Закон об ао 2014

Оглавление:

Сегодня вступили в силу изменения в закон об акционерных обществах

Новости по теме

С 1 июля существенно меняются положения Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Вступают в силу 20 поправок.

Основные нововведения касаются:
— общего собрания акционеров;
— преимущественного права приобретения дополнительных акций;
— выкупа обществом акций по требованию акционеров.

Например, в законе появится возможность участвовать в очном собрании дистанционно (по скайпу и т. п.) и на 10 дней сократится срок, за который нужно провести внеочередное собрание по требованию акционеров.

Поправки продолжают глобальную реформу положений о юридических лицах, когда с 1 сентября 2014 года начала действовать новая редакция главы 4 ГК РФ.

Напомним, что изменения вносит Федеральный закон от 29.06.15 № 210-ФЗ . Часть их вступила в силу 1 июля 2015 года, оставшаяся часть начала действовать сегодня.

Подробности

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Подпишитесь на журнал «Юрист компании»
со скидкой 10% и получите в подарок чайник.

Изменения закона об акционерных обществах от 26.12.1995 N 208

Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Значительная часть правок касается изменений процедуры созыва и проведения общих собраний акционеров. Большинство изменений вступит в силу с 01.07.2016 года. Одна половина изменений обусловлена назревшим вопросом о насущности использования различных информационных и коммуникационных технологий, другая – необходимостью снижения сроков при созыве, проведении собраний акционеров, информировании о результатах таких собраний.

С 01.07.2016 года проведение общего собрания акционеров и голосование могут проводиться без личного присутствия акционеров с использованием информационных технологий

При проведении общего собрания акционеров могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров, обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров.

Не может не радовать появление такой возможности – проведения собраний без непосредственного присутствия с использованием современных информационных технологий. Как правило, законодательство не успевает отвечать требованиям развивающихся информационных технологий, поэтому внесение таких изменений – попытка соответствовать уровню информационной оснащенности, который доступен практически каждому. Внесенные правки позволят упростить процесс проведения общих собраний акционеров, такие изменения – важный шаг сближения информационно-технических и правовых процессов.

На наш взгляд, такие положения Закона об акционерных обществах требуют некоторого дополнения, например, в обязательном порядке необходимо указать на те возможные способы, которыми должен фиксироваться порядок проведения собрания с использованием информационных и коммуникационных технологий. По нашему мнению, также требуется раскрыть состав этих технологий, их виды и порядок применения, или же привести примеры такого применения.

Отсутствие вышеуказанной конкретизации может привести к возникновению различных споров в толковании положений Закона об акционерных обществах, а также споров, носящих исключительно технический характер. Учитывая, что многие судьи не обладают надлежащими познаниями в области информационных технологий, это может привести к принятию необоснованных решений относительно результатов таких собраний.

Использование сайтов, как официального источника информации для акционеров непубличного общества.

В редакции Закона об акционерных обществах, применимой с 01.07.2016 г., предусматривается возможность доведения информации о проведении общего собрания акционеров иными способами, например, с использованием сайта акционерного общества, доступного в сети «Интернет», а также путем направления уведомления по электронной почте или в виде SMS-сообщения. При этом используются реквизиты, содержащиеся в реестре акционеров.

Таким образом, внесенные изменения позволяют расширить способы проведения, созыва общих собраний акционеров, ознакомления с их результатами. Правки носят, безусловно, позитивный характер, поскольку, позволяют сократить сроки проведения собраний акционеров, а в особенности – сроки их созыва. Увеличение способов уведомления о проведении общих собраний акционеров позволит значительно расширить доказательную базу при подтверждении надлежащего уведомления о проведении собраний.

Изменение сроков, связанных с созывом и проведением общих собраний акционеров

Пункт 1 статьи 51 в редакции Закона об акционерных обществах предусматривает снижение срока, необходимого для определения лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров общества с 50 до 25 дней, а в случае реорганизации устанавливается срок не более 35 дней.

Изменения коснулись также и срока информирования о проведении общего собрания акционеров. В новой редакции предусматривается снижение срока до 20 дней, а по вопросам о реорганизации – до 30 дней до даты проведения.

Изменились сроки проведения внеочередных собраний по требованию ревизионной комиссии, аудитора или акционеров, являющихся владельцами не менее 10% голосующих акций общества.

В частности, пунктом 2 статьи 55 Закона об акционерных обществах снижен срок с 50 до 40 дней для проведения общего собрания акционеров с момента предъявления соответствующего требования. Если же повестка (требование) предусматривает вопросы об избрании членов совета директоров, то с 01.07.2016 такой срок не может превышать 75 дней.

В целом наблюдается снижение большинства сроков, связанных с уведомлением о проведении общего собрания акционеров, проведением таких собраний, а также информированием о результатах, принятых на таких собраниях.

Изменения также касаются сроков хранения информации о направлении сообщений о проведении общего собрания акционеров. В новой редакции статья 52 Закона об акционерных обществах дополнена пунктом 3, устанавливающим обязанность для акционерного общества хранить информацию о направлении сообщений в течение 5 лет с момента проведения общего собрания акционеров.

К сожалению, законодателем не до конца раскрыт вопрос о том, как и в каком виде должна храниться такая информация. Например, если сообщение было направлено на телефон акционера или на электронную почту, то каким образом должен быть зафиксирован факт направления такого сообщения? Достаточно ли, скажем, сделать снимок экрана или же нужно как-то протоколировать такие действия? Можно ли, например, ограничиться простой распечаткой с сайта (скриншотом) или же необходимо подкрепить это какими-то дополнительными доказательствами?

Законодатель оставил разрешение этих вопросов на усмотрение акционерных обществ, дав им свободу выбора в способах фиксации и формирования доказательной базы о фактах надлежащего уведомления.

Можно выделить два основных блока изменений закона об акционерных обществах

  1. Изменения информационно-технического характера, упрощающие процедуру проведения собраний акционеров, а также расширяющие возможные инструменты, применяемые при проведении таких собраний.
  2. Изменения затрагивающие сроки, связанные с созывом, проведением собраний акционеров и информированием о результатах проведенных собраний.

Думаю, многие уже обратили внимание на явно прослеживающуюся взаимосвязь между первым и вторым видом правок. Безусловно, применение современных информационно-технических инструментов позволит существенно снизить сроки созыва, проведения собраний акционеров. Соответственно, сокращение сроков собраний устраняет необходимость оставления таких продолжительных сроков, которые были предусмотрены в предыдущих редакциях Закона об акционерных обществах.

Применение различных информационных и коммуникационных технологий позволит существенно снизить сроки при созыве, проведении собраний акционеров

При этом такое снижение не ухудшит положения акционеров, а, скорее, наоборот – позволит осуществлять оперативный обмен информацией и не даст возможности злоупотребления со стороны недобросовестных акционеров.

Снижение же сроков, в свою очередь, сделает акционерные общества более мобильными в принятии решений, которые не терпят отлагательств. Кроме того, использование информационных и коммуникационных технологий пресечет попытки злоупотребления со стороны акционеров, поскольку удастся зафиксировать не только факт направления уведомлений и сообщений, но и их содержание.

О возможности такого злоупотребления пока еще можно говорить. Например, имеется значительная судебная практика, указывающая, что список (опись, реестр) почтовых отправлений, квитанция, уведомление о вручении не являются доказательством надлежащего уведомления акционера о проведении общего собрания, если акционер отрицает поступление ему именно сообщения о собрании и указывает на то, что им была получена корреспонденция иного содержания. В частности, акционер может сообщить, что он получил пустой листок или какую-то информацию, не относящуюся к проводимому собранию.

Анализ судебной практики по вопросам надлежащего уведомления акционера о проведении общего собрания

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 04.12.2009 N Ф03-6657/2009 по делу N А51-13209/2008 суд указывает на отсутствие бесспорности надлежащего уведомления, поскольку представленная в материалы дела квитанция об отправке корреспонденции не может однозначно подтверждать факт вручения именно этой корреспонденции.

Или же, например, в Постановление ФАС Уральского округа от 16.06.2008 N Ф09-4312/08-С4 по делу N А60-31844/2007-С4 суд поясняет, что почтовое уведомление о получении заказного письма от общества в отсутствие документов, указывающих на его содержание, не является достоверным доказательством извещения акционера о проведении названного собрания, иных документов, подтверждающих данное обстоятельство, ответчиком не представлено. Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал факт уведомления недоказанным. В связи с этим суд сделал вывод о том, что оспариваемые решения внеочередного общего собрания акционеров приняты с нарушением требований закона.

Аналогичной практики придерживаются и другие суды ( Постановление ФАС Уральского округа от 10.07.2008 N Ф09-4825/08-С4 по делу N А76-24348/2007-7-609/191 , Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2006 N 17АП-1185/2006-ГК по делу N А50-8913/2006-Г15 , Постановление ФАС Центрального округа от 18.01.2008 по делу N А68-1249/07-29/16 ).

Кроме того, недобросовестный акционер может инициировать вскрытие поступившей корреспонденции в присутствии третьих лиц, с целью создания фигуры обманутого добросовестного получателя. При этом будет составлен акт с подписями присутствующих третьих лиц, которые удостоверят, например, что из содержания письма не следует уведомление о проведении общего собрания акционеров. Так, в Постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.07.2008 N Ф03-А04/08-1/1938 по делу N А04-7516/07-23/171 суд указывает, что акт вскрытия почтового конверта, подтверждающий направление акционеру чистых листов бумаги, и свидетельские показания являются доказательствами неуведомления акционера о проведении общего собрания.

Таким образом, все изменения, предусмотренные Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ в части уменьшения сроков, возможности использования различных информационных и коммуникационных инструментов, носят достаточно положительный характер, поскольку они направлены на недопущение злоупотребления со стороны акционеров, а также на повышение мобильности акционерных обществ при принятии ими решений.

Тем не менее, до тех пор, пока не будут сформированы конкретные требования к видам информационных технологий, которые могут использоваться акционерными обществами, а также их перечень, возможны существенные сложности при доказывании факта проведения собрания акционеров, времени и места. Не совсем ясно, каким образом должны фиксироваться результаты использования таких технологий – этот вопрос не освещен законодателем.

Правовая неопределенность, о которой сказано выше, может быть устранена в будущем за счет судебной практики, которая сложится на основании применения положения Закона об акционерных обществах в новой редакции. Однако такой подход не является обоснованным, поскольку до этого момента судами может быть принят ряд неправомерных решений, которые впоследствии вряд ли можно будет отменить, либо их отмена не сможет восстановить действовавшее до их принятия положения.

Однако будем надеяться, что акционерным обществам не придется допускать ошибки, за счет которых будет формироваться судебная практика. Скорее всего, в ближайшее время законодатель внесет необходимые правки, которые позволят устранить возможные споры в толковании и применении Закона об акционерных обществах в будущем. Необходимо помнить, что у акционерных обществ есть достаточно количество времени, чтобы изучить грядущие изменения, дать им соответствующую оценку и решить для себя, как следует их применять.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Закон об ао 2014

125047, Россия, г. Москва, 4-й Лесной переулок, д. 4, офис 428

350000, Россия, г. Краснодар, ул. Орджоникидзе, 41

Ростов-на-Дону

344069, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 88, офис 405

Санкт-Петербург

191161, Россия, г. Санкт-Петербург, Синопская набережная, 22

Симферополь

295001, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Пролетарская, 1а

8 800 5000-136

Обязательное предложение о приобретении акций общества: вчера, сегодня, завтра

Сергей Урескул

генеральный директор акционерного общества «Институт Корпоративных Технологий»

Надежда Колесникова

заместитель генерального директора по юридическим вопросам акционерного общества «Институт Корпоративных Технологий»

Впервые специальная процедура приобретения крупного пакета акций (более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитала общества) была описана Федеральным законом от 05.01.2006 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» [1] , дополнившим Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее также – Закон об АО) новой главой XI.1 «Приобретение более 30 процентов акций открытого общества». Именно эта глава ввела понятия «добровольное предложение» и «обязательное предложение», описывающие механизм приобретения акций на основе публичной оферты.

Но вернемся в настоящее. С 01 сентября 2014 года глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) претерпела существенные изменения. Из ГК РФ исключили конструкции закрытых и открытых акционерных обществ, и законодательно закрепили новые организационно-правовые формы: публичные и не публичные акционерные общества [2] . Так на какие же акционерные общества сейчас распространяются требования главы XI.1 закона об акционерных обществах в общем и статьи 84.2, определяющей основные положения относительно обязательного предложения, в частности?

Как мы помним, в соответствии со статьей 84.2 Закона об АО обязанность направить публичную оферту была предусмотрена для открытых акционерных обществ, и с учетом ныне исключенного пункта 1.1 указанного закона [3] , начиная с 01.09.2014 г. обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах могло быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.

По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Однако Банк России в своем письме от 01.12.2014 г. [4] уточнил, что » начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона)…», при этом добавив что «…процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса».

Таким образом, регулятор обозначил перечень акционерных обществ, к которым с 01.09.2014 г. могут быть применимы (начаты) процедуры главы XI.1 Закона об АО:

  • публичные акционерные общества, отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ;
  • акционерные общества, не отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (т.е. технически являющиеся публичными акционерными обществами);
  • открытые акционерные общества, которые не привели устав и фирменное наименование в соответствие с ГК РФ, обозначив, тем самым, публичный или непубличный статус.

Но отметим, что законодатель при приведении закона об акционерных обществах в соответствии с ГК РФ расширил вышеуказанный перечень, распространив действия положений главы XI.1 закона также и на ранее (до 01.09.2014 г.) открытые акционерные общества, которые исключили из своего фирменного наименования указание на тип акционерного общества («открытое»), установив непубличный статус. Данную норму он изложил в пункте 8 статьи 27 Федерального закона 29.06.2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». То есть с 01.07.2015 г. [5] перечень обществ, в отношении которых применяются процедуры главы XI.1 Закона об АО и, в частности, статьи 84.2, следующий:

  • публичные акционерные общества, отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ;
  • акционерные общества, устав и фирменное наименование которых содержит указание на то, что общество является публичным и в отношении которых не применяются положения пункта 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие признаки публичного акционерного общества [6] ;
  • открытые акционерные общества, которые не привели устав и фирменное наименование в соответствие с ГК РФ;
  • непубличные акционерные общества, которые на 1 сентября 2014 года являлись открытыми акционерными обществами.

Обратимся к понятию «обязательное предложение». Исходя из буквального толкования статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» обязательное предложение – это публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам — владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о приобретении этих ценных бумаг.

Отметим, что статья 84.2 закона об акционерных обществах не содержит указаний на иные общества, в которых возможна описанная в этой статье процедура. Но, как мы с вами уже выяснили, обязанность по направлению публичной оферты распространяется также на лиц, которые приобрели более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитал непубличного акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществам, открытого акционерного общества, которое не привело свое наименование в соответствие с действующим законодательством, а также формально публичного акционерного общества (не отвечающего признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которого содержат указание на его публичный статус). Для простоты изложения далее будем использовать укрупненное понятие «акционерное общество».

Итак, у лица, которое приобрело более 30 % общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, появляется обязанность направить предложение остальным акционерам о приобретении их акций. Но, если обратить внимание на пункт 7 статьи 84.2 Закона об АО, то мы видим, что законодатель ввел и два других пороговых значения: 50 и 75 % общего количества голосующих акций общества.

Как представляется, речь идет о случаях приобретения акционером, уже владеющим более 30% голосующих акций, составляющих уставный капитал, голосующих акций акционерного общества, в результате чего доля акций этого акционера превышает 50 или 75% общего количества голосующих акций этого общества (с учетом акций, принадлежащих этому акционеру и его аффилированным лицам). Т.е. ограничения, установленные пунктом 6 статьи 84.2 Закона об АО, распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю. Какие ограничения определены в указанном пункте? С момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций акционерного общества и до даты направления в публичное общество обязательного предложения (согласно пункту 1 статьи 84.2 обязательное предложение должно быть сделано в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций), покупатель и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Применительно к ситуации приобретения доли акций, превышающей 50 или 75% общего количества голосующих акций акционерного общества, и до даты направления в общество обязательного предложения акционер, владеющий крупным пакетом акций, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 50 или 75% общего количества акций соответственно.

На практике не редки случаи признания судами недействительным решения общего собрания акционеров, принятого с нарушений требований к кворуму собрания вследствие не направленного обязательного предложения, ссылаясь, в том числе, на правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 14613/11, от 30 октября 2012 года № 7709/12.

Какие еще существуют негативные правовые последствия, связанные с ненаправлением обязательного предложения?

Действующее законодательство предусматривает только два последствия неисполнения лицом, которое приобрело более 30 процентов голосующих акций акционерного общества, обязанности направить остальным акционерам обязательное предложение. Первое последствие мы описали выше — это ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения, второе — административная ответственность в виде штрафа по статье 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Причем истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности [7] , не освобождает такое лицо от обязанности направить публичную оферту о приобретении акций остальных акционерам в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах, а также от ограничения, установленного пунктом 6.

При этом следует отметить, что в случае ненаправления обязательного предложения в установленный законом 35-дневный срок остальные акционеры общества не обладают правом на иск о понуждении лица, обязанного направить публичную оферту о приобретении акций, к исполнению такой обязанности. Данная позиция нашла широкое отражение в судебной практике (см., например: Определение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-11896/12 по делу № А12-12288/2011, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2016 г. № Ф05-7277/2016 по делу № А40-159967/2015 , Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2015 г. № Ф05-5669/2015 по делу № А40-132281/14-22-1117, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2014 г. по делу № А66-1272/2014 , Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2013 г. по делу № А19-13539/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 г. № Ф03-1833/2013 по делу № А51-8475/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2011 г. по делу № А78-7937/2010 и др.) Во всех этих случаях суды обосновывают свое решение (отказ в удовлетворении соответствующих требований) ненадлежащим средством правовой защиты, избранным истцами, поскольку законодательством предусмотрены иные негативные последствия ненаправления обязательного предложения. Также суды сходятся во мнении, что акционеры не могут обязать это лицо выкупить принадлежащие им акции.

Но представляется, что в ближайшем будущем данная ситуация изменится. Государственной думой в первом чтении принят проект Федерального закона № 1036047-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1036047-6), согласно которому владельцу ценных бумаг общества планируется предоставить право требовать их выкупа в случае, если не сделано обязательное предложение о приобретении акций. Согласно проекту в случае неисполнения обязанности по направлению обязательного предложения, акционерам предоставляется право предъявить требование о выкупе своих акций, при этом самостоятельно определяя минимальную цену продажи акций.

Но это в будущем, а в настоящем? Какие действия на сегодняшний момент может предпринять миноритарный акционер для защиты своих интересов? Ни для кого не секрет, что миноритарии, как правило, заинтересованы в продаже принадлежащих им акций по максимально высокой цене. Причем независимо от момента их отчуждения – в рамках обязательного предложения или нет.

Поэтому, во-первых, он может оспорить цену выкупаемых ценных бумаг путем обращения с соответствующим иском в суд.

Согласно пункту 4 статьи 84.2 закона об акционерных обществах определение цены ценных бумаг, приобретаемых в рамках обязательного предложения, осуществляется следующим способом:

1) рассчитывается средневзвешенная или рыночная цена акций;

2) производится сравнение указанной цены с наибольшей ценой, уплаченной оферентом (его аффилированными лицами) при приобретении акций общества до направления публичной оферты.

В итоге цена обязательного предложения определяется как большая из двух вышеуказанных двух цен. «Такой подход фактически основывается на принципе уплаты наивысшей цены, и направлен на защиту прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях» (из Решения Арбитражного суда Томской области от 19.01.2012 г. по делу № А67-3097/2011).

При этом не стоит забывать, что в случае определения рыночной цены акций на основе отчета оценщика, как обязывает Закон об АО, их стоимость должна учитываться в 100-процентном пакете без учета размера пакета, в составе которого проводится оценка. Такой правовой подход обозначен Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 г. № 443/11 по делу № А08-2788/2008-21).

Во-вторых, продать принадлежащие ему акции третьим лицам по выгодной цене, не акцептируя полученное обязательное предложение о приобретении акций от лица, ставшего владельцем более 30 % (50 %, 75 %) голосующих акций общества самостоятельно или с его аффилированными лицами. Причем офферент не вправе требовать признания таких сделок недействительными.

Итак, мы рассмотрели, какое развитие получил институт обязательного предложения в акционерном законодательстве России с момента его появления в 2006 году по настоящее время, затронув, к сожалению, лишь некоторые проблемные моменты.

Как мы упомянули выше, в настоящее время Государственной думой рассматривается проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)» (№ 1036047).

«Целью законопроекта является повышение уровня защиты прав акционеров при поглощении в целях установления ясного, непротиворечивого и адекватного механизма поглощения, а также обеспечение баланса интересов всех участников процедуры поглощения» – указывают в Пояснительной записке к законопроекту его разработчики. И мы надеемся, что эта цель будет достигнута.

[1] Вступил в силу 01.07.2006 г.

[2] См. подробнее Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

[3] Утратил силу с 01.07.2016 г.

[4] Банка России от 01.12.2014 г. № 06-52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации»

[5] Дата вступления в силу Закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ.

[6] Отметим, что в соответствие с п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на 01.07.2015 г. содержит указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, до 01.07.2020 г. обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

[7] Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении за нарушение законодательства об акционерных обществах не может быть вынесено по истечении одного года, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, в том числе, в связи с истечением сроков давности к административной ответственности.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ, РАЗМЕЩЕННЫХ НА САЙТЕ WWW.IKT-GIK.RU

  1. Правообладателем текстовых, графических, аудио- и видео- материалов (далее – «Материалы»), размещенных на сайте www.ikt-gik.ru является АО «ИКТ», либо такие Материалы используются АО «ИКТ» на иных законных основаниях.
  2. Текстовые материалы, в которых прямо или косвенно указано, что источником является АО «ИКТ», а также графические, аудио-, видео- материалы, правообладателем которых является АО «ИКТ», или их части, размещенные на сайте www.ikt-gik.ru, могут быть использованы пользователем:

2.1. в форме воспроизведения без согласия АО «ИКТ» и без выплаты ему вознаграждения, при условии, что такое использование осуществляется гражданином исключительно в личных целях (в соответствии со статьей 1273 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ»);

2.2. без согласия АО «ИКТ» и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием ссылки на АО «ИКТ» (ст. 1274 ГК РФ) согласно п. 3 настоящих Правил в форме:

— цитирования в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях в объеме, оправданном целью цитирования

— использования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

— воспроизведения в периодическом печатном издании и последующего распространения экземпляров этого издания, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;

— воспроизведения, распространения, сообщения в эфир и по кабелю, доведения до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

— публичного исполнения путем их представления в живом исполнении, осуществляемого без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

— создания, воспроизведения и распространения экземпляров в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах);

— записи на электронном носителе, в том числе записи в памяти ЭВМ, и доведения до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2.3. на основании договора.

  1. При использовании Материалов (или их части) в соответствии с п.2.1, 2.2 настоящих Правил в печатных изданиях, книгах или в иных формах использования на материальных носителях (бумага, пленка и т.п.), пользователь в каждом случае использования обязан указывать (давать ссылку), что источником является сайт www.ikt-gik.ru.

При использовании Материалов (или их части) в соответствии с п.2.1, 2.2 настоящих Правил в электронных изданиях, страницах интернет-сайтов, в электронных файлах или иных формах использования в электронном виде, пользователь в каждом случае использования обязан вставлять гиперссылку на страницу сайта www.ikt-gik.ru.

При использовании Материалов (или их части) в соответствии с п.2.1, 2.2 настоящих Правил в аудио-, видео- записи, включая, но не ограничиваясь сообщением в эфир на телевидении и радио, в том числе, при трансляциях по средствам электронных компьютерных или телефонных сетей или иных подобных формах, а также в живом исполнении, пользователь в каждом случае использования обязан озвучивать ссылку на сайт www.ikt-gik.ru, как источник информации.

  1. Материалы, опубликованные на сайте www.ikt-gik.ru со ссылкой на других правообладателей или иные источники информации, не могут быть использованы иначе, чем способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (в частности ст. 1273, 1274 ГК РФ), с учетом требований источника, на который ссылается АО «ИКТ».
  2. При использовании Материалов способами, предусмотренными настоящими Правилами, не допускается какая-либо их переработка, за исключением сокращения, при условии, что такое сокращение не приводит к искажению смысла Материала.

Изменение и (или) обработка графических материалов не допускается.

  1. По вопросам использования Материалов в соответствии с п. 2.3 настоящих Правил на основании договора, а также по условиям оплаты по нему необходимо обращаться по адресу электронной почты [email protected] с обязательным указанием в теме письма: «Об использовании материалов сайта АО «ИКТ»». Настоящие Правила не являются и не могут трактоваться как договор или оферта (публичная оферта).
  2. Настоящие правила могут быть в любое время изменены и (или) дополнены без предварительного уведомления пользователей путем размещения их новой редакции на сайте www.ikt-gik.ru.

8. В случае нарушения настоящих Правил (в части или полностью) АО «ИКТ» вправе осуществлять защиту своих прав и законных интересов любыми законными способами, в том числе в судебном порядке.

Поправки в закон об аудите: под обязательный аудит попали все АО

Обязательный аудит всех акционерных обществ, возможность аудита не всей, а лишь части бухгалтерской и налоговой отчетности организации, новые обязанности аудиторов — эти и другие изменения внесены в Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудите) Федеральным законом от 01.12.14 № 403-ФЗ (далее — Закон № 403-ФЗ). Большинство новшеств вступило в силу со 2 декабря 2014 года.

Обязательный аудит всех АО

Как известно, с 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса (см. «Поправки в ГК РФ: новые виды юрлиц, обязательный аудит для всех АО и принудительная ликвидация организаций»). Одним из самых заметных изменений стала новая классификация акционерных обществ. Все АО были разделены на публичные и непубличные. А такие понятия как открытое и закрытое акционерное общество из ГК РФ исчезли. При этом для всех без исключения акционерных обществ был введен обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Эти новшества повлекли за собой изменения и в Закон об аудите. Теперь в подпункте 1 пункта 1 статьи 5 закона сказано, что обязательному аудиту подлежат все акционерные общества. Данное правило при меняется вне зависимости от размера выручки и суммы активов бухгалтерского баланса АО, а также от его разновидности — публичное или непубличное АО.

Расширен предмет аудита

В части 3 статьи 1 прежней редакции Закона об аудите в качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная законом о бухучете*;
  • аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность).

Теперь же к ним добавились еще два предмета аудита:

  • часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);
  • любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность и др.).

Соответственно, аудиторы получили возможность проверять не только бухгалтерскую или аналогичную ей финансовую информацию, но и любую информацию вообще, включая налоговые декларации.

Новые обязанности аудиторов

Закон № 403-ФЗ установил целый ряд новых обязанностей аудиторов. Коротко их перечислим. Отныне аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) обязаны:

  • составлять документы на русском языке;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе аудита, в течение не менее пяти лет;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания аудита, на территории РФ;
  • размещать на территории РФ базы данных информации об оказанных аудиторских услугах;
  • хранить документы (копии документов), полученные и (или) составленные в ходе оказания прочих аудиторских услуг, не менее трех лет.

Еще одной обязанностью аудиторов стала обязанность по отслеживанию коррупционных нарушений у аудируемого лица. При выявлении таких правонарушений или даже их признаков, аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей, либо руководителя организации. Лица, получившие от аудиторов информацию о коррупционных нарушениях, обязаны рассмотреть ее и в течение 90 дней сообщить аудиторской организации о результатах рассмотрения в письменной форме. Если же в указанный срок аудитор не будет проинформирован о результатах рассмотрения упомянутой информации, то он должен будет сообщить об этом в государственные органы.

* Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».