Выписка инвалида из дома интерната

Оглавление:

Как забрать из интерната человека?

Здравствуйте Уважаемые юристы. Мы с женой решили взять из психоневрологического интерната больного человека к себе в семью. Ему сейчас 27 лет, года два назад его его лишили дееспособности, мы знаем его 8 лет. За это время мы узнали его очень хорошо, т.к. супруга работает в этом интернате. С чего нам начать?

Ответы юристов (1)

Поскольку молодой человек признан недееспособным, то ему должен быть назначен опекун (п. 1 ст. 32 Гражданского кодекса РФ).

Недееспособным, помещенным под надзор в медицинские организации, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, молодому человеку нужно выписаться из ПНИ.

Выписка из психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения производится:
1) по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно;
2) по заявлению законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным (п. 2 ст. 44 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

В соответствии с п.28 Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145, выписка инвалида из ПНИ производится с разрешения вышестоящей (по подчиненности) организации при наличии жилплощади, средств к существованию и возможности самообслуживания или по просьбе родственников, которые могут его содержать и обеспечить необходимый уход за ним, а также в случае установления при очередном переосвидетельствовании инвалида первой или второй группы – третьей группы инвалидности.

Таким образом, первый шаг — обращение самого молодого человека в директору ПНИ о выписке. К заявлению можно порекомендовать приложить ваше письменное обязательство обеспечить его жильем, средствами существования.

Также необходимо обращаться в органы опеки и попечительства с заявлением о назначении вас опекуном недееспособного молодого человека.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минсоцзащиты РФ от 11.10.93 N 180 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМОВ — ИНТЕРНАТОВ (ОТДЕЛЕНИЙ) МИЛОСЕРДИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

III. Условия приема и выписки из дома — интерната (отделения) милосердия

11. В дом — интернат (отделение) милосердия принимаются указанные в пункте 1 настоящего Положения лица, независимо от наличия у них родственников, обязанных по закону их содержать, на условиях, установленных для различных типов домов — интернатов. Противопоказаниями к приему в дом — интернат (отделение) милосердия являются заболевания, изложенные в Инструкции «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома — интернаты», утвержденной Минздравом СССР от 05.09.78 N 06-14/12 по согласованию с Госкомтрудом СССР, а также ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом.

12. Направление в дом — интернат (отделение) милосердия производится по путевке министерства социальной защиты населения республики в составе Российской Федерации, комитета, департамента, главного управления, управления, отдела социальной защиты населения органа исполнительной власти края, области, автономного образования, городов Москвы и Санкт — Петербурга.

Выявлением нуждающихся и подготовкой документов для направления в дома — интернаты (отделения) милосердия занимаются районные (городские) отделы (управления) социальной защиты населения. Документы оформляются в порядке, установленном для помещения в дома — интернаты соответствующих типов.

13. На каждого поступающего в дом — интернат (отделение) милосердия заводится:

— личное дело, в котором хранится путевка, заявление престарелого, инвалида или опекуна, пенсионное удостоверение, трудовая книжка, а у лиц, поступающих на постоянное или временное пребывание, — паспорт или другой документ, его заменяющий, которые хранятся у администрации дома;

— история болезни, к которой приобщаются медицинская карта, справка ВТЭК, а также медицинские документы, оформленные во время пребывания инвалида или престарелого в доме — интернате (отделении) милосердия.

14. Проживающие в доме — интернате (отделении) милосердия в соответствии с трудовой рекомендацией ВТЭК или заключением врача (фельдшера) могут заниматься трудовой деятельностью, за что им выплачивается 75 процентов стоимости выполненных работ, предусмотренных калькуляцией за изготовление соответствующих изделий, с зачислением остальных 25 процентов на смету специальных средств, которые расходуются на улучшение питания и культурно — бытового обслуживания проживающих.

15. Лицам, проживающим в домах — интернатах (отделениях) милосердия, пенсия выплачивается в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

16. Временное выбытие из дома — интерната (отделения) милосердия по личным мотивам разрешается с согласия директора на срок до трех месяцев. Такое разрешение может быть дано с учетом заключения врача о возможности выезда и при наличии письменного обязательства лица, принимающего инвалида или престарелого, об обеспечении содержания и ухода за ним. При этом расходы, связанные с поездкой, не возмещаются.

17. Администрация выполняет обязанности опекуна и попечителя в отношении лиц, проживающих в доме — интернате (отделении) милосердия и нуждающихся в опеке и попечительстве.

Для охраны имущественных интересов лиц, находящихся в доме — интернате (отделении) милосердия, в необходимых случаях может быть назначен опекун над имуществом.

Порядок удостоверения завещания производится согласно Инструкции «О порядке удостоверения завещаний главными врачами, их заместителями по медицинской части и дежурными врачами больниц, других стационарных лечебно — профилактических учреждений, санаториев, а также директорами и главными врачами домов — интернатов для престарелых и инвалидов», утвержденной Министерством юстиции СССР 20 июля 1974 года по согласованию с Министерством здравоохранения СССР и министерствами социального обеспечения союзных республик.

18. При выбытии из дома — интерната (отделения) милосердия инвалиду, престарелому при необходимости выдаются закрепленные за ним одежда и обувь (по сезону), а также ценности, деньги, вещи и имущество, ему принадлежащие, хранящиеся в доме — интернате, и следующие документы:

— справка о времени пребывания в доме — интернате (отделении);

Уфимский дом-интернат для престарелых и инвалидов

Лицензии и свидетельства

Государственные закупки

Противодействие коррупции

Доступная среда

Пожарная безопасность

Попечительский совет

Контактная информация

Фотогалерея

Учреждения стационарного соцобслуживания населения РБ

Результаты независимой оценки

Соцобслуживание пожилых граждан и инвалидов в стационарных условиях

Общие правила приема и пребывания

Условия проживания

Социально-медицинские услуги

Платные услуги

Программы государственных гарантий

Транспортная услуга

Медико-социальная характеристика пациентов

Реабилитационная работа

Часто задаваемые вопросы

Нормативно-правовые документы

Формы документов

Рекомендации по уходу и помощи нетрудоспособным гражданам

Общие правила приема и пребывания

Общие правила и порядок пребывания получателей социальных услуг в организациях стационарного социального обслуживания, находящихся в ведении Республики Башкортостан, утверждены приказом Минтруда РБ от 3.08.2015 № 546-о.

Правила приема

Время и дата приема в организацию социального обслуживания предварительно согласовываются с ней.

При приеме гражданин или его законный представитель должен иметь при себе технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия, полученные гражданином согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида.

При приеме в организацию социального обслуживания граждане или их законные представители представляют документы, необходимые для предоставления социальных услуг и исключения возможности инфицирования гражданином других получателей социальных услуг, а именно:

  • путевку, выданную республиканским органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания;
  • индивидуальную программу;
  • личное дело, оформленное для получения путевки;
  • паспорт, свидетельство о рождении (для детей, не достигших 14 лет) либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • документы, содержащие сведения о доходах гражданина и членов его семьи (при наличии), виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»;
  • акт органа опеки и попечительства о направлении совершеннолетнего недееспособного подопечного в организацию стационарного социального обслуживания (о направлении ребенка в организацию стационарного социального обслуживания для умственно отсталых детей, организацию стационарного социального обслуживания для детей с физическими недостатками) — для недееспособных и несовершеннолетних граждан;
  • решение суда о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) — для граждан, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • постановление органов опеки и попечительства о снятии с опекуна опекунских обязанностей или справка о том, что опекунство не назначалось — для несовершеннолетних и недееспособных граждан;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей, направляемых в организацию стационарного социального обслуживания для умственно отсталых детей, организацию стационарного социального обслуживания для детей с физическими недостатками);
  • документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на объект недвижимости;
  • справку органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о получении гражданином пенсии или иных выплат (при наличии);
  • документ, содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида (для лиц, признанных в установленном порядке инвалидами), ребенка-инвалида (для детей, признанных в установленном порядке детьми-инвалидами), включая обратный талон;
  • удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение мер социальной поддержки (при наличии);
  • документы, подтверждающие дату получения гражданином технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, полученные им согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида;
  • справку, выданную в установленном порядке, подтверждающую факт установления инвалидности;
  • документ медицинской организации, содержащий сведения об отсутствии инфекционных заболеваний за последние 3 недели;
  • сертификат о профилактических прививках (при наличии);
  • подробную заверенную выписку из истории болезни гражданина, амбулаторной карты;
  • флюорограмму, сделанную не позднее чем за один месяц перед поступлением, с подробным описанием и снимком (при наличии остаточных туберкулезных изменений органов дыхания представляется R-графия или Ф-графия органов грудной клетки за три предыдущих года);
  • медицинскую карту установленного образца, оформляемую медицинской организацией по месту жительства (срок действия — не более 6 месяцев), заверенную главным врачом и печатью медицинской организации;
  • заключение медицинской организации (справка врачебной комиссии) установленного образца о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний, в связи с наличием которых гражданину может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме.

К медицинской карте прилагаются результаты анализов и исследований (на официальных бланках медицинских организаций):

  • мазок из зева и носа на BL (срок действия 10 дней);
  • кровь на RW, ВГС, ВИЧ, HBS (срок действия 6 месяцев);
  • общий анализ крови (срок действия 10 дней);
  • общий анализ мочи (срок действия 10 дней);
  • кал на я/гельминтов, анализ кала на дизентерийную группу и тифопаратифозную группу (срок действия 14 дней);
  • анализ кала на Ф-ЗО и мочи на брюшной тиф (представляется в период с 1 мая по 1 октября текущего года (срок действия 5 дней);
  • заключение фтизиатра о возможности нахождения в организации стационарного социального обслуживания (срок действия 1 месяц);
  • заключение врача-дерматолога об отсутствии кожных и венерологических заболеваний (срок действия 10 дней);
  • при наличии травм, гематом, ушибов — заключение врача-специалиста о причине их возникновения.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством, гражданин в день приема в осматривается врачом, при необходимости проходит санитарную обработку и размещается в приемно-карантинном отделении на четырнадцать дней в целях исключения возможности инфицирования иных получателей социальных услуг, проживающих в интернате.

Прием гражданина оформляется приказом, который издается в день заключения с ним договора.

Договор о предоставлении социальных услуг должен быть заключен с гражданином или его законным представителем в течение суток с даты представления гражданином или его законным представителем индивидуальной программы и документов.

Регистрация получателя социальных услуг по месту нахождения интерната осуществляется учреждением в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.

Правила пребывания

1. Размещение получателей социальных услуг

Размещение получателей социальных услуг в жилых комнатах осуществляется с учетом их возраста, пола, состояния здоровья и личных пожеланий. В случае превышения спроса на размещение получателей социальных услуг в одноместной или двухместной комнате в организации стационарного социального обслуживания над его возможностью, размещение получателя социальной услуги в одноместной или двухместной комнате осуществляется в соответствии с очередностью на такое размещение, формируемой организацией стационарного социального обслуживания.

Условия размещения получателей социальных услуг в одноместной или двухместной комнате и порядок формирования очереди регулируются локальными актами организации стационарного социального обслуживания.

2. Организация питания

В учреждениях организовано 4-х разовое питание получателей социальных услуг с учетом норм питания, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты населения РБ.

3. Правила внутреннего распорядка

При предоставлении стационарного социального обслуживания организация стационарного социального обслуживания устанавливает правила внутреннего распорядка, направленные на охрану здоровья получателей социальных услуг и обеспечение их безопасности. В обязательном порядке в правила включаются ограничения и запреты, предусмотренные действующим законодательством, в том числе запрет на распитие получателями социальных услуг спиртных напитков и ограничение на курение в жилых помещениях и местах общего пользования.

4. Посещение получателей социальных услуг

В целях организации посещения получателей социальных услуг их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время организацией стационарного социального обслуживания устанавливается график посещения получателей социальных услуг, разработанный в соответствии с медицинскими рекомендациями, а также режимом работы организации стационарного социального обслуживания. В графике посещения в обязательном порядке указываются дни и часы, отведенные для посещения получателей социальных услуг.

Организация стационарного социального обслуживания имеет право отказать в посещении получателя социальных услуг их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в случае ухудшения состояния его здоровья, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (введение карантина, объявление чрезвычайной ситуации и другие случаи).

5. Оплата электроэнергии и других расходов

Получатель социальных услуг за счет личных средств производит оплату электроэнергии, потребляемой в результате личного использования им мебели, бытовой техники, в том числе климатической, организационной техники, установленной непосредственно в занимаемом им жилом помещении, телефона, технических средств реабилитации, инвентаря для индивидуального пользования, в том числе спортивного, а также ремонта и содержания товаров, указанных в настоящем пункте.

Порядок и размер платы за электроэнергию, потребляемую в результате личного использования получателем социальных услуг товаров, указанных в настоящем пункте, утверждается локальным актом организации социального обслуживания исходя из расчетов среднего потребления электроэнергии и среднего времени работы электроприборов.

Транспортные расходы в случае выезда получателя социальных услуг из организации стационарного социального обслуживания, включая посещение медицинских и санаторно-курортных организаций, оплачиваются получателем социальных услуг за счет его личных средств.

6. Смерть получателя социальных услуг

В случае смерти получателя социальной услуги организация стационарного социального обслуживания принимает меры по извещению его родственников в течение суток со дня его смерти.

В случае отсутствия родственников либо получения их отказа, оформленного в письменной форме, от погребения получателя социальных услуг организация стационарного социального обслуживания принимает меры по погребению усопшего. В случае невозможности получения письменного отказа от родственников получателя социальных услуг составляется соответствующий акт.

Имущество и денежные средства, принадлежащие получателю социальных услуг на момент его смерти, наследуются в порядке, установленном гражданским законодательством.

В случае, если организация стационарного социального обслуживания располагает информацией о наследниках имущества умершего получателя социальных услуг, она принимает меры по их извещению о наследстве и обеспечению его сохранности.

Имущество, не полученное наследниками в установленном порядке, считается выморочным и подлежит принятию в установленном порядке.

Перевод получателей социальных услуг из одной организации в другую

Перевод получателей социальных услуг из организации стационарного социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в организации стационарного социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами, и наоборот, осуществляется на основании следующих документов:

  • личное заявление получателя социальных услуг или его законного представителя;
  • заключение психиатрической клинико-экспертной комиссии с участием врача-психиатра;
  • ходатайство организации стационарного социального обслуживания, оформленное в письменной форме.

Перевод получателей социальных услуг из одной организации стационарного социального обслуживания в другую по инициативе самой организации осуществляется в случае:

  • предоставления гражданином при оформлении личного дела неполных и (или) недостаточных сведений, повлиявших на выбор типа организации стационарного социального обслуживания;
  • выявления нуждаемости гражданина в социальном обслуживании в организации стационарного социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
  • ухудшения состояния здоровья получателя социальной услуги, требующего смены организации стационарного социального обслуживания, подтвержденного медицинским заключением врачебной комиссии.

Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании перевода получателя социальных услуг являются представление неполного пакета документов, отсутствие свободных мест в организации стационарного социального обслуживания, указанной в личном заявлении гражданина или его законного представителя, ходатайстве организации стационарного социального обслуживания.

Транспортные расходы по переводу получателя социальных услуг из одной организации стационарного социального обслуживания в другую по его инициативе либо инициативе законного представителя несет получатель социальной услуги либо его законный представитель.

При переводе получателя социальных услуг он принимается в организацию стационарного социального обслуживания при наличии документов, необходимых для поступления в интернат.

Приостановление и прекращение предоставления социальных услуг

Приостановление стационарного социального обслуживания оформляется приказом организации стационарного социального обслуживания.

Транспортные расходы к месту временного пребывания получателя социальных услуг в период приостановления стационарного социального обслуживания и обратно в организацию стационарного социального обслуживания, расходы по проживанию, питанию и уходу за получателем социальных услуг в этот период несет заявитель.

Порядок оплаты услуг по обеспечению ухода и обслуживания недееспособного гражданина вне организации стационарного социального обслуживания регулируется положением о порядке распоряжения личными доходами несовершеннолетних и совершеннолетних недееспособных граждан, проживающих в организациях стационарного социального обслуживания.

При возвращении получателя социальных услуг в организацию стационарного социального обслуживания предоставляется справка от врача-инфекциониста об отсутствии инфекционных заболеваний (срок действия — 14 дней).

В целях исключения возможности инфицирования иных получателей социальных услуг, проживающих в организации стационарного социального обслуживания, получатель социальных услуг в день возвращения в организацию социального обслуживания помещается в карантинное отделение сроком на 14 дней.

В случае, если одновременный суммарный период отсутствия получателя социальных услуг в организации стационарного социального обслуживания превышает 3 месяца (за исключением случаев нахождения в медицинских и санаторно-курортных организациях), организация стационарного социального обслуживания имеет право решить вопрос о прекращении стационарного социального обслуживания по основанию.

Выписка получателя социальных услуг из организации стационарного социального обслуживания производится приказом организации стационарного социального обслуживания, который издается в день расторжения договора.

При выписке гражданина из организации стационарного социального обслуживания ему выдается закрепленная за ним одежда, белье и обувь по сезону, личные вещи и ценности, хранившиеся в организации стационарного социального обслуживания, оригиналы документов, в том числе паспорт, свидетельство о рождении, пенсионное удостоверение, страховой номер индивидуального лицевого счета, справка, подтверждающая факт установления инвалидности (для граждан, имеющих инвалидность), сертификат о профилактических прививках, подробная выписка из истории болезни, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица.

Отдельные вопросы приема и пребывания получателей социальных услуг в доме-интернате для умственно отсталых детей, для детей с физическими недостатками

Социальные услуги в организациях стационарного социального обслуживания для детей предоставляются бесплатно.

Организация стационарного социального обслуживания по отношению к получателям социальных услуг из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 4 до 14 лет в соответствии с федеральным законодательством исполняет обязанности опекуна, в возрасте от 14 до 17 лет — обязанности попечителя.

В целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг организация стационарного социального обслуживания взаимодействует с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления здравоохранением и иными государственными органами, организациями и службами.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг.

Договор от имени несовершеннолетнего подписывает его законный представитель. В случае отсутствия законного представителя несовершеннолетнего договор подписывает орган опеки и попечительства по месту пребывания несовершеннолетнего.

Организация стационарного социального обслуживания в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг и в пределах предоставленных законодательством полномочий обеспечивает:

  • исполнение обязанностей, установленных статьей 39 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185–1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а также законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании;
  • защиту (содействие в защите) прав и законных интересов несовершеннолетних получателей социальных услуг;
  • охрану здоровья и оздоровление несовершеннолетних получателей социальных услуг, содействие в своевременном получении получателями социальных услуг квалифицированной бесплатной медицинской помощи и по показаниям — санаторно-курортного лечения;
  • социальную адаптацию несовершеннолетних получателей социальных услуг;
  • проведение мероприятий, направленных на компенсацию и (или) коррекцию недостатков физического и (или) психического развития, а также отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе реализацию индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
  • воспитание несовершеннолетних получателей социальных услуг и содействие в получении ими образования с учетом возраста и индивидуальных особенностей психофизического развития, в том числе путем установления режима дня, обеспечивающего рациональное сочетание воспитательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха;
  • психологического сопровождения воспитательной деятельности;
  • использования развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения в соответствии с возрастом и особенностями развития;
  • проведение освидетельствования получателей социальных услуг, достигших 18-летнего возраста, психиатрической клинико-экспертной комиссией с участием врача-психиатра с целью решения вопроса о возможности социальной реабилитации либо выбора типа организации стационарного социального обслуживания для последующего перевода;
  • проведение освидетельствования получателей социальных услуг, достигших 18-летнего возраста, врачебной комиссией с участием врача-психиатра с целью решения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для постановки перед судом вопроса о признании их недееспособными.

Приостановление стационарного социального обслуживания получателя социальных услуг осуществляется по личному заявлению его родителя (родителей, законных представителей). Приостановление стационарного социального обслуживания оформляется приказом организации стационарного социального обслуживания под роспись принимающей стороны о сроке возвращения получателя социальных услуг в организацию стационарного социального обслуживания.

Перечень документов для оформления в дома-интернаты для престарелых и инвалидов

За консультацией и оформлением пакета документов для помещения в дома-интернаты для престарелых и инвалидов гражданам необходимо обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Требуются следующие документы:

  • Заявление гражданина;
  • Документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг;
  • Копия индивидуальной программы реабилитации инвалида (при наличии инвалидности);
  • Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы — для инвалидов,
  • Копия справки, выданная медицинской организацией, содержащая заключение врачей-специалистов о состоянии здоровья гражданина, степени утраты им способности к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном постороннем уходе и об отсутствии у гражданина заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;
  • Копия документа о месте проживания или пребывания получателя социальных услуг;
  • Копия документа о составе семьи получателя социальных услуг (справка о составе семьи, выписка из домовой книги, выписка из финансово-лицевого счета и пр.);
  • Документы о доходах получателя социальных услуг и принадлежащем ему имуществе на праве собственности, необходимые для определения среднедушевого дохода.

Выписка инвалида из дома интерната

  • Главная
  • Защита прав
  • Статьи и материалы
  • Временное выбытие проживающих в психоневрологических интернатах ( Домашний отпуск).

Временное выбытие проживающих в психоневрологических интернатах ( Домашний отпуск).

По данным Государственного периодического доклада Российской Федерации в Комитет ООН по правам ребенка (2011 г.), в различных детских домах и домах-интернатах России постоянно находятся более 350 тыс. детей, из них более 200 тыс. — дети с нарушениями развития, прежде всего, психического. Важно отметить, что многие взрослые, страдающие психическими заболеваниями, лишены дееспособности и находятся под опекой. Так, в 2011 г. (по данным ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского) в России число лиц, находящихся под опекой в учреждениях, составляло 146 тыс. (9,1 % из 1.606.420 инвалидов вследствие психического расстройства), в т. ч. 122 тыс. взрослых — в психоневрологических интернатах, более 22 тыс. детей — в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей.

Таким образом, правовое регулирование полномочий, порядка деятельности ПНИ и реализация ими этих полномочий в отношении проживающих в них лиц с ментальными особенностями (в т. ч. признанных недееспособными) затрагивает права и законные интересы более 150 тыс. граждан. Эта цифра, конечно же, условная, поскольку неизвестно, сколько взрослых граждан с ментальными особенностями проживают именно в ПНИ – многие из них живут в обычных интернатах. Тем не менее, эта цифра, характеризуемая как минимальная, достаточно большая. Учитывая особенности данной категории граждан, безусловно имеющих большие трудности при реализации и защите своих прав, мы можем сделать вывод, что пробелы в данной сфере являются серьезной проблемой и требуют более детального правового регулирования.

В рамках данной статьи мы не будем рассматривать весь спектр проблем правового регулирования в отношении упомянутой выше категории граждан, остановимся только на одном вопросе. Это вопрос касается права на временное выбытие из ПНИ. Так называемого отпуска – свыше 24 часов и более. Данным правом пользуется, конечно, не все граждане данной категории, а лишь те, у кого есть родственники или друзья, готовые принять к себе в гости на время. Нельзя не отметить важность реализации такой возможности для людей с ментальными особенностями – проживающих в ПНИ. Для них это редкая возможность хотя бы на время вырваться из «казенного» учреждения, где, как правило, существует довольно жесткий режим и распорядок дня, и вернуться в социум, пожить в домашних условиях в окружении близких им людей. Трудно переоценить такую возможность и с точки зрения реабилитации, и социальной адаптации.

Основным законом, регулирующим порядок деятельности ПНИ, является ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ.

Статья 9, определяющая права получателей социальных услуг, гласит:

Получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Статья 44 Закона О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ определяет право и порядок выписки из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц с ментальными особенностями:

(1) Основанием для перевода лица из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в аналогичное учреждение общего типа является заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационарном учреждении социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

(2) Выписка из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, производится:

  • по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно;
  • по заявлению одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, обязующихся осуществлять уход за выписываемым несовершеннолетним;
  • по заявлению законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным.

В данной статье говорится только об окончательной выписке и ничего не упоминается о временном выбытии. Таким образом, на данный момент законом не предусмотрен порядок и право на отпуск получателем социальных услуг – проживающим в ПНИ. Но нет также и запрета, и свое право на временное выбытие из ПНИ люди с ментальной инвалидностью могут реализовать на основании подзаконных актов. В соответствии с Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145 (с изм. от 12.04.2007) «Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР» принято ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР:

П. 25. Временное выбытие из интерната престарелых, инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более 1 месяца.

Но на практике нередко администрация отпускает и на больший срок, в т. ч. на основании региональных нормативно-правовых актов или даже локальных актов.

Так, согласно главе 4 пунктов 4.16, 4.17 Устава Государственного учреждения социального обслуживания «Дуниловичский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Временное выбытие гражданина из психоневрологического дома-интерната производится по письменному заявлению родственников, заключению врача о возможности выезда и по согласованию с директором психоневрологического дома-интерната на срок не более трех месяцев в календарном году в общей сложности. В заявлении должно быть указано: срок отсутствия, даты выбытия и прибытия в дом-интернат, точный адрес, пребывания гражданина в течение всего срока временного выбытия и обязательство об обеспечении ухода за гражданином и своевременного его возвращения в дом-интернат. В случае выбытия из психоневрологического дома-интерната гражданина на срок свыше одного месяца (без отчисления из психоневрологического дома-интерната) администрация психоневрологического дома-интерната письменно извещает орган, назначивший и (или) выплачивающий пенсию, о дате выбытия из психоневрологического дома-интерната и возвращения в психоневрологический дом-интернат. Все расходы, связанные с поездкой к родственникам, не возмещаются».

Нужно отметить, что в данном случае устав социального учреждения противоречит законодательству, а именно вышеупомянутому Положению о ПНИ, где срок отпуска ограничен одним месяцем.

Между тем отсутствие четко прописанного права и порядка временной выписки из ПНИ на уровне федерального закона приводит к многочисленным случаям нарушений прав людей с ментальными особенностями (по причине произвольного трактования правоприменителями прав по данному вопросу). Так, в РООИ «Перспектива» поступало несколько обращений родственников граждан, проживающих в ПНИ, которые просили юридическую консультацию на предмет правовых возможностей в случае отказа в временном выбытии, в т. ч. гражданину, признанного недееспособным. Обратившиеся жаловались на необоснованные отказы (по формальным причинам) в временном выбытии проживающих ПНИ к родственникам, хотя ранее эта проблема у них не возникала.

Представляется, что это серьезный пробел в законах, так как это право — одно из важнейших для данной категории лиц. Ограничение права человека свободно передвигаться и жить там, где он сам захочет, является ограничением конституционных прав (Статья 27 Конституции РФ). Такие ограничения могут быть установлены только федеральным законом или вступившим в силу приговором суда. Статья 18 Конвенции о правах инвалидов также устанавливает, что государства-участники признают права инвалидов на свободу передвижения и выбора местожительства.

Ситуация усугубляется еще тем, что в большинстве случаев проблема возникает именно у проживающих ПНИ, признанных недееспособными. В таких случаях, как правило, администрация ПНИ являет опекуном такого гражданина и решает за него все важные вопросы. И хотя в новой редакции ГК РФ требует учитывать мнение и предпочтения недееспособного гражданина, отсутствие четко прописанного в законе права на отпуск и механизма его реализации по-прежнему будет приводить к массовым нарушениям прав проживающих ПНИ. Ситуация складывается таким образом, что родственники проживающих ПНИ или они сами обращаются за разрешением на отпуск. Допустим, медицинских и других противопоказаний нет. Но директор легко может отказать по надуманной причине, если захочет, и этому сложно помещать. Во-первых, он это может сделать как директор учреждения – право прописано в Положении о ПНИ. Во-вторых, он это может сделать как опекун. В-третьих, может оказывать давление на врача-психиатра как директор, от чего противопоказания к отпуску могут и появиться.

Понятно, что все перечисленные варианты или не обоснованы, или прямо противозаконны. Но отсутствие четко прописанной процедуры, где при рассмотрении вопроса реализации конституционного права не присутствует даже формально незаинтересованное лицо и право принятия решения о возможности реализации конституционного права гражданина отдается на откуп одному лицу, которое может быть в определенных случаях заинтересованным. Ведь между проживающим ПНИ и администрацией учреждения часто бывают серьезные конфликты. В том числе конфликты между получателями соц. услуг с одной стороны и поставщиком этих услуг с другой.

Также стоит говорить о целесообразности ограничения максимальных сроков отпуска, установленного Положением о ПНИ.

В связи со сложившейся ситуацией законодатели решили исправить положение в данном вопросе и внесли на рассмотрение Государственной думы проект изменений в ст. 44 Закона О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ.

В предлагаемой новой редакции статья будет звучать так:

Статья 44. Перевод, выписка и временное выбытие из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Согласно предложенным изменениям основанием для выписки из стационарного учреждения социального обслуживания будет являться заявление родственников получателя соц. услуг – проживающего ПНИ, подавшего заявление о временном выбытии, иных граждан или организаций об обеспечении присмотра и ухода за ним, а в отношении такого лица, признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности, несовершеннолетнего лица — заявление его законного представителя, попечителя лица, ограниченного в дееспособности, о согласии с его временным выбытием и обеспечении присмотра и ухода за ним.

Такое заявление должно быть рассмотрено специальной комиссией, о чем говорится в добавленной статье 44.1. В настоящее время данный законопроект находится на стадии общественной экспертизы в ОП РФ.

Принятие этих изменений призвано исправить недостаточное правовое регулирование по данному вопросу, исключить или свести к минимуму возможности по ограничению конституционных прав людей с ментальными особенностями – проживающих ПНИ – на свободу передвижения и выбора местожительства.