Закон 212 фз об обязательном социальном страховании

Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 № 13-ФЗ,

от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ,

от 08.12.2010 № 343-ФЗ, от 25.02.2011 № 21-ФЗ (ред. 29.12.2012),

от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 28.11.2011 № 339-ФЗ,

от 03.12.2011 № 379-ФЗ, от 29.12.2012 № 276-ФЗ,

от 05.04.2013 № 36-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Статья 1.1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»), иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Информационное письмо Фонда социального страхования РФ от 14 марта 2016 г. № 02-09-05/06-06-4615 Об обзоре ответов на вопросы по применению положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в работе обзор ответов на вопросы по применению положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», подготовленный с учетом позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приложение
к информационному письму
Фонда социального страхования РФ
от 14 марта 2016 г. № 02-09-05/06-06-4615

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных организациями за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Пунктом 2 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона № 125-ФЗ, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ.

Статьей 20.2 Закона № 125-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

1. Вопрос: О начислении страховых взносов на денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемые государственным служащим (Минтруд России, письмо от 08.06.2015 № 17-3/10/В-4036).

Ответ: Согласно подпункту «и» пункта 2 часта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).

В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Согласно статьям 106 и 107 ТК РФ отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, то оно не несет затрат, связанных с их выполнением.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 9 Закона № 212-ФЗ, является исчерпывающим.

Специальной нормы о включении в указанный перечень компенсационных выплат за неиспользованную санаторно-курортную путевку, производимых государственным служащим, в статье 9 Закона № 212-ФЗ не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, на денежные компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемые государственным и муниципальным служащим, не распространяется действие статьи 9 Закона № 212-ФЗ и, следовательно, данные компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Названные денежные компенсации на основании положений статей 20.1 и 20 2 Закона № 125-ФЗ подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Вопрос: Об обложении страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Минтруд России, письмо от 26.05.2015 № 17-2/В-266).

Ответ: В перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенных в статье 20.2 Закона № 125-ФЗ, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, оплачиваемых работодателем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, не поименована.

Учитывая изложенное, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежит обложению страховыми взносам в общеустановленном порядке.

3. Вопрос: О начислении страховых взносов при оплате отпуска для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (Минтруд России письмо от 27.10.2015 № 17-3/В-524).

Ответ: Пунктом 1 части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Исходя из положений статьи 8 Закона № 125-ФЗ обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, в частности, на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, включая оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 32 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286, оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) осуществляется в размере среднего заработка, исчисленного в порядке,установленном статьей 139 ТК РФ, для оплаты отпусков.

Таким образом, учитывая, что оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации), предоставляемого работнику для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сумма такой оплаты, выплачиваемая в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном статьей 139 ТК РФ для оплаты отпусков, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, обложению страховыми взносами не подлежит.

При заполнении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной приказом Фонда от 26.02.2015 № 59, вышеуказанные суммы отражаются в строке 7 таблицы 8 «Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

4. Вопрос: О начислении страховых взносов на суммы стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области (Минтруд России, письмо от 29.04.2015 № 17-3/10/В-3051).

Ответ: В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Согласно статье 325 ТК РФ и статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон № 4520-1) размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

При этом перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 2 Закона № 4520-1).

До принятия указанного перечня в настоящее время продолжает применяться Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 (с последующими изменениями и дополнениями).

В данном Перечне Кемеровская область отсутствует.

Таким образом, на компенсацию стоимости проезда работников организаций, расположенных на территории Кемеровской области, к месту проведения отпуска и обратно пункт 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не распространяется, и данные суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

5. Вопрос: О составе лиц, подлежащих привлечению к ответственности в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ (Минтруд России, письмо от 30.10.2015 № 17-2/10/В-7958).

Ответ: Согласно статье 20 ТК РФ работодателями — физическими лицами признаются:

физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности (далее — индивидуальные предприниматели);

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Статья 303 ТК РФ устанавливает особенности заключения трудового договора с работодателем — физическим лицом, как для индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также возлагает на работодателя — физического лица (в том числе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) обязанность по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. С учетом данной нормы физические лица, нанимающие работников для личных целей, не могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной абзацем четвертым пункта 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ за осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя, поскольку указанные физические лица не осуществляют какую-либо деятельность, и соответственно применительно к ним отсутствует состав правонарушения.

6. Вопрос: Об определении с 1 января 2016 года момента возникновения у кредитных организаций обязанности по уплате страховых взносов с сумм оплаты отпусков работников с учетом введения для кредитных организаций нового порядка бухгалтерского учета вознаграждений работникам, установленного «Положением «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях», утвержденным Банком России 15.04.2015 № 465-П (далее — Положение) (Минтруд России, письмо от 20.01.2016 № 17-3/10/В-252).

Ответ: Исходя из положений главы 2 Положения, к краткосрочным вознаграждениям работникам относится, в том числе, оплата отсутствий работника на работе, в частности, ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 2.1 Положения).

При накапливаемых оплачиваемых отсутствиях работника на работе (например, ежегодный оплачиваемый отпуск) обязательства подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета не позднее последнего рабочего дня каждого квартала, когда работники оказывают услуги, увеличивающие будущие оплачиваемые отсутствия работников на работе, на которые эти работники имеют право.

Обязательства по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска признаются в том годовом отчетном периоде, в котором работники выполняют трудовые функции, обеспечивающие право на получение выплат в будущем и увеличивающие величину этих обязательств (пункт 2.3 Положения).

При этом согласно подпункту 1.3.8 пункта 1.3 Положения при признании обязательств по выплате краткосрочных вознаграждений работникам кредитной организацией одновременно признаются обязательства по оплате страховых взносов, которые возникают (возникнут) при фактическом исполнении обязательств по выплате вознаграждений работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, начисление в течение года сумм обязательств по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска не обусловлено обязанностью работодателя произвести выплату начисленной суммы (если работник не уходит в отпуск), то есть по сути своей данные суммы еще не являются выплатами в пользу работников, и их величина не соответствует фактическому размеру отпускных, выплачиваемых работнику при уходе в отпуск

Следовательно, отражение кредитной организацией в бухгалтерском учете сумм будущих обязательств по оплате ежегодных оплачиваемых отпусков работников не является фактическим начислением выплат и иных вознаграждений в пользу работников и, соответственно, не является основанием для уплаты кредитной организацией с этих сумм страховых взносов при формировании таких обязательств.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона № 212-ФЗ дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется для плательщиков страховых взносов — организацией как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника.

Исходя из информации Банка России от 10.11.2015 «Разъяснение по вопросу, связанному с применением Положения Банка России от 15.04.2015 № 465-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета вознаграждений работникам в кредитных организациях», кредитные организации вправе на соответствующих балансовых счетах открывать отдельные лицевые счета для отражения обязательств по выплате вознаграждений и вознаграждений, начисленных к выплате, а также отдельные лицевые счета для отражения страховых взносов в отношении обязательств по выплате вознаграждений и страховых взносов в отношении вознаграждений, начисленных к выплате.

Учитывая изложенное, обязанность по уплате страховых взносов с суммы оплаты отпуска работника возникает у кредитной организации при фактическом исполнении обязательств по оплате отпуска, то есть при фактическом (реальном) начислении этой выплачиваемой суммы.

7. Вопрос: О начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на выплаты гражданину Республики Беларусь по договору подряда, если работы выполняются за пределами РФ (Минтруд России, письмо от 28.08.2015 № 17-3/В-439).

Ответ: Исходя из положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) лица, заключившие договоры гражданско-правового характера, включая иностранных граждан, не подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона № 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, начисленные российской организацией в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами, в том числе в Фонд.

В связи с вышеизложенным суммы вознаграждения гражданину Республики Беларусь, выполняющему работу за пределами территории Российской Федерации по гражданско-правовому договору, заключенному с российской организацией, не подлежат обложению страховыми взносами.

8. Вопрос: О начислении страховых взносов на вознаграждение председателя правления садоводческого некоммерческого товарищества (Минтруд России, письмо от 25.11.2015 № 17-4/ООГ-1663).

Ответ: На основании положений статей 20 и 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (далее — Закон № 66-ФЗ) органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления, который избирается общим собранием его членов, если уставом такого объединения не установлено иное.

Исходя из положений ТК РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

В соответствии со статьей 17 ТК РФ трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку статьей 23 Закона № 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.

В этой связи выплаты, начисленные председателю правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в частности СНТ, за выполнение трудовых обязанностей, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке

9. Вопрос: Об определении базы для начисления страховых взносов в отношении выплат работнику, сменившему в течение года работодателя (Минтруд России, письмо от 12.11.2015 № 17-4/ООГ-1569).

Ответ: Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Следовательно, организация — плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.

Таким образом, если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, то новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.

10. Вопрос: О начислении страховых взносов при выплате компенсации работнику за использование в служебных целях транспортного средства, управляемого им по доверенности (Минтруд России, письмо от 13.11.2015 № 17-3/В-542).

Ответ: Из положений подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Согласно статье 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Следовательно, сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества (транспорта), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели), в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.

При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, как подтверждающих право собственности работника на используемое имущество, так и подтверждающих расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях.

В соответствии со статьей 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Следует отметить, что передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом доверенного лица.

Таким образом, поскольку возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества, ТК РФ не предусмотрено, то суммы компенсации, выплачиваемые работнику за использование транспортного средства, управляемого им на основании доверенности на право управления транспортным средством, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

11. Вопрос: О возможности применения профсоюзной организацией пониженных тарифов страховых взносов (Минтруд России письмо от 25.11.2015 № 17-4/В-577).

Ответ: Исходя из положений пункта 11 части 1 и части 3.4 статьи 58 Закона № 212-ФЗ для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, с учетом особенностей, установленных частями 5.1 — 5.3 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, на период до 2018 года включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в том числе в Фонд в размере 0%.

Некоммерческие организации подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». При этом решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается Минюстом России как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

Согласно статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание граждан (далее — социальное обслуживание) — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.

Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Таким образом, учитывая, что деятельность профессиональных союзов не относится к деятельности по социальному обслуживанию населения, а также прямо не поименована в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, общественные организации, осуществляющие деятельность профессиональных союзов, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросам применения законов о страховых взносах и об ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Так, возник вопрос о начислении взносов с компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, выплачиваемой госслужащему. Указано, что данная сумма подлежит обложению в общеустановленном порядке. Речь идет о взносах на ОСС. Они также уплачиваются в отношении стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Относительно оплаты отпуска на санаторно-курортное лечение в связи с нанесением вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания (сверх ежегодного) указано следующее. Соответствующие суммы являются одним из видов страхового обеспечения по ОСС. Взносы не уплачиваются.

Рассмотрен вопрос о возможности применения профсоюзной организацией пониженных тарифов страховых взносов.

Согласно действующему законодательству некоммерческие организации, применяющие УСН и занимающиеся соцобслуживанием населения, до 2018 г. вправе применять пониженные тарифы.

Деятельность профсоюзов не относится к вышеуказанной. В связи с этим пониженные тарифы взносов не применяются.

Федеральный закон №343 от 8 декабря 2010 г.

(Принят Государственной Думой 24 ноября 2010 года; одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 года)

(в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 18; 2009, N 30, ст. 3739) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 1.1 слова «Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» заменить словами «Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»)»;

2) пункт 1 части 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации;»;

а) часть 1 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (далее — справка о сумме заработка) для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.»;

б) пункт 3 части 2 дополнить словами «, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования»;

4) пункт 2 части 1 статьи 4.3 после слов «получать от страхователя» дополнить словами «справку о сумме заработка, а также»;

5) часть 2 статьи 5 после слов «обязательному социальному страхованию» дополнить словами «на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

а) часть 2 дополнить словами «на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

б) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.»;

7) часть 1 статьи 9 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 настоящего Федерального закона.»;

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. В случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком — страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.»;

б) дополнить частями 2.1 и 2.2 следующего содержания:

«2.1. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

2.2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с частью 2 настоящей статьи страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.»;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

«5. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика — справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.»;

г) дополнить частью 5.1 следующего содержания:

«5.1. В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.»;

д) второе предложение части 6 изложить в следующей редакции: «Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.»;

е) дополнить частями 7.1 и 7.2 следующего содержания:

«7.1. Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.

7.2. В случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.»;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.»;

б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».»;

в) в части 2 слова «в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов» заменить словами «в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы»;

г) в части 3 слова «число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата» заменить цифрами «730»;

д) часть 3.1 изложить в следующей редакции:

«3.1. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.»;

е) в части 5.1 в первом предложении слова «в соответствии с частью 3» заменить словами «в соответствии с частями 3 и 3.1», второе предложение исключить;

а) в части 2 слова «частями 2 и 3» заменить словами «частями 3 и 4»;

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

«2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.»;

в) часть 4 после слов «с заведомо неверными сведениями,» дополнить словами «в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия,»;

11) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:

«Статья 15.1. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком

1. Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

2. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

Статья 2

Действие положений части 1 статьи 2 (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

1. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, за период до 1 января 2011 года в средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году, и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную в 2010 году. Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу работника за соответствующий период указываются в справке о сумме заработной платы, иных выплатах и вознаграждениях, представляемой страхователем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ с 1 января 2013 года в части 2 статьи 2 слова «части 3.1» будут заменены словами «части 3.2».

2. При применении положений части 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за период до 1 января 2010 года за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленную Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году.

Действие положений статьи 3 (в редакции Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Статья 3

(в ред. Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ)

1. Положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

2. Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в 2010 году.

3. По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона) за период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции настоящего Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.