Закон о лицензировании действующая редакция

Оглавление:

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (99-ФЗ) 2018

Закон о лицензировании в последней действующей редакции от 14 августа 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения при получении разрешения на отдельные виды деятельности, а также устанавливает перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования. Основной целью Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также безопасности государства и обороны страны.

Федеральный закон«О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет основные понятия и основные принципы лицензирования, критерии выбора видов деятельности, требующих особого разрешения. Настоящий Федеральный закон охватывает внешнеторговую и таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов, а также интеллектуальную деятельность, требующую лицензирования ее результатов.

Федеральный закон«О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает порядок осуществления лицензирования и порядок формирования единого реестра лицензий Российской Федерации. Федеральный закон определяет полномочия лицензирующих органов, которые осуществляют надзор за соблюдением лицензионных требований, переоформление лицензий, приостановление и возобновление действия лицензий, формирование и ведение реестра лицензий.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о лицензировании не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (99-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

99 ФЗ «О лицензировании»

Для большинства видов коммерческой деятельности нужно соответствующее разрешение. Педагогическая или медицинская практика, предпринимательство, производство — множество сфер нуждается в лицензировании. Разумеется, подобная процедура имеет законодательную основу. Таковой является Федеральный Закон под № 99, «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Описание закона

Настоящий закон был разработан и вступил в силу сравнительно недавно — одобрение Совета Федерации было получено 27 апреля 2011 года. Цель ФЗ 99 — регулировать порядок выдачи лицензий на деятельность определенного рода: кому они выдаются, какие для этого нужны документы, кто имеет право выдавать разрешения и т. д. Последняя редакция закона вступила в силу 1 января 2017 года.

Тем не менее, ФЗ 99 не регулирует выдачу разрешений на все виды деятельности. Есть и исключения.

Примеры сфер, лицензирование которых регламентируется другими федеральными законами (список неполный):

  • применение атомной энергии;
  • производство и товарооборот спиртосодержащей продукции;
  • выдача кредитов и страховок;
  • космическая деятельность.

Срок выдачи лицензии

У физических и юридических лиц, которые намерены заняться предпринимательством, часто возникает вопрос — на какой срок выдаются лицензии в соответствии с ФЗ 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

Чтобы получить ответ, нужно обратиться к статье 9 ФЗ 99 — «Действие лицензии». Настоящий пункт рассматривает не только права, которые предоставляет эта бумага владельцу, но и срок ее действия. Согласно пункту 4, разрешающие документы действуют бессрочно. Однако лицензиату стоит помнить, что он может лишиться права на осуществление деятельности, если допустит правонарушения того или иного рода, подробно описанные в статье 19 ФЗ 99.

ФЗ 99 не относится к самым объемным. В законе 24 статьи, разделенных на 3 главы. За 6 лет существования, поправки и дополнения в него вносились 16 раз, включая последнюю редакцию ФЗ 99 от 30 декабря 2015 года, с которой можно ознакомиться здесь.

Последние изменения закона «О лицензировании»

Последняя редакция закона «О лицензировании», датируемая 30 декабря 2015 года, внесла одно изменение.

Речь пойдет о пункте 42 части 1 статьи 12 ФЗ 99. Сама статья закона «О лицензировании» дает перечисление перечню сфер, на которые требуется лицензирование, с указанием возможных исключений. Пункт 42 описывает геодезическую и картографическую деятельность.

В новой редакции ФЗ 99 «О лицензировании» расширен список исключений, когда разрешение не нужно:

  • для процедур, проводимых Вооруженными Силами Российской Федерации;
  • градостроительная практика;
  • кадастровая практика;
  • недропользование.

Также, формулировка в статье об «общегосударственном значении» заменена перечислением планов и актов, которые создаются в результате геодезической и картографической деятельности:

  • топографические планы;
  • геодезические сети;
  • границы РФ и муниципальных образований.

Отдельно упомянем 1 пункт данной статьи ФЗ 99, который не претерпел изменений в последней редакции, но является одним из ключевых в настоящем законе. В нем приводится список видов деятельности, подлежащих лицензированию, включая сферы производства, разработок, услуг, телевизионного и радиовещания и т. д.

Следующие две статьи законопроекта не претерпели изменений в последней редакции закона «О лицензировании» от 30 декабря 2015 года, но они — носители ценной информации для физических и юридических лиц, желающих узнать больше об особенностях процедуры лицензирования.

Ст. 2 ч. 2

В данной статье ФЗ 99 «О лицензировании» рассматриваются цели и задачи процедуры лицензирования, и по каким критериям определяются виды деятельности, нуждающиеся в лицензии. Часть 2, о которой пойдет речь, описывает задачи выдачи документа. Они заключаются в пресечении нарушений закона со стороны индивидуального предпринимателя, юридического лица или его уполномоченного представителя при осуществлении ими выбранного вида деятельности.

Ст. 19

Эта статья ФЗ 99 определяет порядок организации и реализации лицензионного контроля, частично ссылаясь на ФЗ 294 «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля».

Объекты рассмотрения статьи закона о лицензировании:

  • случаи, когда возможны внеплановые проверки;
  • предметы документарной проверки;
  • предметы и основания для внеплановой выездной проверки;
  • перечень нарушений закона, приводящих к отмене лицензии.

На последний пункт статьи 19 ФЗ 99 рекомендуется обратить особое внимание. Потеря права на осуществление деятельности — наименьшая из проблем, вызванных нарушениями закона.

Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Деятельность целого ряда коммерческих и других организаций в нашей стране подлежит лицензированию. Законодательство обязывает такие структуры получать лицензию – специальное разрешение, позволяющее осуществлять определенный вид деятельности при условии соблюдения специальных лицензионных требований. Лицензия является административным актом уполномоченного органа госуправления, и этот акт всегда имеет определенный срок действия.

Для установления и регулирования правоотношений, возникающих между соискателями лицензий (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) и структурами, их выдающими (органами исполнительной власти субъектов РФ или федеральными органами исполнительной власти), Правительство разработало Федеральный закон N 128-ФЗ (первая редакция — 08.08.2001 г., последняя, действующая – от 25.11.2009 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На кого распространяется закон?

Последнее постановление Правительства о лицензировании деятельности касается работы большого перечня организаций. Под действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» попадают:

  • кредитные организации
  • нотариальные конторы
  • страховщики
  • компании, работающие на биржах
  • таможенные организации
  • производители и продавцы алкогольной продукции
  • участники рынков ценных бумаг
  • продавцы оружия
  • образовательные учреждения
  • инвестиционные фонды и мн.др.

Особенности лицензирования

Необходимость введения понятия лицензирование обусловлена контролем со стороны государства за организациями, деятельность которых способна причинить ущерб здоровью граждан РФ, их правам и законным интересам, культурному наследию, а также обороне и безопасности государства. Законодатели исходят из того, что осуществлять регулирование деятельности таких структур можно только одним методом – лицензированием.

При этом в законе не только указаны виды деятельности, подлежащие лицензированию, но и приведены основные принципы лицензирования:

  • открытость и гласность
  • использование единого порядка лицензирования и единого перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию
  • применение понятия единого экономического пространства на всей территории РФ
  • единство лицензионных условий и требований, прописанных в положениях о лицензировании каждого конкретного вида деятельности

Важным пунктом следует считать применение единых сроков действия лицензий. Согласно закону о лицензировании видов деятельности срок действия разрешения начинается с 5-ти лет. По его окончании срок действия лицензии допускается продлевать с письменного заявления лицензиата. Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут предусматривать бессрочное действие лицензии.

Действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом при нарушении лицензиатом лицензионных условий и требований, за что он обязательно привлекается к административной ответственности согласно положениям, прописанным в КоАП.

Полный текст Федерального Закона N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», состоящего из 20 статей и подписанного 8 августа 2001 года Президентом РФ В.В.Путиным, можно скачать по этой ссылке.

ФЗ 99 о лицензировании отдельных видов деятельности

Для осуществления той или иной деятельности необходимо получить соответствую лицензию, позволяющую заниматься указанной активностью, особенно если данные действия могут повлечь за собой неблагоприятные последствия. С этой целью был принят закон о лицензировании отдельных видов деятельности, предусматривающий порядок лицензирования той или иной активности, с целью контролировать её безопасное и качественное протекание.

Общие положения ФЗ 99

ФЗ-99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 апреля 2011 года и одобрен Советом Федерации 27 апреля 2011 года. Закон вступил в силу после того, как его подписал президент РФ 2 мая 2011 года.

Федеральный закон о лицензировании регламентирует отношения, которые возникают между лицензирующими органами и лицензиатами при выдаче лицензий на осуществление определённых видов деятельности.

Целью лицензирования является предупреждение нарушений прав, интересов и здоровья граждан и окружающей среды, а также нанесение вреда культурным памятникам и безопасности государства в целом.

Задачей лицензирования отдельных видов деятельности является предостережение, обнаружение и предотвращение нарушений требований настоящего законодательства получателями лицензии (физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также их представителями). Соискатели лицензии должны соответствовать предъявленным текущим ФЗ требованиям и обязаны соблюдать их при осуществлении своей деятельности.

Лицензирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • гарантия единого экономического пространства на территории РФ;
  • лицензирование видов деятельности только в соответствии с федеральным законом;
  • единый порядок лицензирования;
  • установка конкретных требований для каждого вида лицензируемой деятельности;
  • открытое предоставление информации о лицензировании;
  • запрет на взимание платы за предоставление лицензии, кроме государственной пошлины, установленной российским законодательством;
  • обеспечение правомерности лицензирования.

Помимо частных требований к каждому отдельному виду деятельности, ФЗ-99 предъявляет общие требования для всех типов занятий:

  • Требования к лицензированию обязывают создание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и их деятельности в соответствующей сфере согласно законодательным и правовым нормативам Российской Федерации.
  • В соответствии с особенностями лицензируемой деятельности, перечень требований к соискателям лицензии состоит из следующих положений:
    • соискатель лицензии и лицензиат обязан иметь в наличии (собственности или долгосрочной аренде) здания, помещения и другие объекты, необходимые для осуществления его вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг), включая необходимое оборудование и документацию к нему;
    • у соискателя лицензии и у лицензиата должен быть штат работников, заключивших с ним трудовые договоры, и имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы, для выполнения необходимой деятельности;
    • наличие производственной системы контроля;
    • соискатель лицензии и лицензиат должен соответствовать установленным федеральным законом требованиям, согласно его организационно-правовой формы, а также объёма уставного капитала и отсутствие долгов перед третьими лицами;
    • другие требования, предусмотренные законодательством.
  • К лицензионным требованиям нельзя относить соблюдение законодательства РФ в соответствующей области лицензирования и в целом, потому что это является обязательным для всех лиц, находящихся на территории РФ.

ФЗ 116 в новой редакции здесь:

Срок выдачи лицензии по закону

В соответствии со статьёй 9 частью 4 настоящего законодательства о лицензировании, лицензия на осуществление отдельного вида деятельности действует бессрочно. Лицензия вступает в силу со дня присвоения ей регистрационного номера и внесения её в реестр лицензий, одновременно с изданием приказа о её выдаче и регистрации.

Обладатель лицензии имеет право осуществлять соответствующий вид деятельности на всей территории Российской Федерации и на землях, находящихся под её юрисдикцией, согласно федеральному законодательству и международному договору.

Какие были внесены изменения?

Последним изменением законодательства № 99-ФЗ о лицензировании стал Федеральный закон № 216-ФЗ от 29.07.2017, который дополнил статью 1 часть 8, следующего содержания: «Настоящий закон применяется к отношениям по осуществлению лицензированной деятельности медицинских, образовательных и других организаций на территории инновационного научно-технологического центра».

Статья 12 перечисляет виды деятельности, для осуществления которых необходима лицензия:

  • создание и реализация криптографических средств и информационных и телекоммуникационных систем, использующих шифровальные устройства, а также предоставление услуг в сфере шифрования данных;
  • создание, реализация и покупка для дальнейшей продажи устройств для негласного получения информации;
  • занятие по нахождению электронных аппаратов для негласного получения информации;
  • создание средств для защиты конфиденциальной информации;
  • действия по охране конфиденциальной информации;
  • изготовление и распространение полиграфической продукции, которая защищена от подделывания;
  • проектирование, изготовление, тестирование и ремонт авиационной техники;
  • проектирование, изготовление, тестирование, монтирование, обслуживание, ремонт, ликвидация и распространение вооружения и военной техники;
  • проектирование, изготовление, тестирование, монтирование, обслуживание, ремонт, ликвидация и распространение гражданского и служебного оружия, а также частей огнестрельного оружия;
  • проектирование, изготовление, тестирование, хранение, торговля и ликвидация боеприпасов, включая патроны к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, а также пиротехнических изделий 4 и 5 классов, в том числе и их применение согласно техническому регламенту;
  • складирование и ликвидация химического оружия;
  • использование взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных промышленных объектов 1, 2, и 3 степени опасности;
  • тушение пожаров в населённых пунктах, промышленных и инфраструктырных объектах;
    монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств для обеспечения пожарной безопасности строений;
  • изготовление лекарств;
  • изготовление и техническое содержание медицинской техники;
  • обращение психотропных и наркотических веществ, включая предшествующие их производству препараты, а также выращивание наркотических растений;
  • использование возбудителей инфекционных болезней людей и животных, если это не применяется в медицинских целях, а также изменённых генной инженерией организмов 3 и 4 степени опасности, содержащихся в замкнутой системе;
  • перевозка пассажиров и грузов (требуются разные лицензии) посредством внутреннего водного транспорта и морских судов;
  • перевозка пассажиров и грузов (требуются разные лицензии) с помощью воздушного транспорта;
  • перевозка пассажиров и грузов (требуются разные лицензии) железнодорожными транспортными средствами;
  • перевозка пассажиров посредством автомобильного транспорта, оснащённого для перевозки более 8 человек;
  • погрузка и разгрузка опасных грузов на железнодорожном и водном, морском транспорте (требуются отдельные лицензии);
  • буксировка морского транспорта;
  • сбор, перевозка, переработка, ликвидация, обезвреживание, складирование отходов 1-4 классов опасности;
  • организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и на тотализаторах;
  • деятельность по частной охране;
  • деятельность по осуществлению частного розыска и предоставлению детективных услуг;
  • накопление, складирование, обработка и продажа чёрных и цветных металлов;
  • трудоустройства граждан РФ за границей;
  • предоставление услуг связи;
  • теле и радиовещание;
  • изготовление копий аудиовизуальных материалов, программного обеспечения и баз данных для всех видов электронных носителей;
  • использование оборудования, генерирующего ионное излучение;
  • образовательная деятельность;
  • геодезия и картография;
  • маркшейдерские работы;
  • активное воздействие на процессы и явления гидрометеорологического и геофизического характера;
  • работы в гидрометеорологической сфере и близких к ней областях;
  • медицинская и фармацевтическая деятельность;
  • работы по защите и сохранению культурных и исторических памятников народов РФ;
  • проведение оценивания промышленной безопасности;
  • работы в сфере оборота и применения взрывчатых материалов в промышленных нуждах;
  • управление многоквартирными домами и другая предпринимательская деятельность в данной сфере.

Введение новых видов лицензируемой деятельности производится только с осуществлением поправок в текущее законодательство.

Статья 19, предусматривающая порядок организации и проведения лицензионного контроля, состоит из следующих положений:

  1. Для осуществления лицензионного контроля, помимо текущего федерального закона, применяются положения ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 года.
  2. Лицензирующий орган проводит внеплановые проверки соискателя лицензии или лицензиата для подтверждения его соответствия необходимым требованиям.
  3. Поводом для проведения экзаменации соискателя лицензии или лицензиата является подача заявления для получение или переоформления лицензии, и возникающая с этим необходимость подтверждения соответствия требованиям.
  4. Документарная проверка соискателя лицензии или лицензиата включает в себя анализ сведений из представленных документов на предмет соответствия положениям ст. 13 ч. 1 и 3 и ст.18 ч.3 настоящего ФЗ, а также сравнение информации из госреестров.
  5. Внеплановая выездная проверка проводится на предмет соответствия с требованиями состояния помещений и зданий, а также используемого оборудования и квалификации рабочего персонала.
  6. Лицензирующий орган проводит документарные проверки лицензиата, запланированные проверки, а также внеплановые выездные экзаменации в соответствии с ч. 10 текущей статьи. Внеплановые выездные проверки не требуют согласования с органами прокуратуры.
  7. Предметом плановых и документарных проверок является анализ имеющейся документации на используемые здания, помещения, оборудование и прочее, а также документы нанятых работников и выполняемая ими работа, анализируется на предмет соответствия с установленными, текущим законодательством, требованиями.
  8. Порядок проведения плановых проверок лицензиата устанавливается и утверждается лицензирующим органом.
  9. Лицензиат включается в список ежегодных плановых проверок на следующих основаниях:
    • по прошествию одного года после принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии;
    • по истечению трёх лет после последней плановой проверки;
    • по истечению установленного Правительством РФ срока для последней плановой проверки лицензиата в области здравоохранения, образования и социальной сферы.
  10. Основания для проведения внеплановой выездной проверки:
    • прошел срок установленного лицензирующим органом для устранения выявленных нарушений;
    • поступление заявлений о нарушениях лицензиатом предписанных требований;
    • прошло время, на которое была приостановлена лицензия;
    • поступление ходатайства лицензиата о проверке досрочного выполнения предписаний лицензирующего органа;
    • в соответствии с распоряжением Президента или Правительства РФ.
  11. Нарушения лицензионных требований устанавливаются для каждого вида деятельности отдельно, однако такими нарушениями могут быть любые действия, повлёкшие за собой следующие последствия:
    • потенциальная угроза жизни или вред здоровью людей, животных и окружающей среды, включая целостность культурных и исторических памятников народов Российской Федерации, а также техногенные угрозы;
    • появление человеческих жертв или нанесение тяжкого вреда здоровью людей и животных, причинение вреда окружающей среде и памятникам культурного и исторического наследия народов РФ, а также техногенные ситуации и нарушение прав и интересов граждан, обороны страны и безопасности государства.
  12. Внеплановая выездная поездка в связи с поступлением заявления о нарушениях лицензиатом предписанных требований должна быть согласована с местным органом прокуратуры. Подобная проверка может проводиться без предварительного уведомления лицензиата.
  13. При проведении лицензионной проверки, лицензирующий орган имеет право получить все необходимые документы соискателя лицензии или лицензиата, подтверждающие подлинность информации о соответствии заявителя необходимым требованиям.

Лицензирующие органы предоставляют всю информацию о проведённых проверках для ежегодного сводного доклада о состоянии лицензирования для регулирования его эффективности.

Скачать закон о лицензировании в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности и необходимых требованиях для каждого вида лицензируемой активности, рекомендуется скачать текст текущего законодательства, .

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии

Предоставлено юрисконсультами Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада»

То, что законодательное регулирование строительной деятельности должно было измениться, все участники этого сегмента промышленности знали достаточно давно. Информация распространялась в различных видах и версиях. На страницах печатных изданий выступали как сторонники отмены лицензирования, так и защитники сохранения прежнего порядка. Сторонники отмены отстаивали право быть свободными от бюрократических препонов в работе строительных организаций, защитники лицензирования говорили, что в результате отмены этой системы наступит хаос и нарушится стройная система государственного надзора в этой сфере.

И вот наступило долгожданное завтра — 2 июля Президентом России подписан федеральный закон № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.» В силу специфики нашего издания, в рамках этой статьи мы опубликуем ту часть закона и краткие комментарии к нему, которые затрагивают лишь строительную деятельность(изыскания, проектирование и строительство) и изменяет закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ в части касающейся.

СТАТЬЯ 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

«лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;»

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов — для юридического лица

Понятие лицензирования в новой редакции Закона несколько расширено, в него дополнительно включены мероприятия по ведению реестров лицензий и предоставлению заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

СТАТЬЯ 6. ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦЕНЗИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

С учетом изменений эта статья выглядит так:

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
предоставление лицензий;
переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
«приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;»;
«прекращение действия лицензий в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;»;
«ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;»;
контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
«обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.»;

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

«2. Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.»;

В новой редакции закона уточнены полномочия лицензирующих органов. Приостановление действия лицензий будет возможно только на основании соответствующего судебного решения. Полномочия лицензирующих органов дополнены. Их обязанностью предоставить заинтересованным лицам сведения из реестров лицензий и иную информацию о лицензировании.

Понятие лицензирующих органов осталось прежним, к ним, как и прежде, относятся федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Установленные в настоящей статье полномочия принадлежат как федеральным лицензирующим органам, так и органам исполнительной власти субъектов РФ. При этом виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливает Правительство РФ. Предлагается предоставлять полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации исключительно решением

Правительства Российской Федерации. При этом при передаче полномочий субъектам Российской Федерации у федеральных органов исполнительной власти сохраняются только правоустанавливающие функции по вопросам, отнесенным к их ведению (разработка положений о лицензировании, методическое руководство и т.д.).

Полномочия лицензирующих органов в новой редакции дополнены формированием информационных ресурсов, содержащих сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи

СТАТЬЯ 9. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ

С учетом изменений:

1. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) — для юридического лица;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона;

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом

2. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

«Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.»;

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

«В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.»;

«Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату, размер которой составляет десять рублей»;

3. Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

4. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

5. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.»;

Основанием отказа в предоставлении лицензии является наличие в документах недостоверной или искаженной информации

7. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении действия лицензии или прекращении действия лицензии, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.»;

Цель осуществления процедуры предоставления лицензии — принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии. Задачи, которые решает лицензирующий орган на этапе лицензирования, — выяснение вопроса о достоверности информации, содержащейся в документах, представленных соискателем лицензии, и разрешение вопроса о соответствии соискателя лицензии принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. В соответствии с новой редакцией закона Правительство РФ вправе установить в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности обязанность соискателя лицензии представить лицензирующему органу документы, как предусмотренные, так и не предусмотренные федеральными законами или принятыми в их исполнение иными нормативными правовыми актами. В этом отличие новое редакции закона от предыдущей, которая ограничивала эти правомочия, указывая, что «в положении о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление только тех документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.»

Наиболее существенные изменения в процедуре предоставления лицензии, в сравнении с действующими, относятся к Изменено содержание заявления о предоставлении лицензии, в котором помимо места нахождения соискателя необходимо указать адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель. При этом понятие — «адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности» в новой редакции закона не раскрыто, что, несомненно, приведет к различному толкованию указанного термина при применении настоящего закона участниками отношений;

1) Из числа обязательных к подаче в лицензирующий орган документов исчезло упоминание о необходимости представлять сведения о квалификации работников соискателя. Но применительно к строительной деятельности это требование остается в положении о лицензировании строительной деятельности, на которое идет ссылка по дополнительным требованиям к конкретному виду деятельности;

2) Новая редакция закона в отношении представления соискателем лицензии не предусмотренных законом дополнительных документов, которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, указывает на право Правительства РФ определить перечень таких документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Действующая редакция закона ограничивала это право Правительства РФ тем условием, что наличие таких документов должно быть предусмотрено иными федеральными законами;

3) Сокращаются максимальные сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии с 60 до 45 дней. При этом соответствующее решение оформляется не приказом, как в предыдущей редакции, а актом;

4) В новой редакции закона обязанность проводить проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий возложена на лицензирующий орган;

Цель осуществления процедуры предоставления лицензии — принять решение о предоставлении лицензии или решение об отказе в предоставлении лицензии

5) Проверка лицензирующим органом возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в соответствии с новой редакцией закона оформляется актом. В целях повышения обоснованности заключения лицензирующих органов, в случае отказа в предоставлении лицензии по причине невозможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, в уведомлении об отказе должны быть указаны реквизиты данного акта проверки.

6) Уточнены основания и порядок получения дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии. Вводится норма, позволяющая лицензиату получать копию лицензии в лицензирующем органе. В соответствии с новой редакцией закона только в случае утраты лицензиатом документа, подтверждающего наличие лицензии, он вправе на основании письменного заявления получить дубликат указанного документа.

Заверенные лицензирующим органом копии документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат вправе затребовать в случае возникновения у него такой необходимости без каких-либо ограничений. И дубликат и копия предоставляется лицензиату за плату, размер которой составляет десять рублей.

7) Устанавливается дополнительная обязанность лицензиата сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

Установлена дополнительная обязанность лицензирующего органа обо всех принимаемых им решениях о предоставлении, переоформлении, приостановлении (возобновлении) действия, прекращении действия или аннулирования лицензии уведомить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, путем направления ему копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, и сопроводительного письма к нему в течение пяти рабочих дней со дня принятия им такого решения.

«СТАТЬЯ 12. ЛИЦЕНЗИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

1.Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2.Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3.К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».»;

Комментарий:
Как и ранее осуществлять лицензионный контроль вправе только лицензирующие органы и только в пределах их компетенции. Отличие новой редакции в том, что осуществление контроля теперь предполагается не только за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, но и в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах, а также возможности выполнения им лицензионных требований и условий. Такие проверки должны проводиться в соответствии с положениями закона № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». При этом предусмотрен единственный способ осуществления проверок — путем сопоставления представленных соискателем сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученных лицензирующим органом от соответствующего органа исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензирующий орган не вправе осуществлять контроль в иной форме.

При этом необходимо отметить, что новая редакция закона устраняет существующие ограничения в части применения к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». При проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и подведомственные им государственные учреждения обязаны будут руководствоваться положениями вышеуказанного закона, который формулирует принципы защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), устанавливает порядок проведения мероприятий по контролю и ограничения при их проведении, определяет полномочия, обязанности и ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении таких мероприятий. К примеру, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. А в отношении субъекта малого предпринимательства такое мероприятие может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации

«СТАТЬЯ 13. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИИ И АННУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

1. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2.В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

3.Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении

физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.»;

Комментарий:
В новой редакции закона уточнены положения, касающиеся приостановления действия лицензии. Введена норма, в соответствии с которой приостановление действия лицензии осуществляется судом в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде административного приостановления деятельности.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Согласно новой редакции закона только в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган на основании этого решения вправе приостановить действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Привлечение лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. По результатам рассмотрения заявления лицензирующего органа суд принимает соответствующее решение. на основании судебного решения лицензия аннулируется, при этом действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

СТАТЬЯ 14. ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРОВ ЛИЦЕНЗИЙ

«1. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий помимо сведений, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, должны быть указаны: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и срок приостановления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган вносит записи в реестр лицензий в течение трех дней со дня принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановлении действия лицензии в случае административного приостановления деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлении действия лицензии или прекращении действия лицензии либо получения от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности), о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Федеральными органами исполнительной власти, разрабатывающими положения о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведутся сводные реестры лицензий в порядке, установленном положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы обязаны предоставить бесплатно соискателям лицензии или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, представляемыми для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.»;

2. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.
Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Размер платы за предоставление указанной информации составляет 10 рублей.

Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

Комментарий:
В целях обеспечения открытости информационной составляющей процедур лицензирования в новой редакции закона вводится норма о размещении открытой информации в области лицензирования в информационной сети общего пользования лицензирующих органов.

Ведение лицензирующими органами реестров лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, представляет собой специальный учет нормативно определенных данных, позволяющий осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиата. В новой редакции установлены основания и сроки внесения записей в реестр лицензий. Вводится норма о ведении сводных реестров лицензий по видам деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и дополнительная обязанность лицензирующих органов бесплатно предоставлять соискателям или лицензиатам возможность ознакомиться любым доступным способом с положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, перечнем технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, формами заявлений и документами, представляемыми для получения, переоформления лицензий, порядком проведения лицензирования, в том числе лицензионного контроля, а также с правами и обязанностями соискателей лицензий, лицензиатов и лицензирующих органов.

СТАТЬЯ 17. ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЦЕНЗИИ

«1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

103) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

104)строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

105) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.»;

«2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности:

3) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

4) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 5) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Комментарий:
Анализируя действующее законодательство, регулирующее лицензирование отдельных видов деятельности в Российской Федерации, а также практику его применения можно выявить ситуации, когда в целом ряде случаев установлена необходимость получения хозяйствующим субъектом нескольких лицензий при осуществлении одного вида деятельности, а также факты, когда многие из видов деятельности попадали под процедуру лицензирования необоснованно, поскольку они наравне с лицензированием регулировались иными методами (государственный контроль и надзор, системы государственной регистрации, сертификации, аккредитации, обязательного страхования ответственности, иные методы государственной разрешительной политики). В связи с чем, в новой редакции закона предусмотрено упразднение 49 лицензируемых видов деятельности. Виды деятельности, подлежащие исключению из перечня лицензируемых, определены исходя из критериев избыточности лицензирования отдельных видов деятельности.

Кроме того, предусмотрено уточнение наименований ряда лицензируемых видов деятельности. Например, в отношении видов деятельности в сфере проектирования, строительства и инженерных изысканий исключено их разделение на уровни ответственности и ссылки на государственные стандарты. Проектирование, строительство и инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений сезонного или вспомогательного назначения в соответствии с новой редакцией закона не подлежат лицензированию. Перечень работ и услуг, выполняемых при осуществлении проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений за исключением зданий и сооружений сезонного или вспомогательного назначения, устанавливается Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В новой редакции закона добавлена новая статья:

«Статья 171. Ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности

1. Должностные лица лицензирующих органов в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц лицензирующих органов, лицензирующие органы в течение тридцати дней обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.»;

В предыдущих редакциях закона были определены обязанности и ответственность исключительно соискателя лицензии и лицензиата. В новой редакции введена норма, определяющая ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дополнительно установлена обязанность лицензирующих органов сообщать лицам, права и законные интересы которых были нарушены действиями должностных лиц лицензирующих органов, виновных в нарушении законодательства РФ, о мерах, принятых в отношении этих должностных лиц.

СТАТЬЯ 17. ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ТРЕБУЮТСЯ ЛИЦЕНЗИИ

6. С 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;

инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.