Закон 4520-1 статья 14

Оглавление:

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

С изменениями и дополнениями от:

2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 24 июля 2009 г., 2 июля 2013 г., 2 апреля, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 16 октября 2017 г., 7 марта 2018 г.

См. Инструкцию о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденную приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2

См. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Дом Советов России

19 февраля 1993 года.

Устанавливаются государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Гарантии и компенсации финансируются из того бюджета, за счет которого финансируются предприятия, организации, учреждения, где работают граждане.

Нормы Закона распространяются на лиц, работающих по найму постоянно или временно, в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах, кроме установленных дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, устанавливается в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск. Лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным.

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 июня 1993 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 16 апреля 1993 г., N 73, в Ведомостях РФ от 22 апреля 1993 г., N 16, ст. 551

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Федеральный закон от 16 октября 2017 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2017 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений части второй статьи 4 и части шестой статьи 35 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 231-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Статья 2 (в части утверждения ВС РФ перечня районов), часть первая статьи 10 (в части установления ВС РФ районного коэффициента к заработной плате и порядка его выплаты); часть первая статьи 11 (в части установления ВС РФ размера и порядка выплаты процентной надбавки к заработной плате) настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению

Закон РФ от 2 июня 1993 г. N 5082-I

Изменения вступают в силу с момента введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»

Особенности регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 2015 году

С 01.01.2015 вступили в силу изменения к некоторым федеральным законам, в соответствии с которыми будет осуществляться регулирование труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее — Крайний Север). На протяжении 2014 г. изменения в такие акты вносились четыре раза[1] и направлены они были, в первую очередь, на повышение уровня гарантий, предоставляемых работникам Крайнего Севера, усиление защиты их законных прав и интересов. Об особенностях регулирования труда данной категории работников в наступившем году мы и расскажем в нашей статье.

Краткий анализ особенностей регулирования труда работников Крайнего Севера

Особенности регулирования труда работников Крайнего Севера заключаются в предоставлении таким работникам некоторых особых гарантий и соответствующих компенсаций , предусмотренных положениями ряда нормативных правовых актов Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — государственные гарантии; ТК РФ).

Дополнительные гарантии и компенсации таким работникам могут устанавливаться также в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в пределах районов (местностей) Крайнего Севера либо действующими у соответствующих работодателей коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Дополнительные гарантии и компенсации предоставляются исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов (органов) РФ и работодателей.

Виды государственных гарантий и общие условия их предоставления определены в главе 50 ТК РФ и Законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 21.07.2014; далее — Закон № 4520-1). К таким гарантиям относятся:

  • оплата труда в повышенном размере с применением т. н. районных коэффициентов и процентных надбавок (ст. 10, 11 Закона № 4520-1);
  • повышенные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации-работодателя;
  • предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 14 Закона № 4520-1; ст. 116 и ч. 2 ст. 120 ТК РФ);
  • компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 33 Закона № 4520-1);
  • компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35 Закона № 4520-1);
  • предоставление (отдельным категориям работников Крайнего Севера) дополнительного времени еженедельного отдыха (ст. 110 ТК РФ);
  • установление (отдельным категориям работников Крайнего Севера) сокращенной продолжительности еженедельного рабочего времени (ч. 2 ст. 91 и ст. 92 ТК РФ);
  • гарантии медицинского обеспечения (ст. 223 ТК РФ).

Обзор наиболее существенных изменений в регулировании труда работников Крайнего Севера в 2015 году

С началом 2015 г. в регулировании труда работников Крайнего Севера произошли очередные изменения, обусловленные вступлением в силу новой редакции соответствующих положений Закона № 4520-1, их последующим применением во взаимосвязи с положениями ТК РФ, обновленная редакция которых в полном объеме действует с августа 2014 г.

Определение размера районного коэффициента и порядок его применения

В соответствии со ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона № 4520-1 [2] размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников Крайнего Севера должны устанавливаться Правительством Российской Федерации, при этом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления сохраняется право устанавливать (за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований) более высокие размеры районных коэффициентов для расчета заработной платы некоторых категорий работников Крайнего Севера , в том числе:

  • работников государственных органов и учреждений субъектов Российской Федерации;
  • работников органов местного самоуправления;
  • работников муниципальных учреждений.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав этого субъекта муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда[3] в полном размере[4].

Гарантии медицинского обеспечения

Гарантии медицинского обеспечения для работников Крайнего Севера должны устанавливаться в соответствии с действующими у работодателей коллективными договорами (ч. 3 ст. 323 ТК РФ [5] ). Гарантии медицинского обеспечения для работников государственных органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 323 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 323 ТК РФ работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств работодателя:

  • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций;
  • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для лечения.

Указанные гарантии не предоставляются членам семьи работника, за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором.

Компенсация расходов на оплату стоимости переезда, проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

В наступившем году вступили в силу изменения, определяющие порядок компенсации работникам Крайнего Севера расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также расходов, связанных с переездом .

Согласно ч. 1 ст. 326 ТК РФ[6] лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

  • единовременное пособие работнику в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
  • оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам;
  • оплата стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
  • оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Работник федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и члены его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, имеют право на компенсацию стоимости проезда и стоимости провоза багажа на вышеуказанных условиях (ч. 3 ст. 326 ТК РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов работника, связанных с переездом, может быть зафиксирован (в зависимости от места работы) в следующих документах:

В соответствии с обновленной редакцией ст. 325 ТК РФ[7] (ч. 1) работники Крайнего Севера имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

В данном случае размер, условия и порядок компенсации расходов работника также устанавливаются различными нормативным документами, в т. ч. локальными:

Работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений компенсация соответствующих расходов производится только по их заявлению не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда (окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов) и только в случае, если данное место работы является основным . Работнику компенсируются расходы на оплату:

  • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным (компенсация расходов производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем);
  • стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;
  • стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Прочие изменения

В соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2014 № 231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 35 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”» (далее — Федеральный закон № 231-ФЗ), действие ряда положений обновленной редакции Закона № 4520-1 распространяется на правоотношения, возникшие с 16.05.2013. Так, Федеральный закон № 231-ФЗ направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9–П [8] и определяет источник финансирования компенсации расходов неработающим пенсионерам и членам их семей, находящимся на их иждивении, в связи с переездом из районов Крайнего Севера к новому месту жительства на территории РФ, не относящемуся к указанным районам и местностям.

Размер, условия и порядок компенсации соответствующих расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации [9].

В следующем номере журнала мы продолжим разговор о регулировании труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: обратимся к анализу судебной практики, касающейся решения вопросов о надлежащей оплате труда и предоставления полагающегося времени отдыха.

[1] Изменения, предусмотренные Федеральными законами от 02.04.2014 № 50-ФЗ, от 02.04.2014 № 55-ФЗ и от 21.07.2014 № 231-ФЗ, вступили в силу в полном объеме, а Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ — частично.

[2] В ред. Федерального закона от 02.04.2014 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 55-ФЗ).

[3] Статья 145 ТК РФ «Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций» (включая организации, осуществляющие деятельность в районах Крайнего Севера; в ред. Федерального закона № 55-ФЗ).

[4] Части 2–4 ст. 168 ТК РФ «Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой» (в ред. Федерального закона № 55-ФЗ).

[5] Здесь и далее ст. 323 ТК РФ в ред. Федерального закона № 55-ФЗ.

[6] Здесь и далее ст. 326 ТК РФ в ред. Федерального закона № 55-ФЗ.

[7] Здесь и далее ст. 325 ТК РФ в ред. Федерального закона от 02.04.2014 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации».

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Н. М. Моренко”».

[9] До настоящего времени не установлены. — Примеч. автора.

М. Ю. Рогожин, эксперт

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2015.

Закон 4520-1 статья 14

О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

(с изменениями на 7 марта 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:
Законом Российской Федерации от 2 июня 1993 года N 5082-1 (вступил с силу с 1 июня 1993 года);
Указом Президента Российской от 24 декабря 1993 года N 2288 (вступил с силу с 25 декабря 1993 года);
Федеральным законом от 8 января 1998 года N 4-ФЗ (Российская газета, N 5, 13.01.98);
Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 151-ФЗ (Российская газета, N 247, 29.12.2000);
Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ (Российская газета, N 150, 08.08.2001) (вступил в силу с 1 января 2002 года);

Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ (Российская газета, N 138, 29.07.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ);
Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);
Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 50-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014);
Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 55-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 55-ФЗ);
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 231-ФЗ);
Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 519-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310043) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 519-ФЗ);
Федеральным законом от 16 октября 2017 года N 293-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.10.2017, N 0001201710160056);
Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 56-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2018, N 0001201803070037).

Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Действие настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (часть дополнительно включена с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ ) .

Предусмотренные настоящим Законом гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются к лицам, работающим у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
(Часть дополнительно включена с 31 марта 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 519-ФЗ)

Статья 2. Порядок определения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем, если иное не установлено настоящим Законом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Статья 4. Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ.

Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 231-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 16 мая 2013 года)
____________________________________________________________________
Части вторая — четвертая предыдущей редакции с 22 июля 2014 года считаются соответственно частями третьей — пятой настоящей редакции — Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 231-ФЗ.
____________________________________________________________________

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет средств работодателя.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
____________________________________________________________________
Статья 4 настоящего Федерального закона с 1 января 2005 года изложена в редакции пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с 16 мая 2013 года признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), в той мере, в какой содержащиеся в нем положения в системе действующего правового регулирования, четко не определяя источник финансирования компенсации неработающим гражданам, получающим трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению, расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, допускают — по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, — возможность лишения данной категории граждан права на эту компенсацию — см. постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 9-П.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Статья 5. Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа

Гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ .

Предоставляем дополнительный отпуск

Дополнительный отпуск по Трудовому кодексу

Действующим законодательством предусмотрены дополнительные отпуска для отдельных категорий работников. Перечень таких сотрудников установлен Трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К сведению
Дополнительный отпуск – это ежегодный оплачиваемый отпуск, который предоставляется сотрудникам во исполнение требований законодательства или по инициативе работодателя. Оплата дополнительного отпуска, как и основного ежегодного отпуска, производится из расчета среднего заработка работника.

Перечислим категории работников, имеющих право на дополнительный отпуск:

  • работники, которым установлен ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ);
  • «северяне» – работники районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах, где установлены районные коэффициенты и процентная надбавка к зарплате (ст. 321, 302 ТК РФ, ст. 14 Федерального закона от 19.02.1993 №4520-1);
  • сотрудники, условия работы которых признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными по результатам специальной оценки условий труда (ст. 117 ТК РФ);
  • «чернобыльцы» (ст. 14, 16, 18-20 Федерального закона от 15.05.1991 №1244-1);
  • спортсмены и тренеры (ч. 2 ст. 348.10 ТК РФ);
  • отдельные категории работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы (ст. 118 ТК РФ). Перечень таких работников должен быть установлен Правительством РФ, однако в настоящее время такого документа нет.

Инициатива работодателя

Помимо дополнительных отпусков, установленных законом, организация (индивидуальный предприниматель) может предусмотреть дополнительные отпуска в трудовых договорах с сотрудниками или в коллективном договоре (ч. 2 ст. 116 ТК РФ). На практике такие отпуска могут предоставляться «вахтовикам» или сотрудникам, чья работа связана с регулярными командировками, в качестве поощрения.

Замена отпуска компенсацией

По договоренности работника и работодателя дополнительный отпуск может быть заменен денежной компенсацией. Однако действующее законодательство устанавливает перечень сотрудников, кому нельзя заменять отпуск деньгами ни при каких условиях. Например, такой запрет действует в отношении работников, занятых на вредных или опасных работах (подробнее об этом см., «Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск без увольнения»).

В соответствии с действующим законодательством право на отпуск возникает у сотрудников после 6 месяцев работы на предприятии (ч. 2 ст. 122 ТК РФ). Предоставить отпуск авансом, то есть до истечения шестимесячного срока, можно. Однако это является правом организации, но никак не ее обязанностью (ст. 122, 177 ТК РФ). То есть, в общем случае, отпуск до полугода работы возможен только по согласованию с администрацией организации.

В исключительных случаях, когда речь идет об отдельных категориях трудящихся, предоставление отпуска до 6 месяцев непрерывной работы в организации может быть для компании обязательным (ст. 122, 123, 262.1, 267, 286, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1, ст. 14–19 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Статья подготовлена на базе материалов сайта «Гуру бухгалтерии»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Закон 4520-1 статья 14

Какие гарантии и компенсации предоставляются лицам, работающим на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях?

1. Районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям — ст. 10 Закона

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий,

стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

2. Процентная надбавка к заработной плате — ст. 11 Закона № 4520-1

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 10

Закона № 4520-1 для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

3. Дополнительный отпуск — ст. 14 Закона № 4520-1

Кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

– в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;

– в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней;

– в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, –

Порядок оплаты труда и иные гарантии и компенсации работникам бюджетных учреждений, расположенных в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 11

В предыдущем номере были рассмотрены вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Сегодня мы разберем основные гарантии и компенсации, предоставляемые данным работникам в связи с отпуском, порядок выплат пособий по временной нетрудоспособности, оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно. Также освещено налогообложение выплат, связанных с проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ввиду того что практически полностью порядок гарантий и компенсаций для лиц, проживающих или работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрен в ТК РФ, многие статьи Закона N 4520-1 утратили силу.

Федеральный закон от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска

На основании ст. ст. 321 и 322 ТК РФ и ст. 14 Закона N 4520-1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо установленных законодательством РФ ежегодных оплачиваемых отпусков и дополнительных отпусков предусмотрены в качестве компенсации дополнительные оплачиваемые отпуска, причем их продолжительность зависит от местности, в которой они работают или проживают:

  • в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;
  • в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;
  • в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.

Предоставление дополнительного отпуска лицам, работающим в остальных районах Севера, в ТК РФ не предусмотрено. Однако такая компенсация установлена ст. 14 Закона N 4520-1. Вместе с тем ее установление не противоречит гл. 50 ТК РФ, которая регулирует только гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Указанные дополнительные отпуска предоставляются помимо установленного основного отпуска и иных дополнительных отпусков, связанных, например, с опасными и вредными условиями труда. При этом общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного оплачиваемого основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Пример 1. Иванов И.П. работает в федеральном бюджетном учреждении, расположенном в Мурманске, и является федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должность, отнесенную к старшей должности гражданской службы. Он написал заявление об уходе в очередной отпуск с 01.07.2006. Выслуга лет гражданской службы составляет 4 года.

Определим количество предоставляемых дней отпуска:

  • в соответствии с п. 4 ст. 46 Закона N 79-ФЗ ежегодный основной оплачиваемый отпуск гражданских служащих, замещающих старшие должности гражданской службы, составляет 30 календарных дней;
  • согласно п. 5 ст. 46 Закона N 79-ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы. Соответственно продолжительность дополнительного отпуска Иванова И.П. составит 4 календарных дня;
  • учитывая нормы, установленные ст. 14 Закона N 4520-1 и Постановлением Совмина СССР N 12 , дополнительный отпуск за работу в Мурманске, которая приравнивается к работе в районе Крайнего Севера, составит 24 календарных дня.

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе».
Постановление СМ СССР от 03.11.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029».

Следовательно, очередной отпуск Иванова И.П. в 2006 г. составит 58 календарных дней (30 + 4 + 24).

В случае если работник в календарном году часть года проработал в районе Крайнего Севера, а часть в остальных районах Севера, то дополнительный отпуск будет определен пропорционально отработанному времени в каждом районе.

Стоит отметить, что лицам, работающим по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в данных местностях не предусмотрен, то есть они имеют право только на ежегодный основной оплачиваемый отпуск и иные дополнительные оплачиваемые отпуска, не связанные с работой на Севере. Указанное ограничение установлено исходя из ст. 287 ТК РФ, согласно которой гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы.

Обратите внимание: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется по истечении шести месяцев работы у работодателя (ст. 322 ТК РФ).

У многих бухгалтеров вызывает вопрос выплаты компенсации за неиспользованный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, уволенным до истечения шести месяцев. В Решении ВС РФ от 05.11.1999 N ГКПИ99-832 было определено, что работники, уволившиеся до получения права на отпуск, могут рассчитывать на получение денежной компенсации в счет неиспользованного отпуска в размере пропорционально отработанному времени.

В соответствии со ст. 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд. Даже если у работника нет желания уходить в очередной отпуск, работодатель обязан предоставить ему такой отпуск. Также ст. 322 ТК РФ предусмотрено, что по желанию работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается полностью или частично соединить ежегодный оплачиваемый отпуск не более чем за два года. При этом максимальная продолжительность такого отпуска не может превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Если его максимальная продолжительность больше шести месяцев, то неиспользованная часть отпуска переносится на следующий год с присоединением к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

В случае если у работника есть ребенок в возрасте до 18 лет, который поступает в образовательное учреждение высшего или среднего профессионального образования, находящееся в другой местности, работодатель обязан предоставить работнику ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть для его сопровождения. Данное право у работника возникает по истечении шести месяцев работы в учреждении в календарном году, однако по взаимному согласию можно предоставлять такой отпуск и до истечения этого срока, то есть авансом.

Компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно

В соответствии со ст. 33 Закона N 4520-1 и ст. 325 ТК РФ работникам учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающим членам их семей (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) оплачивается один раз в два года проезд за счет средств работодателя к месту использования отпуска в пределах РФ туда и обратно. Причем проезд может быть осуществлен любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе и на личном автотранспорте. Кроме того, учреждением будет оплачен провоз багажа весом до 30 килограммов.

Если проезд любым видом транспорта (за исключением такси) может быть оплачен вне зависимости от его стоимости, то оплата проезда на личном транспорте производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Он определяется исходя из существующей транспортной системы.

Для получения оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно в бухгалтерию необходимо представить заявление с обоснованием выплаты. Денежные средства выдаются не позднее трех дней до отъезда в отпуск. Окончательный расчет производится после возвращения работника из отпуска на основании приложенных им к авансовому отчету документов.

Пример 2. Работник федерального бюджетного учреждения, расположенного в районе Крайнего Севера (г. Мурманск), во время ежегодного очередного отпуска 2006 г. находился за границей в Германии. По возвращении из отпуска работник представил в бухгалтерию документы о проезде в отпуск и обратно, а именно:

  • железнодорожный билет из Мурманска до Москвы стоимостью 3000 руб.;
  • авиабилет из Москвы до Берлина — 7600 руб.;
  • авиабилет из Берлина до Москвы — 8000 руб.;
  • железнодорожный билет из Москвы до Мурманска — 3500 руб.

Кроме того, учитывая, что границей является территориальная линия согласно соглашениям о границе, для оплаты проезда работник представил справку о стоимости перелета по РФ с учетом расстояния от Москвы до Санкт-Петербурга, то есть до пересечения границы РФ.

В 2005 г. работнику бюджетного учреждения оплата проезда в отпуск и обратно не производилась.

Для того чтобы определить, что является границей при вылете из РФ, стоит обратиться к ст. 9 Закона N 4730-1 , согласно которой под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Следовательно, работник пересекает пункт пропуска через Государственную границу РФ в здании аэропорта, а не во время перелета через территориальную линию границы РФ в районе Санкт-Петербурга.

Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе РФ».

Исходя из изложенного, а также ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона N 4520-1 работнику за счет средств федерального бюджета будет произведена оплата только по проезду из Мурманска в Москву и обратно в общей сумме 6500 руб. (3000 + 3500).

Обратите внимание: если работник и неработающие члены его семьи в текущем году не воспользовались правом компенсации стоимости проезда, то на следующий год она не переходит. То есть лицо, работающее в организации, финансируемой из федерального бюджета, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности через два года может воспользоваться полагающейся компенсацией без суммирования с предыдущей неполученной компенсацией.

Компенсация стоимости проезда и провоза багажа для работников и членов их семей устанавливается в размерах, определяемых:

  • работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, — Правительством РФ;
  • работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — органами государственной власти субъектов РФ;
  • работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — органами местного самоуправления;
  • у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций (ст. 325 ТК РФ).

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 28.01.2003 N 61-ВО2-6. Работник УВД субъекта РФ обратился к организации о взыскании стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно. По приезду из отпуска работник представил заявление об оплате ему проезда к месту проведения отпуска и обратно, однако ему была оплачена только половина указанной суммы в связи с тем, что работником были утрачены проездные билеты по возвращении из отпуска. Определением Судебной коллегии по гражданским делам субъекта РФ вынесено решение об отказе в выплате работнику всей суммы проезда к месту отпуска и обратно.

Рассмотрев протест работника на решение суда предыдущей инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

— разрешая настоящий спор, Судебная коллегия по гражданским делам субъекта РФ не учла положений Приказа Минтруда России от 22.11.1990 N 2, которым была утверждена Инструкция «О порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами». В соответствии с ч. 2 п. 39 указанной Инструкции при непредставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту его использования и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Таким образом, работник вправе в случае утраты проездных документов подтвердить использование им отпуска за пределами места постоянного проживания иными документами, свидетельствующими о его выезде к месту отпуска и обратно.

Исходя из представленных материалов дела, УВД по субъекту РФ произведена частичная оплата проезда работнику, так как некоторые из проездных документов им были представлены. Оплатив проездные документы, учреждение признало факт выезда своего работника к месту отпуска, но при разрешении спора правовая оценка этому не была дана. Кроме того, к представленной жалобе работник приложил документы, подтверждающие его выезд к месту отпуска, — свидетельство о регистрации по месту пребывания, копии авиабилетов.

Из вынесенного судебного определения можно сделать вывод, что в случае утери проездных билетов оплата работнику стоимости проезда производится при представлении им документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности (санаторно-курортной путевки, счета по проживанию в гостинице и т.д.), по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом

Данные гарантии и компенсации установлены ст. 326 ТК РФ и ст. 35 Закона N 4520-1 и включают выплаты работникам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ:

  • единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
  • оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, по тарифам, предусмотренным для перевозки железнодорожным транспортом;
  • оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Выплата единовременного пособия производится исходя из должностных окладов, установленных по новому месту работы после переезда в северные районы. Вместе с тем, исходя из того, что данное пособие выплачивается только один раз и является компенсацией, на него не начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Предоставление оплачиваемого отпуска не связано со стажем работы на Севере, то есть он представляется по согласованию между работником и работодателем или сразу после прибытия в данную местность или предоставления жилья.

Обратите внимание: в ст. 325 ТК РФ оплата проезда производится неработающим членам семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником), тогда как в ст. 326 ТК РФ ограничения по составу семьи не установлено, то есть переезд компенсируется всем членам семьи работника, независимо от того, трудятся они или нет.

Также необходимо указать, что оплата стоимости переезда работника и членов его семьи, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью производится независимо от того, по каким обстоятельствам расторгнут предыдущий трудовой договор работника (исключение составляет только увольнение работника за виновные действия). Кроме того, право на оплату переезда работник имеет в течение года со дня заключения договора с организацией, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненной к ней местности.

В случае если работник получил причитающиеся ему компенсации, связанные с переездом, но в результате не приступил без объяснения причин к исполнению своих трудовых обязанностей, он обязан возвратить выданные ему средства без учета выплаченных сумм на проезд и провоз багажа.

Размер и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, для работников и членов их семей устанавливаются законодательными актами того уровня бюджета, к которому относится организация, где они работают.

Пособие по временной нетрудоспособности

Статьей 24 Закона 4520-1 установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за полный календарный месяц с учетом районных коэффициентов и процентной надбавки в 2006 г. не может превышать 15 000 руб.

Гарантия медицинского обслуживания

Согласно ст. 323 ТК РФ лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, может быть предусмотрена оплата за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории РФ для медицинских консультаций или лечения. Основным условием оплаты является наличие медицинского заключения о необходимости лечения. Если лечение или консультацию работников можно провести по месту их жительства и это отражено в медицинском заключении, то, соответственно, при их выезде на аналогичное лечение в другую местность, расположенную в пределах территории РФ, оплата стоимости проезда им не производится.

Гарантии и компенсации в области пенсионного обеспечения

Данные гарантии и компенсации предоставляются в соответствии со ст. 327 ТК РФ, ст. 34 Закона N 4520-1, Законом N 166-ФЗ и Законом N 173-ФЗ . Лица, проработавшие не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет имеют право досрочного выхода на пенсию: мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины — 50 лет. Кроме того, досрочное право выхода на пенсию (с 50 лет) предоставляется женщинам, имеющим двух и более детей, если их страховой стаж составляет не менее 20 лет и они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно п. 6 ст. 28 Закона N 173-ФЗ гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Закона N 173-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Размеры пенсий, выплачиваемых лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 14 Закона N 166-ФЗ увеличиваются на соответствующий установленный для района Крайнего Севера и приравненной к ним местности районный коэффициент к заработной плате.

Оплата проезда пенсионеров по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно на территории РФ осуществляется в порядке и размерах, установленных Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 176 , а именно:

  • железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
  • внутренним водным транспортом — в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
  • морским транспортом — в каюте IV — V групп морского судна регулярных транспортных линий;
  • воздушным транспортом — в салоне экономического (низшего) класса;
  • автомобильным транспортом — в автобусе общего типа, а при отсутствии — в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно».

Дополнительный выходной день

Как определено ст. 319 ТК РФ, один из родителей (опекун, попечитель, приемный родитель), работающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющий ребенка в возрасте до 16 лет, имеет право на ежемесячный дополнительный выходной день. При этом данный день оплате не подлежит. Для получения дополнительного выходного дня работник должен написать заявление на имя руководителя учреждения. В случае если в отдельном месяце работник не воспользовался правом на дополнительный выходной день, то перенос его на следующий месяц — прерогатива руководителя учреждения.

Сокращенная рабочая неделя

Очередная гарантия установлена в отношении женщин, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях. Согласно ст. 320 ТК РФ для них в соответствии с коллективным или трудовым договором установлена сокращенная 36-часовая рабочая неделя. При этом следует учитывать, что иными нормативными законодательными актами РФ может быть предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели.

Гарантии работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности штата

В бюджетных учреждениях сокращение численности работников не редкость. При этом, как установлено ст. 178 ТК РФ, при расторжении трудового договора увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Несколько иной порядок предоставления гарантий действует в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Он установлен ст. 318 ТК РФ. Исходя из данной статьи увольняемым из указанных районов работникам выходное пособие в размере среднемесячного заработка выплачивается на период трудоустройства работника, однако не может превышать 3 месяцев.

Также общие правила выплат, установленные в ст. 178 ТК РФ, отличаются от гарантий, предусмотренных в ст. 318 ТК РФ, тем, что по общему правилу средний месячный заработок может быть сохранен и на третий месяц в связи с обращением в службу занятости населения, при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, тогда как ст. 318 ТК РФ при аналогичном обращении предусмотрено сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев.

Обратите внимание: сохранение среднего месячного заработка производится с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Непредставление работодателем лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, положенных гарантий является нарушением трудового законодательства и влечет административное наказание должностных лиц по ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ или, в случае если должностное лицо ранее подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение, дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Налогообложение

Так как работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится выплата гарантий и компенсаций, возникает вопрос, подлежат ли они налогообложению.

Учитывая, что применение к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является гарантией оплаты труда и относится к элементам заработной платы, они согласно ст. ст. 208, 236 НК РФ являются объектами обложения НДФЛ и ЕСН.

В соответствии с налоговым законодательством РФ не все компенсационные выплаты подлежат налогообложению. Согласно п. 3 ст. 217 и п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, связанные:

  • с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
  • с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
  • с гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Соответственно, не подлежат обложению НДФЛ и начислению ЕСН выплаты, произведенные увольняемому работнику в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности учреждения; компенсация расходов по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; возмещение расходов, связанных с переездом работника; оплата проезда работников в пределах РФ для медицинских консультаций или лечения. Данное положение подтверждено Письмами Минфина России от 08.04.2005 N 03-05-01-04/92, от 08.08.2006 N 03-05-01-04/242.

Вместе с тем отдельные учреждения по-своему трактуют налоговое законодательство, в результате ситуация разрешается в суде.

Судебная практика

Постановление ФАС СЗО от 07.06.2004 N А42-9146/03-17. Отдельные налогоплательщики считают, что стоимость оплаты проезда лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежит возмещению в полном объеме и не включается в налоговую базу по НДФЛ. В то же время мнение налоговых органов противоположное. Они считают, что расходы лиц, проживающих в северных районах, по проезду в отпуск и обратно на личном автотранспорте возмещаются в том же порядке, что и расходы лиц, не представивших проездные документы, то есть компенсируется стоимость проезда кратчайшим путем о общем вагоне пассажирского поезда. Превышающие данный размер расходы включаются в налоговую базу по НДФЛ. По данной ситуации ФАС СЗО была рассмотрена кассационная жалоба налогового органа о взыскании с налогоплательщика недоначисленных сумм НДФЛ. По итогам ее рассмотрения суд поддержал требования налогового органа, так как согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.

Оплата стоимости проезда на личном автотранспорте производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Указанные выплаты являются компенсационными и согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ. Следовательно, при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, работнику, использовавшему свой личный автотранспорт для проезда к месту использования отпуска и обратно, возмещаются расходы по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем в оба конца. Тогда как суммы оплаты стоимости проезда работника к месту проведения отпуска, превышающие размер компенсаций, установленный ТК РФ, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.