Займов по коап

Имеет ли право ООО выдавать займы?

Если мы не состоим как МФО в реестре ЦБРФ, можем ли мы выдавать займы физ. Лицам?

То есть без доступа к кредитной истории и т.д. На свой страх и риск

Ответы юристов (4)

Если мы не состоим как МФО в реестре ЦБРФ, можем ли мы выдавать займы физ. Лицам?
Виктор

Для того, чтобы выдавать займы, ООО может и не обладать статусом МФО.

То есть отсутствует законодательный запрет на осуществление юридическими лицами деятельности по выдаче займа, не внесенными в реестр микрофинансовых организаций.

Поэтому при выдаче займов и заключении договоров достаточно соблюдать требования, предусмотренные ст. 807, 809 ГК РФ.

Обратите внимание, что при этом в наименовании ООО не должно упоминаться о том, что ООО является микрофинансовой организацией.

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
(ред. от 29.12.2015)
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации
15. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, сведения о которых внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций, и юридических лиц, создаваемых для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса микрофинансовой организации, не может использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» либо иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление микрофинансовой деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом. Юридическое лицо, создаваемое для осуществления микрофинансовой деятельности и приобретения статуса микрофинансовой организации, вправе использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» в течение девяноста календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. В случае утраты юридическим лицом, в наименовании которого содержится словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания», статуса микрофинансовой организации данное юридическое лицо обязано исключить из своего наименования словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» в течение тридцати рабочих дней со дня исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации не может использовать в своем наименовании словосочетание «микрофинансовая организация», а также сочетание букв «мфо».

Есть вопрос к юристу?

Виктор, добрый вечер! Согласно ст. 807 Гражданского кодекса РФ

1.По договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность
другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми
признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму
денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей
того же рода и качества.Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
2.Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора
займа на территории Российской Федерации с соблюдением правил статей 140, 141 и 317 настоящего Кодекса.
3.Особенности предоставления займа под проценты заемщику-гражданину в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливаются законами.

Это соответственно закон об МФО, о потребительском кредите (займе) и об ипотеке. С ФЗ об МФО понятно, рассмотрим ФЗ О потребкредите

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ
«О потребительском кредите (займе)»

3) кредитор — предоставляющая или предоставившая
потребительский кредит кредитная организация, предоставляющие или
предоставившие потребительский заем кредитная организация и некредитная финансовая организация, которые осуществляют профессиональную
деятельность по предоставлению потребительских займов
, а также лицо, получившее право требования к заемщику по договору потребительского кредита (займа) в порядке уступки, универсального правопреемства или приобращении взыскания на имущество правообладателя;
5) профессиональная деятельность по
предоставлению потребительских займов
— деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

т.е. больше 4 займов физлицам в год — уже профессиональная деятельность которая подпадает под требования закона об МФО. В случае нарушения —

Статья 14.56. Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов

Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов
(за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее
осуществление, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц — от
двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действующее законодательство не накладывает никаких ограничений на процедуру. предоставления юридическим лицом ( в том числе ООО) заемных средств третьим лицам.Между физическим и юридическим лицом составляется договор займа в соответствии с Гражданским кодексом (ст.807 ГК РФ). Займ может быть возмездным и безвозмездным. Вместе с тем, выдавать займы неограниченному кругу лиц запрещается действующим законодателсьтвом, в противном случае данные операции могут быть квалифицированы как незаконная банковская деятельность.

При этом лицензия ООО не нужна.

Перечень банковских операций, осуществление которых требует получения лицензии Банка России, определен в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон N 395-1). Указанная лицензия может быть выдана только лицу, имеющему статус кредитной организации и зарегистрированному в порядке, установленном Федеральным законом N 395-1.
К числу банковских операций Федеральным законом N 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.

Операция по предоставлению займов в соответствии со ст. 5 Федерального закона N 395-1 не отнесена к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого ст. ст. 807 — 818 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.

А при чем тут лицензия? При чем тут банковские операции?

Предприниматель вот тоже думал что ничего не нарушает, суд с ним не согласился

Постановление Саратовского областного суда от 21.04.2016 N 4А-248/2016

постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от
21.10.2015, с учетом определения об исправлении описки от 02.11.2015,
оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г.
Саратова от 08.12.2015, индивидуальный предприниматель (далее — ИП) О.
признан виновным в совершении административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена ст. 14.56 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Вжалобе заявитель указывает на несогласие с состоявшимися судебными
актами, считает их незаконными и необоснованными, производство по делу
просит прекратить в связи с отсутствием состава административного
правонарушения. Полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим
обстоятельствам дела. По мнению автора жалобы, Федеральный закон
от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не запрещает
индивидуальным предпринимателям осуществлять деятельность по
предоставлению займов.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к выводу о том, что оснований для удовлетворения
указанной жалобы не имеется.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что
18.09.2015 прокуратурой Кировского района г. Саратова в соответствии с
поручением прокуратуры Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства о кредитовании в деятельности ИП О., осуществляющего деятельность по адресу: (л.д. 34).
В ходе проверки установлено, что в помещении по указанному выше адресу ИП
О. осуществляется деятельность по выдаче займов населению под залог
недвижимого имущества. Помещение имеет вывеску «Займы» ИП О.». Данное
помещение ИП О. занимает на основании договора аренды N от 01.07.2015
(л.д. 35-38).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора,
договора займа и исполнением соответствующего договора, регулируются
Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Согласно ст. 4
указанного Закона профессиональная деятельность по предоставлению
потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также
некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных
федеральными законами об их деятельности.

В силу ст. 14.56 КоАП РФ, осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт совершения ИП О. административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56
КоАП РФ, подтверждается: постановлением о возбуждении дела об
административном правонарушении от 21.09.2015 (л.д. 3-6); копией
информации отделения по Саратовской области Волго-Вятского Главного
Управления Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) от
17.08.2015 N о незаконной деятельности ИП О. по предоставлению
потребительских займов физическим лицам (л.д. 8-9); копиями документов
на получение займов, размещенных ИП О. в сети «Интернет» на сайте
(л.д. 10-14); копией свидетельства о постановке на
специальный учет N от 31.05.2011 (л.д. 31); копиями договоров займа,
заключенными ИП О. с физическими лицами (л.д. 32, 33, 42, 43); копией
акта проверки от 18.09.2015 (л.д. 34); копией свидетельства о постановке
на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на
территории РФ (л.д. 39); копией свидетельства о внесении в ЕГРИП записи
об индивидуальном предпринимателе (л.д. 40); письменными объяснениями О.от 18.09.2015 (л.д. 41); копией акта проверки от 21.09.2015 (л.д.
46-47).
Всем собранным по делу об административном правонарушении доказательствам, вопреки доводам жалобы, была дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиямист. 26.11 КоАП РФ.
Утверждение О. об отсутствии состава административного правонарушения является несостоятельным, поскольку данная позиция получила правомерную оценку в постановлениях и расценивается, как способ защиты с целью избежания админист
ративной ответственности.
Довод О. о том, что он как индивидуальный предприниматель имеет право на осуществление деятельности по предоставлению займов, основан на неправильном толковании заявителем норм действующего законодательства, поскольку организациями, имеющими право осуществлять деятельность по предоставлению займов в соответствии с законодательством РФ, являются:
микрофинансовые организации (ст. 2.1
Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой
деятельности и микрофинансовых организациях»), кредитные кооперативы (ст. 4 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации») ломбарды (ст. 1.1 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах») и сельскохозяйственные кооперативы (ст. 6 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»). Таким образом, профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов может осуществляться только определенным кругом юридических лиц.
В
ходе проверки установлено, что ИП О. деятельность по выдаче займов
осуществляется на постоянной и регулярной основе, более 4 раз в год, что
образует признаки профессиональной деятельности по предоставлению
потребительских займов. При этом, ИП О. в качестве одной из
вышеуказанных организаций не зарегистрирован, не обладает присущими им
признаками и соответствующим статусом.
Ссылка
в жалобе на то, что одним из видов деятельности ИП О. является
предоставление займов, которое буквально указано как «предоставление
ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества» (л.д.
82), не может служить основанием для отмены судебных постановлений и
прекращения производства по делу.
Согласно ст. 2
Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ «О ломбардах», ломбардом
является юридическое лицо — специализированная коммерческая организация,
основными видами деятельности которой являются предоставление
краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Между тем О.
зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя как
физическое лицо (л.д. 40, 81-88).
Учитывая изложенное, действия ИП О. были правильно квалифицированы по ст. 14.56 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ИП О. в пределах санкции, предусмотренной ст. 14.56 КоАП РФ.
Оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений и прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Кировского района г. Саратова от 21.10.2015, решение Кировского районного суда г. Саратова от 08.12.2015, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.56КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя О., оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя О. — без удовлетворения.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 14.56. Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов

Осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к статье 14.56 КОАП РФ

1. В настоящее время широкое распространение получили центры микрофинансирования потребителей. Указанная деятельность представляет собой кредитование физических лиц для потребительских целей.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере кредитования потребителей.

Деятельность по кредитованию потребителей юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями может осуществляться только при наличии у них специальных разрешений.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия виновных лиц по кредитованию физических лиц без получения специального разрешения.

2. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Незаконное микрофинансирование выведут в отдельный состав преступления

Депутаты Государственной Думы и член Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента пакет законопроектов, регулирующих сферу микрофинансирования.

Документы № 237560-7 «О внесении изменений в статьи 3.5, 4.11 и 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», № 237568-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и № 237666-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» направленны на снижение предельного размера обязательств заёмщика перед микрофинансовой организацией или кредитной организацией по договору потребительского займа, на увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, нелегально осуществляющих деятельность по предоставлению ответственности должностных лиц и административного приостановления деятельности юридических лиц в случае повторного совершения такого правонарушения.

Изменения в КоАП, вносимые законопроектом № 237560-7, призваны урегулировать деятельности микрофинансовых организаций и защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе введения механизма противодействия деятельности нелегальных кредиторов, осуществляющих выдачу потребительских займов.

Авторы считают необходимым учитывать риск ухода организаций с легального рынка потребкредитования, что может привести к росту числа нелегальных кредиторов и спросу на их услуги и, как следствие, значительному ухудшению ситуацию в области защиты прав потребителей микрофинансовых услуг. По их мнению, предусмотренная в КоАП административная ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов недостаточна. Поэтому предлагается реализовать принцип повышения уровня ответственности при неоднократности выявления незаконной деятельности по кредитованию потребителей.

Так, при совершении административного нарушения впервые – максимальный размер штрафа для граждан составит 30 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для юридических лиц – 500 тыс. руб.; при повторном административном нарушении – максимальный размер штрафа для граждан составит 50 тыс. руб., для должностных лиц – 200 тыс. руб., для юридических лиц – 2 млн руб.

Законопроект № 237568-7 вводит, по мнению законодателей, более совершенные механизмы защиты интересов граждан, связанные с предоставлением кредитов и возвратом долгов.

Документ уточняет определение «профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов», исключая в качестве критериев её квалификации необходимость осуществления соответствующей деятельности за счет систематически привлекаемых денежных средств, а также неоднократность (не менее 4 раз в течение одного года) её осуществления.

Вводится ограничение на размер начисляемых по договору потребительского займа процентов, сумм неустойки (штрафа, пеней) и иных мер – общая сумма обязательств заёмщика перед кредитором не должна превышать полуторный размер суммы предоставленного займа. Также ограничивается возможность уступки прав (требований) по договору потребкредита: по общему правилу уступка допускается только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту.

Кроме того, законопроект лишает судебной защиты требования кредитора по займу в случае, если он был предоставлен не профессиональным кредитором, а также ограничивает судебную защиту требований профессионального кредитора полуторным размером суммы предоставленного кредита.

Третий законопроект № 237666-7 устанавливает уголовную ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.

Вводится отдельный состав преступления – «незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов». При этом для исключения привлечения к уголовной ответственности при малозначительности и незначительной общественной опасности совершенного правонарушения, а также в целях отграничения от административного правонарушения, предусмотренного КоАП, предлагается обусловить применение данного состава преступления причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода в крупном размере.

Также в отношении этого состава предусматривается введение квалифицированного состава – совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также извлечение дохода в особо крупном размере. Дополняется состав преступления статьи 171 «Незаконное предпринимательство» случаями осуществления предпринимательской деятельности в отсутствие внесенных в государственный реестр (иной реестр) лиц, имеющих право на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности, сведений о лице, фактически осуществляющем этот вид предпринимательской деятельности, или в отсутствие специального статуса.

Наказание за незаконное предоставление потребительских займов ужесточат

Правительство РФ поддержало законопроект № 1120970-6 «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за незаконную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Документ предлагает дополнить статью 14.56 КоАП частью 2, предусматривающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, а также частью 3, устанавливающей административную ответственность за совершение административного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за это правонарушение два и более раза. Также законопроектом предусматривается внесение корреспондирующих изменений в часть 1 статьи 3.5 КоАП.

Вместе с тем частями 1-3 статьи 14.56 КоАП в редакции законопроекта предлагается установить административную ответственность должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в одинаковом размере. При этом согласно примечанию к статье 2.4 КоАП лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП не установлено иное.

В этой связи предлагаемое законопроектом расширение субъектного состава в статье 14.56 КоАП представляется излишним, отмечает правительство.

Кроме того, по мнению кабмина, следует учитывать, что совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.56 КоАП, может быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора). В связи с этим правительство считает необходимым дополнить перечень административных правонарушений, установленный частью 2 статьи 4.11 КоАП, по которым административное наказание в виде штрафа за впервые совершённое административное правонарушение не подлежит замене на предупреждение, указанием на статью 14.56 КоАП.

На прошлой неделе Банк России впервые закрыл 8 сайтов нелегальных кредиторов.

Займов по коап

Судебный участок №1 Осинского судебного района Пермского края

29 июля 2015 года г.Оса

Мировой судья судебного участка № 1 Осинского судебного района Пермского края Касимова Альбина Рашитовна,

с участием прокурора М.Ю.А.,

при секретаре Ф.С.Ю.

рассмотрев в помещении мировых судей материал об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя К.Т.В., обезличено года рождения, уроженки обезличено , проживающей по адресу: обезличено , ИНН обезличено , ОГРНИП обезличено , поставлена на учет в МИФНС № 39 по обезличено 25.12.2012, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ,

Прокурором обезличено района в отношении ИП К.Т.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 14.56 КоАП РФ.

В постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении указано следующее.

В соответствии с поступившей информацией Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка РФ о некредитных финансовых организациях, отсутствующих в государственных реестрах, прокуратурой обезличено района 29.06.2015 в дневное время проведена проверка исполнения требований законодательства «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» индивидуальным предпринимателем К.Т.В. по адресу: обезличено .

ИП К.Т.В. осуществляет свою деятельность на основании свидетельства ОГРН обезличено серия 02 № 006921591, выданного МИФНС России № 39 по обезличено 25.12.2012.

ИП К.Т.В. незаконно осуществляет деятельность по выдаче потребительских кредитов (займов) в организации «Деньги до зарплаты», предлагая «быстрые займы» в размере до 10 тысяч рублей на срок до 30 дней, что подтверждается предоставленными в прокуратуру документами.

Таким образом, К.Т.В., незаконно осуществляет микрофинансовую деятельность по выдаче потребительских кредитов (займов), не имея статуса микрофинансовой организации, в нарушение требований Федерального закона № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В соответствии со ст. 5 Закона № 151 -ФЗ, юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Пункт 2 ст. 5 Закона № 151-ФЗ предусматривает, что юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

Учитывая изложенное, прокуратура приходит к выводу, что К.Т.В. умышленно уклоняется от регистрации в государственном реестре ЦБ РФ и надзора за своей деятельностью со стороны Банка России, что, в свою очередь, влечет за собой риски для заемщиков и невозможность защиты их интересов.

Таким образом, в действиях ИП К.Т.В. имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ — незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на её осуществление.

В суд на рассмотрение дела К.Т.В. не явилась, ее представитель по доверенности С.И.З. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указал, что с протоколом согласен, с выявленными нарушениями полностью согласен (л.д.30, 31-32).

Учитывая данные обстоятельства и требования ст. 25.1 КоАП РФ, считая возможным рассмотрение дела по имеющимся в деле доказательствам, суд рассматривает дело в отсутствие К.Т.В. и ее представителя.

Прокурор М.Ю.А. в судебном заседании поддержала доводы изложенные в постановлении, просила признать ИП К.Т.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ.

Выслушав прокурора, исследовав письменные документы, имеющиеся в материалах дела, суд считает, что вина правонарушителя в совершении административного правонарушения по ст. 14.56 КоАП РФ установлена и доказана.

В соответствии со ст.14.56 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (за исключением банковской деятельности) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В статье 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» указано, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) микрофинансовая деятельность — деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование);

2) микрофинансовая организация — юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

3) микрозаем — заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей;

4) договор микрозайма — договор займа, сумма которого не превышает сумму, установленную пунктом 3 настоящей части;

Статьей 3 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предусмотрено, что микрофинансовые организации осуществляют микрофинансовую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Микрофинансовые организации вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

В силу ст. 4 указанного закона внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Банк России устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций.

Согласно ст.5 указанного закона юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением казенного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для микрофинансовых организаций, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

Как усматривается из материалов дела, ИП К.Т.В. осуществляет деятельность по выдаче потребительских кредитов (займов) в организации « обезличено », предлагая «быстрые займы» в размере до 10 000 рублей на срок до 30 дней.

Указанные обстоятельства подтверждаются: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.06.2015 (л.д. 2-4), из которого усматривается, что представитель К.Т.В. замечаний по содержанию постановления не имел, с постановлением был согласен, списком действующих договоров, из которого усматривается, что ИП К. было заключено 16 договоров, копиями договоров займа, расписок, расходных кассовых ордеров, согласий на обработку персональных данных (л.д. 7-20), которыми подтверждается выдача займов гражданам до 10 000 рублей, выпиской из ЕГРИП, из которой следует, что К.Т.В. является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности – предоставление потребительского кредита (л.д.21, 22, 23), фотографиями (л.д.28-29). Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ИП К.Т.В., незаконно осуществляет микрофинансовую деятельность по выдаче потребительских кредитов (займов), не имея статуса микрофинансовой организации.

При таких обстоятельствах, в действиях ИП К.Т.В усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.56 КоАП РФ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Отягчающих ответственность обстоятельств суд не усматривает.

Смягчающим ответственность обстоятельством суд признает совершение однородного административного правонарушения впервые.

Решая вопрос о назначении наказания, суд принимает во внимание конкретные обстоятельства по делу, личность виновной, полагает возможным назначение наказания в виде штрафа в минимальном размере согласно санкции статьи 14.56 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

Индивидуального предпринимателя К.Т.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей в пользу УФК по Пермскому краю (Прокуратура Пермского края) Отделение Пермь, расчетный счет 40101810700000010003, БИК 045773001, ИНН 5902293266, КПП 590201001, ОКТМО 57701000, КБК 415 1 16 90010 01 6000 140.

Квитанцию об уплате представить в судебный участок №1 Осинского судебного района Пермского края по адресу: г.Оса, ул.Ленина, 59.

При неуплате административного штрафа, в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов (ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Осинский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Заместитель директора организации привлечен к административной ответственности за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов

Прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения законодательства о микрофинансовых организациях и о потребительском кредите (займе) в деятельности ООО «Инвест- Проект», расположенному по адресу: город Владимир, ул. Добросельская, д.2а.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», в разделе «Сведения о дополнительных видах деятельности» сведений об Обществе присутствует код экономической деятельности 64.92 «предоставление займов и прочих видов кредита».

Установлено также, что в помещении по указанному выше адресу ООО «Инвест- Проект» осуществляется деятельность по выдаче займов населению на основании письменных договоров займа. Помещение имеет вывеску «Быстрый займ», оно предоставлено обществу по договору аренды нежилого помещения. Сама организация осуществляет выдачу краткосрочных денежных займов населению.

Однако, как установлено, ООО «Инвест- Проект» в качестве микрофинансовой организации не зарегистрировано, не обладает присущими ей признаками и соответствующим статусом.

По итогам проверки в отношении заместителя генерального директора ООО «Инвест- Проект» Эйвазова Алшира Шахлар оглы возбуждено дело об административной правонарушении, предусмотренном ст. 14.56 КоАП РФ (незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов). Виновное лицо оштрафовано на 20 тысяч рублей.

Прокурор
Владимирской области

Обращение прокурора к жителям Владимирской области

Уважаемые посетители сайта!
Рад приветствовать Вас на сайте прокуратуры Владимирской области.
Вот уже почти три столетия прокуратура стоит на страже закона, являясь надежным защитником интересов граждан и государства.
Решение поставленных перед нами задач невозможно без участия общественности.
Официальное представительство прокуратуры Владимирской области в сети Интернет дает возможность оперативного получения информации о нашей работе, а также позволяет Вам обращаться со своими заявлениями о нарушениях закона.
Уверен, что наше эффективное взаимодействие послужит укреплению правопорядка и законности.

С уважением,
прокурор Владимирской области,
И.С. Пантюшин