Военная служба понятие принципы и особенности

1. Понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы

Понятие «таможенная служба», как и многие другие правовые категории, можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов.

июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определение службы в таможенных органах — служба в таможенных органах (таможенная служба) является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное исполнение соответствующих полномочий лицами, находящимися на государственных должностях в таможенных органах.

Государственной службой в таможенной сфере является также служебная деятельность в организациях и на предприятиях, подведомственных ФТС России (учреждениях системы таможенных органов), но только теми должностными лицами, которым в Установленном Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» порядке присвоены специальные звания либо в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» присвоены классные чины.

В то же время, не всякая профессиональная деятельность в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов является государственной таможенной службой. В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их Штатных расписаниях предусмотрены соответствующие должности работников таможенных органов, чья профессиональная деятельность не связана с реализацией функций, прав и обязанностей таможенных органов. Перечень таких должностей определяется Руководителем ФТС России, а работа в таможенных органах на таких должностях не является государственной таможенной службой.

Государственная таможенная служба основана на нормах Таможенного кодекса РФ, Федерального закона «О службе в таможенных органах» и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 11 ноября 2003 г.).

Государственная таможенная служба должна строиться в соответствии с общими принципами государственной службы в Российской Федерации. Сформулируем эти принципы применительно к государственной таможенной службе.

При осуществлении государственной таможенной службы должен повсеместно применяться принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями и т. п. Нарушение этого принципа влечет привлечение виновных в этом должностных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что при осуществлении своих полномочий государственные таможенные служащие обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с принципом единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами государственная таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Из принципа единства системы государственной власти вытекает принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, в соответствии с которым строится вся система государственной службы в Российской Федерации, в том числе и государственная таможенная служба.

В соответствии с принципом равного доступа граждан к государственной службе все граждане Российской Федерации без какой-либо дискриминации в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеют право на замещение должности в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов. Требования к кандидату на должность обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является одной из гарантий правильной организации и нормального функционирования государственной таможенной службы. Учитывая сложный, многофункциональный характер таможенного дела, важно подчеркнуть необходимость наличия как общей, так и специальной подготовки таможенных служащих.

Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых ими в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством. Этот принцип распространяется и на государственную таможенную службу.

В соответствии с принципом гласности в осуществлении государственной службы в Таможенном кодексе РФ предусмотрен институт информирования и консультирования по таможенным вопросам. Нормами гл. 4 ТК РФ закреплена обязанность таможенных органов предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях или причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц, а также о положениях действующего таможенного законодательства.

Принцип ответственности государственных таможенных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей занимает особое место в системе государственной таможенной службы и ему посвящен отдельный вопрос курса.

Принцип внепартийности государственной службы и принцип отделения религиозных объединений от государства. Взаимоотношения между государственными таможенными служащими и политическими партиями и религиозными объединениями определяются конституционными принципами свободы убеждений, свободы совести и вероисповедания. Лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободой принадлежности к любым политическим партиям и объединениям, а также правом выдвигать свою кандидатуру на выборы от любой политической партии. В то же время в соответствии с рассматриваемыми принципами государствешюй службы не допускается создание в таможенных органах и учреждениях системы таможенных органов каких либо партий, движений и объединений, преследующих политические цели.

В соответствии с принципом социальной защищенности государственных служащих государство гарантирует государственным таможенным служащим стабильное денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и прочие гарантии.

Принцип стабильности государственной службы состоит в том, что положение государственного таможенного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры в стране, от конкретной личности политического руководителя и от каких-либо необоснованных организационных импровизаций вышестоящих должностных лиц.

Рубрикатор

Понятие, принципы и особенности военной службы

По Конституции РФ военная служба – это обязанность каждого гражданина РФ (ст.59)

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Основная масса военнослужащих в отличие от гражданских государственных служащих служит не в органах государственной власти, а в воинских частях (формированиях). Значительное число военнослужащих занимает должности в учреждениях (образовательных, медицинских и др.).

Военной службе присущи все черты гос.Службы:

— Общие основы и принципы организации.

— Общие основы функционирования, её развития и прекращения.

— Деятельность осуществляется от имени государства.

— Ограничена рамками полномочий.

— Преобладание отношений власти и подчинения.

— обладает специфическим правовым статусом.

-финансируется из федерального бюджета.

Особенности военной службы:

1. Исполняется в специфической сфере жизни общества – обороне и безопасности.

2. Характер выполняемых задач связан с риском для жизни.

3. Возможно применение оружия и специальных средств.

4. Обязательность военной службы для определённой категории граждан.

5. Принятие присяги.

6. Присвоение воинских званий.

7. Детальное правовое регулирование военно-служебных отношений.

8. Беспрекословность военного подчинения.

9. Законодательное установление ограничения отдельных прав и свобод.

10. Повышенная правовая защищённость.

11. Наличие специальных правовых норм, устанавливающих ответственность военнослужащих.

12. Установление военной формы одежды и знаков отличия.

Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование;

Государственная гражданская служба Российской Федерации. Государственная гражданская служба Воронежской области.

Система (виды) государственной службы.

ФЗ «О системе ГС в РФ» делит ГС на виды – ГГС, ВС, правоохранительная служба. ГГС делится на федеральную и субъекта. Могут быть установлены иные виды службы. Правовое регулирование – федеральная ГС в федерации, субъект – общие положения в федерации, практическая организация – субъект.

ГГС – вид государственной службы, который представляет собой профессиональную деятельность граждан, занимающих должности ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ. ГГС подразумевает выполнение служебной деятельности, которая направлена на обеспечение полномочий органов, выполняющих государственно-управленческую деятельность для разрешения экономических и социальных задач. Законодатель не устанавливает перечень органов, однако – ГГС может осуществляться в ОЗВ, ОИВ, ОСВ. Для ГГС характерно выполнение исполнительных, регулятивных, разрешительных, организационно-распорядительных, иногда – контрольных функций.

Отношения регулируются ФЗ «О ГГС», иными актами по всей системе.

Военная служба – вид ФГС, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в ВС РФ, воинских формированиях, других войсках, органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Военная служба функционирует только в специальных органах – МО РФ, СВР, ГППС и т.д., осуществляется специально для обеспечения функции обороны и безопасности государства. Особый режим службы, особая воинская дисциплина, жесткое единоначалие..

Особые принципы ВС – внепартийность, добровольность для контракта, субординация, централизация, единоначалие, соблюдение дисциплины, режим ограниченного доступа к информации.

Особый порядок поступления на службу и ее прохождения (проверка пригодности к ВС, оценка готовности к ВС, выявление соответствия требованиям, специальный порядок назначения на воинские должности)

Действует специальный АП-статус военнослужащих: особый порядок аттестации, знаки отличия и форма, материальная ответственность, материальное снабжение ВС, особые условия, правовая ответственность.

Специальное зак-во – «О ВО и ВС», «О статусе ВС», «О материальной ответственности ВС», Положение о порядке прохождения военной службы – ПП 1999 №1237, Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ и огромное количество других актов ФОИВ.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы. Основные признаки военной службы также применимы к правоохранительной, однако, имеются некоторые особенности. Правоохранительная служба есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите ПСЧГ.

Правоохранительная служба – всегда на должностях ПС.

Функционирует в специальных ОГВ, службах, учреждениях. Там учреждаются должности правоохранительной службы, могут учреждаться воинские должности

Президент РФ учреждает перечень типовых должностей правоохранительной службы.

Правоохранительная служба создается для выполнения определенных функций – обеспечения безопасности, законности, правопорядка, борьбы с преступностью, защиты ПСЧГ. Это правоохранительная деятельность. В процессе нее выполняются разрешительные, контрольные функции, меры государственного принуждения.

Правоохранительная служба функционирует на общих принципах государственной службы, так и на специальных принципах (см. военную) + уважение и соблюдение ПСЧГ, гуманизм, социальное обеспечение.

Особый порядок поступления и прохождения (см. выше)

Особенности есть у административно-правового статуса. Лицам, проходящим правоохранительную службу, присваиваются звания, классные чины, форма, знаки отличия, особый порядок проведения аттестации сотрудников, материальная ответственность и стимулирование, особый порядок проведения службы, специальные требования к поступающим лицам.

Специальное законодательство – ФЗ «О полиции» 2011 г., «О ФСБ», «Об ОРД», «О прокуратуре» закон 1991 г., «О государственной охране», Положение о службе в ОВД 1992 г. и т.д.

Федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Федеральная государственная гражданская служба осуществляется на должностях в аппарате федеральных органов представительной; исполнительной и судебной власти. Согласно российскому законодательству о федеральной государственной службе таковыми органами являются: Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту РФ и Правительству РФ, а также иные органы в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, установленный законодателем перечень федеральных государственных гражданских служащих не является закрытым (исчерпывающим), и в него могут вноситься соответствующие изменения и дополнения.

Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий данного субъекта, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности данного субъекта.

Государственная гражданская служба субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта РФ, поэтому для выяснения правового положения государственной службы каждого субъекта следует изучать и анализировать соответствующие законы субъектов РФ.

Государственная гражданская служба Воронежской области (ВО) – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях ГГС ВО по обеспечению исполнения полномочий ВО, а также полномочий ОГВ ВО, и лиц, занимающих государственные должности ВО.

ГГС ВО регламентируется 29-ОЗ от 30.05.2005 «О ГГС ВО»

Законы вообще всех субъектов регламентируют определение содержания и основных элементов ГС субъектов, перечисление и конкретизацию установленных ФЗ принципов госслужбы, рангирование государственных должностей с учетом положений рамочного ФЗ о системе госслужбы, разработка и утверждение квалификационных требований по должностям ГС, уточнение перечня прав и обязанностей ГГС, установление оснований и видов поощрения, детализация дисциплинарной ответственности ГС, определение гостайны субъекта, гарантии для ГС, денежное содержание, компенсационные выплаты и пособия , отпуска, процедура поступления, экзаменов, конкурсов, испытаний для ГС, аттестация, прекращение отношений. + в ОЗ – кадровый резерв, в приложении – перечень должностей, классные чины, реестр, порядок командирования, медобследования, отпусков, формы документов для поступающих на службу. переподготовке, заказе на профобразование, а также нормы исчисления денежного содержания и компенсационных выплат.

Военная служба — это вид государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким образом, законодатель указывает на следующие признаки, индивидуализирующие и показывающие специфику военной службы в системе государственной службы:

1. военная служба связывается всегда с воинскими должностями, т. е. только лица, замещающие воинские должности (должности военной службы), считаются военнослужащими;

2. военная служба формируется и функционирует в специальных государственных органах, войсках, воинских формированиях, в которых учреждаются воинские должности (например в Министерстве обороны РФ, Федеральной службе по оборонному заказу, Службе внешней разведки, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы, войсках гражданской обороны).

3. Военная служба формируется для осуществления особых охранительно-обеспечительных государственных функций, выделяемых среди всех государственных функций. Существование военной службы в стране обусловлено необходимостью выполнения такой важной государственной функции, как обеспечение обороны и безопасности государство. Военная служба обеспечивает реализацию организационно-правовых форм управления обороны страны, встраивается в систему и структуру обороны.

4. Функционирует особый правовой режим действия принципов военной службы, указывающих на характерные для этого вида государственной службы закономерности и основы ее организации и функционирования (централизация в системе военной службы и управление ею; единоначалие в организации и функционировании военной службы; режим субординационных отношений на военной службе; добровольное поступление на военную службу; внепартийность военной службы (или политической нейтралитет военнослужащих); режим ограниченного доступа к информации о военной службе; соблюдение воинской дисциплины; социально-правовая защита военнослужащих);

5. Действует особый порядок поступления на военную службу и ее прохождение(проверка годности к военной службе; проведение при поступление на военную службу оценки уровня интеллектуального развития, установление психологической готовности к прохождению военной службы, коммуникабельности и других профессионально важных для военной службы качеств гражданина; выявление соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу, по уровню образования (например, Инструкция об условиях и порядке приема в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 24 июля 2006 года № 280), профессиональной и физической подготовки; специальный порядок назначения на воинские должности);

6. Действует специальный административно-правовой статус военнослужащих. Цели и задачи обороны и безопасности государства обусловливают характерные особенности военной службы и установление специального статуса военнослужащих. К лицам, находящимся на военной службы предъявляются специальные требования: наличие специальных знаков отличия и формы; особый порядок проведения аттестации военнослужащих; материальная ответственность и материальное стимулирование; требования к лицам, поступающим на военную службу; особые условия прохождения военной службы; порядок применения к военнослужащему мер правовой ответственности; увольнение с военной службы.

7. Существует специальное законодательство, регламентирующее правовые отношения в системе федеральной военной службы. Система отношений на военной службе определяется и регулируется множеством законов и иных нормативных правовых актов, принимаемые органами федеральной исполнительной власти и устанавливающие специфику не только государственной военной службы, но и правового статуса военнослужащих.

8. Правовыми источниками военной службы являются, следующие нормативно правовые акты:

· федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих»;

· Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

· Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200;

· Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, утвержденный приказом ФСБ России от 24 июля 2008 г. № 371;

· Указы Президента РФ от 26 июля 2005 г. № 879 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации, и системы денежного довольствия военнослужащих, замещающих отдельные воинские должности в Главной военной прокуратуре», от 27 января 1997 г. № 48 «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям»;

· Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденное Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062;

· Инструкция об организации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в федеральных округах государственной охраны, и членам их семей, утверждения приказом ФСО России от 10 августа 2005 г. № 298;

· Приказ МВД России от 28 июня 2005 г. № 507 «О материальном стимулировании отдельных категорий военнослужащих внутренних войск МВД России»;

· Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а так же офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск.

Вопрос 36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирования

Военная служба — это вид государственной службы, связанной с охранительной деятельностью государства, обеспечением личной безопасности граждан, внутренней и внешней безопасности общества и государства в целом, а также с обеспечением правопорядка.

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким образом, законодатель указывает на следующие признаки, индивидуализирующие и показывающие специфику военной службы в системе государственной службы:

1. военная служба связывается всегда с воинскими должностями, т. е. только лица, замещающие воинские должности (должности военной службы), считаются военнослужащими;

2. военная служба формируется и функционирует в специальных государственных органах, войсках, воинских формированиях, в которых учреждаются воинские должности (например в Министерстве обороны РФ, Федеральной службе по оборонному заказу, Службе внешней разведки, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы, войсках гражданской обороны).

3. Военная служба формируется для осуществления особых охранительно-обеспечительных государственных функций, выделяемых среди всех государственных функций. Существование военной службы в стране обусловлено необходимостью выполнения такой важной государственной функции, как обеспечение обороны и безопасности государство. Военная служба обеспечивает реализацию организационно-правовых форм управления обороны страны, встраивается в систему и структуру обороны.

4. Функционирует особый правовой режим действия принципов военной службы, указывающих на характерные для этого вида государственной службы закономерности и основы ее организации и функционирования (централизация в системе военной службы и управление ею; единоначалие в организации и функционировании военной службы; режим субординационных отношений на военной службе; добровольное поступление на военную службу; внепартийность военной службы (или политической нейтралитет военнослужащих); режим ограниченного доступа к информации о военной службе; соблюдение воинской дисциплины; социально-правовая защита военнослужащих);

5. Действует особый порядок поступления на военную службу и ее прохождение(проверка годности к военной службе; проведение при поступление на военную службу оценки уровня интеллектуального развития, установление психологической готовности к прохождению военной службы, коммуникабельности и других профессионально важных для военной службы качеств гражданина; выявление соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу, по уровню образования (например, Инструкция об условиях и порядке приема в военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 24 июля 2006 года № 280), профессиональной и физической подготовки; специальный порядок назначения на воинские должности);

6. Действует специальный административно-правовой статус военнослужащих. Цели и задачи обороны и безопасности государства обусловливают характерные особенности военной службы и установление специального статуса военнослужащих. К лицам, находящимся на военной службы предъявляются специальные требования: наличие специальных знаков отличия и формы; особый порядок проведения аттестации военнослужащих; материальная ответственность и материальное стимулирование; требования к лицам, поступающим на военную службу; особые условия прохождения военной службы; порядок применения к военнослужащему мер правовой ответственности; увольнение с военной службы.

7. Существует специальное законодательство, регламентирующее правовые отношения в системе федеральной военной службы. Система отношений на военной службе определяется и регулируется множеством законов и иных нормативных правовых актов, принимаемые органами федеральной исполнительной власти и устанавливающие специфику не только государственной военной службы, но и правового статуса военнослужащих.

8. Правовыми источниками военной службы являются, следующие нормативно правовые акты:

· федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О материальной ответственности военнослужащих»;

· Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237;

· Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200;

· Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих органов федеральной службы безопасности, утвержденный приказом ФСБ России от 24 июля 2008 г. № 371;

· Указы Президента РФ от 26 июля 2005 г. № 879 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации, и системы денежного довольствия военнослужащих, замещающих отдельные воинские должности в Главной военной прокуратуре», от 27 января 1997 г. № 48 «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям»;

· Положение о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, утвержденное Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 г. № 1062;

· Инструкция об организации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в федеральных округах государственной охраны, и членам их семей, утверждения приказом ФСО России от 10 августа 2005 г. № 298;

· Приказ МВД России от 28 июня 2005 г. № 507 «О материальном стимулировании отдельных категорий военнослужащих внутренних войск МВД России»;

· Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а так же офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.

Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти.

Известный русский юрист Н. М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству. Он писал: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегдаобязанность.

Государственная служба РФ это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов

Военная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) фор­мированиях и органах, которые осуществляют функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

военная служба связывается всегда с воинскими должностями, т.е. только лица, замещающие воинские должности (должности военной службы), считаются военнослужащими;

военная служба формируется и функционирует в специальных государственных органах, войсках, воинских формированиях, в которых учреждаются воинские должности (например, Министерство обороны РФ, Федеральная служба по оборонному заказу, Служба внешней разведки, воинские подразделения Государственной противопожарной службы; войска гражданской обороны). Вместе с этим должности государствен­ной военной службы учреждаются и в некоторых иных государствен­ных органах (например, в органах судебной власти, в аппарате военно­го суда или в аппарате военной прокуратуры);

военная служба создается для осуществления специальных госу­дарственных функций — для обеспечения обороны и безопасности го­сударства. Военная служба формируется для осуществления военнослу­жащими особых охранительно-обеспечительных государственных функ­ций, выделяемых среди всех государственных функций.

особый правовой режим действия принципов военной службы, указывающих на характерные для этого вида государственной службы закономерности и основы ее организации и функционирования (цент­рализация в системе военной службы и управления ею; единоначалие в организации и функционировании военной службы; режим суборди­национных отношений на военной службе; добровольность поступле­ния на военную службу; внепартийность военной службы (или поли­тический нейтралитет военнослужащих); режим ограниченного досту­па к информации о военной службе; соблюдение воинской дисциплины; социально-правовая защита военнослужащих);

особый порядок поступления на военную службу и ее прохожде­ния (проверка пригодности к военной службе; проведение при поступ­лении на военную службу оценки уровня интеллектуального развития, установление психологической готовности к прохождению военной служ­бы, коммуникабельности и других профессионально важных для воен­ной службы качеств гражданина

специальный административно-правовой статус военнослужащих. Цели и задачи обороны страны и безопасности государства обусловли­вают характерные особенности самой военной службы и установление специального статуса военнослужащих. К лицам, находящимся на во­енной службе, предъявляются специальные требования в период про­хождения ими военной службы: присвоение воинских званий; наличие специальных знаков отличия и формы; особый порядок проведения аттестации военнослужащих; материальная ответственность и матери­альное стимулирование; требования к лицам, поступающим на военную службу

специальное законодательство, регламентирующее правовые отно­шения в системе федеральной военной службы. Система отношений на военной службе определяется и регулируется множеством законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых органами федераль­ной исполнительной власти.Правовыми источниками военной службы являются, например, следующие нормативные правовые акты: ФЗ «О воинской обя­занности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.; ФЗ «О материальной ответствен­ности военнослужащих».

Военная служба осуществляется: в Вооруженных Силах РФ (т. е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ); во внутренних войсках МВД России; в железнодорожных войсках; в органах ФСБ России, пограничных войсках; в воинских формированиях системы МЧС России; в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель— защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты.

Отличие военной службыот любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав (принцип законности) базируется на ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которой Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Принцип верности своему Отечеству, прямо не закрепленный в законодательстве, содержится в ряде законодательных и иных нормативных правовых актов. Став военнослужащим, гражданин обязуется самоотверженно выполнять свой долг по защите Отечества в случае угрозы его целостности и государственному суверенитету. Подтверждая эту обязанность, военнослужащий принимает Военную присягу, в которой он обязуется достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (ст. 40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Доверие к деятельности военнослужащих имеет существенное значение для стабильности общества в целом. Доверие населения к военнослужащим будет иметь место, когда их деятельность будет осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и в порядке, регламентированном законом.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина базируются на положениях ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека являются высшей ценностью. Они действуют непосредственно. Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства и обязанностью граждан, исполняющих государственную службу. Социальная ценность военной службы заключается в том, что посредством ее исполнения обеспечиваются территориальная целостность, государственный суверенитет Российской Федерации, стабильность общества, что дает возможность гражданам реализовывать гарантированные им права и свободы. Военнослужащие обязаны признавать, обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина. Причем защита прав и свобод относится к числу специфических функций военной службы, нашедших закрепление в ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Принцип единства распространяется на все ветви государственной власти в Российской Федерации. Однако особенность реализации указанного принципа применительно к военной службе заключается в том, что военная служба должна организовываться и функционировать только на федеральном уровне, т. е. войска и воинские формирования должны быть подчинены только федеральным органам государственной власти, в противном случае у органов власти субъектов Российской Федерации была бы возможность решать реально существующие противоречия с помощью вооруженной силы, что наглядно видно на примере Чеченской Республики.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе, в том числе к военной службе как государственной службе особого вида в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, или принцип «равного права», соответствует положению Всеобщей декларации прав человека и гражданина, согласно которой «каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность . допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе», а также ст. 32 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе», и п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и поли

КРФ Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ста­тья 59).

Базовым правовым актом военного законодательства яв­ляется Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены:

основы и организация обороны;

полномочия органов государственной власти Российской Фе­дерации в области обороны;

функции органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и организа­ций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граж­дан в области обороны;

предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;

основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;

положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослу­жащих» определяет права, обязанности и ответственность воен­нослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослу­жащих.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязан­ностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и обще воинские. Общевоинские уставы устанавливают об­щие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяю­щие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и дол­жностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам отно­сятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Воору­женных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооружен­ных Сил Российской Федерации.