соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» административные штрафы налагаются на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих правонарушениях:

В сокрытии (занижении) прибыли (дохода)

Ответственность за данное правонарушение наступает при выявлении в ходе проверки, осуществляемой налоговыми организациями, с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, по результатам которой выявлено сокрытие (занижение) прибыли (дохода). Указанное нарушение отражается в акте проверки, и к налогоплательщику, допустившему сокрытие (занижение) прибыли, применяются финансовые санкции, предусмотренные п. «а» ст.13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. Таким образом, учитывая, что санкции, предусмотренные п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации», носят более существенный характер, административный штраф следует рассматривать в качестве дополнительной меры ответственности, применяемой к должностным лицам предприятия, учреждения, организации-налогоплательщика, виновных в рассматриваемом правонарушении.

В сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения

Рассматриваемый состав административного правонарушения аналогичен предыдущему, с той разницей, что ответственности подлежат должностные лица предприятий, учреждений, организаций-налогоплательщиков виновные в сокрытии (неучтении) иных (помимо прибыли (дохода)) объектов налогообложения, указанных в законодательных актах (либо решениях республиканских (местных) органов представительной власти в случаях, когда установление соответствующих налогов и сборов отнесено законодательством к их компетенции) по конкретным видам налогов.

В отсутствии бухгалтерского учета

Обязанность по ведению бухгалтерского учета предусмотрена п.1 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, в соответствии с которым предприятие, учреждение обязано вести бухгалтерский учет своего имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного непрерывного документального и взаимосвязанного их отражения. Аналогичная обязанность содержится и в ст. II Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которой налогоплательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет.

В ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка

Предприятие, учреждение, организация-налогоплательщик обязано вести бухгалтерский учет в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности, а также иными нормативными актами по бухгалтерскому учету и отчетности, полномочия по разработке и изданию которых предоставлены Министерству финансов Российской Федерации.

В искажении бухгалтерских отчетов

Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, должна соответствовать данным синтетического и аналитического учета, а данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного за период, предшествующий отчетному. Вместе с тем Положение о бухгалтерском учете предусматривает возможность внесения изменений в бухгалтерскую отчетность при обнаружении налогоплательщиком искажения ее данных, при этом изменения бухгалтерской отчетности относящейся как к текущему, так и к прошлому году (после их утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных, а не за период, к которому относятся выявленные искажения. Исправления считаются надлежащими, если они подтверждены подписью лиц, пописавших соответствующий бухгалтерский отчетс указанием даты исправления. Также предусматривается обязанность внесения изменения в бухгалтерскую отчетность и налоговым законодательством. Так, в соответствии со ст. II Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налогоплательщик обязан вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.

В непредставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов

Этот вид ответственности также можно считать дополнительным, поскольку за аналогичное правонарушение предусмотрена финансовая санкция, применяющаяся к налогоплательщику в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Вместе с тем административная ответственность может применяться в большем числе случаев, нежели финансовая санкция. Это связано с тем, что конструкция состава административного правонарушения содержит более широкую формулировку видов документов, за непредставление которых должностные лица предприятия, учреждения, организации-налогоплательщика могут привлекаться к административной ответственности, нежели конструкция состава, предусматривающего ответственность в виде финансовой санкции, а именно: в административном правонарушении «… документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет» и в правонарушении, за которое применяется финансовая санкция, «… документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога»… следует отметить, что законодательство не содержит перечней документов, как связанных с исчислением и уплатой, так и необходимых для исчисления, а также для уплаты налога.

Факт непредставления соответствующих документов должен быть подтвержден актом проверки предприятия, либо справкой, составленной должностным лицом налогового органа, либо справкой, составленной должностным лицом налогового органа, если указанное нарушение выявлено по результатам камеральной проверки.

В несвоевременном предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет

Срок уплаты очередного платежа по соотношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога.

Сроки представления бухгалтерской отчетности регламентированы Положением о бухгалтерском учете и отчетности (раздел «Порядок представления бухгалтерской отчетности»), а также иными нормативными актами, издаваемыми Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его компетенцией.

В предоставлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет по неустановленной форме

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются Министерством финансов Российской Федерации.

Формы расчетов по налогам приведены в приложениях к инструкциям по каждому конкретному виду налога.

Представление документов, не соответствующих установленной форме, влечет за собой ответственность должностных лиц предприятия, учреждения, организации в виде административного штрафа.

5. Цели государственного регулирования экономики. Экономическая роль государства

Сферы государственного регулирования народного хозяйства

8.4. Понятие и виды административных правонарушений

Административным правонарушением признается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности.

Как и уголовное преступление, административное правонарушение – это виновное, объективно выраженное деяние, т. е. объективно выраженное действие или бездействие. Главное отличие уголовного преступления от административного правонарушения – степень и масштаб вредных последствий деяния. Например, хищение чужого имущества стоимостью до определенного, указанного в законе, размера будет признано административным правонарушением, выше его – преступлением. Граница между вредом, нанесенным административным правонарушением и уголовным преступлением, четко установлена при формулировании составов преступления и правонарушения и не может быть скорректирована при правоприменении.

По родовому объекту, т. е. областям общественных отношений, на которые посягают административные правонарушения, их можно подразделить на следующие виды:

  • административные правонарушения, посягающие на права и свободы граждан, например нарушение избирательных прав;
  • административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, например неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава;
  • административные правонарушения, посягающие на порядок управления, например неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно‑исполнительной системы;
  • административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность, например нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему или стрельба из оружия в не отведенных для этого местах и др.;
  • административные правонарушения, посягающие на физическое и нравственное здоровье населения, например незаконное занятие частной медицинской практикой, получение дохода от занятия проституцией и др.;
  • административные правонарушения, посягающие на право собственности, например самовольное занятие земельного участка;
  • административные правонарушения в области охраны окружающей среды и организации рационального природопользования, например несоблюдение нормативов и экологических требований при проведении различных видов хозяйственной деятельности;
  • административные правонарушения, связанные с нарушением иных нормативов и требований при осуществлении таких видов деятельности, как строительство, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т. д.;
  • административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, примером которых может служить осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, нарушение законодательства о рекламе и др.;
  • административные правонарушения в области финансовой деятельности, например разнообразные налоговые правонарушения;
  • административные правонарушения в области таможенной деятельности, например неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации и др.;
  • административные правонарушения в области воинского учета, например неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

Тема 12. Хозяйственные правонарушения и хозяйственно — правовая ответственность.

Дата добавления: 2014-05-05 ; просмотров: 1664 ; Нарушение авторских прав

План:

1. Понятие хозяйственного правонарушения и их классификация.

2. Функции хозяйственной ответственности.

3. Виды хозяйственной ответственности.

Определение: хозяйственное правонарушение — противоправное действие или бездействие субъекта хозяйственных правоотношений, которое не соответствует требованиям норм хозяйственного права, не согласовывается с юридическими обязанностями указанного субъекта, нарушает субъективные права другого участника отношений или третьих лиц.

Хозяйственные правонарушения подразделяются на договорные и внедоговорные.

Договорные правонарушения подразделяются следующим образом:

· правонарушения на стадии возникновения договоров, то есть нарушения сроков составления договоров, процедуры урегулирования разногласий, составления договоров, которые противоречат нормам закона, целям деятельности юридического лица, составление договоров, которые противоречат интересам государства и общества;

· нарушение сроков выполнения договорных, других хозяйственных обязательств;

· нарушение обязательств относительно качества поставленной продукции, работ, услуг;

· нарушения ценовой дисциплины, связанные с выполнением договоров;

· нарушения в кредитно-расчетной сфере;

· нарушение хозяйственных обязательств в сфере перевозок.

Внедоговорные правонарушения подразделяются следующим образом:

· нарушение антимонопольного законодательства;

· нарушение налоговой дисциплины;

· нарушение прав владельца как совпадающее, так и не совпадающее с лишением прав владения;

· причинение субъектом хозяйствования вреда предприятиям, учреждениям, организациям.

Функции хозяйственной ответственности:

а) стимулирующая функция.

Ответственность, состоящая в наложении штрафных санкций за хозяйственные правонарушения, осуществляет негативное стимулирование и прекращение правонарушения.

б) штрафная функция.

Наказание правонарушителя экономическими санкциями (штраф, пеня, неустойка).

в) предупреждение правонарушений.

г) компенсационная функция — восстановление имущественного положения потерпевшего применением в его пользу компенсационных имущественных санкций, налагаемых на нарушителя.

Хозяйственно-правовая ответственность понятие и сущность

Главная > Реферат >Государство и право

1. Понятие ответственности в хозяйственном праве

2. Функции и виды хозяйственно-правовой ответственности.

3. Основания хозяйственно-правовой ответственности

1. Понятие ответственности в хозяйственном праве

Хозяйственно-правовая ответственность – это разновидность юридической ответственности за невыполнение или неподобающее выполнение обязательств субъектами хозяйственной деятельности. Ответственность в хозяйственном праве имеет особенный предмет регуляции — хозяйственные правонарушения. Хозяйственное правонарушение — это противоправное действие или бездеятельность субъекта хозяйственных отношений, которая не отвечает нормам хозяйственного права, не согласовывается с юридическими обязанностями отмеченного субъекта, в нарушение субъективного права другого участника отношений или третьих лиц.

Хозяйственные правонарушения классифицируются на договорных и внедоговорных.

В свою очередь договорные правонарушения разделяются на:

а) — правонарушение на стадии возникновения договоров, нарушения сроков заключения, процедуры урегулирования расхождений, заключения договоров, которые противореччат требованиям закона;

б) — нарушение сроков выполнения договоров но др. хозяйственных договоров и др. хозяйственных обязательств относительно поставки продукции, перевозки грузов, выполнения работ;

в) — нарушение хозяйственных обязательств относительно качества поставленной продукции;

г) нарушение государственной дисциплины цен, связанных с выполнением договоров;

д) — нарушение в сфере кредитно-расчетных отношений, связанных с выполнением хозяйственных договоров;

е) — нарушение хозяйственных зобовъъязань относительно перевозки грузов.

Предметом хозяйственно-правовой ответственности являются также внедоговорные нарушения:

а) — нарушение антимонопольного законодательства;

б) — нарушение налоговой дисциплины;

в) — причинение субъектам ведения хозяйства вреда предприятиям, учреждениям, организациям.

Хозяйственно-правовой ответственности свойственные особенные признаки:

• Юридическая. Такая ответственность являет собой действую (влияние) кредитора (пострадавшего) на правонарушителя непосредственно или с помощью хозяйственного суда (суда, третейского суда). Юридическая природа такой ответственности заключается в негативной оценке поведения правонарушителя со стороны государства и в прямом требовании или санкции закона применить к нему мероприятия материального влияния в виде возмещения убытков уплаты неустойки, штрафа, пени, и тому подобное. Общим принципом этой ответственности является государственная обеспечинность относительно применения предусмотренных договором или законом имущественных санкций. Государство гарантирует применение их благодаря системе специальных и общих правозащитник государственных органов, функцией которых является само применение имущественных санкций.

• Материальная. Она применяется в форме определенной системы имущественных (экономических) санкций, предусмотренных или позволенных нормами хозяйственного законодательства. Хозяйственные субъекты как организации могут нести лишь материальные расходы как ответственность (принудительные выплаты, неполучение надлежащих сумм, уменьшения имущества, в результате возмещения убытков и т. др.). Закон «О предприятиях в Украине» закрепляет принцип полной материальной ответственности хозяйственных субъектов вплоть до банкротства. Статья 24 отмеченного закона предусматривает, что «предприятие несет полную ответственность за сдержку кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, которое не выполняет свои обязательства по расчетам, может быть объявлено арбитражным судом банкротом в порядке, установленном Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признания его банкротом». Таким образом, наивысшей экономической санкцией согласно законодательству можно считать объявление судом хозяйничающего субъекта-должника банкротом.

• Противоправность. Хозяйственно-правовая ответственность применяется лишь в случае имеющегося правонарушения, то есть на таком юридическом основании, как объективные противоправные действия или бездеятельность правонарушителя, и в целом базируется на презумпции его вины.

• Стимулирующая. В функциональном отношении хозяйственно-правовая ответственность призвана стимулировать надлежащее выполнение хозяйственных и других обязательств. Следовательно, ее главной целью является обеспечение правопорядка в сфере экономики (в госпо¬дарских отношениях).

2. Функции и виды хозяйственно-правовой ответственности.

Функции хозяйственно-правовой ответственности определяются как совокупность действий относительно применения к правонарушителя в сфере ведения хозяйства предусмотренных законом или договором санкций, а также правовых последствий такого приложения.

Основными функциями хозяйствено-правовой ответственности является:

Хозяйственно-правовая ответственноть, которая заключается в применении к правонарушителю экономических (имущественных) санкций, предусматривает побуждение (негативное стимулирование) его и к прекращению правонарушения, и к реальному выполнению обязательств. Стимулирование является негативным в том понимании, что лицо, которое совершило хозяйственное правонарушение, несет определены имущественные расходы в результате применения к ней экономических санкций. Эта функция присуща практически всем видам санкций предусмотренных или санкционированных нормами хозяйственного права. Она имеет целью, в первую очередь, удовлетворить экономический интерес потерпшого субъекта путем стимулирования (экономического, имущественного) правонарушителя к правомерным действиям. Есть здесь и общественный интерес. Реальное выполнение хозяйственных обязательств предприятиями и организациями означает нормальное удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах.

Ответственность субъектов хозяйственных правоотношений является одной из форм юридической ответственности. Она вызывается противоправным поведением (хозяйственным правонарушением, невыполнением или неподобающим выполнением обязательств) правонарушителя. В таком понимании хозяйственно-правовая ответственность является ретроспективной, то есть реакцией на уже совершенные противоправные действия (бездеятельность) в виде именно ответственности как наказания правонарушителя экономическими санкциями. В целом штрафная функция возложена на такие виды хозяйственно-правовых санкций, как неустойка, штраф, пеня (так называемые штрафные санкции).

Суть этой функции заключается в том, что благодаря применению ответственности не только устраняется факт хозяйственного правонарушения, но и применяются (хозяйственным судом или судом общей юрисдикции) правовые мероприятия, направленные на устранение его причин и условий. Как предупредительное средство хозяйственно-правовая ответственность наиболее эффективна в тех случаях, когда имеет место материально правовой связи ответственности хозяйственного субъекта с материальной ответственностью его работников, предусмотренной трудовым правом. Возмещение хозяйственного субъектом убытков, уплата неустойки, штрафа или пени, — это так называемые непроизводственные расходы, которые относятся на прибыль предприятий и организаций. Следовательно, от недобросовестных (неправомерных) действий отдельных личностей имущественные потери несут трудовые коллективы. На сегодня важного значения приобретает персонификации материальной ответственности хозяйственный субъектив, применения имущественных мероприятий, согласно нормам трудового права к работникам, виновным в применении санкций к хозяйственному субъекту.

Сущность компенсационной (восстановительной) функции хозяйственно-правовой ответственности заключается в возобновлении нарушенного правонарушением имущественного состояния пострадавшего путем применения на его пользу компенсационных имущественных санкций, стягиваемых из нарушителя.

В договорных и других обязательствах кредитор всегда рискует своим имущественным положением в результате нарушения обязательств должником. Поэтому правовые системы цивилизованных стран отработали и имеют в своем арсенале средства правовой защиты, которые находятся у потерпевшей стороны обязательства. Эти средства основываются на так называемом праве справедливости и применяются или непосредственно потерпевшей стороной, или правозастосовчим органом. Наиболее юридическое универсальным и действенным средством правовой защиты потерпевшей стороны обязательства, которые применяется традиционно «по праву справедливости», есть возмещение убытков. Суть этого метода заключается в том, что каждое нарушение договора или другого обязтельства дает потерпевшей стороне право на возмещения убытков, которые она испытала. Да, ст. 203 Гражданского кодекса называется «Обязательство должника возместить убытки». Срок «возместить» как раз и указывает на то, что данная форма ответственности выполняет компенсационную функцию.

Такую же функцию законодатель возлагает и на так называемую зачетную неустойку. В соответствии с ч. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Украины, если за невыполнение или неподобающее выполнение обязательств установленная неустойка (штраф, пеня), то убытки возмещаются в частиш, не покрытой неустойкой (штрафом, пеней).

Факт предъявления претензии, иска, взыскания убытков или неустойки, — это информация о неблагополучном состоянии, имеющиеся недостатки в хозяйственной деятельности субъекта. Кроме того, это и информация о необходимости употребления соответствующих мероприятий по улучшению дел, наведения порядка, на предприятии, в организации.

Ответственность можно определить, как предельную величину имущественно принудительного влиянию на правонарушителя, которое может применять к нему кредитор, хозяйственный суд или суд общей юрисдикции.

Основными формами хозяйственно-правовой ответственности является:

• Экономическая – это негативное экономическое влияние на правонарушителя с целью стимулирования его к выполнению взятых обязательств.

• Имущественная – это влияние на правонарушителя путем непосредственного применения имущественных санкций.

Виды хозяйственно-правовой ответственности различаются в зависимости от видов хозяйственных правонарушений и санкций, установленных за эти правонарушения. За этим критерием в теории права различаются следующие виды хозяйственно-правовой ответственности:

• Возмещение убытков – ответственность юридической основанием которой является применение в случае невыполнения или неподобающего выполнения обязательств должником он обязан возместить кредитору нанесены этим убытки, что предусмотрена ст. 203 Гражданского кодекса Украины. Убытки не являются имущественной санкцией предварительно определенного размера. Именно в этом заключается универсальность их приложения. Однако трудности в обсчете их размера предопределяют сложность применения отмеченной санкции.

Возмещение убытков как имущественная санкция применяется:

• в отношениях покупки-продажи между хозяйственными субъектами. Да, продавец обязан известить покупателя обо всех правах третьих лиц на проданную вещь: право арендатора, право залога и тому подобное. Невыполнение этого правила дает право покупателю на расторжение договора и возмещение убытков (ст. 229 ГКУкраины). Если продавец продал вещь, но на нарушение договора не передает ее покупателю, последний имеет право требовать передачи проданной вещи и возмещение убытков, вызванных просрочкой выполнения (ст. 231 ГКУкраины), или отказаться от договора и требовать возмещения убытков. Подобные права имеет продавец в случае отказа покупателя принять проданную вещь или заплатить за нее установленную цену (ст. 232 ГКУкраины). Если проданная вещь неподобающего качества, покупатель как один из альтернативных вариантов может требовать

• в отношениях поставки поставщик возмещает покупателю убытки, нанесенные поставкой продукции неподобающего качества или некомплектной (ч. 2 в. 253 ГКУкраины);

• в соответствии с условиями договора подотряда на капитальное строительство ответственная за невыполнение или неподобающее выполнение обязательств сторона платит установленную неустойку (пеню), а также возмещает убытки в сумме, не покрытой неустойкой (ч. 1 ст. 356 ГКУкраины);

• в перевозках грузов грузоотправитель и грузополучатель обязаны возместить перевозчику убытки, нанесенные по их вине в результате перегрузки транспортных средств, повреждения подвижного состава, при нагрузке или разгрузке неправильных нагрузка, упаковка, крепление груза;

• в случаях хозяйственных деликтов (причинение вреда) убытки возмещаются хозяйственными субъектами в соответствии со ст. 440—442, 450—453 ГКУкраины.

• Штрафные санкции. Штрафная хозяйственно-правовая ответственность отличается от возмещения убытков в первую очередь тем, что она выполняет карательную или дисциплинирующую функцию. Хозяйственное законодательство устанавливает штрафную ответственность к тем видам хозяйственных правонарушений, за совершение которых к субъектам хозяйственных отношений целесообразно применять штрафные санкции. Размер этой ответственности зависит от степени серьезности хозяйственного правонарушения, а не от суммы нанесенного кредитору ущерба.

Штрафная ответственность применяется согласно законодательству в виде штрафных экономических санкций, которые установлены нормативными актами, что регулируют отдельные виды хозяйственных отношений (положение о поставки продукции и товаров, транспортные кодексы и уставы и др.). Согласно ст. 179 Гражданского кодекса Украины штрафом признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен оплатить кредитору в случае невыполнения или неподобающего выполнения обязательств, в частности в случае просрочки выполнения.

Закон различает три вида штрафных экономических санкций

— штраф. Его размер как экономической санкции регулируется законодательством тремя способами:

• штраф в твердой сумме. Примером этого вида штрафа являются штрафы, которые платят перевозчик и отправитель за невыполнение плана грузовых перевозок (ст. 359 ГКУкраины), их размеры определяют транспортные уставы и кодексы отдельно относительно каждого вида транспорта;

• штраф в процентном отношении к сумме всего обязательства или невыполненной части обязательства. Его примером является поставленная продукция не отвечает по качеству стандартам или условиям договора, поставщик платит покупателю штраф в размере 20 % стоимости продукции неподобающего качества;

• штраф в кратном размере к стоимости того предмета, который защищается штрафом. Применяется, как правило, за повреждение вагонов или контейнеров отправителем или грузополучателем во время нагрузки или разгрузки грузов их средствами эти субъъекти платят железные дороги штраф в размере пятикратной стоимости поврежденного имущества.

• Неустойка. Это разновидность штрафной экономической санкции, размер которой определяется законом или договором в процентном отношении к сумме невыполненной части обязательств. Она применяется, в основном, как штрафная санкция в случае просрочки выполнения имущественных обязательств (поставка, покупка-продажа, мина, и тому подобное). Размер неустойки за просрочку выполнения обязательств не зависит от срока просрочки выполнения. Да, при просрочке или недопоставку продукции поставщик платит покупателю неустойку в размере 8 процентов стоимости непоставленной в срок продукции за каждой отдельной позицией номенклатуры.

• Пеня. Она применяется в основном в случае просрочки выполнения денежных обязательств субъектами хозяйственной деятельности. Особенностью пени является то, что она устанавливается в процентном отношении к просроченной сумме, причем за каждый день просрочки, пока обязательство не будет выполнено (ст. 214 ГКУкраины). Зависимостью суммы пене от количества дней просрочки выполнения она отличается от неустойки как санкции за хозяйственное правонарушение.

• Оперативно хозяйственные санкции. Это предусмотрены законодательством или договором средства оперативного влияния на правонарушителя, направленные на предупреждение хозяйственного правонарушения или уменьшение его вредных последствий. Они применяются непосредственно самими субъектами хозяйственных правоотношений в оперативному порядке. За своей направленностью оперативно хозяйственные санкции разделяются на два вида:

1.Санкции, направленные на одностороннее прекращение правоотношений в интересах стороны, чьи права нарушены. Такие санкции могут выражаться в виде одностороннего полного или частичного отказа от выполнения договора, а также в отказе от принятия выполнения и от встречного выполнения.

2. Санкций направленные на смену правоотношений. Наиболее распространенным на практике видом таких санкций является перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов или на предыдущую оплату продукции.

• Оценочные санкции. К этому виду принадлежат экономические санкции, которые влияют на размер фондов материального поощрения государственных предприятий. В частности, фонды материального поощрения государственных предприятий уменьшаются в результате: изготовление продукции с отклонением от стандартов, технических условий; возвращение покупателем предприятию-производителю недоброкачественной продукции; нарушение предприятием государственной дисциплины цен и тому подобное.

3. Основания хозяйственно-правовой ответственности

Основными основаниями хозяйственно-правовой ответственности являются:

1. Правовая. Это совокупность норм права об ответственности субъектов хозяйственных отношений.

2. Хозяйственная правосубъектность правонарушителя и пострадавшего. Сторонами правоотношений относительно применения ответственности этого вида могут быть предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица, независимо от формы собственности имущества, организационно-правовых форм, то есть лица, которые имеют право обращаться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.

3. Юридическо-фактическая. Это противоправные действие или бездеятельность лица — хозяйственного правонарушителя, что нарушают права и законные интересы потерпевшей лица или мешают их реализации. Это основание состоит из четырех элементов, которые в теории права называются условиями хозяйственно-правовой ответственности:

• факт хозяйственного нарушения, то есть нарушение нормы закона, условия договора, государственного контракта, и тому подобное, в результате чего наносятся убытки или другой вред имущественным правам и интересам пострадавшего (кредитора);

• противоправность поведения хозяйственного нарушителя. Такое условие определяется в хозяйственном праве в широком понимании. Это может быть как действие, так и бездеятельность, Что нарушают правовую норму, плановое задание, условия договора, и др.;

• причинная связь между противоправным поведением нарушителя и нанесенными пострадавшему убытками. Эту связь необходимо доводить соответствующими документальными доказательствами;

• вина хозяйственного правонарушителя. Это негативное субъективное отношение правонарушителя к правам и законным интересам пострадавшего. Вина в хозяйственной практике — это наличие двух обстоятельств, которые дают основания для применения ответственности:

— наличие у лица-правонарушителя реальных возможностей для надлежащего выполнения;

— неупотребление им всех необходимых мер для недопущения правонарушения, предотвращения убытков (вреду) пострадавшего.

Формой вины может быть:

При этом действует принцип презумпции вины, то есть «отсутствие вины приходится лицом, которое нарушило обязательство», что предусмотрена ст. 209 Гражданского кодекса Украины. Вина обеих сторон подлежит взаимному зачету. Если невыполнение или неподобающее выполнение обязательства возникло по вине обеих сторон, судебный орган (суд, хозяйственный суд, третейский суд) соответственно уменьшает размер ответственности должника. Это имеет место и тогда, когда кредитор преднамеренно или из неосторожности способствовал увеличению размеров убытков или не принял меры к их уменьшению (ст. 211 ЦК).

Вина хозяйственного субъекта — это вина его работников. Следовательно, принцип ответственности за вину требует определение конкретных работников, действие, или бездеятельность которых повлекли невыполнение зобовъъязань или причинение вреда.

Совокупность четырех условий образует юридическо-фактические основания хозяйственно-правовой ответственности. Для применения имущественной ответственности в виде возмещения убытков необходимое наличие всех четырех условий, тогда как для применения неустойки штрафу или пене достаточно лишь двух из них: факту хозяйственного правонарушения и противоправности поведения нарушителя.