Закон о распространении печатных сми

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о распространении печатных сми

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 6 апреля 2000 года

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 12 мая 2000 года

Настоящий Закон определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию средств массовой информации и книгоиздания, устанавливает порядок осуществления государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания в Республике Башкортостан.

Статья 1. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
государственная поддержка средств массовой информации — совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических, финансовых и иных мер, устанавливаемых органами государственной власти Республики Башкортостан в целях сохранения и развития средств массовой информации и книгоиздания;
массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
средство массовой информации — периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа — совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач);
имеет постоянное название и выходит в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
продукция средства массовой информации — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
распространение продукции средства массовой информации — продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция теле-, радиопрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
редакция средства массовой информации — организация независимо от формы собственности, осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации;
издательство — организация государственной формы собственности или иной формы собственности, осуществляющая подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции;
полиграфическое предприятие — организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая материально-техническое обеспечение выпуска газетной и книжно-журнальной продукции;
организация теле-, радиовещания (телерадиовещательная компания — ТРК) — организация, осуществляющая производство, монтаж, расстановку во времени и распространение с использованием электромагнитных волн (по эфирным, кабельным, проводным и иным электромагнитным системам), звуковой (радиовещание) визуальной и аудиовизуальной (телевещание) массовой информации и данных, предназначенных для получения непосредственно телезрителями и радиослушателями;
передающий центр (ПЦ) — радиотелевизионные передающие центры (РТПЦ), радиоцентры (РЦ) и иные организации электросвязи, предоставляющие в том числе услуги по распространению теле- и(или) радиопрограмм, подготовленных организациями теле-радиовещания;
информационное агентство — организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации;
организация по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции — организация, осуществляющая реализацию периодических печатных изданий и книжной продукции как в Республике Башкортостан, так и в других субъектах Российской Федерации и иностранных государствах;
средство массовой информации рекламного характера — средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах — 25 процентов объема вещания;
средство массовой информации эротического характера — периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу;
книжная продукция рекламного характера — книжная продукция, выпускаемая для массового распространения, в которой реклама превышает 5 процентов объема отдельного книжного издания;
книжная продукция эротического характера — книжная продукция, выпускаемая для массового распространения, которая в целом эксплуатирует интерес к сексу.

Статья 2. Налоговое регулирование

Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в республиканский бюджет.
Освобождаются от налога на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет, полиграфические предприятия по прибыли, полученной от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности.
Льготы, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и(или) эротического характера, а также книжной продукции рекламного и(или) эротического характера.
Освобождаются от уплаты налога на имущество в части, зачисляемой в республиканский бюджет, редакции средств массовой информации, полиграфические предприятия, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции при условии, что выручка от реализации продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, составляет не менее 30 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Органы местной власти могут устанавливать льготы по уплате местных налогов и иных налогов в части, зачисляемой в местные бюджеты.

Статья 3. Иное финансовое и хозяйственное регулирование

Редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании пользуются услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи по тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций.
Для редакций средств массовой информации, издательств, полиграфических предприятий, информационных агентств, телерадиовещательных компаний, организаций по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающих центров коэффициент вида деятельности, применяемый при определении размера арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, не может превышать 0,2.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, распространяются только на организации, у которых выручка от реализации продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, составляет не менее 30 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Органы местной власти в соответствии с законодательством могут устанавливать для редакций средств массовой информации, издательств, полиграфических предприятий, информационных агентств, телерадиовещательных компаний, организаций по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции дополнительные
льготы.

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 1 января 2002 года.

Статья 5. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Республики Башкортостан М.Рахимов

Статья 54. Распространение зарубежной информации

Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией. Распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории Российской Федерации допускается после его регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть издания, не зарегистрированного в Российской Федерации и имеющего место постоянного пребывания его учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение, выдаваемое уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если иной порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией. Порядок получения разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Указанное разрешение оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации является:

1) наличие недостоверной информации в представленном распространителем продукции зарубежного периодического печатного издания заявлении о выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации и прилагаемых к нему документах;

2) несоответствие продукции зарубежного периодического печатного издания требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

3) наличие ранее зарегистрированного средства массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.

Разрешение на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации аннулируется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном этим органом порядке в случае несоответствия продукции зарубежного периодического печатного издания требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», выявленного в результате мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, проводимых должностными лицами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, в том числе без взаимодействия с распространителем продукции зарубежного периодического печатного издания.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 54 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет режим распространения зарубежной информации. Статья 10 Конвенции о защите прав и основных свобод человека, принятой Советом Европы в 1950 году, провозглашает право человека на «получение и распространение информации и идей без вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ». Международные принципы профессиональной этики журналистов (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года) также закрепляют право людей на получение правдивой информации. Народы и люди имеют право получать объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации, а также право свободно выражать свою точку зрения при помощи различных форм культуры и коммуникации.

2. Статья 4 Соглашения о сотрудничестве в распространении массовой информации, подписанного Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан в Астане 20 сентября 2002 г., закрепляет, что стороны гарантируют свободный и равноправный доступ граждан своих государств к продукции средств массовой информации, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательствами государств Сторон. С этой целью Стороны не препятствуют распространению указанной продукции на территории своих государств при условии, что распространение сведений и материалов, составляющих такую продукцию, не противоречит требованиям законодательства государств Сторон. Стороны не препятствуют распространению сообщений и информации дипломатических и иных официальных представительств государств Сторон. Согласно ст. 2 данного Соглашения Стороны поддерживают, поощряют и совершенствуют взаимовыгодное сотрудничество между различными средствами массовой информации государств Сторон, а также между соответствующими органами государственного управления и организациями, действующими в области информации. Конкретные условия и формы их сотрудничества будут определяться его непосредственными участниками по договоренности или путем заключения отдельных соглашений.

3. Хартия свободы печати (Лондон, 1987 г.) устанавливает, что органы печати и вещания внутри страны должны иметь свободный доступ к внешним службам новостей и информации, а широкая публика должна пользоваться аналогичной свободой получения зарубежных публикаций, теле- и радиопередач (ч. 7).

4. Конституция РФ закрепляет свободу массовой информации и беспрепятственный доступ граждан к информации. Часть 1 комментируемой статьи распространяет право доступа к информации и на информацию из зарубежных источников.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает меры защиты права граждан на доступ к информации.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Комментируемый Закон предусматривает некоторые изъятия из принципа свободы доступа к информации. Так, доступ к программам непосредственного телевещания может быть ограничен, но только международными договорами Российской Федерации. Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ в комментируемую статью были внесены изменения, требующие обязательной регистрации зарубежного телеканала или радиоканала для его распространения на территории России. При этом порядок регистрации сходен с регистрацией отечественного средства массовой информации.

6. Существенные особенности имеет распространение на территории Российской Федерации продукции зарубежных печатных изданий. Сами зарубежные печатные издания определяются как периодические печатные издания, не зарегистрированные в Российской Федерации и имеющие место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемые иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами.

Как следует из ч. 3, для распространения продукции таких печатных СМИ необходимо получение специального разрешения.

Пример. Компания «ОПУЛЕНТ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД» (Великобритания) обратилась в Роскомнадзор с заявлением о перерегистрации журнала и смене учредителя ООО «ЭлеТарлайн» на названную компанию. Роскомнадзор уведомил компанию о возвращении заявления, что признано правомерным в судебном порядке.

В связи с тем что компания «ОПУЛЕНТ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД», зарегистрированная в Великобритании, является иностранным юридическим лицом, российское средство массовой информации, учредителем которого оно является, должно пройти процедуру регистрации в соответствии с требованиями, установленными страной пребывания иностранного юридического лица. При этом доводы подателя жалобы о том, что журнал «ФКУснилка», право на который передано по договору компании, не может быть отнесен к иностранным средствам массовой информации, отклоняются апелляционной коллегией. Для распространения средств массовой информации на территории РФ компания должна получить соответствующее разрешение в порядке, предусмотренном ст. 54 комментируемого Закона (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. N 09АП-29122/2012).

Закон предусматривает разработку унифицированного бланка подобного разрешения и защиту его от подделок. Форму бланка разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228).

Речь идет о форме разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания, которая утверждена приложением к Приказу Роскомнадзора от 21 ноября 2011 г. N 1037.

Форма содержит номер и дату выдачи разрешения, данные заявителя, распространителя, название и вид зарубежного периодического печатного издания, язык(-и), подписи должностных лиц.

Обратим внимание на то, что право аннулировать разрешение принадлежит Роскомнадзору на основании п. п. 5.1.1.1, 9.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Приведем показательный пример прекращения разрешения, выданного 24 июля 1997 г. Государственным комитетом РФ по печати фирме Wachtturm Bibel — und Traktat-Gesellschaft, Deutscher Zweig, e.V. Общество, согласно его Уставу, является действующей на территории Германии религиозной организацией, созданной исключительно для достижения некоммерческих и церковных целей. Управленческий центр, в соответствии с его Уставом, является действующей на территории Российской Федерации централизованной религиозной организацией, объединяющей входящие в нее на добровольной основе религиозные объединения Свидетелей Иеговы. Общество издает журналы за пределами России и безвозмездно передает их в собственность Управленческого центра, который в свою очередь безвозмездно распространяет их на территории России.

Разрешение на распространение на территории Российской Федерации зарубежных периодических печатных изданий «Пробудись!» и «Сторожевая башня» аннулировано в связи с решениями судов РФ о признании экстремистскими материалов зарубежных периодических изданий «Пробудись!» от 8 апреля 1998 г., 8 декабря 1998 г., 22 февраля 1999 г., 22 сентября 1999 г., 22 февраля 2000 г., 22 октября 2000 г., за январь, февраль, апрель 2007 г., за апрель 2008 г., январь 2009 г. и «Сторожевая башня» от 15 мая 1998 г., 1 октября 1998 г., 15 октября 1998 г., 15 мая 1999 г., 1 мая 1999 г., 15 декабря 1999 г., 1 марта 2001 г., 1 ноября 2001 г., 15 февраля 2002 г., 1 марта 2002 г., 15 января 2007 г., 1 марта 2007 г., 15 марта 2007 г., 1 апреля 2007 г., 1 января 2009 г., 15 января 2009 г., 1 февраля 2009 г. и включением их в Федеральный список экстремистских материалов (подробнее см. Приказ Роскомнадзора от 26 апреля 2010 г. N 268 «Об аннулировании Разрешения на распространение на территории Российской Федерации зарубежных периодических печатных изданий «Пробудись!» и «Сторожевая башня», выданного 24 июля 1997 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати»).

В дальнейшем организация длительное время пыталась оспорить правомерность аннулирования разрешения.

По мнению ФАС Московского округа, аннулировав разрешение на распространение на территории Российской Федерации зарубежных периодических изданий «Пробудись!» и «Сторожевая башня», Роскомнадзор принял меры пресекательного характера, направленные на недопущение заявителями злоупотребления свободой массовой информации и ликвидацией последствий таких нарушений. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя о том, что прекращение действия разрешения на распространение его изданий (материалов) должно было быть осуществлено, как это предусмотрено ст. ст. 11, 8 Закона о противодействии экстремистской деятельности, в отношении российских издательств, неоднократно распространявших экстремистские материалы, т.е. путем прекращения деятельности средства массовой информации (см. Постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2012 г. по делу N А40-86303/10-130-455).

В связи с отсутствием прямого урегулирования законодательством вопроса аннулирования разрешения на распространение зарубежных периодических печатных изданий Роскомнадзор применил при издании приказов аналогию закона, законодательство, регулирующее сходные отношения, — ст. 32 «Аннулирование лицензии» комментируемого Закона.

Представляется, что вывод суда о применении в данном случае аналогии закона является весьма значимым. Действительно, о таком важном вопросе, как аннулирование разрешения, в комментируемой статье нет ни слова.

Следует принимать во внимание также то, что аннулирование разрешения не влечет прекращение деятельности самого средства массовой информации по объединению в производственном процессе ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологий, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов) с целью производства продукции и, как следствие, не может служить основанием для прекращения деятельности редакций, издателей, авторов и иных лиц.

Информация о выданных разрешениях на распространение зарубежных периодических печатных изданий является открытой. В соответствии с подп. «е» п. 7 Правил создания и функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации информация о выданных разрешениях на распространение зарубежных периодических печатных изданий размещается оператором в открытой части информационной системы.

Выдача разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Именно Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, который упоминается в ч. 3 комментируемой статьи.

Непосредственно порядок выдачи данных разрешений изложен в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия исполнения государственной функции «Выдача разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации», утвержденном Приказом Минкомсвязи РФ от 24 октября 2011 г. N 269.

Так, согласно п. 25 Административного регламента для получения разрешения на распространение издания заявитель должен представить с заявлением:

— легализованную (апостилированную) копию свидетельства о государственной регистрации издания в стране его происхождения или иного аналогичного документа;

— один экземпляр издания;

— легализованную (апостилированную) доверенность на подачу документов и ведение дел в уполномоченном органе, а также на получение разрешения на распространение издания (в случае, если в качестве заявителя выступает уполномоченный представитель учредителя);

— легализованный (апостилированный) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление от имени учредителя (собственника) зарубежного периодического печатного издания;

— согласие распространителя зарубежного периодического печатного издания;

— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, заверенную в соответствии с законодательством государства, гражданство которого имеет заявитель или его представитель (в случае, если учредитель зарубежного печатного издания — физическое лицо).

Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения принимается в срок, не превышающий 30 (тридцати) дней. Разрешение выдается бесплатно и способом, выбранным заявителем: по почте, при личном обращении или в электронном виде.

7. Не допускается выдача разрешений на распространение изданий, используемых в целях злоупотребления свободой массовой информации. Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения всех необходимых документов. В случаях, требующих дополнительного изучения вопросов, в том числе для проведения экспертизы представленных документов с привлечением независимых экспертов и специалистов, срок рассмотрения документов может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

Разрешение или письменный отказ в выдаче разрешения с указанием оснований отказа вручаются или направляются по почте заявителю.

Иной порядок распространения может быть установлен международным договором Российской Федерации.

8. В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации отмечается, что «Россия должна строить свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.). Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.

Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений, как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.

Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности».

ФЗ «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Описание закона

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Цензура по ФЗ «О СМИ» в России

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

Печатная журналистика

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Регистрация СМИ

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

Последние изменения

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.