Законодательные нормы в сфере труда

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Информация об изменениях:

Статья 5 изменена с 1 сентября 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 255-ФЗ

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 5 ТК РФ

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, положения настоящего Кодекса применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной названным Федеральным законом

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

См. схему «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»

Какие нормы формируют трудовые отношения?

Российское законодательство в области труда представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, формирующих нормы трудовых отношений.

Такими нормами определяются права и обязанности работников и работодателей, условия и характер их взаимодействия, возможности профессиональной самореализации любых граждан, без исключений и дискриминаций по каким-либо признакам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Общая информация

Нормы трудового права – это правила трудовых отношений, установленные или санкционированные государством посредством законодательных актов.

Правила носят обязательный и принудительный характер – их нарушение не допускается законом.

Что регулируют?

Нормы трудового права регулируют любые отношения, связанные с использованием личного труда.

Формы их реализации разнообразны:

  • собственно трудовые отношения;
  • организация труда и управление им;
  • трудоустройство работников;
  • социальное партнерство, коллективные отношения;
  • содействие занятости безработных лиц;
  • организация профессиональной подготовки и повышения квалификации;
  • обеспечение мер по охране труда граждан;
  • осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства;
  • социальная и правовая защита работников, решение трудовых споров;
  • деятельность профессиональных союзов;
  • отношения взаимной материальной ответственности работника и работодателя;
  • защита прав и интересов работодателей.

Сфера действия

Нормы трудового права применяются ко всем общим положениям законодательства и распространяются на всех работников, вне зависимости от их пола, гражданства и семейного положения.

В качестве работодателя может выступать юридическое или физическое лицо, индивидуальный предприниматель, иностранные компании и государственные предприятия.

Условие распространения действия трудовых норм права – заключение трудовых соглашений и договоров.

Договоры гражданско-правового характера к ним не относятся, и их участники могут рассчитывать на законное соблюдение своих прав только в результате судебного решения, согласно которому договор будет признан трудовым.

Из сферы регулирования трудовых отношений также исключаются члены советов директоров и военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Нормы трудового права разделяются по сфере применения на две группы: общие, основополагающие нормы, распространяющиеся на все отношения трудового права и особенные, посвященные отдельным предметам регулирования, такими как: занятости и трудоустройства, рабочего времени, гарантий и компенсации и т. п.

Классификация норм

Классификация правовых норм обширна. Различают:

  • декларативные нормы права, утверждающие основные принципы трудового законодательства (например, право на свободный выбор профессии);
  • дефинитивные, раскрывающие определения и признаки понятий (например, определение трудового договора);
  • оперативные (изменяющие или отменяющие действие отдельных положений законов).

По степени определенности предписаний нормы делят на:

  • диспозитивные, предполагающие возможность выбора (право на создание коллективных соглашений, участие в профессиональных союзах);
  • императивные или категорические (невозможность замены ежегодного отпуска денежной компенсацией).

Правовые нормы Статьи 37 Конституции РФ гарантируют соблюдение основополагающих принципов:

  • каждый человек волен выбирать род деятельности и профессию, реализуя свое право на свободный труд;
  • никто не может подвергаться принудительному труду;
  • вознаграждение за труд должно осуществляться без признаков дискриминации, не ниже минимальной оплаты труда;
  • каждый имеет право на защиту от безработицы и соблюдение требований безопасности и гигиены при организации труда;
  • работники имеют право совершать индивидуальные и коллективные споры, а также участвовать в забастовках;
  • право на отдых гарантировано всем гражданам;
  • Общие нормы регулируют основные вопросы трудовой деятельности всех работников в целом, независимо от сферы и характера труда, и рассчитаны на многократное применение;
  • раскрывают предмет, сферу действия, цели и задачи трудового законодательства;
  • регламентируют принципы взаимодействия субъектов трудовых отношений, обеспечивают выполнение трудовых прав и свобод, создание благоприятных условий труда и защиту интересов всех его участников;
  • устанавливают государственные гарантии для трудящихся (гарантии приема на работу, оплаты труда, отпуска);
  • регламентируют обязательное соблюдение трудовых прав отдельных лиц, нуждающихся в социальной защите (семейные граждане, инвалиды, несовершеннолетние, безработные);
  • регулируют вопросы охраны труда работников путем формирования нормативных требований к условиям труда и системы государственного контроля их соблюдения на рабочих местах;
  • формируют порядок обеспечения самозащиты прав трудящихся, создания профсоюзов и мер коллективного регулирования условий труда;
  • раскрывают понятие дискриминации и принудительного труда;
  • обеспечивают право на обязательное социальное страхование;
  • раскрывают и уточняют конституционные принципы и область применения трудового права;
  • утверждают источники правовых норм трудовых отношений, и иных, связанных с трудом;
  • устанавливают границы полномочий нормативных актов, как федеральных, так и местных, и их сроки вступления в силу;
  • согласно ТК РФ, локальные договоры на предприятии, акты регионального масштаба применения не могут содержать положения, противоречащие ТК РФ, Конституции и иным законам федерального уровня. При выявлении противоречий в тексте документов следует руководствоваться положениями актов, обладающих большей юридической силой;
  • утверждают основания для трудовых отношений между работодателем и работником, права и обязанности обеих сторон;
  • регламентируют условия социального партнерства, порядок формирования коллективных соглашений и принятия мер по их исполнению;

Вышеупомянутые правовые нормы трудового права и их производные, содержатся в официальных нормативно-правовых актах российского законодательства.Они разрабатываются с учетом действующих принципов международного и конституционального права, имеют обязательный характер применения и вступают в силу в установленном порядке.

Их действие может быть бессрочным, прекращающимся лишь в связи с отменой, или ограниченным каким-либо сроком.

Правовые нормы представлены Трудовым кодексом, Федеральными законы, указами Президента, постановлениями Правительства, подзаконными акты министерств и ведомств и нормативными актами местного законодательства субъектов РФ (перечень представлен в порядке убывания юридической силы).

Локальные нормы трудового права устанавливаются непосредственно на предприятии и действуют в его пределах. Они дополняют общие правовые нормы, устанавливая местные правила и полномочия трудового коллектива, администрации и отдельных сотрудников.К локальным актам относятся: трудовой договор, соглашение, коллективный договор. Главное условие – локальные акты должны разрабатываться с учетом действующего законодательства на основании общих и специальных правовых норм и недопустимости нарушения последних.

Пример нарушения: в трудовом договоре с инвалидом содержится пункт о стандартной 40-часовой рабочей неделе. Этот пункт является неправомерным, т.к. для инвалидов I и II группы устанавливается продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Международные

Принципы и нормы международного права являются важной составляющей правовой системы РФ.

Все законы, принимаемые в нашей стране, разрабатываются с учетом международных соглашений об охране прав и свобод граждан.

Страны-участники Международной организации труда придерживаются основных принципов Декларации МОТ, утвержденной в Женеве 18.06.1998 – свободы объединения и признания права на коллективные переговоры, упразднения принудительного труда, недопущения дискриминации в области трудовых отношений, упразднения всех форм детского труда.

Трудовой кодекс РФ в части правового регулирования трудовых отношений, прямо ссылается на общепризнанные принципы и нормы трудового права (ст. 2 ТК РФ).

Специальные

Специальные нормы связаны с выделением ряда норм трудового права в отдельные категории. Они отражены в положениях, регулирующих условия труда специальных категорий работников (несовершеннолетние, инвалиды, женщины, сезонные работники, лица, проживающие в районах Крайнего севера и т. д.).

Виды специальных норм трудового права:

Нормы-льготы (компенсации для лиц, проживающих на севере, работающих на производствах с вредными условиями труда, пособия и льготы одиноким матерям, беременным женщинам, условия труда инвалидов и т. д.).

Нормы-приспособления (адаптируют общие нормы к специфике отрасли, например, дифференциация по отраслям народного хозяйства).

Нормы-изъятия (представляют собой обоснованные ограничения общих трудовых прав, например, временный характер работы у сезонного работника).

Санкционные нормы права устанавливают последствия для лиц, нарушающих положения трудового законодательства. На их основании руководитель или сотрудник может быть привлечен к ответственности (административной, уголовной, дисциплинарному взысканию).

Примеры административных нарушений трудовых норм: нарушение прав инвалидов, увольнение работников в связи с забастовкой, отказ от переговоров о заключении коллективного соглашения, нарушение правил хранения и использования персональных данных работников.

Также к санкционным нормам относятся взыскания за нарушения дисциплины труда (прогулы, нанесение материального ущерба, нарушения трудовой дисциплины и т. д.).

Нормы права представляют собой структурную основу любых трудовых отношений – они устанавливают порядок приема на работу, гарантируют соблюдение жизненно важных прав и свобод трудящихся, формируют основу для защиты профессиональных и личных интересов работников, регулируют условия труда и способы его оплаты.

Знание основных норм права и их документальных источников необходимо любому участнику трудовых отношений.

Трудовой Кодекс РФ

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права

Форма трудового права. Нормативные правовые акты

Нормы трудового права существуют в определенной форме. До их объективации, т. е. внешнего проявления, о норме права можно говорить только как о результате нормообразования. Форма трудового права — это система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, организациями, работодателями — физическими лицами.

По форме трудового права следует различать нормативные правовые акты; правовые акты, содержащие нормы трудового права; индивидуальные акты с элементами нормативного содержания.

Нормативный правовой акт всегда содержит правило должного поведения (норму) участников совместного труда. Эта норма рассчитана на неоднократное применение и на неопределенный круг лиц, которые окажутся субъектами регулируемых социально-трудовых отношений.

Нормативный правовой акт — это разновидность правового акта. Правовым актом, т. е. актом, обязательным для исполнения субъектами трудового права, на которых он рассчитан, могут быть индивидуальные акты — акты применения норм трудового права, соглашения сторон социально-трудовых отношений. Так, по соглашению работодателя и трудового коллектива может быть разработан и принят коллективный договор. Статья 40 ТК РФ определяет коллективный договор как правовой, а не нормативный правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Такой правовой акт может содержать нормы трудового права, например формы, системы оплаты труда в организации; пособия и компенсации и другие нормы, установленные по соглашению сторон (ст. 41 ТКРФ).

Индивидуальные правовые акты с элементами нормативного содержания, т. е. акты применения норм трудового права, также в ряде случаев включают нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения трудовых договоров. В трудовом договоре работник по соглашению с работодателем может, например, предусмотреть особый режим своего рабочего времени, отличный от установленного в организации для данной категории работников, особые условия оплаты труда.

Виды нормативных правовых актов

Социально-трудовые отношения регулируют целый ряд нормативных правовых актов. В теории права выделяют определенные виды нормативных правовых актов. Известны и критерии такого деления: содержание нормативного правового акта; процедура его принятия; орган, принимающий такой акт; круг лиц, на которых распространяется его действие, и др.

В ст. 5 ТК Р(1) определены следующие виды нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения:

трудовое законодательство (включающее законодательство об охране труда), состоящее из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;

  • иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В основе данной классификации — орган, принимающий нормативный правовой акт о труде. По этому же основанию законодатель выделяет локальные нормативные правовые акты (ст. 8 ТК РФ). Вряд ли обоснованно данный вид нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исключать из перечня нормативных правовых актов, закрепленных в ст. 5 ТК РФ. Локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, разрабатываются и принимаются работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно (документы технологического процесса), с учетом мнения представительного органа работников, совместно либо по согласованию с ним (ч. 2, 3 ст. 8 ТК РФ).

Нормы трудового права любого вида нормативных правовых актов не должны противоречить ТК РФ, Конституции РФ, международным правовым актам, принятым МОТ, Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Российской Федерацией по соглашению со странами СНГ и дальнего зарубежья (международные договоры, соглашения). Частью 5 ст. 15 Конституции РФ устанавливается, что общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. В том случае, если международным договором РФ закреплены иные права, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Это положение продублировано в ст. 10 ТК РФ.

Приведенная система нормативных правовых актов характеризуется соответствующей субординацией, запретом ухудшать положение работников актами нижестоящих органов государственной власти и управления. Так, всс российские нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не могут противоречить ТК РФ. В то же время допускается на любом уровне нормотворче- ской деятельности улучшать правовое положение работников, начиная с локальных актов и заканчивая федеральными законами. В необходимых случаях в ТК РФ могут вноситься соответствующие изменения, уже нашедшие закрепление в иных нормативных правовых актах, выработанные судебной практикой.

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г., а 31 декабря 2001 г. опубликован в «Российской газете».

В ТК РФ вносились изменения и дополнения начиная уже с 25 июля 2002 г. Его практически полностью новая редакция была принята Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Объяснить неэффективность ТК РФ 2001 г. нельзя ссылками на быстро меняющуюся социально-экономическую обстановку в стране. Ее анализ показывает, что каких-либо особых неожиданных для законодателя событий, которые бы побудили за столь короткий период внести изменения в почти 3/4 статей ТК РФ, не было.

Анализ разработки и принятия ТК РФ позволяет сделать ряд выводов, которые характерны для любого вида нормотворчества в сфере социально-трудовых отношений.

Во-первых, до принятия нормативного правового акта, а тем более закона, необходим социологический подход к изучению целей, задач, практического значения принятия такого нормативного правового акта. Использование возможностей трудоправовой социологии, герменевтики и логики трудового права — важное условие эффективности работы нормотворческого органа.

Во-вторых, в настоящее время нельзя говорить о разработке и принятии в сфере труда нормативных правовых актов, не обращаясь к детальному изучению уже сложившихся систем локальных нормативных правовых актов и практики их применения в отдельных организациях.

В-третьих, в процессе нормотворчества должна исследоваться практика правоприменительных органов, судов. Принятие упомянутого Закона во многом обусловлено позицией Верховною Суда РФ, которая впоследствии нашла отражение в ряде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в том числе в постановлении от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ — кодифицированный законодательный акт (Федеральный закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001 года) о труде.

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Трудовое законодательство в Российской Федерации создано с целями установления государственных гарантий трудовых прав и свобод, создания благоприятных условий труда и защиты прав и интересов работников и работодателей (Статья 1 ТК РФ).

Основные задачи трудового законодательства:

  • создание необходимых правовых условий для достижения согласования интересов сторон трудовых отношений;
  • правовое регулирование трудовых отношений;
  • регулирование отношений связанных с организацией труда, трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой и повышением квалификации работников;
  • надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • разрешение трудовых споров;

Разделы Трудового кодекса РФ

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VII. Гарантии и компенсации
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда
  • Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
  • Раздел X. Охрана труда
  • Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
  • Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  • Раздел XIV. Заключительные положения

Роль судебной практики в урегулировании социально-трудовых отношений

Судебная практика в регулировании социально-трудовых отношений выполняет следующие функции.

Во-первых, ее обобщение на уровне Верховного Суда РФ, как уже отмечалось выше, способствует совершенствованию действующего законодательства о труде. В процессе применения норм трудового права суды выявляют их недостатки, которые сказываются на результатах правоприменения. В ряде случаев в процессе применения норм трудового права суды выявляют его пробелы, неполноту, двусмысленность, синонимию, коллизии отдельных норм.

Во-вторых, постановления Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судебных органов. Их решения не могут противоречить требованиям Верховного Суда РФ; в противном случае они будут отменены вышестоящими судебными инстанциями.

В-третьих, любой правоприменитель, в том числе работодатель, понимает, что в случае трудового спора и его разрешения в судебном порядке будет учитываться мнение Верховного Суда РФ. Хотя для него требования Верховного Суда не имеют законной силы, т. е. не являются нормами права, косвенно они определяют поведение работодателя в разрешении трудового спора, возникшего у него с работником.

Трудовой кодекс РФ не включает акты судебных органов власти о применении трудового законодательства в систему нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В Российской Федерации не признается прецедент, который характерен для систем общего права Великобритании и США.

Несколько иную роль выполняют постановления Конституционного Суда РФ. В случае признания Конституционным Судом нормы противоречащей Конституции РФ она утрачивает юридическую силу. Нормотворческий орган обязан на основании решения Конституционного Суда РФ внести соответствующие изменения в законодательство о труде, в том числе в ТК РФ. Однако это не дает достаточных оснований для признания решений Конституционного Суда прецедентом. Согласно праву судебного прецедента каждый суд обязан следовать решению более высокого по положению суда. В Англии апелляционные суды (кроме палаты лордов) связаны своими прежними решениями. В англосаксонской правовой системе принципы общего (прецедентного) права считаются нормами трудового права, имеющими обязательную юридическую силу.

В Российской Федерации решения Конституционного Суда РФ не являются нормами, на основании которых осуществляется правоприменительная деятельность в сфере трудовых отношений.

Особенности нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Нормативные правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения, имеют свою специфику.

Во-первых, в разработке, принятии и применении нормативных правовых актов о труде участвуют профессиональные союзы.

Так, согласно ТК РФ нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принимаются объединениями работодателей и профессиональными союзами совместно (ст. 45), работодателем и трудовым коллективом в лице их представителей (ст. 40), работодателем с учетом мнения выборного представительного органа трудового коллектива (ч. 2 ст. 8), работодателем по согласованию с профсоюзным органом («представительным органом работников» — ч. 3 ст. 8).

В отдельных организациях возможно (если это установлено коллективным договором) совместное принятие нормативных правовых актов работодателем и трудовым коллективом, его выборным представительным органом — профкомом.

Во-вторых, для трудового права всегда было характерно принятие нормативных правовых актов государственным специализированным функциональным органом управления, занимающимся вопросами труда и заработной платы. Такой орган в разные этапы развития государства именовался по-разному: Народный комиссариат труда СССР, народные комиссариаты труда союзных республик, Государственный комитет по вопросам труда и заработной платы. Министерство труда и занятости РФ, Министерство труда и социального развития РФ. В настоящее время функции этого органа несколько расширены. Им принимаются нормативные правовые акты не только в области труда и заработной платы, но и в области здравоохранения и социального обеспечения граждан. В литературе и на заседаниях Государственной Думы РФ обсуждается необходимость создания министерства труда РФ — органа, который занимался бы нормотворчеством исключительно в сфере груда. Ежемесячно Министерство здравоохранения и социального развития РФ издает специальный журнал — «Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации», в котором публикуются принятые им нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В-третьих, значительное место среди трудового законодательства занимают локальные нормативные правовые акты, которые принимаются и действуют в отдельных организациях. Среди них особое место занимают документы техпроцесса.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, различаются как общие и специальные, т. е. распространяющие свое действие на всех работников или определенные их категории (женщины; несовершеннолетние работники; инвалиды; лица, работающие в отдельных отраслях хозяйства (железнодорожном, автомобильном транспорте и т. п.)).

Основные нормы Трудового кодекса по организации труда

Трудовой кодекс относится к основным нормативным актам, регулирующим сегодня вопросы кадрового делопроизводства в России

Организация работы предприятия – процесс, требующий от предпринимателя соблюдения ряда норм и правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поскольку функционирование компании происходит за счет человеческих ресурсов, значительная роль отводится требованиям и нормам Трудового кодекса. Актуальность выполнения этих требований ставит перед каждым руководителем необходимость приобретения знаний в области трудового законодательства.

К основным нормативным актам, регулирующим вопросы кадрового делопроизводства в России в настоящее время, относятся:

-Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденная Федеральной архивной службой России 27 ноября 2000 г.

-Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. НИПИстатинформ Госкомстата России, 2004.

— Перечень типовых документов, образующихся в деятельности организаций с указанием сроков хранения. Росархив. 2000.

-Гост Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

-Основные правила работы архивов организаций. Одобрены решением Коллеги Росархива от 6 февраля 2002 г.

-Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОК ПДТР).

-Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-93 (ОКСО).

-Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН).

-Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по комплектованию учету кадров.

-Постановление ФКЦБ от 16 июля 2003 г. № 03-33/ПС об утверждении положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, можно выделить, как основные, следующие нормы Трудового кодекса по организации труда:

1. Организация рабочих мест.

2. Оформление трудовых отношений.

3. Рабочее время и время отдыха работников.

4. Оплата и нормирование труда.

5. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

1. Организация рабочих мест. Охрана труда

Следует отметить, что рабочие места сотрудников, начиная от состояния помещения и заканчивая офисной техникой, должны соответствовать ряду санитарно-технических и гигиенических требований и правил. Это прописано в главе 34 Трудового кодекса РФ. Существует перечень обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий, зафиксированных в статье 212 той же главы. Помимо этого, в целях обеспечения требований охраны труда в обязанности работодателя Трудовой кодекс включает организацию службы по охране труда или вводе должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217) . Каждое предприятие подлежит аттестации всех имеющихся рабочих мест по условиям труда с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Порядок проведения подобных мероприятий утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569. Согласно статье 216.1 ТК РФ, государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля. К таким органам, например, можно отнести: а) Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды; б) Прокуратуру РФ как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, в том числе посвященных охране трудовых правоотношений.

2. Оформление трудовых отношений

Основным моментом оформления трудовых отношений с работником является заключение трудового договора. Главы 10 и 11 Трудового кодекса содержат основные требования к содержанию трудового договора, а также нормы и требования, предъявляемые к его заключению с работником. Любые изменения условий трудового договора возможны только по взаимному согласию сторон (работодателя и работника). Они подлежат обязательному письменному оформлению и подписанию сторонами. Изменения условий трудового договора инициируются, как правило, работодателем. Работник должен быть уведомлен в письменной форме о таких изменениях заблаговременно, не позднее, чем за два месяца до их введения. К таким изменениям, зафиксированным в главе 12 Трудового кодекса, относятся, например, перевод на другую работу (перемещение), временный перевод на другую работу, отстранение от работы и др. Прекращение трудового договора происходит по ряду оснований, которые прописаны в главе 13 Трудового кодекса. Общий порядок увольнения содержится в статье 84.1 Трудового кодекса.

3. Рабочее время и время отдыха

Рабочим временем, как определено в статье 91 Трудового кодекса, считается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Согласно указанной выше статье, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Трудовым законодательством предусматривается и сокращенное (менее 40 часов в неделю) рабочее время (ст. 92) , а также работа в ночное время (ст.96) , сверхурочная работа (ст.99) и др. Сокращенная продолжительность рабочего времени может быть установлена для работника в зависимости от его возраста, состояния здоровья, особых условий труда (имеются в виду вредные и опасные для здоровья производства). Кроме того, в главе 16 Трудового кодекса прописаны нормы, предъявляемые к режиму рабочего времени. С вопросом рабочего времени тесно связан вопрос о времени отдыха. Что понимается под временем отдыха, какие предусматриваются виды времени отдыха, когда предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный), когда возможно предоставление отпуска без сохранения заработной платы, как исчисляется продолжительность отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск зафиксированы в главах 17, 18 и 19 Трудового кодекса.

4. Оплата и нормирование труда

В статье 129 Трудового кодекса РФ под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется в виде заработной платы. В той же статье Трудового кодекса закреплено легальное определение заработной платы. Оплата труда включает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы. В главе 20 Трудового кодекса зафиксированы основные государственные гарантии по оплате труда работников (ст. 130) , формы оплаты труда (ст. 131), особенности оплаты по труду (ст. 132). Заработная плата, согласно статье 135, устанавливается в трудовом договоре, заключаемом работодателем с работником. Трудовое законодательство определяет порядок, место и сроки выплаты заработной платы (ст. 136), которые необходимо учитывать работодателю. Трудовой кодекс предусматривает особенности оплаты труда различных категорий работников (государственные работники и др.), работающих в определенных условиях (опасные условия, особые климатические и др.) Кроме того, регулируется оплата сверхурочной работы, работа в выходные и нерабочие праздничные дни, работа в ночное время, оплата времени простоя и т.д. Все эти случаи зафиксированы в статьях 144-158 главы 21 Трудового кодекса, и, соответственно, их необходимо учитывать при организации труда. Нормирование труда является одним из важнейших элементов организации труда и участия государства в разработке системного подхода к нормированию труда, одним из гарантий установления социально оправданных и научно обоснованных норм труда. Статья 160 Трудового кодекса к нормам труда относятся нормы выработки, времени, нормативы численности, а также нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. На основе данных норм реализуется очень важный принцип равной оплаты за труд равной ценности без какой-либо дискриминации.

5. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Согласно статье 352 Трудового кодекса Российской Федерации, основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

— самозащита работниками трудовых прав;

— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

В глава 57 Трудового кодекса содержит перечь органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Основным из них является федеральная инспекция труда. Статьи 354-356 Трудового кодекса содержат описание, принципы деятельности, основные задачи и полномочия данного органа. Кроме того, Трудовой кодекс определяет основные права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда, проверяющих организации (ст.357,357,363) . Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности вплоть до обжалования в суде. Статья 360 определяет порядок инспектирования работодателей. Существует ряд государственных надзоров, такие как государственный энергетический надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Их деятельность и полномочия зафиксированы в статьях 366-369 Трудового кодекса. В главе 58 Трудового кодекса отражены особенности защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Работники также имеют право на самозащиту своих трудовых прав, которое прописано в главе 59 ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются созданными в организациях комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. 382 ТК РФ). При этом порядку разрешения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам Трудовой кодекс выделил ряд статей (ст.383-390) . Помимо индивидуальных трудовых споров Трудовой кодекс определяет рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (гл. 61) . Данная форма самозащиты работниками трудовых прав может быть выражена как право на забастовку, собрания и мирные публичные мероприятия и право на объединение и т.д.

В заключении следует отметить, что настоящая статья коротко раскрывает содержание основных норм Трудового кодекса по организации труда. Помимо них, трудовое законодательство включает и другие нормы и правила, которые необходимо учитывать работодателю. Знание трудового законодательства и соблюдение зафиксированных в нем норм и правил позволит избежать ряда трудностей, возникающих в процессе организации труда. И это зависит от того, насколько полными будут эти знания.