Внесение изменений в закон украины о пенсионном обеспечении

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 марта 2015 года №213-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения

(В редакции Закона Украины от 23.12.2015 г. №900-VIII)

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. Часть пятнадцатую статьи 50-1 Закона Украины «О прокуратуре» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., №53, ст. 793 с последующими изменениями) заменить четырьмя частями следующего содержания:

«Временно, в период с 1 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года:

лицам, на которых распространяется действие этого Закона (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»), в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии/ежемесячного пожизненного денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, законами Украины «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе», «О судоустройстве и статусе судей» пенсия, назначенная в соответствии с настоящей статьей, не выплачивается;

в период работы лица (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты») на других должностях/работах пенсии, назначенные в соответствии с настоящей статьей, размер которых превышает 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность, выплачиваются в размере 85 процентов назначенного размера, но не менее 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

С 1 января 2016 года пенсия, назначенная лицам в соответствии с настоящей статьей (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»), в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии/ежемесячного пожизненного денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, законами Украины «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе», «О судоустройстве и статусе судей», выплачивается в размере, вычисленном согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

После увольнения с работы выплата пенсии в соответствии с настоящим Законом возобновляется.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность».

В связи с этим части шестнадцатую — двадцатую считать соответственно частями девятнадцатой — двадцать третьей.

2. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №3, ст. 10 с последующими заменами):

1) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Пенсии по возрасту на льготных условиях

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, — по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест — после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения возраста, установленного абзацем первым этого пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:

45 лет — по 31 марта 1970 года включительно;

45 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;

46 лет — с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971 года;

46 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;

47 лет — с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972 года;

47 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;

48 лет — с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973 года;

48 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;

49 лет — с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974 года;

49 лет 6 месяцев — с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;

50 лет — с 1 октября 1974 года по 31 декабря 1975 года.

При отсутствии стажа работы, установленного абзацем первым этого пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии стажа работы:

с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года — не менее 20 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 15 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года — не менее 21 года у мужчин и не менее 16 лет у женщин;

с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года — не менее 21 года 6 месяцев у мужчин и не менее 16 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года — не менее 22 лет у мужчин и не менее 17 лет у женщин;

с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года — не менее 22 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года — не менее 23 лет у мужчин и не менее 18 лет у женщин;

с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года — не менее 23 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 18 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года — не менее 24 лет у мужчин и не менее 19 лет у женщин;

с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года — не менее 24 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 19 лет 6 месяцев у женщин.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 3 октября 2017 года №2148-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в такие законодательные акты Украины:

1. В статье 85 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №3, ст. 10; 2015 г., №22, ст. 145; 2016 г., №5, ст. 50; 2017 г., №2, ст. 25):

1) в части четвертой:

(Абзац первый подпункта 1) пункта 1 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

в абзаце первом цифры и слово «31 декабря» заменить цифрами и словом «30 сентября»;

(Абзац второй подпункта 1) пункта 1 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

в абзацах втором и третьем слова и цифры «инвалидов I и II групп, инвалидов войны» заменить словами и цифрами «лиц с инвалидностью I и II групп, лиц с инвалидностью вследствие войны»;

2) часть шестую изложить в следующей редакции:

«С 1 октября 2017 года пенсии выплачиваются без учета получаемой заработной платы (дохода)».

(Подпункт 2) пункта 1 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

2. В Законе Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №13, ст. 178 с последующими изменениями):

1) статью 49 дополнить частью второй следующего содержания:

» После 1 января 2015 года дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, лицам, отнесенным к категории 4, не устанавливается «;

2) абзац первый части первой статьи 55 изложить в следующей редакции:

«Лицам, которые работали или проживали на территориях радиоактивного загрязнения, пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при наличии соответствующего страхового стажа, уменьшенного на количество лет уменьшения пенсионного возраста, но не менее 15 лет страхового стажа»;

(Подпункт 2) пункта 2 вступает в силу с 1 января 2018 года)

пункт 2 дополнить словами и цифрами «в случае назначения пенсии на льготных условиях части второй статьи 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;

в пункте 3 слова и цифры «на 10 лет большего установленного пунктом 2 настоящей статьи (у женщин — 25 лет, у мужчин — 30 лет)» заменить словами и цифрами «у женщин — 25 лет, у мужчин — 30 лет»;

в абзаце первом части первой цифры и слово «31 декабря» заменить цифрами и словом «30 сентября»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«С 1 октября 2017 года выплата пенсии работающим пенсионерам в период работы возобновляется в установленном этим Законом размере»;

(Подпункт 4) пункта 2 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

5) статью 59 изложить в следующей редакции:

«Статья 59. Пенсии военнослужащим, которые принимали участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы

Пенсии военнослужащим назначаются с их денежного обеспечения в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами. Дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, назначается в соответствии со статьей 51 настоящего Закона.

Военнослужащим пенсии по инвалидности, а членам их семей пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий и испытаний, военных учений с применением ядерного оружия по их желанию могут назначаться на условиях и в порядке, определенных законодательством для лиц, которые стали лицами с инвалидностью вследствие ранения, контузии или увечья, которые они получили при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), или согласно статье 54 этого Закона.

Лицам, которые участвовали в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, ядерных аварий и испытаний, в военных учениях с применением ядерного оружия во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого стали лицами с инвалидностью, пенсия по инвалидности исчисляется в соответствии с настоящим Законом или по желанию таких лиц — с пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года»;

(Подпункт 5) пункта 2 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

6) в тексте Закона слова «инвалид», «инвалид с детства», «ребенок-инвалид» и «инвалид войны» во всех падежах и числах заменить соответственно словами «лицо с инвалидностью», «лицо с инвалидностью с детства», «ребенок с инвалидностью» и «лицо с инвалидностью вследствие войны» в соответствующем падеже и числе.

3. В Законе Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №29, ст. 399 с последующими изменениями):

1) в тексте статьи 28 слова «инвалидом», «ему» и «его» заменить соответственно словами «лицом с инвалидностью», «ей» и «ее»;

2) часть шестую статьи 30 изложить в следующей редакции:

«Воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели (кроме курсантов и слушателей военно-учебных заведений и учебных заведений Министерства внутренних дел Украины и государственной пожарной охраны), стажеры, обучающиеся по дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях, а также профессионально-технических, высших учебных заведениях (в том числе в период между завершением обучения в одном из указанных учебных заведений и поступлением в другое учебное заведения или в период между завершением обучения по одному образовательно-квалификационному уровню и продолжением обучения по другим при условии, что такой период не превышает четырех месяцев), имеют право на пенсию в случае потери кормильца до окончания учебных заведений, но не более чем до достижения ими 23 лет. Дети-сироты имеют право на пенсию в случае потери кормильца до достижения ими 23 лет независимо от того, учатся они или нет»;

название изложить в следующей редакции:

«Статья 54. Выплата пенсий работающим пенсионерам»;

в части первой цифры и слово «31 декабря» заменить цифрами и словом «30 сентября»;

часть вторую изложить в следующей редакции:

«С 1 октября 2017 года пенсии выплачиваются без учета получаемой заработной платы (дохода)»;

часть третью исключить;

(Подпункт 3) пункта 3 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

4) в тексте Закона слова «инвалид», «инвалид с детства», «ребенок-инвалид» и «инвалид войны» во всех падежах и числах заменить соответственно словами «лицо с инвалидностью», «лицо с инвалидностью с детства», «ребенок с инвалидностью» и «лицо с инвалидностью вследствие войны» в соответствующем падеже и числе.

4. Статью 8 Закона Украины «О нотариате» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., №39, ст. 383; 2009 г., №13, ст. 161; 2011 г., №5, ст. 29; 2013 г., №21, ст. 208, №33, ст. 436; 2014 г., №20-21, ст. 712, №50-51, ст. 2057; 2016 г., №30, ст. 542) дополнить частью четырнадцатой следующего содержания:

«Справки о сумме нотариально заверенных договоров, которые необходимы исключительно для проверки соблюдения законодательства по вопросам уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, предоставляются нотариусом в течение 10 рабочих дней по обоснованному письменному требованию органов Пенсионного фонда Украины».

5. В статье 37 Закона Украины «О государственной службе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1993 г., №52, ст. 490; 2012 г., №12-13, ст. 82; 2015 г., №6, ст. 40, №22, ст. 145; 2016 г., №5, ст. 50; 2017 г., №2, ст. 25):

в части четвертой:

(Абзац второй пункта 5 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

в абзаце первом цифры и слово «31 декабря» заменить цифрами и словом «30 сентября»;

(Абзац третий пункта 5 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

в абзацах втором и третьем слова и цифры «инвалидов I и II групп, инвалидов войны» заменить словами и цифрами «лиц с инвалидностью I и II групп, лиц с инвалидностью вследствие войны»;

часть пятую изложить в следующей редакции:

(Абзац пятый пункта 5 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

«С 1 октября 2017 года пенсии, назначенные после вступления в силу Закона Украины «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» (кроме лиц с инвалидностью I и II групп, лиц с инвалидностью вследствие войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты») в соответствии с настоящей статьей, в период работы на должностях государственной службы, определенных Законом Украины от 10 декабря 2015 года №889-VIII «О государственной службе», а также на должностях и на условиях, предусмотренных законами Украины «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», выплачиваются в размере, исчисленном согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

(Абзац шестой пункта 5 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

6. Во втором предложении части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., №28, ст. 232; 2005 г., №1, ст. 14; 2015 г., №22, ст. 145; 2016 г., №5, ст. 50; 2017 г., №2, ст. 25) цифры и слово «31 декабря» заменить цифрами и словом «30 сентября», а слова и цифры «инвалидов I и II групп, инвалидов войны» — словами и цифрами «лиц с инвалидностью I и II групп, лиц с инвалидностью вследствие войны».

(Пункт 6 вступает в силу с 11 октября 2017 года и применяется с 1 октября 2017 года)

7. В Законе Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., №37, ст. 237 с последующими изменениями):

1) в части первой статьи 1:

в пункте 7 слово «инвалидов» заменить словами «лиц с инвалидностью»;

пункт 9 дополнить абзацами третьим — шестым следующего содержания:

«Нотариальное удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества осуществляется при наличии документального подтверждения уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли-продажи недвижимого имущества.

Суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли-продажи недвижимого имущества уплачиваются плательщиками данного сбора по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса.

Нотариусы ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в органы Пенсионного фонда Украины по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса отчет о заключенных договорах купли-продажи недвижимого имущества, включая информацию о стоимости такого имущества и сумму уплаченного сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в порядке и по форме, определенными Кабинетом Министров Украины.

Информация из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество на запрос Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности, нотариусов, адвокатов предоставляется в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины»;

2) абзац четвертый пункта 1 статьи 2 изложить в следующей редакции:

«Для плательщиков сбора, определенных пунктами 1 и 2 части первой статьи 1 этого Закона, кроме плательщиков, отнесенных к четвертой группе плательщиков единого налога, определенных подпунктом 4 пункта 291.4 статьи 291 Налогового кодекса Украины, объектом налогообложения являются также фактические расходы на выплату и доставку пенсий, назначенных до дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» в соответствии с пунктами «б» — «з» статьи 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» и назначенных после дня вступления в силу указанного Закона в соответствии с пунктами 2 — 8 части второй статьи 114 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» до достижения работниками пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

(Подпункт 2) пункта 7 вступает в силу с 1 января 2018 года)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Внесение изменений в закон украины о пенсионном обеспечении

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

О внесении изменений и дополнений в Закон Украины
«О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего
и рядового состава органов внутренних дел»

Верховный Совет Украины постановляет:

Внести в Закон Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» (Ведомости Верховного Совета Украины, 1992 г.,N 29, ст. 399) следующие изменения и дополнения:

1. В преамбуле Закона и в части второй статьи 10, в статье 48, в части первой статьи 49, в части второй статьи 52 слова «Управление охраны высших должностных лиц Украины» заменить словами «Управление государственной охраны».

2. В названии раздела II и в статьях 1, 12, 13, 14, 15, 16, 43 слова «выслугу лет» заменить словами «за выслугой сроков службы», а в статье 17 слова «выслуги лет» заменить словами «выслуги сроков службы».

3. Пункт «б» статьи 12 изложить в следующей редакции:

«б) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, уволенные со службы за выслугой сроков службы,по возрасту,по состоянию здоровья, в связи с сокращением штатов или организационными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, а те из них, которые являются инвалидами войны,независимо от возраста, и имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел».

в пункте «а» части первой слова «по болезни» заменить словами «по состоянию здоровья»;

пункт «б» части первой изложить в следующей редакции:

«б) лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в органах внутренних дел (пункт «б» статьи 12): за общий трудовой стаж 25 лет — 50 процентов и за каждый год стажа свыше 25 лет — один процент соответствующих сумм денежного обеспечения (статья 43)»;

пункт «в» части первой и часть вторую после слов «в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы» дополнить словами «при прохождении службы»;

часть вторую после слова и цифры «категории 2» дополнить словами и цифрами «категориям 2 и 3».

5. Статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Назначение пенсий по инвалидности в размере пенсии за выслугой сроков службы

При наличии у инвалида из числа лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел выслуги, необходимой для назначения пенсии за выслугой сроков службы (пункт «а» статьи 12), пенсия по инвалидности может назначаться им в размере пенсии за выслугой сроков службы в соответствии с выслугой (пункт «а» статьи 13)».

пункт «в» части четвертой изложить в следующей редакции:

«в) родители и жены (если они не вступили в повторный брак) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших, умерших либо пропавших без вести в период прохождения службы или умерших после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы либо выполнением интернационального долга, имеют право на пенсию по достижении мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет или если они являются инвалидами» ;

часть шестую после слов «курсанты, слушатели» дополнить словами «(кроме курсантов и слушателей военно-учебных заведений и учебных заведений органов внутренних дел)».

7. Часть четвертую статьи 61 после слов «трехмесячной пенсии» дополнить словами «но не менее пятикратного размера минимальной заработной платы».

8. Часть третью статьи 63 изложить в следующей редакции:

«Назначенные военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей пенсии пересчитываются с повышением денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел».

Президент Украины Л. КРАВЧУК

г. Киев, 4 февраля 1994 года
N 3946-XII

Изменения в пенсионном обеспечении граждан с 1 января 2018 года

18.01.2018 1488 0 0

С 1 января 2018 Пенсионным фондом Украины в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 № 2148-VIII (далее — Закон № 2148) проведены перерасчеты пенсий, а именно:

— лицам, достигшим возраста 65 лет, минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа установлен в размере 40 процентов минимальной заработной платы (1489,20 грн.). Минимальная заработная плата, определенная законом о Государственном бюджете Украины на 2018 год составляет 3723 грн .;

— проведены перерасчеты ранее назначенных пенсий путем установления максимального размера пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, которые имеют особые заслуги перед Родиной) на уровне десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность — 13730 грн.

Изменения в назначении пенсий

Начиная с 01 января этого года право на назначение пенсии по возрасту при наличии страхового стажа не менее 25 лет имеют мужчины по достижении ими возраста 60 лет и женщины по достижении ими:

— 58 лет — родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;

— 58 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;

— 59 лет — родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960;

— 59 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961;

— 60 лет — родившиеся с 1 апреля 1961 по 31 декабря 1961 года.

Наличие необходимого страхового стажа определяется на дату достижения соответствующего пенсионного возраста. Если пенсионный возраст исполнился к 01.01.2018, право на пенсию определяется при наличии страхового стажа не менее 15 лет по 31 декабря 2017 года.

При назначении пенсии применяется величина оценки 1 года страхового стажа в размере 1%.

Для определения права на назначение пенсии согласно статье 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в страховой стаж включаются периоды:

1) ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения, а также с применением фиксированного налога:

а) с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 включительно, подтверждаются справкой о регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности;

б) с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 включительно, при условии уплаты страховых взносов (единого взноса) независимо от уплаченного размера (кроме случаев освобождения от уплаты единого взноса)

2) прохождения военной службы с 01 января 2004 по 31 декабря 2017 включительно;

3) нахождения в отпуске в связи с беременностью и родами с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 включительно, подтверждается приказом о предоставлении такого отпуска.

4) нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им шестилетнего возраста с 1 января 2004 по 31 декабря 2004 года, подтверждается свидетельством о рождении ребенка.

В соответствии с Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 № 796-ХII женам (мужьям), потерявших кормильца из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отнесенных к категории 1, пенсия в связи с потерей кормильца назначается независимо от причинной связи смерти с Чернобыльской катастрофой.

«Будет серьёзная дискуссия»: осенью Госдума рассмотрит вопрос о внесении изменений в пенсионное законодательство

Государственная дума примет окончательное решение по внесению изменений в пенсионное законодательство осенью 2018 года. По словам первого вице-спикера нижней палаты парламента Александра Жукова, правительственный законопроект направлен в регионы, а второе и третье чтения по этому пакету документов запланированы на осеннюю сессию.

«Эти законопроекты направляются в регионы для получения отзывов и рекомендаций. В течение месяца профильный комитет будет собирать мнения регионов по этому вопросу, — цитирует Жукова РИА Новости. — Обсуждение законопроекта будет очень серьёзным. Безусловно, будут высказаны все аргументы и со стороны общественных организаций, и со стороны руководства регионов и региональных законодательных собраний».

Парламентарий отметил, что в ходе весенней сессии этот законопроект будет рассмотрен в первом чтении, а остальные чтения состоятся осенью 2018 года.

«Я думаю, что будет серьёзная дискуссия по этому вопросу. Сегодня для всех очевидно, что назрела необходимость изменений в пенсионной системе, которые в первую очередь должны быть направлены на повышение пенсий», — подчеркнул Жуков.

По его словам, согласно расчётам правительства, в случае принятия закона выплаты уже получающим пенсию вырастут примерно на 1000 рублей в месяц.

Первый зампред Госдумы добавил, что предложение правительства по внесению изменений в пенсионное законодательство соотносится со 102-й конвенцией Международной организации труда, регламентирующей многие важные аспекты пенсионного обеспечения.

«Одним из важнейших является вопрос о том, что коэффициент замещения (или сумма пенсии) должен быть не менее 40% утраченного заработка. Это очень важное положение, которое также направлено на повышение пенсий в России», — подчеркнул Жуков.

В понедельник, 18 июня, Совет Государственной думы рассмотрел направленные в нижнюю палату парламента документы и принял решение назначить ответственным по законопроекту комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, а также направить его в различные инстанции для подготовки отзывов, предложений и замечаний, сбор которых продлится месяц — до 17 июля 2018 года.

Напомним, в рамках поэтапного реформирования пенсионной системы предлагается «в условиях негативной демографической ситуации» повысить возраст выхода на пенсию с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 63 лет для женщин. В случае одобрения предложенных изменений они должны начать постепенно реализовываться в течение переходного периода — с 2019 по 2034 год.

При этом стоит добавить, что в большинстве развитых стран мира возраст выхода на пенсию составляет 60—65 лет, причём в некоторых государствах нет возрастного разделения для мужчин и женщин.

Важно отметить, что законопроект не потребует выделения дополнительных средств из бюджета.

Ранее вице-премьер Татьяна Голикова в ходе заседания российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) рассказала, что в рамках реализации предлагаемой реформы средний доход пенсионеров в 2019 году вырастет примерно на 12 тыс. рублей.

«Сейчас в рамках прогнозов социально-экономического развития, которые мы имеем по состоянию на май месяц, среднее увеличение пенсий оценено нами на тысячу рублей. Это означает, что каждый пенсионер в зависимости от стажа, размера страховых взносов получит по 12 тысяч в 2019 году», — сказала Голикова.

При этом она подчеркнула, что в дальнейшем эта сумма будет индексироваться в установленном порядке.

«Эти средства каждый год будут включаться в базу пенсионного обеспечения для целей последующего увеличения пенсий уже пенсионерам, которые будут выходить на пенсию в новом пенсионном возрасте с переходным периодом», — заявила Голикова.

В четверг, 14 июня, она отмечала, что в 2019 году планируется провести две индексации пенсий — 1 февраля и 1 апреля. Позднее первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заверил, что рост пенсий будет значительно превышать инфляционные ожидания, а значит, перекроет рост потребительских цен.

«Сохранять действующие рамки пенсионного возраста просто невозможно»

В свою очередь, министр труда и социальной защиты Максим Топилин в интервью телеканалу «Россия 24» отметил, что вопрос повышения пенсионного возраста обсуждался давно. По его словам, пенсионная система претерпевала серьёзные изменения и в 1990-х, и в 2000-х годах, однако, несмотря на заявления экспертов и политиков об актуальности повышения возраста выхода на пенсию, эти решения тогда не были приняты. Именно поэтому сегодня их реализация — «это просто необходимость».

Глава Минтруда пояснил, что на фоне увеличения в России продолжительности жизни и показателей, характеризующих то, сколько мужчины и женщины живут после достижения пенсионного возраста, происходит изменение соотношения работающих и получающих пенсию россиян.

«Стандартный возраст 55 лет для женщин и 60 для мужчин был установлен, когда продолжительность жизни была 43 года. Сейчас этот показатель составляет уже почти 73 года», — заявил Топилин.

По его словам, серьёзная динамика прироста продолжительности жизни наблюдается с 2007 года, а к 2030 году президентом поставлена задача войти в перечень стран «80+».

«Причём это реальные цифры, это то, что реально происходит. Поэтому в данной ситуации сохранять действующие рамки пенсионного возраста просто невозможно. Вы не сможете сбалансировать пенсионную систему, не сможете обеспечить выплату пенсионерам таких же пенсий, притом что продолжительность жизни растёт», — подчеркнул министр.

Он добавил, что если в СССР в 1960—1970-х годах соотношение между работающими и пенсионерами составляло 4:1, то сейчас этот показатель составляет 1,8:1, а к 2025 году при сохранении текущей системы упадёт до 1,04. В том числе это происходит и в связи с низкой рождаемостью в 1990-х.

«Убеждён, что сегодня это правильное решение, потому что сегодня мы имеем аргументы именно с точки зрения демографии. Ведь этих демографических приростов ещё не было в середине 2000-х годов. Только за 2017 год прирост продолжительности жизни составил почти год. Такого нет ни в одной стране мира. Мы пока догоняем страны с большой продолжительностью жизни, но у нас есть эти возможности», — подчеркнул Топилин.

По его словам, запланированная реформа никак не коснётся тех, кто уже находится на пенсии. Министр подтвердил, что пенсионеры будут в среднем получать прибавку по 1000 рублей в год ежегодно на отрезке 2019—2025 гг., не считая индексации на величину инфляции.

«За 5—6 лет пенсии в реальном выражении, по нашим расчётам, должны вырасти на 8—10%, это серьёзная прибавка, такого роста реальных пенсий у нас вообще не было никогда, тем более в последние годы», — заявил Топилин.

Глава Минтруда добавил, что изменения никак не коснутся ряда групп россиян, включая работников вредных производств, социальных категорий, ликвидаторов и инвалидов чернобыльской катастрофы и приравненных к ним граждан. Ранее Татьяна Голикова отмечала, что к этим категориям также относятся пенсионеры правоохранительных служб и военные пенсионеры.

По словам Топилина, очень серьёзным остаётся вопрос востребованности дополнительных трудовых ресурсов.

«Количество людей, которые выходят на рынок труда, будет значительно меньше, где-то около 10 лет у нас как раз будет недостаток трудовых ресурсов. Понятно, что нужны компетенции, нужна квалификация. Эти рынки — и молодёжный рынок труда, и рынок труда для людей, которые достигают пенсионного возраста, — они зачастую разные, это разные профессии всё-таки», — заявил министр.

Он отметил, что работники пожилого возраста предпочитают традиционные виды занятости — фрилансеров, людей, работающих с компьютерной техникой или с удалённой занятостью, среди пожилых людей достаточно мало.

Топилин также добавил, что в правительстве не ожидают каких-либо серьёзных изменений показателей безработицы в связи с возможным повышением пенсионного возраста. При этом министр коснулся проблемы самозанятых россиян — 15 млн человек, за которых в бюджет не поступают выплаты: «Это огромный пласт, который надо постепенно выводить на свет с помощью более простых режимов для таких граждан».

«У нас нет резервной армии труда, никто не борется и не конкурирует за место»

Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович в беседе с RT отметил верность оценки перспектив роста пенсионных выплат.

«Если подходить к этому вопросу арифметически, то всё правильно. Все пенсионные деньги, которые могли пойти на выплаты, если бы осталась старая возрастная планка, теперь сохранятся для тех, кто выйдет на пенсию позже. И выплаты увеличатся, как указывает Максим Топилин, на 8—10%», — заявил эксперт.

Он также согласился с тезисом, что серьёзных изменений в показателях безработицы в связи с изменением пенсионного законодательства не ожидается.

«Сегодня у нас показатель безработицы меньше 5% — один из лучших в Европе. У нас такой проблемы нет. У нас нет резервной армии труда, никто не борется и не конкурирует за место. С ростом пенсионного возраста не будет давления на безработицу», — заключил он.

В свою очередь, говоря о демографической ситуации в стране, сотрудник Института социально-политических исследований РАН, заведующая отделением здоровья и самосохранительного поведения Алла Иванова отметила, что Россия практически достигла среднеевропейских показателей продолжительности жизни, прежде всего у женщин, к середине 1960-х. После чего до середины 1980-х продолжительность жизни снижалась, а затем начались очень серьёзные колебания, связанные с антиалкогольной кампанией, развалом СССР и кризисом 1990-х годов.

«Фактически на уровень середины 1960-х Россия вышла только к 2012 году. То есть вновь достигла показателей около 70 лет продолжительности жизни для обоих полов. Эти цифры в российской истории встречались трижды: в середине 1960-х, в 1987 году на пике антиалкогольной кампании и в 2012 году», — заявила собеседница RT.

«Продолжительность жизни сохраняет рост после 2012-го года. Она растёт и у женщин, и у мужчин, хотя темпы от года к году различаются», — подчеркнула Иванова.

При этом, по её словам, у лиц с высоким уровнем образования, которые продолжают работать в постпенсионном возрасте, продолжительность жизни выше. Причём с чем именно это связано, с занятостью в целом или с уровнем образования, не до конца понятно.

«Нельзя пенсию считать, как среднюю температуру по больнице»

Стоит добавить, что вице-премьер Татьяна Голикова также сообщила, что в ходе планируемой реформы предполагается отказаться от существующей «балльной» системы расчёта пенсий.

«Это очень сложное решение, но нам придётся это решение принимать», — заявила Голикова в эфире программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия 1».

Вице-премьер также подтвердила, что с 2019 года планируется закрепить величину пенсии в размере 40% от утраченного заработка. Причём расчёт планируется проводить в индивидуальном порядке.

«Нельзя это считать, как среднюю температуру по больнице: то есть среднюю зарплату, которая, скажем, сложилась в экономике за какой-то период, относить к средней пенсии, которая сложилась по всем пенсионерам. Это индивидуальный расчёт. И мы готовы этот расчёт предъявить нашему обществу, как только будут приняты соответствующие решения», — отметила Голикова.

Она добавила, что в правительстве также ведётся работа над проектом закона о накопительной части пенсии, который может быть вынесен на общественное обсуждение осенью 2018 года. Однако пока эта часть пенсионной системы рассматривается как добровольный элемент.

При этом в эфире программы «Итоги недели» на НТВ Голикова рассказала, что ведётся работа над созданием новой инфраструктуры для пенсионных накоплений, а также системы борьбы с работодателями, ущемляющими работников из-за возраста.

«Прорабатывается законопроект, который предполагает создание новой инфраструктуры пенсионных накоплений. Я имею в виду новый механизм. Надо сказать, что то, что было накоплено гражданами, оно останется. И сейчас будет некоторым образом, я думаю, доработана идеология того, как нужно работать с пенсионными накоплениями, которые уже переданы в негосударственные пенсионные фонды», — заявила вице-премьер.

Вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий»

Сегодня, 11 октября, вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» 3 октября. За него проголосовали 288 народных депутатов Украины.

Председатель Верховной Рады Андрей Парубий подписал указанный Закон 6 октября, Президент Украины — 9 октября. Закон был обнародован газетой Верховной Рады «Голос Украины» 10 октября.

Как говорится в заключительных и переходных положениях, закон вступает в силу со дня, следующего после опубликования, за исключением некоторых его положений, которые вступают в силу с 1 января 2018 года и с 1 января 2021 года. Отдельные положения вступают в силу с 11 октября и применяются с 1 октября 2017 года.

Законодательным актом предусматривается усовершенствовать солидарную систему пенсионного страхования, освободить ее от несвойственных расходов; дифференцировать размеры пенсий в зависимости от приобретенного страхового стажа и полученного заработка; ввести единые подходы к исчислению пенсий.

осовременить размеры пенсий, назначенных в прошлые годы с учетом показателя средней заработной платы за 2014, 2015, 2016 годы (3 764,40 грн.) и с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%;

возобновить выплаты пенсии работающим пенсионерам в полном объеме;

уменьшить величину оценки одного года страхового стажа с 1,35 до 1,0;

ввести новый порядок выхода на пенсию в зависимости от имеющегося страхового стажа;

изменить порядок определения минимального размера пенсии;

изменить порядок индексации и перерасчета пенсий.

Согласно закону, ежегодно будет проводиться перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы, который учитывается для исчисления пенсии. Указанный показатель с 2021 года увеличивается на коэффициент, соответствующий 50% показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50% показателя роста средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение (в период 2019-2020 годов — с учетом этих показателей за предыдущий год);

провести с 1 октября 2017 года пересчет пенсий, надбавок, повышений и других выплат с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленного на 1 декабря 2017 года Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», увеличенного на 79 гривен;

ввести единые правила назначения пенсий;

применить новый порядок определения права на назначение пенсий, исчисления размера и осуществления пенсионных выплат для отдельных категорий граждан и другие меры по совершенствованию и реформированию солидарной составляющей пенсионной системы.

Законом также вводится ряд мероприятий в сфере общеобязательного государственного социального страхования, в отношении сбора и учета единого взноса, социального страхования по временной потере трудоспособности, от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, на случай безработицы, а также в сфере занятости населения.

В законе учтены предложения, одобренные постановлением Верховной Рады Украины по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, относительно:

изучения возможности изменения формулы исчисления размера пенсии по возрасту;

сохранения льготных условий пенсионного обеспечения для женщин, работающих в сельскохозяйственном производстве и воспитавших пять и более детей;

предположения в отдельном законодательном акте порядка получения сумм пенсий, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил в связи с пребыванием на временно не контролируемой государственной властью Украины территории.

Отдельно поручается правительству до 1 ноября текущего года подать на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о перерасчете пенсий военнослужащих с учетом обновленного денежного обеспечения.