Земли сельхозназначения под фермерское хозяйство

Земли сельхозназначения под фермерское хозяйство

Прежде чем приступить к описанию достоинств и недостатков данного вида хозяйственной деятельности, необходимо отметить значение и некоторые особенности двух следующих терминов — самого КФХ и земельного участка, предназначенного для ведения деятельности КФХ.
КФХ — форма организационно правовой коммерческой деятельности объединения граждан, либо одного лица.
Регистрируется КФХ в налоговой инспекции по месту регистрации (место жительства) главы КФХ.
Членов КФХ, не связанных родством, может быть не более 5 человек. Нанятых работников — не более 15 чел.
Имущество для создания или расширения КФХ юридически приобретается (и регистрируется) на имя физ. лиц. При внесении имущества в КФХ создается общая долевая собственность (доли определяются соглашением всех членов КФХ, либо признаются равными по умолчанию). В случае если КФХ создает один гражданин — заключение соглашения не требуется.
Члены хозяйства, желающие выйти из него в праве получить только денежную компенсацию (земельный участок и другое внесенное имущество остается в КФХ).
В КФХ может вноситься и часть имущества физ. лиц. Например, один из двух участков, принадлежащих члену КФХ.
С момента регистрации КФХ вступают в силу налоговые льготы с доходов физ.лиц и действуют в течение 5 лет. Отчетность о ведении деятельности КФХ необходимо сдавать ежегодно в налоговые органы в установленные сроки (на практике же сдача деклараций часто игнорируется фермерами, и налоговые органы их совершенно не контролируют в силу многих причин).
Распоряжение имуществом, внесенным в КФХ, осуществляется главой КФХ, признаваемым и.п.

Участок, для ведения деятельности КФХ:

В большинстве случаев земельные участки выбираются из земель с/х назначения (могут быть предоставлены или приобретены из других категорий — поселения, лесфонд, земли промышленности и т.д.).
Целевое использование (в случае отсутствия разрешения на строительство)- сельскохозяйственное использование (либо сельскохозяйственное производство, что по сути одно и то же).
Участки могут быть зарегистрированы только на имя физ. лица.
На земельном участке возможно получение разрешения на ИЖС с правом регистрации ПМЖ.
Площадь участков практически не ограничена (от 6-ти соток до тысяч га в зависимости от видов деятельности КФХ и общей площади земель района).

Остановимся на одном из важнейших нюансов КФХ, а именно — не связанности возникновения права собственности на участок и создании самого КФХ!
Согласно существующему законодательству, не наблюдается никаких нормативных актов и статей, обязывающих собственника земельного участка, приобретенного для ведения деятельности КФХ, осуществлять регистрацию самого КФХ в соответствующих (налоговых) органах (в отличие от участка для ведения ЛПХ, превышающего максимально разрешенный размер (в каждом СФ — свой)). Следующий фундаментальный вывод: Собственник участка под КФХ еще не является фермером! Согласно существующему порядку на сегодняшние день регистрация КФХ осуществляется по свободной воле собственника независимо от наличия или отсутствия каких-либо прав на земельные участки! Т.е. эти два понятия теперь не связаны друг с другом.
Если не планируется продажа продукции с участка и соответственно, официальное подтверждение права продавать выращенную продукцию, то рекомендуем вообще не регистрировать в налоговой инспекции свое КФХ! Таким образом, избегается необходимость подачи ежегодной налоговой декларации о доходах физических лиц и участок становится подобным дачному, — требуется только получение разрешения на строительство (достаточно стандартная, хотя трудоемкая процедура), также не стоит забывать об уплате ежегодного земельного налога, (который во много раз меньше «дачного», в нашем случае — в 5 раз).
Теперь коснемся темы строительства на участке.

Право возведения зданий, строений, сооружений на земельном участке, приобретенном для ведения КФХ.

Для начала процитируем некоторые фундаментальные основы частей федеральных законов, касающихся строительства на КФХ.

Закон о КФХ, глава 4, п.2: Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

ЗК РФ: Статья 7. Состав земель в Российской Федерации 1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
ЗК РФ Статья 85. п.3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие с градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления.

11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сооружения (типа «лисья нора», баня, сарай, гараж, колодец, теплица, туалет и т.д.), не имеющие капитального фундамента регистрации не подлежат, но требуется получение разрешения на их возведение.
Сооружения можно возводить не только на участке, приобретенном для ведения КФХ, но и на участке, для ведения ЛПХ. Более подробно, читайте, соответственно, в комментарии к закону об ЛПХ.
После получения разрешения на строительство, необходимо в течение трех лет приступить к возведению построек. Часто владельцы участков приступают к возведению строительства не дожидаясь получения необходимой градостроительной документации, касающейся самого здания или сооружения, а также их конструктивных особенностей (СНиП). Лишь после возведения («задним числом») формируется проект застройки и согласование в инстанциях. Таким образом, избегается несоответствие реальной постройки с предварительными требованиями ее возведения. Это возможно только в случае, если застройщик заранее учел и соблюл все необходимые СНиПы самостоятельно! Иначе возможны существенные проблемы при проверке построенного здания и сдаче его в эксплуатацию. Данный путь более рискованный, но бывает, менее затратный. Т.е. главное при возведении постройки соблюсти требования СНиП.
Обязанность собственников земельных участков соблюдать определенные нормы изложена в ЗК РФ:
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Участок не может быть изъят в случае его неиспользования в течение первых трех лет после возникновения прав.
Требования по обработке участка аналогичны требованиям к другим видам целевого использования. Желательно не допускать естественного залесения на значительной части его территории.
В судебной практике не встречается изъятия земельных участков в случае их неиспользования. Изымают или предъявляют санкции только в случае иных видов нецелевого использования, т.е. использования не по назначению.
Исходя из практики, сегодняшнего дня, огромное количество участков залесено, но государство не заинтересовано в их изъятии, поскольку данная процедура очень сложна и затратна.
В стране происходит массовое залесение заброшенных садоводческих и полевых участков фермерских и подсобных хозяйств! Особенно в не престижных для земледелия зонах. Сотни тысяч гектар фактически выходят из оборота землепользования!
Согласно существующему законодательству даже отказаться от заброшенного участка (если например, вам он уже не нужен) в пользу государства не представляется возможным! Это реальная проблема многих садоводов и некоторых фермеров, ибо они вынужденно обязаны продолжать платить ежегодный земельный налог (который постепенно повышается, как и все остальное) и нести иные виды ответственности за свой земельный участок.
Отказ от участка — является двухсторонней сделкой, требующей согласия администрации.
Насильно изъять неиспользуемый участок — еще более сложная процедура.

При регистрации КФХ в налоговых органах, в качестве основного вида деятельности рекомендуем выбрать ОКВЭД 01.12.2 — «Декоративное садоводство и производство продукции питомников» — данная форма прекрасно подходит под нужды РП.

Что нужно знать владельцу участка для ведения КФХ касательно его застройки:
1. Для получения права строительства и возведения зданий, строений и сооружений необходимо осуществить действия по формированию, утверждению и согласованию проекта застройки территории. Соответственно, изменению его целевого использования согласно градостроительных регламентов, указанных в проекте застройки.
2. Необходимо учитывать нормы санитарных, противопожарных и других СНиПов и норм, например, по соблюдению выдержанных расстояний посаженных деревьев от границы участка до соседнего (4м) и до физической границы леса (15м). А также требуется соблюдение градостроительных регламентов при возведении построек.
3. Возведенные ранее здания, строения, сооружения без необходимой для этого документации
3. Следует не забывать, что при отсутствии постановки КФХ на налоговый учет — законно продавать выращенную продукцию нельзя.
4. После регистрации КФХ в установленном порядке, вступает в силу 5-ти летние льготы по уплате земельного налога и других налогов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Поэтому рекомендуется (в случае с коммерческим подходом к выпуску продукции) не спешить с созданием и регистрацией КФХ, а произвести ее в наиболее выгодный для вашей деятельности момент, например, подготовив средства производства или, вырастив необходимую продукцию. Также, для более длительного пребывания в необлагаемом «коридоре», возможно каждые 5 лет ликвидировать и вновь создавать КФХ.
5. При добровольной ликвидации КФХ (выход всех членов хозяйства) право собственности на участок остается (если вносил в КФХ участок один собственник) или делится в соответствии с соглашением, среди внесших в КФХ свои имущественные доли согласно ГК РФ (кратно внесенному имуществу).

Выводы:
КФХ практически по всем юридическим и градостроительным параметрам подходит для всех необходимых целей при создании и развитии Родового Поместья!
В первую очередь, данная форма организационно правовой деятельности и целевого использования земельного участка дает возможность получения разрешения на строительство и регистрации постоянного места жительства, а следовательно, подведения инженерных сетей (ЛЭП, вода, газ и т.д.).
Собственник участка, приобретенного для ведения КФХ, вопреки разошедшемуся мнению — не является фермером, соответственно необходимость в регулярных отчетах, выращивании и продажи продукции отсутствует!

Желаем всем владельцам участков для ведения крестьянско (фермерского) хозяйства воспользоваться замечательными достоинствами и успешно производить развитие своего хозяйства!

C уважением,
Бахарев Владимир.
11.03.2005 г.

Последний раз редактировалось 11.03.2005г.

Аренда земли сельхоз назначения сроком на 1 год

Здравствуйте уважаемые специалисты.

Мне одобрили аренду земли сельхоз назначения в размере 40 гектар. Сроком на 1 год. Под сенокошение и выращивание овощей. Поле не отмежовано и не имеет кадастрового паспорта. По условиям администрации (арендодателя) межевание , кадастровый паспорт и т.д. Я должен делать за свой счёт. Подскажите как правильно составить договор чтобы иметь преимущество в аренде и в дальнейшем арендовать поле на 49 лет, или с правом выкупа? Данное поле частично заросло кустарником.

Ответы юристов (6)

Если Вы зарегистрированы как КФХ, то проблем с заключением договора аренды и его последующим продлением быть не должно.

Если же Вы не являетесь КФХ, то предоставлять в аренду участок администрация должна на торгах.

Внести свои изменения в договор Вам вряд ли удастся, так как у администрации скорее всего будет своя утвержденная форма.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Статья 12.
1. В целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

3. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 настоящей статьи решения.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

8. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности граждане, изъявившие соответствующее желание, вправе подать в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление гражданам таких земельных участков осуществляется в порядке, установленном пунктами 1 — 6 настоящей статьи.

Как выкупить участов земли отведенной под сельское хозяйство

Ищем землю за городом под постройку дома. Приглянулась деревня по Режевскому тракту, Свердловской области. Но там нет свободных участков земли. Все, что есть — земли под сельхоз. использование. Можно ли как то построить там дом и выкупить участок? Слышал, что если сначала взять землю в аренду, а потом построить капитальное строение, появится право на выкуп участка.

Ответы юристов (6)

Согласно статьи 11 ФЗ № 74-ФЗ О крестьянских (фермерских) хозяйствах.
1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Положения ст. 11 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. показывают, что эта норма не запрещает строить жилой дом на земельном участке фермера, но п. 2 данной статьи указывает, что здания, строения и сооружения могут возводиться для осуществления деятельности фермерского хозяйства, то есть для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Аналогичное положение предусмотрено ст. 78 ЗК РФ. В данной ситуации имеются противоречия — т.е. как-будто вы имеете право строить жилой дом и в то же время — только здания для переработки с/х продукции. Из практики — фермеры строят жилые дома и затем обращаются в суд. Как правило уже суды второй инстанции становятся на их сторону.

Есть вопрос к юристу?

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Чтобы построить что-то на землях сельхозназначения, эту землю надо перевести в категорию под ИЖС. Пока не переведете, ВАМ не дадут разрешение на строительство и потом через суд даже не узаконите.

Здравствуйте. Суды Вашего региона исходят из следующего.

Как пример, приведу Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2012 N Ф09-49/12 по делу N А60-14718/2011.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (п. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 6, 7 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

Исходя из приведенных норм права и учитывая, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе целевого использования земельных участков, принадлежность спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении его в частную собственность.

На основании п. 7 ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с положениями Вводного закона.

Из указанных норм следует, что право на выкуп земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежит лицам, имеющим статус сельскохозяйственных организаций или осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, которые используют принадлежащие им земельные участки по целевому назначению.

Более того, положениями ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрена возможность принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.

Таким образом, исходя из изложенного, просто так получить в собственность земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не получится. Необходимо использовать его по целевому назначению.

Если Вы будете использовать его по целевому назначению, для ведения фермерского хозяйства, через 3 года после заключения договора аренды получите в собственность.

Можно ли на землях сельхоз назначения строить подсобные помещения?

Подскажите с ситуацией.

У меня открыта ООО уже как год кажется, сейчас задумался о приобретении земельного участка сельхозназначения.

Участок который я выбрал имеет категорию земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства. Находится в Калужской области.

Могу ли я купив этот участок построить на нем дом для себя, дом для рабочих, птичник (курятник), и подсобные помещения для птицеводства?

Помогите грамотным ответом.

Спасибо, надеюсь на Ваш профессионализм!

Ответы юристов (1)

Григорий, добрый вечер!

Дом как капитальное строение на земле сельско- хозяйственного назначения возводить нельзя. Вообще на землях сельско- хозяйственно назначения строить нельзя, предполагается, что на них будут сеять и пахать. Допустимы только некапитальные постройки типо сарая или навеса для сена, например, которые не нужно регистрировать. Земля сельско-хозяйственного назначения- это категория. Но с этой категорией возможен вид разрешенного использования «для крестьянского фермерского хозяйства». В таком случае застроить можно 30% площади, но частный дом для себя- на таком участке также не зарегистрируют, прописаться в нем будет невозможно. и последнее- как вариант, перевод земли в другую категорию- под ижс (индивидуально жилищное строительство)- на таком участке строить можно дом с этажностью не выше 3х для проживания одной семьи, потребуется согласование и разрешение на строительство.

Если вы удовлетворены ответом, не забудьте нажать кнопку «Ответ юриста был полезен» или «+». Вопросы можно задавать юристу в частном порядке в чате, а также можно использовать функцию «Отблагадорить юриста» на любую сумму.

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

ЗК РФ, Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Уточнение клиента

Согласно ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч.1 ст.77 Земельного кодекса РФ). Такие здания и строения можно строить на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для сельхозпроизводства. Случаи, в которых разрешение на строительство не требуется, предусмотрены ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Для строительства зданий на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленном для сельскохозяйственного производства, требуется разрешение на строительство.

16 Сентября 2016, 12:27

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Земля сельхозназначения под фермерское хозяйство

Здравствуйте! Хочу приобрести участок земли сельхозназначения с целью построить там свой дом для проживания и создать небольшое фермерское хозяйство (планируется посадка плодовых деревьев, выращивание кур, кроликов, выпас коровы — все не в промышленных масштабах).

Также хочу построить на участке гостевой дом, возможно еще что-то. Вопросы:

1) Есть ли какие-то ограничения по кол-ву капитальных построек на участке?

2) Есть ли какие-то ограничения по цели использования (например, на какой-то земле можно только сеять и тп)?

3) В компании, которая продает эту землю (Истринский район, продает агентство недвижимости) говорят, что скорее всего нужно создавать ИП с соответствующим видом деятельности или приобретать такую компанию у агентства вместе с землей. Это действительно так?

4) Какие док-ты должны быть у тех, кто ее продает?

5) Какие еще есть подводные камни в отношении такой земли и какой закон можно почитать, чтобы полнее понимать картину?

6) Какие могут быть проблемы с нецелевым использованием земли (в случае, если мой дом и мини-ферма не будет похожа на полноценное колхозное хозяйство)? Может ли администрация ее отобрать? На каком основании?

7) Могу ли я на такой земле построить, например, небольшой магазин для продажи собранного урожая? 🙂 Спасибо большое!

Ответы юристов (2)

Здравствуйте Закон о крестьянском ( фермерском) хозяйстве установил

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В данном случае это будет 77 ст Земельного кодекса рф.

Для вас будет удобнее всего организовать крестьянское хозяйство в соответствии с этим законом.

Ип вы можете открывать, а можете и не открывать- это по вашему желанию, данные закон вас не обязывает это делать

У тех кто продает землю должно быть право собственности на неё зарегистрированное в росреестре. На счет подводных камней так сказать оч сложно, надо видеть документы собственника земли ( вдруг там сервитут или что то еще), а так документы о регистрации.

На счёт того что будет если ферма не похожа на ферму- нужно будет доказать что вы её используете как то ещё..например стали там строить бизнес центр например, однако критерий по внешнему виду- нет, это могут быть и просто огороды..так и животноводство- в принципе ваши цели подпадают под фермерское хозяйство.

по поводу магазина — в законе таких указаний нет, но думаю что тогда вам нужно будет ип, для удобства. если магазина не будет- тогда вот крестьянское хозяйство.

Но вот дом для жилья на таких землях строить нельзя- только вести хозяйство можно, поэтому получить там регистрацию ( прописку) будет крайне сложно, почти нереально

Уточнение клиента

Спасибо, теперь все более-менее понятно!

15 Октября 2012, 21:14

Правовое понятие категории «земли сельскохозяйственного назначения» содержится в п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ, согласно которой: «землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предоставленные для этих целей».

Строительство жилого дома на таких землях непредусмотренно и вы не сможете его оформить его в собственность.

Из этой ситуации есть 2 выхода:

    Организация крестьянского (фермерского) хозяйства. Коллективное или индивидуальное.
    Перевод категории земли в «земли поселений».

В случае крестьянского хозяйства, не меняется статус таких земель, обычно требуется включить в свидетельство о праве собственности на землю новый разрешенный вид использования – ведение фермерского хозяйства.

Согласно ст. 11 федерального закона от 11.06.03 #74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Минус — вы не будете иметь почтового адреса.

Перевод категории земли — мероприятие длительное, которое может растянуться на год, а порой и дольше, менее полугода практически невозможно. Но и стоимость такого участка будет в разы отличаться.

Юридически, пререводы земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов (как м прочих категорий) регулируются Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

П. 1 ст. 7 ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» содержит закрытый перечень оснований перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий:

    консервация земель; создание особо охраняемых природных территорий; установление или изменение черты населенных пунктов; размещение промышленных объектов на землях сельскохозяйственного назначения; строительство дорог, линий электропередач и иных линейных объектов при наличии утвержденного проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий; включение непригодных для сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса; добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель; размещение объектов коммунально-бытового назначения, если иные варианты размещения данных объектов отсутствуют; выполнение международных обязательств РФ для обеспечения обороны страны.

Если земля предназначена для садоводства, построить капитальное строение будет нельзя, к тому же налагаются ограничения и на габариты дома, и даже на материал и высоту заборов. На участках, предназначенных для огородничества, строить вообще ничего нельзя.

Существует немало требований для того, что бы постоянная регистрация на дачном участке стала возможной. Необходимо будет не только доказать, что дом является капитальной постройкой, но и что к нему можно подъехать в любое время года, что вы проживаете только там и не имеете другого места жительства.

Не смотря на то, что есть решение Конституционного суда, в котором отказ в регистрации в дачном доме признан антиконституционным, есть много причин, по которым вам могут отказать. Постановление КС нормой прямого действия не является, и в случае необходимости регистрироваться придётся через суд. Кстати, это постановление распространяется только на дома, расположенные в черте поселений. На дачи вне населённых пунктов оно не распространяется.

В пригородном дачном строительстве есть ещё один минус. Дачный дом может пойти под снос, если границы города решат расширить. Компенсация при этом не возместит вложенных в строительство капитального здания затрат. Если же дом построен на участке для ИЖС, он в обязательном порядке наносится на генеральный план города. Даже если по проекту застройки он пойдёт под снос, владелец без компенсации не останется.