Злоупотребление полномочиями статья 201 ук рф

Оглавление:

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Особенности уголовного преследования

Злоупотребление полномочиями – использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса РФ).

Основным объектом этого преступления является нормальная деятельность коммерческих или иных организаций, их управленческого аппарата. Дополнительным объектом служат права и законные интересы граждан, интересы общества или государства.

Понятие коммерческих и некоммерческих организаций дано в ст. 50 Гражданского кодекса РФ.

Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Использование полномочий может выражаться как в действии, так и в бездействии — принятии (непринятии) решения и соответствующей его реализации в рамках правовых, а также фактических возможностей.

Использование полномочий в форме действия заключается в выполнении, осуществлении лицом, выполняющим управленческие функции, в пределах своей компетенции действий, предписанных законами, уставными документами организации, инструкциями, функциональными обязанностями, приказами, распоряжениями и иными документами. Такими действиями могут быть, например, издание приказов, подписание договоров, распоряжение материальными ценностями и т.д. Чаще всего злоупотребление полномочиями в форме действия состоит в заключении убыточных сделок, нерациональном распоряжении имуществом, неправомерным расходованием средств организации, получении кредитов на невыгодных условиях и т.п.

Использование полномочий в форме бездействия состоит в неисполнении необходимых действий в интересах организации. Использование служебных полномочий в форме бездействия может заключаться в отказе от предъявления исков о возмещении ущерба, непринятии мер к нарушителям дисциплины, в незаключении или непролонгации необходимых договоров и т.д.

Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Существенный вред может быть причинен как собственной, так и сторонней организации. В последнем случае, как правило, совершается деяние, которое выходит за пределы прав коммерческой или иной организации. Коммерческая или иная организация в рамках законной деятельности на рынке вправе причинять ущерб другим его участникам, например, вследствие добросовестной конкуренции ограничивая объем их продаж, вынуждая снижать цены, вкладывать средства в повышение качества товаров.

Существенный вред является оценочным понятием и выражается как в причинении имущественного ущерба (прямые убытки или упущенная выгода), так и в наступлении иных отрицательных последствий, например в виде морального вреда.

Субъективная сторона злоупотребления полномочиями характеризуется умышленной формой вины, и преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом: лицо осознает, что использует полномочия вопреки интересам организации, в которой выполняет управленческие функции, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного вреда, желает или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично.

Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Субъект злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемое и достигшее возраста шестнадцати лет.

В соответствии с примечанием 1 к ст. 201 УК РФ выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23, а также в ст. 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Часть 2 ст. 201 УК РФ содержит квалифицирующий признак — тяжкие последствия. Тяжесть последствий носит оценочный характер и устанавливается правоприменителем с учетом всех конкретных обстоятельств дела. В частности, тяжкими могут быть признаны такие последствия злоупотребления полномочиями, как банкротство организации, создание аварийных ситуаций, возникновение острых социальных и трудовых конфликтов.

Если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Злоупотребление полномочиями: Видео

Квалификация злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК РФ)

Непосредственным объектом данного преступления являются интересы службы в коммерческих и иных организациях. Дополнительным объектом являются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.

Служба исторически сформировалась как механизм социальной интеграции, согласования деятельности государства, общества, отдельных социальных групп и индивидов, а также обеспечения соблюдения ими закона, прав и интересов друг друга. Поэтому общественные отношения, складывающиеся по поводу служебной деятельности, независимо от ее вида и места осуществления, обладают общими характерными признаками, соответствующими двум векторам (основным направлениям) реализации служебных интересов: а) обеспечению осуществления задач и

эффективного функционирования представляемой

организационной структуры (службы); б) соблюдению при этом «внешних» требований к ее деятельности, установленных правовыми, моральными, профессиональными и прочими нормами либо обусловленных необходимостью
обеспечения прав и интересов субъектов, вовлекаемых в поле деятельности служащего 1 .

Объективная сторона данного преступления характеризуется:

1) деянием в виде использования лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам данной организации;

2) последствиями в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

3) причинно-следственной связью между наступившими последствиями и совершенным деянием.

Использование полномочий в рассматриваемом составе преступления, вытекает из служебного положения субъекта преступления, основанного на авторитете лица, связанном с его служебными функциями [CCXXVI] [CCXXVII] .

В новых экономических условиях под признаки злоупотребления полномочиями подпадают следующие действия: продажа товаров подставным фирмам по

заниженным ценам; нарушение политики ценообразования; попустительство совершению преступления. В акционерных обществах могут иметь место следующие злоупотребления: совершение лицом, выполняющим управленческие функции, действий, входящих в компетенцию иных коллегиальных органов, завышение норм оплаты труда, неверный подсчет голосов в процессе голосования, сокрытие бухгалтерской документации от акционеров, противодействие решениям собрания акционеров, задержка выплаты дивидендов, неверное распределение прибыли между участниками предпринимательской деятельности, представление собранию

акционеров дискредитирующих сведении о лицах, входящих в состав руководящих органов, умышленное нарушение правил ведения реестра акционеров, проведение собрания акционеров без необходимого кворума, составление подложных протоколов собраний акционеров. Таким образом, уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями обусловливается отношениями доверия. Лицо привлекается к ответственности вследствие того, что взяло на себя обязательство распоряжаться частью имущества других лиц. В данной ситуации у человека появляется ответственность перед гражданами, которые доверили ему часть имущественных прав. На почве данного обстоятельства у лица формируется чувство долга.

По конструкции объективной стороны данный состав преступления материальный и признается оконченным с момента наступления указанных последствий.

Факт наступления общественно-опасных последствий при злоупотреблении полномочиями является главным условием наступления уголовной ответственности. В связи с этим ответственность за приготовление к злоупотреблению полномочиями исключается. По тем же основаниям в структуре названного вида преступной деятельности отсутствует и стадия покушения. Покушением являются действия, направленные на выполнение объективной стороны преступления. Любые действия, противоречащие интересам
службы, следует рассматривать как оконченное деяние в случае наступления предусмотренных законом последствий 1 .

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом субъекта преступления и специальной целью в виде извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.

Субъект преступления специальный, т.е. лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в ст. гл. 23 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (примечанием к ст. 201 УК РФ).

Злоупотребление полномочиями имеет ряд общих признаков с составом мошенничества, совершенного лицом с использованием своего служебного положения (и. «в» ч. 2 ст. 159 УК РФ). Основное отличие данных преступных посягательств заключается в способе совершения преступления. Главным признаком мошенничества являются совершенные субъектом манипуляции (совокупность операций), направленные на изъятие имущества у потерпевшего. Служебное положение, система прав, возможностей и привилегий выступают в качестве средства совершения преступления, и, по существу, являются необходимым реквизитом мошеннического трюка. Типичным примером мошенничества, совершенного с использованием

служебного положения, является предложение должностного лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой организации, оказать оплачиваемую услугу без цели ее выполнения. Как правило, потерпевшими в таких случаях являются частные лица, не участвующие в процессах распределения или извлечения прибыли 1 .

В ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак рассматриваемого состава преступления: злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Понятие тяжких последствий оценочное и может выражаться в причинении какого-либо вреда, выходящего за рамки диспозиции ч. 1 ст. 201 УК РФ.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях – это предусмотренные уголовным законом умышленные деяния, посягающие на нормальную управленческую и другую деятельность коммерческих и иных организаций и причиняющие или создающие угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций, охраняемым законом интересам общества и государства.

Родовой объект – отношения в сфере экономики. Видовой – нормальное функционирование коммерческих и иных организаций. Непосредственный – конкретные общественные отношения, обеспечивающие законное осуществление полномочий в коммерческих и иных организациях. Все предусмотренные гл. 23 УК РФ преступления имеют дополнительные объекты (интересы личности, общества и государства).

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ). Объект – нормальная деятельность коммерческой илииной организации, конкретные общественные отношения, возникающие в ходе ее обеспечения. Дополнительный объект – права и законные интересы граждан илиорганизаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона: 1) действие или бездействие субъекта, которые заключаются виспользовании управленческихполномочий вопреки законным интересам коммерческой или инойорганизации; 2) обязательный признак – последствие в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества и государства (например, причинение крупных убытков организации, ликвидация рабочих мест, прекращение выпуска общественно значимой продукции, срыв крупного контракта и т.п.); 3) причинная связь деяния с последствием.

Преступление считается оконченным с момента наступления вредного последствия. По конструкции объективной стороны данный состав является материальным.

Принципиальной особенностью привлечения к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями в соответствии со ст. 201 УК РФ является частичный отказ от принципа публичности уголовного процесса. В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к ст. 201 УК РФ: 1) если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия; 2) если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Субъективная сторона – прямой умысел. Специальная цель – извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам (из ненависти, мести или по иным мотивам).

Субъект специальный, т.е. лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (п. 1 примечания к ст. 201 УК РФ).

Ч. 2 ст. 201 УК РФ. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия. Критерием тяжких последствий могут признаваться: наступление банкротства предприятия, дезорганизация работы предприятий-контрагентов, большое число граждан, пострадавших в результате преступления, подрыв деловой репутации субъектов экономической деятельности и т.п.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). В ст. 204 УК РФ предусмотрено два самостоятельных, корреспондирующих друг другу преступных деяния: незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения и незаконное его получение указанным лицом.

Преступления объединяет предмет – незаконное вознаграждение в точно определенных в законе формах, носящих, в любом случае, только материальный характер. Предметы или услуги нематериального характера, например, позитивная или негативная заметка в прессе, вступление в половую связь, способствование поступлению в вуз, и т.п., не являются предметом данного состава преступления.

Видами незаконного вознаграждения по ст. 204 УК РФ выступают:

1) деньги (в любой валюте);

2) ценные бумаги;

3) иное имущество;

4) услуги имущественного характера.

Объективная сторона по ч. 1 выражается в двух самостоятельных формах, различающихся по предмету:

а) незаконной передаче вознаграждения в виде денег, ценных бумаг, иного имущества;

б) в незаконном оказании лицу услуг имущественного характера.

Деяние в любой форме совершается лицом для получения ответного действия (бездействия) со стороны управленца. Необходимо устанавливать, какие конкретные действия (бездействие) должно было совершить лицо, выполняющее управленческие функции, в интересах дающего. При этом указанные действия (бездействие) обязательно должны быть связаны с занимаемым управленцем служебным положением (например, они могут входить в его компетенцию или он может их совершить благодаря возможностям, открываемым занимаемой должностью). Эти действия могут быть как законными, так и незаконными, в том числе – преступными. Последнее требует дополнительной квалификации как действий лица, которое эти действия совершает, так и лица, участвующего в преступлении в качестве соучастника (подстрекателя, организатора или пособника).

Преступление считается оконченным с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Состав формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

В ч. 2 ст. 204 УК РФ предусмотрены квалифицирующие признаки к преступлению, изложенному в ч. 1 статьи: совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В примечании к статье сформулированы условия освобождения от уголовной ответственности за незаконную передачу вознаграждения. Их два, и они самостоятельны. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Ч. 3 ст. 204 УК РФ. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Ч. 4 ст. 204 УК РФ. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа.

Преступление считается оконченным с момента принятия лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный: лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях настоящей главы, а также в статьях 199.2 и 304 настоящего Кодекса признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

2 — 3. Утратили силу.

Комментарий к статье 201 Уголовного Кодекса РФ

1. Это преступление посягает на нормальную деятельность и интересы службы в коммерческих и иных организациях, а также на права и законные интересы граждан или организаций, общества или государства.

2. Коммерческими организациями согласно гражданскому законодательству (ст. 50 ГК РФ), признаются организации различных форм собственности, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Помимо хозяйственных товариществ и обществ к коммерческим организациям относятся производственные кооперативы, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.

3. Иные организации — это некоммерческие организации, не имеющие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие ее между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, религиозных и общественных объединений (политические партии, профессиональные союзы и т.д.), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законами.

4. Общественно опасное посягательство совершается путем как действия (совершаемого в пределах своих полномочий), так и бездействия (когда не совершаются необходимые действия управленческого характера, выполнить которые лицо было обязано по своему служебному положению), выражающихся в использовании виновным управленческих полномочий вопреки законным интересам организации.

5. Полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, могут быть определены законом или иным нормативным актом и не противоречащими им уставом организации, договором (контрактом), приказом, распоряжением.

6. Положение об использовании лицом своих полномочий вопреки законным интересам коммерческой или иной организации следует понимать широко — как совершение деяния вопреки определенным в законе и в учредительных документах задачам деятельности организации.

7. Анализируемое преступление считается оконченным с момента наступления существенного вреда в результате злоупотребления полномочиями, который по своему содержанию может быть как имущественным (материальным), так и любым другим (моральным, физическим, организационным).

8. Ответственность может быть возложена только на лицо, достигшее 16 лет и осуществляющее управленческие функции (постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности), возложенные на него в установленном порядке, в коммерческой (независимо от форм собственности) либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

9. К организационно-распорядительным следует относить функции по управлению трудовым коллективом (руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины и т.д.), а к административно-хозяйственным — полномочия по управлению и распоряжению имуществом (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.) (см. п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Управленческие функции в коммерческой или некоммерческой организации могут осуществляться единоличным исполнительным органом (например, директором), советом директоров или иным коллегиальным исполнительным органом (например, правлением или дирекцией). Как правило, подобные лица наделены и организационно-распорядительными, и административно-хозяйственными полномочиями.

10. Постоянным выполнением функций считается их осуществление бессрочно, т.е. без установления срока, или в пределах срока полномочий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Под временным выполнением функций следует понимать осуществление их в пределах установленного, обычно — кратковременного, срока или без установления такого срока, но при эпизодическом поручении при наличии специальной оговорки о временном исполнении обязанностей. Наделение лица специальными полномочиями заключается в абсолютно четком и конкретном определении его действий, которые должны быть совершены для достижения заранее поставленных целей (заключить договор на определенных условиях и т.д.). Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, может быть признан арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и руководитель временной администрации, назначенной ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

11. Злоупотребление полномочиями — преступление, совершаемое с прямым умыслом; необходима также специальная цель — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц (родственников, близких, деловых партнеров и т.п.) либо нанесение вреда другим лицам.

12. Понятие тяжких последствий (ч. 2 комментируемой статьи) в законе не раскрывается. К ним, очевидно, можно отнести: крупную аварию, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах или значительному числу потерпевших, потерю значительного количества рабочих мест и др.

13. В примечании 2 предусмотрен особый порядок возбуждения уголовного преследования. В случае если деянием причинен вред исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется лишь по заявлению или с согласия организации.

14. Если же существенный вред наносится интересам других организаций, а также гражданам, обществу и государству, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Статья для генерального. Как не оказаться за решеткой за злоупотребление полномочиями

Статью 201 УК РФ часто используют как механизм наказания руководителя при возникновении финансовых сложностей компании, поскольку лишь в редких случаях дела о фиктивном или преднамеренном банкротстве доходят до судов. Этот состав преступления несложно расследовать, поэтому кредиторам (а к слову, еще и собственникам бизнеса) с приговором по ст. 201 УК РФ в отношении руководителя компании проще привлечь его к субсидиарной ответственности или взыскать убытки. Бывают также случаи, когда через привлечение к уголовной ответственности по этой статье учредители пытаются таким специфическим образом наказать генерального директора.

Анализ судебной практики за последние пару лет показывает, что руководителю коммерческой организации следует избегать следующих банальных на первый взгляд ситуаций, создающих риск привлечения к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ.

Заключение договоров с так или иначе подконтрольными посредниками (независимо от цели) должно быть разумно и объективно обосновано в интересах деятельности компании. Например, руководитель предприятия был осужден по ст. 201 УК РФ за то, что он с целью оптимизации сроков зачисления денежных средств по большому контракту «прогнал» деньги через субподрядчиков. С точки зрения директора, это обеспечило более равномерное зачисление денег, а значит, и обязанности по уплате налогов. Однако, как установило следствие, такими субподрядчиками были подконтрольные директору фирмы, в которых он был учредителем либо конечным бенефициаром. Таким образом, следует проявить бдительность при заключении любых сделок с подконтрольными субподрядчиками, особенно если к моменту подписания таких договоров они не осуществляют фактической деятельности.

Руководитель организации должен обеспечивать своевременную оплату по обязательствам компании. К таким выводам последнее время все чаще и чаще стали приходить суды, рассматривая дела по ст. 201 УК РФ. В частности, если на счетах фирмы не имеется достаточного количества денежных средств для своевременного исполнения всех обязательств, то оплата должна производиться в порядке, установленном законом (заработная плата, налоги и сборы в приоритете, оплата по остальным сделкам в порядке наступления времени оплаты). При этом руководитель должен стремиться минимизировать или в идеале избежать вовсе образование просрочек и неустоек. С учетом этого генеральному директору нужно контролировать поступление денежных средств на расчетные счета компании, а также своевременно и максимально полно оплачивать заработную плату, налоги и счета контрагентов.

Под квалификацию по ст. 201 УК РФ попадает продажа активов компании, когда генеральный директор не получает соответствующего одобрения сделки от органов управления компании, а также продает актив по значительно заниженной стоимости. При этом следует понимать, что перед продажей активов (особенно относящихся к основным средствам производства) необходимо получить одобрение сделки (как крупной или с заинтересованностью), а кроме того, иметь обоснование такой продажи (точный ответ на вопрос, почему продажа этого актива не вредит интересам общества) и заключение профессионального оценщика о стоимости актива.

Конечно, это далеко не полный перечень ситуаций, которые создают риск для генерального директора, поэтому можем рекомендовать любому руководителю перед совершением крупной сделки, которая может быть неоднозначно истолкована с точки зрения соблюдения интереса компании либо может повлечь неоправданные риски для предприятия, скрупулезно оценить уголовно-правовые риски.

24 ноября 2016 года

• Какие ситуации могут быть истолкованы сотрудниками правоохранительных органов как направленные на злоупотребление полномочиями
• Как исключить риски обвинения по статье 201 УК РФ при заключении сделок с госучастием

Впоследнее время, примерно с 2010 года, прослеживается тенденция увеличения количества уго- ловных дел, возбужденных по ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Объяснить это можно тем, что именно в 2010 году приняты поправки в ст. 108 УПК РФ, запрещающие избрание меры пресечения в виде заключения под стражу по ст. ст. 159, 160, 165 УК РФ (Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ1 ), если инкриминируемые деяния совершены в сфере предпринимательской деятельности.
Более того, в 2012 году основной состав, используемый для возбуждения уголовных дел против предпринимателей — ст. 159 УК РФ — был отнесен к категории частно-публичных преступлений (Федеральный закон от 29.11.2012 № 207- ФЗ2 ), соответствен- но, возбуждение уголовных дел в отношении бизнесменов стало возможным только при наличии заявления потерпевшего, что существенно осложнило работу правоохранителей. До этого дело могло быть возбуждено по рапорту оперативного сотрудника полиции, выявившего признаки преступления.
Наибольшее количество дел по ст. 201 УК РФ возбуждено в отношении руководства компаний с прямым или опосредованным государственным участием
С учетом того, что ранее крайне редко инкриминируемая статья УК РФ становится все более популярной, считаем целесообразным: выявить уголовно-правовые риски, которые несет руководство компаний с госучастием, и организаций, привлеченных в качестве соисполнителей по госконтрактам; рассмотреть наиболее вероятные последствия возбуждения уголовных дел; изложить рекомендуемые методы защиты, которые могут применяться для минимизации указанных рисков.

Уголовно-правовые риски

Уголовно-правовые риски — это риски проведения в отношении компании полицейской проверки и/или возбуждения уголовного дела.
Статьей 201 УК РФ предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок до 10 лет за злоупотребление полномочиями, то есть за «использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам организации если это деяние повлекло причинение вреда правам и законным интересам граждан или организаций, либо общества или государства».

Данная статья содержит две части, различающиеся между собой тяжестью при- чиненного вреда и ответственностью за это (до 4 лет и до 10 лет лишения свободы соответственно). При этом ни законодателем, ни решениями судов высших инстанций не раскрываются такие понятия, как «существенный вред» и «тяжкие последствия», которые являются оценочными, и их трактовка дается только в комментариях к УК РФ.
Так, по мнению председателя Верховного суда РФ В. М. Лебедева, отраженному в комментарии к УК РФ3 : «Существенный вред, причиненный злоупотреблением полномочиями, может выражаться как в потерях материального (имущественного) характера, так и в виде физического вреда, в нарушениях прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства.
Тяжкими могут быть признаны последствия, выразившиеся в экономическом разорении потерпевших, в крупных авариях, в причинении смерти или тяжкого вреда здоровью, в срыве осуществления государственными органами или общественными организациями экономических, социальных и других значимых для общества функций»
Следует отметить, что существует ряд особенностей при возбуждении уголовных дел по ст. 201 УК РФ и при привлечении конкретных лиц к ответственности (субъект преступления), которые отражены в примечании к данной статье.
1. В случае причинения вреда интересам только коммерческой организации уголовное преследование по ст. 201 УК РФ может быть инициировано только по заявлению или с согласия этой организации. При этом в случае причинения вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих осно- ваниях, и для возбуждения дела достаточно рапорта сотрудника полиции о ставших ему известными признаках противоправного деяния, либо заявления любого физического лица или представителя юридического лица, чем и пользуется полиция, возбуждая уголовные дела в связи с деятельностью компаний, имеющих государственное участие.
2. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 201 УК РФ, является лицо, выполняющее управленческие функции (функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационнораспорядительные или административно- хозяйственные функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением).
Однако и иные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье, но только в качестве соучастников (организатора, подстрекателя или пособника), в связи с чем возбуждение уголовного дела по ст. 201 УК РФ вовсе не означает, что наказание может понести только руководство конкретной организации. В качестве соучастников риск привлечения к ответственности несут в первую очередь сотрудники самой организации, а также представители компаний-контрагентов.

Основания возникновения рисков

Привлечение соисполнителей при выполнении госконтрактов.

Расходы на обеспечение деятельности руководства.

Нарушение действующего законодательства.

Причины реализации рисков

Деятельность правоохранительных органов.

Трудовые споры.

Недобросовестная конкуренция и рейдерство.

Конфликт интересов.

Поиск виновного.

Последствия возбуждения уголовного дела

Если в ходе проведения полицейской проверки правоохранителям удается собрать информацию, свидетельствующую о наличии признаков преступления, возбуждается уголовное дело, которое неизбежно влечет за собой проведение обысков с изъятием документации и электронных носителей информации, допросов, очных ставок и иных следственных действий, причем не только с участием работников организации, руководству которой следствие пытается вменить злоупотребление полномочиями, но и с участием представителей компаний-контрагентов.
Как показывает практика, проведение следственных действий приводит к вмешательству в финансово-хозяйственную деятельность организаций, дестабилизации их нормальной работы и непредвиденным временным, моральным и материальным потерям. А поскольку расследование уголовного дела фактически может длиться неопределенный период времени, масштаб указанных последствий для компании может быть столь велик, что организация его попросту «не переживает», либо происходят кардинальные изменения в организации, вплоть до смены руководящего состава и модели финансово-хозяйственной деятельности
Кроме того, как уже вначале было сказано, важной особенностью расследования уголовных дел по ст. 201 УК РФ, является то, что она не включена в список тех статей, при проведении расследования по которым в отношении подозреваемых и обвиняемых не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу (если инкриминируемые деяния совершены в сфере предпринимательской деятельности) — ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. Иными словами, возбуждение уголовного дела за злоупотребление полномочиями дает следствию законные основания ходатайствовать перед судом об аресте подозреваемых или обвиняемых. И следственные органы выходят в суд с такими ходатайствами, а суд в свою очередь удовлетворяет их.

ИЗ ПРАКТИКИ. В ноябре 2012 года Кировский районный суд г. Томска избрал в отношении эксруководителя ОАО «ТПО Контур» (100% акций принадлежит госкорпорации «Ростех») Игоря Иткина меру пресечения в виде заключения под стражу (кассационное определение Томского областного суда от 15.11.2012 по делу № 22-5749/2012). На момент ареста следствие инкриминировало Иткину совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 201 УК РФ, в связи с продажей аффилированному обществу недвижимости ОАО «ТПО Контур» с последующей ее сдачей в аренду продавцу, а также в связи с оплатой за поставку товароматериальных ценностей без реального исполнения договоров поставщиками.
При обжаловании в Томский областной суд постановления Кировского районного суда г. Томска от 27.12.2012 о продлении сроков содержания Иткина под стражей, защита ссылалась на то, что первоначально уголовные дела были возбуждены по ч. 4 ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата», что исключало арест. По мнению адвоката, следователь незаконно предъявил Иткину обвинение по ч. 2 ст. 201 УК РФ с единственной целью — ходатайствовать о заключении под стражу (кассационное определение Томского областного суда от 24.01.2013 по делу № 22-798/2013).
Однако кассационная жалоба была оставлена без удовлетворения и Иткин в настоящее время продолжает находиться в условиях изоляции от общества.

Способы защиты

Чтобы минимизировать (исключить) риски возбуждения уголовного дела по ст. 201 УК РФ, необходимо исходить из причин и оснований возникновения таких рисков, в связи с чем могут быть даны следующие рекомендации.
1. Исключение аффилированности в схеме взаимоотношений: государственный заказчик — исполнитель (подрядчик) с гос-участием — соисполнитель (субподрядчик). Выявление наличия аффилированности руководства исполнителя с иными участниками схемы взаимоотношений значительно облегчит задачу правоохранительных органов при принятии решения о возбуждении уголовного дела, и с высокой степенью вероятности будет расценено как подтверждающее наличие цели совершения преступления — извлечение выгоды и преимуществ для себя или других лиц.
2. Фактическое исполнение договора силами соисполнителя. Наличие неопровержимых доказательств исполнения договора соисполнительства силами соисполнителя существенно уменьшает риски предъявления претензий представителям соисполнителя как соучастникам совершения руководством исполнителя злоупотребления полномочиями
3. Снижение риска возникновения конфликта интересов. С учетом того, что такая причина возбуждения уголовных дел далеко не редкость, принимая непосредственное участие в создании/развитии конфликта интересов, необходимо соотносить риски, которые могут быть понесены, и цели, ради которых данный конфликт возникает. Желательно выявлять такие конфликты и минимизировать их.
4. Исключение случаев некорректных увольнений работников. Расторгая трудовые отношения с работником, располагающим информацией, компрометирующей деятельность общества, следует объективно оценивать последствия, которые может повлечь его недружественное увольнение.
5. Получение согласия акционера на совершение сделок. Если согласно уставу организации или действующим правовым нормам сделка предполагает необходимость одобрения акционерами (участниками), получение такого согласия может значительно снизить риски предъявления претензий за злоупотребление полномочиями.
6. Утверждение порядка и размеров финансирования расходов на топ-менеджмент. Наличие утвержденного акционером (участником) организации внутреннего документа, регламентирующего порядок и размеры финансирования расходов на руководство организации, при условии его соблюдения, исключит вероятность предъявления претензий за такие расходы.
7. Правильное хранение документов и электронных носителей. Бухгалтерская документация, являясь первоочередным доказательством по экономическим преступлениям, представляет наибольший интерес для правоохранительных органов. Хранение бухгалтерских документов следует организовать таким образом, чтобы исключить возможность несанкционированного доступ к ним и их изъятия.
8. Подготовка сотрудников компании к полицейской проверке, обыску, допросу. Предоставление работниками организации в ходе проведения полицейской проверки, обыска или допроса неконтролируемого объема информации сотрудникам правоохранительных органов может значительно усложнить задачу выстраивания позиции защиты. Сотрудники компании должны знать свои права при проведении вышеуказанных мероприятий и уметь ими пользоваться.
9. Уголовно-правовой аудит и внедрение системы защиты. Проведение уголовноправового аудита в организации позволит выявить существующие риски, после чего следует выработать эффективную систему защиты и внедрить ее в компании.
Комплексное проведение указанных мероприятий — наиболее действенный способ снижения уголовно-правовых рисков.

ЛИТЕРАТУРА
1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Фе- дерации (постатейный). — 7-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. М. Лебедев. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 1158 с.