Закон об обязательном аудите зао

Оглавление:

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)) [1] . Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 [2] и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
    • кредитные организации и бюро кредитных историй;
    • страховые и клиринговые организации;
    • микрофинансовые компании;
    • негосударственные пенсионные и иные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
    • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
    • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [3] . Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] ).

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н [6] введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н [7] — еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ [8] . Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40% [9] , поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ [10] ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ [11] ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ [12] ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ [13] ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП [14] ).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

Обязательный аудит: критерии проведения

Какие критерии проведения обязательного аудита закреплены законом? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом — организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Условия обязательного аудита:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании — «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

По этому закону обязательному аудиту подлежат, в частности:

  • акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные. Общества, которые зарегистрированы до 1 сентября 2014 года (дата вступления указанного закона в силу) и имеют организационно-правовую форму ЗАО, также должны проводить обязательную аудиторскую проверку.

Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании «рабочих» вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки. Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность. Такой подход к проверке Минфин России считает правомерным (письмо от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01).

Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.

В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если подлежит обязательному аудиту. В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2017 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2018 года.

Энциклопедия учета, новости в рассылках, аналитика в журналах. Подписываться на бухгалтерские журналы отдельно больше не нужно.
Все можно получить сразу и по оптимальной цене.

Должно ли ЗАО за 2014г проводить обязательный аудит?

День добрый! Наша организация на сегодняшний момент имеет правовую форму как ЗАО. Скажите пожалуйста, нужно ли нам проводить обязательный аудит за 2014г?

25 Февраля 2015, 15:10 Юля, г. Москва

Уточнение клиента

Я хочу уточнить. Меня интересует проведение аудита после изменений 1 сентября 2014. Под обязательный аудит ранее мы не попадали. Показатели баланса и за 2013 и 2014 не подходят под критерии обязательного аудита.

25 Февраля 2015, 17:02

Ответы юристов (18)

Здравствуйте Юлия, так как вы являетесь ЗАО, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательному аудиту, в
частности, подлежат организации, у которых объем выручки от продажи
продукции (выполнения работ, оказания услуг) (за исключением
сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за
предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов
бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего
отчетному, превышает 60 млн. руб.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 307-ФЗ обязательный аудит проводится
ежегодно. Срок, в течение которого должна быть проведена аудиторская
проверка, не утвержден.

Есть вопрос к юристу?

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности»

Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

С 1 сентября 2014 года к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

Соответственно, до момента преобразования в иную, чем акционерное общество, организационно-правовую форму, Вы обязаны проводить обязательный аудит.

Добрый день, Юля.

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужны данные о выручке и сумме активов за 2013 г.

Согласно п. 5 ст. 67.1 ГК РФ

Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

При этом отсутствуют противоречия с Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит проводится в случаях:
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2014 года, поэтому ответ на ваш вопрос — да, необходимо.

«1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Добрый день, Юлия.

Наша организация на сегодняшний момент имеет правовую форму как ЗАО. Скажите пожалуйста, нужно ли нам проводить обязательный аудит за 2014г?

Да, Вам необходимо проводить аудит:

Статья 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит проводится в случаях:


4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Согласно ст.86 ФЗ об АО 1. Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

2. Общее собрание акционеров утверждает аудитора общества. Размер оплаты его услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Согласно ст.88 ФЗ об АО 1. Общество обязано вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

2. Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

3. Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества, годовой бухгалтерской отчетности, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) общества.

Перед опубликованием обществом указанных в настоящем пункте документов в соответствии со статьей 92 настоящего Федерального закона общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами.

4. Годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества — лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Согласно ст.5 ФЗ об аудиторской деятельности 1. Обязательный аудит проводится в случаях:1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

То есть, вы обязаны ежегодно проводить аудиторскую проверку деятельности.

Согласно ст.5 ФЗ Об аудиторской деятельности

1. Обязательный аудит проводится в случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

Согласно ст.67.1 ГК РФ

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

С 1 сентября 2014 года аудит является обязательным доя ЗАО.

Таким образом обязательно проводить аудит для ЗАО в 2014 году.

Проведение ежегодного аудита зависит от доходов и оборота ЗАО.

Закрытые акционерные общества (ЗАО) подлежат обязательному аудиту в том случае, если годовая выручка общества составит 50 млн. руб. или валюта годового баланса составит 20 млн. руб.

Думаю, что основной вопрос в том, что до сентября 2014 г. редакция п. 1 ст.5 Закона N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности» указывала лишь на ОАО, а в настоящее время указывает просто на АО. Сама форма ЗАО из перечня форм ЮЛ исключена.

Получается некая правовая коллизия, т.к. ЗАО формально относится к АО, которые обязаны осуществлять обязательный аудит.

Судебной практики по данному вопросу пока нет. Сам придерживаюсь формальной точки зрения о распространении требований об аудите, в т.ч. на ЗАО, не успевшие сменить орг.-правовую форму.

В ФЗ-307 ранее было указано на проведение аудита только «открытыми акционерными обществами», а также иными при достижении указанных выше коллегами пределов выручки.

После внесения изменений п. 1 ст. 5 ФЗ-307 теперь звучит как

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Следовательно, обязательный аудит теперь должен проводиться и в оставшихся ЗАО. Причем, по моему мнению, вне зависимости от объема выручки.

Данный вывод подтверждается и положениями Гражданского кодекса РФ:

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

При этом указанное изменение распространяется не только на акционерные общества, созданные после его принятия, но и созданные ранее АО, к которым относится и Ваше ЗАО:

9. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об акционерных обществах. Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов.

ФЗ «Об акционерных обществах» не содержит положений, противоречащих вышеизложенному.

На основании всего вышесказанного, мной сделан вывод о необходимости проведения обязательного аудита в вашем ЗАО.

Да. Обязательно.в соответствии ст. 67.1 ГК РФ, независимо от выручки.

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками

Я хочу уточнить. Меня интересует проведение аудита после изменений 1 сентября 2014. Под обязательный аудит ранее мы не попадали. Показатели баланса и за 2013 и 2014 не подходят под критерии обязательного аудита.

Мой ответ дан именно с учетом указанных изменений.

Здравствуйте, Юлия. Уже нет такой организационно — правовой формы как закрытое акционерное общество. См. главу 4 подраздела 2 части 1 Гражданского кодекса РФ. В связи с чем лучше привести учредительные в порядок во избежание путаницы. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ), отменил организационно-правовые формы открытых и закрытых акционерных обществ. Теперь у Вас согласно ст. 66.3 ГК РФ скорее всего непубличное акционерное общество, хотя если акции Вашего общества обращаются на рынке ценных бумаг, после 1 сентября 2014 г. будут признаваться публичными акционерными обществами..

Что касается аудита в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесены изменения. Теперь все акционерные общества в обязательном порядке проводят аудит, но данное правило было введено 403-ФЗ от 01.12.2014 г.

Статья 5. Обязательный аудит
1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;6) в иных случаях, установленных федеральными законами.(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ)2. Обязательный аудит проводится ежегодно.3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.(часть 3 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

В принципе можете не торопиться вносить изменения в учредительные Закон 99-ФЗ не обязывает к срочности, вместе с тем на Вашу организацию распространяется общие правила ГК РФ (глава 4), не зависимо от того внесли изменения в ЕГРЮЛ либо нет.

Управление Федеральной налоговой службы по г. МосквеПисьмо от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545О составе годовой бухгалтерской отчетности

Вопрос: О представлении налогоплательщиками в налоговый орган аудиторского заключения вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Ответ: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве по поручению ФНС России рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет.
Согласно части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Пунктом 1 ст. 126 Кодекса установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
При этом Кодексом не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью.
Данная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724.
Изменения части 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N 357-ФЗ, относятся к обязательному экземпляру бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемому в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
Учитывая изложенное, по мнению Управления, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы, аудиторское заключение включать не обязательно.

Советник государственной
гражданской службы РФ
Ю.Ю. Шилова

Исходя из сказанного прихожу к выводу с учетом действия Закона, что за 2014 год аудит в Вашей организации не нужен, но с текущего года Ваша организация обязана будет проводить аудит.