Задать вопрос космонавту

Задать вопрос космонавту

Вопрос уроженцу Зубово-Полянского района космонавту Владимиру Дежурову

В преддверии Дня космонавтики (12 апреля) объявляем акцию : задай вопрос космонавту Владимиру Николаевичу Дежурову.

В 1995 г. В. Н. Дежуров провел в космосе почти 4 месяца, при этом 5 раз (!) выходил в скафандре в ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, проведя там бо-лее 18 часов. Во второй раз (в 2001 г.) он провел на околоземной стан-ции уже больше 4 месяцев. Трижды выходил в ОТКРЫТЫЙ КОСМОС, проведя там больше 13 часов. В первом полете он был командиром сме-шанного российско-американского экипажа, во втором — членом экипа-жа с командиром-американцем. 8 месяцев в космосе. Всего несколько человек из миллиардов провели над Землей столько времени. Скоро — День космонавтики. Не упустите возможность задать свои вопросы, которые, возможно, останутся в истории.

Вопросы об исследовании космоса, о работе космонавтов в космосе, о подготовке космонавтов и другие предлагаем задавать учащимся района и Мордовии (индивидуально и классами). Вопросы будут переданы кос-монавту, а ответы на них, с именами их авторов, будут помещены на наш сайт.

Указывайте имя, фамилию, класс, школу.

Вопрос также можно написать в
ГОСТЕВОЙ
КНИГЕ
нашего сайта

Уважаемый Владимир Николаевич! Если бы Вам поручили (доверили) назвать вновь открытую звезду, то чьим именем Вы бы её назвали ?

Только именем Юрия Гагарина ! Он был первым, кто сделал пер-вый шаг в неизвестность под названием космос .

Александр Болькин, выпускник Больше-Игнатовской сш образца 1975 г.

Уважаемый Владимир Николаевич, как вы разговаривали с американски-ми космонавтами? Вы знаете английский язык или они выучили рус-ский? Трудно ли было разговаривать и понимать друг друга?

Основным языком общения принят английский, поэтому я в совер-шенстве выучил его.

Ученики Уголковской школы Зубово-Полянского района

Уважаемый Владимир Николаевич, как можно стать космонавтом? Каким предметам особенно нужно уделять внимание? Что ещё, кроме хорошей учёбы, нужно делать?

Нужно иметь ОЧЕНЬ хорошее здоровье и хорошие знания по всем школьным предметам и тогда можно смело идти в Центр подготов-ки космонавтов.

В. Голощекин, 6 А кл,, СОШ № 15 г. Саранск

Владимир Николаевич, не страшно ли выходить из корабля в открытый космос? Какие чувства вы испытали, вися в бездне над землёй ?

У каждого человека есть чувство страха и сильным считается тот, кто может преодолеть его, и нас учат этому очень долго.

Ученики 9 Б кл, сш № 2, г. Ковылкино

Вы с детства мечтали попасть в открытый космос?

Я с детства хотел стать летчиком-истребителем, а потом так сло-жилось, что стал ещё и космонавтом.

Паршина Валерия 5 класс МБОУ Троицкая СОШ

Владимир Николаевич, видели ли Вы «черную» дыр у ?

Нет, чёрные дыры невооруженным глазом невидимы.

Донькин Дмитрий, 6 кл. МБОУ Троицкая СОШ

Владимир Николаевич, «выход в открытый космос» — какое это ощущение!?

Когда открывается выходной люк, первое чувство, которое тебя охватывает — что тебя сейчас мгновенно унесет, но там невесо-мость и так же летаешь, как и внутри станции.

Веретенников Егор, 6 класс. МБОУ Троицкая СОШ

Владимир Николаевич, видели ли Вы метеоритный дождь?

Метеоритный дождь видел много раз, для космоса это естественное явление.

Надежда Ежова, 6 класс. МБОУ Троицкая СОШ

Про серьёзность подготовки будущих космонавтов говорят каждый раз, когда речь заходит о невероятных нагрузках, которые они испы-тывают в космосе. Много ли, по Вашему мнению, людей способны их выдержать?

У нас есть «Медицинские требования», «Специальные положе-ния», по которым оценивается здоровье космонавта, они, конечно, очень жесткие, но их никто не отменял, а сейчас здоровье молоде-жи оставляет желать лучше. Поэтому для нас сейчас очень тяже-лая задача: найти ЗДОРОВОГО, образованного человека, способно-го выполнить государственные задачи в космосе и выдержать все физические нагрузки.

Редактор школьного портала Мордовии Сергей Болисов

Что из личных вещей разрешается проносить на борт космического корабля, и что брали с собой в полёты Вы?

Вес очень ограничен, поэтому мы берем с собой семейные фото, фото детей. Кроме этого, я брал флаг Мордовии, который после полета подарил в музей в Саранске.

Сейчас много говорится о «любительских» полётах в космос. Стоит это удовольствие немаленькие деньги, поэтому поток желающих, на-верное, невелик. Есть ли у этого явления будущее? Как скоро мы будем летать в отпуск на другие планеты?

Полёты в космос — это очень дорого и не всегда безопасно, поэтому те, кто хотят быстро слетать в космос с пассажирами, преследуют только свой коммерческий интерес.

Есть ли лимит по пребыванию в открытом космосе? Вредно ли его превышение для здоровья?

Лимит только по техническому ресурсу скафандра, а по вредности — как и сам полет в космосе, в невесомости. Скафандр — это как миникорабль с полным набором систем противометеоритной и про-тиворадиационной защиты.

Что Вы почувствовали в первый раз, увидев Землю через иллюминатор? Правда ли, что Земля за тысячу километров прекрасна?

Земля очень красивая из космоса, а вокруг Земли в космосе всё и всегда чёрное.

Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние российской космонавтики?

Сегодня мы работаем на Международной космической станции постоянно и прорабатываем вопросы полетов на другие планеты. Это будет примерно в 2020-х годах.

Задать вопрос космонавту

Форма заявки для участия в конкурсе

1. ФИО учащегося, класс
2. ФИО руководителя, контактный телефон, e-mail
3. Кому задаётся вопрос
4. ФИО члена экипажа МКС/общий
4. Текст вопроса

Примечание: Желательно задавать нетривиальные вопросы. Встреча проводится в непринужденной обстановке, для космонавтов общение это отдых. Вопросы должны быть корректными.

С примерами некоторых вопросы заданных космонавтам во время различных сеансов связи можно ознакомиться ниже:

1. Имеете на МКС аппаратуру для наблюдения за изменениями в магнитном поле Земли, вызываемыми сейсмическими движениями с эпицентрами в море?
2. Что вы чувствуете, когда просыпаетесь в невесомости?
3. Какая цикличность смены дня и ночи на МКС?
4. Видели какие-нибудь необычные объекты или явления на околоземной орбите? Какие?
5. В каких научных экспериментах на борту МКС мог бы принимать участие наш университет?
6. Какое место на Земле кажется Вам самым привлекательным из космоса?
7. Чем отличается космическая еда от земной. Не изменились ли у Вас вкусовые пристрастия и не вредна ли космическая еда?
8. Мы были в центре подготовки космонавтов и видили центрифугу. Мы знаем что это действующая центрифуга, имеющая 6 степеней свободы, 16 метров в длину. Говорят что 90% космонавтов отсеивается именно на ней. Расскажите пожалуйста Ваши ошущения, воспоминания.
9. Я знаю что Вы выходили в космос. Расскажите пожалуйста, страшно ли в открытом космосе?
10. Вопрос Федору Гречихину. Это Ваш второй полет в космос. Как изменилась Земля по прошествии этих лет? Заметны ли из космоса экологические проблемы Земли?
11. Главная задача — безопасность полетов. Как и какой аппарат может быть использован для экстренного возвращения на землю в аварийной ситуации на МКС?
12. При выходе в открытый космос Даниэл и Карл обнаружили следы от микрометеоритов. Что они из себя представляют и как их много?

Задать вопрос космонавту

Экипаж российского сегмента МКС в составе:
командира экипажа экспедиции МКС-37/38 Котова Олега Валерьевича,
бортинженера экипажа МКС-38 Тюрина Михаила Владиславовича,
бортинженера экипажа МКС-37/38 Рязанского Сергея Николаевича,
отвечает на вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС».

На вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает командир экипажа МКС-37/38 Котов Олег Валерьевич.

Добрый день, уважаемые участники викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС». Я, Олег Котов, командир 38 экспедиции на станции, и я рад возможности ответить на некоторые ваши вопросы. В общей сложности мы получили больше 60-ти вопросов. Все они очень интересные, все очень познавательные, некоторые есть очень оригинальные и впервые заданные нам. К сожалению, мы технически не можем ответить на все эти интересные вопросы, поэтому мы выбрали несколько, на наш взгляд, самых интересных, самых занятных и постараемся ответить вам на них.

В частности, интересный вопрос мы получили от Тавсият Сейдуллаевой, 15 лет, которая спрашивает: «С какой скоростью и в каком направлении полетит брошенный в космосе камень? Будет ли уменьшаться его скорость и когда он сможет остановиться?».
Данный вопрос обращает нас к специальному разделу физики и математики «Небесная механика». Раздел крайне интересен в изучении, потому что движение предметов на околоземной орбите несколько отличается от привычного понимания того, как эти предметы ведут себя в нашем обычном окружении на Земле. В качестве примера, если мы бросим какой-то предмет против полета станции (другими словами, назад) с удивлением обнаружим, что через некоторое время этот предмет вдруг появится ниже станции, т.е. между станцией и Землей, обгонит ее, полетит быстрее станции вперед и скроется впереди. Поэтому тех, кому интересно изучить законы этого раздела физики, я приглашаю к более детальному ознакомлению в учебниках или Интернет-ресурсах. Ну, а с практической точки зрения, предметы, которые выбрасываются со станции, в конце концов, рано или поздно сгорают в атмосфере, потому что предметы будут тормозиться об атмосферу даже на высоте, на которой летает станция, хотя атмосфера очень разреженная, но тем не менее. Предмет будет опускаться все ниже и тормозиться все быстрее, пока не опустится в плотные слои атмосферы, где кислорода будет достаточно, чтобы предмет там сгорел. Вечно вокруг Земли ни один предмет летать не будет. Рано или поздно он затормозится и сгорит в атмосфере. Спасибо.

Следующий вопрос поступил к нам от Арины, тоже 15 лет: «Каким образом летательный аппарат уходит от столкновения с космическими телами? Можно ли вылететь с орбиты?».
Действительно, существует опасность столкновения летательных аппаратов с другими объектами как природными, так и техногенными. Безопасность станции, безопасность корабля и экипажа обеспечивается работой специалистов на Земле, специалистов, которые проводят мониторинг окружающего космического пространства с помощью локационных методов: как и где летают предметы, есть ли опасность столкновения. Если такая опасность вдруг появляется, это математически просчитывается наперед, то принимается решение на выполнение маневра уклонения от осколков. Т.е. выдается заданный импульс двигателями станции, и станция смещается, уходит с орбиты столкновения или возможного столкновения. От более мелких объектов часть станции защищена, так называемыми, противометеоритными панелями, которые в случае их попадания должны смягчить удар, приняв на себя энергию столкновения. Так у нас осуществляется контроль безопасности от столкновения. Спасибо.
Анна Самохвалова, 16 лет, спрашивает: «Как проходят отборы космонавтов?»
Отбор в космонавты проходит решением Российского космического агентства (Роскосмос) по представлению Центра подготовки космонавтов (ЦПК), когда принимается решение о наборе определенной группы кандидатов в космонавты, определяется их численность. Также направление отбора зависит от пилотируемых программ, т.е. для чего они будут выполняться, полетов куда. Возьмем в качестве примера последний отбор, который проводился в прошлом году. Он проводился открытым способом — были размещены объявления на информационных ресурсах, в печатных изданиях, в интернете. Любой желающий, отвечающий требованиям по возрасту, по уровню образования, по физическим данным, мог подать заявление, попытаться пройти в отряд космонавтов. Такой вот отбор состоялся. В принципе, каждые два-три года обязательно проходят повторные наборы, когда набираются три, четыре, пять, семь человек, чтобы пополнить отряд космонавтов. Спасибо.
Следующий вопрос мы получили от Антона, 11 лет: «Как долго происходит адаптация организма после прилёта на Землю?»
Повторная адаптация или реадаптация к нормальным условиям жизни для человеческого организма проходит достаточно долго и, конечно, зависит от продолжительности космического полета. Послеполетную реабилитацию принято разделять на два этапа: так называемый, острый период, он проходит в течение трех-четырех недель. Человек учится заново ходить, владеть своим телом, перемещаться, двигаться, его вестибулярный аппарат обратно привыкает к жизни в условиях гравитации, он возвращается к нормальной жизни. И существует, так называемый, второй этап реабилитации. Этот период более продолжительный. Он может занимать несколько месяцев. Полностью восстанавливается функционирование внутренних органов, систем организма, восстанавливается костно-мышечная система, и человек приходит к своему исходному состоянию до полета. По опыту длительных космических полетов, в частности, вопрос о восстановлении и признания космонавта годным к следующему полету, обычно решается через шесть месяцев после посадки, после приземления. Вот примерно срок, когда можно сказать, что функции организма полностью восстановились, и человек вернулся к своему исходному состоянию.
Вопрос от Волковой Алены, 13 лет: «Уважаемые космонавты! Меня интересует вопросы космической психологии. Как вы разрешаете конфликтные ситуации на орбитальной станции во время длительных полётов в космос?»
Это крайне интересная тема на самом деле. Работа в замкнутом пространстве людей в составе малых групп, малых коллективов является одной из актуальных проблем космической медицины и психологии. Какие методы психологической подготовки, сопровождения, психологической разгрузки необходимы, чтобы избежать каких-либо конфликтов или напряженностей среди экипажа? В этом направлении работают и Институт медико-биологических проблем, и Центр подготовки космонавтов. Существуют отделы и лаборатории, которые над этим работают и помогают нам чувствовать достаточно комфортно во время полета. Ну, что могу сказать, самое главное, что все мы являемся профессионалами, мы осознанно понимаем, куда мы летим, в каких ситуациях, каких условиях будем находиться. Поэтому, конечно, стараемся избегать каких-либо обострений взаимоотношений. Поэтом
у, во всяком случае, во время нашей экспедиции, во время нашего полета никаких конфликтов не возникает. Спасибо за интересный вопрос.

На вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает бортинженер экипажа МКС-37/38 Тюрин Михаил Владиславович.

Начнем с самого начала, с самого основного вопроса, который часто задают. Этот вопрос задала Аня. С удовольствием попробую сформулировать вопрос. Вопрос звучит так: «Почему МКС не падает?».
Пусть вас это не сильно удивит, на самом деле, скажу по секрету, она падает. Именно падает. Непрерывно и постоянно. Но падает она не отвесно, как падал бы камень с крыши, а как мячик, брошенный немного вперед: падает и одновременно летит вперед. Вот по такой криволинейной траектории. Но Земля, как известно, тоже круглая. Станция падает, а Земля из-под нее уходит. И так все время. Она падает, а Земля из-под нее уходит. Вот такая история получается с падением станции. А если бы Земля была плоской, то упала бы наверняка.

Вопрос, который задает Сергей, или Сергий: «Уважаемая команда МКС. Имеется ли на станции угол или доска, где есть история команд, которые бывали на МКС?».
Да, действительно, с первой экспедиции на МКС у нас заведена традиция — оставлять что- то на память. Поэтому есть у нас в одном из модулей специальное место, где все экипажи, которые здесь побывали, оставляют свои эмблемы, такие эмблемки, которые с одной стороны липкие. Они размещаются на специальном месте, на специальной панели. В частности, там есть места, где группируются эмблемы длительных экспедиций на МКС, эмблемы экипажей Шатлла, которые сюда прилетали, когда работала программа Шатлл. Также помимо этого возле люков, через которые мы выходим в открытый космос, тоже есть эмблемки тех экипажей, которые через этот люк выполняли выход в открытый космос. Вот такая небольшая традиция как визитная карточка.

Вопрос, который задает Татьяна. 20 лет. Вопрос звучит так: «Какие ощущения, когда ВЫ летите домой с МКС? Какие ощущение, когда Вы летите на МКС, есть ли волнение?».
Вы знаете, космонавты, в основном, люди цельные, уравновешенные и бывалые. По большей части, мы находимся в гармонии и с окружающей действительностью, и сами с собой. Поэтому всегда радуемся, когда идем на работу, и всегда радуемся, когда идем с работы домой. В общем, так, как и положено нормальному человеку.

Вопрос Ани Меркуловой про мышечные ощущения после полета: «Добрый вечер, дорогие космонавты! Так как я занимаюсь танцами, то очень бы хотела знать, что же происходит с вашими мышцами, и какие мышечные ощущения вы чувствуете после полёта? Очень жду ответа!»
Во-первых, большое спасибо за интересный вопрос. Хочется поделиться, тем более, что тебе не просто интересно, но еще имеет связь с твоим увлечением. Я чисто по-бытовому объясню — не как специалист в этом вопросе, а как человек, с которым это происходит. Вообще, мышцы, конечно, растренировываются. Но это не самое главное. Нарушается немножечко координация. В целом, ощущения можно сравнить с тем, если вам приходилось руку или ногу ломать. Когда из гипса руку вынимают, она своя, но какая-то чужая. Вот такое происходит со всем телом. Но потихонечку это проходит.
Вопрос Елизаветы, 14 лет: «Видно ли из космоса Великую Китайскую стену? Я слышала разные мнения?».
Я слышал от некоторых космонавтов предыдущего поколения, у которых мы учились, даже от конкретного человека, что он это видел. Я, честно скажу, очень внимательно смотрел, ну, прямо, несколько месяцев. И так, и сяк присматривался – увидеть мне не удалось. Надеюсь, что все впереди. Может быть, еще увидим.

На вопросы победителей викторины «Задай свой вопрос экипажу МКС» отвечает бортинженер экипажа МКС-37/38 Рязанский Сергей Николаевич
Добрый день! Один из вопросов нам задает Исаев Роман, 11 лет: «Уважаемые космонавты! Какие растения (овощи) вы выращиваете на сегодняшний день на борту МКС? С уважением Исаев Роман. г. Королёв».
За время космических станций — и на станции «Мир», и на станции «МКС» — в оранжереях выращивались различные растения, проводились разные эксперименты с генетикой растений, например, гороха. Были выращены несколько его поколений. Также были выращены несколько поколений пшеницы. На данный момент никакие эксперименты с растениями у нас не проводятся. Хотя я знаю, на Земле идут разработки новых экспериментов в нашей космической оранжерее «Лада». Но надо сказать, что наш американский коллега Майкл привез семена и сам попытался выращивать здесь на станции подсолнух и тыкву. Семена, конечно, проросли, растения выросли. Но, к сожалению, недостаточно почвы, недостаточно света, и растения быстро погибли. Это очень здорово, когда растения на станции есть, и мы будем всегда очень рады любым экспериментам с растениями. Потому что это напоминает нам о доме, нашей Земле. Спасибо за вопрос.

Следующий вопрос нам задает Варзина Ирина, 11 лет: «Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, хотели бы Вы, чтобы Ваши дети связали свою жизнь с космонавтикой? Спасибо».
Я думаю, что был бы рад. Потому что все, что связано с космосом, очень, по-моему, романтично и очень интересно! Всегда что-то новое: новые открытия, новые технологии, различные эксперименты. И я думаю, что, если мои дети будут разделять то, что действительно нравится мне, то для меня это будет счастьем. Спасибо за вопрос.

Екатерина Костюченкова, 10 лет, задает нам сразу несколько вопросов. Попробую ответить по очереди. «Сколько лет надо учиться, чтобы стать космонавтом?»
Космонавт – профессия интересная, но и очень комплексная, сложная, сочетает в себе достаточно много различных других профессий. Поэтому учиться надо несколько лет, по крайней мере, после получения высшего образования.
«Вкусная ли еда в космосе?»
Конечно, вкусная, различная, но надо сказать, что по домашней еде мы тоже скучаем.
«Трудно ли спать в космосе?»
Спать всегда хорошо и в космосе прекрасно. Поначалу было непривычно. Примерно, через неделю уже привык ,и стало достаточно комфортно.
«Была ли у вас возможность смотреть зимнюю олимпиаду в Сочи 2014 и болеть за наших спортсменов?»
Мы смотрим только то, что нам закачивают на сервер службы психологической поддержки. Конечно, мы следили, смотрели далеко не все соревнования, как хотелось бы, но, по крайней мере, несколько любимых видов спорта, отдельные соревнования с удовольствием посмотрели и болели за нашу команду. Спасибо за вопрос.
Ксения Пульнева, 8 лет, спрашивает «Можно ли было увидеть начало Олимпийских игр из космоса?»
Я сам очень хотел увидеть, как выглядит открытие Олимпиады, фейерверк. Потому что с МКС Сочи-то мы видим и видим, насколько преобразился город, какие красивые объекты были построены к Олимпиаде. К сожалению, во время открытия, во время праздничных салютов мы не пролетали над этим районом, поэтому не смогли увидеть. Но могу вам сказать честно и абсолютно ответственно, факел, который горел в Сочи, можно было видеть и из космоса. Видно было прекрасно, и в ночи мы сделали хорошие фотографии, так что, надеюсь, вы их когда-нибудь увидите. Спасибо.

Следующий вопрос задает нам Алина, 12 лет: «Какие эксперименты вы проводите на космической станции?»
Научная программа на станции достаточно обширна. Экспериментов великое множество. У нашей экспедиции их порядка шестидесяти. В основном эксперименты проходят по следующим направлениям: это физико-химические процессы материалов — каким образом невесомость, космическая радиация действуют на различные материалы; это исследование человека — как на наш организм воздействует космический полет; биотехнология — воздействие различных микроорганизмов, бактерий на ткани; также наблюдение за Землей — сверху нам прекрасно видны различные циклоны, наводнения, извержения вулканов. Всё это, конечно, мы снимаем и передаем на Землю. Также существует великое множество различных других экспериментов по другим направлениям, которые широко представлены в нашей программе и тоже представляют большой интерес. Мы с удовольствием занимаемся научной программой. Хотелось бы, чтобы научных экспериментов у нас на станции было еще больше. Спасибо большое за вопросы.

Вопросы космонавтам

Собраны некоторые вопросы заданные космонавтам во время различных сеансов связи. Приведены для примера.

  1. Имеете на МКС аппаратуру для наблюдения за изменениями в магнитном поле Земли , вызываемыми сейсмическими движениями с эпицентрами в море?
  2. Что вы чувствуете, когда просыпаетесь в невесомости?
  3. Какая цикличность смены дня и ночи на МКС?
  4. Как восполняется на МКС тот минимум солнечной радиации, который необходим для человеческого организма?
  5. Имеете интернет на МКС?
  6. Видели какие-нибудь необычные объекты или явления на околоземной орбите? Какие?
  7. В каких научных экспериментах на борту МКС мог бы принимать участие наш университет?
  8. Видны ли линии пустыни Наска и поселения Инков «Мачу Пикчу» из космоса? Фотографировали вы их ?
  9. Какое место на Земле кажется Вам самым привлекательным из космоса?
  10. Какой из видов планеты заставил Вас хоть раз обеспокоиться и почему?
  11. Как Вы встречали Новый год на МКС?
  12. Чем отличается космическая еда от земной. Не изменились ли у Вас вкусовые пристрастия и не вредна ли космическая еда?
  13. У меня такой студенческий вопрос. Сейчас у всех студентов в нашей стране идет сессия. Скажите, какой самый серьезный экзамен Вам запонился. Из Вашей студенческой жизни?
  14. У меня вопрос к Максиму. Я администратор сайта rs0iss и у нас нет фотографии когда Вы общаетесь за трансивером. Могли бы вы сделать такую фотографию сейчас когда мы проводим радиовстречу?
  15. Максим, я знаю что вы ведете свой блог. Расскажите ли Вы о сегодняшней радиовстече в своем блоге?
  16. Мы были в центре подготовки космонавтов и видили центрифугу. Мы знаем что это действующая центрифуга, имеющая 6 степеней свободы, 16 метров в длину. Говорят что 90% космонавтов отсеивается именно на ней. Расскажите пожалуйста Ваши ошущения, воспоминания.
  17. Я хочу узнать как вы связываетесь с родными?
  18. Олег, у меня вопрос к Вам. Я знаю что вы уже не первый раз в космосе. Есть такя поговорка у парашутистов: первый прыжок не страшно, а второй страшно. Скажите пожалуйста, как эта поговорка распространяется на полеты в космос.
  19. Я знаю что Вы выходили в космос. Расскажите пожалуйста, страшно ли в открытом космосе?
  20. Вот когда люди русские уезжают есть такая примета присесть на дорожку. А вот когда прилетают космонавты на МКС Вас встречают хлебом солью или вот например что вы делаете первым делом, когда появляется свободная минутка, из неофициальных мероприятий?
  21. Вопрос Федору Гречихину. Это Ваш второй полет в космос. Как изменилась Земля по прошествии этих лет? Заметны ли из космоса экологические проблемы Земли?
  22. Работа в космосе и на Земле. Возможно ли сравнение и где труднее?
  23. Вы проводите множество экспериментов во время полета. Какие из них для Вас самые интересные и Вы ждете от них неожиданных результатов? Или это просто рутинная каждодневная обязанность?
  24. В планах радиоклуба «СПОРАДИК» в августе 2007 года экспедиции на гору Эльбрус. Бывали ли Вы горах, и что лучше гор – горы или космос? Ваше мнение о горном туризме и альпинизме.
  25. Валерий Корзун (5 экипаж) рассказывал о «чайной комнате» на МКС. Какова её судьба сейчас?
  26. Это Ваш второй полет. Насколько разные Мир и МКС? Изменилась ли Земля за эти несколько лет?
  27. На МКС установлены новые антенны для радиолюбительской связи. Каковы перспективы радиолюбителей Земли?
  28. Когда и как будет осуществлен запуск микроспутника Колибри 2000?
  29. Главная задача — безопасность полетов. Как и какой аппарат может быть использован для экстренного возвращения на землю в аварийной ситуации на МКС?
  30. МКС — международная космическая станция. Кроме США и России какие еще страны имеют свои сектора на МКС и как они участвуют в экспериментах (например японская чайная комната)
  31. Вы имеете диплом магистра экологического менеджмента. Ваша магистерская работа могла бы иметь продолжение в настоящем полете?
  32. Основной целью МКС является проведение научных исследований. Какие основные научные эксперименты выполняет 4 экипаж МКС?
  33. Каждый радиолюбитель встречался с явлением ухудшения прохождения радиоволн во время магнитных бурь на Солнце. Как магнитные бури влияют на радиосвязь МКС с Землей?
  34. Пользуетесь ли Вы интернетом и что Вас интересует в международной паутине?
  35. При выходе в открытый космос Даниэл и Карл обнаружили следы от микрометеоритов. Что они из себя представляют и как их много?
  36. If I were an American student what would I have done to become an American astronaut? How difficult is it to become an astronaut in America? What kind of education is needed? Are there any special Institutes or Universities in the USA, preparing specialists for space programs?
  37. What must I do if I am neither a pilot, nor a doctor? …if I don’t have any special education in space? Does it mean I don’t have a chance to join a space team as a real member, not as a space tourist?
  38. This time space stations become universal laboratories for conducting different experiments in medicine, in electronics, in studying space itself and in many, many other fields of knowledge. My question is, — Were there any interesting results in your last experiments? …or work in space for you is just an every day routine?
  39. Ecology is one of the most important issues that touch each of us living on the Earth. I want to know, how does our blue planet look like from space? Is it still blue or not because of the pollution? Have you ever conducted any experiments devoted to the protection of the environment? By the way, what are the most polluted areas on the Earth? And one more question about ecology. Can you see any great fires of forests or oil spots on the surface of the oceans from space?
  40. How did you feel during your first day in space?
  41. Was becoming an astronaut a child’s dream, did someone inspire you, like

  • How do you cope with cultural differences between astronauts?
  • Have you ever done funny experiments in space, could you give us some

    We have taken pictures of the ISS with a telescope, have you also got

    this kind of equipment and do you have time to observe the stars?

  • Have you already experienced extravehicular activity?
  • Does your water recovery system filter all the waste water and is it

    Have you already got the first results of the Alpha Magnetic Spectrometer

  • What has been the most exciting experiment for you so far?
  • Are you happy with the food?
  • How difficult is it to cohabit in such a small space with so few people?
  • Do you have the notion of time in space?
  • When you are in space, do you follow the news?
  • How do you clean the station, have you got a specific system like a

  • Are there sometimes problems such as oxygen leaks or fire in the ISS?
  • What do you miss most?
  • What outfits are you allowed to wear?
  • How were you chosen to go to the ISS?
  • Do you have free time during the day?
  • What is the main discovery you have made from growing plants in

    Комментарии:

    Здравствуйте! Очень хорошо было бы показать всем Землянам такой опыт в открытом космосе.
    1. Надуть простой детский шарик на станции.
    2. Выйти с надутым шариком в открытый космос.
    3. Развязав шарик отпустить его в космос.
    4. Эти все действия сделать на видео.
    Одним словом хорошо будет видно действие реактивной струи в открытом космосе.
    С уважением, Владимир. ЯНАО, Новый Уренгой.

    Думаю из за разницы давлений его просто разопрет и он лопнет в невесомости.

    Задать вопрос космонавту

    Пока ученики средней школы №4 ожидали приезда космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова, на их многочисленные вопросы отвечал его коллега – летчик-космонавт Анатолий Иванишин. Он провел 165 суток на борту Международной космической станции в рамках 30-й экспедиции на МКС, проходившей с ноября 2011-го по апрель 2012 года. Давайте «подслушаем», какие космические вопросы волнуют современных школьников.

    – Скажите, а космическая еда, которая в тюбиках, – вкусная?

    – Довольно вкусно. Но космическая еда бывает не только в тюбиках. Для японцев, например, привозят в целлофановых или пластиковых пакетах рис. Это обезвоженный рис, его заливают горячей водой и после этого едят. Кстати, подобное и у нас есть, и у американцев, но это все ерунда: у японцев реально классный рис, потому что это часть их культуры.

    – А бывало, чтобы еда из рук вылетала?

    – Это запросто, потому что всё, что вы не зафиксировали, – улетает. У нас есть стол, за которым мы едим. Еда фиксируется на нем при помощи резинки, либо на столе натягивается скотч клейкой стороной вверх и все пакеты, вилки, ложки кладутся на него. Если что-то не поставил – только отвернулся, а этого уже нет. И потом долго будешь по всей станции искать.

    То, что улетело, сначала ищут на сетках вентилятора. Потому что естественной вентиляции воздуха нет, вся вентиляция на станции – принудительная. Там создаются воздушные потоки, и если что-то пропало, то первым делом ищем там, куда идет поток. Бывает совсем плохо, когда что-то попадает в запанельное пространство: это отдельный мир, туда можно залезть, но если что-то там потерял – потом сложно будет найти.

    – А есть какие-нибудь развлечения у космонавтов?

    – Есть. Для кого что, а для меня самым большим развлечением был спортзал. На станции имеется много средств, как поддерживать себя в форме, потому что в невесомости у нас нет физической активности. Даже на Земле мы ходим, для того чтобы стоять – напрягаем мышцы. В космосе ничего этого нет, а мышцы потерять не хочется. Поэтому на станции есть велосипед, беговые дорожки, специальный силовой тренажер.

    – Как долго космонавт может находиться в открытом космосе? Пока воздуха, наверное, хватает?

    – Скорее – нет, ограничение не по воздуху, а по патрону очистки. Потому что скафандр – это автономная система: кислород нужен для того, чтобы дышать, патрон очистки – чтобы удалять углекислый газ. Плюс нужна система термоохлаждения, чтобы снимать тепло. Так вот: первое, что заканчивается, – это патрон очистки. Кислород еще есть, а очищать воздух уже нечем, он становится насыщен углекислым газом. Часов девять – это максимум, сколько можно провести в открытом космосе, обычно проводим за бортом около шести часов.

    – А в ракете много воздуха?

    – На корабле запас системы жизнеобеспечения составляет четверо суток. Это время, в течение которого корабль может летать автономно. В составе станции – гораздо дольше, порядка двухсот суток. Когда мы на станцию прилетаем, ресурсы корабля не используются, он просто «висит». Мы используем ресурсы станции. А там воздуха много. Кислород вырабатывается прямо на станции методом гидролиза: мы берем воду, которую привозим, разлагаем ее на водород и кислород. Водород выбрасываем, а кислородом дышим.

    – Откуда красивее смотреть на северное сияние – с Земли или из космоса?

    – С Земли северное сияние очень сложно увидеть, в космосе – легко. Я десять лет прослужил в Петрозаводске – это еще севернее Ленинграда, в Карелии – и ни разу не видел там северное сияние. В космосе же его можно видеть чуть ли не каждый день: когда станция летает по северным или по южным широтам, то ночью, как правило, видно северное сияние. Только это не совсем правильный термин: американцы называют его «Аврора», потому что сияние точно такое же южное, как и северное.

    Кстати, каждая экспедиция снимает свои «мультики» – и на них северное сияние можно увидеть. Снимают это так: ставят камеры – не видеокамеры, а фотокамеры. В них видны ночные города, северные сияния. Камеру ставят, чтобы она снимала каждую секунду. Потом монтируют видеоряд, и получается фильм.

    – А что случится с космонавтом, если он незапланированно приземлится в другом государстве?

    – Ему должны оказать помощь. Но на моей памяти таких случаев не было. Есть полигон штатного спуска. В случае какого-то отказа корабль может пойти по баллистической траектории, и тогда место посадки будет отличаться на 400 километров от расчетной. Но приземление и в этом случае проходит на резервный полигон, который также находится в Казахстане.

    – Как после приземления вы привыкаете к земному притяжению?

    – После приземления нас вытаскивают из спускаемого аппарата, после чего минут десять мы сидим в скафандрах. Тут же, возле корабля, разбивается палатка, куда нас несут. В палатке снимают скафандры, одеваемся в более-менее земную одежду. Потом идем до машины, она нас везет на вертолет, потом самолет и – в Москву!

    – Земля с корабля больше Луны или меньше? Вам удавалось разглядеть Луну поближе?

    – Луна со станции более четкая, если ее фотографировать, то очень красивые снимки получаются… Но она не ближе: расстояние от станции до Луны всего на 400 километров меньше, чем от Земли – это по космическим меркам практически ничто. Но за счет отсутствия атмосферы она более четкая. А Земля со станции – огромная, в иллюминатор смотришь: справа Земля, слева Земля…

    – А как Вы фотографируете на станции? Обычным фотоаппаратом?

    – Да, обычным цифровым фотоаппаратом. Но есть особенность фотографирования, которая заключается в том, что, чтобы что-то рассмотреть, нужен большой объектив. Мы используем объективы с фокусным расстоянием 1200 миллиметров. К тому же, станция постоянно вращается, и ты должен отслеживать бег Земли: если не предпринимать никаких действий, то снимок будет смазанным. Поэтому нужно вращать объектив, чтобы та точка, которую снимаешь, была неподвижна.

    – Удавалось ли Вам с помощью каких-либо приборов взглянуть на Марс?

    – Нет, станция больше ориентирована для того, чтобы наблюдать Землю, именно для этой цели у нас есть несколько иллюминаторов. Марс можно на горизонте рассмотреть, но он будет выглядеть просто как точка.

    – Что будет, если человек заболеет в космосе? Можно ли вообще заболеть на орбите?

    – Мы болеем время от времени. Заболеть в космосе можно запросто: можно удариться, например. На станции есть различные медикаменты. Если космонавт чувствует, что он не очень здоров, есть специальный человек, он называется врач экипажа. Ему можно позвонить. Вообще, чтобы связаться с врачом экипажа нужно заказать закрытый канал связи (обычный даже радиолюбители могут услышать). Для этого мы должны попросить Центр управления полетами, чтобы они закрыли канал, и тогда его никто не сможет прослушать. Но если попросить ЦУП закрыть канал связи, то там все страшно перепугаются, поэтому, как правило, доктору просто звоним на мобильник и задаем все нужные вопросы.

    – Мобильники разрешают с собой брать?

    – Нет, мобильники брать не разрешают, да и смысла в них никакого нет, потому что ближайшая сотовая станция будет на расстоянии четырех сотен километров. Есть спутниковый телефон, который является принадлежностью корабля. Он нужен для того, чтобы связаться через спутник с ЦУПом, если совершил посадку не там, где тебя ожидают. Но и им в космосе тоже не воспользуешься. Скорость станции 8 километров в секунду, спутника – такая же, причем они могут лететь навстречу друг другу. То есть, если телефон и захватит спутник, то тут же его потеряет.

    – А во время полета есть возможность с близкими общаться?

    – Да, можно по телефону позвонить. На станции, правда, не телефон, а компьютер, на котором есть средство связи вроде скайпа, которое передает голос. С его помощью можно в любой город, любую страну, можно на мобильник, позвонить.

    – Что самое сложное во время полета?

    – По семьям скучаем. Еды хорошей нет – консервированная вся.

    – На каком языке вы разговариваете друг с другом?

    – Два космонавта из одной страны разговаривают на своем языке, а когда мы все вместе… на каком попало языке разговариваем.

    Записал Евгений ФЕДОРЕНКОВ. ФОТО – автора