Закон о защите прав потребителей статья 98

Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Дом Советов
7 февраля 1992 года N 2300-I

Комментарий к Ст. 46 ЗоЗПП РФ

Признание действий противоправными влечет за собой прекращение определенной деятельности, частью которой данные действия являлись. Лицо, в отношении которого принят указанный судебный акт, обязано незамедлительно прекратить совершать действия, которые признаны незаконными.

Комментируемая норма вводит положение о преюдиции, то есть об отсутствии необходимости доказывания фактов, установленных судом. Если одним судом определенные действия юридического лица или индивидуального предпринимателя будут признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, то другой суд, рассматривая иск конкретного потребителя к тому же лицу по тем же основаниям, обязан удовлетворить этот иск.

Судебные издержки взыскиваются с проигравшей стороны в порядке и размерах, установленных статьей 98 ГПК, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Статья 98. Распределение судебных расходов между сторонами

1. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

2. Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной и кассационной инстанциях.

3. В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 98. Информационные системы в системе образования

1. В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящей статьей. Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуры, используемые для предоставления государственных и муниципальных услуг, с обеспечением конфиденциальности и безопасности содержащихся в них персональных данных и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.

2. В целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования создаются:

1) федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (далее — федеральная информационная система);

2) региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее — региональные информационные системы).

3. Организация формирования и ведения федеральной информационной системы и региональных информационных систем осуществляется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

4. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы, региональных информационных систем (в том числе перечень органов и организаций, являющихся операторами указанных информационных систем, перечень сведений, содержащихся в указанных информационных системах, перечень органов и организаций, уполномоченных вносить эти сведения в указанные информационные системы, порядок обработки этих сведений в указанных информационных системах, порядок обеспечения безопасности этих сведений при обработке в указанных информационных системах, срок хранения этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия указанных информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», а также обеспечивается использование такой системы, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственной аккредитации образовательной деятельности, вносят в указанную информационную систему сведения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», являются открытыми и общедоступными, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

6. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. В целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по государственному надзору (контролю) в сфере образования, вносят в указанную информационную систему сведения о мероприятиях по государственному надзору (контролю) в сфере образования.

8. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (в том числе перечень включаемых в нее сведений и порядок осуществления доступа к этим сведениям) устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Для обеспечения учета сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность, сведения о таких документах вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», формирование и ведение которой организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования. Федеральные государственные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, сведения о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

10. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», порядок ее формирования и ведения (в том числе порядок доступа к содержащимся в ней сведениям), порядок и сроки внесения в нее сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, организует формирование и ведение федеральной информационной системы «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, представляют сведения о проставленных ими апостилях на документах об образовании и (или) о квалификации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации». Указанные органы вправе использовать сведения, содержащиеся в этой федеральной информационной системе.

12. Перечень сведений, вносимых в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации», и порядок ее формирования и ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы

1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

2. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.

4. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.

6. В отношении осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях, действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительных учреждениях.

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 98 КВВТ РФ.

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

КВВТ РФ — документы Пленума и Президиума ВС

«О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

КВВТ РФ — последние изменения и законы

«О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)

«О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся регулирования трудовых отношений на морском и внутреннем водном транспорте, и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»

«О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2013 года д. Кондратово Пермского района

Мировой судья судебного участка № 146 Пермского района Пермского края Лунегова Т.В.,

при секретаре Савватеевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «*» в интересах Г.О.Н. к ООО * о взыскании судебных расходов,

Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей * обратилась в суд с заявлением ООО * о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей, в ходатайстве указав, что в п. 30.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указано, что судам необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Статья 100 ГПК РФ предусматривает присуждение стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству с другой стороны расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах. Решением мирового судьи судебного участка № 146 от 28.06.2011 исковые требования МОО ЗПП * в интересах Г. О.Н. к Банку были удовлетворены. Между МОО ЗПП * и О. С.В. Был заключен договор на оказание юридических услуг, согласно которому О. СВ. обязался осуществлять представительство заказчика по гражданским делам в интересах отдельных, потребителей по искам к банкам о признании частей договоров недействительными, возврате кредитных комиссий, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда. Согласно акту выполненных работ от * МОО ЗПП * уплатило О. С.В. денежную сумму в размере 5000 р. за составление и подачу претензии, искового материала, представительство в суде первой инстанции по иску к банку по кредитному договору о возврате комиссии в интересах Потребителя.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просил в случае отсутствия представителя МОО ЗПП * судебное заседание провести в отсутствие лица, выступающего в защиту прав потребителя.

Г. О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не представила.

Представитель ООО * в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя Банка, считают, что требование о возмещении судебных расходов в сумме 5000,00 рублей в пользу МОО ЗПП * не основано на законодательстве и не подлежит удовлетворению.

Мировой судья, исследовав материалы дела, приходи к следующему.

Решением мирового судьи судебного участка № 146 Пермского района Пермского края от 28.06.2011 по гражданскому делу № 2 – 508/2011 по иску Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей * в интересах Г.О.Н. к ООО * о взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда по Закону «О защите прав потребителей» исковые требования удовлетворены частично.

Согласно договору возмездного оказания услуг от *, заключен договор между Межрегиональной общественной организацией по защите прав потребителей * в лице председателя МОО ЗПП * Б. А.В. и О. С. В. на оказание услуг: осуществление юридического обслуживания по соглашению № *, заключенному между Г. О.Н. и МОО ЗПП * в связи с нарушением прав Г. О.Н., как потребителя, в частности: составление и подача претензии, составление и подача искового материала, представительство в суде первой инстанции, консультационные услуги, стоимость услуг исполнителя определена сторонами и составляет 5000 рублей; согласно акту № * от * по договору возмездного оказания услуг от *, О. С.В. всего оказано услуг на сумму 5000 рублей: составление и подача претензии – 500 рублей, составление и подача искового материала – 2500 рублей, представительство в суде первой инстанции – 2000 рублей, указанные услуг выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.

Согласно ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в котором истцу отказано.

Согласно положения ст.34 ГПК РФ, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам, возникающих из публичных правоотношений.

В силу абз.9 п.2 ст.45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Из анализа приведенных норм следует, что общественные организации защиты прав потребителей, обращающиеся в суд с заявлением в защиту прав потребителей, стороной по делу по смыслу ст.34 ГПК РФ не являются, в связи, с чем возможность взыскания судебных расходов в их пользу гражданским процессуальным законодательством не предусмотрена.

Из материалов настоящего дела усматривается, что Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей * обратилась с заявлением в защиту прав Г. О.Н. в порядке, предусмотренном абз.9 п.2 ст.45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов. В силу взаимосвязанных положений части первой статьи 56, части первой статьи 88, статей 94,98 и 100 ГПК РФ возмещение судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, стороне может производиться только в том случае, если сторона докажет, что несение указанных расходов в действительности имело место.

В силу части второй статьи 100 ГПК Российской Федерации в случае, если в установленном порядке услуги адвоката были оказаны бесплатно стороне, в пользу которой состоялось решение суда, указанные в части перовой ст.100 ГПК РФ расходы на оплату услуг адвоката взыскиваются с другой стороны в пользу соответствующего адвокатского образования. При этом в части второй статью 100 ГПК РФ имеются в виду только случаи возмещения стоимости труда адвокатов, когда адвокат обязан в силу закона оказывать правовую помощь бесплатно. Эти случаи закреплены в статье 26 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Для общественных организаций законодательством подобная обязанность не предусмотрена. Соответственно, на сторону, против которой было вынесено решение суда, не может быть возложена обязанность возмещать труд иных общественных объединений, которые оказывали услуги по предоставлению другой стороне правовой помощи бесплатно по своей инициативе.

Кроме того, в силу пункта 6 статьи 13 Закона от 07 февраля 1992 года №2300-1 « О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскал с ответчика за несоблюдением в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в пользу МОО ЗПП *.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленное требование Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей * о взыскании судебных расходов, удовлетворению не подлежит, следует отказть.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 224-225 ГПК РФ, мировой судья

В удовлетворении требований Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей «*» о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью * в пользу Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей «*» судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000,00 рублей, отказать.

На определение может быть подана частная жалоба в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в Пермский районный суд Пермского края через мирового судью судебного участка №146 Пермского района Пермского края.